Васко да гама мост

Мост Васко да Гама в Португалии

Планируя тур по Португалии, было бы ошибкой для любопытных путешественников позабыть о европейском автомобильном маршруте «Е01». Пересекая огромнейший залив, образуемый рекой Тежу в Лиссабоне, трасса проходит по самому длинному в Европе мосту, протяженностью более 17 км. Его внешний вид поражает сочетанием красоты и надежности. Достижения современных строительных технологий на этом примере приводят в восторг. Не имея классической формы, он гармонично вписывается в природные пейзажи, удивляет легкостью и в то же время функциональностью.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 апреля:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

До 22 апреля tours.guruturizma.ru дарит до 2 000 ₽ при покупке тура в любую страну (кроме России). Дата вылета – 27 апреля по 10 мая. Минимальная сумма тура – 40 000₽

  • LT-OVERSEAS-1 – 500 ₽ на 1 взрослого
  • LT-OVERSEAS-2 – 1000 ₽ на 2 взрослых
  • LT-OVERSEAS-3 – 1500 ₽ на 3 взрослых
  • LT-OVERSEAS-4 – 2000 ₽ на 4 взрослых

Проектирование моста

Настоящее чудо инженерной мысли, мост проектировали полтора года, учитывая ландшафтные и погодные условия, все возможные мелочи, которые могут повлиять на прочность этого грандиозного строения. Не игнорировались и требования ученых экологов, для сохранения экосистемы реки, даже ночное освещение не падает на воду.

Из-за длины, что интересно, специалисты рассчитали погрешность в 80см по причине шарообразной формы планеты. Каждая, даже самая небольшая деталь сконструированы очень надежно, чтобы за срок эксплуатации как минимум 120 лет, сооружение могло выдержать ветер до 250км/час, землетрясения, которые более чем в четыре раза сильнее того, что потрясло Лиссабон в 1755г., сила толчков тогда лишь слегка не достигала 9 баллов.

Подумать только, сваи диаметром в 2,2 метра уходят на глубину 95 метров ниже уровня моря. Шесть полос обслуживают до 52тыс. машин в сутки. При этом если их количество увеличивается (наибольшая пропускная способность до 130тыс автомобилей ежесуточно), открываются еще две полосы дополнительно. Максимальная скорость движения – 120 км/час, она снижается до 90км/час при плохой погоде.

Строительство моста

Мост возводили четыре различные компании, перед каждой из них стояли свои отдельные задачи, которые были успешно выполнены. В короткие сроки, всего полтора года, строительство благополучно завершилось. Особое внимание уделялось технике безопасности. Ни одного нарушения не было зафиксировано. Несчастных случаев не произошло ни в процессе работ, ни в последующем использовании моста.

Сроки в этом предприятии имели принципиальное значение для португальцев. Открытие движения приурочено к исторической дате. В 1498 году знаменитый мореплаватель Васко да Гама проложил морской путь, соединяющий Европу с Индией. Мост и назван в его честь. В этот день, 29 марта 1998г, пятьсот лет спустя, по всей протяженности дороги через реку был накрыт огромный праздничный стол с угощениями для всех гостей, пришедших на торжество и более трех тысяч рабочих, участвовавших в проекте.

Возведение финансировалось не государственными средствами, этим занимался консорциум «Lusoponte». Проезд по мосту Васко да Гама платный, если двигаться в сторону Лиссабона. В зависимости от типа транспорта, плата составляет €2,5-5,85 для легковых автомобилей, для грузовиков – до €11,2. Из города, в направлении юга можно ехать бесплатно.

Чем интересен мост для туристов

Васко да Гама привлекает как профессионалов-строителей, так и любителей эстетических впечатлений. Днем, при ясном солнце мост производит ошеломляющий эффект. Белые несущие опоры уносят к горизонту автомагистраль. Конца её не видно, он скрывается, поглощенный в соединении бирюзовой воды и голубого неба. Узкой синей полоской между ними еле проглядывается другой берег реки.

В ночное время из горящего огнями мегаполиса выходит артерия, и по воздуху, сквозь непроглядную тьму несет яркий свет фонарей и автомобильных фар, она уплывает куда-то вдаль…. Ночью путешествие по мосту завораживает. Спереди и сзади освещенный участок пути окружен черным покрывалом, берега скрыты где-то во мраке, снизу плещутся волны. И только сверху мириады звезд безуспешно пытаются осветить всю дорогу.

На рассвете становятся видны прелести окружающей природы. Движущийся автомобиль догоняет серебристая дорожка, отражение восходящего солнца. Свежесть воздуха бодрит, а бесконечная дорога вдохновляет на новые странствия. Рядом с подъездными путями на берегах оборудованы замечательные парковые зоны. В Лиссабоне горожане и гости полюбили прогулки по этим аллеям.

Славные фотографии получаются с видом на мост, особенно неповторимыми они кажутся вечером, когда опоры окрашиваются в оранжевые и красные оттенки заходящего светила. Все цвета радуги можно наблюдать тут в это время суток. На фоне ультрамаринового неба мост играет разными тонами с каждым сантиметром уходящего солнышка. Даже в самую отвратительную погоду это сооружение как непоколебимая крепость защищает путников и чарует своей красотой.

Португалия по праву может гордиться такой достопримечательностью, как мост Васко да Гама. Мировая общественность внесла его в сокровищницу крупнейших архитектурных достижений человечества конца двадцатого века.

Предшественники Васко да Гамы

Путь торговцев пряностями из Португалии в Индию (зелёная линия) и маршруты Васко да Гама (чёрная), Перу да Ковильяна (оранжевая) и Афонсу ди Пайва (синяя)

Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие как пряности, португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как страна после Реконкисты и войн с Кастилией была бедна и не имела для этого финансовых возможностей.

Однако географическое положение Португалии весьма благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и попыткам найти морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал претворять в жизнь португальский инфант Энрике, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель. После захвата Сеуты в 1415 году Энрике начал одну за другой отправлять морские экспедиции к югу вдоль африканского берега. Продвигаясь все дальше и дальше, они привозили золото и рабов с гвинейского побережья, создавали на открытых землях опорные пункты

Генрих Мореплаватель умер в 1460 году. К тому времени корабли португальцев, несмотря на все успехи, не достигли даже экватора, а после смерти Энрике экспедиции на какое-то время прекратились. Однако после 1470 года интерес к ним вновь возрос, были достигнуты острова Сан-Томе и Принсипи, а в 1482—1486 годы Диогу Кан открыл для европейцев большой отрезок африканского побережья к югу от экватора

В 1487 году Жуан II направил по суше двух офицеров, Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву, на поиски «страны пряностей» и пресвитера Иоанна, легендарного правителя якобы существующего могущественного христианского государства в Центральной Азии. Ковильяну удалось достичь Индии, однако на обратном пути, узнав о том, что его спутник погиб в Эфиопии, он направился туда и был задержан там по приказу императора. Ковильян всё же сумел передать на родину отчёт о своём путешествии, в котором подтвердил, что вполне реально достичь Индии по морю, обогнув Африку.

Почти в то же время Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан, окончательно доказав тем самым, что Африка не простирается до самого полюса, как полагали древние учёные. Матросы флотилии Диаша, однако, отказались плыть дальше, из-за чего мореплаватель не сумел достичь Индии и вынужден был вернуться в Португалию.

Основываясь на открытиях Диаша и сведениях, присланных Ковильяном, король собирался отправить новую экспедицию. Однако за последующие несколько лет она так и не была полностью снаряжена, возможно, потому что внезапная гибель в результате несчастного случая любимого сына короля, наследника престола, ввергла его в глубокое горе и отвлекла от государственных дел; и только после смерти Жуана II в 1495 году, когда на престол вступил Мануэл I, продолжилась серьёзная подготовка новой морской экспедиции в Индию.

Подготовка к экспедиции

Отплытие Васко да Гамы в Индию

Экспедиция была тщательно подготовлена. Специально для неё ещё при жизни короля Жуана II под руководством опытного тайного посла Бартоломеу Диаша, который ранее разведал путь вокруг Африки и знал, какой конструкции нужны суда для плавания в тех водах, были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль, капитан Гонсалу Алвариш) и «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нау» — крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120—150 тонн, с четырёхугольными парусами, более лёгкая и маневренная каравелла «Берриу» с косыми парусами (капитан — Николау Коэльо) и транспортное судно для перевозки припасов под командованием Гонсалу Нуниша. В распоряжении экспедиции были лучшие карты и навигационные приборы. Главным штурманом был назначен выдающийся моряк Перу Аленкер, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. В плаванье отправлялись не только моряки, но и священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек. 10 из них являлись осуждёнными преступниками, которых предполагалось использовать для самых опасных поручений.

Учитывая то, что плавание должно было продлиться много месяцев, в трюмы кораблей постарались загрузить как можно больше питьевой воды и провизии. Рацион матросов был стандартным для дальних плаваний того времени: основу питания составляли сухари и каша из гороха или чечевицы. Также каждому участнику в день полагалось полфунта солонины (в постные дни заменялась рыбой, которую ловили по пути), 1,25 литра воды и две кружки вина, немного уксуса и оливкового масла. Иногда, чтобы разнообразить питание, выдавались лук, чеснок, сыр и чернослив.

Кроме казённого довольствия, каждому матросу полагалось жалование — по 5 крузаду за каждый месяц плавания, а также право на определённую долю в добыче. Офицеры и штурманы, разумеется, получали намного больше.

С максимальной серьёзностью португальцы отнеслись к вопросу вооружения экипажа. Моряки флотилии были вооружены разнообразным холодным клинковым оружием, пиками, алебардами и мощными арбалетами, носили в качестве защиты кожаные нагрудники, а офицеры и часть солдат имели металлические кирасы. О наличии какого-либо стрелкового оружия не упоминалось, а вот артиллерией армада была снабжена превосходно: даже на небольшом «Берриу» было размещено 12 пушек, «Сан-Габриэл» и «Сан Рафаэл» же несли по 20 тяжёлых орудий, не считая фальконетов.

Первое плавание в Индию (1497—1499)

Маршрут Васко да Гама во время Первого плавания в Индию

На пути к Мысу Доброй Надежды

8 июля 1497 года армада торжественно выплыла из Лиссабона. Вскоре корабли португальцев достигли Канарских островов, принадлежащих Кастилии, но Васко да Гама приказал обойти их стороной, не желая выдавать врагам — испанцам цель экспедиции. Короткая остановка была сделана на принадлежащих Португалии островах, где флотилия смогла пополнить запасы. Где-то близ берегов Сьерра-Леоне Гама по совету Бартоломеу Диаша (чей корабль первое время плыл с эскадрой, а затем направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье), чтобы избежать встречных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан, лишь после экватора повернув снова на юго-восток. Прошло более трёх месяцев, прежде чем португальцы вновь увидели землю.

Падран Васко да Гама в районе Мыса Доброй Надежды

4 ноября корабли причалили к бухте, позже ими названной Святой Еленой. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта, однако португальцы вскоре вступили в конфликт с местными жителями, и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо подготовленные моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама. Значительно позже этот эпизод весьма подробно описал Камоэнс в своей поэме «Лузиады».

В конце ноября флотилия после многодневного шторма с большим трудом обогнула мыс Доброй Надежды, после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Мосселбай. Грузовое судно было повреждено так сильно, что ремонту уже не подлежало, и поэтому (а также потому, что к тому времени часть моряков экспедиции погибла от цинги и людей для продолжения плавания на всех четырёх кораблях не хватало) было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие три корабля. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант (т. е. съедобные припасы, или провизия) и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

15 декабря 1497 года португальцы миновали последний падран, поставленный Диашем, а 25 декабря достигли области, ныне входящей в провинцию ЮАР Квазулу-Натал. В течение следующего месяца плавание продолжалось без происшествий, не считая того, что дважды суда останавливались для ремонта и пополнения припасов.

Мозамбик и Момбаса

Обогнув мыс Доброй Надежды, португальцы вторглись в территории, которые на протяжении нескольких сотен лет были частью торговых маршрутов Индийского океана. Арабские торговцы повсеместно присутствовали на юго-восточном побережье Африки. Они обладали политическим и экономическим влиянием на местных султанов. Васко да Гама получил аудиенцию у местного султана Мозамбика, но товары, которые португальцы могли предложить, не понравились местным торговцам. Сами же португальцы вызвали подозрение у султана, и Васко да Гама пришлось в спешке отплывать. Обиженный на негостеприимство, Васко да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные селения. К концу февраля флотилия подошла к портовому городу Момбаса, при этом Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил в рабство (в плен) 30 человек.

Малинди

Васко Да Гама прибывает в Каликут 20 мая 1498 года.

Продолжая путь вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг Малинди. Местный шейх дружелюбно встретил Васко да Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Понимая, что теперь надлежало пуститься через неведомый доселе Индийский океан, Васко да Гама попытался нанять в Малинди опытного лоцмана. С большим трудом с помощью правителя Малинди лоцман был найден. Долгое время и среди русских, и среди зарубежных историков считалось, что им был Ахмад ибн Маджид. Однако сейчас историки склоняются к тому, что Ахмад ибн Маджид не мог быть лоцманом Васко Да Гамы.

Лоцман взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довёл суда до Индии. К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде).

Каликут, Индия

Заморин Каликута встретил португальцев с почётом — военным парадом 3000 солдат, и удостоил Васко да Гама аудиенцией. Он передал заморину подарки, которые, однако, не произвели впечатления на него. Мусульманские торговцы, бывшие при дворе заморина, указали, что подарки недостойны европейского правителя, а Васко да Гама похож больше на пирата, чем на королевского посла. Португальцы получили разрешение заморина на открытие торговой фактории, но их товары продавались плохо. С индийцами возникли споры по поводу пошлин, оплату которых те требовали с португальцев. Разочарованный, Васко да Гама отплыл из Кожикоде, силой прихватив с собой около двух десятков рыбаков.

Возвращение в Португалию

Падран, воздвигнутый Васко да Гама в Малинди на обратном пути из Индии

На обратном пути португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трёхмесячный путь к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо. Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард.

7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но всё равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар, 1 февраля сделали остановку у Мозамбика, 20 марта вновь обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донёс суда до островов Зелёного Мыса. Оттуда Васко да Гама послал вперёд корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата — Паулу да Гама. В августе или в сентябре 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной — выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.

Второе плавание в Индию (1502—1503)

В данном разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Малабарский берег Индии, маршрут возглавляемой Васко да Гама 4-й Индийской армады Португалии (1502 год).

Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать ежегодные экспедиции в Индию. Экспедиция 1500 года (2-я Индийская армада Португалии), возглавлявшаяся Педру Алвариш Кабралом, заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы вступили в конфликт с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек. Недолговременный союз с Каликутом сменился войной.

Чтобы основать в Индии долговременные укрепления и подчинить страну, в 1502 году король Мануэл направил эскадру во главе с Васко да Гамой. В экспедицию отправилось двадцать судов, из которых адмирал Индийского океана командовал десятью; пять должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, а ещё пять, под командой племянника адмирала, Эштевана да Гама, предназначались для охраны торговых факторий. Экспедиция выступила 10 февраля 1502 года.

По пути Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике, покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Начиная жестокими мерами борьбу с арабским судоходством, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега.

Вот как об этом повествует Гаспар Коррейра: «Португальцы отправились туда на лодках и целый день возили оттуда грузы на португальские корабли, пока не опустошили весь корабль. Капитан-командир запретил привозить с корабля мавров и потом велел сжечь корабль. Когда капитан корабля узнал об этом, он сказал:

— Господин, ты не выиграешь ничего, убив нас, прикажи заковать нас в кандалы и отвезти в Каликут. Если мы не нагрузим твоих кораблей бесплатно перцем и другими пряностями, сожги нас. Подумай, ты теряешь такие богатства из-за желания нас убить. Помни, что даже на войне щадят тех, кто сдается, а мы ведь не сопротивлялись вам, примени же к нам правила великодушия.

А капитан-командир ответил:

— Тебя сожгут живьем, ничто не остановило бы меня предать тебя сотне смертей, если бы я мог это сделать. <…>

Многие женщины метались, поднимая на руки своих маленьких детей, и, протягивая их к нам, старались возбудить в нас жалость к этим невинным.»

Вот как заключает Гаспар Коррейра свой рассказ: «Мавры плавали вокруг, а наши преследовали их на шлюпках и убивали копьями. Случилось так, что мавр, плывший в воде, нашел в воде копье. Он поднялся над водой насколько мог и швырнул копье в лодку. Копье пронзило и убило одного матроса. Это показалось мне замечательным случаем. Я записал его».

Васко да Гама в последние годы жизни

В октябре 1502 года флот прибыл в Каннанур. Местный раджа торжественно встретил португальцев и разрешил построить большую факторию. Загрузив суда пряностями, адмирал направился к Каликуту. Здесь он действовал решительно и жестоко. Несмотря на обещания заморина возместить убытки и сообщение об аресте виновников нападений на португальцев, адмирал захватил стоявшие в порту суда и обстрелял город, превратив его в развалины. Он приказал повесить на мачтах захваченных индийцев, отправил на берег заморину отрубленные у несчастных руки, ноги и головы, а тела выбросил за борт, чтобы их вынесло на берег.

Гаспар Коррейра так рассказывает об этом: «Когда так поступили со всеми индусами, он приказал связать их ноги вместе. У них не было рук, чтобы развязаться, а чтобы они не развязали путы друг другу зубами, он приказал выбить им зубы клепками из бочек. Потом их навалили кучей на корабль. Сверху адмирал велел покрыть их циновками и пальмовыми листьями и, подняв паруса, пустить корабль по ветру к берегу, а сам приказал стрелять по нему. Там было более восьмисот мавров. Маленькую лодку, где был жрец и все уши и руки, он тоже приказал послать под парусами к берегу, запретив стрелять по ней. Корабли эти быстро добрались до берега, а там толпа начала спасать из огня тех, кто ещё был живым, громко оплакивая их».

В книге И. Можейко «Пираты, корсары, рейдеры» автор приводит следующую оценку действиям Васко да Гамы: «Даже на фоне жестокости, царившей в годы, когда горели костры инквизиции в Испании и Нидерландах, когда испанцы избивали инков и майя, эти поступки — явление из ряда вон выходящее. Это не единичный акт мести, а холодная политика. Действия Васко да Гамы нельзя оправдать религиозным рвением или ненавистью к исламу. Известно, что он хорошо обращался с правителем Малинди и с мусульманами из Кочина и Кананора, изъявившими готовность подчиниться. Ненависть его была избирательна, а посему говорить о каких-либо чувствах не приходится. Как-то, когда Васко да Гаме попали в руки несколько индийцев, он решил использовать их в качестве живых мишеней в стрельбе из арбалетов, для чего приказал развесить пленных на реях головами вниз. К нему подбежал один из офицеров и сказал, что эти люди не только не мавры, но даже и не индусы, а те самые местные христиане, которых столь упорно разыскивали португальцы. Васко да Гама велел позвать священника и перед смертью христиан исповедали. Когда каликутский заморин направил послов в Кочин, чтобы открыть глаза союзнику португальцев на их дела, португальцы послов перехватили, отрезали им уши и носы, и на их место пришили собачьи и в таком виде вернули послов обратно».

Через два дня Васко да Гама вновь обстрелял Каликут и принёс морю новые жертвы. Заморин бежал из разрушенного города. Оставив для блокады Каликута семь кораблей под командованием Висенте Содре, да Гама отправился в Кочин. Здесь он догрузил корабли и оставил в новой крепости гарнизон. Заморин с помощью арабских купцов собрал большую флотилию, которая 12 февраля 1503 года выступила навстречу португальцам, снова приближавшимся к Каликуту. Однако артиллерией кораблей лёгкие суда были обращены в бегство.

В октябре 1503 года Васко да Гама вернулся с успехом в Лиссабон. Король, довольный добычей, повысил пенсию адмиралу, однако серьёзного назначения честолюбивому моряку не дал. Только в 1519 году да Гама получил земельные владения и графский титул.

Потомки

Васко да Гама и его жена Катарина ди Атаиди имели шесть сыновей и дочь:

  1. Дон Франсишку да Гама, старший сын, унаследовавший титул 2-го графа Видигейра и 2-го Адмирала Индийского океана. Оставался в Португалии.
  2. Дон Эштеван да Гама, сопровождал отца в 3-м плавании в Индию в 1524 году. Капитан Малакки в 1534—1539 годах. Губернатор Португальской Индии в 1540—1542 годах.
  3. Дон Паулу да Гама, сопровождал отца в 3-м плавании в Индию в 1524 году. Капитан Малакки в 1533—1534 годах. Убит в морском сражении около Малакки.
  4. Дон Криштован да Гама, в 1532 году прибыл в Индию вместе с братом Эштеваном да Гама, в 1535 снова вернулся в Португалию. В 1538 году присоединился к экспедиции в Диу. Эштеван, уже будучи вице-королём Индии, в 1541 году поручил ему командование кораблём во время рейда по османским военным базам в Суэцком заливе. В 1542 году возглавлял экспедицию в Эфиопию, во время которой был убит.
  5. Дон Педру да Силва да Гама, Капитан Малакки в 1548—1552 годах.
  6. Дон Алвару ди Атаида да Гама, Капитан Малакки в 1552—1554 годах.
  7. Дона Изабель ди Атаида да Гама, жена дона Игнасиу де Норонья, сына Антониу, 1-го графа Линьярис.

Мужская линия рода да Гама пресеклась в 1747 году, титул графа Видигейра перешёл через женскую линию.

Память

  • В честь Васко да Гамы назван бразильский футбольный клуб «Васко да Гама».
  • В честь Васко да Гамы назван город Васко-да-Гама в Гоа.
  • В 1998 широко отмечалось 500-летие первого путешествия Васко да Гамы. 4 апреля в устье Тежу (Лиссабон) был торжественно открыт самый длинный в Европе мост, названный в честь великого мореплавателя.
  • Модель футбольного мяча Adidas Roteiro, являвшаяся официальной для Чемпионата Европы по футболу 2004 г., названа в честь судового журнала на корабле Васко да Гамы.

Кенотаф Васко да Гамы в Национальном пантеоне Португалии

  • В Лиссабонской церкви Святой Энграсии, имеющей статус Национального пантеона Португалии, наряду с другими прославленными мореплавателями Португалии Васко да Гаме установлен кенотаф.
  • В 1935 г. в честь Васко да Гамы назван кратер на Луне.
  • В 2012 г. Европейским научно-промышленным консорциумом учреждена Золотая медаль имени Васко да Гамы (Medal «European scientific and industrial consortia — Vasco da Gama»), которую вручают ученым за выдающиеся достижения в области географических наук.

> Образ в искусстве

  • 2003 — Васко да Гама. В поиске острова специй / Vasco Da Gama. The Quest for the Spice Islands (реж. Эйке Шмитц / Eike Schmitz) — документальный

Самый длинный и живописный мост Европы (8 фото)

Вантовый мост Васко да Гама через реку Тежу к северо-востоку от Лиссабона, Португалия, является самым длинным мостом в Европе. Его длина составляет 17,2 км, в том числе 0,829 км основного моста, 11,5 км виадука, и 4,8 км подъездных дорог. Движение по мосту было открыто 29 марта 1998 года, через 18 месяцев после начала строительства. В том году отмечалось 500-летие открытия Васко да Гамой морского пути из Европы в Индию.

Проект был разбит на четыре части, все они строились разными компаниями, управлял строительством независимый консорциум. Непосредственно строительством моста занимались 3 300 рабочих. Конструкция моста рассчитана на эксплуатацию в течение 120 лет, должна выдерживать ветер до 250 км/ч и землетрясения в 4,5 раза сильнее знаменитого Лиссабонского землетрясения 1755 года. Самые глубокие сваи имеют 2,2 м в диаметре, они погружены на глубину 95 м ниже уровня моря. Из-за большой длины моста было необходимо учесть шарообразность Земли для правильного ведения строительных работ, в противном случае ошибка в проектировании в высоте моста между противоположными его концами достигла бы 80 см.

Для уменьшения влияния моста на экологию виадук строился максимально далеко ко второму берегу для того, чтобы под ним оставалась естественная среда, кроме того, освещение было спроектировано таким образом, чтобы свет ламп не попадал на реку.

Мост строился на частные средства; консорциум Lusoponte, финансировавший строительство, получил концессию на 40 лет и имеет право собирать плату за проезд обоих лиссабонских мостов. Капитал Lusoponte состоит на 50,4 % из вкладов португальских, 24,8 % — французских и на 24,8 % британских компаний. С 2008 плата за проезд по мосту составляет €2,25 за легковой автомобиль и до €10,1 за грузовой при движении на север в Лиссабон. Плата за проезд в южном направлении не предусмотрена.

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (CarlaBritoFotografia)

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (MANUEL DUARTE)

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (Paulo Guerra)

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (F H Mira)

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (F H Mira)

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (Frederik Fredslund-Andersen)

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (Burkhard Westphal)

Португалия. Лиссабон. Мост Васко да Гама. (MANUEL DUARTE)

Самый длинный мост Европы: Васко да Гама (17 фото)


Конечно же, 17,2 километра кажутся несерьёзными по-сравнению с 36ю километрами китайского моста Ханчжоу, но, на мой взгляд, лиссабонский мост Васко да Гама выглядит как-то более органично и не так серо

Возможно такой эффект складывается благодаря намного более чистой реке Тежу, через которую он проложен, но я всё-таки склоняюсь к тому, что архитекторы моста при его создании думали не только о практической, но и об эстетической стороне проекта, в отличие от своих китайских коллег

Первоочерёдным предназначением моста было уменьшение автомобильного траффика через второй мост Лиссабона — небольшой висячий Мост имени 25 апреля

Мосту Васко да Гама не просто так дали такое необычное название, ведь его открытие 29 марта 1998 года приурочили к 500-летней годовщине открытия великим мореплавателем Васко да Гамой пути из Европы в Индию

Для того, чтобы успеть доделать мост к этой знаменательной дате, строителям пришлось изрядно попотеть — самый длинный мост Европы был возведён всего за полтора года! Хотя, на самом деле, мост удалось построить быстро в основном благодаря тому, что началу строительства предшествовали ещё полтора года подготовки =)

Но, в любом случае, даже при полной готовности понадобилась слаженная одновременная работа четырёх независимых строительных консорциумов для того, чтобы завершить строительство в срок. Всего возведением моста занималось 3 300 рабочих

При строительстве этого гиганта учитывались все мыслимые и немыслимые мелочи. Благодаря такой скрупулёзности, сегодня мост Васко да Гама в состоянии выдерживать силу ветра до 250 км/ч и землетрясения в 4,5 раза сильнее знаменитого 8,7-балльного Лиссабонского землетрясения 1755 года!

Интересным фактом является то, что при строительстве моста пришлось учесть даже шарообразную форму нашей планеты, т.к. не будь этот фактор включён в рассчёты — разница в высоте между северной и южной оконечностями моста составила бы 80 сантиметров!

Через мост Васко да Гама организовано шестиполосное автомобильное движение, а при надобности, в часы пик, добавляются ещё две разгрузочные полосы

В нормальную погоду по мосту можно передвигаться со скоростью 120 км/ч (на одном небольшом участке — 100км/ч), в плохую же погоду скорость ограничивается 90 километрами в час

Плата за проезд взымается только при движении в северном направлении (в Лиссабон) и составляет 2,25 евро за легковой автомобиль и до 10,1 евро за грузовой транспорт

Также не стоит забывать, что это Европа — не стоит удивляться тому, что при проектировании было учтено даже влияние моста на экологию

Для минимизации вмешательства в естественную среду реки Тежу, виадук строился максимально далеко ко второму берегу, а ночное освещение моста спроектировали таким образом, чтобы направленный свет мощных ламп не попадал на реку!



Васко да Гама (мост)

Васко да Гама


Мост «Васко да Гама»

38°45′32″ с. ш. 9°02′19″ з. д.HGЯOL

Официальное название

Ponte Vasco da Gama

Область применения

автомобильный

Пересекает

Тежу

Место расположения

Сакавен, к северу от Лиссабона, Португалия

Конструкция

Тип конструкции

Вантовый мост, Виадук

Основной пролёт

420 м

Общая длина

12,3 км

Ширина моста

30 м

Высота конструкции

148 м

Полос движения

Эксплуатация

Начало строительства

сентябрь 1994 г.

Открытие

27 марта 1998

Васко да Гама на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Васко да Гама (значения).

Мост Ва́ско да Га́ма (порт. Ponte Vasco da Gama, произношение: ) — вантовый мост, переходящий в виадук, через Тежу к юго-востоку от Лиссабона, Португалия. До открытия автодорожной части Крымского моста между Краснодарским краем и Крымом в мае 2018 года был самым длинным мостом в Европе (включая виадуки), длина всего транспортного перехода составляет 17,2 км, в том числе 0,829 км вантового моста, 11,5 км виадуки и 4,8 км подъездных дорог. Мост снижает интенсивность движения по второму мосту Лиссабона (Мост 25 апреля) и является частью автодороги A12, идущей из Лиссабона в Сетубал.

Движение по мосту было открыто 29 марта 1998, через 18 месяцев после начала строительства, перед выставкой Expo 98. В том году отмечалось 500-летие открытия Васко да Гама морского пути из Европы в Индию.

Строительство и стоимость

Проект стоимостью 1,1 млрд долларов был разбит на четыре части, все они строились разными компаниями, управлял строительством независимый консорциум. Непосредственно строительством моста занимались 3 300 рабочих, строительство заняло 18 месяцев, до этого ещё 18 месяцев велась подготовка.

Конструкция моста рассчитана на эксплуатацию в течение 120 лет, должна выдерживать ветер до 250 км/ч и землетрясения в 4,5 раза сильнее знаменитого Лиссабонского землетрясения 1755 года магнитудой 8,7. Самые глубокие сваи имеют 2,2 м в диаметре, они погружены на глубину 95 м ниже уровня моря. Из-за большой длины моста было необходимо учесть шарообразность Земли для правильного ведения строительных работ, в противном случае ошибка в проектировании в высоте моста между противоположными его концами достигла бы 80 см. Для уменьшения влияния моста на экологию виадук строился максимально далеко ко второму берегу для того, чтобы под ним оставалась естественная среда, кроме того, освещение было спроектировано таким образом, чтобы свет ламп не попадал на реку.

Мост строился на частные средства; консорциум Lusoponte, финансировавший строительство, получил концессию на 40 лет и имеет право собирать плату за проезд обоих лиссабонских мостов. Капитал Lusoponte состоит на 50,4 % из вкладов португальских компаний, 24,8 % — французского и на 24,8 % британского капитала.

С 2016 плата за проезд по мосту составляет 2,70 евро за легковой автомобиль и до 11,70 евро за грузовой при движении на север (в Лиссабон). Плата за проезд в южном направлении не предусмотрена.

Вид с башни Васко да Гама

  1. При условии проведения границы между Европой и Азией в соответствии с американской академической традицией южнее Керченского пролива. По российской академической традиции граница между частями света проходит по Керченскому проливу, и Крымский мост в этом случае находится между Европой и Азией, а мост Васко да Гама по-прежнему остаётся самым протяжённым, полностью расположенным в Европе.

Leave a Comment