Теракты в метро Москва

Трагедия на Авиамоторной. 30 лет назад

В 16 часов 30 минут из-за начинающегося наплыва пассажиров, возвращающихся с работы, эскалатор №4 станции «Авиамоторная» был включен на спуск. Несколько минут эскалатор работал без пассажиров. Вскоре, эскалатор был открыт, и на лестницу ступили первые пассажиры. Через пятнадцать минут в результате поломки механизма, пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость.
Из заключения экспертизы:
«В 17 часов 17 февраля с.г. при работе эскалатора на спуск пассажиров сошел с направляющих правый поручень, сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».
Лестничное полотно развило скорость, в 2-2,4 раза превышающую номинальную, около ста человек не смогли удержаться на ногах и стали падать, загородив проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд, почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз.
Трагедия длилась 110 секунд. Дежурный по эскалатору сделал все от него зависящее, но оказался бессилен. Заметив ненормальное движение лестницы, он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабине, но безрезультатно. Выскочив из кабины, дежурный бросился к балюстраде, чтобы задействовать аварийный тормоз, но и это не помогло… В 17 часов 10 минут вход на станцию был ограничен, в 17 часов 35 минут перекрыт, а еще через десять минут полностью закрыта станция. Поезда проезжали без остановки.
Весть о катастрофе разнеслась по городу мгновенно. «Вечерка», чуть ли не единственная из газет, опубликовала лаконичное сообщение, в котором отмечалось: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Лишь через девять месяцев, на заседании Верховного суда РСФСР, было названо точное число жертв: 8 погибших и 30 раненых.

Спустя десять лет ВМ опубликовала большую статью о этой трагедии. Скан этого номера газеты под катом.

Дополнительную информацию можно узнать на сайте Влада Свириденкова: http://metro.molot.ru/crash_avia.shtml

Трагедия на «Авиамоторной»

Самая страшная авария в истории московского метро произошла на «Авиамоторной», в вечерний час-пик, когда люди начинали возвращаться с работы. Было это в такой же февраль, 17 числа, за девять с половиной лет до распада Советского Союза. На одном из эскалаторов на спуск соскочил правый поручень (видимо, из-за недоделок в конструкции), — …

В момент, когда поручень почти остановился, сама лестница, ускоряясь под весом пассажиров, понеслась вниз. Аварийное блокировочное устройство отключило двигатель, но ни рабочий, ни аварийный тормоза не сработали должным образом из-за их неправильной настройки и обслуживания.

Часть пассажиров в панике бросилась вверх по ступеням, против движения эскалатора, врезаясь в тех, кто пытался стоя удержаться на ногах. Люди падали, летели вниз, где образовался завал. Слыша крики внизу, верхние в ужасе запрыгивали на балюстраду, пытались перебраться на соседний эскалатор, но пластиковое покрытие толщиной всего 3 мм ломалось под их тяжестью, они проваливались под балюстраду. Однако, вопреки жутким слухам, никого не затягивало в механизмы, не отрезало конечности — люди гибли и получали увечья из-за давки, падения с высоты и контакта с острыми краями разбитых и сломанных конструкций.

Вместе с тем под металлическую гребенку «взбесившегося» эскалатора затягивало обувь, одежду, сумки. Ступени трещали и ломались, «вставали на дыбы». Люди получали порезы, открытые переломы — отсюда и «лужи крови», которые, согласно страшилкам, так въелись в пол, что бабушки-уборщицы не могли их затереть, как ни старались. Все это продолжалось почти 2 минуты, пока, наконец, механизмы эскалатора не заглушили вручную в машинном зале.
В давке погибли 8 человек, 30 получили телесные повреждения, некоторые остались инвалидами. Один из пострадавших, чью ногу зажало между выходной площадкой и ступенью, еще 2 часа дожидался, пока найдутся инструменты, чтобы его высвободить, и из-за такой длительной задержки лишился ноги.
Короткое сообщение будто украдкой напечатала на следующий день «Вечёрка», причем даже не под заголовком «Происшествие», а просто и безлико — «Информация».

Поскольку трагедия не освещалась в СМИ, она быстро обросла мифическими подробностями и превратилась в городскую легенду. Люди пересказывали страшные слухи о «кровавой мясорубке», которой на самом деле не было, а некоторые СМИ впоследствии писали о «десятках» и даже «сотнях» жертв. К счастью, даже в часы-пик в столичном метро тогда не было столько народу, как сегодня.

ЧП в столичном метро: тысячи людей заперты под землей (ВИДЕО)

По предварительным данным, один человек пострадал в результате возгорания силового кабеля в московском метро. Это произошло на перегоне между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина».
По данным правоохранительных органов, 28-летняя женщина отравилась продуктами горения, в настоящее время она передана медикам.
По словам очевидцев, люди, которых эвакуировали на улицу со станции «Охотный ряд» из поезда, где произошло возгорание, перепачканы копотью, многие сильно кашляют и испытывают трудности с дыханием.
«Движение поездов остановлено. Проводится информирование и оповещение населения», — сообщили в пресс-центре МЧС России.
Известно, что несколько поездов с людьми остановились в тоннелях. В переходе со станции «Театральная» на «Охотный ряд» скопилось большое количество людей, а эскалаторы не работают. Со станций эвакуировано почти 4,5 тысячи человек.
В пресс-службе Главного управления МВД по Москве сообщили, что причиной возгорания стала неисправность одного из поездов. Его дотянули до платформы и приступили к эвакуации пассажиров. Полицейские обеспечивают общественный порядок на месте происшествия, подчеркнули в пресс-службе
ведомства.
В настоящее время на вход закрыты станции «Комсомольская», «Охотный ряд» и «Лубянка». Движение поездов не осуществляется между станциями «Комсомольская» и «Парк культуры».
Интернет-пользователи бурно обсуждают ЧП в московской подземке. «Что случилось в метро?? Вся сокольническая линия стоит, поезда не ездят! Мне страшно», — пишет LeraVolker. «Ездить на работу вовремя — зло. Первый раз поехал и на тебе — метро не ездит», — отмечает Rudeti. «Странно, на Преображенке метро не работает, в наземный транспорт залезть нереально — все битком», — сообщает пользователь под ником Simchat.»В метро апокалипсис, красная ветка встала», — добавляет omvarelaom.
Сокольническая линия (до 1990 года — Кировско-Фрунзенская) — первая линия Московского метрополитена. Связывает через центр исторические московские районы Сокольники и Богородское с Хамовниками, МГУ на Воробьёвых горах и проспектом Вернадского. На схемах обозначается красным цветом.
На линии имеются участки как глубокого, так и мелкого заложения, а также небольшой открытый участок в районе Преображенского метромоста. Кроме того, станция «Воробьёвы горы» расположена на Лужнецком метромосту. Линия имеет длину 26,1 км и 19 станций; длительность поездки по всей линии — 43 минуты.
Напомним, в начале мая из-за возникшего задымления на «фиолетовой» ветке столичного метрополитена были эвакуированы 300 человек. Задымление произошло по причине возгорания контактного рельса в тоннеле около станции метро «Рязанский проспект» в Москве
На некоторое время было прекращено движение от станции «Рязанский проспект» до станции «Выхино». На месте работают представители городских спецслужб. Из-за инцидента было введено движение общественного наземного транспорта между станциями.
Стоит отметить, что существуют специальные памятки, информирующие жителей столицы, как вести себя в случае опасности в метро. В издании, подготовленном Московской службой спасения (МСС), описаны способы защиты в чрезвычайных ситуациях, а также первоочередные действия в случае непредвиденных и опасных для жизни инцидентов.
Не секрет, что аналогичные инструкции выпускаются и в других городах мира. Там, в частности, приводятся основные правила предотвращения опасности и поведения в чрезвычайных ситуациях. К примеру, как себя вести в случае терактов и взрывов в метро. Вот, в частности, совет, как вести себя в метро, если произошел взрыв и состав остановился в тоннеле: «Не паникуйте и не стремитесь сразу выбраться из вагона. В тоннеле проходят десятки электрических кабелей, они могут быть повреждены в результате взрыва. Но дверь попытайтесь открыть. Если вагон сильно задымлен, закройте органы дыхания платком и попытайтесь выбраться из вагона. Посмотрите, с какой стороны проходит токоведущий короб, и двигайтесь по противоположной стороне тоннеля по направлению движения дыма. В случае невозможности лягте на пол. Дым преимущественно скапливается вверху». При пользовании метро необходимо помнить, что если вы оказались в тоннеле, от проходящего поезда можно укрыться в специальных нишах, и не забывать, что токопроводящий рельс находится слева от двух других (по ходу движения).

Теракты в метро в Москве 29 марта 2010 года

На станции «Парк культуры» в момент взрыва двери электропоезда были открыты. Перед этим машинист сообщил по «громкой связи», что поезд дальше не идет, и пассажиры начали выходить из вагонов. К моменту взрыва большая часть из них уже вышла.

На станции метро «Лубянка» взрыв произошел в именном поезде «Красная стрела».

Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек, из них 24 на станции метро «Лубянка» и 12 на станции метро «Парк культуры».

В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека. 88 раненых были госпитализированы в лечебные учреждения Москвы. Часть пострадавших была доставлена в больницы вертолетами МЧС России.

Сотрудники ГУП «Московский метрополитен» совместно с подразделениями МЧС России провели эвакуацию со станций метро более 3500 человек.

На месте для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации работали оперативные группы МЧС России, ФСБ России, МВД России. Всего к ликвидации последствий взрывов привлекались 657 человек и 187 единиц техники, от МЧС России — 342 человека и 100 единиц техники.

На местах происшествий работали 25 психологов Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

После взрывов, движение поездов на центральном участке Сокольнической линии было остановлено. Поезда следовали от станции «Комсомольская» до станции «Улица Подбельского» и от станции «Спортивная» до станции «Юго-Западная» в обоих направлениях.

Для входа и выхода пассажиров были закрыты станции «Фрунзенская», «Парк культуры», «Кропоткинская», «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд», «Лубянка», «Чистые пруды», «Красные ворота». Кроме того, были закрыты переходы на Сокольническую линию на станциях «Парк Культуры» Кольцевой линии, «Боровицкая», «Александровский сад», «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Театральная», «Кузнецкий мост» и «Тургеневская».

В результате взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии, сами станции Московского метрополитена повреждены не были.
Восстановление движения проходило поэтапно, сначала, около 16.00 мск, был открыт участок от станции «Юго-Западная» до станции «Парк культуры», примерно тогда же на вход и выход пассажиров была открыта сама станция. Потом движение было восстановлено на участке от «Парка культуры» до «Комсомольской». К 17.00 мск cтоличный метрополитен объявил о том, что движение на линии восстановлено полностью, однако поезда не останавливались на станции «Лубянка», которая все еще была закрыта для входа и выхода пассажиров. В 17.10 станция метро «Лубянка» была открыта.

В связи с взрывами в московском метро личный состав управлений внутренних дел был переведен на усиленный режим несения службы. Увеличено число патрульных милиционеров на вокзалах и в столичных аэропортах, ужесточен паспортный режим.

В Москве был введен план «Вулкан», все станции метрополитена были обследованы кинологами на предмет обнаружения взрывчатки. Московские аэропорты усилили меры безопасности.

Московская железная дорога усилила контроль на объектах железнодорожного транспорта.

Дополнительные меры безопасности применялись и в других городах, в частности, в петербургском и екатеринбургском метро.

30 марта 2010 года в Москве был объявлен днем траура по погибшим в результате терактов.

Следственными органами Следственного комитета по факту взрывов на станциях московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 205 Уголовного кодекса РФ (террористический акт). Потерпевшими по делу о теракте были признаны 168 человек.

По данным взрывотехнической экспертизы, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции «Лубянка», составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции «Парк культуры» — до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена. В качестве поражающих элементов использовались болты и нарубленная арматура.

13 мая 2010 года директор ФСБ РФ доложил президенту РФ, что установлены все причастные к взрывам в московском метрополитене — как исполнители, так и организаторы.

По данным силовых структур, на станции «Лубянка» подорвала себя уроженка Дагестана Мариам Шарипова, 1982 года рождения. Второй взрыв (на станции «Парк культуры») совершила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова (Абдуллаева), 1992 года рождения.

Организатором взрывов на станциях московского метрополитена являлся Магомедали Вагабов — один из лидеров диверсионно-террористического подполья, действовавшего на территории Дагестана.

Следствие располагает доказательствами, что местом проведения теракта был намеренно выбран метрополитен для создания большого общественного резонанса не только на территории России, но и за рубежом. Установлено, что смертницы приводили в действие взрывные устройства именно в момент остановки поезда, когда и в вагонах, и на платформе сосредотачивалось наибольшее количество людей. Целью террористов было добиться как можно большего числа жертв.

Установленные организаторы и исполнители этих терактов были ликвидированы при оказании вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов.

6 февраля 2013 года Национальный антитеррористический комитет РФ сообщил об уничтожении в Дагестане последнего террориста, непосредственно причастного к организации и осуществлению терактов в московском метро в марте 2010 года. По данным спецслужб, он сопровождал смертниц, подорвавших себя в метро, из Дагестана в Москву.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Leave a Comment