У чего нет тени?

Загадочная тень

О ее мистических свойствах писали поэты и писатели. Над ее сущностью ломали голову европейские чернокнижники, даосские монахи и жрецы африканских племен.

Ее использовали в обрядах маги и чародеи про­шлого и настоящего. Да, речь именно о ней — о человеческой тени.

Загадочная тень — она влечет и пугает одновременно…

КАКОВА СУЩНОСТЬ ТЕНИ?

На неискушенный взгляд может пока­заться, что тень — это обычное физическое явление: тень отбрасывают любые объ­екты при определенном освещении. Но не стоит так легкомысленно относиться к этому якобы «объяснимому» феномену — на самом деле с тенью все обстоит не так просто.

Издревле люди верили, что их тени обе­спечивают связь с потусторонним миром. Пока человек жив — он отбрасывает тень, если же он под воздействием каких-то ма­гических обрядов переходит из разряда живых в «армию» нежити — его тень исче­зает. Именно на этом веровании базируется постулат, что у вампиров нет тени, и по этому признаку их легко можно отличить от обычных людей.

Африканские колдуны и алеутские ша­маны считали, что на свете существуют так называемые «одинокие» тени, не имею­щие хозяина. Они появляются, когда че­ловек очень быстро, внезапно уходит из жизни, не успевая порвать связь с тенью. Такие тени бродят по свету и ищут новых владельцев. Когда хозяин найден (как считают маги, обычно это люди с сильной отрицательной энергетикой), у тени две возможности: либо убить тень-соперницу, либо договориться — в этом случае у чело­века становится две тени.

МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТЕНИ

Веками накопленный опыт изучения тени вылился в особое эзотерическое на­правление — теневую магию. Этот раздел известен очень немногим, но истинные знатоки магии теней способны буквально творить чудеса: с помощью воздействия на тень человека можно подчинить своей воле, вылечить от болезни, приворожить и створожить, предсказать его будущее и т.д.

Люди, даже не слышавшие о подобном магическом направлении, интуитивно чувствуют особую природу тени, поэтому многие очень боятся, когда на их тень на­ступают, когда тень падает на неприятный предмет или неприятного человека или, наоборот, тень врага или недруга падает на них.

Частично из-за этих ощущений, ча­стично благодаря «просачивающимся» из магического мира сведениям, появились особые правила обращения с тенью, при­званные обезопасить человека от злых колдунов и потусторонних сил, исполь­зующих его тень.

По возможности не допускайте, чтобы по Вашей тени кто-то ходил. Если по каким-то причинам Вы вынуждены стоять на одном месте и видите, что какой-то че­ловек встал прямо на Вашу тень, постарай­тесь изменить положение тела так, чтобы «увести» тень в другую сторону.

Если Вы находитесь в каком-то неблагоприятном месте (на свалке, в гряз­ном районе, на месте преступления или дорожно-транспортного происшествия), постарайтесь, чтобы Ваша тень надолго не задерживалась на битых стеклах, сломан­ных предметах, следах крови.

Не зря, когда в доме кто-то умирает, все зеркальные поверхности закры­вают полотном — чтобы душа умершего не заблудилась в Зазеркалье, а попала туда, куда ей и надлежит. Но не все знают, что если покойный находится в доме, нельзя, чтобы тень мертвого человека или тень от гроба падала на кровать, где кто-то спит, или на детскую колыбельку.

Лучше по­стараться сделать так, чтобы под тенью оказались иконы, которые нейтрализуют отрицательную энергетику мертвой тени.

Нельзя позволять, чтобы Вашу тень обводили мелом, обкладывали какими-то предметами, закрашивали кра­ской. Те, кто допускает такие действия со своей тенью даже в шутку, рискуют полу­чить неприятности. У тени есть своя, если можно так выразиться, «душа», и ей очень неприятно, когда над ней смеются.

В ясные солнечные летние дни, когда тени наиболее ярко и четко видны, люди, обладающие особенно острым зре­нием, могут заметить, что некоторые от­брасывают как бы двойную тень. При этом одна тень четкая и плотная, а вторая — бо­лее блеклая, «призрачная». От подобных людей следует держаться подальше, пото­му что это те, кто либо стал новым хозяи­ном «одинокой» тени, либо подчинил себе с помощью черных магических ритуалов тень и душу другого человека.

СВИДАНИЕ С СОБСТВЕННОЙ ТЕНЬЮ

Тень может помочь Вам обострить ин­туицию, развить дар предвидения, иногда даже открыть «третий глаз». Для этого про­водится особый обряд по слиянию с те­нью. Встаньте прямо, спиной к источнику света, с прижатыми к телу руками, так, что­бы Ваша тень лежала на полу прямо перед Вами. Закройте глаза и сначала медленно встаньте на колени, а потом ложитесь на тень. Голову при этом поверните вправо. Вы можете почувствовать легкое покалы­вание в пальцах рук и ног — это значит, что тень «приняла» Вас.

Но даже если ничего не почувствуете, все равно полежите в та­ком положении, не думая ни о чем, ведя в голове устный счет в произвольном тем­пе. На счете «тысяча» можно открывать глаза и вставать. Повторять обряд следу­ет не чаще двух раз в месяц. Возможно, Вы не станете новым Нострадамусом, но начнете лучше разбираться в жизни, а уж предчувствовать какие-то события будете наверняка!

Работа с Теневыми аспектами личности.Ч.2. «Обратная сторона Луны…»

Единственное, что отделяет вас от самих себя, — это вы. Каждый раз, когда вы отчуждаетесь от своей сущности, вы переживаете маленькую смерть… (Барбара Энн Бреннан)

«Тень»

Понятие «Тень» в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом). Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени).

Т.е. само наличие Тени делает нас:

— живыми…

— людьми…

В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни. Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище…только в разных пропорциях)…

«Тень — это то, чем человек не хотел бы быть»…(Юнг)

Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах (агрессия, высокомерие, трусость, пассивность, легкомыслие, жадность и т. д.)…

«Тень — это тёмный брат сознания. Это Каин, Калибан, монстр Франкенштейна. Это Вергилий, ставший проводником Данте в аду; друг Гильгамеша, Энкиду; враг Фродо, Голлум. Это Серый Брат в «Маугли»; оборотень; волк, медведь, тигр в тысяче народных сказок; это змий, Люцифер. Тень стоит на пороге меж сознанием и подсознанием и встречается нам в сновидениях в образе сестры, брата, друга, зверя, чудовища, провожатого. Она — всё, чего мы не хотим и не можем впустить в своё осознанное «я»..» (У.Ле Гуин).

Но именно потому, что эти части скрыты от человека или не признаются им, они часто управляют человеком, особенно в сложных ситуациях.

«В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. Если Персона – это «фасад» личности, то Тень — ее «подвал». Подобно тому, как хозяйка убирает весь хлам подальше от глаз, так и человек осложняющие его жизнь желания, воспоминания, переживания пытается вытеснить из сознания. Тень — это то, что есть в вас, действует через вас или присутствует в бездействии в виде блока, но о чем вы не знаете и, следовательно, не понимаете и не контролируете. Работу Тени можно сравнить с деятельностью секретной шпионской службы, о которой глава государства ничего не знает и потому может снять с себя ответственность за ее грязные дела» (М.Стайн).

Чем сильнее индивид стремится отождествить себя с Персоной, тем менее он склонен признавать наличие Тени. Мы воспринимаем Тень как нечто навязанное извне, низменное и недостойное нас.

«Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам. Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени» (Юнг).

Для многих людей, Тень — это потайной ад. Место обитания всех смерт­ных грехов, в наличие которых не признаются даже себе. Но,если бы вытесненные склонности были только злом, то не возникало бы особых проблем. Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темными силами, «мрачной изнанкой личности». Тень также состоит из влечений, способностей и положительных качеств, которые либо были когда-то отвергнуты личностью, потому, что им «не нашлось места» в жизни, либо никогда ею не осознавались (творческие способности, страсть, сексуальность, способность глубоко чувствовать, непосредственность, сильные желания, мечты — все, что считается неприличным, некультурным или просто недопустимым кем-то другим).

Как же так получается, что мы отрицаем, отвергаем, ссылаем часть себя в сумрачный мир Тени?

Формирование «Маски» («Персоны») и «Тени»

В каждом обществе (или сообществе) существует представление, образ «идеального» человека (женщины, мужчины, ребенка, профессионала и т.д.)… Этакий социальный «пакет» — набор определенных качеств и моделей поведения.

«Свирепый и безжалостный воин викингов», «умеренный и справедливый» человек Античности, «праведный и набожный» человек Средневековья, «свободный, разносторонне-развитый, творческий человек, создающий самого себя» эпохи Ренессанса, «идейный строитель коммунизма», «человек 21 века»…- все эти идеалы предъявляют к человеку совершенно разные требования.

Соответствие и согласие человека с этими требованиями (ценностями) является обязательным условием признания его данным обществом и, соответственно, его выживания и процветания. Именно они являются «мерилом», критерием того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Что бывает, если человек отличается от большинства, мы видели, например, в фильмах о «Людях Икс»…

Людей-Икс ненавидит, боится и презирает человечество ни по какой другой причине, а только потому, что они являются мутантами. Это фильм о дискриминации по отношению к любым меньшинствам…, и, что гораздо печальнее, лозунг «Непохожего — бей!», мы видим в действии в реальной жизни…

Одинаковый взгляд одинаковых глаз,
Одинаковый набор одинаковых фраз,
Одинаковый стук одинаковых ног,
Одинаковый звук одинаковых нот…

Одинаковый бег одинаковых дней,
Одинаковый век: непохожего — бей
Одинаковый взмах одинаковых рук,
Одинаковый враг, одинаковый друг…

(Машина времени. Опустошение)

Мы приходим в этом мир целостными…

Мы свободны, мы не «скованы» никакими правилами и условностями. Каждый из нас обладает врожденными наклонностями и испытывает множество желаний, к которым наше окружение не всегда готово… Но, стоит нам появиться на свет, как мы сталкиваемся с социальными ожиданиями и требованиями («вырастет врачом будет», «будущая мама растет…» и т.д.).

Что происходит дальше?

А дальше происходит социализация или адаптация к общественному и личному идеалу воспитателей. Окружающий мир (милые родители, добрые учителя и т.д.) стремится ограничить нас в той или иной форме, уничтожить все то, что не соответствует «канону». Делается это путем сознательного подавления «лишнего» в человеке.

С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь – его родители. Личным примером родительского терпения и смирения, «кнутами и пряниками», обманом и хитростью «естественное» в нас загоняют в «искусственное» («окультуривают»).И все бы хорошо, не хотите же вы оказаться среди людей, сморкающихся в скатерть и справляющих нужду, где придется?

Разумные ограничения нужны, вот только все ли из них одинаково полезны?

С детства каждый из нас получает и усваивает множество явных и скрытых посланий: «Не балуйся, сиди спокойно», «Хорошие девочки не бывают злыми», «Мальчики не плачут» и т.п. Мы делаем вывод: «Громкий смех и веселые подвижные игры вызывают у мамы тревогу», «Мое желание «сделать все по-своему» обижает отца» и т.п. Мы слушаем, смотрим и стараемся соответствовать, потому, что боимся потерять расположение близких, разочаровать или вызвать их гнев. Утаивание естественных качеств нашего истинного Я и стремление понравиться другим (прежде всего родителям) позволяет нам выжить в юном возрасте, когда мы не можем сами позаботиться о себе. Для нас быть любимыми и принятыми ими — жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения. Поняв, что хотят от нас окружающие, мы «учимся» полезные качества выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать. Мы оттачиваем те свои умения, которые приносят нам выгоду, а все прочее маскируем и подавляем, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает. Мы стараемся всегда заботиться о других, потому, что нехорошо быть эгоистом и думать о себе. Мы учимся быть покладистыми, потому, что родителям не нравится, когда мы злимся и настаиваем на своем («Как тебе не стыдно пререкаться с матерью!»). Нам дают понять, что все, что связано с сексуальностью – что-то стыдное и грязное («Не трогай свои половые органы — ты извращенец!»), и мы закрываем эту область для себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты…

Ваша Тень — это не что иное, как ваш собственный внутренний ребенок (Уайнхолд Б.К., Уайнхолд Дж.Б.)

Процесс приведения «данного образца» в соответствие с «совершенным идеалом» реализуется через два основных механизма – подавление и вытеснение… При подавлении сознание целенаправленно стремится уничтожить всё то, что не соответствует «желаемому». Достигается это, обычно, под вывеской «мораль», через воздержание, аскетизм и запрет «отрицательных» потребностей…

Мораль есть нравственность б/у,
весьма поношенное платье.
Я видела ее в гробу,
она меня — в своих объятьях… (В.Павлова)

Если семья религиозная, то родители могут даже втягивать в это Бога: «Бог тебя накажет, если ты не будешь вести себя как следует и слушаться меня»…

Не то чтобы мы делали что-то по-настоящему плохое, но, нам настоятельно «предлагается» делать только то, что значимые люди считают приемлемым и не представляющим угрозы…

Например, принадлежность к определенному полу — это один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону. Ребенок быстро понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответству­ет требованиям пола. Иногда «модель гендерного поведения» является подходящей, а иногда нет. Помните фильм «Билли Эллиот» — историю маленького мальчика из небольшого шахтёрского городка, который влюбился в балет?…Слоган фильма: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход».

Сюжет: Действие происходит в 1984 году, во время забастовки британских шахтеров, и сосредотачивается на надежде 11-летнего Билли Эллиота стать профессиональным балетным танцором.

Билли живёт со своим овдовевшим отцом, старшим братом, и бабушкой, которая когда-то тоже стремилась стать профессиональной танцовщицей. И отец, и брат Билли — шахтеры, принимающие участие в забастовке. Отец отдает мальчика в Спортивный центр, чтобы тот начал заниматься боксом, как и положено сыну потомственного шахтёра. Но Билли не привлекает этот вид спорта. Во время одной из тренировок в зале начинают заниматься девочки-балерины (танцоры и боксёры делят одно помещение). Увидев, как они двигаются под аккомпонимент фортепиано, услышав названия движений, мальчик понимает – это то, что ему нужно и важно…

Втайне от отца Билли начинает брать уроки балета. Вскоре тренер по боксу сообщает отцу об отсутствии его сына на тренировках, и спустя какое-то время тайна юного Билли раскрывается. Отец считает, что балет не мужской вид спорта и увлечение им его сына является неким отклонением от нормы. Он категорически запрещает Билли посещать занятия. Но тот, увлечённый танцем, всё же продолжает брать индивидуальные уроки у своей преподавательницы. Она считает, что Билли достаточно талантлив, и предлагает ему попробовать поступить в Королевскую балетную школу Лондона. Но из-за ареста брата во время стычки между полицией и бастующими шахтерами, Билли пропускает прослушивание. Преподаватель идет в дом Билли, чтобы рассказать его отцу и брату об упущенной возможности. Те приходят в ярость, боясь, что Билли будут считать гомосексуалистом, и в крайне резком тоне дают понять мальчику, что не может быть и речи о том, чтобы он связал свою жизнь с балетом.

Что происходит дальше? А дальше (в фильме) происходит исключительный случай – мальчик, несмотря на препятствия, реализует свои способности и мечты…

Отец Билли видит танцующего сына и понимает, что тот действительно полностью увлечён танцем и делает всё возможное, чтобы помочь ему выбраться из маленького шахтёрского посёлка в мир…

В заключительной части фильма мы видим уже взрослого двадцатипятилетнего Билли Эллиота, который выходит на сцену и исполняет ведущую партию балета Лебединое озеро… Отец, брат и друг детства Билли любуются им из зрительного зала…

В жизни, к сожалению, такое бывает редко. Общественные установки — «мальчики не плачут» — они не должны быть слишком нежными, «девочке не положено быть лидером, ее дело баюкать кукол», приводят к подавлению части себя. Помните мультфильм «Мулан» — о социальной дискриминации женщин и ее преодолении в рамках одной отдельно взятой судьбы?

Фильм снят на основе китайской легенды о молодой женщине, которой было трудно ощущать себя в традиционной роли китайской девочки и она, маскируясь под мужчину, занимает место своего престарелого отца в армии… Воюя с врагами своей Родины, Мулан добивается признания у других воинов и отстаивает свое право быть не такой, как все..

Фильмы – фильмами, а в реальной жизни, чаще всего, природная чувствительность мальчика постепенно вытесняется, и он перестает не только проявлять, но и осознавать ее, а лидерские качества девочки уходят в Тень. Человек отказывается от некоторых сторон своей психики, отчуждает, подавляет или отбрасывает какие-то нежелательные ее аспекты, черты либо переживания… и возникает внутренний раскол на темную («Тень») и светлую («Маска») стороны. Проводится граница между тем, что нравится (сначала окружающим, а затем и себе самому) и тем, что не нравится.

Теперь «Маска» – это как бы реальный «Я», остальная ее часть — «не-я», территория за границей, «вне меня» («Тень»).

Это чужая и враждебная территория, которую нужно отрицать, скрывать, и с которой надо бороться. Так формируется обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все то, от чего мы отказались. Но, Тень никуда не исчезает…

В итоге мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент…

Уничтожить врожденные наклонности невозможно. Их можно только «подавить», «вытеснить» в область бессознательного…

На подавление и удержание уходит огромное количество энергии, которую можно было бы использовать более конструктивно. К тому же, в самой Тени содержится много ресурсов… Желание соответствовать чужой фантазии мешает нам проявить себя полностью, и направляет нашу энергию в ложное русло. Психозы, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, самоубийства и неконтролируемое асоциальное поведение — всё это попытки агонирующей Тени напомнить о себе, прорваться сквозь бетонные стены Маски на поверхность и глотнуть воздуха свободы…

К сожалению, «Маска» — плоский, искаженный, суженный, ущербный и неточный образ себя — гораздо удобнее несовершенной естественности, и люди, в общем-то, редко стремятся к развитию собственной личности. Поэтому, даже после того как мы вы­растаем из детских штанишек и отделяемся от родителей, мы сталкиваясь с проявлением собственных черт, которые по какой-либо причине представляют дискомфорт (например, влечение или интерес), предпочитаем оставаться хорошими мальчиками и девочками даже тогда, когда можно было бы ими уже и не быть. А Тень прорывается в сознание тревогой, виной, страхом, депрессией… В результате, нам не хватает сил даже на мелкие бытовые дела; мы чувствуем себя беспомощными и бессильными, нас пугает все новое, а «старое» вызывает лишь скуку и уныние, мы ощущаем скованность и зажатость, а некоторые люди (живущие по-другому) нас просто «бесят»… Да, люди бывают разными. И, антисоциальное, агрессивное и просто неприятное поведение окружающих никто не отменял, но, прежде, чем обвинять и осуждать других, не стоит ли нам перечитать следующую притчу и подумать, не себя ли мы самого постоянно встречаем на жизненном пути?

Притча.

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?»

Старик ответил ему вопросом:

— «А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?»

-«Это были эгоистичные, жадные и злые люди. Именно поэтому я с радостью уехал оттуда».

-«Здесь ты встретишь точно таких же»-, ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: «Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?»

Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?»

— «О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться».

— «Ты найдешь таких же и здесь», — ответил старик.

Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?»

«Сын мой, — говорит старик, — каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь тоже — не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них»…

Как часто бывает, что сопротивляясь принятию каких-то аспектов собственной личности, и желая справиться с дискомфортом, человек делает вид, что негативные черты принадлежат кому-то другому. Кому угодно, только не ему. Эти отчужденные черты проецируются, и начинают восприниматься как элементы окружающей среды. («Во мне нет ничего дурного — это всё они. Я не чудовище, это другие люди — чудовища..). На выходе мы получаем мир, в котором страшно жить…

Что делать?

Выработать более-менее точный образ себя – то есть соединить (интегрировать) Маску с Тенью – начать осознавать те грани себя, о существовании которых вы не знали или не хотели знать. Борясь с теневыми энергиями, мы отсекаем себя от источника творчества. Потому что сила — в тени.

Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом…

Только сила и смелость содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой. Работа с Тенью формирует целостный образ самого себя, а не придуманную человеком или навязанную обществом иллюзию.

Рискнем?

См. Ч.3. Работа с теневыми аспектами личности. Шпионские страсти: найти и обезвредить (техники работы)…

Список литературы, использованной при написании статьи:

1. Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона), Стайн М., Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, №1, Глава из книги М. Стайна (2010) «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», Издательство Когито-Центр.

2. Тень (материал размещен в блоге Павличенко Е. (elena-pavlichenko.com/ten/).

3. У.Ле Гуин «Ребенок и Тень» (Интерлит).

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С точки зрения материализма всё очень просто. Тень — это признак загораживаемого света. Или, если говорить совсем научным языком, пространственное оптическое явление, которое выражается зрительно уловимым силуэтом, появляющимся на любой поверхности благодаря присутствию объекта между нею и источником света. Всего-навсего.

Однако официальная наука не в силах объяснить, почему тень во многих культурах вызывает благоговейный страх и почему ритуалов, связанных с тенями, так много, и почему они существуют практически во всех культурах на протяжении всей человеческой цивилизации.

Наверное, потому, что для многих народов тени — это тёмные сущности, имеющие собственную природу.

Тень часто считают двойником человека и даже душой. В ряде языков тень и душа обозначаются одним словом. Недаром в древнегреческой культуре ад был заселён именно тенями умерших. В египетских гробницах Нового царства имеется много изображений, на которых чёрная тень усопшего в сопровождении птицы-души покидает могилу.

А в «Книге мёртвых» написаны такие слова: «Пусть путь будет открыт для моей тени, для моей души, чтобы в день суда в потустороннем мире увидели бога великого». А святилище бога Солнца в Амарне так и называлось—»Тень Ра».

Существуют также любопытные наскальные изображения из совсем архаичных времён, где люди имеют странные вытянутые силуэтообразные очертания. Учёные предположили, что на самом деле это не люди, а их тени, само же изображение человека было запрещено.

Тени-души ведут полуматериальное существование и способны вмешиваться в дела живых. Именно отсюда берут своё происхождение многие похоронные обряды, призванные, с одной стороны, помочь мёртвым, а с другой — их умилостивить.

Отсутствие тени — признак того, что человек мёртв. Поэтому-то вампиры не имеют тени, да и сам дьявол лишён её, ибо он — враг света во всех смыслах. Кстати, кто заключает с ним сделку, также лишается тени.

У ведьм, как и у вампиров, своей тени нет. Если же никаких богопротивных сделок не «оформлялось», но человек не видит собственной тени — он вскоре должен умереть.

СУЕВЕРИЕ ИЛИ…?

До сих пор существуют приметы, пришедшие к нам из седой древности. Очень многие стараются не вступать на собственную тень или же следят за тем, чтобы не попасть в тень другого человека. В некоторых племенах наступить на чужую тень равносильно смертельному оскорблению. В древности, если раб наступал на тень своего господина, его казнили немедленно, что называется — не сходя с места. А при фараонах даже существовал специальный человек, который следил, чтобы фараон не наступил на собственную тень.

У сербов участники ритуальных обходов шли лицом к солнцу, чтобы случайно не затоптать свои тени. И вообще, они различали тень-душу (сен) и тень-двойник предметов (сенка). Тенью-душой обладает не только человек, но и деревья, камни, животные, именно это и придаёт им особую магическую силу.

Сербская мифология тоже богата приданиями о тени. Сербские легенды гласят, что тень может отделиться от тела человека и проникнуть к нему в голову, чем вызовет, впоследствии, помутнение рассудка. Сербским детям строго запрещено было играть с тенью и перепрыгивать ее.

У ирландцев тоже закрепился ряд суеверий, связанных с тенью. Считалось, что если наступить на чью-то тень, то можно принести этому человеку огромные несчастья. Истории известны случаи, когда дети жаловались на плохое самочувствие и слабость, когда кто-то наступал на их тень.

Болгары наблюдали свои тени при первых лучах солнца на Ивана Купалу: если тень была целой, значит, весь год будет здоровым.

Болгарские легенды гласят, что тень- это дьявол, которого создал Бог из своей тени. Считается, что если нанести физический удар по телу колдуна или ведьмы, то они не почувствуют никакой боли, но если же ударить осиновым колом или поленом по их тени, то можно лишить их колдовского дара.

Издавна славяне представляли тень отдельным мифическим персонажем, который может отделиться от человека и нанести ему вред. Тень имеет неразрывную связь со своим хозяином. Если агрессивно настроенный человек наступит на тень своего недруга и произнесет заклинания, то тень может погубить человека. Также, в славянской мифологии, можно найти немало упоминаний о том, что тень, незадолго до смерти человека, покидает его. Если тень врага пронизывалась чем-то острым, то он вскоре покидал мир живых. Если человек был убит подобным образом, то его тень была вынуждена блуждать вечность по земле в поисках покоя.

Также, по тени предсказывали будущее (самое благоприятное для этого время – Сочельник) Гадающие выходили во двор и смотрели на тени сидящих за праздничным столом. Если от какого-то гостя не было тени, или тень была обезглавленной, то считалось, что за жизнью этого человека в скором времени явится смерть.

На Руси верили, что тень может стать источником недуга, из-за которого человек сохнет и чахнет, и в таком случае тень надо вынуть и уничтожить. Для этого они ставили больного к стене, обводили его тень мелом или обкалывали булавками и измеряли ниткой. Затем нитку сжигали, а булавки клали под порог, прося тень забрать болезнь.

На Руси при закладке фундамента для нового жилища хозяин не должен находиться против солнца. Если тень падет на фундамент дома, то ей будет не трудно, в качестве жертвы, забрать душу этого человека. Если же хозяин был не внимателен и допустил такую ошибку, то он заболевал и умирал через 40 дней. Душа его оставалась покровительницей дома навечно.

Примерно так же поступали белорусы: они выносили больного в солнечный день во двор, укладывали на доску, обводили его, а затем доску сжигали.

Есть ещё один страшный обряд, пришедший из древности

Мы удивляемся, почему многие старинные здания не разрушаются. Да потому что в фундамент тогда клали обязательно какое-либо живое существо или его тень. Эффект был, кстати, один — жертва умирала, а дом становился прочным, и потревоженный дух земли, получая жертву, умиротворялся.

Иногда строители специально заманивали на стройку ничего не подозревающего человека, верёвкой тайком измеряли его тень, а после мерку замуровывали с первым камнем. Человек, чью душу-тень таким образом уловили, в течение 40 дней умирал, а дух его поселялся в новом доме в качестве хранителя, рядом с верёвкой. А чтобы случайно не замуровать собственную тень, древние каменщики никогда не работали против солнца.

В Румынии кража теней «практикуется» до сих пор. И не так давно даже состоялось судебное разбирательство по поводу того, что один сосед обвинил другого в краже тени его отца. Истец утверждал, что обвиняемый, когда строил свой новый дом, «снял тень» с его отца с помощью верёвки и заложил в основание жилища, в результате чего мужчина, крепкий и неболевший, неожиданно умер. Очевидцы в суде утверждали также, что призрак покойного ныне бродит вокруг дома, где захоронена его уловленная душа.

Церковная тень считалась очень хорошей, именно поэтому захоронения под сенью храмов являлись самыми почётными, ибо умерший оказывался под высшим покровительством.

НАУКА И ТЕНИ

Что касается науки, то британскими и итальянскими учёными недавно был проведён любопытный эксперимент: они воздействовали самыми разнообразными стимулами на … .тени рук испытуемых. И выяснилась любопытная картина: участники опытов реагировали на стимулы теней рук точно так же, как если бы эти стимулы воздействовали на саму руку.

«Результаты подтверждают интуитивную связь, которую люди ощущают по отношению к своему теневому контуру, — подвела итог эксперимента профессор Маргарет Ливингстон. — Все мы в детстве испытывали нежелание наступать на свою тень. Это означает, что мозг, определяя положение тела в пространстве, использует визуальные намёки, которые он получает не только от конечностей, но и от тени».

А, быть может, в мозге хранится информация, которую знали наши предки, о мистических свойствах тени и том, как правильно с ней себя вести? В психологии под термином «тень» понимается интуитивная часть души, которая часто подавляется.

Психологи утверждают, что тень — это проекция обратной стороны личности, и если вы хороший — ваша тень ужасна, и наоборот. Во снах тень скрывается под видом чудовищ или дефектных персонажей. Особенно часто они появляются во время становления личности или служат знаком того, что надо изменить собственное поведение.

Люди-тени

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/23 ноября 2017.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Последнее изменение сделано участником Evgenaza (вклад, журналы) в 10:02, 9 января 2019 (UTC; около 107 дней назад).
Администраторам: , история, журналы, удалить.
Это статья о городской легенде. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы мифичность предмета статьи была ясна как из её первых предложений, так и из последующего текста.

Не следует путать с Привидение.

Человек-тень в представлении художника. Рисунок сделан 16.3.2007 года.

Люди-тени (также известные как теневые фигуры, теневой народ или тени людей) — воображаемые сверхъестественные теневые силуэты или фигуры, получившие популярность в городском фольклоре и современной культуре и искусстве. Термин обычно употребляется для именования тёмных силуэтов гуманоидной формы или уклончивых призраков, часто видимых периферийным зрением. Изредка могут принимать очертания животных с чертами человека. Могут быстро менять форму, очертания и свое местоположение. Часто наблюдаемые явления связаны с галлюцинациями, сонным параличом или состоянием изменённого сознания. В современном мире рассказы о людях-тенях используются с целью устрашения или придания мистического образа персонажу, месту или событию.

Научные объяснения

Некоторые научные положения могут быть использованы для объяснения этого феномена. В основном это касается нахождения причины «людей-теней» в оптических иллюзиях или галлюцинациях под воздействием наркотиков или других физиологических воздействий на организм.

Например, при стимуляции левой височно-теменной области мозга, могут возникать подобные иллюзии. Также данные эпизоды могут быть вызваны парейдолией в периферийных разделах зрения. Это может быть объяснено тем, что мозг часто неправильно интерпретирует незнакомые объекты или тени, а также случайные вспышки света как определённые очертания. Феномен «Привидений» в науке также часто связывается с парейдолией. При панической атаке также могут возникать соответствующие галлюцинации.

Особенно часто феномен людей-теней связывают с гипнагогией — физическим состоянием, когда сознание человека находится между сном и бодрствованием, так называемым микросном. Во время этого состояния человек находится в сознании, но при этом мозг может «поднимать» образы из подсознания, аналогично сну. Подобное связывание гипнагогии и людей-теней было сделано потому, что многие люди, перенёсшие это состояние, потом сообщали о неких «движущихся тенях» и «живых лучах света». На Западе гипнагогия даже получила неофициально название «Феномен лица в темноте», как раз за подобные галлюцинации.

Leave a Comment