Тирасполь

Приднестровская Молдавская Республика — Тирасполь

Тирасполь (молд. Tiraspol (Тираспол), укр. Тирасполь) — город на юго-востоке Европы на левом берегу Днестра. Является столицей непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, входит в официальные границы Молдавии, в которых является вторым по количеству населения городом после Кишинёва и важным политическим, экономическим и культурным центром.

Название

Название города происходит от греческих слов Tyras — Днестр и polis — город. Греческое название Тирасполя и некоторых других городов региона связано с витавшим в 80-90-е гг. XVIII в. «греческим проектом» Екатерины II.

История

После русско-турецкой войны 1787—1791 гг. был заключен Ясский мир, согласно которому Турция уступала России земли между Южным Бугом и Днестром — так называемую Очаковскую область.

Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра по особому указанию А. В. Суворова в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; строительство велось под непосредственным руководством генерала-майора русской армии де Волана. При земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь (статус города с 1795). В связи с постройкой города, жители села Суклея переселились на три версты ниже по Днестру. По переписи 1795 года в городе проживало около 2,5 тыс. человек.

До 1795 года Тирасполь был центром Очаковской области, а с 1806 г. стал уездным городом Херсонской губернии. В 1816 г. в городе насчитывалось около 5,3 тысяч жителей, к концу первой половины XIX в. — около 10 тысяч.

С присоединением Бессарабии в 1812 г. и формальным лишением её статуса автономии в 1828 г. военное значение города падает; в 1835 г. Тираспольская крепость была упразднена, но город продолжает развиваться, теперь уже в качестве уездного центра, выполняя преимущественно административные и торговые функции.

Толчком к развитию города послужила прокладка железной дороги от станции Раздельная до Тирасполя в 1867 г., благодаря чему Тирасполь стал первым городом региона, соединенным удобным путём с портовым городом Одесса. В 1873 г. железнодорожная ветка соединила Тирасполь и Кишинёв. Железная дорога расширила сферы влияния города по многим направлениям, особенно значительно выросла торговля хлебом и вином, увеличилась территория Тирасполя. К концу XIX века город насчитывал более сотни крупных и мелких предприятий, производивших продукцию на сумму более 400 тысяч рублей. Большая часть товаров продавалась здесь же, на трёх самых крупных торговых площадях (ярмарках) — Среднепостной, Вознесенской и Покровской. В 1898 году был зарегистрирован литейно-механический завод К. Питча, на основе которого впоследствии образовался государственный механический завод, в дальнейшем — Завод литейных машин им. С. М. Кирова, ПО «ТочЛитМаш».

Город начала XX века занимал центральную часть современного Тирасполя. Улица Покровская (ныне 25 Октября) была основной, здесь располагались административные и торговые учреждения, дома обеспеченных горожан. На северо-западной окраине размещались воинские казармы, на северо-восточной — железнодорожный вокзал. Город насчитывал в ту пору около 32,5 тысяч жителей.

Первая мировая война приостановила развитие города. В начале 1918 г. Бессарабия была присоединена к Румынии, а река превратилась в демаркационную линию. Город неоднократно переходит из рук в руки, и наконец кавалерийская бригада Котовского устанавливает в городе власть большевиков. С 1929 по 1940 гг. Тирасполь стал столицей образованной Молдавской АССР (в составе УССР).

В 1920—1930-е годы здесь были построены консервные предприятия: заводы имени Первого Мая, имени Ткаченко. В 1930 г. открыт Тираспольский институт народного образования — будущий Приднестровский университет, в 1932 образованы Высшая Коммунистическая Сельскохозяйственная Школа и Тираспольский Институт Овощеводства. В 1936 г. открыт городской театр. В то же время сформировалась и труппа Молдавского музыкально-драматического театра, а также хор «Дойна».

Во время Великой Отечественной войны румынские власти на захваченной территории между Днестром и Южным Бугом создали губернаторство Транснистрия, центром которого первоначально стал Тирасполь, оккупированный 10 августа 1941 г. За время оккупации в городе погибло более 4 тыс. человек (в том числе 1,5 тыс. евреев).

12 апреля 1944 г. Тирасполь был освобождён войсками 37-й Армии Третьего Украинского Фронта под командованием генерал-лейтенанта Шарохина. Тирасполь был награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени за отвагу и беспримерную силу духа.

Первое послевоенное десятилетие продолжался восстановительный период, позже началось формирование новых отраслей — машиностроения и легкой промышленности. В 1964 г. пущена Молдавская ГРЭС в посёлке Днестровске (спутнике Тирасполя). Новые промышленные предприятия размещались в основном в специально оборудованных зонах, преимущественно севернее железной дороги, в так называемом «Кировском промышленном узле».

В ноябре 1967 года в Тирасполе было открыто троллейбусное движение (см.

Тираспольский троллейбус). К 1987 году в городе действовало 9 маршрутов. В 1993 году был открыт междугородный троллейбусный маршрут № 19 Тирасполь — Бендеры. В настоящее время по городу курсируют 9 маршрутов.

Ускоренное промышленное развитие изменило облик города. Уже к 1970 г. численность населения Тирасполя перевалила за 100 тыс. чел. Увеличивалась площадь территории города; близлежащие села влились в Тирасполь — Колкотовая Балка в 1957 г., Закрепостная Слободка в 1960 г.

Тирасполь динамично развивался вплоть до конца 1980-х гг. Высокие темпы промышленного производства, строительство новых индустриальных и инфраструктурных объектов способствовало притоку населения, как из районов Молдавии, так и из России и Украины. На территории, подчинённой Тираспольскому горсовету (куда входят также посёлок Новотираспольский и город Днестровск (статус города с 2002 г.) и село Кременчуг) в 1989 г. проживало более 200 тыс. человек.

2 сентября 1990 года здесь была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. Согласно её конституции (раздел I, статья 13), Тирасполь является столицей республики. За короткий промежуток времени произошло переподчинение различных структур новому правительству, созданы собственные органы управления, независимые от Республики Молдова. Военный конфликт 1992 года усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности.

Несмотря на сложности, Тирасполь успешно развивается в статусе столицы непризнанной ПМР и обретает всё более зримые черты европейского города. Приметой Тирасполя XXI века стало развитие жилищного строительства, открытие большого количества современных торговых центров и спортивных сооружений, среди которых особо выделяется построенный в 2002 году один из крупнейших в Европе спорткомплекс «Шериф», включающий в себя несколько футбольных стадионов и теннисных кортов, а также открытый в июне 2008 года Ледовый дворец — крупнейший в Молдавии. В настоящее время на правом берегу Днестра на месте бывших дачных участков, напротив центрального пляжа, возводится туристско-развлекательный комплекс.

В 2008-м году власти Тирасполя поставили задачей в пятилетний срок вывести Тирасполь на европейский уровень. В настоящее время будущее города напрямую зависит от решения проблемы политического статуса региона.

География

Тирасполь расположен на южной окраине Восточно-Европейской равнины в степной зоне. Географические координаты города 46°50` северной широты и 29°37` восточной долготы. Тирасполь размещен невдалеке от крупных городов — приблизительно в 105 км от Одессы и в 75 км от Кишинева, с которыми он связан автомобильным и железнодорожным транспортом. Город находится на левом берегу реки Днестр в 90 км от её впадения в Днестровский лиман.

Природа

Склоны долины Днестра в районе Тирасполя пологие, слаборасчленённые, реже обрывистые. Поверхность террас рассекают овраги и балки. Самая большая из них — Колкотовая балка, проходящая в восточной части города, длиной около 10 км. По дну балки течёт ручей с местным названием — Гапчучка (официальное название — ручей Светлый), впадающий в Днестр у села Суклея. Берега ручья заболочены, заросли камышом и осокой. В верхней части балки, на её левом склоне когда-то разрабатывался песчано-гравийный карьер. Его заброшенные участки имеют обнаженные уступы, которые размываются и разрушаются дождевыми водами, в результате чего образовались большие и глубокие промоины, позволившие обнаружить большое количество древних окаменелостей.

Через центральную часть города в направлении с северо-запада на юго-восток проходит балка Красный Яр длиной около 5 км.

От места пересечения балки с железнодорожным полотном по её дну течет небольшой ручей. В нижней части он заключён в железобетонный лоток, который впадает в Днестр, а дно балки засыпано и застроено. На старых фотографиях можно увидеть мост через этот ручей на месте нынешней площади Суворова.

Река в районе Тирасполя сильно петляет и разрезает пойму левого берега на две части. Для защиты поймы от паводковых вод береги реки были обвалованы, а на участке от гостиницы «Аист» до городского пляжа тщательно укреплены; здесь же была построена набережная.

Привлекательны окрестности Тирасполя, особенно пойменный Кицканский лес, состоящий из тополя, ивы, дуба черешчатого, клёна татарского, вяза с подлеском из ежевики, свидины, боярышника, бересклета, бузины. На правом берегу реки напротив городской набережной находится городской лес, в котором, вдоль живописных берегов Днестра построены летние пансионаты, детские оздоровительные лагеря.

Из-за высокой освоенности территории естественная растительность занимает в настоящее время лишь небольшие площади. Кроме Кицканского леса она сохранилась в пойме в виде очагов луговой растительности из клевера, вязеля, щавеля и участков степной растительности из ковыля, шалфея, чабреца, астрагала в северо-западной части города вокруг аэродрома.

Климат 

Климат в Тирасполе благоприятный. Зима — короткая, длится примерно 80 дней. Снежный покров неустойчив из-за частых оттепелей, его мощность редко превышает 20 см. Резкие понижения температур непродолжительны — от 3-х до 5-ти дней. Весна в Тирасполе ранняя. Устойчивый переход среднесуточных температур через 0 °C наблюдается в начале марта. С десятых чисел мая до двадцатых чисел сентября в Тирасполе среднесуточная температура обычно выше 20 °C и господствуют летние погоды. Осенний период продолжается 75 — 80 дней. Для него характерны первые заморозки в октябре, реже в начале ноября.

Среднемесячная температура самого жаркого месяца — июля +22 °C, самого холодного — января −3,0 °C.Среднегодовая температура — +9,6 °C. Абсолютный максимум — +45 °C, абсолютный минимум — −33 °C. Продолжительность безморозного периода в году составляет 180—200 дней. В целом, годовой ход температур характеризуется ровностью, без резких перепадов.

Общая циркуляция атмосферы характеризуется преобладанием антициклональной погоды в летнее время, циклональной в течение холодного периода с преобладанием ветров северо-западного направления. Ясная солнечная погода для города — обычное явление.

Природные условия обширной территории вокруг города существенно влияли и влияют на его характер и судьбу. Возникнув по соображениям обороны, как крепость на обрывистом берегу реки, Тирасполь стал военным и административным центром прилегающих к нему территорий.

В конце июля — начале августа 2008 года в Тирасполе произошло наводнение в связи с поднятием уровня воды в Днестре из-за крупных ливней в Западной Украине. Весь центр города был затоплен водой. В столице Приднестровья было объявлено чрезвычайное положение, которое продлилось до 10 августа.

Население

Тирасполь — второй по величине город в Молдавии после Кишинева и крупнейший в Приднестровском регионе. Согласно данным переписи населения, проведённой в ПМР в ноябре 2004 г., население Тирасполя составило 159 163 человека, в том числе: — городское население — 158 069 человек, — сельское население — 1 094 человека (включая жителей села Кременчуг, расположенного на правом берегу Днестра, но административно подчинённого государственной администрации Тирасполя), в том числе мужчин — 72 240 чел. (45,4 %), женщин — 86 923 чел. (54,6 %).

Ввиду относительно высокой плотности населения на юге Приднестровья и фактического отсутствия границ между Тирасполем и окрестными населёнными пунктами уместно говорить о Тираспольско-Бендерской агломерации с населением около 350 тыс. человек. На юге Тирасполь граничит с крупным (с населением более 10 тыс. человек и с многоэтажной застройкой) селом Суклея, фактически слившимся с городом ещё в 1980-е годы. Даже местные жители не всегда способны определить, где «заканчивается» Тирасполь и где «начинается» Суклея.
Города Тирасполь и Бендеры, о реальном объединении которых уже более сорока лет ведутся дискуссии, составляют единую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. В частности, Тирасполь и Бендеры, как крупнейшие города Приднестровья, связаны единой троллейбусной системой (cм. Троллейбусная линия Тирасполь-Бендеры). Между городами курсируют также общие для Тирасполя и Бендер маршрутные такси № 19 и 20. В Бендерах же расположены филиалы учебных заведений Тирасполя, в том числе — Приднестровского государственного университета. Для Тирасполя и Бендер характерна маятниковая миграция населения.
Единая транспортная система (автобусы и маршрутные такси) связывает Тирасполь с сёлами Суклея, Карагаш, Терновка, а также с десятками других близлежащих населённых пунктов.

Этнический состав Тирасполя, согласно данным переписи 2004 г., характеризуется преобладанием русских — 41,6 % и украинцев — 33,0 %. Молдаване составляют 15,2 %, представители других национальностей (в основном гагаузы, болгары, белорусы и евреи) — 10,2 %. В 1926 году население составляло 29,7 тыс. жителей, в том числе русские — 54,8 %, евреи — 29,4 %, а молдаване — 1,4 %.

Согласно данным переписи, 90,4 % жителей города приняли гражданство ПМР, при этом часть из них одновременно являются гражданами следующих государств: Республики Молдова — 16,2 %; Российской Федерации — 16,1 %, Украины — 12,4 %.

Экономика 

Современная экономика города развивается в сложных экономических и политических условиях. Распад СССР в начале 90-х годов повлёк за собой разрыв привычных связей, что резко ухудшило экономико-географическое положение Тирасполя. Город оказался отрезанным от традиционных источников сырья, поставщиков комплектующих деталей, основных потребителей узкоспециализированной продукции. Начавшийся тяжелый экономический кризис привел к резкому падению производства, гиперинфляции и снижению уровня жизни населения. Военный конфликт 1992 года усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности. Многие производства технически устаревали, отрывались от реалий современных рынков, утрачивали связи с поставщиками комплектующих и потребителями своей продукции. Потребовались смена собственника и коренная модернизация производства.

История города Тирасполь

После тяжелого кризиса 90-х гг. промышленность ПМР медленно адаптировалась к новым условиям хозяйствования. Несмотря на отрицательное влияние разнообразных внешних ограничений, в течение последних лет, благодаря эффективной налоговой политике, разгосударствлению и приватизации, сопровождаемых привлечением значительных инвестиционных ресурсов, удалось стабилизировать уровень промышленного производства и обеспечить положительную динамику основных показателей индустриального сектора.

Промышленное производство и сейчас является одной из главных функций города Тирасполя. Несмотря на снижение числа занятых в отраслях материального производства, Тирасполь остается самым важным промышленным центром Приднестровья.

В Тирасполе развиты легкая, пищевая промышленность и электротехническое машиностроение. Базой промышленности Тирасполя являются Молдавская ГРЭС, «Тираспольтрансгаз», ГИПП «Типар» и другие.

Сильная зависимость хозяйства города от внешних связей при нерешённости проблемы статуса Приднестровья серьёзно тормозит развитие промышленности Тирасполя. Однако сохранение существующих производственных мощностей, наличие развитой инфраструктуры и дешёвой квалифицированной рабочей силы позволяет надеяться на возможность расширения производства.

Транспорт

Троллейбусы

Троллейбусное движение появилось в Тирасполе в 1967 году. С 1993 года Тирасполь соединён с Бендерами троллейбусной линией. Протяжённость троллейбусной линии Тирасполь — Бендеры составляет 13,3 км. Протяжённость внутригородских линий — более 70 км. В городе действует 9 внутригородских троллейбусных маршрутов и 1 междугородный. Подробнее о троллейбусном движении в Тирасполе можно узнать в статье Тираспольский троллейбус.

Автобусы

В советское время в городе действовало 11 внутригородских маршрутов. Однако с середины 1990-х автобусное сообщение в Тирасполе практически отсутствует. Действуют лишь маршруты, соединяющие центр города с близлежащими сёлами, находящиеся под администрацией города. В городе работают три пригородных автовокзала и один международный, осуществляющий рейсы в города Молдавии, Украины, а также в Москву и в Берлин.

Маршрутное такси

Наиболее популярный транспорт. В городе действует 28 внутригородских маршрутов и около 80 междугородных. Маршрутное такси охватывает все районы города и его пригороды. Перевозками занимаются в основном частные компании.

Также, 13 частных компаний круглосуточно оказывают услуги по перевозке такси.

Железная дорога

В городе действует железнодорожный вокзал.

Тираспольский железнодорожный вокзал является транзитным вокзалом по пути из Кишинёва и севера Молдавии в Одессу, находится близко к центру города. Через Тирасполь проезжало более 30 поездов в сутки. Однако по причине неурегулированности отношений между Молдавской железной дорогой и Приднестровской железной дорогой с 2006 года через вокзал Тирасполя круглогодично проходит только скорый поезд № 65 «Москва—Кишинев», а в летние месяцы — поезд Саратов — Варна. С 1 октября 2010 года возобновилось движение через Тирасполь поезда № 641/642 Кишинев — Одесса.

Аэропорт

В городе расположен аэропорт, принимающий любые типы самолётов. В настоящее время аэропорт в силу ряда причин — в том числе связанных с непризнанностью Приднестровья — не действует, тираспольчане пользуются аэропортами Кишинева (около 70 км от Тирасполя) и Одессы (около 100 км от Тирасполя).

Радио

По состоянию на 2009 год, в Тирасполе действовало 26 радиостанций FM диапазона (87.50 — 108.00 МГц), включая официальное вещание — Радио Приднестровья.

Достопримечательности

  • Конный памятник Александру Суворову
  • Здание Верховного Совета ПМР
  • Дом Советов
  • Площадь Суворова с памятниками Екатерине II, Францу де Волану, Валентине Соловьевой, Виктору Синеву
  • Мемориал Славы
  • Тираспольский объединенный музей
  • Собор Рождества Христова
  • Приднестровский государственный театр драмы и комедии имени Надежды Аронецкой
  • Стадион «Шериф»
  • Республиканский Ботанический сад
  • Парк Победа

  Версия для печати
Среда, 12 сентября 2018 г.

ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Приднестровская Молдавская Республика, ПМР) — непризнанное государство на левом берегу Днестра, образовалось в результате крушения СССР. Столица — г. Тирасполь (основан А. В. Суворовым).

Население порядка 350 тыс. чел. (35% русские, 25% украинцы, 30% молдаване), около 20% имеет российское гражданство.

ПМР имеет развитую экономику, на ее территории находится Молдавская ГЭС, Молдавский металлургический завод, текстильный завод Тиратекс, известная в Европе обувная фабрика «Флоаре», завод Молдавкабель, известный коньячный завод «Квинт» и др.

Благодаря этому уровень жизни в ПМР, даже несмотря на блокаду и непризнанность, вдвое выше, чем в соседней Молдавии. Левый берег Днестра (Приднестровье) определенное время входил в состав Древней Руси, а с XIV в. — Великого Княжества Литовского и Русского, территория которого простиралась от Балтийского моря до Черного.

Южное Приднестровье с 1242 г. являлось частью Золотой Орды, а с конца XV в.— Крымского ханства (вассала Османской Порты). После третьей русско-турецкой войны (1787–1791) по Ясскому мирному договору (9 января 1792 г.) к Российской империи отошли земли между Южным Бугом и Днестром, в т. ч. Приднестровье.

С этой войной связаны славнейшие страницы русской истории. Победы Александра Суворова при Фокшанах, Рымнике и Измаиле — золотой фонд мировой военной науки! Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра была заложена крепость Срединная, у стен которой вырос г. Тирасполь (статус города с 1795 г.).

Из-за опустошенности земель правительство поощряло переселение в Приднестровье украинских и русских крестьян. В свою очередь Бессарабия вошла в состав Российской империи в 1812 г. и стала отдельной губернией, т. к.

Тирасполь где находится? Тирасполь, Приднестровье: карта, фото

территория Приднестровья была поделена между Херсонской и Подольской губерниями. В декабре 1917 г. Бессарабия вместе с г. Бендеры и правобережной частью Слободзейского района была оккупирована Румынией. Левобережная часть Приднестровья вошла в состав Одесской Советской Республики, а после немецкой оккупации — в состав Украины, с которой в 1922 г. вошла в СССР.

В 1924 г. на территории Приднестровья и части Одесской и Винницкой обл. была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР.

До 1929 г. столицей республики был г. Балта, с 1929 по 1940 гг. ею являлся Тирасполь. В 1940 г. советскому правительству удалось добиться передачи Бессарабии СССР. Возвращенная территория Бессарабии (за исключением Южной Бессарабии, включенной в Одесскую обл., и Северной Бессарабии, которая вместе с Северной Буковиной и районом Герцы образовали Черновицкую обл. УССР) была присоединена к МАССР, созданной на основе Приднестровья, и преобразована в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику со столицей в Кишиневе.

В конце 1980-х гг. на фоне общих центробежных тенденций с СССР элиты Молдавии недвусмысленно продемонстрировали свои стремления к интеграции с Румынией, начали проводить дискриминационную политику по отношению к представителям нетитульной нации.

31 августа 1989 г. вступил в силу принятый Верховным Советом МССР закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», утвердивший государственным языком только молдавский и введший — без учета интересов и гражданских прав немолдавского населения — латинское написание.

23 июня 1990 г. Верховный Совет Молдавии провозгласил суверенитет республики, в ответ на это

2 сентября 1990 г. приднестровские депутаты провозгласили Приднестровскую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (ПМССР) как советскую республику в составе СССР.

Все это привело к тому, что уже осенью 1990 г. противостояние между Молдавией и Приднестровьем переросло в вооруженную борьбу, причем первыми столкновение организовали молдаване. Силы молдавского ОПОНа предприняли попытку ликвидации местных органов власти в г. Дубоссары. По информации приднестровской стороны, в вооруженных акциях на стороне Молдавии принимали участие молдавские и румынские националисты с ведома и под руководством кишиневских силовых ведомств.

25 августа 1991 г. Верховный Совет ПМССР принял «Декларацию о независимости ПМССР», а 5 ноября 1991 г., в связи с распадом СССР, ПМССР была переименована в Приднестровскую Молдавскую республику (ПМР).

Свою независимость от Молдавии приднестровцам пришлось отстаивать с оружием в руках. В результате кровавых столкновений в марте — июле 1992 г. погибли около 400 военнослужащих и более 600 мирных жителей Левобережья. Тогда в районах Бендер и Дубоссар шли полномасштабные бои с применением танков и артиллерии. Только жесткая позиция командования 14-й армии, лично командарма А. Лебедя и офицеров российского Генштаба, занявших недвусмысленную позицию, предотвратила дальнейшее развитие вооруженного конфликта.

Поняв, что подавить вооруженным путем стремление приднестровцев к самоопределению не удастся, Кишинев, поддерживаемый Западом, перешел к экономической войне.

Надежда на разрешение ситуации появилась после того, как в 2001 г., используя пророссийские лозунги, к власти в Молдавии пришел коммунист В. Воронин. К 2002 г. Россия и Молдавия сумели достичь взаимопонимания по ряду важнейших проблем, что позволило им успешно развивать экономическое сотрудничество. Это потепление позволило Москве в 2003 г. предложить Кишиневу план мирного урегулирования приднестровской проблемы. Согласно предложенному плану, который называют еще «Планом Козака», отношения между Приднестровьем и Молдавией должны были строиться на федеративной основе, а российские миротворцы должны были находиться в ПМР до 2020 г.

Но в ноябре 2003 г. президент Молдавии В. Воронин после звонка из посольства США отверг это предложение и высказался за усиление роли США и ЕС в процессе урегулирования. Присутствие российских миротворцев в зоне конфликта до 2020 г. не вписывалось в планы Молдавии, которая хочет при помощи сил НАТО аннексировать ПМР.

В феврале 2006 г. молдавская делегация прервала переговоры в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, ОБСЕ, Украина, а также наблюдатели от ЕС и США) по урегулированию приднестровского конфликта, а уже 3 марта началась экономическая блокада ПМР.

Кишинев отказывается подписать т. н. «транзитный протокол», который, по условиям меморандума 1997 г., дал бы Приднестровью право на ведение самостоятельной экономической деятельности. К блокаде Приднестровья присоединилась и Украина, как и Молдавия стремящаяся в НАТО. В ответ Россия, обеспокоенная судьбой приднестровского населения, отправила в непризнанную республику груз с гуманитарной помощью.

В июне 2006 г. в Вашингтоне был представлен научный доклад «Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с международным законодательством». Его подготовила группа зарубежных экспертов — ученых из университетов Оксфорда, Стэнфорда, Гарварда, Кембриджа, а также участников дейтонских соглашений по разделу Югославии. Эксперты утверждают: «Юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР Молдавская ССР распалась на два государства-преемника: Молдову и Приднестровье, и что сегодняшняя граница между ними соответствует полностью традиционной исторической границе, разделяющей их с раннего средневековья. Во время выхода Молдовы из состава Молдавской ССР, Приднестровье уже отделилось и управляло своей территорией независимо от Кишинева».

Привыкшие мыслить иными, нежели политики, категориями, ученые делают вывод: у Республики Молдова нет оснований претендовать на территорию левобережья Днестра.

17 сентября 2006 г. в Приднестровской Молдавской Республике прошел общенародный референдум по вопросам взаимоотношений Приднестровья с Россией и Молдавией. В нем приняли участие 78,6% граждан ПМР, имевших право голоса. 97% из них высказались за независимость Приднестровской Молдавской Республики и ее последующее свободное присоединение к Российской Федерации. Против интеграции с РФ проголосовали лишь 2,3% избирателей. За отказ от курса на независимость ПМР и последующее вхождение республики в состав Молдавии высказались только 3,4% участников референдума, против такой интеграции — 94,6%.

США, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ и Молдова объявили референдум нелегитимным. Не признала его и Украина. И это неудивительно. Приднестровье прошло очередной тест на государственную состоятельность, заодно продемонстрировав преобладание пророссийских настроений в республике. Именно это и было причиной острого неприятия итогов выборов со стороны тех сил, которым крайне невыгодно укрепление позиций России на «европейской окраине».

В декабре 2006 г. президентом ПМР в очередной раз был избран И. Смирнов.

Ситуация с признанием рядом стран самопровозглашенного государства Косово придала жителям Приднестровья надежду на то, что в ближайшем времени может быть решен и вопрос о признании независимости ПМР, имеющей на это гораздо больше прав. Однако руководствуемые политикой двойных стандартов Евросоюз, ОБСЕ и НАТО даже не рассматривают возможность признания суверенитета Приднестровской Молдавской Республики.

Оцените определение:

река тирасполе

Варианты ответов к вашему кроссворду

ДНЕСТР

  • Днестр (укр. Дністе́р, молд. Nistru, Нистру, др.-греч. Τύρας, лат. Tyras, Tiras) — река в Восточной Европе.
  • Река Тирас ныне
  • Река в Тирасполе
  • Главная артерия в Бендерах и Тирасполе
  • Река в Молдове
  • Река в Молдавии, на Украине, впадает в Черное море
  • Река в Ямполе и Тирасполе
  • Куда впадает река Бык?
  • Молдово-украинская река
  • На какой реке стоит Тирасполь?
  • Река в Молдавии

АА

  • АА (Андрей Андреев) — опытный советский паровоз. Единственный в мире локомотив с семью движущими осями в одной жёсткой раме (не путать с сочленёнными паровозами).
  • Река в Германии
  • Старое название реки Гауя
  • В месте слияния этой реки с рекой Доммел стоит голландский город Хертогенбос

ААРЕ

  • Ааре Лаанеметс (эст. Aare Laanemets; 6 февраля 1954 — 28 октября 2000) — советский и эстонский актёр.
  • Река в Берне
  • Река Швейцарского плоскогорья
  • Река в Швейцарии и Франции
  • Город Берн (река)
  • Швейцарская река
  • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
  • Река в Швейцарии
  • Река в Европе
  • Река, рожденная в Бернских Альпах
  • Бернская река

АБА

  • Абака́н (хак. Ағбан) — город в России, столица Республики Хакасии. Образует городской округ город Абакан.
  • Город и река в Нигерии
  • Река в Нигерии
  • На какой реке стоит город Прокопьевск
  • На какой реке стоит город Киселевск

АБАКАН

  • Абака́н (хак.

    где находится город Тирасполь?

    Ағбан) — город в России, столица Республики Хакасии. Образует городской округ город Абакан.

  • Город и река в Хакасии
  • Река в Хакасии
  • Хакаская река
  • Река в Сибири
  • Хакасская река, левый приток Енисея
  • Переведите на хакасский язык "отец + река"
  • Река, впадающая в Енисей
  • Река в Хакасии, левый приток Енисея
  • "Отец + река" по-хакасски
  • На какой реке стоит город Абаза в Хакассии

АВАЧА

  • Ава́ча — река в юго-восточной части полуострова Камчатка. Протяжённость 122 км, площадь бассейна 5090 км².
  • Вулкан и река на Камчатке
  • Река на Камчатке
  • На какой реке стоит город Елизово

АВАШ

  • Ава́ш — торговый город в центральной части Эфиопии. Является центром административной зоны 3 и ворэды Аваш-Фентале.
  • Река в Эфиопии, Африка
  • Река в Эфиопии
  • Река в Африке

АВЕ

  • Макси́м Ви́кторович Аве́рин (род. 26 ноября 1975, Москва, СССР) — российский актёр театра, кино и телевидения, режиссёр, телеведущий.
  • Португальская река
  • Река в Португалии

АВЕРОН

  • Аверо́н (фр. Aveyron, окс. Avairon) — департамент на юге Франции, один из департаментов региона Окситания.
  • Река во Франции, приток Тарна

АВИ

  • Авиано́сец — класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиационных групп в качестве мобильной авиабазы, действующей в открытом море.
  • Река в Португалии

Эти слова находили также по запросам:

Молдавия — Тирасполь

Тирасполь (молд. Tiraspol (Тираспол), укр. Тирасполь) — город в Молдавии, столица непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Важнейший политический, экономический и культурный центр востока Молдавии, второй по количеству населения (после Кишинева).

Название

Название города происходит от греческих слов Tyras — Днестр и polis — город. Греческое название Тирасполя и некоторых других городов региона связано с витавшим в 80-90-е гг. XVIII в. «греческим проектом» Екатерины II.

История

После русско-турецкой войны 1787—1791 гг. был заключен Ясский мир, согласно которому Турция уступала России земли между Южным Бугом и Днестром — так называемую Очаковскую область.

Для укрепления новых границ империи в 1792 г. на левом берегу Днестра по особому указанию А. В. Суворова в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; строительство велось под непосредственным руководством генерала-майора русской армии де Волана. При земляной крепости Срединной был основан город Тирасполь (статус города с 1795). В связи с постройкой города, жители села Суклея переселились на три версты ниже по Днестру. По переписи 1795 года в городе проживало около 2,5 тыс. человек.

До 1795 года Тирасполь был центром Очаковской области, а с 1806 г. стал уездным городом Херсонской губернии. В 1816 г. в городе насчитывалось около 5,3 тысяч жителей, к концу первой половины XIX в. — около 10 тысяч.

С присоединением Бессарабии в 1812 г. и формальным лишением её статуса автономии в 1828 г. военное значение города падает; в 1835 г. Тираспольская крепость была упразднена, но город продолжает развиваться, теперь уже в качестве уездного центра, выполняя преимущественно административные и торговые функции.

Толчком к развитию города послужила прокладка железной дороги от станции Раздельная до Тирасполя в 1867 г., благодаря чему Тирасполь стал первым городом региона, соединенным удобным путём с портовым городом Одесса. В 1873 г. железнодорожная ветка соединила Тирасполь и Кишинёв.

Достопримечательности Тирасполя

Железная дорога расширила сферы влияния города по многим направлениям, особенно значительно выросла торговля хлебом и вином, увеличилась территория Тирасполя. К концу XIX века город насчитывал более сотни крупных и мелких предприятий, производивших продукцию на сумму более 400 тысяч рублей. Большая часть товаров продавалась здесь же, на трёх самых крупных торговых площадях (ярмарках) — Среднепостной, Вознесенской и Покровской. В 1898 году был зарегистрирован литейно-механический завод К. Питча, на основе которого впоследствии образовался государственный механический завод, в дальнейшем — Завод литейных машин им. С. М. Кирова, ПО «ТочЛитМаш».

Город начала XX века занимал центральную часть современного Тирасполя. Улица Покровская (ныне 25 Октября) была основной, здесь располагались административные и торговые учреждения, дома обеспеченных горожан. На северо-западной окраине размещались воинские казармы, на северо-восточной — железнодорожный вокзал. Город насчитывал в ту пору около 32,5 тысяч жителей.

Первая мировая война приостановила развитие города. В начале 1918 г. Бессарабия была присоединена к Румынии, а река превратилась в демаркационную линию. Город неоднократно переходит из рук в руки, и наконец кавалерийская бригада Котовского устанавливает в городе власть большевиков. С 1929 по 1940 гг. Тирасполь стал столицей образованной Молдавской АССР (в составе УССР).

В 1920—1930-е годы здесь были построены консервные предприятия: заводы имени Первого Мая, имени Ткаченко. В 1930 г. открыт Тираспольский институт народного образования — будущий Приднестровский университет, в 1932 образованы Высшая Коммунистическая Сельскохозяйственная Школа и Тираспольский Институт Овощеводства. В 1936 г. открыт городской театр. В то же время сформировалась и труппа Молдавского музыкально-драматического театра, а также хор «Дойна».

Во время Великой Отечественной войны румынские власти на захваченной территории между Днестром и Южным Бугом создали губернаторство Транснистрия, центром которого первоначально стал Тирасполь, оккупированный 10 августа 1941 г. За время оккупации в городе погибло более 4 тыс. человек (в том числе 1,5 тыс. евреев).

12 апреля 1944 г. Тирасполь был освобождён войсками 37 Армии Третьего Украинского Фронта под командованием генерала Шарохина. Тирасполь был награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени за отвагу и беспримерную силу духа.

Первое послевоенное десятилетие продолжался восстановительный период, позже началось формирование новых отраслей — машиностроения и легкой промышленности. В 1964 г. пущена Молдавская ГРЭС в посёлке Днестровске (спутнике Тирасполя). Новые промышленные предприятия размещались в основном в специально оборудованных зонах, преимущественно севернее железной дороги, в так называемом «Кировском промышленном узле».

В ноябре 1967 года в Тирасполе было открыто троллейбусное движение (см. Тираспольский троллейбус). К 1987 году в городе действовало 9 маршрутов. В 1993 году был открыт междугородный троллейбусный маршрут № 19 Тирасполь — Бендеры. В настоящее время по городу курсируют 9 маршрутов.

Ускоренное промышленное развитие изменило облик города. Уже к 1970 г. численность населения Тирасполя перевалила за 100 тыс. чел. Увеличивалась площадь территории города; близлежащие села влились в Тирасполь — Колкотовая Балка в 1957 г., Закрепостная Слободка в 1960 г.

Тирасполь динамично развивался вплоть до конца 1980-х гг. Высокие темпы промышленного производства, строительство новых индустриальных и инфраструктурных объектов способствовало притоку населения, как из районов Молдавии, так и из России и Украины. На территории, подчинённой Тираспольскому горсовету (куда входят также посёлок Новотираспольский и город Днестровск (статус города с 2002 г.) и село Кременчуг) в 1989 г. проживало более 200 тыс. человек.

2 сентября 1990 года здесь была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика. Согласно её конституции (раздел I, статья 13), Тирасполь является столицей республики. За короткий промежуток времени произошло переподчинение различных структур новому правительству, созданы собственные органы управления, независимые от Республики Молдова. Военный конфликт 1992 года усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности.

Несмотря на сложности, Тирасполь успешно развивается в статусе столицы непризнанной ПМР и обретает всё более зримые черты европейского города. Приметой Тирасполя XXI века стало развитие жилищного строительства, открытие большого количества современных торговых центров и спортивных сооружений, среди которых особо выделяется построенный в 2002 году один из крупнейших в Европе спорткомплекс «Шериф», включающий в себя несколько футбольных стадионов и теннисных кортов, а также открытый в июне 2008 года Ледовый дворец — крупнейший в Молдавии. В настоящее время на правом берегу Днестра на месте бывших дачных участков, напротив центрального пляжа, возводится туристско-развлекательный комплекс.

В 2008-м году власти Тирасполя поставили задачей в пятилетний срок вывести Тирасполь на европейский уровень. В настоящее время будущее города напрямую зависит от решения проблемы политического статуса региона.

География

Тирасполь расположен на южной окраине Восточно-Европейской равнины в степной зоне. Географические координаты города 46°50` северной широты и 29°37` восточной долготы. Тирасполь размещен невдалеке от крупных городов — приблизительно в 105 км от Одессы и в 75 км от Кишинева, с которыми он связан автомобильным и железнодорожным транспортом. Город находится на левом берегу реки Днестр в 90 км от её впадения в Днестровский лиман.

Природа

Склоны долины Днестра в районе Тирасполя пологие, слаборасчленённые, реже обрывистые. Поверхность террас рассекают овраги и балки. Самая большая из них — Колкатовая балка, проходящая в восточной части города, длиной около 10 км. По дну балки течёт ручей с местным названием — Гапчучка (официальное название — ручей Светлый), впадающий в Днестр у села Суклея. Берега ручья заболочены, заросли камышом и осокой. В верхней части балки, на её левом склоне когда-то разрабатывался песчано-гравийный карьер. Его заброшенные участки имеют обнаженные уступы, которые размываются и разрушаются дождевыми водами, в результате чего образовались большие и глубокие промоины, позволившие обнаружить большое количество древних окаменелостей.

Через центральную часть города в направлении с северо-запада на юго-восток проходит балка Красный Яр длиной около 5 км. От места пересечения балки с железнодорожным полотном по её дну течет небольшой ручей. В нижней части он заключён в железобетонный лоток, который впадает в Днестр, а дно балки засыпано и застроено. На старых фотографиях можно увидеть мост через этот ручей на месте нынешней площади Суворова.

Река в районе Тирасполя сильно петляет и разрезает пойму левого берега на две части. Для защиты поймы от паводковых вод береги реки были обвалованы, а на участке от гостиницы «Аист» до городского пляжа тщательно укреплены; здесь же была построена набережная.

Привлекательны окрестности Тирасполя, особенно пойменный Кицканский лес, состоящий из тополя, ивы, дуба черешчатого, клёна татарского, вяза с подлеском из ежевики, свидины, боярышника, бересклета, бузины. На правом берегу реки напротив городской набережной находится городской лес, в котором, вдоль живописных берегов Днестра построены летние пансионаты, детские оздоровительные лагеря.

Из-за высокой освоенности территории естественная растительность занимает в настоящее время лишь небольшие площади. Кроме Кицканского леса она сохранилась в пойме в виде очагов луговой растительности из клевера, вязеля, щавеля и участков степной растительности из ковыля, шалфея, чабреца, астрагала в северо-западной части города вокруг аэродрома.

Климат 

Климат в Тирасполе благоприятный. Зима — короткая, длится примерно 80 дней. Снежный покров неустойчив из-за частых оттепелей, его мощность редко превышает 20 см. Резкие понижения температур непродолжительны — от 3-х до 5-ти дней. Весна в Тирасполе ранняя. Устойчивый переход среднесуточных температур через 0 °C наблюдается в начале марта. С десятых чисел мая до двадцатых чисел сентября в Тирасполе среднесуточная температура обычно выше 20 °C и господствуют летние погоды. Осенний период продолжается 75 — 80 дней. Для него характерны первые заморозки в октябре, реже в начале ноября.

Среднемесячная температура самого жаркого месяца — июля +22 °C, самого холодного — января −3,0 °C.Среднегодовая температура — +9,6 °C. Абсолютный максимум — +41 °C, абсолютный минимум — −33 °C. Продолжительность безморозного периода в году составляет 180—200 дней. В целом, годовой ход температур характеризуется ровностью, без резких перепадов.

Общая циркуляция атмосферы характеризуется преобладанием антициклональной погоды в летнее время, циклональной в течение холодного периода с преобладанием ветров северо-западного направления. Ясная солнечная погода для города — обычное явление.

Природные условия обширной территории вокруг города существенно влияли и влияют на его характер и судьбу. Возникнув по соображениям обороны, как крепость на обрывистом берегу реки, Тирасполь стал военным и административным центром прилегающих к нему территорий.

В конце июля — начале августа 2008 года в Тирасполе произошло наводнение в связи с поднятием уровня воды в Днестре из-за крупных ливней в Западной Украине. Весь центр города был затоплен водой. В столице Приднестровья было объявлено чрезвычайное положение, которое продлилось до 10 августа.

Население

Тирасполь — второй по величине город в Молдавии после Кишинева и крупнейший в Приднестровском регионе. Согласно данным переписи населения, проведённой в ПМР в ноябре 2004 г., население Тирасполя составило 159 163 человека, в том числе: — городское население — 158 069 человек, — сельское население — 1 094 человека (включая жителей села Кременчуг, расположенного на правом берегу Днестра, но административно подчинённого государственной администрации Тирасполя), в том числе мужчин — 72 240 чел. (45,4 %), женщин — 86 923 чел. (54,6 %).

Этнический состав, согласно данным переписи 2004 г., характеризуется преобладанием русских — 41,6 % и украинцев — 33,0 %. Молдаване составляют 15,2 %, представители других национальностей (в основном гагаузы, болгары, белорусы и евреи) — 10,2 %. В 1926 году население составляло 29,7 тыс. жителей, в том числе русские — 54,8 %, евреи — 29,4 %, а молдаване — 1,4 %.

Согласно данным переписи, 90,4 % жителей города приняли гражданство ПМР, при этом часть из них одновременно являются гражданами следующих государств: Республики Молдова — 16,2 %; Российской Федерации — 16,1 %, Украины — 12,4 %.

Экономика 

Современная экономика города развивается в сложных экономических и политических условиях. Распад СССР в начале 90-х годов повлёк за собой разрыв привычных связей, что резко ухудшило экономико-географическое положение Тирасполя. Город оказался отрезанным от традиционных источников сырья, поставщиков комплектующих деталей, основных потребителей узкоспециализированной продукции. Начавшийся тяжелый экономический кризис привел к резкому падению производства, гиперинфляции и снижению уровня жизни населения. Военный конфликт 1992 года усугубил тяжелое социально-экономическое положение Приднестровья и Тирасполя в частности. Многие производства технически устаревали, отрывались от реалий современных рынков, утрачивали связи с поставщиками комплектующих и потребителями своей продукции. Потребовались смена собственника и коренная модернизация производства. После тяжелого кризиса 90-х гг. промышленность ПМР медленно адаптировалась к новым условиям хозяйствования. Несмотря на отрицательное влияние разнообразных внешних ограничений, в течение последних лет, благодаря эффективной налоговой политике, разгосударствлению и приватизации, сопровождаемых привлечением значительных инвестиционных ресурсов, удалось стабилизировать уровень промышленного производства и обеспечить положительную динамику основных показателей индустриального сектора.

Промышленное производство и сейчас является одной из главных функций города Тирасполя. Несмотря на снижение числа занятых в отраслях материального производства, Тирасполь остается самым важным промышленным центром Приднестровья.

В Тирасполе развиты легкая, пищевая промышленность и электротехническое машиностроение. Базой промышленности Тирасполя являются Молдавская ГРЭС, «Тираспольтрансгаз», ГИПП «Типар» и другие.

Сильная зависимость хозяйства города от внешних связей при нерешённости проблемы статуса Приднестровья серьёзно тормозит развитие промышленности Тирасполя. Однако сохранение существующих производственных мощностей, наличие развитой инфраструктуры и дешёвой квалифицированной рабочей силы позволяет надеяться на возможность расширения производства.

Транспорт

С 1993 года Тирасполь соединён с Бендерами троллейбусной линией. Протяжённость троллейбусной линии Тирасполь — Бендеры составляет 33,3 км. Протяжённость внутригородских линий — более 70 км. В городе действует 9 внутригородских троллейбусных маршрутов и 1 междугородный. Подробнее о троллейбусном движении в Тирасполе можно узнать в статье Тираспольский троллейбус.

Автобусы

В советское время в городе действовало 11 внутригородских маршрутов. Однако с середины 1990-х автобусное сообщение в Тирасполе практически отсутствует. Действуют лишь маршруты, соединяющие центр города с близлежащими сёлами, находящиеся под администрацией города. В городе работают три пригородных автовокзала и один международный, осуществляющий рейсы в города Молдавии, Украины, а также в Москву и в Берлин.

Маршрутное такси

Наиболее популярный транспорт. В городе действует 28 внутригородских маршрутов и около 80 междугородных. Маршрутное такси охватывает все районы города и его пригороды. Перевозками занимаются в основном частные компании.

Также, 13 частных компаний круглосуточно оказывают услуги по перевозке такси.

Железная дорога

Тираспольский железнодорожный вокзал является транзитным вокзалом по пути из Кишинёва и севера Молдавии в Одессу, находится близко к центру города. Через Тирасполь проезжало более 30 поездов в сутки. Однако по причине неурегулированности отношений между Молдавской железной дорогой и Приднестровской железной дорогой с 2006 года через вокзал Тирасполя круглогодично проходит только скорый поезд № 65 «Москва—Кишинев», а в летние месяцы — поезд Саратов — Варна.

Аэропорт

В городе расположен аэропорт, принимающий любые типы самолётов. В настоящее время аэропорт в силу ряда причин — в том числе связанных с непризнанностью Приднестровья — не действует, тираспольчане пользуются аэропортами Кишинева (около 70 км от Тирасполя) и Одессы (около 100 км от Тирасполя).

Достопримечательности

Памятник Александру Суворову
Здание Верховного Совета ПМР
Мемориал Славы
Исторический музей
Собор Рождества Христова
Государственный театр им. Н.Аронецкой
Спорткомплекс «Шериф»
Республиканский Ботанический сад

Знаменитости

Уроженцы города Тирасполя

Гершфельд, Альфред Давидович — молдавский и американский дирижёр, музыкальный педагог и композитор
Гольденвейзер, Лев Владимирович — драматург, театральный режиссёр, заведующий литературной частью Госкино СССР (1927—1937)
Ерёмин, Александр Юрьевич — российский оператор и режиссёр документального кино, публицист
Зейлигер, Дмитрий Николаевич — российский и советский математик, механик.
Зелинский, Николай Дмитриевич — советский химик-органик, академик АН СССР
Колкер, Борис Григорьевич — советский эсперантолог, член Академии эсперанто
Ларионов, Михаил Фёдорович — русский и французский живописец, график, театральный художник
Немировский, Александр Осипович — русский писатель, поэт и историк-антиковед
Павлоцкий, Михаил Аркадьевич — Герой Советского Союза
Стаматов, Георги Порфириев — болгарский писатель
Сташевский, Владислав Станиславович — российский эстрадный певец
Столяр, Мордхэ (Моте) — аргентинский еврейский журналист и редактор (на идише)
Тарасевич, Лев Александрович — советский микробиолог и патолог, академик АН УССР
Турский, Каспар Михаил — деятель революционного движения в России и Польше, публицист
Учитель, Ефим Юльевич — советский и российский оператор и режиссёр документального кино, народный артист СССР
Чапкис, Давид Тойвович — петербургский литератор, телеведущий и учёный в области кораблестроения
Шумский (Шомин), Юрий Васильевич — украинский актёр, народный артист СССР
Щербинко, Павел Андреевич — Герой Советского Союза

Уроженцы Тираспольского уезда

Бикерман, Иосиф Менассиевич (р. 1859, Окны Тираспольского уезда, впоследствии Красноокнянского района МАССР) — русский литератор, публицист
Гельфанд, Израиль Моисеевич (р. 1913, Окны Тираспольского уезда, впоследствии Красноокнянского района МАССР) — советский и американский математик, физиолог, биохимик и педагог
Кац, Пине (1882, Гроссулово Тираспольского уезда — 1959, Буэнос-Айрес) — аргентинский еврейский журналист, издатель, редактор, переводчик (на идиш)
Ойзерман, Теодор Ильич (1 (14) мая 1914, Петроверовка Тираспольского уезда) — советский и российский философ
Склифосовский, Николай Васильевич (25 марта 1836, под Дубоссарами Тираспольского уезда — 1904, под Полтавой) — русский хирург, организатор здравоохранения, автор работ по военной медицине и военно-санитарному делу

Известные тираспольчане

Лев Миронович Барский, молдавский писатель. В 1930-е гг. жил в Тирасполе.
Валерий Борисович Брайнин, поэт, музыковед, педагог, общественный деятель. Преподавал в Тираспольском музыкальном училище в 1970-е гг.
Самуил Маркович Бубновский, бессарабский революционер-подпольщик. В 1920-30-е гг. жил и работал в Тирасполе.
Григорий Исаакович Гершфельд, российский и советский композитор, музыкальный педагог. В 1930-х гг. руководил оркестром народных инструментов и преподавал в Тирасполе.
Давид Григорьевич Гершфельд, молдавский композитор, создатель первой молдавской оперы «Грозован». В 1930-е гг. жил и работал в Тирасполе.
Добровольский, Игорь Иванович (р. 1967) — футболист сборных СССР, СНГ и России, Олимпийский чемпион в составе сборной СССР.
Александр Васильевич Колегов, создатель международного языка-посредника эльюнди, живет и работет в Тирасполе.
Леонид Ефимович Корняну, молдавский поэт, драматург и фольклорист. В 1920-30-е гг. жил и работал в Тирасполе.
Моисей Шаевич Лемстер, еврейский поэт и библиограф. В 1960-е гг. учился в Тираспольском пединституте.
Срул-Аврум Лернер (1840—1915), главный раввин Тирасполя.
Шлоймэ Лернер, главный раввин Тирасполя с 1915 года.
Самуил Ривинович Лехтцир, молдавский поэт и литературный критик. В 1920-30-е гг. жил и работал в Тирасполе.
Илья Исаакович Рейдерман, русский поэт, в 1980-е годы работал завлитом Тираспольского русского драматического театра.
Семён Анатольевич Сандлер, лингвист и педагог в области германских языков (идиша и немецкого), в 1961—2001 гг. жил и работал в Тирасполе.
Григорий Иванович Старый, бессарабский революционер-подпольщик. В 1920-30-её гг. жил и работал в Тирасполе.
Зиновий Лазаревич Столяр, молдавский музыковед. Вырос в Тирасполе.
Янкл Янкелевич, еврейский поэт. В 1930-е гг. жил в Тирасполе.

Международные отношения

Тирасполь является членом Международной Ассамблеи столиц и крупных городов

В Тирасполе работают представительства следующих международных организаций:

  • Миссия ОБСЕ
  • Международный комитет гражданской дипломатии
  • Международная ассоциация деятелей культуры и искусства

  Версия для печати
Среда, 12 сентября 2018 г.

Leave a Comment