Усадьба демидова в Москве

История

Плацпарадная площадь появилась в 1778 году вследствие перестройки центра Ярославля по регулярному плану. Она была предназначена для проведения военных смотров и парадов. В 1829 году в центре площади была установлена памятная колонна в честь Павла Григорьевича Демидова, основателя первого высшего учебного заведения в Ярославле.

Вид на Демидовский сад с колокольни Успенского собора

В 1885 городской голова Иван Александрович Вахрамеев на собственные средства разбил на площади сад. Поначалу сад назывался Вахрамеевским, однако официальное название вскоре вытеснилось «народным» Демидовский, по стоявшему в центре парка столпу. Также встречалось название Ильинский сад, по находившейся рядом Ильинской площади.

В саду был обустроен фонтан, украшенный фигурой аиста (в советские годы птицу сменил Буратино, а затем – сфера с чашами).

В 1918 году, после установления советской власти, Плацпарадная площадь была переименована в площадь Мира, в честь заключённого большевиками Брестского мира, а главная аллея сада переименована в бульвар Мира. В саду был сооружён памятник большевикам, застреленным ярославцами во время восстания. В 1919 году рядом с памятником производились захоронения красноармейцев, погибших при подавлении восстаний ярославских крестьян.

В 1931 году Демидовский столп был разрушен, а сам сад переименован в «сквер Братских могил». В 1934 площадь переименовали в площадь Челюскинцев, однако именование главной аллеи сада бульваром Мира было оставлено.

В 2005 году столп был восстановлен, а саду возвращено историческое название.

Александринский (Нескучный) дворец

Музей современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю!

Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры.

Одна из основных миссий Музея «Гараж» — показать, что современное искусство — это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое.

Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы.

История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) — памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы — Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода — весной и осенью — появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной.

Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня.

Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция — крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются.

Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству.

Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития.

Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое.

До встречи в Музее «Гараж»!

Стоимость билетов: 0- 300 рублей Подробнее о стоимости посещения вы можете узнать по ссылке: https://garagemca.org/ru/visit

Южная усадьба (Трубецких)

Князь Н. Ю. Трубецкой купил 18 октября 1728 года на имя своего пятилетнего сына Петра у архимандрита Заиконоспасского училищного монастыря Германа (Копцевича) «дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки». Участок располагался недалеко от Андреевского монастыря возле двора Анны Лукинишны Стрешневой (невестки Т. Н. Стрешнева) и её зятя князя Бориса Васильевича Голицына — юго-восток современного Нескучного сада, неподалеку от площади Гагарина.

Охотничий домик усадьбы Трубецких — место проведения игры «Что? Где? Когда?»

В начале 1750-х годов здесь был возведён в стиле барокко, по проекту архитектора Д. В. Ухтомского Нескучный загородный дом (двухэтажный, с 4 флигелями).

От обширного регулярного парка с «птичьим домом», домиками ординарцев и караульнями сохранился только Охотничий домик — крытая беседка из кирпича, известная широкой публике как традиционное место проведения игры «Что? Где? Когда?». За домом были устроены «лабиринт» и оранжереи, в глубоком овраге — зверинец.

После смерти Никиты Юрьевича «Московские ведомости» вышли с объявлением, что выставлен на продажу двор «загородной, состоящий у Калужской заставы, близ Донского монастыря, с оранжереями и в доме с мебелями ценою за 30000 рублев, с заплатою оных денег в пять лет». Покупателя не нашлось, и уже в 1776 году князь П. Н. Трубецкой извлекал из Нескучного доход следующим образом:

Под смотрением Мелхиора Гротти, содержателя московского театра и разных зрелищ, бывают ваксалы, где за вход каждая персона платит по 1 рублю, выключая за ужин, напитки и конфекты, что все получается за особливую умеренную цену; онаго дому сад бывает иллюминован разными горящими в фонарях огнями; сверх того собирается музыка, состоящая в разных инструментах.

Сохранившийся план 1791 года свидетельствует, что князь Д. Ю. Трубецкой (прадед Льва Толстого) начал перекраивать усадьбу на новый лад: был разбит «версальский сад» с крытыми деревянными галереями; между зверинцем и главным домом был птичник, рядом с которым каменный грот; прямая аллея за домом (с двумя параллельными ей и тремя перпендикулярными) завершалась каменными и деревянными галереями. В 1795 году Нескучное принадлежало его сыну Ивану, который в конце XVIII века (в исповедной ведомости за 1800 год сведения о Трубецких уже отсутствуют) продал имение надворному советнику В. Н. Зубову. В это время здесь по-прежнему проводились многолюдные гуляния; к маю 1805 года относится сообщение, что

В Нескучном, у Калужских ворот, товарищ Гарнереня Александр спустил шар, а поднявшись очень высоко, отрезал верёвку и спустился благополучно на Девичьем поле, но попал в пруд. Все сие было хорошо, удачно и прекрасно.

Журнал «Москвитянин» вспоминал об этом событии в 1844 году:

Более 50000 зрителей поражены были ужасом, когда он, отделясь от воздушного шара под парашютом, ещё не развернувшимся, казался падающим на землю. Народ принял его с восклицанием ура! И торжественно проводил до места, с которого он поднялся в воздух.

В 1817 году полковник Егор Фёдорович Риттер пытался организовать здесь производство «чугунных, железных и медных вещей», однако дело не осуществилось и в Нескучном продолжали развлекать публику.

В 1823 году Нескучным владел князь Л. А. Шаховской, который в 1825 году обнаружил в усадьбе якобы целебные воды и построил первое в Москве заведение искусственных минеральных вод. Однако предприятие принесло один убыток: «в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». Князь Шаховской, поселившись в своём селе Тятьково Тверской губернии, продал в ноябре 1826 года Нескучное императорской фамилии. Нескучное должно было стать владением императрицы Александры Фёдоровны. В связи с этим название усадьбы было изменено на «Александрия».

Северная усадьба

Имение Демидова

Часть Нескучного сада, которая ближе всего к центру Москвы, эксцентричный промышленник Прокофий Демидов купил в 1754 году у разных владельцев — часть у генерала Ф. И. Соймонова, другую — у Дарьи Фёдоровны, вдовы князя В. А. Репнина. Ещё раньше этими землями владели князья Куракины. К 1756 году, когда была подана челобитная о возведении «каменных палат», Демидов сосредоточил в своих руках все земли «между рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке».

Демидовский дворец был выстроен в стиле барокко по проекту архитектора Яковлева (по другим сведениям, В. Иехта). При дворце Демидов развёл целый ботанический сад в форме амфитеатра с двумя оранжереями (зимней и летней), а также «травниками». Академик Паллас, составивший каталог растений Демидова, утверждал, что его сад «не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в оном растений».

После смерти владельца опустевшую демидовскую усадьбу приобрела Елена Никитична — жена генерал-прокурора А. А. Вяземского, которая провела детство в этих местах, в имении своего отца Никиты Трубецкого.

Имение Орловых

В 1793 г. у Вяземской бывшее имение Демидова выкупил граф Фёдор Орлов — один из знаменитых братьев Орловых. Ранее в его собственность уже перешёл соседний земельный участок, который занимала фабрика купца Серикова. Фёдор Григорьевич хотел выстроить за городом «хоромы», которые превзошли бы по изяществу усадьбу на Донском поле его брата Алексея Чесменского. До своей смерти в 1796 году Орлов успел перестроить дом Демидова в соответствии с требованиями классицизма. Тогда же у дворца появился нарядный восьмиколонный портик.

Летний домик графа Орлова

Не имея законнорожденного потомства, Ф. Г. Орлов завещал имение своей 11-летней племяннице Анне Чесменской. Всё управление Нескучным от имени дочери осуществлял её знаменитый отец. В бывшем Демидовском дворце старый граф давал пиршества для забавы своей единственной дочери, по окончании которых пускали фейерверк. В манеже Нескучного каждое лето графиня Анна и её сверстницы устраивали шумные карусели.

При Орловых в пейзажном парке (нынешнем Нескучном саду) появились несколько крупных павильонов, в их числе Ванный домик памятник архитектуры (федеральный) – по преданию, место купания Екатерины II. Домик стоит в овраге, над ключом и искусственным прудом, к которому обращен колонной полуротондой с куполом. Рядом сохранился и грот из валунов.

Как пишет М. И. Пыляев, «сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа». В 1804—1806 гг. в имении Орлова был воздвигнут двухэтажный Чайный домик с 4 коринфскими колоннами.

Во время французской оккупации дворец Орловой занимал известный маркиз Лористон. По случаю коронации Николая I в 1826 году графиня Орлова дала огромнейший бал, на который съехались 1200 гостей. Одних свечей во дворце горело до семи тысяч, столового серебра и бронзы было арендовано на 40 тысяч рублей. К этому времени интерьеры дворца были отделаны в ампирном вкусе, появилась и парадная металлическая лестница по эскизу О. Бове. Возможно, именно во время этого бала императрица выразила пожелание приобрести Нескучное. В 1832 г. Орлова продала имение в казну за полтора миллиона рублей.

Императорская усадьба

Основная статья: Нескучный сад

После приобретения Нескучного дворцовым ведомством Е. Д. Тюрину было поручено привести его в соответствие с вкусами и потребностями новых владельцев. Демидовский дворец был переименован в Александринский и обновлён в духе позднего ампира. От Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами, представляющими изобилие. Регулярная террасная планировка заменена пейзажной, через овраги перекинуты мостики, перестроен манеж.

Мостик в Нескучном саду

Парадный двор перед дворцом образуют два корпуса — фрейлинский и кавалерский; на тот же двор выходят дорические колонны ампирной Гауптвахты. В 1935 году по проекту архитектора В. И. Долганова был устроен парадный двор с курдонёром, на который с Лубянской площади перенесли чугунный фонтан работы Ивана Витали. В советское время бывший дворец был отдан под размещение президиума Академии наук.

Воздушный театр

Изюминкой обновлённого Нескучного стал театр на открытом воздухе, где вместо кулис служили деревья и кусты. У М. Пыляева он описывается как «крытая большая галерея полукружием», где сцена «была приспособлена так, что деревья и кусты заменяли декорации». Летом 1830 года его посетил с невестой Пушкин. Актёр Щепкин писал об этой диковине Сосницкому:

Вообрази, театр весь открытый как над зрителями, так и над сценой; зад сцены не имеет занавеса и примыкает прямо к лесу; вместо боковых кулис врыты деревья; при малейшем ветерке не слыхать ни слова; к тому же карканье ворон и галок служит в помощь к оркестру; сухого приюта нигде нет.

Мысль о создании театра подал министр императорского двора П. М. Волконский, ибо (как заметил А. Я. Булгаков в письме к брату) «летом никто не бывает в театрах» по причине духоты. На театральные представление в Нескучное поначалу съезжался весь город, однако со временем «воздушный театр» наскучил публике. Для этого были свои причины: «Однажды в проливной дождь дотанцевали последнее действие „Венгерской хижины“ почти по колено в воде», — вспоминал Загоскин.

Когда устроили Петровский парк и там выстроили театр, а в Нескучном бывший стал ветшать, то его упразднили; начали больше ездить в парк и Нескучное пришло в забвение.
Объект культурного наследия, объект № 7710387000
объект № 7710387000
  1. 1 2 3 4 Иванов О. А. Из истории Нескучного сада // Московский журнал. — 2007. — № 6. — С. 2—22. (недоступная ссылка)
  2. 1 2 3 Романюк С. К. Москва за Садовым кольцом. — АСТ, 2007. — С. 453.
  3. Любецкий С. М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских. М., 1872.
  4. Усадьба «Нескучное», конец XVIII в. — начало XIX в. Садово-парковые сооружения, конец XVIII в. — Ванный домик у пруда. Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
  5. Ванный домик и Грот в дворцовой усадьбе Нескучное ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 35. Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.
  6. 1 2 Пыляев М. И. Старая Москва: рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. — СПб, изд-во Суворина, 1891.
  7. Эйдельман Н. Я. Пушкин: из биографии и творчества, 1826—1837. — М., 1987. — С. 17.
  8. Д. Д. Благово. Рассказы Е. П. Яньковой из воспоминаний пяти поколений. Ленинград: Наука, 1989. Стр. 162—163.

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Leave a Comment