Тролль а платформа

Платформа Troll-A. Крупнейший объект, движимый человеком

Troll-A является оффшорной платформой природного газа в месторождении Troll у западного побережья Норвегии. Весом в 1.2 миллиона тонн при загруженном балласте под буксировкой, 472 метра высотой, с подводной бетонной структурой в 369 метра и сухим весом 656,000 тонн, Troll-A — величественное чудо инженерной мысли. Мало того, что платформа находится среди самых больших и самых сложных технических проектов в истории, это еще самый большой объект, когда-либо перемещенный человеком по поверхности Земли. Эту конструкцию демонстрировали по телевидению, когда она буксировалась в Северное море в 1996, где ею теперь управляет компания Статойл.

Запись относится к месту:
Норвегия

Мы уже писали о самых больших кораблях и их грузах, теперь перейдем к большой нефтяной платформе у берегов Норвегии.

Обычно опоры платформы транспортируются отдельно, и затем — поддержанные специальными кораблями устанавливаются на место. В случае Troll-A, однако, целая платформа была собрана в одном местоположении, и затем перемещена к морю. Платформа буксировалась более чем 200 километров от Ватса в северной области Рогаланд, к области Тролл, в 80 километрах к северо-западу от Бергена. Буксировка заняла семь дней.


Платформа стоит на морском дне на 303 метра ниже поверхности моря. В одной из бетонных цилиндрических опор есть лифт, который за девять минут доставляет работников и технический персонал к морскому дну. Стенки опор Тролля более чем 1 метр толщиной сделанный из стального железобетона, сформированного в одном непрерывном потоке. К этим четырем стойкам присоединяется железобетонная коробка, связывающая их, у которой есть специальная функция демпфирования нежелательных потенциально разрушительных резонансов от землетрясений и волн. Каждая опора также подразделена вдоль ее длины на независимые водонепроницаемые отсеки. Используется группа из шести 40-метровых вакуумных якорей, держащих установку на морском дне.


В 1996 платформа установила мировойрекорд, попав в Книгу Рекордов Гинесса в качестве ‘самой большой оффшорной газовой платформы’. Это звание теперь принадлежит Платформе Петрониус в Мексиканском заливе, которая возвышается на 610 метров выше дна океана. Для сравнения, размеры платформы и знаменитой достопримечательности Парижа, Эйфелевой Башни:

Тролль (нефтегазовое месторождение)

Тролль, Блок 31/2 — крупное шельфовое нефтегазовое месторождение, которое находится на территории континентального шельфа Норвегии. Открыто в 1979 году. Глубина моря здесь составляет приблизительно 350 м.

Месторождение Тролль состоит из 2 структур — Западный и Восточный Тролль. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются от 250 млн до 750 млн тонн нефти, а природного газ составляет 1,3 трлн м³. Плотность нефти составляет 0,845 г/см³ или 35,9° API. Содержание серы составляет 0,14 %.

Продуктивные залежи находятся на глубине 1,3-1,6 км. Добыча природного газа началась в 1996 году, нефти — 1997 году. Добыча нефти на Тролле осуществляется с помощью платформ Тролль-В и Тролль-С, а природный газ добывают с платформы Тролль-А.

Оператором месторождения является норвежская нефтяная компания Statoil. Добыча нефти в 2006 году составила 19 млн тонн.

Обустройство газового месторождения Тролль в какой-то мере можно считать уникальным. В 1996 году здесь была введена в эксплуатацию гигантская буровая платформа, представляющая собой производственный и жилой комплекс. Вес этой платформы составляет 660 тыс. т, и буксировали её к месту установки самые мощные в мире буксиры. Общая высота платформы — 472 м, из которых 300 м приходятся на подводную часть. В качестве балласта для обеспечения необходимой устойчивости в полое бетонное основание платформы через специальные клапаны залита морская вода. Под действием массы балласта и давления воды нижняя секция платформы погрузилась в морское дно на 11 м, где и останется на 70 лет предполагаемого срока службы этой буровой. Персонал платформы работает по вахтовому методу. Вахта для каждой смены, состоящей из 60-70 человек, продолжается две недели.

Платформа Тролль.

Газодобывающая платформа Тролль является на сегодняшний день самым грандиозным сооружением в мире, среди себе подобных. Плаформа находится в 60-ти километрах от побережья Норвегии, в центре крупнейшего в регионе месторождения газа с одноимённым названием. Кстати слово Тролль, помимо ассоциаций с безобразной и умственно-ограниченной тварью, переводится с норвежского как волшебство. Именно так и не как иначе норвежцы объяснили своё вхождение в круг стран-эспортёров углеводородов. А когда норвежские люди спят и видят себя арабскими шейхами, они на многое способны. Так случилось и в данном случае. Несмотря на большую глубину месторождения — более 300 метров, они и не подумали опустить руки. Потому что иметь такие огромные запасы газа, и не воспользоваться ими — настоящее преступление для гордых скандинавов.

Так уж исторически сложилось в человеческом мире, что если есть какая-то проблема, то обязательно найдутся люди, которые предложат свои услуги в её разрешении. Так было и в этот раз. Задача, подкреплённая хорошими деньгами, нашла отклик в сердцах специалистов и вскоре проет был готов. По задумке инженеров конструкция, состоящая из четырёх труб-ног, могла бы выстоять против жестоких штормов и обеспечить устойчивость платформы запасом по времени 70 лет.

После того как инженерная мысль, в виде чертежей и цифр, сумела убедить заказчика, проект начал претворяться в жизнь. Сперва наперво было изготовлено основание в виде 19-ти бетонных блоков, имеющих вид перевёрнутых чашей и скреплённых между собой. После того как оно было готово, его отбусксировали на середину глубокого фьорда и там затопили. Между тем во всю уже кипела работа над опорами-ногами. В принципе здесь основная сложность была из-за немалой высоты оных. Всё-таки 303 метра. Опоры внутри должны были быть полыми, а стенки, толщиной более метра, без единого шва. В результате основной технологией было выбрано изготовление форм, армирование и дальнейшая заливка бетонным раствором с помощью грандиозных по своей высоте кранов.

После отливки четырёх опор их соединили специальной железобетонной коробкой, имеющую функцию демпфера для гашения резонансных колебаний. К этому ещё можно добавить, что каждая нога-опора имеет внутри 40 водонепроницаемых отсеков, лифты, трубопроводы и соответствующие коммуникации. После того как ноги-опоры были готовы, их также отбуксировали на середину фьорда и там соединили с затопленным ранее основанием. Затем, на имеющееся основание, были установлена палубная составляющая с производственными помещениями.

В 1996 году состоялась буксировка платформа Тролль к месту предстоящих трудовых подвигов. Весь путь занял 200 км и семь дней пути. Движение платформы осуществляли самые мощные буксиры. Кстати, перемещени платформы Тролль, стало самым грандиозным из когда-либо совершаемых человеком и вошло в книгу рекордов Гиннеса. По прибытию наместо весь комплекс был погружен в воду. Основание платформы погрузилось в морской ил. Так как бетонные блоки основания похожи на перевёрнутые кружки, то в результате откачивания воздуха из них, конструкторы добились эффекта присоски. Именно сила всасывания прочно удерживает всю конструкцию на месте.

Сама по себе морская платформа является химическим заводом. Даже двумя заводами — один занимается добычей газа, а второй его переработкой. По середине платформы расположена буровая вышка. Всего возможное колличество действующих скважин 39. Все они расположены в радиусе полукилометра вокруг платформы и имеют глубину до полутора км. Внутри опор, как отмечалось уже выше, оборудованы лифты, кторые опускаются вниз за 9 минут. Внизу давление забортовой воды в 30 раз больше давления внутри конструкции. Такая ситуация объясняет цилиндрическую форму опор. Имеено круглая форма оказывает лучшее сопротивления давлению снаружи. Доставка газа в Норвегию осуществляется с помощью трубопроводов, проложенных по морскому дну. Давление мощных компрессоров обеспечивает скорость газа по трубам 2000 миль в час.

Как была решена задача с проблемой большого давления на дне было рассмотрено выше. Но есть же ещё ураганный ветер и океанские волны, которые также оказывают мощное воздействие на конструкцию. Так вот для решения данной задачи, палуба с постройками была поднята над уровнем моря на 30 метров. И если вы что-то слышали про волны убийцы, то их характеризуют примерно такой-же высотой. Если к этому прибавить прочность конструкции, усиленной демпфером, то за судьбу работающих на платформе по вахтовому методу рабочи, можно быть абсолютно спокойными. Для тех кому интересна статистика, приведу такой факт: каждый год конструкция платформы выдерживает удары 5 миллионов волн.

  • *Список стран.
  • *Евротоннель.
  • *Мост Васка да Гама в Лиссабоне.
  • *The Shard («Осколок»).
  • *Виадук Милло (Мийо).Франция.
  • *Аэропорт Хитроу.Лондон.
  • *Вокзал Берлина.Германия.
  • *Порт Роттердама.Нидерланды.
  • *Дамба Афслёйтдейк.Нидерланды.
  • *Платформа Тролль.Норвегия.
  • *A-380 Airbus.Европа.
  • *Эйфелева башня. Франция.

>НЕФТЯНАЯ ПЛАТФОРМА ТРОЛЛЬ

Это самый большой объект на планете, созданный человеком и передвинутый относительно поверхности Земли, платформа является одной из высочайших и наиболее сложных технических проектов в истории.

У побережья Норвегии на дне северного моря одно из богатейших месторождений нефти и газа. Природе человеком был брошен вызов, построить в открытом море такое сооружение, которое могло бы выстоять против жестоких штормов и обеспечить устойчивость платформы служащей для добычи богатых запасов горючего с морского дна.

Сегодня мы поговорим об газодобывающей платформе Тролль. Это высочайшая бетонная морская платформа в мире. Попасть на платформу возможно только на вертолете, облачившись в спасательный костюм. Газовое месторождение Тролль расположено в 60 километрах от побережья Норвегии. Запасы природного газа образовались здесь 130 миллионов лет назад. Эти огромные запасы газа требовали сооружения некой постоянной конструкции, которая обладала бы достаточной прочностью, для ведения с нее добычи газа на протяжении более 50 лет.

Это — самая высокая постройка, которая когда-либо перемещалась, относительно поверхности Земли, и является одной из высочайших и наиболее сложных технических проектов в истории. Телевизионной сенсацией стал сюжет о буксировке платформы в Северное море в 1996 году.

Платформа Тролль буксировалась на расстояние более чем 200 км от Чанов, в северной части Rogaland, к области Тролль, в 80 км к северо-западу от Бергена. Буксировка заняла семь дней.
Добываемый газ проносится по трубопроводам платформы со скоростью до 2 000 миль в час (890 м\с). Подобная скорость обеспечивается двумя газовыми компрессорами в целях увеличения объемов производства.

В 1996 платформа установила Мировой рекорд (книги рекордов Guinness) в качестве ‘крупнейшей оффшорной газовой платформы’.

2006 году компания-владелец платформы устроила концерт для рабочих. Была приглашена певица Кейти Мелуой, которой пришлось проводить «Самый глубоководный конерт в истории». Глубина составила 303 метра под уровнем моря.

Из моря выступают четыре циклопические бетонные опоры. Буровая палуба и вся надстройка платформы покоится на четырех массивных бетонных опорах, которые уходят вниз, до морского дна на глубину 300 метров. Основание платформы выполнено из 19-ти сборных бетонных блоков изготовленных на суше. Основание отбуксировали на канатах и затопили в глубоком фьорде, где к ним присоединили четыре высокие опоры. Полная высота каждой опоры 369 метров, превышает высоту Эйфелевой башни. Кстати, в каждой из них есть лифт, подъем которого наверх занимает 9 минут. Стенки цилиндрических ног имеют толщину более 1 метра.

Затем уже всю конструкцию погрузили во фьорде на еще большую глубину, и над конструкцией используя баржи, расположили платформу. Потом из конструкции откачали балластную воду и позволили ей подвсплыть на несколько сантиметров и состыковаться с платформой. Затем всю новую завершенную конструкцию подняли на поверхность и подготовили к путешествию к месторождению Тролль. Платформу отбуксировали в открытое море, и она стала самым крупным сооружением, которое за всю историю человечества, когда-либо перемещали с места на место.

Находясь на вертолетной площадке, на высоте 76 метров над уровнем моря, легко забываешь, что большая часть конструкции находится под водой. Это немного напоминает айсберг. Высота вертолетной площадки в точности совпадает с высотой знаменитого небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.

Подобная морская платформа является настоящим химическим заводом, и поскольку это промышленное предприятие, здесь не обойтись без комплекта защитной одежды. В низу завод по добыче газа, а чуть дальше завод по его переработки, по середине буровая вышка. На этой новой платформе еще неоткрыты все производственные скважины, в конечном итоге их будет 39. Преодолев расстояние до морского дна, буры погружаются в него на глубину полутора километров. Скважины расположены в радиусе полукилометра вокруг платформы.

Бурильные стволы весят как одежда в гардеробе и всегда готовы к использованию. В среднем для бурения каждой скважины требуется месяц. Однако в первую очередь нас интересует ни это, а что делает всю конструкцию устойчивой.

Путешествие на морское дно можно совершить на лифте, который ходит внутри одной из гигантских опор. Когда вас со всех сторон окружает море, появляется чувство, что вы на другой планете. На суши мы тоже видим высокие здания, гигантские тоннели и другие циклопические сооружения, но в окружении моря масштаб этого достижения инженерной мысли воспринимается как действительно экстраординарный. Является ощущение, что ни на одной планете нет такого места, куда бы не мог проникнуть человек.

Давление толщи морской воды за стеной в 30 раз превосходит давление внутри конструкции у морского дна и казалось бы должно раздавить опору. Причина, по которой этого не происходит в сочетании прочности тяжелого железобетона и цилиндрической формы опоры. Такая форма лучшим образом подходит для сопротивления давлению подобного рода. Именно по этому такую же форму имеет корпус подлодки и фюзеляж самолета.

У самого основания платформы трубопроводы огибают угол и, проходя по морскому дну, доставляют газ в Норвегию за 60 километров от этого места. А внизу бетонный пол, а под ним морской ил, платформа глубоко уходит в морское дно. Это напоминает перевернутые кофейные чашки, всего их девятнадцать, каждая глубоко вдавлена в морской ил. Представьте себе опрокинутую кружку, вдавленную в грязь, когда вы будите стараться извлечь ее от туда, то сила всасывания будет прочно удерживать чашку на месте. таков принцип фиксации основания конструкции.

Внизу на уровне морского дна основная задача справится с давлением водной толщи, а наверху близко к вершине, с ветром и волнами, которые обрушиваются на платформу. При шторме волны могут достигать палубы расположенной на высоте 30 метров над морем. Но эта палуба достаточно велика, чтобы не затопляться волнами, и надежно прикреплена к четырем опорам. Они в свою очередь достаточно прочны, чтобы каждый год выдерживать удары 5 миллионов волн.

Именно такие сооружения, как гигантская платформа Тролль и прогресс инженерной мысли, который стоит за всем этим, дают уверенность, мы можем жить и работать в любой точке моря, при любых условиях. Речь сейчас идет не столько о том, как человеку укрыться от моря, но как сосуществовать с ним на побережье и в открытых водах.

Leave a Comment