Усадьба В Марфино

Усадьба Марфино


Усадьба Марфино.

Усадьба Марфино считается одной из самых красивых в Московской области, ее псевдоготический облик привлекает стройностью форм и загадочной атмосферой.
Она находится в 25 км от Москвы по Дмитровскому шоссе.

Усадьба Марфино. Остатки прежней роскоши.

Великолепная постройка является работой великого мастера М.Д. Быковского.

Первое упоминание о Марфине относится к 1585 году, тогда усадьба именовалась Щибрино и принадлежала думному дьяку, который был начальником посольского приказа В.Я. Щелкалова. В первой половине XVII века вотчиной владели Головины, а с 1650 года — дьяк С.И. Заборский.
В 1698 года Щибрино приобрёл воспитатель царя Петра I Б.А. Голицын, назвавший её по имени своей жены Марфы — Марфино.
С 1728 года усадьба перешла к Салтыковым и с середины XVIII в. при Петре Семёновиче Салтыкове, который был крупным русским военачальником, в имении началось широкое строительство.


Усадьба Марфино.

Графиня А.И. Салтыкова, внучка фельдмаршала, в 1805 году вышла замуж за графа Г.В. Орлова, и Марфино досталось ему в качестве приданного. Он продал усадьбу своему отцу Владимиру Григорьевичу Орлову, который скончался в 1831 году, и имение перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной.
Софья Владимировна была замужем за вице-канцлером графом Никитой Петровичем Паниным, она активно занималась благотворительной деятельностью и уделяла много времени заботам об улучшении быта крепостных крестьян, принадлежавших их семье. При Софье Владимировне усадебные постройки претерпели глобальные изменения и приобрели свой нынешний вид в стиле «николаевской» готики.
Для решения этой задачи пригласили видного московского архитектора и ученика Доменико Жилярди — Быковского Михаила Дормидонтовича.
Двухэтажный дворец возвышался на крутом берегу пруда. Он был выдержан в классических формах, характерных для первой четверти XIX века, и представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, с чётко обозначенным центром. Перестраивая его, Быковский внёс изменения в облик здания, добавив декоративные элементы неоготики.


Усадьба Марфино.

Работы в Марфино завершились в 1846 году, через два года после смерти Софьи Владимировны Паниной.
Новым владельцем усадьбы стал сын Виктор Никитич Панин, но министр юстиции был занят на службе и в подмосковную резиденцию наведывался редко. Затем наследство перешло к его внучке графине Софьи Владимировне Паниной и ее мужу Александру Половцову.
Софья Владимировна стала последней из рода Паниных, за ней сохранилось прозвище «Красной графини» за ее политические взгляды и убеждения.


Софья Владимировна Панина

Ее свадьба не продлилась долго, говорят, что причиной разрыва стали гомосексуальные отношения ее мужа. Но развод только закалил Софью Владимировну. Она была образованной, умной, продвинутой и одной из богатейших женщин России, наследницей завидного состояния. Замуж она больше не вышла, посвятив свою жизнь общественной и благотворительной деятельности.
В 1917 году Панина стала членом кадетского ЦК, а в созданном Временном правительстве ее выбрали министром. Октябрьская революция застала ее на посту товарища министра народного образования.
Софью Владимировну арестовали за саботаж, обвинили в расхищение народного имущества, но позже оправдали и отпустили.
В 1918 году она покинула Россию, а Марфино национализировали.

С 1944 года на территории усадьбы располагался военный санаторий, были построены новые жилые корпуса, спортивный центр и бассейн.

Сейчас здесь обустроен Центральный военно-клинический санаторий, долгие годы усадьба оставалась закрытой для посещения, но с 2016 года Марфино можно посетить бесплатно по предъявлению паспорта.

Центром архитектурного ансамбля усадьбы является грандиозный дворец, выполненный в псевдоготическом стиле.


Главный дом


Главный дом

От него к пруду ведет парадная белокаменная лестница, которая завершается фонтаном и пристанью. На берегу водоема установлены две каменные скульптуры грифонов, которые задумчиво взирают на водную гладь.


Грифоны.


Грифоны.

Самым красивым сооружением в Марфино является двухарочный мост через пруд, который возвели в 1770-х гг. при Салтыковых, но он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах.


Мост


Фрагмент моста

Сохранился обширный парк с несколькими беседками и прудами.
Усадьба Марфино не раз становилась местом киносъемок. Одной из самых ярких сцен стал бал Сатаны в фильме «Мастер и Маргарита» (Юрий Кара, 1994), когда пестрая толпа в свете факелов шествовала по центральной площади усадьбы, мимо фонтана и грифонов.


Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Доклад: Усадьба Марфино

Введение

Старинная усадьба Марфино, являющаяся оригинальным памятником русской архитектуры XVIII — XIX веков, расположена недалеко от 39 километра Дмитровского шоссе. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества.

Известное с XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино так или иначе связано с именами видных государственных деятелей — Б. Голицына, Салтыковых, Паниных — и представителей русской культуры — Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других.

Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.

За годы своего существования Марфино пережило несколько периодов расцвета. Разнообразие вкусов, возможности тех, кто создавал ансамбль, сказались на облике усадьбы. Поэтому в ее постройках оригинально сочетаются формы классицизма со своеобразными формами псевдоготики.

Дворцово-парковый ансамбль в Марфине отмечен яркими чертами передовой русской культуры.

Популярность его постоянно растет. Тысячи людей приезжают сюда полюбоваться неповторимым произведением усадебного зодчества.

Марфинский ансамбль, вызывающий восхищение неповторимостью и романтичностью, открывается приближающемуся зрителю не постепенно, а сразу. В центре на высоком холме высится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок.

Перед дворцом вместо привычного парадного двора — огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления.

От центра дворца к пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаяся пристанью. Слева расположен необычный мост с бойницами — своеобразный парадный въезд в усадьбу, за которым видны две церкви, справа раскинулся живописный парк с беседками. Хорошо просматривается и хозяйственный двор. Дополняя друг друга, эти постройки вызывают ощущение сказочности. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.

История

В середине XVI столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при Иване Грозном воеводой. В XVI веке Марфино часто меняло своих владельцев. Согласно историческим источникам, Марфино уже в 1585 году принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову — дипломату, крупному государственному деятелю. В начале XVII века Марфином снова владели Головины, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного Приказа Семену Заборовскому.

В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник, князь Борис Алексеевич Голицын. С этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромная деревня не соответствовала вкусам и требованиям Голицына и он возводит здесь новые хоромы, разбивает французский парк, а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село и усадьба были переименованы в Богородское.

В 1714 году после смерти Б.А. Голицына Марфино перешло к его младшему сыну Сергею, который спустя несколько лет продал его Салтыковым, для того, чтобы расплатиться с долгами. С 1729 года владельцем усадьбы стал будущий фельдмаршал Петр Семенович Салтыков.

При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Имя архитектора, строившего дворец и флигели, неизвестно. Были построены зверинец и оранжерея, где выращивали персики, апельсины, лавр и многие другие растения южных стран. Отдавая дань моде, в Марфине возвели несколько построек в стиле классицизма — зимнюю церковь, павильоны и беседки в парке дома для псарей — «псарни», конный двор и каретный сарай. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при Салтыковых, — зимняя церковь, возведенная в 1777 году, принадлежащая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви с колоколом. Марфинский парк и сегодня украшают две беседки, сохранившиеся со времен Салтыковых.

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова — Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.

Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух — романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.

Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение — главного парадного въезда в усадьбу.

Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.

В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына — Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.

***

После революции 1917 года усадьба Марфино стала достоянием народа. Правительство СССР регулярно ассигновало средства на реставрацию усадебного комплекса.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.

Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.

Б. А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведенные зодчим внутри храма значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался. Белозеров похоронен недалеко от церкви. Сохранилась надгробная плита могилы Белозерова.

Петропавловская церковь (зимняя)

Зимняя церковь была возведена недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается гармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную ее часть составляет двухсветный ротондальный объем с небольшими выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший помещением для колоколов.

Беседки

Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри — белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.

Другая беседка — двухъярусная ротонда «Миловида», из которой открываются красивые виды на окрестности усадьбы, стоит недалеко от музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус — изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.

Мост через пруд

Довольно значительный по размерам, мост имеет трехчастное решение: центральную часть и идущие к ней под углом две боковые арочные. Проезжая часть моста с большой полуциркульной аркой над водой и другой, меньшей, в конце моста оформлена невысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими сооружению «крепостной» характер.

Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон она заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным скульптурным верхом. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским крестом. Верхняя часть башен, как и всей галереи, опоясана карнизом, выше него идет зубцы, повторяющие мотив завершений всех построек усадьбы.

Основным элементом декора моста являются белокаменные детали. Из белого камня сложены колонны галереи, оформлены балки и карниз. Сочетание их с красными стенами моста создает богатый колористический эффект.

Марфино: усадьба-призрак

Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой «рыцарской» аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор. Быковский поставил их слева от дворца, словно уравновешивая высившиеся с правой стороны пилоны открытой беседки. В отличие от большинства марфинских построек, выполненных из красного кирпича и белого камня, ворота с богато обработанным пластичным объемом верхней части целиком белокаменнные.

Наше время

В 1933 году на территории усадьбы разместился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Совсем недавно дворец был отреставрирован и получил статус одного из фешенебельного корпусов Санатория. В «псарнях» устроены казино и «Дом быта». Церковь святых Петра и Павла до сих пор функционирует, регулярно оглашая округу мелодичным звоном своих колоколов.

В усадьбе снимались такие фильмы, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец» и многие другие.

Съемки «Мастера и Маргариты» были настоящим событием для марфинской детворы, когда, подвешенная к небольшому вертолету, Баба-Яга летала над ансамблем. А на съемках пролога к фильму «Крестоносец» та же самая детвора с удовольствием участвовала в «массовке», даже получая за это деньги.

Летом 2000 года прямо перед дворцом расположилась съемочная площадка «Мосфильма» — знаменитый режиссер Карен Шахназаров снимал эпизод к комедии «Яды, или всемирная история отравлений». Полпоселка участвовало в массовке, изображая бал при дворе Папы Римского.

А в конце января 2001 года на льду перед дворцом снимался рекламный ролик шоколада «Snickers». После съемок все зеваки получили по шоколадке, а кто и по две!

Популярность ансамбля и оздоровительного комплекса постоянно растет и привлекает внимание не только любителей отечественного зодчества. Множество людей приезжает отдохнуть в Марфинском Санатории, попить марфинской малогазированной минеральной воды, которая содержит множество полезных элементов и добывается в Марфине.

Уважаемые посетители!!! Так как на территории сейчас находится военный санаторий, то для того, чтобы приехать туда, необходимо заказать пропуск в санатории.

Марфино расположено недалеко от 39-го км. Дмитровского шоссе (Московская область).

В Марфино находится старинная усадьба. В комплекс усадебных построек входят двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760—80-е гг., реконструкция 1830-х гг.), служебные постройки — псарни, конный двор, каретный сарай (конец XVIII в.), церковь Рождества Богородицы (1701—1707), церковь Петра и Павла (1770-е).

Сохранился большой парк с беседками и прудами. Через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост. От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов.

В 1933 году здесь разместился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий.

В усадьбе снималась много художественных фильмов — "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита" (Юрия Кара), "Крестоносец" и многие другие.

Ближайшая железнодорожная станция Катуар (несколько километров от Марфино) получила свое название по фамилии русского купца первой гильдии французского происхождения Льву Ивановичу Катуару. В начале ХХ столетия он владел керамическими заводами и пожертвовал свои средства на строительство станции. Катуар принимал активное участие в проектировании и строительстве Савёловской ветки, за что его именем и была названа станция. Движение было открыто в 1900, а станция возникла год спустя.

Историческая справка

Впервые упоминается в 1585 г. под названием Марфино, Щибрино тож. Усадьба первоначально принадлежала роду Головиных, в 1650 г.

Семь закрытых усадеб, которые можно посетить в День памятников

перешла Семёну Заборовскому, затем — Голицыным.

С 1728 по 1813 усадьбой владели Салтыковы, затем, до 1831 г., В. Г. Орлов, а потом, до 1917 года, усадьбой владели Панины.

Советы туристам

Как добраться

До Марфино из Москвы можно добраться:

На автомобиле по Дмитровскому шоссе до 39 км., далее, свернув по указателю и проехать еще 3 километра.

На электричке до Марфино можно доехать с Савеловского вокзала до станции Катуар, далее на автобусе №37.

Музеи

Название Адрес, контакты Описание Изображение

Музей "История танка Т-34"

Деревня Шолохово, дом 89А, Мытищинский район, п/о Марфино, Московская область Музей посвящен истории танка Т-34.

Дополнительно

Марфино на wikipedia.org

Leave a Comment