Сванетия На Карте Грузии

Сванетия — ее карта и красивые фотографии

Сванетия это уникальный горный район расположенный на северо-западе Грузии. Сванетия является самой высокой точкой Грузии, ведь расположена она на склонах Кавказского нагорья. Сванетия несет в себе ряд духовных и исторических ценностей. Некоторые объекты внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (11 фото Сванетии)

Весь участок Сванетии разделяется на два района: Верхнюю и Нижнюю Сванетию, причем каждый из этих районов не похож друг на друга. Основной для туристов да и в целом является Верхняя Сванетия. Она представляет собой высокогорную долину близ реки Ингури. Конечно нельзя так категорично отдать статус лучшего района над другим, потому что и у того и у другого сильных сторон больше чем слабых. Но тем не менее Верхняя Сванетия является более красивым и живописным местом.

Так же большинство исторических памятников находятся именно в Верхней Сванетии. В обще Сванетия это потрясающее место, здесь царит непередаваемая атмосфера красоты сочетающаяся с великим исторических духом прошлого. Удивительно, но именно тут находится большинство исторических достояний Грузии. Так сложилось, что из-за труднодоступного географического расположения именно здесь сохранились экспонаты многовековой истории Грузии.

Это и уникальные древние иконы, старинная письменность а так же уникальные архитектурные строения и многое другой. Фактически Сванетия это музей под открытым небом. В то время когда вся планета воевала или занималась развитием науки, здесь жизнь как будто замерла и течет в своем непринужденном русле. Конечно нельзя сказать что сейчас это отстающий район Грузии, сюда проникли все радости цивилизации, но вот атмосфера осталось прежней. Все здесь подчиняется своим многовековым правилам, а повиновения основано на возрастных категориях. Сванетия и ее фотографии.

Но визитной карточкой для туристов стали древние каменные башни расположенные здесь практически везде, всего насчитывается порядка 250 таких вот оборонительных столбов. Дело в том что внешних агрессоров у Грузии хоть и не было но вот межплеменные стычки проходили регулярно, воевали целыми семьями. Вот и приходилось древним жителям строить подобные защитные крепости. Структура башен такова: они представляют собой вертикальное сооружение, в высоту достигают 20 метров, ширина 4 метра, на верху деревянная крыша.

К каждой такой башни обязательно примыкал свой дом, в котором и жили хозяева башни.

Сванетия — ее карта и красивые фотографии

В случае опасности они прятались в своей крепости, в которой кстати могли прожить довольно долго. В башнях специально были заготовлены продовольственные запасы. Так же башня включала в себя ряд отверстий для ведения боя. Таким образом башня становилась совершенно неприступной. Рождение этих крепостей относят к 9 — 12 веку. Многие из них сохранились до наших дней в отличном состоянии.

А некоторым и не повезло. Значительная часть архитектуры Сванетии была уничтожена в результате войны с Грузией Российской империи в 18 веке. Тогда русские войска буквально разбомбили большинство подобных башен и сожгли ряд жилых строений. Сегодня в Сванетии находятся уникальные памятники православной культуры, здесь обнаружены древние православные церкви из камня.

Так как Сванетия это горный район, фактически расположенный на склонах нагорья, то и альпинизм здесь, как в одном из красивейших мест на земле, занимает особую роль. Более того, альпинизм в здешних краях считается национальным видом спорта. Обычно альпинизм Сванетии связывают с легендарным Михаилом Хергиани, который лично покорил все здешние вершины и именно после него осуществлялись многие трудные восхождения. Также его знали под прозвищем «Тигр скал».

Посмотреть и полюбоваться на здешние красоты с высоты птичьего полета приезжают многие. И действительно посмотреть здесь есть на что, а уже тем более есть где полазить. Необычна структура Кавказского нагорья представляется серьезной задачей порой даже для опытных альпинистов. А что касается пейзажей, то завораживающие склоны гор на фоне густого покрова леса, послужат вдохновением на нечто большее даже для самых бездушных циников природы.

Административным центром Сванетии является город Местиа. Несмотря на его небольшие размеры он всегда был и остается центром грузинской культуры. Так же Местиа является нынешним отправным центром для приезжающих. Карта Сванетии.

Благодаря уникальным качествам перечисленным выше, Сванетия год за годом все прочнее укореняется в сердцах туристов, заставляя их приезжать и любоваться здешними красотами снова и снова. Приятных Вам впечатлений от путешествий и оставайтесь с нами.

Так же стоит посмотреть — Гора Кайлас в Тибете, Горный Тибет — удивительно красивый участок в Азии,Город Баган.

Комментарии

Сванетия

20 ноября 2011 Калейдоскоп, Вокруг света, Горы

Сванетия расположена в северо-западной части Грузии и представляет собой горную историческую область. Населена сванами. Традиционно подразделяется по Сванетскому хребту на две зоны (исторически, территориально-географически) и состоит из Нижней и Верхней Сванетии.

История Сванетии

В середине 16 века Верхняя Сванетия в результате разделения Грузинского царства фактически вошла в подчинение имеретинского царя. На западе долины возникло владение, в котором княжил род Дадешкелиани. Оно и было впоследствии названо Княжеской Сванетией. Остальная территория считалась вольной (там управляли вольные общества). Эта часть была именована Вольной Сванетией. И первая, и вторая зоны формально были присоединены к Российской империи, однако до завершения 1840-ых годов там не было присутствия ни русского православного духовенства, ни российских властей. В 1859-ом княжество упразднили, а район сделали отдельным приставством Сванетии, которое входило в Кутаисское генерал-губернаторство.

Вследствие распада того же Грузинского царства Нижняя Сванетия была присоединена к Мегрельскому княжеству, частью которого являлась почти до середины 19 века. В 1833-ем эта территориальная единица (княжество) стала единой составной частью Российской империи. В 1867-ом году она была упразднена насовсем, а ее территории примкнули к Кутаисской губернии. Начиная 1887-ым годом, Нижняя Сванетия была введена в состав Лечхумского уезда.

Верхняя Сванетия – Ушгули, Местия и другие общины

Верхняя Сванетия насчитывает большое число общин, сформировавшихся исторически, а также имеет множество интересных населенных пунктов.

Местия является наиболее крупным поселением указанной территории и административным центром района. В нем насчитывается порядка 2600 человек. Там имеется информационный центр, гостевые дома, отели и торговые центры.

Ушгули – это самое высокогорное общинное поселение Европы и расположено в 2200 метрах над уровнем моря. Находится поблизости от горы Шхара, у истока речки Ингури. Представляет собой традиционное место паломничества туристов, приехавших в Сванетию. Община включает в себя 4 небольших населенных пункта (Муркмели, Чажаши, Чвибиани, Жибиани). Благодаря средневековой культуре, которая сохранилась там достаточно хорошо, поселение признано архитектурным памятником и занесено ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Бечо еще одна крупная община, насчитывающая 11 сел (Мазери, Твебиши, Багвданари, Чохулди, Наштколи, Ушхванари, Чхиданари, Эбуди, Ланхври, Доласвипи, Доли). Вписана меж хребтами Мезири и Бали ущелья Долра (расстояние между ними – 18 км). Она дает начало самым востребованным туристическим маршрутам на Эцери, Местию и к леднику Ушбы.

Ипари – община из 5 некрупных сел (Зегани, Адиши, Накипари, Загари, Богреши), в которой проживают около 300 человек. Через нее пролегает путь между Ушгули и Местией. Она имеет такие достопримечательности, как знаменитая Башня любви, возвышающаяся на громадной глыбе в р. Ингури, и храм Св. Георгия.

Хаиши является практически первой общиной в направлении со стороны Зугдиди. Она довольна крупная по численности: в ней проживают порядка 1700 человек. Состоит из 13 населенных пунктов, исключая само село Хаиши (Цицхвари, Кведа-Цирминди, Зеда-Цирминди, Лебурцхела, Барджаши, Тотани, Идлиани, Налкорвали, Скордзети, Лалхорали, Зеда-Веди, Кведа-Веди, Кведа). Интерес представляет построенный там Архангельский храм и село Хаиши – как своеобразный центр Княжеской Сванетии.

Кроме того, в Сванетии имеются еще несколько больших и малых общин, каждая из которых играет свою роль в туристической жизни региона. Это – Адиши, Кала, Латали, Лахамула, Ленджери, Мулахи, Накра, Пари, Цвирми, Цхумари, Чубери, Эцери.

Сванетия: гора Ушба

Гора Ушба – природная достопримечательность Сванетии с двумя вершинами (Южной и Северной). Последняя из них хорошо просматривается с Угирского перевала, вторая – со стороны Бечо. Гора Ушба признана одной из наиболее красивых и в то же время суровых в кавказском регионе. Она расположена в южных острогах Кавказского хребта, в Шхельдинском ущелье (в самом его конце). Южная верхушка немного выше Северной и уходит вверх на 4710 метров, тогда как Северная достигает 4690 метров.

Имеющееся между ними пространство называется Ушбинской перемычкой или попросту трубой, поскольку в ней всегда дуют порывистые ветра. В целом, в переводе со сванского языка «Ушба» звучит как «Шабаш ведьм», что вполне оправдано своенравным и жестоким норовом горы, которая не каждого выпускает из холодных объятий. Гора Ушба состоит преимущественно из гранитов и очень крутых склонов.

Сванетия – альпинизм

Сванетия – идеальный альпинистский массив, состоящий из маршрутов любой сложности. Например, восхождение на Ушбу проходит по трассам категории А – от 4 до 6 уровня (сложные и очень сложные). Гора Ушба считается самым труднодоступным четырехтысячником в мире. Маттерхон преодолеть немного легче – по нему проходят маршруты в пределах категорий 3-5.

Традиционно базой для альпинистов считается поселение Мазери (община Бачо). От него берут начало и высокогорные восхождения, и просто треккинги к леднику. Протяженность последнего – 10 километров, затраты по времени – 8 часов, высотные перепады – в пределах 1600 (минимум) и 2700 (максимум). Полное альпинистское восхождение занимает примерно 6 суток, исходя из погодных условий.

Ушба окружена склонами, обрывающимися трудновосходимыми стенами, отчего гора представляет сложность даже для альпинистов-профи. К примеру, ее северный рог был покорен только с 4-го раза (в 1888-ом), а южный – подчинился только с 16-ой попытки (в 1903-ем). В качестве альпинистского массива также выступает северо-восточная сторона горы Ушба, так называемое «зеркало».

Гостиницы Сванетии

В Сванетии предлагается несколько типов жилья для обычных заезжих, альпинистов и туристов:

  • стандартные гостиницы (всего их 5 – Сванетии, Местия и Тетнульди в Местии, Хацвали в одноименном пункте близ лыжной трассы и одна в Бечо);
  • хостелы (Нест-Хостел и Сети в Мести, появившиеся совсем недавно);
  • семейные гостиницы (жилые дома, переоборудованные для приема постояльцев; насчитываются две-три – Нино в Мести и Лалета в Латали);
  • гостевые дома (отличаются от предыдущих большим уровнем комфортности и обслуживания; встречается около 30 таких мест для отдыха).

Транспорт Сванетии

В Сванетию ходят маршрутки, однако они настолько непредсказуемы, что даже сами местные жители предпочитают перемещение автостопом. И туристам, увешанным всевозможными рюкзаками, ездить на них гораздо проблематичнее. При желании можно заказать джип, но это обходится крайне дорого. На небольшие дистанции советуют передвигаться на конях или пешком.

В Сванетию можно добраться на рейсовых автобусах, которые ходят туда из Зугдиди, Кутаиси и Тбилиси. Наиболее частые из них – тбилисские. В летнее время их нередко пускают по автобусной линии до 15 машин за день.

Восхитительная Сванетия – где небо прикасается к земле!

Также можно приехать на собственном авто по недавно отремонтированной местийской трассе.

Кроме того, для тех, кто ценит время, предусмотрены самолеты канадской марки Оттер, которые следуют прямо из международного аэропорта г. Тбилиси в райцентр Местия, в аэропорт им. Царицы Тамары.

Автор: Елена Тихонова
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

мать-дочь

Добрый день, у меня такой вопрос насчет отношений мать-дочь. Интересно мнение\знания психологов и личный опыт непсихологов. Мы с мамой долго и счастливо пребывали в неком нарциссическом симбио… Читать дальше →

— 3   —

Западная Грузия — Сванетия

Местия, Ушгули

Не будь в мире путников — не было бы и дорог.

Итак, ни соло не купавши, не загоравши, но зато до отвала накормивши комаров, едем вновь в горы – в Сванетию. 35-ти градусная жара уже утомила и хочется горной прохлады.
Имея уже опыт пребывания в горах – на равнине закупились вином, сыром, помидорами и фруктами.
Дорога в высокогорную Сванетию протяженностью 130 км. идет по ущелью Ингури. Она очень живописная, но сложная и утомительная. Как и все горные дороги с бесконечными серпантинами, поворотами, обрывами и скалистыми ущельями, но почти на протяжении 70 км. асфальтовая и даже с тоннелями..
Это и не удивительно – в горах Сванетии много населенных пунктов с столицей в г. Местия.

Сванетия славится большим количеством хорошо сохранившихся башен и древними церквями.


Мы думали, что едем в горную глушь, но добравшись до Местии были немало удивлены видом этого горного городка, напомнившего нам европейский альпийский курорт.
Оказалось, городок Местия — это реконструкция под спонсорством европейцев.

Опрятные сванские домики, кафе, магазинчики. Мы сначала подумали, что можно было и не покупать продукты внизу, но узнав цены не пожалели об этом – все дороже раз в 5. Это касается овощей, фруктов и вина. А вот местных бабушкиных пирогов с сыром, мясом, фасолью — кубдари, мы поели.

Местия – столица Сванетии. Она лежит на слиянии двух горных рек на высоте 1500 м над уровнем моря. В этой горной глубинке есть мэрия, полиция и Дом Юстиции, а также аэродром.
Центр Местии – полностью реконструированная в 2005-2010 годах площадь Пьяцца, названная также в это время. Проект реконструкции площади разрабатывал немец Юрген Майер.

Конный памятник царице Тамаре

У каждого дома своя (родовая) башня. Узнали, что в одной из башен находится частный музей. Все дома и башни расположены на очень крутых склонах. По улочкам , между домами можно перемещаться только на лошади или пешком. Но наши Джимки – это пони автопрома, поэтому карабкались они между старинными башням и домами легко и непринужденно. Видимо по этой причине нам именно в Сванетии попадалось очень много Джимов.




Башни хорошо сохранились и снаружи и из нутри.


В башне несколько этажей. На каждый этаж ведет лаз, который сверху закрывается каменной плитой.

Узенькое окошко башни — чтобы никто не пробрался. Только кто ж на такую высоту залезет по отвесной стене?

Вид на Местию с крыши башни.


Вход в башню закрывается толстенной деревянной дверью.

Сваны – это грузинский субэтнос со своим диалектом. Испокон веков они делились на кланы и враждовали между собой. Фамилии сванов заканчиваются на «ани».
Многие криминальные авторитеты имеют сванское происхождение. Но также у сванов есть свои положительные знаменитости из числа спортсменов: шахматистка Нана Иоселиани, футболист Давид Кипиании и альпинист Михаил Хергиани.


Для туристов, у которых нет палаток в Местии много хостелов, где можно остановиться. Мы же решаем поехать в горы. Прямо над Местией в горах находится озеро по форме похожее на лист клевера. Туда и тронулись.
А дорога то оказалась не из легких. Круто вверх , по серпантину с глубокими промоинами от потоков воды по середине.

Въехали в облака, пошел дождик – стало скользко, на колеса тут же намоталась грязь, а впереди крутейший подъем. По карте до озера еще километр будет, уже стемнело, а дождь так и льет – решили не рисковать и заночевать, не доезжая до озера.


А утро то вечера намного мудренее будет.


Гора Ушба (4700м.) вечером пряталась в облаках



Вокруг потрясающий вид белоснежных горных вершин.




На верху опять сыро и ветер гоняет облака.


Поднявшись к озеру, мы не сразу и поняли, что это то самое озеро. Ожидали увидеть ОЗЕРО, а это оказалась, по нашей оценке, большая лужа. И не только нас постигло разочарование, но и других туристов, которые сюда добрались пешком. Немцы, увидев, что у нас есть карты, долго пытали нас, где же горное озеро в виде листика. Когда же мы им втолковали, что это оно и есть, немчура приуныла – наверное всю ночь сюда карабкались.

Оказалось, есть секрет — смотреть на озеро надо сверху, а для этого еще метров 300 пришлось карабкаться по овечьей тропе.

И озеро оказалось не одно – вокруг него еще несколько небольших водоемов. Находясь на одном уровне с озером, этого вообще не видно. Маленькие букашечки справа — наши машинки.

Особого сходства с листком клевера мы не заметили, но не поленившись подняться выше, мы все-таки смогли оценить необычную форму и красоту высокогорного озерца.

Как ни странно – чем выше тем хуже видимость, так как поднимаешься над облаками, только их, проносящихся мимо и видишь. Но стоит спуститься чуть ниже — под облака, и чувство восторга от открывшихся, головокружительных, сногсшибательных видов, переполняя тело и душу, рвется наружу словами песни «Широка Страна моя родная – много в ней». Ой, чтой -то я, это ведь не моя страна. Ну, накатило так накатило.




Сверху хорошо видно взлетную полосу и современное здание аэровокзала Местии.


Сванские села группируются в общины. Едем в общину Ушгули.


Дорога опасно проходит по краю узкого, но очень красивого каньона с бешено бурлящей на дне рекой.

Река Инаури



Ушгули – второе после дагестанского Куруша по высоте поселение в Европе. Состоит из четырех поселков: Жибиани, Чвибиани, Муркмели Чажаши.
Высота Ушгулинской общины колеблется между 2100 и 2200 м.


Сванские башни лучше сохранились, нежели их аналоги в Тушетии и в Хевсуретии.


Все как и в стародавние времена.

В этом месте наше путешествие по Сванетии должно было бы закончиться и возвращаться мы намеревались той же дорогой, по которой приехали сюда.
Любуясь окружающими нас видами заметили снежный язык, сползающий с горы – по карте — ледник Шхара. Интересно. Вроде совсем рядом. Поехали.
Как же здорово быть независимым путешественником – хочу туда, хочу сюда. Хочу и еду.



В таких условиях – среди высоченных, многокилометровых гор, глаза совершенно не верно оценивают масштаб и расстояния. Нам казалось ледник рядом. Но мы сначала ехали по каменной долине реки Ингури – расстояние до ледника не уменьшалось, Потом шли пешком по камням вдоль реки, потом продирались через лес. Часа три мы добирались до ледника вместо 20 минут, рассчитанных нами. До самого же льда так и не дошли – устали жуть, да и солнце стало садиться. А нам еще предстояло найти, где заночевать.

Поход по Грузии «Верхняя Сванетия»


У подножия стены из льда.

Лед, сползая, словно ножом срезает кроша горы, сдвигая перед собой их каменные обломки.

Река Ингури – дочка ледника Шхара.


Заночевали в долине Ингури, не далеко от ледника с трудом найдя 2 кв.м. более- менее без крупных камней. Всю ночь прислушивались – не ползет ли ледник.


Наутро, изучив карту, решили возвращаться на равнину другой дорогой – через перевал Загар (2630м.) .
В Ушгули местные полицейские нам не советовали ехать по этой дороге, мотивируя тем, что по ней давно никто не ездит, соответственно никто за дорогой не следит – не ремонтируют. Но мы поддались жажде новых впечатлений и приключений. И не прогадали.


Почти до самого перевала все склоны гор обкошены.


Мы ехали и все ждали, когда начнется плохая дорога, оползни размывы и т.п. Но на удивление дорога была просто супер. Размывы и оползни были, но незначительные.


Дорога проходит по очень живописным местам, вдоль бурной ледниковой реки. У самой дороги из-под земли бьет минеральный источник с солоноватой водой. Мы ехали через заброшенные селения, через лес, по широкой долине реки.




За все время пути нам никто не попался, кроме одного голодного велосипедиста из России. Пришлось подкормить соотечественника.


Спустившись с гор направляемся в сторону дома, но с заездом в г. Боржоми.

В Боржоми идем на прогулку по Курортному парку. Он извилисто тянется по ущелью реки Боржомулы. Павильон, в котором фотографировался Нииколай II со своим семейством, В этом павильоне набрали минеральной воды «Боржоми». На вкус не очень приятная, скорее всего потому, что теплая и с сильным запахом сероводорода.

Перед входом в Курортный парк красуется Дом Мирза-Риза-хана или «Фирюза», построенный для иранского консула в качестве дачи.

Потолок балкона украшен разноцветными бирюзовыми камнями, откуда и происходит название самого дома

Из Боржоми едем в сторону границы через Гори и Мцхеты.
Мцхета одно из самых древних поселений Грузии, которое было основано в 5 веке до н.э. в месте слияния двух самых важных для страны рек – Куры и Арагви.
Михаил Лермонтов, сочинивший поэму «Мцыри» поместил своего героя именно в это географическое место.

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод;
Кафедральный собор Светицховели является главным собором всей Грузии. Он был построен в 1010-1029годах зодчим Арсукидзе на месте первой в Грузии христианской церкви.


Улицы Мцхеты, также как Местии и Сигнахи отреставрированы в последние годы — это следствие политики привлечения иностранных туристов в страну.

Мило, но как- то не естественно. Туристам нравится – их здесь очень много.

Там, где виноград, там и вино – накупили вина, традиционно сыра , чурчхелы, фруктов – для прощального ужина.


Это последний день нашего пребывания в Грузии – надо запомнить этот вкус надолго.


По Военно-Грузинской дороге в сторону границы, заезжаем в места, которые не посмотрели из-за непогоды в самом начале нашего путешествия.
Арка Дружбы — произведение Церетели, посвященное российско-грузинским отношениям.

Заезжаем на еще одну неосмотренную нами уникальную природную достопримечательность на ВГД — минеральный водопад.

Вода в этом водопаде не падает, а несколько десятков метров течёт по склону горы. И зимой, и летом здесь постоянный поток воды.

Последнюю ночь и прощальный ужин проводим там, где и началось наше путешествие по Грузии – на горе, напротив церкви Святой Троицы (Цминда Самеба)



В этот раз Казбек предстал перед нами во всей красе. Ночью.


Ранним, ранним утром , в розовых лучах восходящего солнца.

Мороз и ураганный ветер, внезапно прервавший царство тишины ночью не способствовали крепкому и продолжительному сну, зато раннее пробуждение позволило лицезреть потрясающую картину — Казбек в розовых лучах утренней зари.


По мере того как солнце поднимается над горами, окружающие пейзажи меняют свою цветовую палитру с пастельной нежно-розовой на яркую сверкающую белизной.


Казбек и Церковь Святой Троицы со стороны Степанцминды.



Граница. Дорога домой. Дом, милый дом.
"Высшая цель путешествия не в том, чтобы увидеть чужую страну, а в том, чтобы увидеть свою страну как чужую". Гилберт Честертон

Верхняя Сванетия

Не позабыть, пока живу,
Долин Сванетских синеву.
Перед такою синевой
Я был когда-то сам не свой.
Перед такою синевой
Встань с непокрытой головой…(Н. Тихонов)

На южной стороне Кавказского хребта, на территории Грузии расположена очень привлекательная, красивая и живописная альпийская область, под названием Сванетия. Сама же Сванетия – это историческая область, которая населена сванами. И исторически, и территориально Сванетия разделена на две части – Верхнюю Сванетию и Нижнюю Сванетию. А граница между этими двумя областями проходит по Сванетскому хребту.

Сванетия – это самый настоящий затерянный мир. Даже сегодня, в наш 21 век,  сюда можно попасть с большим трудом.

Сванетия: что посмотреть в Местии и её окрестностях

Конечно, здесь в районном центе Местиа есть аэропорт, но погода в Сванетии настолько непредсказуема, что очень часто отменяют вылеты самолётов. Однако именно этим и интересна затерянная в грузинских горах и практически недоступная Верхняя Сванетия.

Общины Сванетии

На сегодняшний день в Сванетии насчитывается 147 сёл, а общая численность населения составляет примерно 14 тысяч человек. Все сёла территории поделены на общины, сегодня их 16 – Местия, Бечо, Ипари, Кала, Латали, Лахамула, Ленджери, Мулахи, Накра, Пари, Ушгули, Хаиши, Цвирми, Цхумари, Чубери и Эцири. 

Некоторые общины могут состоять всего лишь из 2 – 3 семей, а некоторые довольно многочисленны. Но, к большому сожалению, пока нет такой карты, на которой были бы отмечены все деревни и все общины. Конечно, есть карты и путеводители для туристов, в которых обозначены только деревни или только общины, а это очень неудобно при посещении данной области.

Административным центром Верхней Сванетии является Местиа. Это к тому же ещё и самое крупное село во всей Сванетии – на его территории проживает 2 600 человек.

Община Ипари

Ипари – это община всего лишь в 300 человек и состоит она из пяти сёл — Богреши, Загари, Накипари, Адиши, Зегани. Расположена община в 20 километрах от районного центра, а по её территории проходит важная автодорожная дорога из Местиа в Ушгули и обратно. На территории общины есть такие достопримечательности, как храм Святого Георгия и так называемая Башня Любви, которая построена на огромнейшей глыбе, которая находится в реке Ингури.

Большой интерес в этой общине представляет село Адиши. Сегодня в селе проживает всего 60 человек. Такая малочисленность населения объясняется тем, что в 1987 году по территории села прошла большая лавина. Здесь расположен, почитаемый всеми сванами без исключения, храм Святого Георгия. Тысячелетиями на территории села бережно хранилась самая старая рукопись грузинского народа, написанная на грузинском языке. Считается, что создана она была в IX веке. Но недавно со всеми почестями эта рукопись была перенесена в музей Местии.

Община Кала

Следующая община называется Кала. Расположена она в 38 километрах от Местии и всего лишь в 6 километрах от Ушгули. В общину входят сёла Аграи, Ипрари, Лалхори, Давбери, Хе, Вичнаши, Халде и Ласкрали. Всего на их территории проживает 172 человека. Община опустела опять же после лавины, которая прошлась по этой территории в 1987 году. Особый интерес из всех сёл этой общины представляет село Халде. В 1876 году территория села полностью была стёрта с лица земли. Гордые и свободолюбивые сваны не хотели подчиняться царской власти и встали на защиту своего села. Но царских солдат было очень и очень много и после непродолжительного боя сваны, которые защищали свою родину, были убиты, а их жилища превращены в пыль. С тех пор село так и не восстанавливалось, и на его территории можно увидеть те руины, что остались от домов жителей. Обитаемы здесь всего несколько домиков.

Община Латали

Следующая община называется Латали. Находится она всего в 9 километрах от районного центра и содержит в себе 10 сёл — Кванчианари, Иэнаши (центр), Лахужди, Лахили, Ипхи, Мацхвариши, Лелбаги, Лешукви, Нанквам-Заграли, Сидианари. Общая численность населения общины составляет 1200 человек. Стоит знать, что именно Латали долгое время оставалась культурным и историческим центром Верхней Сванетии, и даже когда районный центр региона был перенесён в Местиа, многие сваны всё равно продолжали считать именно Латали центром Вольной Сванетии.

На территории общины есть действительно достойные для посещений места. И одно из них расположено в селе Иенаши. Это Храм Пророка Ионы. Во всём мире есть только два храма, которые посвящены этому святому, один из них находится в Греции, а второй вот здесь – в Грузии. На территории храма сегодня построен действующий монастырь, а ежегодно 5 октября вся деревня общины отмечает очень красивый праздник, который называется Латалоба. На него всегда приглашается много народа и всегда здесь происходит что-то невероятно интересное.

Собор Архангела в Тангили – это единственный храм на территории Сванетии, который имеет форму купола. В этом небольшом по размерам храме помещены изображения нескольких божественных праздников и большое количество икон  с ликами святых. При храме есть и действующий монастырь.

Церковь Святого Георгия, (Джграг) – это ещё одна знатная достопримечательность этой общины.  Здесь можно рассмотреть самое древнее изображение на фреске Рождества Христова.

Община Ушгули

Община Ушгули – это, пожалуй, самое знатное место во всей Верхней Сванетии. Именно сюда стремятся попасть туристы из самых разных стран мира. Состоит община из 4 сёл: Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели. Всего здесь проживает примерно 70 семей. Из-за того, что на территории этих сёл сохранилось довольно много исторических зданий, территория этой общины признана памятником всемирного наследия Юнеско.

Ушгули — это не просто община. Когда попадаешь сюда, то кажется, что ты на какой-то невидимой машине времени просто переместился совершенно в другой век. Здесь целый лес сванетских башен стоит в молчаливом окружении таких же древних домов, которые очень похожи на крепости. И, кажется, что эти здания просто мирно беседуют друг с другом, как самые обычные старички и старушки. Но их каменную тайну человечество не сможет узнать никогда.

Есть очень много преданий и сказаний, которые рассказывают о том, как местные князья из рода Дадешкелиани всеми правдами и неправдами пытались захватить и самих ушгульцев, и их дома. Княжеские войска, отважные и хитрые, несколько раз прорывались на территорию Вольной Сванетии и даже доходили до Ушгули. Но в саму общину никто и никогда их не пускал. Ещё более смелые и хитрые ушгульцы всеми правдами и неправдами защищали свою территорию. Они на смерть стояли в таких битвах и не раз и не два княжеские войска должны были ни с чем возвращаться на свои исходные позиции.

Ушгули, вольная и свободолюбивая территория, на которой много раз получали убежище свергнутые грузинские цари. Здесь, в старинных и неприметных церквушках практически вся знать Грузии в самые плохие для страны времена прятала все свои ценности и драгоценности. В те церкви, которые хранили в себе столько знатного богатства, без спроса не имел право войти даже священник. Всё дело в том, что ключи от здания хранились далеко не у священных людей, а у человека, который выбирался сообща всей общиной.

Сейчас в Ушгули сохранилось 7 таких храмов. Но когда-то их было гораздо больше. Всё, что когда-то хранилось в стенах этих зданий сегодня или хорошо перепрятано, или просто исчезло в неизвестном направлении.

Но не только своими древними храмами гордится Ушгули. Здесь повсюду можно увидеть так называемые сванские башни, которые плотно пристроены к самим жилищам сваном. Некоторые такие башни в наше время полностью разрушились, некоторые используются как склады, а некоторые сохранились очень неплохо. И посмотреть такие башни в Ушгули стоит обязательно.

Считается, что построены они были для защиты сванских семей от набегов захватчиков, но в последнее время стало ясно, что башни эти — самая настоящая защита семьи от так называемой кровной мести, которая 400 – 500 лет назад процветала в этих местах.

Есть у ушгульцев – сванов и свои традиции. Здесь запрещены браки внутри одной семьи и поэтому перед молодыми парнями и девушками очень часто стоит вопрос о том, чтобы покинуть родную общину и идти искать счастье в другое место, или раз и навсегда оставаться холостым или незамужним.

Грузинские горцы — сваны

И на территории всех этих сёл проживают люди, которые называют себя сванами. Когда-то очень и очень давно сваны выделялись в отдельную народность, и даже такая народность указывалась и при переписи населения. Но потом сванов перестали выделять отдельно. А стали записывать как грузин. Но каждый сван с самого рождения слышит в своём доме родную для него сванскую речь, хотя и грузинский язык эти люди знают в совершенстве.

История народа сванов насчитывает сегодня не одно тысячелетие. У сванов никогда не было крепостного права, а дворянские титулы носили чисто условный характер.  А ещё сваны никогда не вели войн. Они только оборонялись от тех, кто хотел покорить их гордый дух и свободные земли.

Сегодня сваны – это прекрасные охотники, так как охота – это то, чем они кормят свои семьи, и смелые и опытные альпинисты, так как альпинизм – это национальный спорт маленькой, но очень гордой Сванетии. 

 

Понравилось? Поделись с друзьями!!!

Мулахи (მულახი) – община расположена на берегу реки Мулахура в 10 км от Местии. Община состоит из 11 сел, растянутых вдоль реки на 5-6 километров. Часть из них находится на правом берегу реки, часть на левой. Поселки расположены на высоте около 1600 метров, уровень реки – чуть ниже.

Дорога из Местии идет по южному (левому) берегу реки, кратковременно переходя на северный. Первые мулахские поселки находятся за рекой с севера: Зардлаши, Гвебра, Арцхели, Лахири (ლახირი), Жамуши и Чолаши (ჭოლაში). Там есть симпатичные башни, особенно в Лахири. Однако, эти села находятся несколько в стороне от ушгульской дороги, поэтому туристы сюда заходят нечасто.

Правобережные поселки и Ушба.

В района Чолаши основная дорога уходит наверх,  на перевал Угири.

Карта Сванетии, Грузия

Прямо находятся левобережные поселки: Чвабиани (ჩვაბიანი), потом Цалдаши и в конце Жабеши. Жабеши (ჟაბეში) – самое популярное село в Мулахи, оттуда начинаются  маршруты на ледники горы Тетнульди и треккинговые маршруты в сторону Ушбы. В прежние исторические эпохи здесь проходила тропа на Кабарду через перевал Китлади (3629 м.).

Река Мулахула и гора Тетнульди

В Мулахи находится довольно много сванских башен, некоторые сильно порушенные. Есть несколько храмов.

Из Мулахи через перевел Угири (1922 м.) можно уйти в общину Ипари. Перевал неслождный, одолевается без проблем и ногами и на велосипедах. Транспортный поток в сторону Местии хилый — я там ходил ногами и не заметил ни одной машины.

Проживание

В Мулахи есть несколько гостевых домов, лично я на левобережье нашел пять. Как правило, они редко посещаемы и несколько замаскированы. Их можно найти путем опроса местных жителей, хотя именно в Мулахи русский язык знают хуже всего.

Мне попадались гестхаузы семьи Калдани и довольно симпатичные гесты у Мамуки Навериани (хозяин русскоязычен) и Ирмы Навериани.

СВАНЫ

Исторические сведения

Сваны теперь, как и прежде, занимают высокогорье Кавказа поблизости от Эльбруса, к юго-западу от него. Они иберы по происхождению и говорят на грузинском языке. Страбон размещал их по соседству

с Диоскурией, а Плинии писал: «Река Коби с Кавказских гор течет через земли сванов». Еще и сегодня сваны живут в верхнем течение реки Хоби, название которой более точно написано Аррианом, чем Плинием. Птолемей называет этот народ свано-колхами. Вот сведения, оставленные об этом народе Плинием и Страбоном.

Текст Плиния: «Некогда в Колхиде царствовал Субоп, который, первым покорив сванов, добыл там много золота и серебра, так же как в царстве, знаменитом золотым руном. Говорят, что балки, колонны и рельефы в его дворце были сделаны из золота и серебра. Его победил Сесострис — царь Египта…»

Кажется, что экспедиция Сесостриса имела ту же цель, что и путешествие Фрикса, и поход Ясона, и что владельцами золотого руна были вовсе не колхи-египтяне, а свано-колхи, или сваны (соаны). Посмотрим, что же говорит об этом народе Страбон.

Текст Страбона: «Сваны — соседи фетейрофагов и не менее их нечистоплотны, однако превосходят их могуществом, а также мужеством.

Они живут на вершине Кавказа, расположенной над Диоскурией, и в областях, образующих круг с этой вершиной в центре. У них есть царь и совет, состоящий из 300 человек. Поскольку все их мужчины носят оружие, они, как уверяют, могут выставить 200 тысяч пехотинцев.

Уверяют, что у них в реках течет золото и они его собирают в корытца с дырочками (что-то типа сита) и складывают в овечьи шкуры. Именно из-за этого и родилась легенда о золотом руне или, может быть, речь идет о западных иберах, носящих то же название, что и эти, чьи земли тоже очень богаты металлами. У сванов стрелы смочены ядом, который проникает в раны и вызывает непереносимое зловоние».

Из текста видно, что сваны, живущие в высокогорье Кавказа, — настоящие грузины, так как Страбон им тоже дает название «иберы». И действительно, они говорят на одном из диалектов грузинского языка, а их внешний вид такой же, как и у грузин.

В трактате о посольствах Менандра (Протектора) сказано, что византийцы и персы в 562 году воевали за овладение Сванетией, и Хосров заявил послам, что страна сванов совершенно недостойна внимания византийцев и они не смогут получить от нее никакой прибыли.

В Сванетии есть горный перевал, которым пользовались и раньше, и пользуются сейчас для пересечения Кавказа. В 569 году Земарх возвращался из своей посольской поездки к хану турок Эктагу (Алтай), Сародийаланский (осетинский) князь посоветовал ему не ходить через страну миндиан, поскольку персы устроили ему западню по соседству со Сванетией, и скорее уж лучше выбрать дорогу Дариньян (Дарьял), чтобы наверняка вернуться домой.

Говорят, что когда-то сваны подчинялись Грузии, но по крайней мере точно известно, что они входили в состав царства лазов. Те, которые живут на Цхенис-цгали, подвластны мингрельскому князю Дадиани. Напротив, у тех, кто живет на Ингури, свои более или менее независимые князья.

Сваны исповедуют христианство с очень давних времен, в их горах еще встречаются церкви в хорошем состоянии; сваны с Цхенис-цгали признают юрисдикцию епископа Лечкуми.

Название

Сваны сами себя называют «шнау», а грузины, имеретины и мингрелы называют их «сваны», или «соны», а их страну — Сванетия. Сваны ныне занимают южные альпийские луга Кавказа; сначала их можно найти к востоку от горы Джумантау, расположенной примерно в 40 верстах к югу от поселения карачаевцев.

Расположение

Узкая долина, орошаемая Тебердой, тянется до снежных гор, дорога через эти горы пересекает Кавказ и приводит к истокам Цхенис-цгали (река Лошади) — реке, которую древние называли Восточный Гиппиус, и далее, по ту сторону гор, в Имеретию и Мингрелию. Сваны живут в верховьях этой реки, протекающей через их земли под названием Лашхури, а также в верховьях рек Хопи и Ингури, впадающей в Черное море у Анаклии. На западе сваны граничат с абхазами.

На Лашхури у них есть поселения Лашети, Чолури, Ралаши и Иента. Лашети находится в одном коротком переходе от селения Сард мели, расположенного в районе Рача на ручье Рицеаули, который на некотором расстоянии отсюда впадает в Риони с левой стороны.

Селения, расположенные на Ингури, или Энгури, следующие: Учкур, Кайя, Адиш, Мигат, Ипар, Богреш, Цирми, Йели, Милох, Ленгор, Латели, Бечи, Дол-Зебут, Цхумар, Йезер и Лахмура.

Внешний облик жителей

Сваны — высокий, красивый, хорошо сложенный народ, но один из самых нечистоплотных на всем Кавказе. Внешне сваны похожи на грузин, тем не менее их наречие сильно отличается от иберийского и мингрельского и содержит большое количество чужих слов. Это, вероятно, из-за того, что сваны в течение столь долгого времени отделены от этих народов, а ведь числительные, местоимения и другие слова у них похожи на мингрельские и грузинские.

Жилища

Дома сванов построены из камней без закрепляющего раствора или из плетенок, обмазанных глиной; в них нет окон. Через отверстие в центре крыши проникает свет и выходит дым. Крыша построена из толстых балок, горизонтально положенных на четыре стены; крыша засыпана землей.

Вся семья спит вместе со скотом на соломе.

Одежда

У сванов нет обычая носить рубашки, они надевают два или три узких бешмета один на другой, оставляя открытой грудь, предплечья и колени. Передник заменяет им штаны, а полосы сукна, обмотанные вокруг ног от щиколотки до бедер, — чулки. Они оборачивают ступни необработанной кожей, складывающейся впереди в острый нос. Некоторые из них носят имеретинскую шапку, хотя часто голова у них не покрыта, а волосы большинство из них никогда не причесывает.

Девушки у сванов никогда ничего не носят на голове, а женщины, выйдя замуж, покрывают голову красным платком, причем закрывают не только темень и затылок, но и лицо, открытыми остаются лишь уши.

Женщины у сванов носят длинные узкие платья, обычно из красного полотна, с завязкой спереди; зимой они накидывают поверх платьев плащ из грубого сукна, а летом носят накидки из красного холста.

Сванетки считаются прехорошенькими, да и нравы их не очень суровы: некогда считалось для женщины позорным, если она не имела нескольких возлюбленных.

Готовят они очень грязно, в золе. Хлеб пекут из пшеницы, ячменя, а летом заменяют его очень густым, сваренным в воде, просом. У сванов большие стада коз и много птицы. Несмотря на свою нечистоплотность и бедность одежды, они все — и мужчины, и женщины — любят украшать себя, насколько позволяют средства, золотыми и серебряными цепочками. В каждом доме и в каждой семье есть, как правило, только один сосуд для питья, которым пользуются все вместе по очереди, обычно сосуд бывает серебряный. Ружья их украшены пластинками серебра, какие-то больше, какие-то меньше.

Земля сванов богата месторождениями свинца и меди, которые они умеют плавить, того же нельзя сказать о железе. Они сами делают порох, имея все вещества, входящие в его состав, и продают его карачаевцам, от которых получают в обмен соль, которую те выменивают в России. Они производят грубое сукно, которое продают в Имеретин. У них есть все необходимое для жизни, за исключением соли, но, поскольку им нужна и одежда, и всевозможная галантерея, они вынуждены толпами ходить в Мингрелию и Имеретию в начале лета, чтобы предложить свои руки для работы на равнине. Они возвращаются после сбора урожая и приносят в качестве платы за труд не деньги, которые были бы для них бесполезны, а пластинки меди, железа, котлы, холсты, ткани, ковры и соль.

Народонаселение

Население Сванетии составляет в целом около 25 тысяч человек, они могут выставить 3 тысячи вооруженных пехотинцев. Территория Сванетии разделена на 4 округа, а именно:

1. Циохо — 7 тысяч жителей.

2. Татархан — 5 тысяч жителей.

Эти два округа управляются двумя князьями с теми же именами — Циохо и Татархан — из семьи Дадешкильянов; первый из них подчиняется России, а второй собирается последовать примеру первого, прислушиваясь к уговорам правящего князя Мингрелии Дадиани.

3.Свободные сваны — 8 тысяч жителей, часть из которых вновь приняла христианство в 1830 году.

Горы Сванетия на карте

Князь Дадиани склонил их подчиниться, и они отправили в Тифлис депутацию для переговоров об этом.

4. Сваны, относящиеся к Мингрелии и называемые «сваны-дадиани», поскольку подчиняются правящему князю Мингрелии Дадиани,— до 5 тысяч душ.

Новые сведения о сванах (получены в апреле 1834 года): границы и расположение

Кавказский массив в направлении с северо-запада на юго-восток образует близ горы Эльбрус, называемой сванами Ингистав, угол, вершина которого обращена к Кубани, а восточная сторона проходит по вершинам Нака и Париста, где он и кончается.

Ответвления хребта, соединяясь с горами Супис-та, Китлаш, Кугуб и др., образуют снежную цепь Кавказа и, упираясь в высокую гору под названием Пазис-мта, являются с севера и юга границами земель, занятых сванами, и отделяют их от аланетов, карачаевцев кабардинцев высокогорья (балкарцев и чегемцев) и осетин.

От горы Пазис-мта (так звучит название на языке сванов, а по-осетински Бассиан-гог), где находятся истоки двух значительных рек — Риони и Ингури (древний Сингамис) — отходит большой отрог, который тянется к юго-западу в направлении почти параллельно снежной цепи. Наиболее высокие вершины этого отрога — Сацхену, Ацхи, Табера, Лашхет, Лешниул, Омиаш и Намджогу; они являются южной границей сванов и отделяют их от Мингрелии и Имеретин; между ними и снежным хребтом образуется широкое и очень глубокое ущелье, по дну которого течет Ингури в направлении с востока на запад, затем река впадает в Черное море близ крепости Анаклия. С западной стороны земли сванов отделены от Абхазии большим отрогом, отходящим от Кавказского кряжа в юго-западном направлении и называющимся хребтом Джодесюки.

Крутые склоны гор, со всех сторон окружающие страну сванов, прорезаны глубокими ложбинами и дают начало бесчисленному множеству потоков и ручьев, которые впадают в Ингури; основные из них впадают с правой стороны реки, следуя по течению,— Шихра, Дахмара, Кедлера, Кхене, Туби, Цхемара, Мейлера, Гештерг, Маулаш, Никара, Чубер, Уди.

С левой стороны в Ингури впадают Лакудра, Бакари, Марчхоб, Кумпурра, Махашир, Ведера.

Протяженность

Сванетия протянулась в длину от горы Пазис-мта до хребта Джодесюки (с востока на запад) примерно на 110 верст, в ширину (с севера на юг) от горы Ингистав до горы Лешниул — на 50 верст; общая площадь территории, заселенной сванами, приблизительно составляет около 3700 квадратных верст. Если принять во внимание большую высоту гор Сванетии, их склоны должны занимать площадь, значительно большую, чем основания, и, следовательно, соотношение количества жителей и площади не должно рассматриваться только с учетом территории, занимаемой сванами, судя по карте.

Деление

Сваны разделяются на три племени, а именно:

1. Земля независимых сванов, которые сами себя называют «упуста» (без господ), простирается к западу от горы Пазис-мта на 45 верст по обоим берегам Ингури и граничит с территорией Татархана Дадешкилъянова. Вот перечень селений этого округа: Латани, Лашли, Сола, Ленскер, Местия, Циорми, Мулах, Мужалуа, Бограши, Лагуст, Ленджа, Ипари, Мебзагер, Кусроли, Зарглеш, Клал, Ушкул, Муми-кур, Лессу, Лам, Энаш, Лахусата, Чуанаш.

Число домов в этих селениях доходит до двух тысяч.

2. Территория князя Татархана Дадешкильянова находится между землями свободных сванов и землями князя Циохо Дадешкильянова, от которых она отделяется притоком Ингури — Кхене. В длину этот район не превышает 17 верст, здесь известны 30 селений, вот их перечень: Искари — является резиденцией князя, располагается недалеко от левого берега Верхней Кедлеры; Лабекал, Магаудер, Лезгара, Тубери, Сют, Уэбаддо, Каляш, Ладрер, Лашхер, Лантели, Целянар, Пхатрер, Угвал, Берж, Чалир, Моил, Кураш, Генут, Лянкури, Картвани, Долг, Чхидонар, Ушханар, Нашткол, Тхебишь, Багданат, Мазер, Гул, Келедкар.

В этих поселениях насчитывается до 750 дворов.

3. Территория князя Циохо Дадешкильянова занимает самую западную часть Сванетии и ограничена на востоке рекой Кхене, а на юге — Мингрелией. Сваны князя Циохо занимают площадь в 2250 квадратных верст по обоим берегам Ингури, у них 21 селение. Вот список этих селений: Пари — резиденция князя на правом берегу Туби; Большая Лахмула, Малая Лахмула, Большая Лыха, Малая Лыха, Ламхера, Кацха, Супи, Лакури, Гештера, Хофуа, Паледа, Кич-Хилдаш, Чубери, Цалери, Лашхераш, Таврар, Джухрани, Герухаш, Кудано, Гаиш.

В этих селениях насчитывается около 500 дворов.

Население

Предположив, что в каждой семье 7 человек, можно насчитать в Сванетии 23 200 душ населения, но в новых данных приводится число жителей в 26 800 человек, а именно:

Сваны Циохо Дадешкильянова — 7000

Сваны Татархана Дадешкильянова — 5000

Свободные сваны —14800

Итого: 26800

Примечание. Существует еще и четвертое племя сванов численностью около 5000 душ, но поскольку они живут в высокогорных долинах Мингрелии, к югу от своих сородичей, и находятся в зависимости от князя Мингрелии Дадиани, то мы о них будем говорить, но не при описании этой области.

Климат, хозяйственные занятия и промыслы

Климат Сванетии очень суровый, так как эта область — одна из самых высокорасположенных на Кавказе и окружена горами, часть из которых покрыта вечными снегами, а другая открыта холодным безжалостным ветрам. Туманы здесь очень часты и настолько густые, что пешеход, внезапно захваченный туманом, не осмеливается продолжать путь из страха упасть в пропасть, а вынужден остановиться и стоять до тех пор, пока ветры не рассеют облака.

Из всего вышесказанного можно заключить, что природа здесь не очень щедра на свои дары. Зима начинается в октябре и продолжается до мая, когда сваны сеют ячмень, в июне они обрабатывают поля проса и льна, в августе закладывают на гумно пшеницу, а в начале сентября — остальные зерновые. Не имея ни малейшего представления о сельском хозяйстве и с детства привыкнув к нужде, сваны выращивают лишь то количество пшеницы, которое необходимо для скудного питания семьи; они настолько привыкли к голоду, что им достаточно одного либра хлеба в день и, когда они отправляются в поход, одного маленького хлебца (чурека) им хватает, чтобы питаться три дня.

Полевые работы в Сванетии очень тягостны как летом, так и зимой; все перевозки зерна, леса и прочего осуществляются с помощью саней, похожих на сани наших крестьян. Они пашут землю плугом, в который впряжены быки, но счастлив тот, кто владеет таким наделом земли, где быки могут пройти, поскольку остальные должны обрабатывать маленькие клочки земли собственными руками.

Суровый холод, царящий в Сванетии большую часть года, мешает жителям активно заниматься разведением скота, тем не менее они продают его в Мингрелию и Имеретию, получая в обмен соль и железо. Они также меняют на серебро сукно, которое делают сами.

Князья сванов почти так же бедны, как и их подданные, но у них есть право иногда продавать кого-нибудь из подвластных им людей. Они берут за мужчину 200 овец, а за красивую женщину — 300 овец. Часть овец идет им в пищу, а другая — продается в Мингрелии, где взамен покупается шелковая ткань и другие предметы роскоши.

Свободные сваны богаче, чем подданные князей Дадешкильяновых, поскольку они часто устраивают разбойничьи набеги на своих соседей. Те из свободных сванов, кто приходит по торговым делам в селение Лентели на территории мингрельского князя Дадиани, вместо налога дают двухлибровую мерку пороха и несколько овец.

Гора Лакура на территории князя Татархана Дадешкильянова богата свинцом; несколько раз там находили слитки самородного серебра, которое Жители используют для украшения своего оружия. Гора Латли на территории свободных сванов отличается теми же свойствами.

Ингистав дает серу, и сваны делают порох хорошего качества.

Облик и характер сванов

Лицом сваны похожи на русских, у большинства из них светлые волосы, они оставляют их и не сбривают с головы, как это делают черкесы, на которых они похожи манерой одеваться. На их чекменях с каждой стороны груди находится по двенадцать трубочек для вставления патронов. Оружие у них такое же, как и у остальных, и превосходного качества.

Сваны храбрые, нравы их грубые и отличаются безудержной распущенностью, что делает их отважными и предприимчивыми. Они посвящают «се достижению поставленной цели. Сваны готовы отомстить за малейшую нанесенную им обиду, и часто какая-нибудь безделица вызывает смерть целой семьи и ее соседей; кроме того, сваны по своему характеру скрытные и лживые:

Обработав свое поле, сван принимает участие в каком-нибудь разбойничьем набеге или же разрабатывает его план и проводит свои дни, мечтая о счастливых временах, когда он не боялся встретить русские штыки и ему было позволено похищать людей и продавать затем туда, куда захочет.

Сваны считают постыдным сидеть возле своих жен, они даже не любят разговоров о прекрасном поле и, как следствие, не знают образа жизни женщин в кругу семьи.

Жилища сваны строят, как хижины, из горизонтально расположенных балок и необработанных камней. Их дома прижаты к какому-нибудь выступающему утесу или же помещаются под скалой, которая низко нависает и служит крышей. В домах можно встретить лишь самую необходимую мебель, но зато в самой бедной хижине есть превосходное ружье, украшенное серебром, хорошая шашка, пистолет и кинжал — неотъемлемое их оружие, всегда прикрепленное к поясу, обвивающему стройную талию свана.

Крутые и скалистые горы Сванетии не позволяют использовать лошадей, и сваны способны без особой усталости пройти 60—70 верст в день, и это по тропинке, все время идущей вдоль глубоких ущелий, где быстрые потоки постоянно преграждают путь, угрожая унести путника своим стремительным течением в Ингури.

Как и другие народы гор, сваны не запасают сено на зиму; в это время года они оставляют свои отары овец пастись у южного подножия Эльбруса, где животные сами находят себе корм вместе со стадами карачаевских овец и коз.

Язык

Язык сванов не имеет ни малейшего сходства ни с одним из наречий горцев Северного Кавказа; произношение в нем очень сложное, но, во всяком случае, язык сванов имеет что-то общее с грузинским языком. Сваны, торгующие в Мингрелии и Имеретии, говорят по-грузински, чтобы быть понятыми, но очень немногие из них хорошо на нем говорят, поскольку в основном сваны поддерживают мало отношений с подчиненными России областями.

Религия

Хотя сваны считают себя христианами и у них есть церкви (времен грузинской царицы Тамары), они не имеют ни малейшего представления о догматах религии. Во время раздела Грузинского царства в середине XV века сваны окончательно отделились от Грузии, и, будучи окружены с трех сторон языческими народами, впоследствии принявшими ислам, они избежали влияния фанатизма и собственно сейчас практически не имеют никакой религии.

Сван может жениться столько раз, сколько раз захочет, но не имеет права одновременно иметь несколько жен. Он должен отослать предыдущую жену, если берет новую. Сваны не знают ни крещения, ни причастия, они не соблюдают никаких таинств религии. Тем не менее среди них есть священники, выбираемые с общего согласия, они читают кое-какие молитвы в дни праздников, но паства ведет себя своеобразно, даже не крестится.

Форма правления

Сваны не могут признавать высшую власть без отвращения, и, хотя князья Татархан и Циохо присвоили себе право на жизнь и смерть своих подданных, они не могут ничего предпринять без общего согласия своих подданных. Споры, не касающиеся кровной мести, улаживаются князьями или старейшинами, которые пользуются всеобщим уважением.

Свободные сваны в важных случаях обращаются к князю Дадиани из Мингрелии; с делами меньшей важности они приходят к князьям Дадешкильяновым. В целом их форма правления представляет собой смесь деспотии и республики.

Воины

Поскольку у сванов мало лошадей, они никогда не могли совершать дальних походов, но расположение Сванетии очень выгодно для оборонительной войны и отлично подходит для устройства всевозможных препятствий врагу, и еще никто не осмелился напасть на них в их почти недоступных ущельях. В случае опасности четверть населения готова взять в руки оружие и защищать исходные рубежи своих горных поселений.

Пути сообщения

Из всего, что здесь сказано о Сванетии, можно сделать вывод о том, что сообщение здесь чрезвычайно затруднено и средства его представлены лишь узкими тропинками, годными лишь для пешеходов.

Примечание. Сведения о Сванетии были собраны на месте капитаном Генерального штаба князем Шаховским и переданы автору начальником Генштаба Кавказского корпуса г-ном генералом Волховским.

Leave a Comment