Троице Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра

Среди видов туризма в последнее время все более популярным становится паломничество. Тысячи людей ежегодно устремляются в путь, чтобы попасть в святые места, ознакомиться с культурой и историей нашей страны. Одной из таких святынь для русских людей считается Троице-Сергиева Лавра. Это большой мужской монастырь, который получил статус лавры при императрице Елизавете Петровне. Лаврой называются все мужские монастыри, которые подчиняются непосредственно Патриарху Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, это место интересно не только православным, но и всем русским людям и даже некоторым иностранцам. Ведь с этим монастырем связано множество значительных событий, происходивших в истории России. Лавра была основана русским святым – преподобным Сергием Радонежским. Это одна из личностей, которые знакомы практически каждому русскому человеку. Этому святому не нужно было ничего для получения какого-либо признания или авторитета среди прихожан. Молва о нем, как о святом, творящем чудеса и способном силой своего духа спасти всю страну, расходилась по всей стране. Сейчас в Троице-Сергиевой Лавре находятся мощи Сергия Радонежского. В течение сотен лет важные заграничные гости в знак уважения посещали это место. Теперь сюда может приехать любой желающий. Православным Лавра интересна как одно из святых мест России, где можно помолиться, остальных туристов, как правило, интересует старинная русская архитектура. В любом случае, атмосфера покоя и душевной чистоты порадует каждого, кто решит отправиться в Троице-Сергиеву Лавру.

Где находится Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра находится в городе Сергиев Посад. Это небольшой город в Подмосковье с населением около 100 тысяч человек. Он расположился всего в 52 километрах от столицы в направлении Ярославского шоссе. Троице-Сергиева Лавра – это главная достопримечательность города, она находится в самом сердце города, рядом с административными зданиями и культурными объектами.

Город является одной из крупнейших железнодорожных станций Подмосковья. Его пересекает река Кончура. По названию города можно понять, что он был также назван в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сейчас это развивающийся город, имеющий не только хорошую инфраструктуру, но и множество культурных достопримечательностей. Так, здесь находится самая большая библиотека религиозной литературы. Есть здесь и духовная семинария. Во время поездки в Сергиев Посад помимо Лавры можно посетить Историко-художественный музей-заповедник, музей игрушки, где можно ознакомиться с игрушечным ремеслом. В городе до сих пор действует Богородский игрушечный промысел. В окрестностях города можно посетить множество старинных усадеб, дворянских домов, а также местную природную достопримечательность – Гремячий водопад.

Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры

Конечно, туристы со всей нашей необъятной родины добираются до Сергиева Посада по-разному. Но раз уж город находится так близко к Москве, то почему бы ни посетить сначала столицу? Так и поступают многие туристы. Отсюда в Троице-Сергиеву Лавру ходит множество экскурсионных автобусов. Однако, многие предпочитают добираться туда самостоятельно. Ведь в этом случае Вы не будете ограничены во времени, а стоимость билетов будет значительно ниже, чем на экскурсионный автобус.

Добраться до Троице-Сергиевской Лавры самостоятельно несложно. Можно сесть на электричку, а можно – на автобус. На электричку до Сергиева Посада нужно садиться на Ярославском вокзале. Подойдут маршруты, где конечная станция будет Сергиев Посад, Александров или Балакирево. Путь займет примерно час и 15 минут. Однако, стоит отметить, что электрички ходят не очень часто. Поэтому, если Вам такой транспорт не подходит, то можно выбрать автобус. Маршрут 338 ходит от станции метро ВДНХ. Автобусы ходят через каждые 15-20 минут, начальная станция находится на 2-м поперечном переулке. Путь займет также чуть больше часа.

Что посмотреть в Троице-Сергиевой Лавре

Прежде чем ехать в Троице-Сергиеву Лавру, необходимо хотя бы поверхностно ознакомится с историей монастыря. Как уже было сказано, основал ее Сергий Радонежский в начале 13 века. Тогда он был обычным монахом, юношей 20 лет. Вместе с братом они построили небольшую келью, а позже – церковь Святой Троицы. Вскоре брат не выдержал отшельнической жизни и покинул Сергия. Но постепенно молва о нем распространялась, и к нему начали съезжаться другие монахи, желающие жить рядом и учиться мудрости. Позже к святому нередко приезжал князь Дмитрий Донской, объединявший русские княжества под своим управлением. Сергий Радонежский давал ему советы, предупреждал об опасностях или благословлял на битву. Спустя столетия здесь был основан монастырь. Считается, что он и по сей день находится под защитой святого. Не раз Сергий Радонежский приходил во сне к монахам, предупреждая о надвигающейся опасности. Именно так спаслись все жители монастыря в начале 15 века во время татарского нашествия. Здесь же два раза укрывался Петр I – первый раз во время бунта стрельцов, второй – спасаясь от заговорщиков, во главе которых стояла его сестра Софья.

Сейчас Троице-Сергиева Лавра является не только историческим, но и архитектурным памятником. Ее сердце – это Троицкий собор, который был построен на месте той самой церкви Святой Троицы, которая была воздвигнута святым Сергием Радонежским. Он является памятником раннемосковской храмовой архитектуры. Внутри собора можно осмотреть серебряную раку, где хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Особый интерес представляет внутреннее убранство собора, в частности роспись, над которой трудились Даниил Черный и Андрей Рублев. Здесь же можно увидеть копию знаменитой «Троицы» Рублева. Также здесь можно увидеть росписи 17 века, а иконостас был изготовлен в начале 15 века.

Ещё одна крупная достопримечательность Троице-Сергиевской Лавры – это Успенский собор, построенный в 1585 году. Он был возведен по указу царя Ивана Грозного. Внутри можно увидеть прекрасную фресковую живопись. Православные с трепетом подходят к ракам, где хранятся мощи святителя Иннокентия, известного своей деятельностью на Камчатке, в Приамурье и даже в Америке и бывшего Московским Митрополитом, а также преподобного Максима Грека.

Ещё одна примечательная часть церковного ансамбля – это Трапезная церковь. Она очень интересна с точки зрения архитектуры.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Дело в том, что церковь представляет собой огромный зал площадью около 500 квадратных метров. При этом внутри нее нет ни единой колонны, поддерживающей свод.

Также посетители Лавры не пропускают Ризницу. Это вроде музея, где можно увидеть вышивки 15-16 веков, над которыми месяцами и годами корпели русские мастерицы. Здесь же хранится оклад иконы «Троица», изготовленный из золота, и прекрасные чаши, украшенные драгоценными камнями.

В Троице-Сергиевской Лавре есть ещё много интересных мест, включая усыпальницу Годуновых и Успенский кладезь, которые позволяют поближе ознакомиться с историей и красотами этого удивительного места.

Автор: Артанова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Поездка в Троице-Сергиеву Лавру на отчитку к о. Герману

Когда я окончательно решил бросить курить — мне стало совершенно очевидным, что без посторонней помощи этого я сделать не смогу.

Поскольку мы путешествовали по Святым местам, а в Сергиевом Посаде на территории Троице-Сергиевской Лавры как раз проходили службы, называемые «отчитками», которые проводил архимандрит Герман — я решил пройти эту «процедуру», дабы «испытать на себе» действенность этого легендарного священнодействия.

О Германе мы прочитали еще до начала нашего путешествия. Большую статью об экзорцизме можно, например, посмотреть здесь. Отправляясь в Сергиев Посад, мы подготовились к путешествию : заранее позвонили в оргметодотдел Сергиева Посада, для того, чтобы заказать место в гостинице Храма Архангела Михаила. Между прочим, это позволило нам по прибытии получить статус паломников, после чего мы имели возможность дважды в день бесплатно питаться. К Герману едут страждущие со всей страны. Задолго до начала службы у ворот храма скопилось множество желающих туда попасть.

Зрелище того, как православные ломятся на отчитку — уже стоит того, чтобы сюда приехать.

Свято троицкая сергиева лавра где находится

Прорваться поближе к Герману с первого раза не удалось, и я сел у ворот храма на скамеечку, где были еще несколько желающих пройти отчитку. В основном, мамы с грудными детьми. Оказалось, что все они ждут, когда некто Александр -личный секретарь Германа проведет их к началу молитвы. Ничего страшного, что дети пропустят проповедь Германа — они все равно еще несмышленыши, но к месту Где Герман будет проходить с молитвой и мазать прихожан елеем, окроплять святой водой — Александр обещает им, что проведет. «Не обязательно приходить к началу», — успокаивает он нас,-» сейчас я вас проведу туда Где Герман будет проходить»!

По дороге на службу я выкурил последнюю сигарету и торжественно объявил о начале эксперимента на себе: «Я хочу бросить курить», — сказал я,- «я верю, что Бог поможет мне это сделать, если отчитка вообще, кому-нибудь помогает — увидим, как я справлюсь с курением после этого» . Дело вот в чем. Про отчитку можно прочитать не только хорошее. Пока сам не испытаю — никакого суждения об отчитке делать не будем. Для чистоты эксперимента я постарался соблюсти все условия, которые предписаны организаторами до начала службы: исповедь, причастие, благословение батюшки, наличие крещения. Нательный крест. Кроме того, — молитвы… Чтобы не вселились случайные бесы, которые будут здесь из кого-то изгнаны, следует знать молитву ко кресту наизусть и читать ее постоянно.

Еще оказалось, что для пущего эффекта, рекомендуют побывать на отчитке не менее трех раз.

В первый раз Герман, которого хоть краем глаза едут увидеть страждущие со всей страны — меня только помазал и окропил святой водой.

Второй раз я стоял на службе с самого начала. Внимательно прослушал проповедь об Иисусе Христе и бесах — Это захватывающая проповедь! Вышел мокрый с ног до головы от окропления Святой водой. Со второго раза я уже не курил. После третьего, кажется, уже даже и не тянуло! Кроме того, с его началом стал соблюдать Петров пост.

Уезжая из Сергиевого Пасада, я оставил там только начатую пачку сигарет и свою зажигалку.

Самое время прославить Господа! я не курю с тех пор. Верю, что это навсегда! Могу констатировать — Отчитка помогла! несмотря на все то, что про нее пишут.

Места:
Троице-Сергиева Лавра

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

Свято-Троицкая Сергиева лавра

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА
Основана в середине XIVв. Сергиев Посад, Московская область

От основания до сегодняшнего дня

Особое место среди знаменитых русских монастырей занимает Свято-Троицкая Сергиева лавра. Православная обитель, привлекающая к себе внимание многочисленных паломников, историков, любителей древности и духовной культуры, была основана и посвящена Живоначальной Троице преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. (по другим сведениям, в 1345 г.). Видя торжественную красоту широко раскинувшегося современного монастыря, трудно представить, что когда-то здесь была непроходимая лесная чаща. Два молодых искателя истинной духовности, уединения для общения с Богом пришли сюда и, выбрав в Радонежском лесу удобное место на небольшом холме (гора Маковец), там, где лесной ручей впадает в речку Кончуру, поставили келью-сруб, а рядом — небольшую деревянную церковь Святой Троицы — «церковицу малу». Это были Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан. Так начиналась жизнь знаменитого монастыря. По месту расположения обители преподобный Сергий и получил впоследствии именование Радонежский.

Неизвестный художник. Вид Троице-Сергиевой лавры. Конец XVIII в.

Через некоторое время Стефан покинул это место и ушел в Москву. Варфоломей же призвал к себе игумена Митрофана и постригся в иноки под именем Сергия.

Праведная жизнь молодого монаха, его молитвенное усердие, искренность и чистота души стали известны в округе. К святому стали приходить люди за молитвенной помощью, а также собирались искатели молитвенного подвига, они селились рядом, образуя братию. После кончины первого игумена монастыря Митрофана Сергий не мог уже противостоять уговорам братии и согласился на начальствование, то есть стал игуменом основанной им обители.

Преподобный Сергий Радонежский. Покров со святых мощей. Фрагмент. 1420-е

Преподобный Сергий — один из первых в Северной Руси, кто начинал возрождать строгий устав «общинножития», или общежития, подобно тому как это было заведено в Киево-Печерском монастыре (позднее ставшим лаврой) в XI в. Новый устав предполагал братию с общим хозяйством, где все монахи должны были носить одинаковую одежду, жить в одинаковых кельях, питаться вместе в общей трапезной, участвовать в общих работах, выходить за ограду только с разрешения игумена. Надо сказать, что такая строгая дисциплина не всем пришлась по душе, и некоторые монахи тайком покинули монастырь Сергия.

О начальном периоде становления лавры мы узнаем из летописных упоминаний и главным образом из первых жизнеописаний Сергия Радонежского, составленных знаменитым агиографом Епифанием Премудрым и позднее расширенных и переработанных Пахомием Сербом. Епифаний долгое время жил в монастыре при Сергии Радонежском и, как он сам пишет, начал делать свои записи «запаса ради и памяти ради» в 1393 или 1394 г. («по лете убо едином или по двое» после кончины Сергия). Пахомий Серб работал над «Житием» в 1438–1449 гг. и, как и Епифаний, имел возможность «распытывати и вопрошати древние старци», которые жили еще под игуменством Сергия.

Медведь приходит к святому. Видение птиц на молитве.
Клейма иконы «Преподобный Сергий Радонежский в житии». 2-я половина XVII в.

Неизвестный художник.
Труды преподобного Сергия с братией в хлебопекарне.
Литография. 1865

Здесь подвизались, прославляя Господа и это святое место, преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, величайший иконописец Андрей Рублев и многие другие знаменитые наши соотечественники.

В 1422 г. состоялось прославление Сергия Радонежского, а в 1423 г. – чудесное обретение его святых мощей. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозной жизни русского народа. В конце XIV — начале XV в. вокруг лавры появились поселения Кокуево, Панино, Клементьево и др., в конце XVIII в. они образовали Сергиев Посад.

Долгая история Свято-Троицкого монастыря не была безоблачной. Обитель неоднократно подвергалась нападениям неприятелей.

В 1408 г., во время игуменства Никона Радонежского, преемника и ученика преп. Сергия, все постройки монастыря были сожжены монголо-татарами. Благодаря чудесному предупреждению Сергия о грядущем нашествии, братия успела удалиться из монастыря, сохранив от осквернения святыни и книги. По возвращении в монастырь Никон с братией вновь отстраивали родную обитель. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (освящен в 1412 г., в день памяти преп. Сергия — 25 сентября). Никон над гробом своего духовного отца возвел каменную церковь.

Игумен Никон был прославлен церковью в чине преподобного и вошел в историю как продолжатель дела Сергия Радонежского и как строитель и благоукраситель лавры.

Грамотой, данной первому архимандриту Троицкого монастыря Елевферию в 1561 г., монастырь был поставлен выше всех прочих монастырей Московской Митрополии. В 1702 г. он поставлен вторым после Киево-Печерской обители. В 1742 г. в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария. Почетное древнее наименование лавры было утверждено за обителью в 1744 году.

А в течение XVIII–XIX вв. в окрестностях лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Связанные с лаврой и духовно, и административно, эти небольшие обители явили миру замечательных старцев-подвижников.

Троице-Сергиева Лавра

Славный период в истории лавры связан с именем митрополита московского Платона (Левшина), позднее священноархимандритами лавры были святители московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский, убит большевиками в 1918г.). Монахами, вышедшими из лавры, основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.

В 1814 г. на территорию Троице-Сергиевой лавры было переведено старейшее высшее учебное заведение России — Московская духовная академия, действовавшая с 1685 г. в Москве. Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).

Годы гонения на церковь советского периода стали нелегкими и для обители. Вскоре после Октябрьской революции Духовная академия была закрыта. А в 1920 г. декретом Совнаркома за подписью В.И. Ленина Троице-Сергиева лавра была закрыта и превращена в Историко-художественный музей; педагогический институт и другие учреждения разместились в зданиях прославленного монастыря, часть строений была занята под жилье.

В 1938–1940 гг. была разрушена церковь Филарета Милостивого, а находившиеся в ней гробницы святителей осквернены и разграблены. По окончании Великой Отечественной войны началось возрождение прославленной обители. В Великую Субботу 1946 г. ожили колокола Троице-Сергиевой лавры и возвестили о первом после закрытия монастыря богослужении в Успенском соборе. В этом же году из московского Новодевичьего монастыря в лавру были переведены Духовная семинария и Академия.

Возобновленный монастырь занял выдающееся место в духовной и культурной жизни России. В стенах обители проходили Поместные соборы Русской православной церкви, при Духовной семинарии действуют Регентская и Иконописная школы. Сейчас в Троице-Сергиевой лавре около двухсот монахов. Они несут многочисленные послушания: принимают паломников, занимаются издательской деятельностью, совершают пастырское окормление заключенных и многое другое. Силами монахов ежедневно в храмах лавры совершается богослужение, поддерживается непрерывное моление о спасении мира.

Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. Ставропигиальными называются монастыри, находящиеся под непосредственным управлением патриарха и не зависящие от епархиального начальства.

У Свято-Троицкой Сергиевой лавры есть несколько подворий на территории России.

Духовность и художественная культура

Свято-Троицкая Сергиева лавра представляет собой не только духовный, духовно-образовательный и историко-культурный центр православной России, это один из древнейших и красивейших архитектурных ансамблей.

Здесь, в лавре, веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Опись лаврской библиотеки 1642 г. включала 623 книги, среди которых было немного печатных. Книги, принадлежавшие Свято-Троицкой обители, раздавались монастырям и школам, отправлялись в Москву. Библиотека рукописных книг создавалась отчасти благодаря списыванию книг в монастыре, отчасти из вкладов.

Троице-Сергиева лавра. План. Реконструкция В. Балдина

1 – Троицкий собор (1422) с никоновским приделом (1548–1623) и западной папертью (XVI–XVII вв.); 2–Серапионова палатка. XVI–XIX вв.; 3 – Духовская церковь. 1476; 4 – Успенский собор. 1559–1585; 5 – крепостные стены. XVI–XVII вв.; 6 – Пятницкая башня. 1640; 7 – Красная воротная башня. XVI–XVII вв.; 8 – Успенские ворота. Середина XVII в.; 9 – Часозвоня (нижний ярус). XVII в.; 10 – Сушильная башня. XVI–XVII вв.; 11 – Уточья башня. XVII в.; 12 – Звонковая башня. XVI–XVII  вв.; 13 – Соляная башня (нижний ярус). XVI в.; 14 – Каличья воротная башня. 1778; 15 – Плотничная башня. XVII в.; 16 – палаты с двориком. XVII в.; 17 – Келарская башня. 1642–1849; 18 – Пивная башня с ледниками. XVI–XVII  вв.; 19 – Водяная башня. XVII в.; 20 – Водяные ворота. XVI–XVII вв.; 21 – Луковая башня. XVI–XVIII вв.; 22 – митрополичьи покои. XVI в.–1778 г.; 23 – казначейский корпус келий. XVI–XIX вв.; 24 – крепостная палата. XVI–XVII вв.; 25 – больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия. 1638; 26 – Варваринский корпус келий. XVI–XX вв.; 27 – Предтеченский корпус келий. XVI  в.–1640 г.; 28 – экономический корпус келий. XVI–XIX  вв.; 29 – Успенский корпус келий. XVI в.–1816 г.; 30 – инспекторский корпус келий. XVI в.–1816 г.; 31 – трапезная с церковью Сергия. 1692; 32 – Царские чертоги. Конец XVII в.; 33 – надкладезная часовня. Конец XVII в.; 34 – надвратная церковь Иоанна Предтечи. 1699; 35 – Михеевская церковь. 1734; 36 – Лестничная башня. 1746; 37 – Смоленская церковь. 1748; 38 – колокольня. 1770; 39 – усыпальница Годуновых. 1780; 40 – ризница. 1781; 41 – обелиск. 1792; 42 – классный корпус. 1884; 43 – столовый корпус. 1803; 44 – баня. 1847; 45 – больничный корпус. 1884; 46 – библиотечный корпус. 1877; 47 – церковь Введения Богородицы. 1547; 48 – церковь Параскевы Пятницы. 1547

Как уже говорилось, на территории лавры сложился великолепный архитектурный ансамбль. Здесь потрудились такие известные зодчие, как В.Ермолин (XV в.), И.Мичурин и Д.Ухтомский (XVIII в.), О.Бове (XIX в.).

В самом начале истории монастыря, до принятия общежительного устава, собиравшаяся вокруг преподобного Сергия братия возводила постройки без какого-либо плана. Каждый ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал огород, ведя самостоятельное хозяйство. Но с ростом числа пришедших в обитель насельников святой распорядился о значительной перестройке обители: кельи стали ставить крестообразно, посреди них расположились церковь и трапезная, и все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной. Такая планировка монастыря учитывалась при всех его дальнейших перестройках и сохранилась до наших дней.

Древнейшей постройкой и главной святыней лавры является Троицкий собор, построенный в 1422–1425 гг., в нем почивают святые мощи Сергия Радонежского. Прежде здесь стояла деревянная, срубленная самим преподобным Сергием церковь. Это был уникальный храм — первый на Руси посвященный Святой Троице. Здесь можно вспомнить, что преп. Сергий призывал взиранием на Святую Троицу «побеждать страх перед ненавистною раздельностию мира».

Сооруженный над гробом преп. Сергия, собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм, стоящий на подклете. Кроме трапезной части, он весь построен из белого камня. В XV–XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба преп. Сергия скреплялись важнейшие договоры. В 1548 г. с южной стороны к Троицкому собору был пристроен придел над гробом преп. Никона.

Около 1425–1427 гг. стены собора изнутри были расписаны двумя иконописцами — иноками Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Именно для иконостаса Троицкого собора Андрей Рублев написал храмовую икону «Троица». По заказу Ивана IV Грозного мастерами Оружейной палаты была выполнена серебряная рака для святых мощей преподобного Сергия Радонежского.

Юго-западный притвор Троицкого собора пристроен в ознаменование места, где, по преданию, преподобный Сергий удостоился посещения Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.

В Троицком соборе в наши дни совершаются монашеские постриги. Как во времена преп. Сергия, так и сейчас всякий человек, приступающий работать Господу, дает Ему три обета — безбрачия, нестяжания и послушания.

В годы правления Ивана Грозного по его повелению было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. Храм воздвигнут в центральной части лавры и по архитектурному решению напоминает Успенский собор Московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1585 г. собор был торжественно освящен.

Кроме главного престола в честь Успения Божией Матери, за иконостасом собора находятся еще три придела. Каждый из них имеет свою историю. Так, придел в честь Николая Чудотворца был устроен 9 мая 1609 г. Тогда в разгар осады монастыря поляками началась повальная цинга, уносившая множество жизней. Иноки обратились за помощью и заступлением к святителю Николаю и освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого эпидемия пошла на убыль. Два других придела освящены в честь святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины. Это имена святых покровителей государя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины, в царствование которых и был освящен Успенский собор. На столпе в юго-восточной части собора находится икона с изображением святых Феодора Стратилата и Ирины.

Успенский собор имеет пять глав. Стены храма Успения Пресвятой Богородицы в 1684 г. были украшены внутри живописью на вкладные деньги скончавшегося в 1651 г. архиепископа рязанского Моисея. Живопись эта в основном сохранилась до наших дней.

Ансамбль Соборной площади украшает белоснежная церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476–1477 гг. Она располагается на близком расстоянии от Троицкого собора. У северной стены этой церкви, под спудом, покоятся мощи преподобного Максима Грека. Удивительна судьба этого святого. Выходец из Греции, он получил прекрасное образование в Европе, но убедился в том, что идеалы эпохи Возрождения во многом чужды Евангелию. Удалившись на Афон, Максим Грек принял монашеский постриг. В 1518 г. он прибыл на Русь и здесь занимался книжными трудами и переводами. Около 1525 г. он был оклеветан и провел свою жизнь в темницах и изгнаниях. На стене темницы во время заключения преп. Максим углем написал канон Святому Духу.

В 1635–1637 гг. здесь появляется еще одна церковь, шатровая. Она была сооружена в честь соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия при Больничных палатах, где располагалась больница и приют для престарелых и больных монахов.

Великолепием убранства в стиле московского барокко отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной, построенная в 1687–1692 гг. Первоначальный иконостас храма не сохранился. Возле Трапезного храма находится небольшая церковь, созданная в 1734 г. над гробницей преп. Михея. Церковь построена в память о явлении Божией Матери преп. Сергию и его ученику и келейнику Михею Радонежскому. При посещении преподобных Сергия и Михея Богородица обещала быть неотступной от места сего и всегда покрывать его. Церковь именуют Михеевской.

К числу памятников церковного зодчества XVIII в. относится и церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная на средства А.Г. Разумовского в 1745–1748 гг.

В этот же период строилась грандиозная пятиярусная колокольня (1740–1770 гг.), без которой трудно представить архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры (архитекторы И. Мичурин, Д. Ухтомский). Колокольня лавры — самая высокая в России, высота ее составляет 87 м. Для сравнения: колокольня Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м (Иван Великий в Кремле — 81 м). На ее строительство ушло более тридцати лет.

Колокольня представляет собой величественное и изящное здание и имеет вид четыреугольного столба, который по мере возвышения уменьшается в объеме. В первом ярусе каждая сторона имеет 12 саженей с аршином, во втором — семь саженей. Высота колокольни с куполом 41 сажень с аршином. Колокольня украшена колоннами и вазами из белого камня и увенчана медным вызолоченным куполом, устроенным наподобие огромной чаши, над которою возвышается пьедестал, а на нем — яблоко и крест, все это напоминает императорскую державу. Под куполом на четырех сторонах здания утверждены большие чеканные вызолоченные клейма, вышиною и шириною каждое около трех саженей, с императорским вензелем и короною. В 1784 г. на колокольне были устроены большие часы с боем.

До революции лаврская звонница насчитывала сорок колоколов, отлитых на вклады российских государей. Колокол весом в 67 тонн, самый большой в России, в конце 20-х годов прошлого века был сброшен с колокольни и разбит. Сейчас звонница лавры пополняется и насчитывает уже двадцать три колокола.

Говоря об архитектурном ансамбле лавры, нельзя не сказать о ее могучих стенах. Их возведение было начато по велению Ивана Грозного вместе со строительством собора Успения Пресвятой Богородицы. Сооружение каменных стен в лавре было частью замысла царя по созданию общей системы укреплений для защиты Русского государства. В течение десяти лет начиная с 1540 г. здесь были возведены мощные стены и башни. Лавра превратилась в неприступную по тем временам крепость и выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 г. В память об избавлении лавры от осады и в другие церковные праздники по этим стенам совершались крестные ходы. В середине XVII в. для укрепления оборонительных сооружений были дополнительно построены еще четыре мощные восьмигранные башни, надстроены и усилены стены.

Таким образом, весь прекрасный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры оказался окружен каменной стеной протяженностью более версты; вышина стены — 4 сажени, а с южной и западной сторон — до 6–7 и более саженей; ширина — в три сажени и более.

В 1693–1699 гг. над центральными вратами на средства благочестивых и именитых людей того времени Строгановых была построена церковь, освященная в честь Рождества Иоанна Предтечи. Проходы Надвратной церкви украшены росписями со сценами из жизни преподобного Сергия.

Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности

1. Троицкий собор (1422 г)
2. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г)
3. Никоновский придел (1548 г)
4. Успенский собор (1559 — 1585гг.)
5. Митрополичьи (Патриаршьи) покои (XVI в., перестроены в XVII в.)
6. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 -1637)

Корпуса братских келий
7.Казначейский (XVII в.)
8.Варваринский (XVII в., надстроен в 1906 г.)
9.Предтеченский (1640 г.)
10.Успенский (XVII в., перестроен в 1816 г.)
11.Экономовский (XVII в., перестроен в 1816 г.)
12.Инспекторский (XVII в., перестроен в 1816 г.)

13.Крепостная палата (XVII в.)
14.Трапезная палата с церковью Сергия (1686-1692 гг.)
15.Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1693 — 16-99 гг.)
16.Царские чертоги (конец XVII в.)
17.Надкладезная часовня (конец XVII в.)
18.Церковь Явления Божьей Матери (Михеевская) (1734 г.)
19.Колокольня (1740 — 1770 гг.)
20.Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1745 — 1748 гг.)
21.Лестничная башня (1746 — 1749 гг.)
22.Ризница (1781 г.)
23.Учебный корпус Московской Духовной академии (1839 — 1884 гг.)
24.Библиотечный корпус (1877 г.)
25.Книжная лавка (1895 г.)

Крепостные стены и башни
26.Крепостные стены (1540-1550 гг.)
27.Пятницкая (1640 г.)
28.Красная воротня (XVII в.)
29.Успенские ворота (XVII в.)
30.Сушильная (XVI, XVII вв.)
31.Уточья (XVII в.)
32.Звонковая, бывш. Кузнечная (XVI, XVII вв.)
33.Каличья воротная (1778 г.)
34.Плотничья (XVI, XVII вв.)
35.Келарская (1643 г.)
36.Пивная (XVI, XVII вв.)
37.Водяная (XVII в.)
38.Водяные ворота (XVI, XVII вв.)
39.Луковая (XVI,XVII в.)

40.Здание бывшей кузницы монастырского конного двора (1894 г.)
41.Бывшие погреба монастырской гостиницы (1866г.)
42.Бывший гостиничный флигель (1870 — 1873 гг.)
43.Здание бывшей больницы — богадельни Троице- Сергиевой лавры с церковью Варвары Великомученицы (1893 — 1896 гг.)
44.Переходный корпус (1895 — 1896 гг.)
45.Здание бывшего инфекционного корпуса (конец XIX в.)
46.Ограда больницы — богадельни и бывшего Пафнутьевского сада (конец XIX в.)
47.Аптекарский флигель (1866 г.)
48.Красногорская часовня (1770 г.)
49.Здание бывшего странноприимного дома (1892г.)
50.Торговые ряды (1902 г.)
51.Здание бывшей "старой" монастырской гостиницы (1823 г.)
52.Здание бывшей "новой" монастырской гостиницы (1863 г.)
53.Бывшие торговые лавки (1900 — 1904 гг.)
54.Церковь Введения Богородицы во Храм (1547г.)
55.Церковь Параскевы Пятницы (конец XVII в.)
56.Часовня Пятницкого колодца (конец XVII — начало XVIII вв.)
57.Здание бывшего монастырского конного двора (1790г.)

Дни почитания — 18 июля- обретение честных мощей, 20 июля, 8 октября- Преставление.

Православные христиане ведают Сергия Радонежского, как Варфоломея.

Жил он с 3-го мая 1314 г. по 25-е сентября 1392 г., и был монахом церкви Русской. Преподобный Сергий стал основателем Троицкого монастыря (г. Москва), который ныне известен как Троице-Сергиева лавра, а также преобразователем монашества в Северной Руси.

Родился Варфоломей в селе Варницы возле Ростова. Отцом преподобного был боярин Кирилл, мать звали Марией. С 10 лет Сергия обучали грамоте в церковной школе. В обучении мальчик не был так успешен, как двое его братьев, за что учитель постоянно ругал его. Сергий молился со слезами на глазах, но учеба и дальше приносила огорчения для него и родителей. И тогда случилось нечто, что изменило всю жизнь святителя.

Было ему 13 лет, когда отправил отец сына искать в поле лошадей. Увидел мальчик старца-схимника, который на Ангела похож был. Стоял он на поле и молился слезно. Не испугался Варфоломей, подождал, пока тот закончит молитвы свои. Увидел старец мальчика и спросил, чего хочет тот. Сергий поклонился и с дрожью в голосе поведал о горе своем, и просил схимника, чтобы молитвы к Богу он направил с прошением об освоении мальчиком грамоты. Старец помолился и, взяв с ковчежца частицу просфоры, благословил чадо, сказав, что отныне Господь помогать ему станет в ученье. Хотел после этого уйти пророк, но Варфоломей просил посетить дом его родительский. Выслушав за трапезой рассказы родителей мальчика о чаде их, стал старец и молвил, что будет знать Сергий грамоту, и, мало того, станет великим служителем Божиим. Уходя, пророк добавил: «Будет ваш сын обителью Святой Троицы, и многие пойдут за ним, желая понимать Божественные заповеди».
Примерно в 1328 г. семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, где постаревшими родителями было принято схиму в Хотьково-Покровского храме.

История жизни Сергия Радонежского

После того, как родители Варфоломея умерли, он отправился в тот же Хотьково-Покровский монастырь, где на тот период уже находился его овдовевший брат Стефан. Желая пригнуть к «строжайшему монашеству» Варфоломей с братом основали пустынь у реки Кончуры среди Радонежского бора. Здесь в 1335 г. была возведена церковь во имя Святой Троицы. Сегодня в месте этом стоит соборный храм с таким же названием.

Стефан слишком суровых порядков не выдержал, уехал он в московский Богоявленский монастырь, где через некоторое время стал игуменом. Варфоломей в это время принял постриг под именем Сергия, призвав некоего игумена Митрофана. Такое имя выбрал он, поскольку отмечался тот день, как день памяти мучеников Сергия и Вакха.

Троице-Сергиева Лавра: история обители, паломничество

Было тогда ему 23 года.
Образовалась здесь обитель, оформленная как Троице-Сергиев монастырь, первым игуменом был Митрофан, вторым – Сергий, с 1354 г. ставший пресвитером. Запретил он подаяние, желая, чтобы иноки жилы от труда своего. Пример он и сам подавал. Постепенно слава обители распространялась. Пустынь превратилась в богатый монастырь, поскольку многие приносили пожертвования.

Благословил митрополит Алексей, а Сергий сделал – ввел общинножительский устав, многие русские монастыри последовали примеру такому. Перед смертью митрополит Алексей хотел, чтобы Сергий стал приемником ему, но игумен отказался.
Одним современником было очень точно подмечено: «Сергий тихими и кроткими словами мог достучаться к самым загрубелым и ожесточенным сердцам». С его милостыни многие князи примирялись. Обращались к нему князи, бояре и воеводы за благословением.
В 1382 г., в дни, когда Тохтамыш наступить на Москву решил, Сергий покидает свой монастырь на определенный период, отправляясь к князю Михаилу Александровичу Тверскому под защиту.
Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергием было основано еще несколько храмов, среди которых Благовещенский монастырь, Старо-Голутвин, Высоцкий и Георгиевский монастыри. Учениками его было возведено более 40 обителей.

В «Житии» преподобного Сергия (написанном в 1417-1418 гг.) рассказывается о том, что много чудес он в своей жизни совершил, многих исцелил, а однажды воскресил святой мальчика, которого отец на руках принес к нему.

За полгода до то кончины своей, которую чудотворец предвидел, собрал он братию и благословил преподобного Никона на игуменство.25 сентября 1392 г. отошел Сергий в Царство Небесное.

Мощи преподобного в 1919 г. подвергались вскрытию. Останки святителя найдены были в виде костей, волос и одеяния монашеского, точнее, фрагментов его. В период с 1920 г. по 1946 г. находились они в лавре. С 20 апреля 1946 г. мощи переданы церкви.

Канонизация

День памяти преподобного отмечается 25 сентября (8 октября), а также в день, когда мощи его обретены были – 5(18) июля, в Соборе Радонежских святых это 19 (6) июля. Информации о том, с какого момента Сергия приписали к лику святых, не сбереглось. В 1427 г. на родине служителя Божьего возведен был Троице-Сергиев Варницкий монастырь.

Были и такие, что сомневались в святости Сергия. Но всяческие грамоты говорят о том, что причисление преподобного к святым все же было. В светских энциклопедиях даже дата указана – 1452 г.

Сегодня по одобрению папы римского почитают Сергия Радонежского в восточнокатолических церквях.

Архангела Михаила церковь.
Сергиево-Посадский район, Сергиев Посад город, Березовый проезд, 21.

На восток от центра Сергиева Посада расположен храм Архангела Михаила, построенный в 1902-1903 годах на средства Михаила Красюка, духовного сына преподобного Варнавы Гефсиманского. По преданию, сам святой старец определил место для сооружения дома М.Красюка, богадельни и домовой церкви. Храм располагался на втором этаже кирпичного здания; на первом находился приют для инвалидов. К южной стене здания, где располагался храм, примыкал дом М. Красюка. По мере застройки восточной окраины Сергиева Посада церковь приобрела статус приходской.

После закрытия Лавры и ее скитов, в советский период истории Михайловская церковь на время стала центром духовной жизни для многих монашествующих. В ней часто молился настоятель Гефсиманского и Черниговского скитов игумен Израиль со своей братией. На клиросе пели сестры Хотьковского монастыря во главе с игуменией Варсонофией. В храме венчался Михаил Воронцов, в будущем известный иерарх Русской Православной Церкви митрополит Елевферий. В Михайловской церкви отпевали философа Василия Розанова. Храм посещал священник Павел Флоренский. В 20-е годы ХХ века в храме как приходской священник служил епископ Сергиевский Никон (Соловьев). Последним настоятелем храма перед его закрытием был архимандрит Иероним, скончавшийся в 1966 году в сане архиепископа Ростовского и Новочеркасского.
Церковь была закрыта по решению советских органов власти летом 1928 года. В период правления коммунистического режима в храме поочередно размещались: начальная школа, медицинское училище, производственные организации.

Богослужения в Михайловском храме возобновились в октябре 1990 года. В настоящее время храм представляет собой трехэтажную постройку из красного кирпича башнеобразного типа. К двум нижним этажам церкви примыкает прямоугольный объем трапезной. Нижний этаж занимают служебные помещения, второй — является храмом, третий представляет собой чердачное помещение. Церковь перекрыта восьмигранной низкой кровлей полусферической формы, которую венчает звонница. В целом храм Архангела Михаила построен в традициях русского зодчества рубежа ХIХ — ХХ веков и является редким образцом архитектуры эпохи историзма.

Настоятелем храма является протоиерей Вячеслав Тулупов. Богослужения совершаются по праздничным и воскресным дням. При храме действует благотворительная столовая. Существует приходская библиотека, которая является своеобразным просветительским и миссионерским центром.

Добавить фото Редактировать страницу

Архангела Михаила церковь

Архангела Михаила церковь

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Архангела Михаила церковь.

Leave a Comment