В Какой Стране Амстердам

Амстердам — столица Нидерландов, один из крупнейших исторических городов Европы, сохранивших богатейшие культурные традиции. Четыре основных канала в самом центре Амстердама -“Singel”, “Herengracht”, «Keizersgracht», «Prinsengracht», опоясавшие исторический центр в форме полумесяца, сохранили свой неповторимый облик с 17 века практически без изменений. Остальные более 100 каналов, образовавшие в городе около 90 островов, между которыми перекинуто 400 мостов, придают городу типичную и неповторимую атмосферу.

Амстердам — важнейший банковский и финансовый центр страны. Примерно треть доходов населения голландской столицы приходится на мелкий бизнес. Несмотря на атмосферу свободы и непринужденности, это очень деловой город. Многие жители Амстредама заняты компьютерным бизнесом, графическим дизайном, журналистикой, издательским делом, архитектурой и другими искусствами; туризм и торговля также весьма значимые источники дохода населения.

Этот космополитический город необычайно популярен среди туристов со всего света, особенно среди молодежи. Одни едут сюда, как в одну из торговых столиц мира, другие — как в цитадель культуры и искусства, третьих манят знаменитые кофе-шопы с пирожками из марихауны. Кто-то мечтает посмотреть на район Красных фонарей, кто-то стремится проводить ночи в бесчисленных ночных клубах. В конце концов, немалое удовольствие можно получить просто от прогулок по улицам этого красивого и уютного города, с его многочисленными каналами и средневековыми зданиями. И все, кто любит Амстердам, на вопрос, что же такого в этом городе, перечисляя достоинства, обязательно назовут еще одно: особую атмосферу.

Свое первое знакомство с городом туристы начинают в международном амстердамском аэропорту "Шипхолл". Его скромный неоновый щит перед выходом в город гласит: "Вы прибыли в страну, являющуюся витриной капиталистического мира. Добро пожаловать!"

Амстердам основан на месте небольшой рыбацкой деревушки, построенной еще в XII веке. Это густонаселенный город, стоящий на реке Амстел, на сваях, вбитых в болотистый грунт на глубину 18 метров, и состоит из каналов, которые пересекаются на центральной улице Дамрак, где на 13 659 сваях стоит Королевский Дворец, построенный в середине 17 века. Часть здания открыта для публики. Рядом с дворцом — новая церковь, здесь короновали монархов.

Со стороны залива Эйсселмер Амстердам напоминает гигантскую челюсть с серокаменными зубами домов. Издалека видна знаменитая Башня слез. Когда-то жены голландских мореходов собирались здесь, дабы обильными слезами умилостивить грозного Нептуна и таким образом обеспечить счастливое возвращение своих странствующих супругов. Амстердамцы шутят, что жены современных моряков заливаются горючими слезами, когда их мужья возвращаются на берег.

Само название города ("Амстердам" — дословно: "дамба на реке Амстел") говорит о том, что жителям его, как, впрочем, и всем остальным подданным королевства, не привыкать к стихийным бедствиям. Уже который век в этой стране люди возводят дамбы, строят отводные каналы, дабы противостоять морской стихии: почти половина территории государства лежит ниже уровня моря.

Земля в Амстердаме похожа на пропитанную влагой губку, которую никто и не пробует отжать — бессмысленно. Жители Нидерландов испокон веков отвоевывают у моря участки земли. Делают они это так: вначале искусственным путем осушают землю, затем окружают ее дюнами, дамбами и дренажными каналами, и уже потом, по истечении нескольких лет, называют этот отвоеванный у моря, надежно защищенный и плодороднейший участок земли польдером, от голландского слова pol — так называли деревянные шесты, которые когда-то использовались для укрепления откосов дренажных рвов. Ныне их в Голландии сотни. Для подъема воды по системе кольцевых каналов, каждый из которых располагался выше соседнего, применялись ветряные мельницы. Сегодня этим "занимаются" электрические насосы, но мельницы по-прежнему остаются характерной чертой голландского пейзажа. Особенно много их к северу от Амстердама, вокруг Зансе-Сханса.

Транспорт. Самый распространенный общественный транспорт в Амстердаме – трамвай. Менее популярны автобусы и метро. Для проезда необходимо приобрести специальную карточку, называемую “Strippenkaart”, купить которую можно на вокзале, на почте, в табачных и газетных магазинах, а также непосредственно в автобусе или в трамвае, но стоить там она будет дороже. Такси можно заказать по телефону иди взять на улице на обозначенных столбиками стоянках такси, расположенных обычно недалеко от вокзалов, крупных гостиниц.

История города

История Амстердама началась в XIII в. с появлением небольшой рыбацкой деревни, которая расположилась на защитных дамбах, построенных на обоих берегах реки Амстел в ее нижней части.

Города Нидерландов. Амстердам

Из-за того, что вначале была возведена дамба на восточном берегу, большинство старых названий в восточной части Амстердама имеет приставку Ауде (от Oude — «старый») или Ауде-Зейдс (Oude Zijds — «старая сторона»).

Строительство западной дамбы, произошедшее позднее, дало сохранившееся до сих пор название появившейся на ее месте улице Ньеувендейк («новая дамба»).Плотина через реку Амстел, построенная в 1270 г., позволила выделить место для небольшой площади, получившей название Дам. Деревня стала называться Амстелледамме, т. е. «плотина на реке Амстел». Первое письменное упоминание об Амстердаме датируется 27 октября 1275 г. Сообщается о даровании торговых привилегий расположенной на дамбе в устье реки Амстел рыбацкой деревне графом Флорисом V Голландским. Статус города деревня получила на рубеже XIII-XIV вв., а ее название тогда приобрело современное звучание. В 1317 г. произошло присоединение Амстердама к графству 1олландия, которое провел Вильгельм III, наследник Флориса V Роль этого графства в землях Нидерландов была достаточно весомой уже в то время, что подтверждается удачным замужеством дочерей Вильгельма III: одна стала королевой Англии, другая — женой императора «Священной Римской империи». С этого времени началось экономическое развитие Амстердама. К востоку от площади Дам, которая оставалась центром города, были построены две гавани: одна на заливе Эй, другая на реке Амстел. Рост города шел одновременно с постепенной засыпкой грунтом обеих гаваней, и строительством прилегающих улиц Дамрак и Рокэн, которые до сих пор являются одними из основных магистралей Амстердама. В 1306 г. была построена первая церковь Амстердама — Ауде-Керк. Ее посвятили покровителю Амстердама и моряков святому Николаю.

К середине XIV в. город был с обеих сторон ограничен укрепленными каналами, которые стали первым кольцом в концентрической системе водных путей сообщения. Второе кольцо каналов сложилось к началу XV в., оградив территорию, образовавшуюся за первыми городскими стенами, и увеличив площадь, занимаемую городом, на 105 га. Новые каналы дали Амстердаму дополнительную защиту от внешних врагов. Значение Амстердама как порта возросло к концу XV в. из-за того, что Ганзейский союз дал городу право свободной торговли на Балтийском море. 70% грузовых перевозок по Балтике осуществлялось через Амстердам. Период расцвета города начался с 1578 г., после того как была завоевана независимость от испанского господства и образовалась Республика Соединенных провинций Нидерландов. Южные провинции были разорены испанцами, которые еще в 1585 г. разграбили и опустошили Антверпен, закрыв для судоходства устье реки Шельды. Все это позволило Амстердаму почти два века развиваться без конкуренции и предоставило в его распоряжение новые рынки сбыта товаров. Власть в Амстердаме перешла в руки совета из 36 регентов, которые, предвидя дальнейший рост города, поручили архитектору Хенндрику де Кейсеру разработать план развития, который получил название «План трех каналов». Воплощение этого плана в 1585-1658 гг. дало Амстердаму современные очертания.

По данным карты 1597 г., город увеличился вдвое и был построен новый канал за пределами городских стен, возведенных в XV в. Окончательное осуществление плана, проходившее под бдительным контролем муниципалитета, расширило территорию Амстердама к 1658 г. в четыре раза — до 716 га, придало городу гармоничный облик и принесло славу красивейшего города Европы. С 4 апреля 1609 г., когда команда нидерландских моряков, возглавляемая Генри Гудзоном, на судне «Де халфе Маен» отправилась из Амстердама на поиски Новой Индии, началась эпоха колониальных захватов новых земель. Образование сначала Ост-Индской, а затем Вест-Индской компаний и открытие фондовой биржи еще больше укрепили позиции Амстердама. В 1795 г. Амстердам был провозглашен столицей Батавской республики, а спустя 11 лет — Нидерландского королевства. На рубеже XVII-XVIII вв. Амстердам стал крупным торговым городом, портом, экономическим и культурным центром. Во второй половине XVIII в. значение Амстердама в мировой торговле пошло на спад. Численность городского населения стала уменьшаться. Французская оккупация с 1795 по 1813 г., ограничительная торговая политика Наполеона и континентальная блокада стали серьезным ударом для экономики города.

Но Амстердам остался столицей Голландии, где правил назначенный в 1806 г. Наполеоном Луи Бонапарт. Городская Ратуша была преобразована в королевский дворец. При Луи Бонапарте в Амстердаме был открыт Королевский институт науки, литературы и изящных искусств, а также заложены основы будущего Национального музея (Рейксмузеума). В 1810 г., когда Нидерланды были включены в состав Французской империи, Наполеон относился к Амстердаму как к третьему по значению городу после Парижа и Рима. 30 марта 1814 г., после поражения Наполеона, принц Вильгельм Фредерик Оранский был провозглашен королем Нидерландов под именем Вильгельма I в церкви Ньиуве-Керк, а Амстердам вернул себе статус столицы. В последней четверти XIX в. в связи с ускоренной индустриализацией и возрождением порта в Амстердаме возникли жилищные проблемы, обусловленные притоком рабочих из сельских районов и небольших городов. Численность населения в 1900 г. достигла 500 тыс. человек. Принятие в 1901 г. национального жилищного законодательства помогло исправить создавшееся негативное положение, связанное как с перенаселением, так и с возникновением уродливой застройки. В начале XIX в. Амстердам занял шестое место по величине среди европейских городов после Лондона, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и Вены. Постройка в 1860-80-х гг. канала Амстердам — Северное море открыла новый водный путь, который увеличил значение Амстердама как важнейшего порта страны. 1917 г. отмечен «картофельным бунтом» в столице, который вспыхнул на фоне массовых забастовок докеров, моряков, шахтеров и текстильщиков. В 1928 г Амстердам стал столицей IX Олимпийских игр. Во время Второй мировой войны город подвергался оккупации немецко-фашистскими войсками. В последние десятилетия из-за притока большого числа иммигрантов в Амстердаме обострилось положение с жильем и рабочими местами, стали возникать межэтнические конфликты, получило широкое распространение употребление наркотиков. Экологическая обстановка ухудшилась из-за неконтролируемого развития современных технологий.

The Netherlands

The Netherlands being the most densely populated country of the world has very interesting cities, beautifully preserved nature, and varied landscape, always fresh through the wind from the sea. This is the country, where light astonishes the visitor. No wonder, that the Dutch gave human civilization several important painters.

Official Name

Kingdom of the Netherlands (Dutch: Koninkrijk der Nederlanden). The Kingdom of the Netherlands consists of the Netherlands and its overseas islands — Netherlands Antilles and Aruba.

The Netherlands or Holland?

Talking about the Netherlands, people often incorrectly call it Holland. In fact, only the central part of the Netherlands is geographically named Holland. This part of the country consists now of two provinces Noord Holland (North Holland) and Zuid-Holland (South Holland).

Амстердам столица какой страны?

This is the region with important cities as Amsterdam, Rotterdam, The Hague (Den Haag), Delft, Leiden and Haarlem.

Geography and Climate

The Netherlands is located in North Western Europe, at the West and North-West coastline the North Sea; the country borders with Belgium from the South and Germany from the East and Northeast. Through its long North Sea coast (451 km) the climate of the Netherlands is a typical mild maritime climate, wet and mild, winters are rarely strong, summer is never very hot.

Provinces of the Netherlands

The Netherlands are traditionally divided into 12 provinces, which have their own capital, own self-rule and administration. Each of these provinces has very different sphere, different history, and different traditions. Thus, more than in any other country of Europe, richness of the Netherlands lays in its diversity.

Population and Languages

The Netherlands is populated in 81% by Caucasian Dutch population of Germanic or Gallo Celtic descent. Contrary to the popular ideas, more Dutch are catholic 31% than protestant 21%. In the Netherlands, women slightly exceed the male population. Dutch is an official language, spoken by almost total of the population, except for the expats coming from the Anglo-Saxon countries.

Short history of the Netherlands

Feeling of the national identity developed in the Netherlands during the war with Spanish domination, which lasted eighty years — from 1568 until 1648. Dutch resistance against the attempts of the Nazi Germany to incorporate Netherlands into the Third Reich during the WWII, and the leadership of the Royal Family in the struggle with the occupants, are still alive in the Dutch people memory.

Economy

The Netherlands is one of the most developed countries of the world. It has many industries and agriculture on a very high level of productivity. The biggest world’s companies as Shell and Unilever as well as the banking giants ING Group and ABN AMRO are based in the Netherlands. GDP per head is US $42,000, which is one of the highest in the world. The Netherlands is the member of the European Union and has adopted euro as its currency.

Political system

The Netherlands is a constitutional monarchy and a parliamentary democracy. Dutch monarch King Willem-Alexander of the Netherlands serves as representative head of state and a person uniting the divided parliamentary politics. The parliament consists of two chambers. The Lower House (Tweede Kamer, or Second Chamber) is elected every four years in a direct national elections together with the provincial parliaments.

Dutch Royal Family

The Royal family of Orange reigning now in the Netherlands, takes its roots in the 13th century. Since William I of Orange led the resistance Spanish rule in the Netherlands in the 16th century, which resulted after prolonged wars in Netherlands remaining an independent republic, the House of Orange has a leading role in the country political life.

See also:

Достопримечательности и интересные факты о Амстердаме — столице Голландии

Амстердам – столица Голландии. Город расположен в нескольких километрах от берега Северного моря, в устье реки Амстел, давшей городу своё имя. Амстел впадает в залив Эйссел, сообщающийся с Северным морем. Однако есть более короткий способ попасть из Амстердама к Североморскому побережью. От города к берегу по самому кратчайшему пути проложен Северный морской канал (Нордзе). Его протяжённость — 27 км.

Географические координаты Амстердама 52° 22′ северной широты и 4° 54′ восточной долготы. Восточная параллель города почти совпадает с нулевым меридианом. А вот высота расположения над уровнем моря равна «минус» 4м. Столица страны расположена ниже уровня мирового океана. Вот почему жителей Амстердама больше других беспокоит экологическое загрязнение планеты. В случае глобальных таяний ледников город окажется под водой в числе первых.

Территория города занимает площадь чуть больше 200 квадратных километров. Амстердам расположен на ста остовах, их разделяет больше ста пятидесяти каналов (из которых четыре – главные) и соединяют больше тысячи мостов. Не зря ему дали имя северной Венеции. На воде здесь осуществляются даже торги. Самый ходовой товар, предлагаемый с лодок и барж – цветочные растения.

Возможно вас заинтересуют статьи:

  • Достопримечательности и интересные факты о Амстердаме — столице Голландии
  • Достопримечательности и интересные факты о Республике Бразилия
  • Страх перед собственными чувствами
  • Почему хочется есть мел?
  • Всемирную знаменитость городу подарили легализация проституции, марихуаны и гашиша. Здесь есть музей секса, музей марихуаны, гашиша и конопли. Недоступные в других местах товары здесь приобретаются законно в специально отведенном месте – квартале Красных фонарей. Торговля наркотиками в Красном квартале разрешена, но запрещена фотосъёмка, а также курение табака в ресторанах. Общее количество зарабатывающих здесь проституток превышает 8000.

    Ещё одна особенность города – легализация однополых браков. Их регистрируют здесь с 2001 года.

    И, кроме того, — тюльпаны, ветряные мельницы, больше 4000 зданий 16-17 веков, бывший королевский дворец, церкви, фонтаны, музеи – всё это делает столицу Нидерландов интереснейшим для посещения городом, туристической столицей северного побережья Европы. Ежегодно сюда приезжают больше 4 миллионов туристов.

    Что обязательно стоит посмотреть в Амстердаме?

    Если вас интересует историческое наследие, то от железнодорожного вокзала необходимо идти прямо – и вы окажетесь в центре. Город не так велик, как многие европейские столицы. Поэтому популярные виды передвижения здесь – велосипед, лодка и ноги.

    Амстердам (Amsterdam)

    Что касается исторического центра, то его достопримечательности расположены так компактно, что осмотреть их можно, передвигаясь пешком.

    Королевский дворец 1648 года и центральная площадь Дам. Дворец демонстрирует классический фасад и изящные скульптуры.

    Музей восковых фигур расположен с другой стороны площади и носит имя мадам Тюссо.

    Музей Ван Гога предоставляет посетителям 200 картин, 500 рисунков и 700 писем знаменитого художника.

    Дом-музей Рембрандта, который прожил здесь 20 лет, демонстрирует быт времени творчества художника, а также работы его и учеников.

    Рейксмузеум представляет посетителям картины художников времён Золотого века и известный «Ночной дозор» Рембрандта.

    Морской музей хранит коллекции деревянных моделей судов.

    Старейший в мире зоопарк (200 лет) не только даёт возможность наблюдать за животными. В нём расположились планетарий, ботанический сад и геологический музей.

    Уникальный город мира сочетает в себе прекрасную архитектуру и проявления современной сексуальной свободы. А также старинные мельницы и современные велосипеды, редкие музеи, традиционные кафе и рестораны.

    12.09.2018

    Интересные факты об Амстердаме

    Вашему вниманию представляются самые необычные и интересные факты о столице Нидерландов.

    1. Статистика

    • Городу более 700 лет, первое упоминание о нем относится к 1275 году.
    • Население Амстердама на сегодняшний день составляет приблизительно 825 тысяч человек, в агломерации проживает более 2 млн.чел.
    • Ежегодно город посещают почти 5 млн.туристов
    • Амстердамский аэропорт Схипхол входит 5ку самых загруженных аэропортов Европы.

    2. Дамбы и название города

    Знаменитые каналы города появились здесь не просто так. Город располагается в низине, около залива Северного моря. Чтобы территория не затапливалась, еще в 13 веке здесь сооружали дамбы. Собственно с этим и связано образование города: название "Амстердам" образовалось из двух слов "Амстел" — река протекающая по центру города и "Дам" — дамба. Прямо на этой дамбе сегодня располагается главная площадь города — Дам. Весь город по сути построен на болоте, все здания держатся на 12-20 метровых сваях. Одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города — Королевский дворец стоит на 13659 сваях!

    Дамбы отлично выполняют свою функцию и защищают Амстердам от затоплений, но не трудно догадаться, что в случае сильного повышения уровня мирового океана, прекрасный город одним из первых окажется под водой.

    3. Плавучие дома

    В Амстердаме большую популярность получили так называемые плавучие дома или хаусботы — небольшие кораблики, пришвартованные на берегу и предназначенные для постоянного проживания. В них имеется канализация, водопровод, электричество. Хаусботы имеют свой собственный адрес. Появились они в связи с тем, что раньше Амстердам сталкивался с постоянной нехваткой жилья, был очень высокий налог на землю. Люди были вынуждены проживать на лодках. Сегодня же считается, что хаусботы имеют довольно состоятельные люди, поскольку их содержание обходится весьма дорого.

    4. Свобода и вседозволенность

    Недаром Амстердам очень часто нарекают самым свободным городом в мире.

    В 2001 году Амстердам стал первым городом в мире, где официально разрешили однополые браки.

    В 2000 году власти узаконили проституцию: жрицы любви имеют свой профсоюз, соцпакет и платят налоги.

    Именно Амстердам популяризоровал гей-парады. Здесь они проводятся с 1996 года и считаются самым главным событием для лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией в Европе.

    Главный принцип Нидерландской политики по наркотикам гласит: употребление наркотиков относится к проблемам здравоохранения и не является преступлением. Проводится строгая грань между легкими (марихуана, гашиш, грибы) и тяжелыми наркотиками. Легализованы только легкие наркотики. Приобретать (до 5 грамм на персону) и употреблять их можно только в специализированных заведениях — кофешопах. На улице это делать официально запрещено (но для многих это не является препятствием:))

    Об открытости и свободолюбии жителей Амстердама может сказать и еще один интересный факт: довольно большие окна домов, через которые можно спокойно увидеть все помещение, не принято занавешивать. При этом подглядывать в них считается неприличным.

    5. Безопасность

    Не смотря на отсутствие столь серьезных ограничительных мер, о чем говорилось выше, Амстердам считается одним из самых безопасных городов Европы. При этом в городе проживают представители более 150 нацональностей. Люди здесь действительно доброжелательные и спокойные.

    Единственное, чего стоит бояться — мелких карманных воришек, которые орудуют в любом крупном туристическом центре и больших скоплениях людей.

    6. Велосипеды

    Амстердам называют велосипедной столицей Европы. Велосипеды здесь — самый популярный способ передвижения. Практически у каждого жителя Амстердама (а их более 800 тыс.чел.!) имеется велосипед, у некоторых и по два, к тому же еще и многие туристы берут их в аренду. Каждый день на улицы Амстердама выезжает около 400 тысяч велосипедистов! По всему городу протягиваются специальные велосипедные дорожки.

    В Амстердаме имеется довольно необычная традиция: выбрасывать свой велосипед прямо…в канал! Есть мнение, что таким образом жители просто уклоняются от платы за утилизацию. Так или иначе, ежегодно специальная служба отчистки каналов вылавливает около 15 тысяч велосипедов!

    Как гласит одна популярная амстердамская шутка: "глубина городских каналов составляет 3 метра: метр ила, метр велосипедов и метр воды":)

    7. Мосты и каналы

    Амстердам получил титул "Северная Венеция" за огромное количество каналов, мостов и островов. Однако, стоит отметить, что по количеству каналов Амстердам не уступает Венеции: по различным данным в обоих города насчитывается от 150 до 170 каналов. А вот по количеству мостов Амстердам обгоняет Венецию почти в 4 раза: 400 против 1500! Так что, правильнее будет называть Венецию "Южным Амстердамом":)

    Рекомендуем прочитать:Каналы Амстердама и экскурсии по ним

    Амстердам (столица Голландии)

    Нью-Амстердам

    Представьте себе, один из крупнейших городов мира — Нью-Йорк, мог быть называться Нью-Амстердамом (Новый Амстердам)…точнее, так и было до 1664 года. В те времена эти земли являлись голландской колонией и носили название Новые Нидерланды, но позже были отвоеваны англичанами и город был переименован в привычный нам Нью-Йорк (Йорк — город в Англии).

    9. Мельницы

    Нидерланды — страна мельниц. Несколько старых мельниц сохранилось и на территории Амстердама. Под одной из них, например, находится бар-пивоварня Brouwerij’T IJ. Подробнее о ней и других мельницах можно прочитать здесь…

    10. Флаг Амстердама

    Глядя на официальный флаг и герб Амстердама, многим может показаться, что на нем изображен хорошо известный знак XXX, связанный с порно индустрией. Это не удивительно, пошлости и разврата, как известно, в Амстердаме хватает:) Однако, в данном случае на гербе изображены кресты Святого Андрея, характеризующие три главных достоинства: доблесть, твердость и милосердие.

    "Тот, кто в Амстердаме ездит на машине, уже стоит одной ногой в тюрьме" — в теперь далеком для меня 96-м эта фраза показалась странной. Тогда я была в столице Голландии впервые, всего несколько часов — времени было лишь на самое основное.

    Музей Ван-Гога и экскурсия по городу. Высокие узкие дома, грахты (каналы) — красиво, хочется вернуться и рассмотреть подробнее. Только увидев оригиналы картин великого безумца, я, наконец, поняла, что он был действительно гениален — репродукции картин Ван-Гога не передают и десятой доли магии его картин.

    Попытка вторая: 99-й год, однодневная экскурсия. Накануне полночи спорим с приятельницей: я восхищаюсь Амстердамом и с нетерпением жду следующего дня, онa ругает "грязный город", потом сдается — убедишься сама.

    Убедилась.

    Поездка на катере по грахтам просто незабываема, вид с воды более романтичный и яркий. Музей Мадам Тюссо (филиал лондонского музея) потрясает. Пару раз путали фигуры с людьми и наоборот — там есть фигуры практически неизвестных личностей. Музей чая и кофе на этом фоне "потерялся" совсем.

    Но последние пару часов перечеркнули все (по крайней мере, так тогда казалось). Понесла же нас нелегкая… впрочем, не жалею.

    Ведь не разбили же мне фотоаппарат в квартале Красных фонарей, и от запущенной в меня бутылки я увернулась… И не приставал никто с ножом к горлу со своей “травкой" — просто предложили. Дружелюбно. Искренне.

    Ну, чуть не зашибли меня пару раз несущиеся на какой-то нездоровой скорости велосипедисты. Ну, вольных нравов город, и сувениры… соответствующие. Мелочи это все. А тогда я согласилась — город "грязный", хотя и красивый.

    Попытка третья. Командировка на три дня. Ехать страшновато — как минимум один день уйдет собственно на деловую цель поездки, но ведь еще будет свободное время…

    За прошедшие четыре года я поняла, что давили меня велосипедисты "за дело" — нечего по их законным красным дорожкам ходить, для пешеходов есть тротуар. Интересно, чем бы закончилась попытка прогуляться по проезжей части, скажем, Тверской или Садового кольца?

    Так что к городу велосипедов "по этому пункту претензий нет". Уже нет. Но мне все равно не по себе: как это я абсолютно одна — и вдруг в этом городе… Делюсь своими страхами с другом, влюбленным в Амстердам. Тот убеждает меня, что часов до 11-ти вечера по центральным улицам можно гулять абсолютно спокойно, а что касается травки… "Они же именно предлагают, а не заставляют — дело твое. Многие туда за этим специально и едут…" Одним словом, успокоил. Прочитала путеводитель, и все вообще прояснилось: в прошлый раз у меня была лишь часть карты города — центральная площадь да квартал Красных фонарей… Так что остается много неохваченного, а это уже вдохновляет!

    Сами амстердамцы говорят, что есть "город — шоу для туристов", а есть собственно Амстердам. Жилой и туристический, но уже без вычурной рисовки, замешанной на наркотиках, проституции и секс-шопах.

    Есть уютные кварталы, где жители тихо выгуливают своих собак — мне навстречу почему-то попадалисъ в основном любимые "фоксики". Там мало занавешенных окон: когда-то голландцы не занавешивали окна в знак того, что вся их жизнь как на ладони и они "ничем таким не занимаются"; детей приносили аисты, вьющие гнезда на колесах… По моим наблюдениям, сейчас в жилых кварталах шторы в основном на окнах спален.

    Жилые кварталы Амстердама — это и старинные узкие дома, где каждая квартира занимает несколько этажей (комнаты расположены не на одном уровне, как мы привыкли, а одна над другой), и произведения современной архитектуры (не могу удержаться от громких слов — "коробок" в центре мало, зато есть очень любопытные постройки).

    "Нормально-туристический" Амстердам для меня это грахты с их классическими голландскими домами и музеи. На этот раз были охвачены дом-музей Анны Франк и Рейксмузеум.

    Дом-музей Анны Франк производит сильное впечатление — мягко говоря, становится “не по себе”. Видео, отрывки дневника проецируются на стену — все очень продуманно. В предпоследнем зале: "Я так хотела быть известной журналисткой, чтоб меня все читали…" Мечта сбылась, но как жестоко сбылась…

    Самая известная экспозиция Рейксмузеума — картины голландских мастеров, прежде всего, Рембрандта. "Центральная" картина — "Ночной дозор", огромное полотно (приблизительно 4.5 на 3.5 метра).

    На меня самое большое впечатление произвели "молодой" автопортрет Рембрандта (его лицо как бы выступает из тени, простоватые черты чутъ сглажены, а взляд…) и "Кораблекрушение на скалистом побережье" Wijnand Nuyen — люди после кораблекрушения на берегу, кто-то пытается вытащить других из воды, почти черные вода и небо, но чернота разрывается нежно-золотистыми лучами солнца… жизнь продолжается.

    В исторической части Рейксмузеума самый знаменитый экспонат — кукольный домик огромных размеров (метра 3) — модель голландского дома с классическим расположением комнат, макетами старинной мебели и т.п. Замечательная игрушка для взрослых!

    Раз уж сами жители называют Амстердам городом велосипедов, вернусь напоследок к этой теме.

    Наверное, велосипеды действительно основной транспорт Амстердама, по крайней мере, судя по их количеству. Впечатляет совместимость всего со всем и всеобщая терпимость. Никто никого не давит (чумные туристы, не знающие правил дорожного движения, — не в счет).

    Там, где велосипедных дорожек нет, и автомобилисты делят одну узкую полосу с велосипедистами, тоже полный мир. Поразительная картина: по такой дороге едет в прогулочном темпе велосипедист, за ним две машины в соответствующем темпе (!) — не сигналят, не злятся, просто едут себе спокойно (уточню для особо скептически настроенных: обкуренными водители не выглядели). За этими машинами ехали еще парочка велосипедистов и мотоциклист — после поворота свернули на более широкую улицу и "дали газу". Велосипедисты, в смысле. Ездят они в большинстве своем так, словно тренируются, поголовно, на "Тур де Франс".

    Один немец, учащийся в Амстердаме, давал на полном серьезе совет: "Возьми напрокат велосипед и посмотри город ‘глазами местной’. Одно ‘но’: забудь нормальные правила дорожного движения и не тормози, если перед тобой загорелся красный свет, просто прибавь скорость — автомобилисты тебя пропустят, никуда они не денутся, а если будешь тормозить, в тебя другие двухколесные сзади впечатаются и обругают… за дело!"

    И, все больше вдохновляясь, немец продолжал: "Амстердам — это идеальный город для велосипедиста, тут игра идет по тем правилам, о которых я мечтал с детства — для меня ‘вечнозеленый’ — вне зависимости от светофора, — а машины под меня подстраиваются. И никаких угрызений совести за нарушения. Нет, правда! В Германии, реши я поехать на красный свет, было бы паршивое чувство — вдруг какой-нибудь ребенок увидит, я подаю плохой пример, а если он тоже нарушит и попадет под машину… Вина на мне… В Амстердаме же — никто ни за кого не в ответе, лишь автомобилисты, но это уже их проблемы!"

    Да… вот уж действительно, кто в Амстердаме водит машину — стоит одной ногой в тюрьме…

    И еще о сочетаемости.

    Всегда считала, что сочетание "костюм + велосипед" — это из серии "галстук + кроссовки".

    Город Амстердам, столица Нидерландов

    Неверно! Красивое и стильное сочетание, которое в Германии редко увидишь.

    Зато в Германии, как правило, можно подъехать с велосипедом на городском транспорте, амстердамский же наземный транспорт для этого плохо приспособлен.

    В метро я, правда, не спускалась – может, это удовольствие еще впереди.

    По материалам "Суперстиль"

    ПУТЕШЕСТВУЙТЕ С НАМИ:

    все статьи

    Leave a Comment