Троицкий мост Петербург

Интересные факты

  • Существует легенда, что заслуженный летчик-испытатель Валерий Чкалов для завоевания сердца своей невесты совершил дерзкий полет под Троицким мостом, едва не коснувшись колесами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов», на съемках которого в 1940 году летчик Евгений Борисенко пролетел под пролетом 6 раз
  • На мосту есть точка, указывающая на его середину. Она находится на перилах в том месте, где узоры на решетке меняют свой наклон
  • Во время прогулки по пешеходной части можно увидеть классический открыточный вид на Стрелку Васильевского острова
  • С него видно 7 мостов:
    1. Иоанновский через Кронверкский пролив
    2. Биржевой через Малую Неву
    3. Дворцовый через Большую Неву
    4. Эрмитажный через Зимнюю канавку, это вниз по течению
    5. Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку
    6. Прачечный через Фонтанку, смотреть вверх по течению
    7. Литейный через Неву
  • По оси переправы проходит так называемый Пулковский меридиан – это нулевой меридиан, который русские картографы использовали до 20 века и перехода на Гринвичский меридиан. Московский проспект и Пулковское шоссе также расположены на этом меридиане.

Из истории

Первая наплавная переправа между левым берегом Невы и Петербургской стороной появилась в 1803 году, в год столетия основания Санкт-Петербурга и была названа Петербургским мостом. Проходила она немного выше по течению – напротив Летнего сада и домика Петра I.

В 1824 году, когда переправа пришла в негодность, начали строить новый плашкоутный мост от Суворовской до Троицкой площади. В 1827 году строительство было завершено и новый мост назвали Суворовским.

Вместе с тем, город нуждался в постоянных переправах через Неву и первые из них были построены на Васильевский остров и Выборгскую сторону, а в 1890 году было принято решение о строительстве переправы на Петроградскую сторону. Был проведен конкурс, в результате которого лучшим был признан проект фирмы Эйфеля, построившей Эйфелеву башню. Вне конкурса был рассмотрен проект французской компании Батиньоль, предложившей новую технологию соединения пролетных арок — консульно-арочную систему. Модель с такой же системой была изобретена и русским инженером Г.С. Семиколенновым, но она не была им запатентована.

Было принято решение заключить контракт с французской фирмой Батиньоль, что было политическим шагом навстречу Франции. 25 сентября 1896 года во время визита Николая II во Францию был заложен мост Александра III через Сену, а через 11 месяцев 12 августа 1897 года в присутствии Президента Франции Феликса Фора был заложен Троицкий мост. В основание переправы Император и Президент положили по монете. Строительство велось русскими рабочими с использованием отечественных материалов, а контроль за строительством выполняли русские строители и архитекторы, Академия художеств и Городская Дума. Установленный срок окончания строительства — 1901 год французской фирмой не был выполнен, за что в российскую казну она заплатила штраф в размере 150 000 рублей.

Открытие состоялось в 200-летие Санкт-Петербурга 16 (27) мая 1903 года. Первый развод моста выполнил сам император Николай II. Он нажал кнопку для запуска работы электрических моторов и переправа была разведена. Праздник сопровождался салютом и крестным ходом. В память об открытии были установлены бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами авторов и строителей переправы.

Печатные издания начала 20 века называли переправу французской или парижской красавицей. Красивые чугунные решетки, гармонирующие с металлическими арочными пролетами и мраморные обелиски на въезде со стороны Марсова поля, гранитная облицовка опор и фонари в виде трехрожковых торшеров вызывали восхищение.

Несколько раз мост реконструировался. Так, в 1955 году в ходе реставрации обелисков двуглавые орлы заменили на пятиконечные звезды. В 1965-1967 годах была проведена модернизация, в результате которой двухкрылый разводной пролет заменили на однокрылый и разводиться он стал не в горизонтальной плоскости, а стал подниматься. Пролет был увеличен до 43 метров, а с 1977 году шире стала проезжая часть. В 1994 году снова установлены мемориальные доски с датами и именами создателей переправы. В 2002 году на обелисках были восстановлены двуглавые орлы и короны – символы самодержавия.

Троицкий мост и Петроградский район

От Петроградского района началась история города, здесь жил Петр Первый, находился Сенат и Коллегии. Но постепенно весь двор переезжает на левую сторону Невы и эта часть Петербурга становится окраиной с деревянными домами, где проживали торговцы средней руки и отставные чиновники. С открытием моста начался новый этап в жизни острова. Район стал модным для проживания и за десять лет здесь было построено множество каменных домов разнообразной архитектуры серебряного века. В советские времена перестройка зданий в районе почти не велась и поэтому в нем сохранилась уникальная обильная разнообразная городская среда – своеобразный музей архитектуры 1900-1910 годов под открытым небом с постройками всех оттенков неоклассицизма, модерна и псевдорусского стиля.

Развод мостов обычно туристы наблюдают с центральных набережных Петербурга. В отличие от Благовещенского и Дворцового, у которых разводятся как два крыла центральные пролеты, Троицкий мост имеет один разводной боковой пролет, расположенный ближе к Дворцовой набережной и во время развода он превращается в стену.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Развод Троицкого моста в Санкт-Петербурге

Троицкий мост — второй по протяженности разводной мост Санкт-Петербурга. Его ажурные пролеты соединяют Троицкую площадь и Марсово поле, выступая границей между центральными районами города и Петроградской стороной. Переправа в этом месте известна с давних времен — по ее оси проходит Пулковский меридиан, которым активно пользовались русские картографы до перехода на Гринвич в 20 веке.

Это произведение стиля модерн смешало в себе истинно аристократичную пышность украшений и элегантность инженерного замысла. Впрочем, известно оно не только своей красотой, но и богатой историей.

Один из старейших в Петербурге

Впервые мост упоминается в 1827 г. — как плашкоутный (на плавучих опорах) мост между Суворовской и Троицкой площадями. В то время это была самая длинная переправа во всем городе.

В 1890 г. власти Санкт-Петербурга осознали необходимость реконструкции плавучего моста и объявили конкурс. За первое место и награду в 6000 RUB боролись почти два десятка претендентов из разных стран, и в итоге выиграла фирма Гюстава Эйфеля. Однако вне конкурса рассматривали также идею компании «Батиньоль» — те предлагали оригинальную консольно-арочную систему соединения пролетов, которая изрядно облегчала конструкцию. Мост должен был стать не только изящным и необычным, но также и менее затратным, так что проект утвердили.

По легенде, известный летчик-испытатель Валерий Чкалов пролетел под этим мостом, чтобы добиться сердца своей невесты. Правда это или нет — неизвестно, но на съемках фильма с одноименным названием самолет пролетел под ним аж 6 раз.

Открытие состоялось в годовщину 200-летия города в 1903 г., и первый развод моста произвел лично император Николай II. На открытии также присутствовал и президент французской республики Феликс Фора — правители символически положили по монете у мостовых опор. Мост несколько раз переименовывали — в октябре 1918 г. он был назван мостом Равенства, в 1934 г. его нарекли Кировским в память об убийстве революционера С. М. Кирова, в том же году сняли все мемориальные доски с именами строителей. Снова называться Троицким он стал лишь 4 октября 1991 г., в перестроечное время.

И один из красивейших

Длина Троицкого моста 582 м, а ширина достигает 23,5 м — по величине он уступает только мосту Александра Невского. Разводной участок находится ближе к левому берегу Невы и поднимается почти вертикально. Интересен факт, что середину парапета можно указать очень точно — там, где узор решеток меняет наклон.

Ночью Троицкий мост превращается в сверкающий шедевр благодаря умело выставленному освещению. Днем отсюда видна Соборная мечеть, а также Петропавловский собор, крепость, Петровская набережная и служебный корпус Мраморного дворца.

Давление пяти стальных пролетов на опоры не так велико, что дает возможность сделать их более тонкими. Мост удивляет изящностью конструкции — этому способствуют и гармонирующие со стилем пролетов решетки, и изящные фонарные столбы.

Также на мосту стоят четыре обелиска с двуглавыми орлами на вершинах и мемориальными табличками с именами инженеров и строителей. Одна из известных особенностей мостового декора — трехрожковые фонари, с внешней стороны перил украшенные символом самодержавия.

> Практическая информация

Ближайшие к Троицкому мосту автобусные остановки находятся на Суворовской площади, где останавливаются автобусы №№ 49 и 181.

>Троицкий мост

Характеристики моста

Троицкий мост соединяет Марсово поле в Центральном районе с Троицкой площадью на Петроградской стороне. Это 10-пролетное сооружение раскрывающейся системы с однокрылым разводным пролетом у левого берега.

Постоянные пролетные строения представляют собой сочетание консольно-арочных и консольно-балочных ферм. Размеры пролетов (слева направо, м): 11,4 + 43,2 + 53,3 + 76,4 + 96,4 + 76,4 + 53,3 + 22 + 20 + 18.

Разводной пролет металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом. Отверстие разводного пролёта — 43 метра в свету. Разводка производится с помощью гидравлической системы.

Левобережный постоянный пролёт перекрыт сталежелезобетонным пролетным строением. Правый берег соединен с металлической частью моста трехпролетной каменной аркадой длиной 89,9 метра. Аркада, построенная по проекту Г.Г. Кривошеина, представляет собой бесшарнирные каменные своды на свайном основании с тремя отверстиями, облицованные гранитом.

На постоянных пролетах установлено чугунное перильное ограждение художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки.

Мост украшают гранитные обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами — носовыми фигурами кораблей. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита, обелиски — из красного полированного гранита.

Для освещения на мосту установлено 16 больших канделябров с тремя плафонами и 24 малых канделябра с одним плафоном.

История моста

Первая переправа в этой части города появилась в 1803 году чуть выше по течению. Наплавной мост, который состоял из деревянных барок-плашкоутов, пересекал Неву от домика Петра Первого до Летнего сада. Переправа называлась Петербургский мост. А в 1827 году плашкоутный мост был построен на том месте, где мы привыкли его видеть. Он получил имя Суворовский — в честь площади, где стоит памятник великому русскому полководцу Александру Суворову.

Суворовский был самым длинным из наплавных мостов Петербурга, больше 500 метров, и выделялся своим пышным убранством. Порталы, перила, фонарные столбы с двуглавыми орлами — все чугунные архитектурные детали были покрыты сусальным золотом.

В 1876 году на мосту открыли конную железную дорогу (конку, предшественницу трамвая). По рельсам, проложенным по укрепленному, тогда еще Суворовскому, мосту открытый экипаж везла пара лошадей.

В 1890-е годы власти Санкт-Петербурга решили навести постоянную переправу через Неву, провели международный конкурс. Среди участников была, в том числе, знаменитая фирма Александра Эйфеля, которая возвела Эйфелеву башню в Париже. Но лучшим был признан проект французской компании «Батиньоль». Эта компания предложила новую технологию, позволявшую снизить расход металла. В те годы Россия и Франция сделали ряд политических шагов навстречу друг другу. В сентябре 1896 год, во время визита Николая Второго во Францию, был заложен мост Александра Третьего через Сену. А в августе 1897 года в присутствии президента Франции заложили Троицкий мост. Согласно специальному пункту договора, мост в Петербурге строили только российские рабочие и только из отечественных материалов.

Мост был сооружен 10-пролетный. Разводной пролет расположился у левого берега и представлял собой двурукавную симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для пролетного строения в период разводки. Разводка производилась с помощью электромеханического привода. Средний, самый большой, пролет (96,4 метра) был перекрыт трехшарнирными арочными клепанными решетчатыми фермами с криволинейным очертанием нижнего пояса с консолями.

16 мая (29 мая по новому стилю) 1903 года, в дни празднования 200-летия столицы Российской Империи, состоялась церемония открытия моста. Присутствовал император Николай Второй и члены императорской фамилии. Царь нажал кнопку и привел в действие огромные электромоторы разводного пролета.

Новый мост получил имя Троицкий, по Троице-Петровскому или Троицкому собору на Петроградской стороне, который просуществовал до 1932 года.

В 1936 году двуглавых орлов, украшавших мост, заменили на пятиконечные звезды.

За свою жизнь мост претерпел несколько переименований. В 1918 году его назвали мостом Равенства, в декабре 1934 года — Кировским, в память о советском политическом деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 года ему вернули историческое наименование — Троицкий мост.

Мост ремонтировали несколько раз. В 1965–1967 годах была проведена полная реконструкция левобережной части и разводного пролета. Раньше это была двукрылая симметричная система — мост разводился в горизонтальной плоскости. Двукрылый разводной пролет заменили на однокрылый, и теперь крыло у Марсова поля поднимается вертикально, как и у других невских мостов. Разводной пролет оборудован современным гидравлическим приводом. На время ремонта движение не закрывали — соорудили временную переправу и проложили по ней трамвайные пути. Транспорт не прекращал ходить через мост ни на один день.

В 1977 году капитально отремонтировали проезжую часть и тротуары, также был выполнен ремонт поврежденной фасадной фермы. Летом 1991 года заменена гидроизоляция проезжей части без закрытия движения. Для изоляции металлических частей моста от поверхностных вод вместо традиционного рубероида был применен полиуретан — материал более эластичный и долговечный.

В самом конце XX столетия город принял решение о новой реконструкции Троицкого моста. Ремонт начался в октябре 2001 года, а 16 ноября 2002 года Троицкий мост торжественно ввели в эксплуатацию.

В ходе ремонта модернизированы конструкции и механизмы разводного пролета. Восстановлен первоначальный архитектурный облик Троицкого моста: на обелиски вернулись двуглавые орлы и короны. Даже заклепки на пролетном строении заменили цилиндрическими болтами с полукруглыми головками исторической формы. Тогда же мост получил художественную подсветку. Обновили дорожное покрытие и трамвайные пути.

В 2006 году трамвай по Троицкому мосту ходить перестал. В октябре 2016 года на мосту было возобновлено трамвайное движение: вернулась знаменитая «тройка».

Дополнительная информация

Троицкий мост окружен легендами. По одной из них знаменитый летчик Валерий Чкалов, чтобы завоевать сердце своей невесты, совершил дерзкий полет под мостом, едва не коснувшись колесами воды. Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов». На съемках фильма в 1940 году каскадер-летчик Евгений Борисенко пролетал под мостом шесть раз.

На вершине моста есть точка, указывающая на его середину. Точку можно найти на перилах — там, где узоры решетки меняют наклон.

Ось Троицкого моста в северной части пересекает Пулковский меридиан.

Обзор с Троицкого моста включает в себя вид на Стрелку Васильевского острова и сразу на 7 других мостов:

  • Дворцовый через Большую Неву;
  • Биржевой через Малую Неву;
  • Иоанновский через Кронверкский проток;
  • Эрмитажный через Зимнюю канавку;
  • Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку;
  • Прачечный через Фонтанку;
  • Литейный через Неву.

Троицкий — единственный в Петербурге мост, который разводят в праздник выпускников «Алые Паруса». С 2005 года в разводной пролет моста в этот день медленно входит парусник, символ праздничного вечера.

Интересные факты:

Первый плашкоутный мост изначально назвали Петербургским, и только после перестройки в 1827 году он получил современное название — Троицкий мост, по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (ныне разрушенному). В 1918-1934 годах он был временно переименован в мост Равенства, а в 1934-1991 годах — в Кировский мост.

Еще будучи наплавным мост приобрел важное значение в оформлении парадной части Санкт-Петербурга, при обустройстве ансамбля Суворовской площади было решено сделать ее архитектурным основанием начала нового моста на левом берегу реки Невы. При въезде на мост со стороны Марсова поля были установлены ростральные колонны-обелиски из гранита, украшенные медными картушами с надписями и рострами кораблей из патинированной бронзы. Сам мост уже тогда получил богатое оформление из чугунного художественного литья.

В конце XIX века Петроградская сторона все еще продолжала считаться городской окраиной, этому немало способствовало и отсутствие постоянного сообщения с остальной частью города. Поэтому в 1891 году было принято решение о строительстве нового (уже постоянного) Троицкого моста и объявлен международный конкурс проектов. Свое решение даже представила фирма знаменитого французского инженера А. Г. Эйфеля, но в итоге победа досталась другим его соотечественникам — фирме «Батиньоль». После доработки проекта моста с участием русских архитекторов в 1897 году состоялась закладка сооружения, в которой приняли участие российский император Николай II и французский президент Эмиль Лубе, они положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете.

Новый мост стал третьим по счету постоянным мостовым сооружением в Санкт-Петербурге (после Благовещенского и Литейного мостов). Его торжественно открыли в 1903 году, приурочив к 200-летнему юбилею города. Одновременно со строительством Троицкого моста были устроены гранитные набережные на правом берегу Невы.

Троицкий мост воплощает своим видом величественный имперский стиль, дополненный рядом оригинальных инженерных и архитектурных решений. Чугунные решетки моста гармонируют с изящной металлической конструкцией арочных пролетов, быки (опоры) моста изящно облицованы гранитом и сверху на уровне самого моста продолжены осветительными фонарями в виде трехрожковых торшеров. С обеих сторон Невы металлическую среднюю часть моста обрамляют каменные основания — трехпролетная справа и однопролетная слева.

Именно под Троицким мостом совершил свой знаменитый пролет летчик-ас Валерий Чкалов, позже трюк повторил Евгений Борисенко для съемок фильма о Чкалове.

Длина моста — 582 м, ширина — 23,6 м. До постройки моста Александра Невского Троицкий оставался самым длинным мостом в городе.

Троицкий мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Троицкая площадь, 1А.
Троицкий мост на карте: Как добраться: Соединение Петроградского и 1-го Адмиралтейского островов на оси Каменноостровского проспекта и Суворовской площади.

Ближайшая станция метро — «Горьковская». Наземный транспорт — остановки «Троицкая площадь», «Суворовская площадь».

Туристу на заметку:

Посещение Троицкого моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой начала XX века, всем желающим увидеть разводные мосты Санкт-Петербурга, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — Дворцовой набережной, Суворовской площадью, памятником А. В. Суворову, Марсовым полем, Мраморным дворцом, домами Бецкого и Салтыкова, Петровской набережной, Троицкой площадью, Кронверкской набережной, Каменноостровским проспектом, Петропавловской крепостью (где расположен Государственный музей истории Санкт-Петербурга), памятником жертвам ГУЛАГа, домом-коммуной Политкаторжан, дворцом великого князя Николая Николаевича (младшего).

Leave a Comment