Центральный вокзал Нью-Йорк

masterok

Именно сегодня нью-йоркскому «Grand Central Station» исполняется ровно сто лет с момента открытия. За это время здесь произошло много чего, начиная от расцвета и заканчивая почти полным запустением.

Из всех существующих, этот вокзал старейший и самый известный в Нью-Йорке. По числу платформ и путей, он является мировым рекордсменом. К услугам пассажиров 44 платформы и 67 путей. Изначально, железнодорожная станция в этом месте начала функционировать с 1871 года. Однако, именно в 1913-м году была завершена грандиозная реконструкция здания, которая и считается моментом основания «Grand Central Station». Кстати, совсем скоро, вокзал планируют расширить, благодаря сооружению еще одного нижнего уровня, на котором будет располагаться станция Лонг-Айлендской ветки, что позволит увеличить количество путей вокзала до 75 путей и 48 платформ.

Фото 1908 года. Идет строительство нового здания.

В месте, где сейчас стоит Гранд Централ, сходятся три железнодорожные ветки, две из которых в 1871 году принадлежали Корнелиусу Вандербильту. Чтобы выделиться на фоне главного конкурента, Пенсильванских железных дорог, и других небольших железнодорожных компаний, компания Вандербильта, Нью-Йорк Централ, предложила построить на месте трёх вокзалов одно большое депо. Оно так и называлось — Гранд Централ Депо.

10 мая 1912 года. Последний этап строительства.

Но 08 января 1902 года в тоннеле, ведущем в подземную часть вокзала, столкнулись два паровоза. Это была крупнейшая железнодорожная авария за всю историю Нью-Йорка. Пятнадцать человек погибли на месте, и ещё тридцать восемь были ранены, двое из которых впоследствии скончались. После этого паровозы были запрещены на территории Манхэттена. Это вынудило компанию Вандербильта перейти на электрические составы. В связи с этим пришлось полностью перестроить вокзал.

Западный балкон, 1912 год.

Новый Гранд Централ Терминал был открыт 02 февраля 1913 года. Это было прекрасное здание, построенное в стиле боз-ар, с мраморными лестницами, огромными окнами, и звёздным небом на потолке.

Вскоре, вокруг вокзала выросли офисные здания и небоскрёбы. В том числе, знаменитое здание Крайслер. Гранд Централ стал самым загруженным вокзалом в стране. В 1947 году через него прошло более шестидесяти пяти миллионов пассажиров.

Спуск в метро. 1912 год.

Но в 50-е эра поездов дальнего следования в США закончилась, и всё больше людей предпочитали поезду самолёт или автомобиль. Пассажиропоток падал, а с ним падали и доходы. Владельцы здания заговорили о том, чтобы снести Гранд Централ, и построить на его месте офисное здание. Среди обсуждаемых был даже проект здания, которое на сто пятьдесят метров превышало Эмпайр Стейт Билдинг.

Тут нужно оговориться, что немногим ранее, в октябре 1963 года было снесено красивейшее здание Пенсильванского вокзала, которое построили те самые Пенсильванские железные дороги, упомянутые выше, а на его месте возвели знаменитый ныне Мэдисон Сквер Гарден.

0 октября 1963 года Нью-Йорк Таймс писал по этому поводу: Until the first blow fell, no one was convinced that Penn Station really would be demolished, or that New York would permit this monumental act of vandalism against one of the largest and finest landmarks of its age of Roman elegance | До первого удара никто не верил, что Пенн Стэйшн действительно будет снесена, или что Нью-Йорк допустит этот монументальный акт вандализма против одного из крупнейших и прекраснейших примеров римского изящества своего времени.

Именно это событие послужило причиной для создания мэром Нью-Йорка Робертом Вагнером Комиссии по сохранению архитектурных памятников. И именно эта комиссия, при огромной поддержке населения, при поддержке Жаклин Кеннеди, не позволила владельцам вокзала снести его.

В 1968 году Нью-Йорк Централ, чтобы избежать банкротства, слилась с теми самыми Пенсильванскими железными дорогами, образовав компанию Пенн Централ. И в том же 1968 году Пенн Централ анонсировала планы по сносу Центрального вокзала, не смотря на то, что ещё полгода до этого Комиссия признала здание вокзала историческим памятником. Общественность возмутилась.

Вот, что сказала Жаклин Кеннеди (обратите внимание, что слово city у неё — женского рода):
Is it not cruel to let our city die by degrees, stripped of all her proud monuments, until there will be nothing left of all her history and beauty to inspire our children? If they are not inspired by the past of our city, where will they find the strength to fight for her future? Americans care about their past, but for short term gain they ignore it and tear down everything that matters. Maybe… this is the time to take a stand, to reverse the tide, so that we won’t all end up in a uniform world of steel and glass boxes | Разве это не жестоко позволить нашему городу постепенно умереть, стерев все памятники, которыми он гордится, пока не останется ничего от всей его истории и красоты, чтобы вдохновлять наших детей? Если они не будут одухотворены прошлым нашего города, то где они найдут силу бороться за своё будущее? Американцы берегут своё прошлое, но ради краткосрочной выгоды они игнорируют его, и сносят всё ценное. Возможно, сейчас самое время высказать свою позицию, обратить волну вспять, потому что мы не хотим, чтобы всё закончилось безликим миром коробок из стекла и металла.

В итоге Пенн Централ подали в суд. Судебная тяжба по этому делу длилась почти десять лет, и дошла до Верховного Суда, который в июне 1978 года поддержал решение Комиссии.

За это время сама Пенн Централ обанкротилась. На тот момент это было самое громкое банкротство в истории Америки. Права на Центральный вокзал переходили из рук в руки, пока в 1994 году МТА не подписала договор аренды на двести восемьдесят лет (!), и начала масштабную реконструкцию вокзала. К 1998 году вокзалу вернули весь лоск, с которым он открылся в 1913.

Интересная деталь. Долгие годы потолок вокзала был тёмным, как многие думали, от сажи и копоти локомотивов. Но оказалось, что он покрыт смолами и никотином, содержащимися в табачном дыму. Потолок очистили, но в назидание потомкам оставили небольшой нечищеный участок ровно над стейк-хаусом Майкла Джордана. Сейчас в здании вокзала, конечно, курить нельзя.

Ресторан вокзала, 1912 год.

И как свидетельство минувших событий, в потолке оставили круглую выбоину, которая была сделана в 1957 году, чтобы установить посреди вокзала баллистическую ракету Редстоун. С помощью этой ракеты власти США противостояли возникшему чувству небезопасности среди граждан Америки после того, как Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли.

Рабочий на руке скульптуры Меркурия.

Между пригородными платформами, метро и выходом в город, 1912 год.

Вид с 42-й улицы, 1919 год.

Толпа смотрит на экране первый беспересадочный перелет самолета Junkers W33 через Атлантику, 1929 год.

Реклама военных облигаций, 1941 год.

Пара снимков вокзала внутри, 1941 год.

В то время строительство фонтанов было очень модно.

Забастовка железнодорожников, 1946 год.

Толпа наблюдает за первым орбитальным полетом американского астронавта Джона Гленна, 1962 год.

Массовые отключения электроэнергии 9 ноября 1965 года.

Последний рейс «20th Century Limited», курсировавшего между Нью-Йорком и Чикаго 65 лет, 2 декабря 1967 года.

Внутри вокзала сразу после утреннего час-пика, 9 января 1968 года.

Авария на одной из веток, 25 ноября 1987 года.

Пассажиропоток ветки Metro-North на одной из платформ, 11 января 1996 года.

Часы вокзала отметили 31 января свое столетие.

450 обнаженных женщин во время инсталляции Спенсера-Туника, 26 октября 2003 года.

Национальная гвардия не дремлет, 25 января 2013 год.

Потолок главного зала вокзала, 25 января 2013 года.

Эти люстры также отметили свое столетие.

Часы Южной стороны терминала.

Вид изнутри часов.

Строительство новой станции внутри терминала, о которой мы говорили в начале материала.

Тайны Центрального вокзала Нью-Йорка (15 фото)

Далее мы бы хотели познакомить вас с тайнами, секретами и загадками Центрального вокзала Нью-Йорка. Несмотря на то, что вокзал является одной из достопримечательностей города, и его ежедневно посещают более 750 000 человек, информация, которая ждет вас далее, известна далеко не всем.
Опаловые часы
Эти часы, стоящие посреди главного холла вокзала, ценны не тем, что указывают время пассажирам, а своими циферблатами, сделанными из опала. Наши современники оценивают эти часы в суммы, плавающие в пределах от 10 до 20 миллионов долларов.

Перевернутая вселенная
Потолок главного зала украшен фреской с изображением знаков Зодиака и 2500 звездами, 60 из которых подсвечены. Эта фреска красива и завораживает зрителя. Хотя есть в ней один значительный изъян. Вселенная на этой фреске изображена в зеркальном отражении. Вина в этом полностью лежит на плечах французского художника Поля Элле, который во время создания своего шедевра, сверялся с эскизом, глядя на него сверху вниз. Что и стало причиной ошибки. Однако, семья Вандербильт (заказчики), не приняла данный факт за ошибку, изящно заявив, что замыслом было показать вид на Вселенную глазами бога. Сверху вниз.

Жёлуди и листья дуба
Повсюду Grand Central украшен лепниной с изображением ветки дуба и желудей. Это память о Вандербильтах, которые пожертвовали на строительство вокзала $ 6 400 000 в 1871 году. Их фамильным девизом является фраза «Великий дуб растет из маленького жёлудя».

Чёрное пятно
В северо-западном углу главного зала вы можете заметить небольшое черное пятнышко рядом с клешнёй Рака. Это пятно оставили работники, которые в 1998 году закончили реставрацию Grand Central и отмыли потолок от табачного налета. Пятно оставлено в качестве напоминания о вреде табачного дыма.

Отверстие от ракеты
Это отверстие, чуть выше созвездия рыб, осталось в память о 50-х годах и гонке за покорение космоса. После запуска Советским Союзом первого спутника, Америка решила, что должна получить преимущество в этой гонке. Тема космоса тогда была очень популярна. И на этой волне было принято решение сделать выставку достижений космической индустрии. В главном зале вокзала была выставлена ракета Редстоун. Она была слишком большой, и уперлась в потолок вокзала, оставив после себя небольшое отверстие.

Галерея шепота
Переход под Apple Store к перронам и ресторанам вокзала, с одной стороны ничем не приметен. Однако, тут вы часто встретите людей, стоящих в углах этих арок и шепчущих что то стене. А на другой стороне перехода вы увидите их восторженных друзей. Всё дело в том, что строение стен тут необычное. По ним свободно, не перемешиваясь с другим, течет звук. Так что на шумном вокзале можно услышать что шепчет тебе друг в другом конце подземного перехода.

Обнаженные лампочки
Grand Central увешан этими люстрами. Лампочки в них не прикрыты. Это демонстрация семьи Вандербильт силы электричества и электрической железной дороги, которую эта семья спонсировала.

Тайный подвал
Под главным залом Grand Central расположен, скрытый от сторонних глаз, самый большой подвал Нью-Йорка. Его площадь составляет примерно 200 000 м.кв. Он простирается от 42 до 97 улицы. В этом подвале есть засекреченная комната, которая не значится даже в его чертежах. Она прячется за именем «М42»
Кроме различной техники, в этой комнате установлены генераторы, питающие электрические поезда и красная кнопа, по нажатии которой останавливаются все составы. Эта комната была главной мишенью немецких диверсантов в Америке во время Второй Мировой Войны.

Информационное табло, которое вечно врёт
Все информационные табло Grand Central спешат ровно на одну минуту. Чтобы пассажиры не опаздывали.

Тайная платформа
В Grand Central есть потайная платформа. Она была построена для Франклина Рузвельта, которого разбил паралич в результате полиомиелита. Президент хотел скрыть этот факт от глаз общественности и пользовался этой железнодорожной веткой, чтобы тайно добираться до своей резиденции в Waldorf Astoria Hotel. Сегодня этот тайный железнодорожный путь используется лишь тогда, когда в Нью-Йорк приезжает президент. Чтобы безопасно и быстро транспортировать его в случае опасности.

Пожар
В 1997 году в ресторане Oyster bar, который находится в Grand Central, начался пожар. Он уничтожил 80% чудесной плитки авторства Рафаэля Гуаставино. Ущерб от пожара восстановили лишь в 2014 году. Потратив 6 месяцев лишь на то, чтобы сопоставить по цвету новую плитку оставшейся, а так же целый год, чтобы проинспектировать каждую плиточку одну за другой.

Потайная винтовая лестница
Хотя это может показаться удивительным, в Grand Central на самом деле есть винтовая лестница, которая находится прямо в середине главного зала. Однако, причина, по которой никто не видел ее полированных перил, заключается в том, что она скрывается внутри информационного стенда и приводит к информационной будке нижнего уровня вокзала. Хоть она и недоступна для пассажиров, персонал ей пользуется достаточно часто.

Теннисный корт
Да, в самом сердце Grand Central есть теннисный корт. Именно поэтому вы можете видеть людей, прогуливающихся по холлам вокзала с теннисными ракетками. Этот корт был построен венгерским эмигрантом Гезой Газдагом в 1960-х, а позже куплен Трампом. Корт доступен публике по записи и повидал множество именитых теннисистов за годы существования.

Апартаменты Кэмпбелла
Вдобавок тайному теннисному корту, на вокзале есть еще и скрытый бар, принадлежавший миллиардеру Кэмпбеллу. Сейчас этот коктейль-бар открыт для посетителей. Но до сих пор хранит память высшего общества Нью-Йорка давно ушедших дней.

Почти идентичные лестничные марши
Хотя две противоположные лестницы в главном вестибюле кажутся зеркальным отражением друг друга, это не так. Вторая , западная, лестница была достроена во время реставрации вокзала. И хотя лестница была выполнена из того же мрамора, ее нарочно сделали ниже на один дюйм. Это было сделано, чтобы подчеркнуть, что она была построена в другую эпоху и совершенно другими людьми.

Отсюда

Центральный вокзал Нью-Йорка: 100 интересных фактов

31 января 2019 года Центральный вокзал Нью-Йорка отпразднует свои 106 лет. В этой статье мы поделимся с вами самой интересной информацией за каждый год его существования.

Советуем прочитать: ТОП-20: Самые потрясающие ЖД вокзалы мира

И так, поехали!

Центральный вокзал Нью-Йорка. Фото: Benoit Daoust

1. Перво-наперво: его официальное название Grand Central Terminal, а НЕ Grand Central Station. Тем не менее, многие люди всё ещё называют его последним, в том числе канадская писательница Элизабет Смарт, написавшая поэтический прозаический роман «By Grand Central Station I Sat Down and Wept» (рус. «На Центральной станции я сел и заплакал»).

2. Однако существуют две центральные станции, так что, возможно, она всё-таки имела в виду другую. Станция почтовой службы США по соседству также известна как Grand Central Station. Название также иногда используется для обозначения станции метро Grand Central — 42nd Street (рус. 42-я улица), которая обслуживает вокзал.

3. Часы на внешней стороне вокзала, обращённые к 42-й улице, хорошо известны как крупнейший в мире образец стекла Тиффани.

4. На все уровни, этажи и платформы Центрального вокзала можно попасть при помощи лифтов или пандусов. Его окрестили первым большим вокзалом без ступеней — дизайн, который считался необходимым для пассажиров с большим количеством багажа.

Старое электрическое оборудование, ранее используемое для управления поездами в Центральном вокзале Нью-Йорка. Фото: Felix Lipov

5. Некогда секретный подвал, широко известный как М42, находится под вокзалом. Ранее в нём находились преобразователи, которые подавали электрический ток для запуска поездов.

6. Во время Второй мировой войны немецкая военная разведка узнала о М42 и направила двух шпионов для саботажа. Сотрудники ФБР арестовали шпионов ещё до того, как они смогли нанести урон.

7. На протяжении более 20 лет на чердаке восточного крыла находились художественная школа и галерея, известная как Grand Central School of Art (рус. Большая центральная школа искусств), которая была основана в 1922 году.

8. Среди директоров художественной школы был Джон Сингер Сарджент — один из самых известных художников-портретистов своего времени.

9. Going Hollywood был первым из многих фильмов, который показал Центральный вокзал. В фильме 1933 года снимались Мэрион Дэвис и Бинг Кросби.

Астрономическая фреска на потолке Центрального вокзала Нью-Йорка. Фото: ramblingman

10. Одной из самых ярких его особенностей является астрономическая фреска на потолке главного зала, которая показывает средиземноморское небо с октября по март и имеет 2500 звёзд.

11. Несмотря на своё великолепие, фреска отнюдь не идеальна. Звёзды слегка смещены, а небо на самом деле «перевёрнуто». По слухам, именно астроном-любитель заметил ошибку в год открытия Центрального вокзала. Чиновники пытались объяснить это тем, что это точка зрения Бога. Однако представляется более вероятным тот факт, что работники по ошибке смотрели на расположенную на полу диаграмму и выполняли по ней свою работу.

12. Над росписью трудились около 50 художников, которые изо всех сил старались не допустить изменения цветового тона. Они очень много экспериментировали, чтобы найти правильный оттенок синего.

13. Центральный вокзал Нью-Йорка — это самая большая железнодорожная станция в мире по количеству железнодорожных путей — 44, и платформ — 64.

14. Вокзал является одной из самых известных достопримечательностей в мире. Одна из дизайнерской команды Уитни Уоррена (двоюродный брат Вандербильтов — семья, чье состояние обязано железным дорогам, и которая оказала большое влияние на создание Центрального вокзала Нью-Йорка) — провела десять лет в École des Beaux Arts (рус. Национальная высшая школа изящных искусств). Многие, естественно, приписывают ему внешний вид вокзала.

15. Информационный стенд вокзала — наиболее популярное место, известное своими великолепными часами. Каждый из четырёх циферблатов изготовлен из опала. Аукционные дома, включая Sotheby’s и Christie’s, оценивают его стоимость в более чем 10 миллионов долларов.

16. Информационный стенд также известен тем, что имеет «секретную» дверь (хотя в настоящее время она стала менее секретной, так как о ней говорится даже на страницах Википедии), ведущую по лестнице к информационному стенду более низкого уровня.

17. В рабочие часы сотрудники информационного стенда обрабатывают более 1 тыс. вопросов в час.

Часы на Центральном вокзале в Нью-Йорке. Фото: maramas

18. Сверху на часах информационного стенда находится жёлудь. Это семейный символ Вандербильта: «Из жёлудя растёт могучий дуб». Жёлуди и дубовые листья выгравированы на мраморе и светильниках.

Орёл на Центральном вокзале в Нью-Йорке. Фото: Edi Chen

19. Орёл с размахом крыльев почти в 4 метра, который когда-то украшал бывшее Grand Central Depot (рус. Большое Центральное депо, располагавшееся на территории нынешнего вокзала с 1871 года), теперь украшает Центральный вокзал. Орла обнаружили новые владельцы дома в Бронксвилле в 1995 году. Пара связалась с Metro-North Railroad и попросила разрешение использовать его при реставрации.

20. 11 сентября — печальная дата в истории вокзала. Этот день 2001 года стал одним из самых тяжёлых дней за всю его историю. Однако, была ещё одна дата в 1976 году, когда группа хорватских националистов заложила бомбу в одном из шкафчиков вокзала. В результате разминирования погиб сапёр, ещё 30 человек получили ранения.

21. В 1976 году Центральный вокзал Нью-Йорка был объявлен национальным историческим памятником, тем самым получив официальную защиту от людей, которые хотели его снести.

22. Персонаж Робина Уильямса в фильме «Король-рыбак» встречает женщину своей мечты именно на территории этого вокзала.

23. Существует железнодорожная платформа со скрытым входом, а также лифт, который ведёт прямо к отелю Waldorf Astoria (рус. Уолдорф-Астория). Это «секретная» платформа № 61, которой когда-то пользовался президент Франклин Д. Рузвельт.

24. В фильме «К северу через северо-запад» актёр Кэри Грант совершает побег из Нью-Йорка именно с этого вокзала в ночное время.

25. С точки зрения общей площади Центральный вокзал Нью-Йорка считается одним из самых успешных торговых центров в США.

26. До начала реконструкции вокзала в 1990-х годах потолок покрывал слой чёрной грязи. Рабочие предполагали, что это нагар от угля и дизельного топлива. Но более глубокий анализ показал, что он образовался от табачной смолы и никотина. Единственное оставшееся тёмное пятно над стейк-хаусом Майкла Джордана — напоминание о грязи, которая когда-то покрывала потолок.

27. Самый старый бизнес на территории вокзала — Oyster Bar (рус. Устричный бар), который впервые распахнул свои двери в том же году, что и сам вокзал — в 1913 году.

28. В нём ежедневно подают до 30 сортов устриц.

29. Некоторые историки утверждают, что фраза «торжественный приём» возникла именно в Центральном вокзале Нью-Йорка. Считается, что это словосочетание появилось благодаря роскошному пассажирскому поезду 20th Century Limited, который следовал из Нью-Йорка в Чикаго. Пассажиры спускались по красной ковровой дорожке — ритуал, предназначенный только для тех, кто отправлялся из Нью-Йорка.

30. The Biltmore Room — расположенная в Большом зале напротив Старбакса, куда раньше приходил поезд 20-го века, была известна как Kissing Room (рус. «Комната Поцелуев»). Пассажиры, зачастую состоящие из знаменитостей и известных общественных деятелей, спускались с поезда и приветствовали там своих близких.

31. В Центральном вокзале возле Устричного бара находится «шепчущая галерея». Низкие керамические арки создают акустику, благодаря которой даже тихий шум становится очень громким.

Памятник Корнелиусу Вандербильту перед Центральным вокзалом в память об основателе компании New York Central Lines LLC. Фото: Felix Lipov

32. Первая станция на этом месте носила название Grand Central Depot (рус. Большое Центральное депо) — детище американского промышленника и филантропа Корнелиуса Вандербильта, который сколотил своё состояние на судоходстве и железных дорогах. Строительство здания было закончено в 1871 году.

33. В своём втором воплощении под названием Центральный вокзал Нью-Йорка наиболее заметной его особенностью было огромное локомотивное депо из стекла и стали, которое по мнению некоторых экспертов конкурировало с Эйфелевой башней и Хрустальным дворцом.

34. В результате ужасного столкновения паровоза 8 января 1902 года в туннеле на Парк-авеню погибли 15 человек и 37 получили ранения. Последовавший за этим событием общественный резонанс увеличил спрос на электропоезда и ускорил планы относительно строительства нового вокзала.

35. В течение десяти лет строительства Центрального вокзала Нью-Йорка железнодорожное сообщение ни разу не прерывалось.

36. В день открытия Центрального вокзала в воскресенье, 2 февраля 1913 года в 12:01, его посетили более 150 тыс. человек.

37. В 1947 году через Центральный вокзал проехали приблизительно 65 миллионов человек — или около 40 процентов всего населения Соединённых Штатов Америки.

38. В 1967 году Комиссия по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка, которая была создана в ответ на разрушение вокзала Пенсильвании, поставила Центральный вокзал в качестве ориентира, подлежащего защите законом.

39. Лестницы этого вокзала были сооружены по проектам Парижского оперного театра.

40. В первоначальных архитектурных планах были две парадные лестницы, но по завершении строительства вокзала оказалась только одна. Возможно, иссякли средства, и строители решили, что в восточном крыле нет никаких достопримечательностей. Западная лестница — оригинал. Восточная была достроена во время реконструкции в 1990-х годах.

41. Интересно, что новая восточная лестница на несколько дюймов короче своего западного аналога.

42. Ежедневно Центральный вокзал посещают более 750 тыс. человек, что превышает всё население города Лидс или примерно население Сан-Франциско.

43. Вокзал покрывает 48 акров от 42-й до 97-й улицы, и охватывает 51 км пути.

44. Каждый день около 10 тыс. человек посещают Центральный вокзал Нью-Йорка только для того, чтобы пообедать.

45. На территории этого вокзала прошёл один из оригинальных флешмобов. Более 200 человек внезапно остановились посреди здания и через несколько минут начали расходиться.

46. Каждый месяц на территории вокзала посетители теряют более 2 тыс. различных предметов. Согласно официальной статистике, 80 процентов предметов возвращаются их владельцам. Это лучший показатель среди всех Бюро находок в мире.

47. Среди самых необычных предметов, которые были переданы их владельцам — урна из кремированного пепла и собака породы Бассет-хаунд.

48. Все лампочки в первоначальном строении были «голыми». Тем самым владельцы хотели продемонстрировать, что вокзал был полностью электрифицированным. Это было весьма примечательное достижение в 1913 году.

49. В рейтинге журнала Travel + Leisure Центральный вокзал Нью-Йорка занял шестое место среди самых посещаемых туристических объектов в мире. Ежегодно его посещают более 21,5 миллиона человек.

50. Все часы Центрального вокзала настраиваются по атомным часам Военно-морской обсерватории США, благодаря чему они показывают время с точностью до одной секунды каждые 1,4 миллиона лет.

51. Подвал вокзала — самый глубокий подвал в Нью-Йорке. Десятиэтажное строение может проскользнуть между этажом Главного зала и вовсе не коснуться подвального этажа главного нью-йоркского строения.

52. Телевизионные и радиостудии раньше находились на третьем этаже Центрального вокзала, что было довольно распространённым явлением во времена Граучо Маркса и Боба Хоупа.

53. Альфред Хичкок был одним из самых ярых фанатов этого вокзала. Он всегда старался сделать так, чтобы Центральный вокзал выглядел великолепно, и снимал его, когда это было возможно.

54. Больше всего фильмов с этим вокзалом сняла студия RKO Radio Pictures. Среди звёзд в фильмах студии были Джинджер Роджерс, Ширли Темпл, Джона Уэйна и Дженнифер Джонс.

55. Впервые Центральный вокзал был снят в цвете в 1953 году. Это был фильм студии MGM под названием «Театральный фургон», в котором Фред Астер сошёл с поезда 20th Century Limited и станцевал на 34-й платформе.

56. Фактически, почти каждый фильм с изображением прибывающего или отправляющегося от вокзала поезда снят на 34-й платформе. Это связано с тем, что она является одной из немногих платформ, на которой отсутствуют колонны.

57. Несмотря на свою известность как достопримечательность архитектурного стиля Бозар, некоторые считают, что Центральный вокзал является одним из предшественников современной архитектуры, особенно из-за его стеклянных коридоров. Они обеспечивают вентиляцию, освещение и служат переходами от одной офисной башни к другой.

Культовая статуя греческого бога Меркурия, украшающая южный фасад Центрального вокзала Нью-Йорка на восточной 42-й улице. Фото: Felix Lipov

58. Своими статуями в виде Богов на южной стороне — Меркурий, Геркулес и Минерва — вокзал описывает американские железные дороги ихними дарованиями — скорость, сила и мудрость.

59. В то время они считались самой большой группой скульптур в мире — высота 14,6 метров (48 футов).

60. Дизайнером скульптуры, известной как «Transportation», был французский художник Жюль-Алексис Кутан. Однако он никогда не был США, поэтому скульптуры были вырезаны компанией Джона Доннелли.

61. Под одной крышей с вокзалом находится крупнейшая компания по утилизации газет. Она ежедневно перерабатывает более четырёх тонн бумаги.

62. Раньше в нью-йоркском Центральном вокзале выставлялись новоиспечённые автомобили: двух моделей, которые чаще всего там находились, больше не существуют — Oldsmobile и Rambler.

63. Ранее под сводами этого вокзала проходили студийные трансляции, политические митинги, художественные выставки и многое другое.

64. Первый билет на поезд с этого вокзала купил некий F. M. Lahm (Ф. М. Лам) из города Йонкерс штата Нью-Йорк.

Государственный флаг США в Центральном вокзале Нью-Йорка. Фото: Jörgen Ekstrand

65. После теракта 11 сентября 2001 года, в главном зале Центрального вокзала на постоянной основе висит большой американский флаг.

66. За несколько лет до открытия самого вокзала в 1904 году была открыта станция метро Grand Central. Проекты по строительству вокзала обязательно должны были включать переходы к станции ​​метро.

67. На празднование 100-летия вокзала была создана его точная копия из конструктора LEGO в 5 тыс. деталей.

68. В 1954 году были разработаны серьёзные планы по замене Центрального вокзала 80-этажной башней, более высокой, чем Эмпайр Стейт Билдинг — планы, которые гремели в той или иной форме на протяжении десятилетий.

69. Раньше информационное табло вокзала было своего рода нью-йоркским учреждением, ведь его многочисленные дисплеи яростно показывали постоянно меняющиеся прибытия и отправления. Это был электромеханический экран, на котором отображалось время и отслеживалось количество прибывающих и отбывающих поездов.

70. Инженер William J. Wilgus (рус. Вильям Дж. Уилгус) считается ответственным за проектирование и строительство Центрального нью-йоркского вокзала. Как сообщает New York Times, идея пришла к нему «во вспышке света», вспоминал он десятилетия спустя.

71. На первоначальных 17 акрах, купленных железной дорогой, должны были быть уничтожены 120 домов, три церкви, две больницы и приют для сирот, а также конюшни, склады и другие вспомогательные сооружения.

72. Первой о планах строительства нового вокзала сообщила газета The New York Times (рус. «Нью-Йорк таймс»).

73. Снос зданий для строительства Центрального вокзала стал крупнейшим в городе за всё его существование.

74. Помимо поездов, наиболее распространённым видом транспорта в Центральном вокзале Нью-Йорка являются лифты, которые совершают тысячи поездок ежедневно.

75. Для строительства вокзала было выкопано около 3,2 миллионов кубических ярдов земли (2,5 млн. кубических метров), а также камни на средней глубине в 45 футов (14 метров). В самые загруженные периоды строительства на площадке круглосуточно работали 10 тыс. человек.

76. Ежедневно со стройки вывозились 300 железнодорожных вагонов различного мусора.

77. Строительство одного вокзала обошлось в 43 миллиона долларов (27 миллионов фунтов), что на сегодняшний день эквивалентно примерно 1 миллиарду долларов (633 миллиона фунтов).

78. Первым покинувшим вокзал поездом был Boston Express No. 2 (рус. «Бостонский экспресс № 2»), который отправился 2 февраля 1913 года в 12:01.

79. Первым подъехавшим к вокзалу был поезд местного сообщения Гарлемской линии.

80. Из многочисленных магазинов в Центральном вокзале Нью-Йорка большинство являются либо частными, либо небольшими франшизами. Но есть три исключения: Starbucks, аптека Rite Aid и Apple Store, последний из которых открылся в декабре 2011 года.

81. В день открытия вокзала New York Times описала его как «не только самый большой вокзал ​​в Соединённых Штатах, но и в мире».

82. После официального открытия вокзала последние штрихи завершали ещё в течение нескольких лет — транспортный виадук открылся только к 1919 году.

83. Предшествующий нынешнему Центральный вокзал помог синхронизировать время в Соединённых Штатах. В середине 1800-х в каждом американском городе было своё время. Но с наплывом людей на железнодорожные услуги, чиновники начали настаивать на национальном стандарте — также, чтобы избежать столкновений. 18 ноября 1883 года — дата, известная как «день с двумя полуднями» — в три минуты 58 секунд после двенадцати, часы снова вернулись к полудню. Центральный вокзал начал соблюдать стандартное время ещё за несколько часов до этого события.

84. Находившаяся на вокзале в 1913 году парикмахерская для мужчин, хвасталась, что клиентов может подстричь «на любом из 30 языков».

85. Фотограф по имени Фрэнк Инглиш заявляет, что сделал в Центральном вокзале Нью-Йорка больше фотографий, чем кто-либо другой. По его собственной оценке, он сделал не менее 200 тыс. фотографий — неудивительно, поскольку он находился в должности официального фотографа с 1984 года.

86. В 1955 году в Центральном вокзале был установлен новый автомат по продаже билетов, который назывался Automaticket. Он распечатывал билеты и даже возвращал сдачу покупателям — высокотехнологичная инновация того времени. Тем не менее, машина могла печатать только билеты между Центральным вокзалом и другой станцией — только в один конец.

87. В первоначальные планы по постройке Центрального вокзала входило возведение небоскрёба.

88. Argent Ventures — частное агентство недвижимости, владеющее землёй под главным нью-йоркским вокзалом. Таким образом, владельцем Центрального вокзала Нью-Йорка, является манхэттенский застройщик по имени Andrew S. Penson (рус. Эндрю Пенсон).

89. Один из самых последних фильмов, в которых был представлен Центральный вокзал Нью-Йорка — «Люди в чёрном III», продемонстрировавший одну из самых оригинальных, связанных с этим вокзалом интерпретаций. Раса крошечных инопланетян находится в ячейке камеры хранения Центрального вокзала, в то время как в конце фильма — ячейка в огромной инопланетной версии вокзала, как показано, таит в себе человеческий мир.

90. Коммерческие рекламные щиты и блеклые краски со времён Второй мировой войны, препятствовали проникновению естественного света во внутрь вокзала до его реконструкции в 1990-х годах.

91. Возведение вокзала вызвало строительный бум в этом районе — поблизости возникли отели и офисы, в том числе известный небоскрёб Крайслер-билдинг, из-за чего вокзал получил прозвище «Terminal City».

92. На вокзале когда-то была собственная органистка Mary Lee Read (рус. Мэри Ли Рид), которая начала играть там в 1928 году. На следующий день после нападения на Перл-Харбор она исполнила Государственный гимн США The Star-Spangled Banner (рус. «Знамя, усыпанное звёздами»), и все сотрудники станции на время приостановили свою работу. В результате этого пассажиры опоздали на свои поезда. После чего ей было запрещено исполнять государственный гимн.

93. Ещё один странный факт касается всё той же органистки. Ей приписывают спасение жизни человека, который планировал покончить с собой, пока не услышал её трогательное исполнение гимна.

94. Среди различных заведений общепита на вокзале есть одно, которое носит имя Майкла Джордана — самого известного баскетболиста в истории. Стейк-хаус Michael Jordan открылся после капитальной реконструкции вокзала в 1990-х годах, дизайн которого напоминает вагон-ресторан. Именно он породил родственные рестораны в Коннектикуте и Чикаго.

95. В 2008 году шесть человек заменили все «обнажённые» лампы накаливания на люминесцентные, которые и по сей день используются на вокзале.

96. Упадок станции в 1950-х и 1960-х годах объясняется конкуренцией со стороны крупных магистральных субсидируемых правительством магистральных дорог и междугородних воздушных перевозок.

97. Жаклин Кеннеди Онассис была одной из наиболее ярых сторонников Центрального вокзала в 1960-х и 1970-х годах. Несмотря на то, что его хотели снести, именно она обеспечила ему будущее.

98. В 1991 году поезда дальнего следования Amtrak перестали обслуживать Центральный вокзал Нью-Йорка. Вместо этого они начали отправляться с близлежащей станции Пенсильвании.

Украшенный люстрами Зал ожидания в стиле Бозар. Центральный вокзал Нью-Йорка. Фото: Felix Lipov

99. До тщательной очистки люстр вокзала в 1990-х годах, они считались бронзовыми — но после выяснилось, что они позолоченные.

100. На потолочной фреске (над созвездием Рака) находится небольшое отверстие — наследие рекламы НАСА в 1957 году. Правительство пыталось усилить поддержку американской космической программы, поскольку космическая гонка в те годы действительно набирала обороты. Вскоре НАСА запустило ракету, дабы привлечь внимание к своей работе. Шестидюймовая дырка в потолке была пробита в поддержку космического агентства.

Центральный вокзал, Терминал Гранд Централ (Grand Central Terminal)

На русском его часто называют Центральный вокзал, а американцы предпочитают именовать его просто Гранд Централ. Это самый старый вокзал Нью-Йорка, ставший со временем одной из главных достопримечательностей Манхэттена в целом и Мидтауна в частности.

Несмотря на то, что слава главных железнодорожных ворот города закрепилась за Пенн-стэйшн, Гранд Централ играет важнейшую роль в пассажирских перевозках в районе агломерации Нью-Йорка, которая, по некоторым данным, является крупнейшей на свете. При этом сам Гранд Централ также является рекордсменом среди всех вокзалов мира — по количеству платформ, которых здесь насчитывается 44 штуки с 67 путями (в будущем эти цифры должны достигнуть 48 и 75 соответственно). Все платформы и пути расположены на двух подземных уровнях, на верхнем — 41 линии, на нижнем — 26.

Компанией, отвечающей за рейсы с Гранд Централ, является Metro-North Railroad — одно из подразделений MTA. Поезда отсюда уходят в соседние с Нью-Йорком округа — Вэсчестер, Путнэм и Датчесс в штате Нью-Йорк и в Фэйрфилд и Нью Хэйвен в штате Коннектикут. Стоит отметить, что в настоящее время задействованы не все существующие на Гранд Централ пути. Также вокзал изобилует различными ресторанчиками и небольшими магазинами, хотя представителей крупных торговых сетей здесь особо не найти — разве что вездесущий «Старбакс».

Особенного внимания заслуживает главный вестибюль вокзала, запечатленный во множестве фильмов. Его размеры более чем внушительны — 84 метра в длину и 38 метров в ширину. Тут же расположены билетные кассы и автоматы, а также информационная стойка со знаменитыми четырехсторонними часами, которые оцениваются в миллионы долларов. Кроме того, из главного вестибюля можно сразу спуститься на станцию метро Grand Central — 42th Street, где останавливаются поезда сразу 7 линий.

Сводчатый потолок вокзала украшен астрономическими и астрологическими рисунками. Он реставрировался в 90-е годы, так как за долгое время потолок успел почернеть от табачного дыма. Фасад вокзала в стиле бозар также великолепен — он украшен прекрасными часами, дорогим стеклом Тиффани и скульптурами древнеримских богов работы Жюля-Феликса Котана. Также частью Гранд Централ является терминал, открывшийся в 1999 году и получивший название Гранд Централ Север (Grand Central North). Благодаря этому на вокзал сегодня можно попасть с 45, 47 и 48 улиц. Входы на Гранд Централ Север открыты с 06:30 до 21:30 по будням и с 09:00 до 21:30 по выходным.

Нынешнее здание Гранд Централ отнюдь не первое, расположенное на этом месте. Оригинальное сооружение, которое носило имя Grand Central Depot, было открыто в далеком 1871 году. Непосредственно на рубеже веков старое здание было снесено, а на его месте с 1903 по 1913 годы строился тот замечательный комплекс, который и сегодня можно видеть на 42 улице. С чем точно можно поздравить Гранд Централ, так это с тем, что его не постигла судьба старой Пенн-стэйшн, снесенной в 60-х годах.

Аренда авто в Нью-Йорке

Поиск автомобиля в прокат

  • Поиск по 221 прокатной компании по всему миру
  • 40 000 пунктов выдачи
  • Простая отмена или изменение вашего бронирования

Leave a Comment