Усадьба В Кусково

Усадьба Кусково

В Подмосковье сохранилось немало старинных дворцов и усадьб. Усадьба Кусково, дворянское родовое гнездо графов Шереметьевых, расположенное под Москвой, в районе Вешняков, на сегодняшний день популярна не менее Коломенского или дворцов Питера. Здесь снималось много кинокартин: «Ширли-Мырли», «Виват, гардемарины!» и другие..

Усадьба Кусково – одна из красивейших дворянских резиденций России

Корни дворянской усадьбы уходят в шестнадцатый век. Уже тогда этими местами владел богатый род Шереметьевых. Сначала им принадлежала лишь часть земли, которую они и называли – куском. Остальное же было в собственности А.М. Черкасского. Затем после свадьбы его дочери и графа Шереметьева вся территория объединилась под управлением Шереметьевых.

В конце 18 века на территории усадьбы был возведен дворцово-развлекательный комплекс с фонтанами-шутихами, тенистыми садами и глубоким прудом. Главным элементом был, естественно сам дворец, построенный по последним веяниям тогдашней моды. Изюминкой стал французский сад со скульптурами и фонтанами.В 18 году 20 века Кусково превратилась в музей-усадьбу, а перед самой войной была объединена с музеем фарфора, фаянса и керамики.

Сейчас сюда пускают всех желающих, даже проводят свадьбы. Сами браки регистрируют в Итальянском домике, а для гостей предлагают специальный свадебный квест.

Центром усадьбы Кусково является сам двухэтажный дворец, выстроенный в классическом стиле, богато украшенным резными фигурами. Небольшие приемы проводились в Итальянском доме, который был также музеем, с редкими произведениями искусств.

Двухэтажный павильон – Голанский домик – оформленный в лаконичном голландском стиле, с небольшим садиком рядом, создают атмосферу небольшой европейской улочки.

Любопытным зданием усадьбы является небольшой Грот, вычурный и экзотический павильон, украшенный скульптурами и цветным стеклом.

Неподалеку от Итальянского домика и Грота расположен редкостный Воздушный театр, состоящий из зрительской зоны — амфитеатра и насыпной сцены. Раньше зоны были разделены пышной зеленью и кустами, сейчас же осталось только небольшое рельефное разделение.

Часы работы:

со среды по воскресенье, с 10 до 18

Последняя среда месяца – санитарный день.

Как добраться до усадьбы Кусково?

На автомобиле:

До парка Кусково добраться можно с Рязанского проспекта, шоссе Энтузиастов или с МКАДа по Кетчерской улице. Доехать до парка просто, а вот найти место для парковки сложнее. У главного входа поставить машину в выходные практически невозможно, но можно доехать вокруг парка до железнодорожной станции Кусково и поставить машину около нее, там большая парковка. До дворцового комплекса от станции придется пройти пешком по парку около километра.

Общественным транспортом:

Добраться до усадьбы Кусково общественным транспортом довольно просто. Нужно доехать до Рязанского проспекта, потом пересесть на автобус 113, идущий прямо до музея. Можно доехать до станции метро Новогиреево и там сесть на автобус 615, либо троллейбус 64.

Ю. Р. Савельев

Для реконструкции и благоустройства в конце XIX — начале ХХ века своей знаменитой подмосковной усадьбы ее последний владелец граф Сергей Дмитриевич Шереметев пригласил только что окончившего Петербургское строительное училище гражданского инженера Николая Владимировича Султанова. Сам Султанов так описал сделанное им здесь. «В селе Кускове (…) подъемный мост; фонтан и орошение всего сада (паровой водоподъем); две дачи со службами; большое металлическое здание тропической оранжереи; танцевальный зал в парке». В разделе этого же перечня, озаглавленном «Реставрация древних памятников», были названы «разные здания XVIII века в имении графа Шереметева, селе Кускове, (…) как-то: Дворец, Итальянский дом и Голландский дом»1. Таким образом, с 1878 по 1888 год Н. В. Султанов занимался преимущественно реставрационными и ремонтными работами во дворце и парковых павильонах, сооруженных еще в XVIII столетии, а также благоустройством парка и возведением в нем по желанию графа небольших новых сооружений.

Итак, в 1878 году архитектор обратился в Московскую контору графа С. Д. Шереметева: «Имею честь покорнейше просить контору Его Сиятельства приступить в возможно скором времени, если она найдет возможным, в главном доме села Кускова к засыпке опилками паркета, обшивке стен с лепною работою досками и устройству лесов в тех комнатах, где имеется плафонная живопись, ибо в противном случае я не отвечаю за окончание штукатурных работ, согласно желанию Его Сиятельства, летом текущего года. Архитектор Султанов. 19 мая 1878 года»2. Отсюда можно заключить, что Николай Владимирович приступил к капитальному ремонту дворца, на что не жалел ни сил, ни времени — в летние месяцы он почти не покидал усадьбу. «Я живу постоянно в Кускове, но почта туда не ходит, а потому благоволите пересылать мне пакеты по-прежнему через контору», — писал он в 1879 году В. И. Бутовскому3. Тогда же, по-видимому, выполнялись копии с фрагментов плафонной живописи и рельефов. Об этом говорится в письме архитектора к графу: «С Вашего разрешения позволяю себе поднести Вам рисунок каймы плафона в главной зале в Кускове. (…) Очень счастлив, что мое подношение «из области прошлого» было Вам приятно»4.

В смете 1879 года названа штукатурка потолков, наружных стен, перетяжка карнизов на лестницах и в официантском коридоре, окраска ваз в главном вестибюле «под мрамор с бронзировкою лепной работы», исправление лепной работы на вазах и паркета, восстановление «недостающих частей из алебастра с росписью под старый рисунок» в 25 старинных печах, «очистка и покрытие лаком дубовых и парадных дверей», исправление панелей и откосов окон, замена во всем дворце оконных и дверных стекол, окраска и перетяжка стен серпянкой, окраска дверей, включая антресольный этаж, а также фасада главного дома, изготовление лепных вензелей на обоих фронтонах5. Упоминание лепных вензелей на фронтонах особенно интересно: вероятно, их автором был сам Н. В. Султанов.

Осенью того же года архитектор проводил обмеры интерьера и скульптурных панелей театра. Именно к этому времени можно отнести обмеры скульптурных барельефов, подписанных зодчим и датированных июлем-августом. В октябре Николай Владимирович снова обращается в Московскую контору графа: «Честь имею довести до сведения, (…) что обмер внутренних частей и украшений в театре села Кускова уже произведен и что в настоящее время препятствий к его сломке с моей стороны не имеется. Архитектор Султанов. 11 октября 1879 года»6.

Работы во дворце продолжались. В 1885 году, например, упоминается «отделка фасада главного дома»7. Тогда же зодчий писал владельцу усадьбы: «Я не знаю, (…) в какой цвет красить Кусковский дом. (…) Позволю себе просить Ваше Сиятельство поручить А. А. Вощинину выслать мне планы (…) дома, которые, сколько мне помнится, имеются в Московской конторе: они мне необходимы для составления смет. (…) В Кускове все кончено за исключением клеевой окраски, которая ожидает Вашего решения, а потому благоволите, Ваше Сиятельство, выбрать тон, когда пожалуете в Кусково»8.

С. Д. Шереметев особенно заботился о подлинных свидетельствах XVIII столетия и полагался здесь на мнение Н. В. Султанова. Весной и летом 1903 года они обменялись письмами о восстановлении убранства театрального зала. «Многоуважаемый Николай Владимирович, — писал владелец дворца, — у меня к Вам маленькая просьба: не можете ли Вы мне указать в Москве на такого мастера столяра, который сумел бы орнаменты Кусковского театра (в настоящее время собраны в оранжерее) прикрепить к стенкам средней залы, с сохранением характера украшений?

Восстановляя таким образом внутреннее убранство театра, тем самым сохраняются и образцы столярных работ, которые, развешанные по стенам, представить могут из себя своеобразный музей столярного мастерст-ва, исполненного крестьянами во 2-й половине XVIII века. Со временем я имел бы возможность собрать в этом музее многочисленные имена этих мастеров, подробности о которых сохранились в бумагах нашего домашнего архива»9.

Н.

Усадьба Кусково

В. Султанов посоветовал обратиться к подрядчику М. Д. Кутырину: «Кутырина в Кусково я хотел свезти сам, в конце мая, когда буду в Москве, потому что там необходимы предварительные указания архитектора. Если же Вы очень торопитесь с этим делом, то я могу направить в Кусково одного Кутырина, но тогда трудно ручаться, что выйдет вполне хорошо и архитектурно грамотно. Между тем те остатки XVIII века, о которых Вы изволили говорить, безусловно, заслуживают самого внимательного отношения к ним, и потому лучше было бы подождать»10.

Ремонту подлежали также все парковые павильоны — Швейцарский, Голландский, Итальянский, Эрмитаж. «В Итальянском доме осталось немного малярной работы — самое большое на неделю, так что к приезду Вашего Сиятельства все будет готово», — сообщал архитектор в августе 1880 года11. Состояние павильонов было постоянной заботой зодчего. «Позволю себе обратиться к Вашему Сиятельству с моей покорнейшей просьбою: благоволите разрешить переделку полов в Итальянском доме, которая была отменена в прошлом году (1887-м. — Ю. С.). (…) В противном случае в тех комнатах, где есть подвал, пол может провалиться даже от тяжести одного человека, и их уж лучше на время совсем запереть»12. Поддержание павильонов в должном состоянии продолжалось и в дальнейшем.

К 1880 году Н. В. Султанов упоминает о завершении реставрационных работ в усадебном храме Спаса Всемилостивого (Происхождения Честных Древ Креста Господня). Позднее он занимался его убранством, реставрировал иконостас. «Образа для Кускова были мною заказаны прошлою осенью, но нынешней зимой они еще не были готовы. Начальник лаврской иконописной, отец Симеон, сказал мне, что у них было очень много прежних заказов, которые надо было кончить. Я надеюсь, Ваше Сиятельство, что в мае они уже будут поставлены в Кускове, в церкви»13.

Дачи, оранжерея и танцевальный зал составляли лишь часть осуществленных проектов Н. В. Султанова. Есть документальные свидетельства и о других сооружениях, построенных им начиная с 1883 года. Например, из приобретенного деревянного дома в селе Успенском он создал новые парковые постройки: «а). Ресторан с галереей для публики; в). Беседка для музыкантов; с). Вокзал для танцев; g). Дача со всеми службами; е). Устроена в саду железная разборная решетка вместо рогатин; f). Построен новый каменный сарай»14. В дневниковых записях следующего года есть такая запись: «В селе Кускове: воксал для танцев обращен в дачу с пристройкою к нему служб, то есть сарая, конюшни, кухни, прачечной и ледника»15. Наиболее значительным в архитектурном отношении был ансамбль дачи со службами. По-видимому, именно здесь жил граф, наезжая в имение. Ресторан, беседка и танцевальный салон, судя по проектам, представляли собой небольшие сооружения.

В 1885 году «в селе Кускове: а). Построена железная тропическая оранжерея, (…) с). По-строена новая танцевальная зала в саду ресторана, для публики, g). В оранжерейном помещении устроена во втором этаже новая круглая зала»16. К сожалению, оранжерея не сохранилась, но это было интереснейшее здание, задуманное зодчим в мавританском стиле, наиболее отвечавшем назначению сооружения.

Особенностью многих архитектурных ансамблей XVIII века являлась их обращенность на водоемы, наличие фонтанов. Кусково в этом смысле не исключение, потому гидротехнические и сопутствующие им работы составляли значительную часть выполненного здесь Н. В. Султановым. Он построил крытую деревянную пристань, два подъемных моста. «Что касается до работ, то они идут довольно успешно: например, окончена пристань; (…) подъемный механизм на мост доставлен из Петербурга и в настоящее время ставится на место»17.

В 1888 году упоминается «устройство водо-провода с паровой водокачкой для орошения сада», говорится о том, что «паровой насос действует хорошо; фонтан вышел очень красив и бьет высоко»18.

15 мая 1886 года Кусково посетили император Александр III с императрицей Марией Федоровной и наследником. В память об этом гости посадили в парке три дуба. Н. В. Султанов пишет владельцу усадьбы: «Если я не ошибаюсь, Вашему Сиятельству угодно, чтобы дубки были, каждый в отдельности, обнесены металлической решеткой с надписью на медной вызолоченной доске»19. Позднее, посетив Кусково, архитектор делился с графом своими переживаниями: «С чувством особенной радости увидел я дуб Александра III. Я и не знал, что он так разросся. Я отношусь с каким-то особым благоговением ко всему, что соединено с памятью этого Марка Аврелия русской истории. «И моего тут капля меду есть», — думал я, глядя на реставрированный «Голландский дом» и на решетки вокруг дубов»20.

Благодаря владельцу усадьбы графу С. Д. Ше-реметеву и мастерству архитектора Н. В. Султанова ансамбль Кускова в названный период значительно преобразился, а усадебный парк до сих пор остается одним из самых посещаемых и любимых москвичами мест столицы.

Список литературы

1. РГИА. Ф. 789, оп. 12, ед. хр. I-И, л. 27.

Усадьба Кусково

Кусково — уникальная усадьба, единственная в своем роде. Уникальность ее состоит в том, что Кусково — пример самой ранней дошедшей до нас богатой усадьбы знатного вельможи, и в том, что Кусковом владела одна и та же семья без перерывов с XVI в. и до октябрьского переворота 1917г. Это последнее обстоятельство необычно для России, где недвижимое имущество очень часто переходило из рук в руки. И последнее, чем Кусково так уникально — это своей сохранностью. Усадьба, в особенности, ее центральное ядро, дошла до нас без значительных изменений со времени ее формирования (хотя и надо сказать, что в XVIII в. Кусково было существенно богаче, чем ныне; так, например, исчез пейзажный парк со многими павильонами). Это была даже не усадьба в полном смысле этого слова — ее предназначали только для приемов и увеселений, так и называясь — «летний увеселительный дом графа Петра Борисовича Шереметева».

Кусково — целиком произведение рук человеческих, и природа не помогла тут ничем, она, наоборот, препятствовала созданию этого шедевра. Среди ровной, плоской и унылой местности, покрытой редким лесом, да еще заболоченным, как по волшебству возникло чудное видение: широкий пруд, канал, дворец, искусно распланированный сад, не менее искусно устроенный пейзажный парк, множество затейливых павильонов… Тысячи крепостных рабов были согнаны из окрестных деревень на тяжелые земляные и строительные работы, а в проектировании принимали участие талантливые архитекторы и садовники.
Впервые Кусково упоминается в конце XVI в.: «За боярином Иваном Васильевичем Шереметевым…». Известно из писцовых книг 1623/1624 г., что в шереметевской «старинной» вотчине уже стояла деревянная церковь с двумя приделами — Николы чудотворца и св. Фрола и Лавра, а в селе писцы отметили «двор боярина, да двор животинный, живут деловые люди» (так назывались лично свободные слуги. — Авт.). После И. В. Шереметева Кусковом владел его сын Федор, перешедший на сторону самозванца Лжедимитрия I, за что и был пожалован им в бояре, впоследствии же он в составе «семибоярщины» (органа управления государством семи бояр — Ф. И. Шереметева, И. Н. Романова, А. В. Трубецкого, Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, Б. М. Лыкова, А.В. Голицына) стоял за приглашение польского королевича Владислава на русский престол.
Когда решался вопрос о престолонаследии, то, как говорят, именно он, Федор Шереметев, сказал: «…выберем-де Мишу Романова, он молод и глуп еще», каковая характеристика, возможно, и предопределила выбор новой династии.
От Федора Ивановича Шереметева Кусково переходило в продолжение почти ста лет от одного представителя этого рода к другому, пока Владимир Петрович Шереметев в 1715 г. не продал его за 200 рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметеву, наследники которого преобразили Кусково. Он прославился многими победами, но особенно в Северной войне, во время которой после одного из сражений получил чин фельдмаршала (третий в России), а после усмирения восстания в Астрахани он был пожалован первым российским графом. Под Полтавой Шереметев командовал центром русской армии и во многом способствовал победе над Карлом XII. Шереметев обладал большим родовым богатством, во время войны в Лифляндии он, по выражению царя Петра, «славно похозяйничал», да за службу ему отдали многие имения с крестьянами (так, например, после Полтавской битвы, Шереметев стал владельцем Юхотской волости с 12 тысячами крестьян), но всю свою жизнь он провел в походах, сражениях, дипломатических переговорах и вряд ли бывал во многих из них, в том числе и в Кускове.
Фельдмаршал скончался через четыре года после покупки Кускова и расцвет усадьбы связан прежде всего с его сыном Петром Борисовичем. Он не прославился на поле брани или на гражданской службе, хотя и достиг степеней известных: при Елизавете Петровне получил чин генерал-аншефа, а Петр III сделал его обер-камергером, почему и единственный плод его служебной деятельности был озаглавлен: «Устав о должностях и преимуществах обер-камергера».
В 1743 г. П. Б. Шереметев женился на единственной наследнице канцлера А. М. Черкасского. Отец хотел выдать ее за дипломата и поэта Антиоха Кантемира, сына молдавского господаря. Почему не состоялся этот брак, неизвестно, есть предположение, что Антиох не хотел связать свою жизнь с баснословно богатой, избалованной и не очень строгой светской красавицей. Возможно, что именно ее описывает седьмая сатира Кантемира, написанная в 1739 г.:

Сильвия круглую грудь редко покрывает,
Смешком сладким всякому льстит,
очком мигает,
Белится, румянится, мушек с двадцать носит.
Сильвия легко дает, что кто не просит,
Бояся досадного в отказе ответа? —
Такова и матушка была в ея лета.

Тридцатилетняя Варвара Черкасская, обладательница 80 тысяч крепостных и несметных богатств, вышла замуж за Петра Борисовича Шереметева (младше ее на два года), и таким образом он стал владельцем самого большого состояния в России.
Богач П. Б. Шереметев как расчетливый хозяин, внимательно следил за многочисленными имениями, входил даже в мелкие подробности ведения хозяйства — даже заметил как-то, что в привезенной партии рыбы «трех форелей не явилось». Однако, при необходимости, входил и в огромные расходы, по-царски принимая Екатерину II. Вот впечатления одного из гостей тогда: «…мне случилось видеть великолепный праздник, который дан был императрице графом Петром Борисовичем Шереметевым в селе его Кускове. Что более всего меня удивило, это плато, которое поставлено было перед императрицею за ужином. Оно представляло на возвышении рог изобилия, все из чистого золота, и на возвышении том был вензель императрицы из довольно крупных бриллиантов».
Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением Петру Борисовичу Шереметеву, да и сама мысль выстроить именно здесь роскошную подмосковную усадьбу, возможно, возникла потому, что Шереметев хотел иметь ее неподалеку от подмосковного дворца императрицы Елизаветы Петровны в селе Перове. К планировке и устройству кусковской усадьбы непосредственное отношение имел Юрий Иванович Кологривов, друг и советник П. Б. Шереметева, человек с интересной и во многом еще неисследованной биографией. Его хорошо знал Петр Великий, по поручению которого Кологривов приобретал за границей многие произведения искусства, и, в частности, знаменитую Венеру Таврическую. Примерно с 1740-х гг. Кологривов живет здесь у Шереметева. В его распоряжениях встречаются указания: «сделать так, как скажет Юрий Иванович». Это был европейски образованный человек, необычайно энергичный, которому, возможно, принадлежат проекты многих ранних (он умер в Кускове в 1755 г.) здешних сооружений — в частности, Итальянского и Голландского домиков, Воздушного театра и некоторых павильонов.
В 1750—1754 гг. старые хоромы перестроили, но впоследствии — в 1774 г. вместо них был выстроен новый дворец: на высоком каменном этаже, с подсобными помещениями, поставлен высокий деревянный этаж с анфиладой парадных комнат, включая и большой парадный зал. Центр дворца выделен далеко выступающим портиком, к которому ведут пологие пандусы. В поле фронтона — тимпане — виден герб рода Шереметевых с девизом: «Deus conservat omnia» (Бог хранит все). Интересно отметить, что герб Шереметевых подобен гербу, изображенному на данцигских монетах XV и XVI вв., а по родословной легенде они и произошли от некоего Камбилы из тех мест.
Есть сведения, что автором проекта дворца был французский архитектор Шарль де Вальи, но непосредственно строительством руководили либо крепостные либо наемные русские архитекторы, и в частности, Ф. С. Аргунов и К. И. Бланк, хотя ничего делалось в Кускове без консультации с Петром Борисовичем, которому и принадлежало решающее слово.
Рядом с дворцом, или, как его называли в XVIII в. Большим домом, с его правой стороны стоит самое старое здание в Кускове, выстроенное в 1737—1739 гг. — церковь во имя Происхождения честных древ животворящего креста Господня. Такое сложное и несколько странное название носит православный праздник, перешедший к нам из Византии, когда частицу креста проносили по городу для предохранения от болезней (происхождение — это неправильный перевод слова вынос, прохождение). Этот праздник народ называет «первым Спасом» или «Спасом медовым». В Кусково церковь необычная, обильно украшенная столь непривычными в православном зодчестве скульптурами — когда-то даже ее купол завершался статуей. Колокольня более поздняя — конца XVIII в. В 1991 г. в храме возобновились богослужения. Несколько позади его стоит одноэтажный флигель (1757 г.), где подальше от графских апартаментов готовилась пища и по галерее доставлялась в главный дом.
Особенно значителен кусковский парк — типичный регулярный «французский» парк, ограниченный каналом с водой и валом перед ним (на насыпку вала пошла земля из-под пруда), где прямые дорожки образуют правильный геометрический узор, который делит его на несколько частей. В каждой из них скрещивание дорожек образует центр, отмеченный либо статуей, либо садовым павильоном (так, например, «Эрмитаж» замыкает перспективы восьми аллей парка). На главной оси парка — от главного дома к оранжерее — стоят обелиск 1787г. и колонна со статуей богини мудрости, покровительницы искусств, наук и ремесел Минервы, поставленная в 1776г. В парке находится много скульптур, среди которых «Скамандр», «Аполлон», «Африка» и др.
Летом на аллеи парка выставлялись южные деревья, подстриженные в виде разных фигур: «застрижены мужиками 2, бахусами 2, сидячими собаками 2, лежачими собаками 2, гусми 2, курицами 2…» — это строки из «Реестра имеющимся в селе Кускове деревьев» 1761 г.
Главная аллея подводит к Большой каменной оранжерее, выстроенной в 1761—1763 гг. Она предназначалась не только для выращивания экзотических растений, но и для концертов — центральный объем, выделенный куполом, и был концертным залом. В оранжерее находились редчайшие лавровые деревья, которым было по 300 лет. Они исчезли уже в конце XIX в. от небрежения. Справа от главной аллеи стоит «Вольер» для птиц (сравнительно недавняя реконструкция), еще далее — место, где находился Воздушный, т. е.

Музей-усадьба Кусково в Москве

открытый театр, а уже ближе к главному дому — Итальянский домик, где, возможно, находился небольшой музей, Менажерия — пять изящных домиков, где содержались птицы, и рядом с небольшим прудом — Грот, садовый павильон, выстроенный к 1771 г., украшенный фигурами рыб, средиземноморскими раковинами и камнями (образцом для него послужил растреллиевский грот в Царском селе).
Слева от главной аллеи находится один из самых замечательных кусковских барочных памятников — Эрмитаж 1765—1767 гг., предназначенный для дружеских встреч. Внизу на 16 персон сервировался стол, который поднимался на второй этаж специальной подъемной машиной, так что можно было обходиться без слуг, а гости поднимались туда же на небольшом диванчике. Центральный зал окружен четырьмя маленькими залами-«кабинетиками».
Ближе ко входу в усадьбу, как бы на отдельном участке, воспроизведен уголок Голландии — краснокирпичный домик 1749г. с крутыми крышами, ступенчатым фронтоном, частыми переплетами окон и прудом перед ним. В небольшом садике рядом выращивались растения, любимые в Голландии. И внутренность дома также были стилизована — отделана цветными изразцами, украшена картинами, специально приобретенными в Голландии.
Недалеко от главного дома находится самое позднее сооружение в усадьбе — живописный деревянный Швейцарский домик или «шале», выстроенный в 1860 г.
Важнейшей частью кусковского ансамбля является огромный пруд с островом и каналом, при входе в который на высоких колоннах горели факелы. На пруду разыгрывались сражения, горели фейерверки, плавали парусные суда, в том числе и шестипушечная яхта на парусах — среди шереметевской дворни были и специальные гребцы.
Влево от канала на 40 десятинах, окружностью более трех верст, располагался зверинец, где содержались 12 волков, 120 американских и 20 немецких оленей и зайцев «сколько будет». У зверинца стоял охотничий дом в готическом стиле: «в середине башня, а по сторонам комнаты для жилья охотникам, а внутри отделы и особые дворы для содержания собак». От пруда к церкви в селе Вишняково (Вешняки) шел канал, продолжающийся аллеей из деревьев, высаженных в два ряда.
К северу от регулярного находился пейзажный парк, так называемый «английский», устроенный в конце 1780-х гг., который в противоположность «французскому» должен иметь вид вполне естественного, хотя и к его созданию был приложен немалый труд: на определенных местах высаживались подобранные по цвету и форме деревья, прорубались аллеи с целью открыть наилучший вид и т. д. В этом парке также было много самых разных затей — тут и «Философский дом», обложенный березовой корой и ветками, и беседка с надписью «Найтить здесь спокойство», и «Храм тишины», и «Сенной стог», обшитый тесом, обложенный сеном и покрытый тростником, и «Львиная пещера» с фигурой льва и надписью «Не свирепствует, но непреодолим» (по описи 1812г. значилось: «пещера развалилась, а лев весь Разбит»), и «Шомьер» (по-французски хижина. — Авт.), обитая березовой корой, и беседка «Хорошим людям пристанище», и «Турецкая киоска». Там же находился и одноэтажный летний «дом уединения», в котором скончался П. Б. Шереметев 30 сентября 1788 г.
Усадьба была открыта для посещения и при въезде выставили правила для посетителей. Сам хозяин настаивал на том, чтобы «гулялыциков в сад пускать в положенные от меня дни, при том наблюдать, чтоб гуляли смирно и в саду ничего не ломали и не рвали, безчинств, ссор и драк не заводили…».
В 1803 г. о Кускове писал поэт А. Ф. Воейков:

Село Кусково, где боярин жил большой,
Любивший русское старинно хлебосольство,
Народны праздники и, по трудам, спокойство.

Кусковские гулянья были очень популярны в Москве: иногда в один день усадьбу посещали до 25 тысяч человек. Карамзин свидетельствовал: «Бывало, всякое Воскресение, от Мая до Августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В Садах гремела музыка, в аллеях теснидись люди, и Венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера (так можно назвать обширный Кусковский пруд). Спектакль для благородных, разные забавы для народа и потешные огни для всех составляли еженедельный праздник Москвы».

Дворец роскошного Вельможи,
Москвы любимой вертоград,
Где жизни день бывал дороже
Среди безчисленных отрад,
Чем год в иной стране прекрасной!
Восторги новые всечасно
Менялись там, как облака;
Кусково было всем запасно, —
Проси хоть птичья молока;
Куда пять пальцев ни протянешь,
Везде приятности достанешь,

— писал известный поэт И. М. Долгоруков.

Но так продолжалось только до начала XIX в. Наследник П. Б. Шереметева Николай Петрович более всего интересуется театральным Останкином, куда вывозится множество различных предметов, и Кусково постепенно хиреет, а после его смерти в 1809 г. оно попадает под управление опекунов, которые не очень-то заботились о нем. В 1812г. в Кускове стоит корпус французского маршала Нея и многое в усадьбе портится и разрушается (по описи пропало вещей на 632 тысячи рублей). Современник, посетивший Кусково в 1822г., отметил «потускнелый вид всех предметов: облетающая позолота, почернелые потолки, украшенные гербами и звездами, полинялыя гобелены и штофы».

Театр волшебный подломился,
Хохлы в нем опер не дают,
Парашин голос прекратился,
Князья в ладоши ей не бьют, —
Умолкли нежной груди звуки,
И Крез меньшой скончался в скуке. —
О, время, лютый враг всего,
Щадить не любит ничего,

— как отметил И. М. Долгоруков.

Только внук П. Б. Шереметева Дмитрий Николаевич приводит Кусково в порядок. Единственный сын брака по любви Николая Шереметева и Параши Ковалевой, с шести лет полный сирота, он впоследствии стал военным, участвовал в подавлении бунта декабристов, воевал в польской кампании 1831 г., но вскоре вышел в отставку и посвятил себя благотворительности, много занимаясь Странноприимным домом. Он умер в 1871 г. в Кускове, скоропостижно, присев на диван в кабинет-конторке дворца. Его наследником стал сын Сергей, родившийся в 1844 г. и не увидевший, того, что сделали с его Россией коммунисты — скончался в 1918г. Сергей Дмитриевич Шереметев, автор многочисленных исторических и генеалогических работ, был председателем Археографической комиссии и многолетним попечителем Странноприимного дома.
Во второй половине XIX в. Кусково также привлекало немало москвичей. Газета «Русские ведомости» 8 июня 1874г. сообщала, что «в день Сошествия св.Духа, в селе Кускове, имении графа Шереметева открылись гулянья. Желающих побывать в Кускове явилось очень много, говорят, тысяч до 11-ти». «Нечего и говорить, — продолжает корреспондент, — что на станции Московско-Нижегородской железной дороги давка была страшная; излишним было бы также прибавлять, что ею ловко пользовались промысловые люди, что многие из пассажиров явились домой кто без часов, кто без бумажника, и иные дамы даже без бурнусов» (так называлась накидка на женскую верхнюю одежду.— Авт.).
В 1932 г. в Кусково переводится музей фарфора, созданный на основе частных коллекций Л. К. Зубалова и А. В. Морозова, и значительно расширенный впоследствии — ныне это единственный в России музей художественного стекла, фаянса и фарфора, насчитывающий около 30 тысяч предметов. В их числе уникальные фарфоровые сервизы, прекрасное венецианское стекло и многое другое. Интересно, что в музее хранится, но, к сожалению, не выставляется великолепная керамическая работа Вильяма Валькота, известного архитектора рубежа XIX и XX вв., автора московского «Метрополя» и многих построек в стиле модерн. По мнению специалистов, в своих керамических работах он превзошел Михаила Врубеля.

Автор:

С.В. Ерастова, старший научный сотрудник ГБУК города Москвы «ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»,Е.М. Жукова, Л.В. Лысакова, методисты ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

Возрастной диапазон урока:

учащиеся старших классов.

Изучаемые элементы содержания образования:

живопись и архитектура России и Европы XVIII века, биографии исторических деятелей и художников-портретистов XVII–XVIII вв., речевые образцы для описания помещений, картин, предметов интерьера дворца в устной и письменной форме.

Для проведения урока необходимы:

  • экспонаты постоянной экспозиции музея-усадьбы «Кусково»;
  • рабочие листы урока;
  • планшетные компьютеры или ноутбуки с выходом в сеть Интернет;
  • электронные словари.  

Место проведения урока:

ГБУК г. Москвы «ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века». Дворец, постоянная экспозиция.

Адрес: 111402 Москва, улица Юности, д. 2.

Телефон: +7 (495) 375-31-31.

Проезд:

  • ст. м. «Рязанский проспект», автобусы №№ 133, 208 до остановки «Музей Кусково»;
  • ст. м.

    Музей-усадьба Кусково

    «Выхино», автобус № 620, маршрутное такси № 9М до остановки «Музей Кусково»;

  • ст. м. «Новогиреево», троллейбус № 64, автобусы №№ 615, 247 до остановки «Улица Юности», далее 15 мин. пешком.

Расписание:

  • Регулярный парк – с 10:00 до 20:00.
  • Дворец, Эрмитаж, Грот, Итальянский домик, Голландский домик, Американская оранжерея – с 10:00 до 18:00.
  • Выходные дни – понедельник, вторник. Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Сайт:http://kuskovo.ru.

Памятные даты:

23 октября 1918 года – создание государственного музея-усадьбы Кусково.

1 мая 1919 года – открытие музея-усадьбы Кусково для посещения.

1938 год – создание комплекса, получившего название Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

18 мая – Международный день музеев.

Форма проведения урока:

урок в музее (групповая работа с экспонатами музея с элементами исследования).

Галерея изображений:

Свободное описание урока:

Урок предполагает знакомство с материалами постоянной экспозиции музея-усадьбы «Кусково» в ходе экскурсии, проводимой сотрудником музея.

Цель урока: знакомство с живописью и архитектурой России и Европы XVIII века, биографиями исторических деятелей и художников-портретистов XVII–XVIII вв., усвоение тематической лексики и речевых образцов для описания помещений, картин, предметов интерьера дворца в устной и письменной форме. В ходе урока предполагается самостоятельное изучение учебного материала обучающимися.

Приложения:

  • Коллекция элементов
  • Текстовые материалы учителя
  • Текстовые материалы для учеников
  • Сценарий урока
  • Кейсы
  • Задание
  • Тесты
  • Технологическая карта
  • Ссылки

Шурыгин Александр: другие произведения.

Кусково — музей-усадьба Шереметевых (фотоочерк)

Журнал "Самиздат":

КУСКОВО — МУЗЕЙ-УСАДЬБА ШЕРЕМЕТЕВЫХ
(фотоочерк)
  Погожий день. Усадьба Кусково. Природная красота сочетается с красотой творений рук человеческих — великолепного дворцово-паркового ансамбля.   Усадьба — один из замечательных исторических, культурных и архитектурных памятников Москвы. Созданная в XVIII веке как загородная резиденция графов Шереметевых, она сохранила до настоящего времени свою обаятельность и очарование.   В 1919 году усадьба получила статус государственного музея, а в 30-е годы сюда был переведен государственный музей керамики, в котором сейчас имеется около 30 тысяч произведений русского и зарубежного искусства от антики до наших дней — в том числе итальянские майолики, венецианское, английское и русское стекло, майсенский, севрский, восточный и русский фарфор и др.   В дворцовом ансамбле — здание графского дворца; удивительное по своей красоте здание Грота в стиле барокко; Эрмитаж; Большая каменная оранжерея; усадебная церковь; итальянский, швейцарский и голландский домики, другие памятники архитектуры.   Прекрасно сохранился регулярный парк с мраморными скульптурами и прудами. Все здания дворцового ансамбля — на территории регулярного парка.   Вот некоторые из фотозарисовок этой усадьбы.      Серию снимков открывает вид графского дворца со стороны Большого пруда (1769-1775 г.г.). Это первое в русской усадебной культуре дворцовое здание, выполненное в стиле раннего классицизма. Сохранились подлинные интерьеры XVIII века, уникальная коллекция живописи, портретная и декоративная скульптура, мебель, столовая утварь и т.п. Дворец из деревянного бруса, на каменном цокольном этаже.   
    А вот как выглядел этот дворец в 1839 году примерно с того же места, с которого был сделан предшествующий снимок (рисунок Н.И. Подключникова)   
        Рядом с дворцом — дворцовая церковь с колокольней   
    Грот — одно из самых красивых сооружений дворцового ансамбля. Здесь сейчас — выставка фарфора. Удивляет и впечатляет внутренняя отделка стен павильона — морские и речные раковины, цветное стекло, туф (грот символизирует подводную пещеру во всём её великолепии). Богата и внешняя отделка здания, построенного и отделанного в стиле барокко.   
    На следующих фото — виды на несколько аллей регулярного парка   
    Итальянский домик (1754-1755 г.г.). В нём, а также в швейцарском и голландском домиках и в Эрмитаже хозяева усадьбы устраивали приёмы гостей в итальянском, швейцарском, голландском или французском стиле   
    Большая каменная оранжерея с залом для концертов и танцев   
    А вот монумент в память о посещении усадьбы Екатериной II на фоне Большой каменной оранжереи. На монументе высечена надпись: "ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ, Всемилостивейшая государыня, удивившая весь свет славными своими над Оттоманскою Портою победами и дав торжествовать своим верноподданным преполезный мир, всемилостивейшее соизволила марта 22 и августа 23 1785 года осчастливить своим присутствием здешнего дома хозяина графа Петра Борисовича ШЕРЕМЕТЕВА, в память чего сооружен сей монумент из пожалованного Ея Величеством мрамора"   
    Вблизи Большого дворца, здесь же, в парковом ансамбле сохранился высокий обелиск, установленный в XVIII веке. Его история тоже связана с Екатериной II. На нём хорошо сохранилась высеченная по камню надпись: "В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства".  
     На этом снимке вид дворца со стороны регулярного парка (фотографии некоторых интерьеров дворца см. на прилагаемых иллюстрациях)   
    Эрмитаж (французский павильон)   
    На аллеях парка множество (по словам персонала музея — их свыше 60) мраморных скульптур исторических, мифических и аллегорических персонажей. Мрамор уже тронут временем, но в защищенных от осадков и ветра частях скульптур сохранил свой почти первозданный вид.

Усадьба Кусково – дворянское гнездо рода Шереметьевых

   Вот фотографии некоторых скульптур:   

    Ещё одна весьма и весьма заметная скульптура находится в центре парка — аллегория бога реки Скамандр, протекавшей, согласно мифам, мимо Трои. По одному из этих мифов, во время Троянской войны Скамандр вышел из берегов, чтобы потопить Ахилла, завалившего реку трупами убитых троянцев. Но палимый огнем Гефеста, он решил отступить.  
    Голландский домик (вид со стороны регулярного парка)   
    Большой пруд. На противоположном от дворца берегу пруда — хорошо сохранившийся лесопарк, который тоже является музейной достопримечательностью. В лесопарк от пруда уходит широкий канал.   
    Сфинксы у пандусов подъездов графского дворца   
    А вот несколько фотографий современных интерьеров Большого дворца:   
Гостиная
 
Гостиная 2
 
Вестибюль
 
Столовая
  Вот таким удалось увидеть и запечатлеть отдельные архитектурные и исторические памятники усадьбы-музея Кусково.

   P.S. В одном из комментариев к настоящему очерку автор комментария рассказал, что прямой потомок последнего владельца этой усадьбы в настоящее время живет в Калифорнии. Недавно он с женой побывал в Кусково. Они остались весьма довольны своим посещением этого замечательного исторического и культурного памятника.    P.S. Посмотрите также фотоочерки "Парк Зарядье. Фотопрогулка" , "Воскресный день в Переделкино", "Замоскворечье. Прогулки с фотокамерой", "Кремль в Измайлово", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Архангельское", "Прогулки по Кузьминскому парку" и "Царицыно возрождённое", "Коломенское", "Коломенский кремль и фотозарисовки старой Коломны", "Село Остров, Подмосковье" , "Четыре времени года", "Старый Серпухов", "Кисловодск. Замок коварства и любви", "Весеннее утро в Царицыно", "Фестиваль цветников в Кузьминском парке", Волоколамский кремль, "Казанский кремль", Картинки солнечного лета, "Бессмертный полк.Москва,2016" , "Парк Музеон.Фотопрогулка" ,

Связаться с программистом сайта.

Сайт — "Художники" .. || .. Доска об’явлений "Книги"

Leave a Comment