Туннели Кучи Вьетнам

Туннели Ку Чи, как туристический объект, находятся в пригородном районе известного во всем мире Сайгона, но то, что показывают туристам лишь малая часть потрясающего воображение военного объекта, построенного в годы американской экспансии бойцами вьетнамского сопротивления.

Туннели Ку Чи — Тоннели Кути

Подземные убежища, лабиринты которого протянулись от камбоджийской границы до Сайгона, начали строиться ещё в 50-х годах, когда народ Вьетнама оказывал сопротивление французским колонизаторам. Но во время вторжения американских войск на территорию Вьетнама жители деревень вырыли свою часть подземного убежища и в итоге вырытые на глубине проходы, объединились в одну грандиозную подземную сеть, которая стала базой Национального фронта освобождения вьетнамской земли от американского агрессора. Истинная протяжённость туннелей не афишируется, по одним данным туннели тянутся под землёй на 187 километров, по другим – на 300. Точно известно только то, что в подземных лабиринтах скрывалось со своими семьями более восемнадцати тысяч партизан и то, что район, названный вьетнамцами «Железный треугольник», строился пятнадцать лет, можно сказать, допотопными средствами под самым носом не особенно расторопной американской пехоты.

Работоспособность вьетнамцев способна поразить даже построивших Беломорканал россиян: без техники, мотыгами и лопатками переработать десятки тонн глины, уничтожить все следы своей работы и вырыть сотни километров туннелей способна далеко не каждая нация.

Устройство туннелей Ку Чи

Туннели имеют главную ось, от которой отходит система запутанных ответвлений, соединённая с входами в другие, параллельные туннели и подземными укрытиями. Ширина проходов очень мала, максимальная ширина которых составляет всего один метр, высота тоже способна пропустить человека только компактного телосложения – 90 сантиметров. Над головой проложена четырёхметровая кирпичная кладка способная выдержать вес 50-тонного танка и разрывы маломощных бомб и лёгких орудий.

Подземная система имеет несколько «этажей», с бесчисленными входами, коридорами и выходами. В туннелях Ку Чи планировались диверсии, разведка и разрабатывалась тактика боевых действий. Именно через туннели бойцы сопротивления доставляли из Камбоджи оружие, снаряжение и боеприпасы. Здесь располагались жилые помещения, склады боеприпасов и еды, госпитали, командные центры, оружейные мастерские и даже клубы с кинозалами. Интересно устройство подземных кухонь, воздуховоды которых на поверхности были замаскированы под муравейники, дым фильтровался специальными приспособлениями, сделанными из пальмовых листьев.

Немного истории

В 1965 году американская пехотная дивизия была размещена около деревни Ку Чи. В задачи дивизии входило полное подавление сил сопротивления и получение контроля над югом Вьетнама. Но американский лагерь, несмотря на добротную охрану своего периметра, начал нести пускай и незначительные, но потери, в основном в составе офицеров. Американцы решили не особенно себя утруждать разведывательными действиями и просто провести зачистку территории. Уничтожались поселения, источники пищи и воды, бульдозерами сносились джунгли и активно использовался напалм. Но такие варварские методы не дали американской пехоте желаемых результатов, раскрыть тайну подземных туннелей Ку Чи им помог случай – американская база расположилась точно над партизанским городом. Началась бомбардировка земли, под поверхностью которой находились туннели. Но подземная конструкция выдерживала и стокилограммовые бомбы, а от высокотоксичного диоксина в основном пострадали джунгли, которые до сих пор печальными останками напоминают о той войне, ведь сложная система туннелей была оборудована герметичными люками и водяными пробками. Использование напалма тоже не дало результатов, высокая температуры напалма, вступив во взаимодействие с влажным воздухом тропиков, привела к образованию ливневых облаков и дожди благополучно погасили все пожары.

Тогда американское командование приказало зачистить туннели Ку Чи пехотой, но и тут их ждала неудача, так как откормленные пехотинцы не могли протиснуться в компактные входы, которые даже обнаружить было непростой задачей, так как они были замаскированы. Даже специально созданное подразделение, в которое отбирались определённого телосложения бойцы, не привело американцев к победе над партизанами. Бойцы сопротивления встретили американских «туннельных крыс» с «распростёртыми» объятиями, устроив им настоящий квест-боевик, где щуплых американцев поджидали засады и ловушки, на которые вьетнамский народ большой выдумщик! Из подземелья живыми из когда-то непобедимого элитного отряда выбрались лишь единицы. Собак, вьетнамские партизаны сбивали с толку различными хитроумными способами и после того, как в туннелях погибло очень много овчарок, дрессировщики отказались предоставлять для подземных операций своих животных.

Когда американцы прибегли к ковровым бомбардировкам подземный город подвергся большим разрушениям, но, к счастью, это уже был финал войны, вскоре США вывело свои войска с территории Вьетнама. Шесть тысяч оставшихся в живых бойцов сопротивления праздновали победу.

Что показывают туристам

Туристам в туннелях Ку Чи показывают только малую, можно смело утверждать, что ничтожную часть запутанной многокилометровой подземной сети. Информация о туннелях на всякий «пожарный» тщательно скрывается. Тот участок туннелей, который открыт для туристов был подвергнут перепланировке, например, расширили проходы и люки, так как опыт показал, что многие туристы в туннели не смогут попасть вследствие своей упитанности. Людям с клаустрофобией посещение туннелей Ку Чи настоятельно не рекомендуется, поскольку придётся ползти за гидом по тесным проходам в кромешной темноте, когда ориентация в пространстве полностью пропадает.

В Хошимине туристические агентства предлагают туры для осмотра Ку Чи. Тур длиться полдня и его стоимость составляет от 20 до 30 долларов. В экскурсию входит просмотр снятого партизанами фильма. Кинолента идёт на английском языке. Также в ходе осмотра туннелей Ку Чи, туристам предлагается отыскать вход в подземелье, спрятанный в джунглях. Найти люк никому не удаётся, хотя он спрятан прямо под ногами экскурсантов.

Рядом с туннелями стоят небольшие магазинчики, в которых можно купить сувениры и мороженое. Есть здесь и тир, где туристы имеют возможность произвести стрельбу из МК-16 и АК-47.

Тоннели Кучи во Вьетнаме

Тоннели Кучи (Địa đạo Củ Chi) во Вьетнаме — это разветвленная и длинная система узких тоннелей неподалеку от города Хошимина во Вьетнаме. Она использовалась Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) в период так называемой Вьетнамской войны и сыграли важную роль в победе над армией США. Неподалеку находился район наибольшей активности партизан, названный американцами «Железным треугольником».
В России такие тоннели скорее назвали бы подземными ходами потому что в нашем представлении тоннели — это большие по высоте и ширине пути в горе или под землей.

Карта тоннелей Кучи для туристов

Значительная часть партизанских тоннелей была разрушена бомбами еще в период войны. Оставшиеся вероятно были законсервированы после войны. Еще одна, малая часть, в наши дни существует как туристический объект (смотри ниже на этой странице).
Информация ниже подготовлена на основе анализа различных открытых источников, в основном, американских и вьетнамских.

Внутри одного из тоннелей в Кучи

Манекен, изображающий отдыхающего бойца НФОЮВ

История создания

Тоннели Кучи вьетнамские партизаны и подпольщики (тогда они назвались Вьетминь) начали копать еще в конце 1940-х годов 20-го века, во время Первой Индокитайской войны против французов. Плотная суглинистая почва хорошо подходила для этих сооружений.
Первые тоннели были примитивными подземными секциями. Они использовались для хранения документов и оружия, а также в качестве убежища во время зачисток территории французской армией. На поверхность выходило лишь одно отверстие, которое было и входом-выходом и единственной вентиляцией убежища. Днём партизаны отсиживались там, а вечером выходили для проведения вылазок. Огромным недостатком секции было наличие одного входа — выхода. Когда его обнаруживали, не было возможности уйти не замеченными ввиду отсутствия других входов.

Францию в конце 50-х годов во Вьетнаме начали замещать США. Когда началось крупное восстание, организованное НФОЮВ в 1960 г., то старые туннели Вьетминя были восстановлены. Одновременно стали рыть новые, превращая их в систему со множеством секретных входов-выходов. Число строителей росло с каждым днём. Работали все, включая женщин, стариков, детей. Это была тяжёлая физическая работа, всё делалось вручную. Использовались только ножи и бамбуковые корзины для выноса земли. Существовали дневные нормативы проходки.

Землю выносили подальше от строительства, заваливая ею воронки от взрывов, высыпая на рисовые поля или создавая лже-термитники. Методом проб и ошибок, партизаны разработали простые, но эффективные методы защиты туннелей, в результате чего они стали трудными для обнаружения или уничтожения.

Чтобы устранить угрозу, исходящую из «Железного треугольника», американцы создали большую базу в районе Кучи. Неосознанно они построили ее прямо над центром сети тоннелей. 25-й дивизии США потребовались месяцы, чтобы понять, почему бойцы Вьетконга в них стреляют ночью в их же палатках, а затем бесследно исчезают без следа.

Технические данные

Cеть тоннелей Кучи тянулась на сотни километров от окраины Сайгона (ныне город Хошимин) до границы с Камбоджей. Цифры по общей длине называются разные: от 100 до 250 км. Тоннели имели выходы во многих населенных пунктах этого региона, в кварталах Сайгона и в стратегических точках. Главный ход связывал пять деревень на севере. Он имел множество разветвлённых ходов со скрытыми подводными входами из реки Сайгон. Через них партизаны могли отступить на свою базу Бинь Кат за рекой.

Тоннели находятся на трех уровнях ниже поверхности земли: на 6, 8 и 10 метрах. Высота коридоров составляла примерно 80 см, а ширина 50 см. Они имели арочную форму.Служебные и жилые помещения были просторнее. В них для укрепления стен и потолков применяли стволы деревьев и бамбука, а также бетон.
Пересечения коридоров имели специальную предохранительную заглушку. Они предотвращали проникновение газа или закачку воды противником. Также, некоторые из них были противопожарными.
Стены некоторых помещений покрыты водостойкой штукатуркой. Главный ход был сделан из кирпичной клади, что позволяло ему выдерживать бомбардировки.

Входные люки на поверхности земли имели размеры 30 см на 40 см. Крышки для них изготавливались из кусков дерева толщиной 10 см.

Они закрывались дерном и засыпались листьями. Существовали и подводные входы с реки Сайгон. Входы в деревнях были в самых неожиданных местах, например, в хижине под большой емкостью для приготовления пищи или в загоне для свиней под слоем навоза.

Тоннели Кучи могли вмещать до 10 тысяч человек. Кроме бойцов в них жил обслуживающий персонал и даже дети, которых воевавшим родителям не было возможности пристроить где-то еще. Были кухни, госпитали и даже театр. Все эти подразделения конечно занимали небольшое пространство, если сравнивать с обычными, наземными.
Вьетнамские партизаны жили в тоннелях в чрезвычайно трудных условиях и несли огромные боевые и небоевые потери. В помещениях водились муравьи, ядовитые многоножки, скорпионы, пауки, паразиты и летучие мыши. Малярия была второй причиной смертей после боевых действий. Только около 6000 из 16000 человек, воевавших в тоннелях, пережили войну. Кроме того, были убиты бесчисленные тысячи гражданских жителей района и многие родственники партизан.

Электроснабжение осуществлялось от электрогенераторов с приводом от велосипеда, стоящего на месте в генераторной. Для освещения и связи также применялись аккумуляторы и батарейки.
Вентиляция была естественной. Вода бралась из подземных колодцев и, реже, с поверхности. Свежие продукты поставляло местное население, консервы поступали по тропе Хошимина с Севера.

В систему туннелей входили и широкие крытые траншеи. В одних отдыхали бойцы после боя, в других были цеха для разрезки неразорвавшихся бомб с целью из них взрывчатого вещества.

Средства маскировки позволяли этой огромной подземной системе существовать скрытно даже рядом с противником. Дым из кухонь выходил по дымовым каналам, а на поверхности рассеивался так, чтобы не поднимался вертикально верх. Места выходов вентиляционных каналов наружу были замаскированы под муравейники, пни и другие предметы джунглей.

Смертельные ловушки для противника были как внутри тоннелей, так и на поверхности земли. В них устанавливались острые железные пруты, на которые падали вражеские солдаты. Пруты закреплялись на неподвижных и на вращающихся досках. Входы и выходы минировались.

Использование во время войны

Тоннели Кучи использовались солдатами Вьетконга в качестве укрытий во время боя и для организации внезапных атак и отступления. Самой масштабной операцией было наступление во время вьетнамского Нового года Тет в 1968 г. Тогда бойцы Вьетконга осаждали уже американское посольство в центре Сайгона. Они проникали по ходам на окраины города.

Американцы проводили несколько крупных операций по поиску и уничтожению тоннельной системы. Наиболее важными были «Кримп» (Crimp) и «Сидар Фоллз» (Cedar Falls).
Операция «Кримп» проводилась в январе 1966 г. Бомбардировщики B-52 сбросили 30-тонные бомбы на район Кучи, превратив пышные джунгли в пустыню. Операция не принесла успеха. Также применялись такие приемы как закачка воды, вбрасывание газовых гранат, горячей смолы. Эти приемы тоже оказались малоэффективными.
Более успешными оказались австралийцы. Их инженерные специалисты из частей под командованием капитана Макгрегора пробыли в туннелях в течение четырех дней. Там они находили боеприпасы, радиооборудование, предметы медицинского назначения и продукты питания. На международной пресс-конференции в Сайгоне вскоре после операции «Кримп» Макгрегор назвал своих людей «тоннельными хорьками». Американский журналист, никогда не слышавший о хорьках, использовал взамен термин «тоннельные крысы», который и прижился.
После этого американцы начали подготовку своей элитной группы добровольцев. Подбирали их по совокупности физических и моральных данных: худощавых, малорослых, выносливых, стойких.

Подземная война. Туннели Ку Чи.

Эти специалисты путешествовали по тоннелям очень медленно, тщательно их изучая.

Все эти усилия оказались недостаточными. В январе 1967 г. генерал Уэстморленд попытался начать более крупное наступление на Кучи. Это была операция «Сидер Фоллз». В ней «тоннельные крысы» 5-го пехотного полка 25-й пехотной дивизии наткнулись на штаб-квартиру Кучи. В ней было много документов Вьетконга: карты баз США, отчеты о движении НФОЮВ из Камбоджи во Вьетнам, списки политических сочувствующих и даже планы неудачной попытки убийства министра обороны США Макнамары во время его пребывания в Южном Вьетнаме.

К 1969 году B-52 были освобождены от бомбардировок Северного Вьетнама и начали ковровые бомбардировки Кучи и остальную часть «Железного треугольника». В конечном счете, это оказалось успешным для американцев. К концу войны значительная часть тоннелей была уничтожена бомбами.

Кучи как туристический объект

Сегодня Кучи — это одна из самых знаковых достопримечательностей Хошимина. Туристы посещают два места, в которых имеются экспозиции и тоннели для посещения. Это Бен Зыок (Bến Duoc) и Бен Динь (Bến Đình). У них разные входные билеты и свои преимущества. Вьетнамские туристы обычно выбирают Бен Зыок.
Экскурсии отправляются из г. Хошимина в 8.00 — 8.30 по местному времени. Большинство из них рассчитаны на полдня (около 5 часов). С 12.00 до 13.00 у гидов обеденное время.

Бен Зыок находится в 70-ти км от г. Хошимина. Это основное туристическое место, посвященное Кучи. Оно солиднее, чем Бен Динь. Здесь находится мемориальный комплекс с музеем и другими объектами. Здешние тоннели дают больше впечатлений, чем в Бен Динь.
Перед тем, как войти в билетную дверь прямо у края леса, посетители видят выставку оружия, применявшемся США, и партизанского оружия. До момента входа в тоннели посетителям предлагается короткий фильм о них чтобы они поняли, как работает тоннельная система. Затем туристы отправляются в настоящий тоннель с экспозициями такими как: работа руководителей партийного комитета и военного командования, госпиталь, усиленное укрытие, продовольственные и оружейные бункеры, вентиляционные отверстия, боевые колодцы, колодцы для воды, печь. Посетители отведают блюда, приготовленные на специальной партизанской печи: рис на пару, маринованный салат из маниоки. Работает платное стрельбище. Также проводятся пейнтбольные сражения. На берегу реки Сайгон работает ресторан.

Бен Динь находится в 50-ти км от г. Хошимина. Экскурсия в нее подходит для туристов с напряженной по времени поездке во Вьетнам. Это тоже часть системы тоннелей Кучи. До момента входа в тоннели посетителям предлагается короткий фильм. На территории аттракциона есть платное стрельбище.

Как добираться?

Городок Кучи находится к северо-западу от г. Хошимина. Если приобрести пакетную экскурсию в местной турфирме, то она доставит на объект на своем автобусе.

Можно доехать и самостоятельно, наняв мотобайк или такси, но это не рекомендуемый способ. Все равно, в Кучи придется нанимать гида, без него в тоннели не пускают. Поэтому в целом, индивидуальная поездка с экскурсией обойдется дороже, чем коллективная. Кроме того, рейсовые автобусы часто останавливаются и бывают переполненными.

Можно доехать и самостоятельно, наняв мотобайк или такси, но это не рекомендуемый способ. Все равно, в Кучи придется нанимать гида, без него в тоннели не пускают. Поэтому в целом, индивидуальная поездка с экскурсией обойдется дороже, чем коллективная. Кроме того, рейсовые автобусы часто останавливаются и бывают переполненными.

Если отправляться индивидуально, то помимо аренды мотобайка или авто можно воспользоваться городским автобусом. Маршруты изредка меняют нумерацию. Поэтому лучше всего уточнить их на какой-нибудь автостанции в г. Хошимине, например, на расположенной около района Фам Нгу Лао. Большинство иностранных туристов отправляются именно от нее. В Бен Динь придется ехать с одной пересадкой, а в Бен Зыок с двумя. Общее время в пути составит примерно 2,5 часа.

Такую самостоятельную поездку надо хорошо рассчитать по времени. Отправляться придется рано утром чтобы успеть добраться до тоннелей, осмотреть их и успеть вернуться в свой отель в г. Хошимине.

Есть еще и водный путь по реке Сайгон. Этот способ предлагает несколько туристических фирм в г. Хошимине. Он подходит тем туристам, которым кроме прочего, интересна прогулка по реке. В этом туре катер отходит из г. Хошимина в 7.30, то есть раньше, чем автобусы.

Тайна вьетконга, подземные партизаны

Туннели Ку-Чи

Как вьетнамские партизаны потрошили американских тоннельных крыс

17272

Небольшой урок истории. Сегодня вы узнаете много интересной информации, которую в русских школах особо не преподают, зато любой американец может вам много рассказать о прелестях войны во Вьетнаме. Одной из главных головных болей для пиндосов были партизаны Ку Чи, которые организовывали подземные штабы. В армии США даже был сформирована особая группа, которая получила название "Тоннельные крысы", и приходилось им очень жестко.

Глубоко в черной-черной норе сидит черный-черный (от пыли) «чарли» и ждет свою жертву!

Примерно такие легенды ходили в американских войсках, когда они были во Вьетнаме…

В 1965 году 25-я пехотная дивизия США была размещена близ деревни Ку Чи под Сайгоном. Там располагался основной очаг партизанского сопротивления в Южном Вьетнаме, основная база коммунистического Севера. США планировали оперативно подавить сопротивление, тем самым обрести окончательный контроль над южной частью Вьетнама и продемонстрировать коммунистам кузькину мать.

Но почти сразу же в американском лагере начали происходить странные, мистические вещи. Несмотря на усиленную охрану периметра, по ночам в палатках раздавались выстрелы, а наутро в них находили убитых офицеров. В кустах прямо в центре лагеря мелькали ирреальные тени, которые совершали вполне реальные выстрелы и пропадали неизвестно куда.

Американцы до предела усилили охрану и начали масштабную операцию по зачистке окрестностей. Тысячи солдат сносили джунгли бульдозерами и «прочищали» местность напалмом, уничтожая все поселения, а также источники воды и пищи.

Призраки продолжали атаку.

Понадобилось месяца четыре, чтобы разгадать тайну: по случайному стечению обстоятельств база 25-й дивизии расположилась точно над подземным партизанским городом! Это была сеть тоннелей общей протяженностью более 250 километров, которую выкопали в глинистой, идеально подходящей для этого земле Ку Чи еще в начале XX века, во время французской оккупации.

Однако американцы недолго радовались своему открытию. Да, они обнаружили «норы» (точнее, в тот момент американское командование только начало догадываться об их наличии, даже близко не представляя масштабов тоннельной системы), но как с ними бороться?

Спускаться внутрь? Для этой цели завели специально тренированное подразделение «тоннельных крыс» – щуплых безбашенных солдат, оснащенных налобными фонарями, проволочными телефонами, пистолетами с лазерными прицелами…


Боец в противогазе спускается в туннель.


Снаряжение "Туннельной крысы". Старались брать по минимуму, в туннелях особо не развернешься.


Эмблема подразделения

Вьетконг встретил «крыс» с распростертыми объятиями и приготовил им такой подземный квест, состоявший из ловушек и засад, что выбраться из-под вьетнамской земли живьем удавалось лишь половине из тех, кто спускался в «норы».

Тем временем в тоннелях шла полноценная жизнь: там работали госпитали, кинозалы, столовые. Там рождались дети. В тоннелях проводились тактические совещания, оттуда велась разведка и планировались диверсии в Сайгоне и по всему Югу.

Уничтожить Ку Чи американцам удалось только в конце 60-х. На регион обрушились ковровые бомбардировки B-52, против которых партизаны оказались бессильны: снаряды оставляли воронки глубиной до 20 метров, тогда как система тоннелей чаще всего уходила под землю не более чем на пять метров. Однако это уже был финальный аккорд войны.

Изможденные американцы, которых ослабляли внутренние антимилитаристские настроения и осуждение мировой общественности, вынуждены были вывести войска. Разрушенный, но несдавшийся подземный город, в котором выжило приблизительно 6 тысяч человек из 16 тысяч, праздновал победу.

В городе Хошимин (бывший Сайгон) любой таксист за 20 долларов отвезет посмотреть якобы на то, что осталось от Ку Чи. Только, скорее всего, это будет специально вырытый для туристов аттракцион.

А реальные тоннели (точнее, то, что от них осталось) лежат в стороне от туристских маршрутов. Над ними давно выросли джунгли, по соседству отстроили деревни, и местные мальчишки ходят в них играть в партизан. С одной стороны, невинная забава, а с другой… Мало ли что?

ГлавнаяЧтивоКак вьетнамские партизаны потрошили американских тоннельных крыс

Leave a Comment