Ват Прахат Дой Сутхеп


Храм Дои Сутеп в Чиангмае

Ват Прахат Дой Cутхеп

Медведев Дмитрий

— Храм Дой Сутхеп (белого слона) является центром буддизма северного Таиланда, практически не изменившись со времен основания в конце XIV-го века, — прочитал я для Инны вслух вырезку из бесплатного русскоязычного путеводителя, полученную в гостинице. Оу на переднем сиденье тихо застонала, словно я провел железкой по стеклу.
— Молодые люди по ежегодной традиции воодушевленно преодолевают пешком 15-и километровое расстояние, поднимаясь на полторы тысячи метров в гору…

— А хотите, я вам расскажу об этом храме? — не выдержала гид, отстегнув ремень безопасности и повернувшись к нам с переднего сидения, рискуя свалиться при первом же резком повороте. Мы с Инной переглянулись. Конечно, хотим, просто не думали, что экскурсия начнется прямо в маршрутке.

Оу говорила с сильным акцентом, поскольку учила русский самостоятельно, не покидая Таиланда, однако речь была понятна и даже разнообразна синонимами и нетривиальными прилагательными. С ее слов, Дой Сутхеп — это название горы (в переводе что-то вроде «устремленная к ангелам»). На ней находится Ват Прахат — храм, который, по преданию, основали на месте, отмеченном белым слоном. Однако, еще до зарождения храма гора Сутхеп была священна для местных жителей, поэтому место строительства было уже предопределено во время распространения буддизма в северном королевстве Ланна.

У подножия горы находится университет, и перед началом учебного года первокурсников заставляют в рамках традиции топать до храма. Но уж никак не 15 километров (это расстояние до города), к тому же само учебное заведение находится в районе полтысячи метров над уровнем моря. Однако все равно городская молодежь выдыхается на полпути, славя Будду, что такое наказание одноразовое в их жизни.

Путеводитель, утверждающий, что Прахат практически не изменился по прошествии шести веков, я выкинул в мусорку у подножия храма прямо у входа на пассажирский конвейер. Самому траволатору наверх мы предпочли обычные ступеньки, у которых скопилась масса попрошаек и торговцев. Мы не стали покупать ни еду для поедания, ни птичек для отпускания, ни цветы для повешивания, а сразу протолкались к каменной лестнице с перилами в виде двух глиняных драконов с керамической чешуей, из пасти которых вылезали сразу семь змеиных голов.

Преодолев 309 пошаговых подъемов, мы столкнулись не с духовными ценностями, а гигантским аппаратом по сбору денег. Ват Прахат имел такое же отношение к Будде, как кассир театра к искусству. Будь это Шаолинь, точно отвесил бы проходившему монаху подзатыльник, ведь если это настоящий монах, то я не попаду, если ученик, то будет благодарен за урок, а если проходимец, то так ему и надо. Уверен, что по лысине тут получил бы каждый первый.

Так называемые тары* в белых одеждах слонялись со своей тарой для подаяния у статуи белого слона. Полагаю, личная жизнь и хорошая работа не подозревают об их существовании. Напротив девчушки разных возрастов отплясывали в костюмах племени акха за мелочевку, подкидываемую зеваками. Движения танца были весьма своеобразны, и оставалось надеяться, что своим вялым тин-тоником они не оскорбляли нецензурной бранью глухонемых туристов.

Монахи торговали всевозможной атрибутикой и своей мудростью, которая заключалась в том, как можно побольше продать этого барахла. Особенно популярны были палки с купюрами на концах. Из такого веника получались нехилые денежные деревья, которым, трудно поверить, молились похлеще, чем самому Будде. Табличку на дверях храмового магазина «работаем с 8.00 до 21.00 без обеда и выходных» я воспринял как жалобу, но сочувствие во мне не пробудилось.

У дерева Бодхи, усыпанного подношениями в виде купленных гирлянд из цветов, йоги демонстрировали, как правильно выполненные асаны помогают обществу, а также возобладание духа над телом через дисциплину одного из них. Ну у этих доходяг вообще строгие порядки: ушел — закрой за собой чакры, поспал — заточи за собой гвозди.

Хотя при чем тут йога? Понимаю, если бы буддисты проповедовали, мол, вежливый человек созерцает только СВОЙ пупок. Или, уходя в нирвану, строго придерживайтесь очереди. Ну или, на худой конец, занялись бы шуньятой**, поскольку самое тяжелое в буддизме — это пустота, впрочем, и само изучение этой философии — дело пустое. А поскольку свято место пусто не бывает, может натолкнет людей на мысль, что если перестать заполнять свою пустоту чем попало, она сама заполнится чем надо.

* Тара — женщина-бодхисаттва в буддизме
** Шуньята — пустота, что-то за пределами чувственного восприятия. Понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей.

После: http://www.proza.ru/2012/06/14/658

© Copyright: Медведев Дмитрий, 2012
Свидетельство о публикации №212061400561

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Медведев Дмитрий

Рецензии

Написать рецензию

"…если перестать заполнять свою пустоту чем попало, она сама заполнится чем надо"!..)

Любушка 2   02.11.2016 17:59   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Медведев Дмитрий

The holiest shrine in northern Thailand, Wat Phra That Doi Suthep (also spelled Wat Phratat Doi Suthep) was founded in 1386 under miraculous circumstances. It crowns the Doi Suthep mountain on the western outskirts of Chiang Mai.

History of Wat Phra That Doi Suthep

Construction on Wat Doi Suthep began in 1386 under King Kuena (r.1367-88) and was completed within a few years. The temple complex was periodically expanded and embellished over the following centuries.

Construction would have been an arduous task, with workers having to carry supplies through thick jungle: the road leading to the temple was only installed in 1935. The modern paved road was a joint effort of communities throughout the Chiang Mai region, each of whom contributed 1,300-foot sections.

Myth and Mystery

According to legend, a magical relic multiplied itself just before it was enshrined at Wat Suan Dok in Chiang Mai.

Ват Прахат Дой Сутхеп

A suitable place therefore had to be found to shelter the new relic.

Unable to decide on the site, the king placed the relic in a portal shrine on the back of a white elephant and waited to see where the animal would take it. Eventually, the elephant walked up to the top of Doi Suthep mountain, trumpeted three times, turned around three times, knelt down, and died. The temple was immediately built on the miraculously-chosen site.

What to See at Wat Phra That Doi Suthep

Wat Doi Suthep is approached by a steep flight of 300 stairs flanked by green trees and guarded by 16th-century Naga (snake) figures. An easier, if less atmospheric, route is via an adjacent funicular.

The temple is part of Doi Suthep National Park, a richly forested area supporting some 330 species of birds. The park also includes Phuping Palace and Mon Tha Than Falls, the later believed by some to contain evil spirits.

Doi Suthep mountain rises about 1000m (3,542 ft) above sea level; there are fine views over the city of Chiang Mai to be had from the temple’s lower terrace. The terrace is surrounded by large bells that are rung by pilgrims to bring good luck. On the northwest corner of the terrace is a statue of the legendary elephant who chose the site of the temple.

Enclosed by a frescoed cloister, the upper terrace is home to a tightly-packed complex of small shrines, bells, golden umbrellas and Buddha statues. Shoes must be removed and shoulders must be covered before entering this sacred area.

In the center of the upper terrace is the great chedi, a 16th-century expansion of the 14th-century original. The dazzling gold-plated temple is modeled on Wat Phra That Haripunjaya in Lamphun, formerly the greatest temple in the Chiang Mai region.

Festivals and Events

Wat Doi Suthep hosts Northern Thailand’s largest celebrations of Maha Puja, the anniversary of the Buddha’s sermon, and Visakha Puja, the Buddha’s birthday. Both are marked with candlelit processions up the mountain to the temple.

Quick Facts on Wat Phra That Doi Suthep

Site Information
Names: Wat Phra That Doi Suthep · Wat Phrathat Doi Suthep
Country: Thailand
Categories: temples
Status: active
Visitor and Contact Information
Coordinates: 18.805187° N, 98.921682° E
Address: Chiang Mai, Thailand
Lodging: View hotels near Wat Phra That Doi Suthep

Note: This information was accurate when first published and we do our best to keep it updated, but details such as opening hours and prices can change without notice. To avoid disappointment, please check with the site directly before making a special trip.

References

  1. Wat Doi Suthep — Asian Historical Architecture
  2. Doi Suthep — Rough Guide to Thailand (accessed 2009)
  3. Doi Suthep National Park — Fodor’s Thailand (accessed 2009)

More Information

Ват Пратхат Дои Сутхеп – один из главных храмов Таиланда

Чиангмай был древней столицей северного королевства Ланна. Среди множества его монастырей и храмов заметно выделяется Ват Прахат Дой Cутхеп (тайский. วัดพระธาตุดอยสุเทพ, английский Wat Phrathat Doi Suthep) — самый знаменитый храм на вершине горы Дой Cутхеп, который виден практически с любого места в городе. В Таиланде говорят, кто не посетил храм Ват Прахат Дой Cутхеп, тот не был в Чиангмай.

Мифы и факты

Согласно легенде, храм был основан в 1383 году, когда была заложена первая Чеди (Ступа в Таиланде). Место для строительства выбрал белый слон: тайцы рассказывают, что небольшой кусочек кости Будды сам прокладывал себе путь по всему Таиланду, пока не раскололся на две части. Одну часть установили в Ват Суан Док (храм к западу от городской стены Чиангмай), другую часть — на спине слона, которого отпустили бродить в джунглях. Когда слон поднялся на гору Дой Cутхеп, он затрубил, сделал несколько кругов и сел.

Буддийский храм Ват Дой Сутхеп на горе возле Чианг Мая

Это восприняли как хорошее знамение и построили на этом месте храм. Ныне там находится статуя белого слона в натуральную величину.

С тех пор Чиангмай не только стал столицей королевства Ланна, но и буддистским центром северного Таиланда. В XIV-XV веках вокруг построили многие храмы и монастыри, некоторые из них можно увидеть и сегодня на крутых склонах густых лесов Дой Cутхеп.

История храма была бы не полной без упоминания Круба Шри Вишаи – самого почитаемого и благочестивого монаха, который в 1935 году стал инициатором строительства дороги к вершине горы. Легенда гласит, что у монаха было видение: в непроходимом лесу появится дорога для паломников за шесть месяцев (что было невыполнимо в те времена), и в доказательство, фигура в белом из видения, повела монаха за руку по «несуществующей дороге». Вдохновленный божественным вмешательством, Круба вместе с 20 монахами собрались у подножия горы и начали рубить проход. И чем ближе они приближались к священному храму, тем больше и больше стекалось людей из всех окрестностей Чианг Май, чтобы помочь строительству. Через пять месяцев и 22 дня дорога-лестница в 309 ступеней была закончена.

Во тоже время Круба основал другие храмы вдоль маршрута. От подножия холма, где установлен памятник этому монаху, до вершины горы располагались три храма, олицетворяющие поэтапное достижение просветления. Сегодня из них сохранился только храм Ват Сисода.

Что посмотреть

Вид с вершины в 1073 метра над городом захватывает дух! Главная площадка состоит из нескольких павильонов с красными черепичными крышами. Перемещаясь по часовой стрелке, вы увидите колокольню, статую священного Тхао (Брахма), храм отшельников, дерево Бодхи ("Ро" на тайском), привезенное из Индии, где Будда медитировал в течение многих лет. Белая статуя слона приветствует посетителей на вершине холма. Пройдя через арку, вы попадете в золотую пагоду (Чеди), одну из самых священных в Таиланде, где хранятся мощи Будды.

Прогулявшись по прямоугольной террасе вокруг главной пагоды, вы увидите на стенах множество фресок, которые изображают сцены из жизни Будды и его путь к нирване.

В глубине двора находятся жилые здания монахов и школа. Здесь изучают учение Будды и получают общее образование, как в любой другой школе Таиланда. На территории храма есть небольшой музей древних реликвий и фотографий. На восточной стороне имеется несколько малых колоколов, которые, по утверждениям тайцев, приносят удачу.

В соседней провинции Чианграй вы найдете современное чудо, посвященное Будде — Белый храм Ват Ронг Кхун. В Бангкоке расположен храм Изумрудного Будды, вероятно, самый священный и почитаемый в Таиланде, по популярности с которым может соперничать лишь храм Нефритового Будды вКитае, или монастыри Джоканг ("Дом Господа") и Ташилхунпо, где находится крупнейшая статуя сидящего Будды Майтреи в Тибете. В Индии — храм Кайлаш — олицетворение священной горы Кайлаш в Тибете, которая считается обителью Шивы.

Практическая информация

Адрес: Wat Phra That Doi Suthep Road Srivijaya Suthep Mueang Chiang Mai District Chiang Mai, Amphoe Mueang Chiang Mai, Chang Wat Chiang Mai 50200, Таиланд.

Телефон: +66 53 24 8604

Храм Ват Прахат Дой Cутхеп (Wat Doi Suthep Prahat) открыт ежедневно с 8.00 до 17.00.

Стоимость: 30 бат (около 0,7 €) для иностранцев, для тайцев и детей до 10 лет – бесплатно.

Находится в 15 км от Чианг Май. Можно подняться по очень крутой лестнице, или воспользоваться фуникулером (30 бат).

Официальный сайт: www.doisuthep.com (частично на английском).

Добавить отзыв

Leave a Comment