Церковь покрова на филях

Из истории церкви Покрова в Филях

Заложение собора произошло в 1619 году князем Федором Мстиславским, как символ победы над поляками. Тогда была построена деревянная церковь, освященная во имя Пресвятой Богородицы. Позже она отошла дяде юного тогда еще Петра I – Льву Кирилловичу Нарышкину. Так, приход стал частью родового имения Нарышкиных.

Церковь Покрова в Филях

Во время знаменитого Стрелецкого бунта (1682 г.) богатый вельможа горячо молился Христу о спасении, обещая возвести собор, если ему удастся избежать гибели. Так, к 1694-му на месте прежней церкви появилась каменная с двумя храмами: нижний (приходской) – Покровский, и верхний (домовой) – во имя Спаса Нерукотворного. Тогда же на ее территории был разбит парк и назначен первый настоятель – Кузьма Анциферов.

Позже поселок Фили, где был расположен приход, переименовали на Покровское, а вблизи собора выложили шоссе (сейчас улица Б. Филевская). По нему паломники добирались к Звенигородской Саввино-Сторожевской обители.

Первый раз храм пострадал от наполеоновской армии во время набега французов на Москву. После этого Эммануил Дмитриевич Нарышкин, который на тот момент был владельцем, передал его Павлу Григорьевичу Шелапутину. До 1914 года зажиточный промышленник был старостой прихода, вкладывая в него немалые деньги.

Даже после Октябрьской революции церковь не преставала принимать прихожан. Несмотря на то, что верующим постоянно приходилось бороться за ее существование с руководством завода №22, там продолжали проводиться богослужения.

Так, храм действовал до начала XX века, пока летом 1941 года его не закрыли. Чтобы немецкие наводчики не воспользовались высокой постройкой для корректировки своей артиллерии, ее разобрали вплоть до нижнего яруса. Однако эти меры не помогли – церковь все же подверглась авиаударам.

Два года здание использовали как военный госпиталь, а после победы отдали под склад макулатуры. Реставрировать собор начали с 1955 года, завершив последние работы только к 80-м годам XX столетия. После проведения Олимпиады в Москве, приход отошел музею имени Андрея Рублева.

В начале 90-х, по просьбам верующих, Покровский храм возобновил богослужения. Первый молебен состоялся 14 октября 1992 года, однако верхняя церковь продолжала оставаться музеем. Спустя два года приход обрел настоятеля – им стал протоиерей Борис Михайлов. А 28 марта 2000 года был издан указ, согласно которому разрешалось проводить регулярные праздничные службы.

К собору в Филях стекаются паломники со всей России

Сейчас к собору в Филях стекаются паломники со всей России, чтобы поклониться святыням и помолиться. Также на территории прихода действуют:

  • воскресная школа;
  • церковный исторический музей;
  • паломнический центр;
  • молодежная организация «Филевцы».

Прихожане принимают активное участие в социальной деятельности, помогают бедным и нуждающимся, собирают благотворительность на храмовые нужды.

Видео «История церкви Покрова в Филях»

Из этого видео вы узнаете историю церкви Покрова в Филях.

Уникальность архитектурного стиля

Строительство каменной церкви Покрова послужило началу эпохи нарышкинского стиля. Историки до сих пор не могут назвать имя архитектора, воздвигшего храм. Некоторые отстаивают мнение, что автором проекта был сам Нарышкин. Другие называют имя Якова Бухвостова или Петра Потапова.

В пятиярусной центрической архитектуре хорошо прослеживаются элементы стиля раннего московского барокко. Строение имеет пять куполов и ориентировано по сторонам света. Сам собор и звонница образуют одно целое. На среднем ярусе расположены колокола, нижний – соединен аркадами. К главным входам ведут три широких крыльца со ступенями.

Внешне – монументальное строение, внутри оно не отличается большой площадью. Это объясняется тем, что верхняя церковь, в отличие от нижней приходской, была домовой. Два алтаря располагаются друг над другом, а иконостас состоит из девяти ярусов.

Храмовый интерьер принадлежит авторству Карпа Ивановича Золотарева. Он расписал стены храма, жертвенник, сделал иконостас, оформил резьбу. Многие посетители отмечают некоторое сходство лика архидиакона Стефана, изображенного на воротах алтаря, с императором Петром I, который любил посещать собор и подарил ему цветные витражи.

До нашего времени оригинальное убранство не дошло. Причиной тому стало вторжение Наполеоновской армии. В 1812 году здание использовали под конюшни. Только к окончанию XIX века сильно поврежденные фрески были заново отреставрированы современными мастерами. Единственное, что сумело пережить трудную историю – дубовый престол.

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

На первом этаже (подклеть) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В 2017 году храм полностью передан РПЦ.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Храм в 1888 году

Настоятели

  • священник Косьма (1689) — Кузьма Анциферов
  • священник Иоанн (1704) — Иван Александрович Анисимов
  • священник Пётр (1709—1737) — Пётр Родионов
  • священник Георгий (1770—1797) — Егор Егоров
  • священник Иоанн (1704—1721) — Иван Андреев
  • священник Пётр (1742—1745) — Пётр Федоров
  • священник Никифор (1749—1783) — Никифор Галактионов
  • священник Пётр (1799—1811) — Пётр Сергеев
  • священник Григорий (1811—1825) — Григорий Гаврилов
  • священник Алексий (1825—1876) — Алексей Григорьевич Орлов
  • протоиерей Виктор (1876—1910) — Виктор Петрович Гурьев
  • протоиерей Пётр (1910—1918) — Пётр Алексеевич Никольский
  • протоиерей Александр (1916—1923) — Александр Александрович Левитский
  • священник Алексий (1918—после 1925) — Алексей Сергеевич Недумов
  • священник Алексий (после 1925—1937) — Алексей Алексеевич Глаголев (расстрелян на Бутовском полигоне 9. 10. 1937)
  • священник Василий (1935—1941)
  • протоиерей Алексий Павлов (1991—1994)
  • протоиерей Борис Михайлов (1994—2014)
  • иеромонах Александр (Зарубин) (2014-по наст. время)

Храм Покрова в Филях. Надгробная таблица. > См. также

  • Нарышкинский стиль
  • Фили

Церковь Покрова Богоматери в Филях

Этот храм является уникальным памятником архитектуры и ярким образцом зодчества нарышкинского стиля и выдающимся примером декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Церковь имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, и нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм был построен в конце XVII в. (1690-1694 гг.) боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным (родным дядей Петра I) в его подмосковном имении Фили. Его архитектором стал крепостной Яков Бухвостов.
Предание о создании храма связано с событиями Стрелецкого бунта 1682 г., когда после смерти царя Федора Алексеевича решался вопрос о престолонаследии между детьми царя Алексея Михайловича от двух браков. Милославские, родственники первой супруги, стремились оттеснить от престола Нарышкиных. Тогда в числе сторонников царевича Петра от рук стрельцов погибли два старших брата Льва Кирилловича – Иван и Афанасий. Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной на женской половине царского дворца, молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм. Через семь лет он исполнил свое обещание, разобрав в Филях старый деревянный храм и заложив новый каменный. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Автором резного убранства храма был Карп Иванович Золоторёв, известный мастер Оружейной палаты.
Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 г., имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 г. Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме.
Первые сведения о поновлении церкви относятся к 1782 г., когда были произведены довольно значительные работы в интерьере нижнего храма. Работы проводились под наблюдением знаменитого архитектора М.Ф.Казакова.
Филевский храм сильно пострадал в Отечественную войну 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни.
Восстановление храма осуществлялось за счет щедрых жертвователей. Но основные работы были проведены в 1850-1853 гг. на средства приходского старосты купца И.П. Гладилина.
Храм оставался действующим до июля 1941 г. Великая Отечественная война нанесла большой урон его архитектуре. До 1943 г. здесь располагался лазарет, а после, до 1963 г., склад бумажных изделий.
В 1952 г. начались первые восстановительные работы. В 1971 г. храм-памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Основной объем реставрационных работ был завершен к 1980 г.
14 октября 1992 года состоялось первое богослужение(молебен)в нижнем храме, а с 28 марта 2000 г. здесь возобновились регулярные (праздничные) богослужения.
Из первоначального убранства сохранились храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей», а также дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях – памятник культуры и истории конца XVII века. Неаполитанское сияние, кружевная сказка и алмаз в короне русского зодчества. Такими яркими эпитетами вот уже на протяжении трех веков награждают эту уникальную московскую церковь.

Покровский храм называли архитектурным барометром петровской эпохи, с его возведения началась новая эпоха русского зодчества. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко.

Нарышкинский стиль появился в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий – с середины 1680-х годов до указа Петра Первого в 1714 году, когда он запретил каменное строительство.

Нарышкинское барокко — это совершенно новый тип церковного сооружения того времени. Храмы приобретают новый динамичный характер. Главные особенности нарышкинского стиля, в отличие от древнерусской архитектуры, – это появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим четырехлепестковый в плане храм), а также пышное белокаменное убранство, которых не было в предшествующий период. Кроме того, здесь применен архитектурный прием «иже под колокола», то есть ярус звона устроен над помещением храма.

Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Храм возведен дядей Петра Первого Львом Кирилловичем Нарышкиным, поэтому этот стиль назван его именем.

Из истории

В 1520 году земли села Фили были пожалованы князю Федору Михайловичу Мстиславскому, служившему у государя Василия III. Через столетие, в 1619 году при князе Федоре Ивановиче Мстиславском, здесь была построена первая церковь Покрова. Это был деревянный храм, а средства на его возведение были пожертвованы государем Михаилом Федоровичем Романовым.

Посвящение храма Покрову было неслучайно. Появление церкви Покрова в Филях связано с одним из важнейших событий в истории Русского государства. В октябре 1618 года именно на праздник Покрова Пресвятой Богородицы русские войска отбили от стен Белого города в Москве воинские соединения польского королевича Владислава и украинского казачьего гетмана Сагадачьева. Эти события положили конец смуте и разорению государства Российского.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси стали отмечать с середины XII века при благоверном князе Андрее Боголюбском, сыне основателя Москвы князе Долгоруком.

Строительство каменной церкви Покрова в Филях связано с другим историческим событием, теперь уже трагическим.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта юный царевич Петр едва не погиб, а два брата царицы Натальи Нарышкиной (матери Петра) Иван и Афанасий были зверски убиты. Чудом спаслись на женской половине братья Лев Кириллович и Мартемьян Кириллович Нарышкины.

По легенде, в этот трагический час Лев Кириллович молился перед фамильным образом Спаса Нерукотворного и дал обет, что возведет храм в его честь. Когда 11 июня 1689 года он получил в дар имение в Филях, то решил исполнить свое обещание и возвел на месте деревянного храма новую каменную церковь Покрова, состоящую из двух храмов: нижней зимней церкви Покрова Божьей матери и верхнего летнего храма – Спаса Нерукотворного. Вот таким образом, он и название сохранил и свой обет исполнил.

Описание

Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.

Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Ее архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.

В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.

Но известно, что Петр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиренсе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиренсы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.

Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырех лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.

Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.

Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина. Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Петр Первый. Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства.

Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов. Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма). Каждая его икона – это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.

В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.

Храм сильно пострадал во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50-60-е годы XIX века проводилась его реставрация.

>Адрес

Москва, ул. Новозаводская, 6

Ближайшие станции метро — «Фили» и «Шелепиха». От данных станции около 10 минут пешком. Рядом находятся Поклонная гора и Москва-Сити (около получаса пешком), осмотр этих достопримечательностей можно совместить.

>Режим работы церкви Покрова в Филях в 2019 г.

Ежедневно с 8:00 до 19:00.

>Стоимость билетов в церковь Покрова в Филях в 2019 г.

Действующий храм. Вход бесплатный.

>Официальный сайт церкви Покрова в Филях

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Оксана_Лютова Церковь Покрова в Филях. Москва

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. – небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.

В 1616 году был построен храм в честь окончания Смутного времени (Прим: на год ранее войска королевича Владислава, пытавшегося приступом взять Москву, были отбиты. Произошло это в день Покрова (1 октября), так что немудрено, что в Москве появилась не одна новая церковь). До сих пор не установлены корни названия «Фили». Бытует мнение, что произошло оно от реки Хвильки или Фильки, притока Москвы-реки. По другой версии Фили – изменившееся со временем слово «веле» или «поселение» в переводе с языка финно-угорских племён, некогда там обитавших. Какая версия правдоподобней – решать вам.
Первое упоминание о селе связано с фамилией Мстиславских: князь Василий Третий пожаловал эту землю Фёдору Михайловичу в XVI веке. Его сын участвовал в походе на Казань при Иване IV или Грозном, что позволило ему удержать Фили. Однако при Борисе Годунове он и его супруга попали в опалу и были сосланы. Правда село так и осталось родовым владением, перейдя от отца к сыну.

Чуть позже Фёдор Мстиславский возглавил Боярскую Думу, а после падения Василия Шуйского, в «безгосударево время» стал главой Семибоярщины.
В это время в Филях появилась Покровская церковь, пока что деревянная, а так же придел в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 1619.
Зачатьевский придел был построен в связи с бездетностью Фёдора, который страстно желал наследника. Однако до конца жизни детей у него так и не было, и по его кончине вотчина перешла во владение к Ирине, его сестре. Так как она была инокиней, управлял Филями Резанцев. После смерти монахини вотчина перешла в казну, и в ней было заведено дворцовое хозяйство.

Судьбоносным для Филей стал стрелецкий бунт 1682 года. Согласно преданию, Лев Кириллович Нарышкин спасся в чулане с иконой (по другой версии она висела над дверью) Спаса Нерукотворного. В это время он дал обет построить церковь в честь святого, если останется жив. В 1689 году Пётр дарует ему Филёвскую вотчину, где сразу же разворачивается строительство новой церкви. Эта, теперь каменная, церковь становится домовым храмом семьи Нарышкиных. Здесь была устроена одна из первых «регулярных» усадеб в России. Были разбиты парки, фруктовые сады, пруды, построен дворец. Крестьяне были отселены к Можайскому шоссе, где образовалось новое село Фили, а эту местность стали называть Покровское. Точно неизвестны ни дата построения, ни фамилии архитекторов из-за пожара 1712 года, когда был уничтожен весь архив, однако достроена она была до 1694 года (дата выгравирована на церковной лампаде).

Схема усадьбы в Филях: 1 — церковь Покрова в Филях; 2 — место главного дома усадьбы Фили; 3 — место мызы Нарышкиных.
В церкви было два храма: нижний, Покровский — отапливаемый, «домовой» и верхний летний – в честь Спаса Нерукотворного. Само здание вмещает в себя и саму церковь и колокольню.

В годы правления Екатерины Великой церковь Покрова в Филях расписывает Матвей Казаков. Если изначально она была сделана под мрамор, то сейчас она становится сине-голубой, позднее, в XIX веке, – жёлто-красной.
Всё внешнее убранство церкви Покрова в Филях было белокаменным: и наличники на окнах, и колонки на углах, и резные фронтоны. Нижняя часть была окружена открытой галереей (гульбищем), которая охватывала храм с двух сторон. Внутри храма доминировала деревянная резьба – ею был украшен многоярусный иконостас, окна и даже стены. В 1703 г Пётр I привёз для церкви цветные витражи.

1 сентября 1812 года в деревне Фили был собран совет, на котором приняли решение оставить Москву. Позднее часть войск Наполеона прошла через эту местность: на нижнем этаже церкви была устроена конюшня, а на верхнем – портняжную мастерскую. В это время были похищены петровские витражи. Согласно легенде, остальную утварь сумели спасти, создав перед наступлением врага на верхнем этаже тайник.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Филях. Литография. Середина XIX века.
После победы храм был восстановлен и стал одним из мемориалов Отечественной войны. 31 августа здесь совершалась всенощная за павших в сражениях, 1 сентября – литургия. После этого все отправлялись к «кутузовской избе». В 1868 году изба сгорела, но удалось спасти саму скамью, на которой сидел Кутузов. Памятник решили восстановить и в 1887 происходит закладка новой «кутузовской избы». Официально она была приписана как имущество к Покровскому храму, несмотря на то, что Нарышкин отдал это место в подарок городу.

В 1868 году Нарышкин продаёт усадьбу Шелапутину, владельцу крупной фабрики на реке Яузе – и поныне о том напоминает Шелапутинский переулок в Рогожской слободе. У его жены оказались слабые легкие, и она нуждалась в свежем, загородном воздухе. Шелапутин устроил больной супруге в Филях настоящую резиденцию с зимним садом и птицами. 34 года он оставался бессменным старостой Покровского храма, так же он построил три часовни при храме, в деревне – бесплатную амбулаторию и приюты.

Купец-меценат Павел Григорьевич Шелапутин.
В престольный праздник вся его многочисленная семья съезжалась в Фили, и после литургии устраивался праздничный обед. Всем стало лучше при Шелапутине: священникам Покровской церкви он купил новые причтовые дома, крестьянам устроил бесплатную амбулаторию, больным детям – приюты. Притом деятельность его простиралась далеко за пределы Филей: так, профессору И.В. Цветаеву он помогал строить Музей изящных искусств на Волхонке – именно на его средства был устроен зал эллинистической скульптуры. Он же основал Шелапутинское педагогическое училище (Областной педагогический институт им. Крупской), Шелапутинское женское ремесленное (!) училище и знаменитую Шелапутинскую гимназию на Девичьем поле, где несколько лет учился маленький М.А. Шолохов.

Снимок сделан в 1888 году.
Весной 1893 году на даче у Шелапутиных в Филях поселился тяжело больной, нуждавшийся художник А.К. Саврасов: возможно, хозяева приняли его как гостя. Здесь он с натуры написал картину «Распутица»: как считают, вид на ней открывается с той точки, где сейчас находится станция метро «Фили» около храма.

Снимок сделан между 1890-1900 годами.
В том же 1893 году в Покровской церкви справляли новое торжество – 200-летие со дня ее основания. 12 июня 1893 года здесь отслужили панихиду по государям Алексею Михайловичи и Петру I, царице Наталье Кирилловне и храмоздателю Льву Кирилловичу Нарышкину. Шелапутин устроил не только соответствующий прием высокого духовенства и важных гостей, но и настоящий праздник всем Филям: церковь была красиво иллюминирована, местным крестьянам выданы подарки, гостинцы и даже книжки об истории их приходского храма.

Снимок сделан между 1900-1910 годами
В 1914 году Шелапутин скончался, и его отпевали в Покровской церкви.

Впереди были самые роковые годы.

После революции храм постигла драматическая судьба. Он очень долго оставался действующим, ибо находился за городской чертой – Фили вошли в границу города только в 1935 году. К тому же многочисленное местное население все более нуждалось в храме, когда закрывали и сносили другие в округе. В мае 1922 года храм был ограблен в связи с изъятием ценностей и, вероятно, именно тогда пропала его главная святыня – образ Спаса Нерукотворного. Есть и другая версия, что в 1922 году был только снят серебряный оклад с драгоценными камнями, а сам образ оставался в храме вплоть до его закрытия в 1941 году и потом был похищен.
Церковь устояла чудом. Довоенные страницы ее истории – это долгая борьба за жизнь с заводом № 22, неоднократно покушавшимся на храм, стоявший близ его территории. Руководство завода и весь пролетарский коллектив требовали сноса храма, чтобы непременно на его месте построить универсальный магазин как жизненно необходимый рабочему поселку, иначе ходить далеко. Верующие, прихожане и вся культурная общественность, как могли, отстаивали этот храм перед городскими властями разных уровней, и те неоднократно отказывали заводу № 22 ввиду большого прихода и особой ценности храма. Завод не сдавался и потребовал в таком случае закрыть храм и устроить в нем рабочий клуб: в нижней части – аудиторию с буфетом и гардеробом, а в верхней – читальню с комнатой отдыха; требовал он и «очистки» стен от «образов и лепки». Был предложен и другой вариант: открыть в помещении нижнего храма «дом учебы», а в верхнем – антирелигиозный музей. Что угодно, лишь бы церковь закрыть. Умело апеллировали к главному фактору: у рабочих маленькие дети, которые каждый день видят перед глазами православный храм, да еще и бегают в него вместо уроков. Битва кончилась победой сторонников сохранения храма после обращения во ВЦИК. Власти приняли решение храм не закрывать и оставить в пользовании общины из-за многочисленности прихода.

Глядя на эту красоту, трудно поверить, что еще в начале 1950-х годов храм стоял полуразрушенным и изуродованным. Храм закрыли только в июле 1941 года. В целях маскировки от авианалетов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него. После войны местные прихожане просили об открытии храма, но уже безуспешно. После двух реставраций в нем было решено устроить филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который в те же годы открылся в Спасо-Андрониковом монастыре. В нижнем храме полностью восстановили интерьер в стиле XIX века. А в верхнем, на редкость хорошо сохранившемся, новые детали специально не покрывали позолотой, чтобы их можно было отличить от подлинных: интерьер, вплоть до древнейшего дубового пола, уцелел таким, каким его видел Петр I. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

Интерьер верхнего храма Спаса Нерукотворного

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас

Фрагмент росписи свода верхнего храма Спаса Нерукотворного


Музей в верхнем храме сохраняется и сейчас. В конце 1990 года по ходатайству патриарха Алексия II церковь вернули верующим, но только нижний Покровский храм, который не представляет особой художественной ценности. Там сейчас по праздникам и выходным совершаются богослужения. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника, ведь храм Покрова в Филях внесен ЮНЕСКО в перечень «Сокровищ мира».

Споры между музеем и церковью продолжаются до сих пор. Сотрудники музея считают, что только квалифицированный уход за уникальным памятником может позволить сохранить его в целости. Богослужения проводятся по согласованию с музеем в нижнем храме.
Но если не знать ничего о внутренних распрях, а просто подойти по Б.Филевской или Новозаводской улице к перекрестку, то можно только восхититься легким, изящным и в то же время огромным красивым зданием – известным храмом Покрова в Филях.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061013172902.htm
http://www.hramy.ru/of_filipokr.htm
http://genefis-gbr.ru/view.php?id=84
фото из инета

>Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

История храма

Первый, деревянный храм Покрова в Филях был построен в 1619 году. Его возвели в честь победы русских войск над польским королевичем Владиславом и украинским гетманом Сагайдачным. Это событие произошло 1 октября 1618 года, в праздник Покрова Богородицы, что и дало посвящение храму.

Позже село Фили было отдано во владение Льву Кирилловичу Нарышкину — крупному вельможе, дяде царя Петра I. Ему чудом удалось спастись во время Стрелецкого бунта 1682 года. Спрятанный своей сестрой, царицей Натальей Кирилловной, на женской половине дворца, Лев Нарышкин молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет построить храм в случае избавления от смерти. Лев Кириллович сдержал слово. В 1690 году было начато строительство каменного храма на месте деревянного, продлившееся до 1694 года. Внутри церкви было устроено два храма: нижний, зимний, сохранил прежнее посвящение ‒ Покрову Богородицы, а верхний, летний, был освящен в честь образа Спаса. Стоит отметить, что храм располагался на территории личной усадьбы Нарышкиных и был их домовым храмом. В окрестностях храма разбили регулярный парк.

Необычный облик

Удивительно, но именно Церковь Покрова – единственное, что сохранилось от усадьбы Нарышкиных до наших дней. Она поразительно похожа на церковь Знамения на Шереметьевом дворе, которая находится в центре столицы (Романов переулок, д. 2, стр. 8). В этом районе тоже когда-то были владения Льва Нарышкина. Специалисты полагают, что эти два храма были созданы одним и тем же зодчим. Храм Покрова в Филях обладает необычными архитектурными формами. В плане здание храма – четырехлистник с тремя фигурными лестницами по сторонам. Кроме того, церковь относится к типу «иже под колоколы» ‒ когда колокольня размещается внутри церкви. Колокола висят в верхнем ярусе церкви. Храм в Филях имеет пять глав, хотя в силуэте доминирует центральный купол.

Интересно расположение глав – строго по сторонам света. Традиционно на Руси купола, наоборот, были расположены по диагоналям от сторон света – по углам перекрытий кровли. Эта и некоторые другие особенности говорят об украинском влиянии на архитектуру церкви. Зато красный кирпич и обильный белый декор свидетельствуют о том, что храм построен в стиле московского барокко. Его также называют нарышкинским барокко, поскольку многие храмы этого стиля были заказаны архитекторам представителям богатого рода Нарышкиных. Филевская церковь не исключение.

Снаружи церковь выглядит нарядно и празднично. Убранство интерьеров изначально было под стать внешнему виду. Верхний храм сохранил его практически полностью. Здесь можно увидеть золоченый резной алтарь, клирос и царскую ложу. Иконы писали мастера Оружейной палаты в Кремле. Из первоначального иконостаса XVII ‒ XVIII вв., выполненного К. Золотаревым, сохранились главная храмовая икона, «Покров Богородицы», и икона «Трех радостей». Интерьер нижнего храма сохранился хуже, поскольку сильно пострадал во время пребывания французской армии в Москве в 1812 г.

Четыреста червонцев, как говорят, пожертвовал на украшение храма еще царь Петр I. После победы в Нарве царь привез в подарок своему дяде Льву цветные витражи для его церкви. Лев Кириллович отблагодарил племянника по-своему: западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной, атрибутами императорской власти, а в лике архидиакона Стефана, запечатленного на вратах жертвенника, некоторым исследователям видятся черты молодого Петра I.

Leave a Comment