Успенский Собор Владимир Фото


Успенский собор во Владимире — десять веков славы

Успенский собор во Владимире

В 1158 году при князе Андрее Боголюбском  Владимир стал стольным градом и, в том же году, началось строительство Успенского собора на крутом берегу речки Клязьмы, у самой кромки обрыва. В 1160 году строительство было завершено, а внутренняя роспись храма фресками была закончена в 1161 году. Задумывался Успенский собор не только как основной храм на северо-востоке Руси, но и как центральный собор Владимирской епархии, отдельной от Киева.

Успенский собор

Во всём блеске и величии!

Собор получился воистину грандиозным. Одновременно он мог вместить в себе две тысячи человек! После снятия строительных лесов с собора весь люд ахнул! Его главный купол сверкал золотом и возвышался не менее, чем Софийский собор в Киеве! Богатые барельефы каменных стен украшали женские и львиные маски, вензеля и церковные сюжеты: «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников Севастийских», «Вознесение Александра Македонского».

Пол в храме был устелен блестящими словно золото, медными листами! На многие вёрсты вокруг сверкал он своими куполами и как бы возвышался над всем остальным городом. Многообразие золотой и серебряной утвари, украшенной драгоценными каменьями, было просто невообразимым! Летописцы сравнивали Успенский собор по красоте и величию с Иерусалимским храмом Царя Соломона. Своей постройкой Успенский собор определил на долгое время вперёд ход развития белокаменного зодчества на Руси.

Неспокойные годы юности

Молодость собора была тревожной. В 1183 году он сильно выгорел при пожаре, так что пришлось возводить новые стены из известняка и связывать их арками со старыми. При восстановлении собора его внутренняя часть была значительно расширена и стала вмещать одновременно аж три тысячи человек, вместо двух. Всеволод третий сделал и без того пышное убранство собора ещё более красочным и насыщенным драгоценностями. Он окружил основной храм двухэтажной галереей с четырьмя главами. Собор стал пятиглавым.

Купола Успенского Собора Во Владимире

Ещё одна напасть приключилась с собором в период монголо-татарского ига. В 1238 году монголо-татары осадили город и подошли к Успенскому собору, в котором укрывались жители Владимира, семья князя и владимирский еписком Митрофан. Собор был обложен брёвнами, хворостом и подожжён. Впоследствии собор был разграблен. Нападение монгольского царевича Талыча в 1410 году унесло из собора многие ценности.

Драгоценные фрески Успенского собора

Страшный суд Успенский собор

На протяжении 12-13 веков Успенский собор расписывался неоднократно, но от росписей тех времён почти ничего не осталось. Это было время многих пожаров и грабежей…

Фрески Андрея Рублёва Страшный суд Иаков Авраам и Исаак в раю

В 1408 году во Владимир прибыли из Москвы знаменитые иконописцы – Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Они фактически заново расписали собор и создали новый иконостас с иконами своей кисти. Этот иконостас разобрали рублёвский иконостас в 1773-1774 годы и заменили новым, который мы можем наблюдать и поныне. На сегодняшний день фрески этих мастеров во многом утрачены, но оставшиеся примеры росписи являются драгоценностями Успенского собора, а иконы со старинного иконостаса в 1922 году перевезли в Третьяковскую галерею.

Икона «Сретение» из иконостаса Успенского собора во Владимире Совместный труд Андрея Рублева и Даниила Черного Около 1408 г

Восстановление первозданного вида Успенского собора

К 18 столетию храм сильно обветшал, его доселе гордый стан испещрили трещины. Были приняты срочные меры по его спасению. Но восстановили Успенский собор с большими искажениями. Лишь научная реставрация 1888–1889 годов привела его в первоначальный вид.

Древняя княжеская усыпальница

Успенский собор был усыпальницей многих Русских князей. В нём похоронен Андрей Боголюбский, его дети — Изяслав и Глеб, Всеволод третий, а также Юрий Долгорукий и другие. Также здесь похоронены владимирские епископы и митрополиты.

Наследие предков сегодня

Интерьер Успенского Собора

Успенский собор был создан неизвестными мастерами 12-го столетия. Они на века запечатлели своё миропонимание в женских и львиных каменных масках барельефов, вензелях и узорах. Многое пережил на своём веку Успенский собор! Многое он помнит и многое может рассказать!

В наши дни Успенский собор вмещает в себя православный храм, а также является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это кафедральный собор Владимирской епархии. Успенский собор внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор – это то, что точно стоит посетить во Владимире!


Василий Поленов. Галерея живописи и рисунков карандашом художника
Успенский собор во Владимире

Русский художник Василий Поленов
Успенский собор во Владимире

Страницы биографии

B 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен… читать далее »

Учитель и ученики

Многие живописцы — Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие — отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года. В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще… читать далее »

Элеонора Пастон о Василии Поленове

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом.

Успенский собор во Владимире

Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности — к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей… читать далее »

Leave a Comment