Вантовые мосты Петербурга

Общая информация

Большой Обуховский мост ознаменовал собой новый виток развития мостостроения в Санкт-Петербурге как воплощение достижений инженерной науки и современного дизайна. Символично, что переправу начали строить, вступая в новое тысячелетие, в 2001 году.

Впервые в городе дерзнули возвести над Невой неразводную конструкцию — подвесной вантовый мост. До его появления невские берега соединяли исключительно разводные мосты, построенные в XIX-XX столетиях.

Мост состоит из двух раздельных магистралей (по 4 полосы каждая), по ним автотранспорт движется в противоположных направлениях. На момент открытия (2007) – это был рекордсмен страны по длине (2884 метра), а также официально признанный обладатель самого длинного в мире судоходного пролета на одном пилоне (382 метра), с занесением данных в книгу рекордов Гиннеса.

Являясь третьим по высоте сооружением в городе (126 метров) после башни телецентра и шпиля Петропавловского собора, переправа при этом обеспечивает 30-метровый габарит для прохождения судов.

Первые подвесные мосты в Петербурге появились еще в позапрошлом веке. Выдающийся инженер Вильгельм Треттер возвел несколько таких мостов на Фонтанке и канале Грибоедова. До наших дней сохранились знаменитые Банковский и Львиный пешеходные висячие мосты.

Но для реализации этой идеи при создании переправы через крупнейшую водную преграду города нужны были технологии и материалы совершенно иного уровня. Мост через Неву должен был обеспечить требуемую транспортную нагрузку (пропускная способность современного Большого Обуховского моста составляет более 200 тысяч автомобилей в сутки).

Разработчики, ими были сотрудники ЗАО «Института «Стройпроект», проанализировали зарубежный опыт, рассмотрели десяток различных конструкций и остановили свой выбор на проекте вантового моста, в котором пролет поддерживается системой стальных тросов, закрепленных на пилонах. Решение превосходило другие варианты по экономической целесообразности, как наименее затратное в строительстве и последующей эксплуатации. Оно не требовало установки промежуточных опор, которые могли мешать судоходству, и, что немаловажно для Петербурга, силуэт сооружения гармонично вписывался в городской ландшафт.

Технология применения стальных тросов (вантов) в качестве арматуры уже имела место при возведении моста Александра Невского в 1960-х годах. Правда, в те времена научные достижения опережали материальную базу, и отсутствие надежных качественных материалов привело к нежелательным последствиям – тросы проржавели, мост начал преждевременно разрушаться, и только капремонт с заменой несущих частей обеспечил работоспособность сооружения.

Материалы для строительства Большого Обуховского моста поставляли отечественные производители, и только ванты – один из главных элементов надежности моста – закупили в Австрии.

Одной из самых больших трудностей в ходе строительства явилась необходимость возводить мостовой переход с двух сторон от берегов навстречу друг другу. По мере продвижения к центру моста, каждый новый блок прикручивали к пролету и тут же приваривали к нему очередной вант, который затем натягивали на пилон и закрепляли. «Отдельной эпопеей» назвали строители момент, когда раскачиваемые ветром пролеты, наконец, соединили воедино, повторно выровняли и закрепили окончательно.

Ходячий миф о том, что если хотя бы один вант лопнет, то разрушатся и все остальные и мост упадет – не более чем необоснованный ложный слух. Согласно расчетам и результатам стендовых испытаний даже повреждение трех соседних вантов не приведет к обрушению моста. Кроме того, техническое состояние всех вантов моста отслеживается в круглосуточном режиме и отображается на трехцветной шкале монитора. Зеленый цвет соответствует норме, желтый предупреждает об опасности, красный – свидетельствует о предельной нагрузке на вант. Поэтому, по заверению специалистов, построивших мост, ситуация неожиданного обрыва полностью исключена.

Название мосту определили сами жители региона путем голосования. В городе уже был Обуховский мост через Фонтанку, поэтому новому мосту дали имя по близлежащему району Обухово, дополнив его эпитетом – большой.

Где находится Большой Обуховский мост

Большой Обуховский мост соединяет Октябрьскую набережную с проспектом Обуховской обороны, по нему проходит граница городской черты, разделяя Невский район Санкт-Петербурга и Всеволожский район Ленинградской области. Мост является частью КАД (Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга).

Большой Обуховский мост

У этого термина существуют и другие значения, см. Обуховский. Не следует путать с Обуховским мостом.

Большой Обуховский мост

59°51′15″ с. ш. 30°29′37″ в. д.HGЯOL

Область применения

автомобильный (движение пешеходов запрещено)

Пересекает

Нева

Место расположения

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Конструкция

Тип конструкции

вантовый мост

Материал

сталь

Число пролётов

Основной пролёт

382 м

Общая длина

994 м

Ширина моста

25 м × 2

Высота свода над водой

30 м

Полос движения

4 × 2

Максимальная нагрузка

100 тыс. автомобилей в сутки

Эксплуатация

Открытие

15 декабря 2004 (первая очередь),
19 октября 2007 (вторая очередь)

Большой Обуховский мост на Викискладе

Большо́й Обу́ховский мост — вантовый неразводной мост через Неву. Расположен на границе Невского района Санкт-Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области, в среднем течении Невы; соединяет проспект Обуховской Обороны и Октябрьскую набережную. Один из самых длинных мостов России. Первый неразводной мост через Неву и самый большой в Санкт-Петербурге по величине перекрываемого пролёта (382 м), а также самый большой мост через Неву. Фактически это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, имеющих общее название: расположенный выше по течению Невы (южный) — для езды в восточном направлении, ниже по течению (северный) — для езды в западном направлении. Из-за конструкции в просторечии также называется просто Вантовым.

Конструкция

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 9 декабря 2014 года.

Вид с пилона моста на дорожное полотно и ванты.

Генеральный проектировщик мостового перехода — ЗАО Институт «Стройпроект», проектировщик вантовой части — ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», генеральный подрядчик — ОАО Мостоотряд №19. В строительстве моста принимали участие: Воронежстальмост, Мостоотряд № 10, Мостоотряд № 18, Мостоотряд № 90, МТФ Мостоотряд № 114, Мостоотряд № 125, входящие в состав Мостотреста, (были заняты на строительстве правобережной части вантового моста, а также съездов на левом берегу) и другие субподрядные организации. Мост построен в достаточно сложном для навигации участке Невы, неподалёку от излучины Кривое колено, однако с широко расставленными по берегам Невы пилонами высотой 126 м и высоким пролётом, мост совершенно незаметен для проходящих по реке судов. Автодорожные развязки с Октябрьской набережной и проспектом Обуховской обороны сложны, и если первая раскинулась на несколько сотен квадратных метров на ещё свободном правом берегу Невы, то вторая построена на небольшом клочке земли между жилыми домами по Рабфаковской улице и проспектом Обуховской обороны, где помимо того проходят трамвайная линия и железнодорожные пути, ведущие от железнодорожной станции Обухово к Обуховскому заводу.

Полная длина мостового перехода, включая эстакады подходов, составляет 2884 метра, из них, собственно, моста — 994 метра, включая судоходный пролёт в 382 метра. Высота пролётной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что даёт крупным судам свободно проходить под мостом.

Из-за данного моста максимальный габарит судов, способных пройти по Неве из Ладожского озера в Невскую губу или в обратном направлении был уменьшен по высоте на 10 м. Существовавший долгое время минимальный подмостовой габарит мостов через Неву (и главный судоходный рукав — Большую Неву) в 40 м, определявшийся по наиболее низким в разведённом положении мостам (Володарский, Кузьминский и Ладожский мосты) на Большом Обуховском был сделан на 10 м ниже — высотой лишь 30 м.

В 2003 году на строительной площадке был открыт «Музей вантового моста» — единственный в Санкт-Петербурге музей одного строительного объекта. По окончании строительства в конце 2008 года музей был перемещён на территорию Санкт-Петербургского филиала ОАО «Мостоотряд № 19» в Красное Село. В 2006 году на только что построенном левобережном пилоне второй очереди моста была установлена новогодняя ёлка. Благодаря пилону, она стала самой высокой новогодней ёлкой города.

Краткое описание моста

Большой Обуховский мост в просторечии называют вантовым, потому что он подвешен на стальных опорах одноименной конструкции. Это единственный мост над главной артерией города, который никогда не разводится. Простираясь через Неву, разграничивает и одновременно соединяет два района — Невский и Всеволожский. Раньше это была целая история. Если ты опоздал к разводу мостов и остался на стороне города где у тебя нет дома — пришло время приключений.

До создания постоянной переправы через Неву разводные мосты были излюбленной отговоркой для изменников. Мол задержался на работе не успел на мосты — заночевал там же. Но теперь придется быть поизворотливее или моногамнее

Конструкция сложная, состоит из двух паралельных мостов — для разных направлений движения. Каждый из них снабжен 4 полосами. При этом один из них расположен чуть ниже, но как говорит батя — «на скорость не влияет».

Ещё стоит выделить лёгкий наклон дорожного полотна, что требует от водителей внимательности при езде. Руки от руля отнимать нельзя, чтобы машину не повело в сторону.

Движение тут плотное, за счёт того, что сооружение входит в структуру КАДа, и авто идут непрерывно.

Знакомый Андрея работает на КАДе наблюдающим за ходом движения и рассказывает, какие аварии случаются, учитывая, что машины едут 110-120 км/ч + туман.

Интересные факты

  • Единственный не разводной мост в Санкт-Петербурге, что в диковину для российских городов связанных с судоходством
  • Навсегда связал две части Северной столицы
  • Является частью кольцевой автодороги Санкт-Петербурга
  • Подвешен на стальных тросах особой прочности над Невой
  • Выполняет несколько задач, не мешает при этом судоходству, благодаря высоте над рекой
  • Название мосту дали люди методом голосования из множества предложенных вариантов
  • При строительстве сооружения был создан музей вантового моста — единственный в своём роде. Можно посетить, чтобы узнать нюансы создания сооружения

Ну и нет худа без добра — на радость таксистам, заплутавшие туристы после развода мостов заплатят от 700 рублей (и больше, но какая разница, когда ты влюблён) за то, чтобы перебраться на другой берег в центре города.

Факты в цифрах

  • Длина сооружения примерно 3 километра, а «тело» — 382 метра
  • Высота 30 метров над рекой
  • Ширина изделия 30 метров
  • Область применения изначально автомобильная — тротуар рассчитан только для дорожных работников
  • Нагрузка рассчитана на 100 тысяч автомобилей в сутки
  • Ванты крепятся к металлическим пилонам высотой 120 с половиной метров
  • Мост настолько огромен, что под ним мог бы поместиться железнодорожный Большеохтинский мост.

А это просто Лоси проплывающие под мостом в 2014 году против течения

Leave a Comment