Термы Каракаллы В Риме

Казалось бы, что может быть примечательного в римских термах — обычные древние бани, от которых остались в основном одни развалины. Но так может сказать только человек, никогда не видевший эти грандиозные сооружения, где сохранилась особая атмосфера. Между тем все, кто посетил римские термы, настоятельно советуют включить эти достопримечательности в свой экскурсионный список.

Дело в том, что римские термы представляли собой не просто место, где горожане могли позаботиться о чистоте физической. Это был своеобразный клуб, куда приходили пообщаться, отдохнуть от трудов праведных и суеты, заняться гимнастическими упражнениями, почитать. Здесь были оборудованы библиотеки, амфитеатры, работали «массажные кабинеты». А внешний вид и внутренний декор способны были вызвать у эстетов неподдельный восторг.

До нашего времени сохранилось несколько терм, в том числе термы Каракаллы и Диоклетиана.

Время строительства Терм Каракаллы историки относят к 216-235 годам нашей эры. Сегодня от них остались руины, но и они поражают своим размахом и величием. Достаточно сказать, что площадь терм составляет 400 квадратных метров.

Термы Каракаллы — самые большие купальни Древнего Рима

Здесь одновременно могли принимать омовения более полутора тысяч человек. До наших дней от бывшей роскоши местами сохранились только великолепные мозаики да огромный парк, где римляне под сенью итальянских сосен — пиний — отдыхали после банных процедур. Поскольку в Термах есть даже амфитеатр, в наше время здесь регулярно проходят спектакли Римской оперы.

Полезная информация

Где находится

Адрес терм Каракаллы (оригинальное название — Terme di Caracalla) следующий: Viale delle Terme di Caracalla, Рим, Италия.

Как добраться до терм Каракаллы

Доехать до Терм Каракаллы удобнее всего на метро: линия В, остановка Большой цирк. Но можно добраться и на автобусе № 118, 160, 628, 671, 714.

Режим работы терм Каракаллы

В понедельник и в праздники памятник древнеримской архитектуры открывается для посетителей в 9:00 и закрывается в 13:00. В остальные дни работает с 9:00 и до заката.

Стоимость входного билета

Билет стоит 5 евро. Посетители до 17 лет проходят бесплатно.

Римские термы на карте Рима

Baths of Caracalla, Rome

Latin: Terme di Caracalla

The Baths of Caracalla located by ancient Appian Way in Rome were named after the emperor Caracalla who reigned from A.D. 211-217. His father Septimius Severus commissioned the baths and after his death the project was completed by his son Caracalla in 216 A.D. This building is among the most monumental and imposing archeological complexes of the entire Imperial epoch. The reign of Caracalla donned an age of cruelty absent from Imperial Rome since perhaps the emperor Domitian or Nero in the second century. Surviving busts of Caracalla portray a scowling and determined man capable of great evil. Indeed, he killed his younger brother to secure his throne. Despite however his personal deficiencies, Caracalla proved to be an apt administrator.

The ruins of these baths are enormous and very well preserved with many mosaics still partially intact. The Baths of Caracalla can be located by taking the Via Terme Di Caracalla and the Via Antonina (where the remains of Arch of Drusus aqueduct /Aqua Antoniniana/ are located as well). Much of the art that was found on the walls and some mosaic floors have been removed and taken to various museums around the world. The interior of the building was enormously rich in color. The marble walls were littered with paintings and mosaics, the floors were also mosaics and painted sculpture adorned many if not all the alcoves. The structure endorsed 6300m3 of marble and employed 600 marble workers and 6,000 tradesmen to labor on this one project. It is said that before his death Septimius Severus issued 13, 000 prisoners of war from his campaigns in Spain to level the ground for the Caracalla Baths. Many of the sculptures would have been on a very grand scale, for example the famous larger-than-life Hercules which was found in the baths in the 16th Century and stands 10ft 6in tall.

Перетащите файлы сюда

The baths were designed with a central axis with the intention that from end to end an assortment of statues lining the entire central axis could be visible.

The Baths of Caracalla like all bathhouses in ancient Rome included three fundamental bathing rooms. Thse rooms consisted of the frigidarium (a cold pool), the tepidarium (a lukewarm pool) and the calidarium (a hot pool). These baths could have held up to 1600 bathers who were free to reposition from one pool to the other at their leisure. The walls and floor of both the tepidarium and calidarium were heated by a system called the hypocaust. The floor was raised and spaces were left between the walls to allow for hot air from a massive furnace to circulate through. The Tepidarium and Calidarium were positioned closes to the furnace. The frigidarium was located in the middle of the building and flanked by two massive zones called Palaestra, they were gymnastic areas that were open to the sky. It was in the Palaestra that games and competitions were held, or simply an area to run and workout. Both areas were 1,076 x 1,315 ft (328X400m) in size. The Natatio at the back of the building was an Olympic size pool (80m long) and reserved for recreational swimming activities. The Baths of Caracalla came equipped with two libraries and extensive gardens to walk about and enjoy. The baths provided two basic functions for ancient Romans, they were a necessity in sanitation as most of the population of Rome lived in crowded tenements without running water or sanitary facilities and provided an opportunity to socialize. The ruins of the Baths of Caracalla are breathtaking and are a magnificent testament to Roman architecture. One must note the many arches used throughout the building for both stability and aesthetics. The Baths of Caracalla are a must see when visiting Rome, even in their present state the ruins beckon for us to glimpse into their ancient world and at the same time emanate an unexplainable disquiet. The Caracalla Baths are particularly extraordinary when lit up at night.

During the summer time, the Caracalla baths turn into a platform for breath taking cultural sets: the fancy Teatro dell’ Opera love to held the most famous operas for all the Roman- and non Roman- glitterati here.

Check the program at www.operaroma.it
An experience you don’t want to miss: sitting in one of the most magnificent places in the world, listening to some of the most famous operas.

Термы Каракаллы, Рим – Картинки — Фото

В IV веке н.э. один античный путешественник, посетивший Рим, восхищался «банями, подобными целым провинциям». Римские термы были признаны одним из чудес города, и величайшими из них были те, что построил император Каракалла. Правление Марка Аврелия Антонина, более известного как Каракалла, было недолгим: с211до217 года, когда он был убит. Современники ненавидели его за жестокость, но особо недобрую славу ему принесло убийство младшего брата и сонаследника прямо на руках у матери. Тем не менее он оставил после себя два бессмертных памятника: римское гражданство для всех свободных мужчин на территории империи и изумительные термы, получившие его имя.

Бани императорского Рима

Во времена Каракаллы общественные бани уже три столетия были неотъемлемой частью римских городов.

Вид с воздуха на центральную часть терм, с кальдарием и другими отапливаемыми помещениями.

В ранние термы входили комната для раздевания и общая горячая ванна в отапливаемом помещении (кальдарий), с проходом через слегка подогреваемый зал (тепидарий). В некоторых банях были парилки, похожие на современную сауну, и холодное помещение с глубоким бассейном (фригидарий). Небольшие, плохо освещенные бани просто обеспечивали жителей города гигиеническими удобствами.

Термы, созданные в Риме императорами, имели ту же самую функцию, но были совсем другими. Наиболее крупные, как термы Каракаллы, были размером с небольшой город и включали в себя обширный банный блок, окруженный садами, где находились библиотеки, лектории, художественные галереи и спортивные площадки. Сами банные помещения, ярко освещенные застекленными окнами, были огромных размеров, с плавательными бассейнами и объемными фригидариями длиной по 200 римских футов (59 м),. Все стены и полы мерцали дорогими сортами мрамора, привезенными со всех концов империи, а в стеклянной мозаике ниш и сводов отражалась вода. По углам стояли колоссальные статуи, например, 4-метровое позолоченное изваяние Эскулапа, римского бога врачевания, покровителя терм Каракаллы.

Строительство терм

Здание состоит из огромной искусственной платформы площадью 328 кв. метров, на которой установлен центральный банный блок симметричной планировки размером 218 х 112 метров. Над ним возвышается круглый кальдарий диаметром в три четверти Пантеона.

Основным строительным материалом для стен и сводов был мягкий вулканический туф,  раздробленный на булыжники размером с кулак. Скрепленная раствором кладка окружена тонкой кирпичной облицовкой, ставшей каркасом для этой каменной основы. Строительный раствор состоял из одной части качественной гашеной извести и двух частей поццолана, вулканического песка. Этот легендарный «магический компонент» придавал римскому строительному раствору его знаменитую крепость и гидравлические свойства. В основании для прочности вместо туфа использовался базальт, а в верхних частях сводов для уменьшения веса — пемза.

Этот вариант конструкции обладал большими преимуществами. Во-первых, для производства материалов и строительства требовалось относительно небольшое количество высококвалифицированных рабочих. Во-вторых, помимо раствора, который необходимо было замешивать на месте, все остальные материалы можно было производить на стороне. В третьих, отдельные строительные элементы были такими маленькими, что их мог уложить один рабочий.

Предварительные работы

Хотя все это облегчало широкомасштабные работы, не следует забывать о том, что фундамент и центральный банный блок были построены за шесть лет правления Каракаллы.

Термы Каракаллы в Риме — грандиозные общественные бани

Столь высокие темпы строительства потребовали больших затрат материалов и человеческих ресурсов, а также сложных технических решений, впечатляющих даже по сегодняшним меркам.

Первым шагом стало создание строительной площадки: преобразование естественной поверхности земли в террасы, куда был вкопан фундамент, уходивший под центральным блоком на глубину около 6,5 метров. На этом этапе строительства было перемещено 500 ООО кубометров глины. Работа, как известно, шла вручную, при помощи кирок и лопат.

Над фундаментом возвели крепкие стены высотой 8 метров, поддерживающие надстройку, испещренную системой технических проходов и водостоков, а на открытой территории построили служебные галереи такой ширины, что в них могли разминуться две телеги. Всего было построено около 6-7 километров туннелей и проходов. Все это строили вручную, заполняя пустоты инертными материалами, и только через три года работы при использовании почти трех миллионов человеко-дней можно было приступать к возведению самих бань. Фригидарий имел минимальную высоту 22 метра, а 44-метровый кальдарий стал самым высоким сооружением.

Две сохранившиеся опоры круглого кальдария поднимаются на 34 метра над землей.

Проблемы масштаба

Чтобы за шесть лет закончить строительство, центральный блок должен был возводиться единовременно. Тысячи каменщиков должны были работать бок о бок; а в период пика это число должно было достигать 4,5 тысяч. Даже просто скоординировать работу такого количества людей было нелегко. Об этом рассказывают уцелевшие фрагменты.

Хотя общий уровень квалификации рабочих практически одинаков, различия в таких деталях, как расположение стоков, конструкция лестниц и распределение материалов, говорят о том, что стройка была поделена на две половины, каждая из которых находилась в ведении своего «прораба», работавшего в русле собственных традиций. Вертикальную кладку могли регулировать с помощью горизонтальных рядов бипедалей, крупных плоских кирпичей площадью 2 кв. римских фута. Поскольку эти ряды были тщательно уложены на высоте 4,5 римских фута (1,32 метра), подоконники, дверные проемы, террасы и пяты сводов можно было закладывать на правильном уровне, не меряя от земли. Техника кирпичной кладки требовала перерывов в строительстве, когда рабочие выравнивали верхнюю часть стены, проверяли точность линий стен и в то же время возводили новый уровень лесов. Скорость строительства в большой степени зависела от эффективности подобных этапов.

Архитектурный проект такого масштаба был также сопряжен с проблемой доступа к верхней части стройки. Из-за высоты здания должны были использоваться строительные леса сложной конструкции: из шестов, соединенных со стеной короткими горизонтальными кронштейнами, которые называются пальцами лесов, — об этом свидетельствуют оставленные ими в стенах отверстия. Всего было использовано около 100 000 жердей, и это только один из рабочих моментов строительства терм Каракаллы. Кроме того, требовались огромные краны для подъема деревянной опалубки, необходимой для возведения огромных бетонных сводов фригидариума и кальдариума, или для установки гранитных колонн фригидариума, каждая из которых была высотой 12 метров и весом около 100 тонн.

Обеспечение места для маневров с крупными колоннами или опалубкой также породило ряд технических проблем. Строительные стыки показывают, что центральный блок строили по секциям, а материалы хранили в крупных внутренних помещениях — фригидариуме, плавательном бассейне и двух внутренних дворах, предназначенных для физических упражнений; при этом в стенах временно оставляли проходы. Украшенные колоннами террасы внутренних дворов были достроены в последнюю минуту, устойчивость их легких сводов достигалась железными стяжками каменных блоков, вделанных в стены террас на более ранних стадиях строительства, — предтеча нынешнего железобетона.

О том, что при строительстве терм имели место еще более необычные случаи использования металла, свидетельствует описание загадочного помещения (вероятно, имелся в виду кальдарий), приведенное выше. Возможно, это была декоративная позолоченная бронзовая решетка, назначения которой автор IV века попросту не понял. Что бы это ни было, но благоговейный трепет в последующие поколения она, бесспорно, вселила.

Гигантский размах и дерзкие архитектурные решения свидетельствуют о том, что строители терм Каракаллы предельно развили технологию и в то же время устроили представление даже из самого процесса, чтобы продемонстрировать могущество императорского Рима.

Римские солдаты на колонне Траяна сооружают форт, используя простые инструменты и корзины. Так же строили и термы.


12.09.2018

Leave a Comment