Все 7 чудес света

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».

В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».

Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую —
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».

Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
«Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок —
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон».

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль — и в щель залез.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана —
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится…
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;
Все кричат: «Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди…» А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
— Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли».
Все потом домой ушли.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Говорит им князь тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон».

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит…
Так и тянет и уносит…
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят —
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду.
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
Повариха и ткачиха
Ни гугу — но Бабариха
Усмехнувшись говорит:
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом».
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушки своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Он их кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному дарю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался —
Шлю ему я свой поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался».

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.

Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.

Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешечек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Анализ «Сказки о царе Салтане» Пушкина

«Сказка о царе Салтане…» писалась Пушкиным в течение нескольких лет. Сюжет возник на основе рассказа Арины Родионовны, который поэт записал в 1824 г. Он несколько раз пытался серьезно взяться за литературную обработку сюжета, но сделал это только в 1831 г. в Царском Селе.

Сказка посвящена традиционной народной теме – противостоянию добра и зла. В ней перечислено множество пороков и добродетелей, четко делящих персонажей на добрых и злых. Все они изображены с большим художественным мастерством и в мельчайших подробностях.

В самом начале царь Салтан проявляет огромную мудрость при выборе будущей жены. Мечты каждой из девиц выражают их главные жизненные устремления. Первые две олицетворяют собой физические потребности (в пище и в материальной обеспеченности), а третья – духовные (продолжение рода).

Мудрость царя становится понятна в его отсутствие. Ткачиха и повариха находятся при царском дворе, они окружены богатством и почетом. Но из-за врожденной злобы они губят молодую царицу с ребенком и оговаривают их перед царем.

Царица и молодой царевич невиновны, поэтому к ним хорошо относится даже природа. Волна выносит бочку на берег. Царевич сразу же показан в качестве положительного героя. Ему вместе с матерью грозит голодная смерть, но он в первую очередь спасает беззащитную «лебедь-птицу». Добрый поступок оправдывает себя. Волшебная птица в благодарность дарит ему целый город.

Основное место в сказке занимает описание приключений царевича. Он несколько раз с помощью лебеди совершает путешествие во дворец отца и своевременно узнает о том, что его не пускают на остров злобные «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой». Их вымышленные рассказы получают реальное воплощение благодаря волшебству лебеди. Таким образом, зло не только не достигает своей цели, но невольно помогает положительным персонажам. Царевич увеличивает славу своего острова, а в конце получает в жены волшебную красавицу.

У сказки счастливый и торжественный конец. Несмотря на все происки отрицательных персонажей добро победило: царь вновь обрел жену, а вместе с ней сына и его прекрасную невесту. Радость царя настолько велика, что даже преступные замыслы ткачихи с поварихой прощены. Тем самым автор подчеркивает, что торжество добра не может включать в себя наказание или месть.

«Сказка о царе Салтане…» — одна из лучших сказок Пушкина. Ее сюжет часто обыгрывается в различных художественных произведениях и театральных постановках.

7 новых чудес света

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон либо интернет. Всего в выборе новых чудес света приняли участие 90 миллионов человек по всему миру. Итог был объявлен 7 июля 2007 года в Лиссабоне. Результаты этого голосования вызвали негодования, ведь многие не менее красивые и знаменитые достопримечательности так и не вошли в финал. Тем не менее, вот она семерка в том виде, в каком её определили голосовавшие. Любуемся и оцениваем, а так же делимся впечатлениями в комментариях. О многих чудесах на LifeGlobe есть подробные рассказы, с множеством интересных фактов и фотографий. Чтобы туда попасть, достаточно просто перейти по ссылкам в статье.

Конкурс “7 новых чудес мира” Организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вербера. 7 июля 2007 года, в день «трёх семёрок», в столице Португалии Лиссабоне были названы новые семь чудес света. Ими стали Великая Китайская Стена, Римский Колизей, Тадж-Махал, город Петра в Иордании, Статуя Христа в Рио-де-Жанейро, Город индейцев Мачу-Пикчу в Перу и Пирамида Майя в городе Чичен-Ица (Мексика). Раскажем о каждом из Чудес света подробнее.

Великая Китайская стена

Крупнейший памятник архитектуры, проходящий по Китаю на протяжении 8851,8 км. Это сооружение по праву считается величайшим достижением мировой цивилизации. Великая Китайская стена поистине уникальна, и окружена множеством загадок. По грандиозности сооружения Великая Китайская стена не знает себе равных в истории мировой архитектуры. C cамых высоких ее точек можно любоваться захватывающей дух панорамой.

Долгое время существовал миф, что Великая Стена – единственное сооружение, которое можно видеть из космоса. Однако это оказалось лишь заблуждением. Миф о том, что Великая Китайская стена является единственным сооружением, созданным человеком, которое можно видеть из космоса, довольно долго был очень популярен в Китае. Когда американские астронавты заявили, что не могут обнаружить ее из космоса, многие в КНР списали это на то, что астронавты — иностранцы. Но позже и первый китайский космонавт Ян Ливэй и, наконец, вторая пара китайских «тайконавтов» подтвердили неутешительные наблюдения американцев.

Колизей

Колизей — самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, относившийся к «Золотому Дому» Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев: Веспасиана, Тита и Домициана. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг.

Колизей внутри

Мачу-Пикчу (в переводе с языка кечуа — «старая вершина»)

Город древней Америки, находящийся на территории современного Перу. Так же Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли

Город Петра

Столица Едома или Идумеи, позже столица Набатейского царства, главный город сыновей Исава. Город расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 метров над уровнем моря и 660 метров над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик. Проход в долину — через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 метров в высоту. В наши дни около полумиллиона туристов приезжают в Иорданию каждый год, чтобы посмотреть на Петру, строения которой свидетельствуют о ее славном прошлом.

Именно в Петре снимались кульминационные сцены фильма Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход», а также сцены фильма «Трансформеры: Месть падших» Майкла Бэя.

Тадж-Махал

Мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу р. Ямуна. Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, а так же новым чудом света которым восхищаются во всем мире».

Статуя Христа Искупителя

Знаменитая Статуя Христа Искупителя на вершине Корковадо в Рио-де-Жанейро. Считается символом Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. Ежегодно миллионы туристов поднимаются к подножию статуи, откуда открывается ошеломляющая панорама города и бухты с живописной горой Сахарная Голова, знаменитыми пляжами Копакабана и Ипанема, огромной чашей стадиона «Маракана». На вершину ведет электрифицированная железная дорога (первая в Бразилии), с курсирующим по ней миниатюрным поездом. Она была построена инженерами Перейрой Пассосом и Терсейрой Соарешем задолго до статуи Христа — в 1882—1884 гг., и впоследствии сыграла большую роль в сооружении монумента: по ней наверх доставлялись строительные материалы. Добраться до статуи можно также на машине по автостраде, проходящей через государственный заповедник Тижука. Тижука является крупнейшим лесным массивом в мире, находящимся в городской черте. Точные размеры статуи Христа Искупителя составляют: высота — 38 метров, в том числе пьедестала — 8 м; вес — 1145 тонн; размах рук — 30 метров.

Пирамиды Чичен-Ица в Мексике

Политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика). Священный город народа Ица, известный как Чичен-Ица, расположен в 75 милях к востоку от города Мерида, столицы Юкатана, Мексика. В переводе, с языка местных племен это название значит «Колодец племени Ица». Археологи считают его одним из мест силы, связанных с культурой майя.

Вас удивило отсутствие семи новых чудес света в списке Египетских пирамид? Удивило это и египтян, в этой стране сочли, что пирамиды в Гизе не нуждаются ни в каком интернет-голосовании и являются чудом света сами по себе. Но Пирамиды не были включены в этот список, так как их уже включили ранее в список Семи древних чудес света

Представители ЮНЕСКО также не признают результатов данного голосования. Такое решение в этой организации обосновали тем, что возможность принять участие в голосовании была далеко не у всех жителей земли. Во многих регионах мира мобильных телефонов и интернета по-прежнему нет.

Свою ноту протеста выразил и Ватикан, обвинивший организаторов интернет-голосования за семь новых чудес мира в умышленном игнорировании христианских памятников. Хотя в коротком списке претендентов значатся монументальная статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро и московский храм Василия Блаженного, в Риме убеждены, что эти произведения искусства попали в перечень финалистов только благодаря политическому давлению этих двух стран, отмечает лондонская газета The Times.

Семь чудес света — фото и описание великих загадок истории

Семь чудес света, фото и описание уникальных архитектурных сооружений показывает величие древней истории.

Античная эпоха своими величайшими культурно-историческими памятниками положила начало выдающимся творениям человечества, которые продолжают наследие с новыми открытиями и подлинными чудесами.

Что же такое чудеса света, сколько их существует, какие они бывают, почему по отношению к ним употребляется именно слово «чудо», какое значение имеют эти объекты для мировой истории и культуры — на эти вопросы мы и постараемся ответить, а так же дать определение, краткое описание и привести фотографии тех, что существуют в 21 веке.

Со времен Древней Эллады чудом света принято называть античное произведение архитектуры и искусства, которое не имеет себе равных красоте, величественным размерам, драгоценной отделке и неповторимости.

Таких чудес в древнем мире насчитывалось 7. Кто не слышал про Восьмое чудо света? Наверное, все. А назвать его вы сможете? Перечислите их, и вы убедитесь, что их всего семь и в наше время. Ни один список или таблица в учебнике его не содержит. А все потому что 8 чуда света официально не существует — это всего лишь выражение, призванное дать оценку чему-то поистине восхитительному и грандиозному, или… подчеркнуть необычайную курьезность какого-то явления или происшествия.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

7 чудес света — список

Итак, что входит в перечень:

  1. Пирамида Хеопса — возраст составляет порядка 4,5 тысячи лет, ежедневно толпы туристов посещают данную достопримечательности Египта.
  2. Висячие сады Семирамиды — удивительный и необыкновенный подарок сделанный мужем для любимой супруги. Среди пыльного Вавилона выросли прекрасные, зеленые, полные экзотических растений, птиц и животных сады.
  3. Статуя Зевса в Олимпии — только это чудо находилось на территории материка Европа. Уже в течение 300 лет проводились олимпийские игры, и только потом началось возведение величественного и главного храма.
  4. Храм Артемиды Эфесской — прекрасное сооружение, сожженное ради «прославления» имени.
  5. Мавзолей в Галикарнасе — достаточно долго простоял на своём месте — девятнадцать веков.
  6. Колосс Родосский — огромная статуя богу солнца, которому поклонялся народ Родоса.
  7. Александрийский маяк — не просто маяк, а город-крепость, на вершине которого днем и ночью горел огонь. Подвозили дрова на муллах по извилистой дороге внутри сооружения.

Советуем Вам также почитать увлекательную статью о музее-заповеднике Пушкинские горы.

Подробное описание семи чудес

Пирамида Хеопса

Первое чудо света — пирамида Хеопса. Античное достояние Египта располагается в северо-западной части Каира. Месторасположение указывает на 4 части света и показывает уникальную точность сооружения. Величайшее египетское чудо света возводили 20 лет. На его строительство использовали труд около миллиона рабов, работа которых продолжалось и после смерти фараона Хеопса.

Площадь основания пирамиды достигает 53000 кв. м, а высота по окончании строительства достигала 147 м. Попасть внутрь к усыпальнице фараона можно только через один вход, который располагается над землей на уровне 15,5 м.

Стоит отметить: потревожить покои фараона решился халиф Абдалла Аль-Мамун, который провел туннель в пирамиду с намерением наживы, в итоге не обнаружил никаких сокровищ.

Висячие сады Семирамиды

Второе чудо света — висячие сады Семирамиды. Представляют шикарный подарок Навуходоносора – вавилонского правителя для своей любимой супруги. Впоследствии богатство и пышность города разрушились наводнением. Конструкции и постройки, где росли сады, размыты и поломаны под воздействием мощного водного потока.

Достопримечательность ставит современников в заблуждение о месте своего расположения. Многие ученые-археологи предпринимали неоднократные попытки найти следы древнейшего феномена.

Статуя Зевса в Олимпии

Третье чудо света — величественный Зевс являлся шедевром ювелиров. Автор — великий мастер того времени – Фидий. Чудеса света, описанные в Википедии, рассказывают, что автор около 10 лет создавал свое творение. До настоящего времени точно не определены размеры статуи, считается, что примерная высота составляла 12-18 м.

Пьедестал для трона имел внушительные размеры, его оформлением служили фрагменты из Олимпийских игр и жизни богов. На нем восседал обнаженный по пояс громовержец, поддерживаемый у ног двумя львами. На теле — золотой плащ с изображениями животных и растений. На голове — венок, держит громовержец в одной руке скипетр, в другой — золотую статую богини Победы.

Это интересно: уже в те времена мастера могли создавать световые композиции — всего лишь масло оливы, вода и солнечный свет — и у Зевса появилось божественное свечение.

Храм Артемиды Эфесской

Четвертое чудо света — храм Артемиды Эфесской. Центр паломников античной эпохи находится в Турции. Был возведен силами амазонок, которых считали основательницами города. Вскоре город был сожжен Геростратом. В VI веке проект нового строительства под руководством Херсифрона предусматривал белые мраморные колонны.

Его возведение длилось 120 лет и проходило по такому же проекту, с предварительным сбором денежных средств и драгоценностей горожан.

Полезно знать: в день пожара храма родился Александр III Великий, а фраза «геростратова слава» превратилась в символ плохого поступка.

Мавзолей в Галикарнасе

Пятое чудо света — мавзолей в Галикарнасе. Свою гробницу правитель Мавсол строил под личным присмотром. Трехуровневый мавзолей возвышался на 46 метров. Нижний уровень был облицован мрамором. В нем находилась гробница царя. Следующий уровень представлял колоннаду, подпирающую крышу, создавая пирамидальную форму.

Верхушку олицетворяли фигуры Царя Мавсола с Артемисией, находящихся в колеснице с 4-мя лошадьми.

Колосс Родосский

Шестое чудо света — колосс Родосский. Островитяне Родоса возвели памятник своему покровителю Гелиосу в благодарность за победу с захватчиками. Памятник – олицетворение свободы и независимости жителей острова. На протяжении 12 лет шло строительство статуи. По многочисленным описаниям современников Колосс находился на насыпи, которая являлась своеобразными воротами в город. В одной руке юноша держал пылающий огонь Гелиоса.

Высота статуи достигала 36 м. Подпорные столбы конструкции сооружения оказались ненадежными и спустя всего 65 лет обрушились в результате землетрясения. Статуя колосса Родосского — чудо света, которое просуществовало меньше всех остальных.

Стоит отметить: непрочные строения в дальнейшем стали называться термином «Колосс на глиняных ногах».

Александрийский маяк

Седьмое чудо света — Александрийский маяк. Башня получила свое название от одноименного города Александрия, расположенного вблизи острова Фарос. Маяк выполнял свою непосредственную роль, освещая ночью пламенем путь заблудившимся к берегу кораблям. Конструктором гигантского строения в 140 метров был Сострат Книдский.

Состоящий из нескольких ярусов, маяк служил жильем моряков и портовых рабочих. На вершине восьмиугольной башни находился источник света — большой костер. Уникальное творение прослужило до 15-го века, когда землетрясение полностью разрушило его.

Примите к сведению: второе название маяка – Зевс-Спаситель.

Сколько чудес света сохранилось до наших дней

Только одна пирамида Хеопса полностью сохранилась до нашего времени. Египетское чудо древности до сих пор хранит тайны великих предков. В данный момент это самое огромное архитектурное возведение из камня, достигающее 137 м. Во время своего существования уменьшилась почти на 10 м.

Важно знать: 23 августа 2560 года до н. э. – дата рождения пирамиды Хеопса.

Архитектурные достопримечательности, интересные многим исследователям в мире и составляющие чудеса света древнего мира, сохранились частично или в виде копии:

  • Александрийский маяк вследствие землетрясения разрушился и не поддавался восстановлению. К настоящему времени дожила только крепость.
  • Копия Зевса выставлена в Эрмитаже. Это самая высокая античная скульптура современности высотой 3,5 м.
  • Просуществовав 19 веков, мавзолей в Галикарнасе разрушен землетрясением. Гробницы Артемисии и Мавсола находятся в Британском музее.
  • Обнаружить сады Семирамиды за 18 лет раскопок удалось только немецкому историку Роберту Кольдевей. Найдены постройки Древнего Вавилона и сооружения, окружавшие сады.

Семь чудес света нашего времени

7 июля 2007 года составлен список 7 чудес света современности. Дадим описание и представим фото каждого объекта, который вошел в список, который назвали списком Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великая Китайская стена

Строительство величайшего оборонительного сооружения началось в 3 веке до нашей эры, и теперь ещё таит в себе много легенд. При возведении преследовались главные цели: защита территории от монгольского нашествия и создание гарантии защиты одного государства от другого. Недолжное внимание к великой конструкции постепенно разрушило ее в некоторых местах. С конца ХХ века началось масштабное восстановление архитектуры.

1997 год был ознаменован занесением Китайской стены в статус чуда современного мира. Архитектурное сооружение простирается почти на 9 тысяч км, имеет высоту от 6 до 10 метров.

Знаете ли Вы, что: возведение стены привело к десяткам тысяч смертей из-за тяжелого труда и эпидемии.

Статуя Христа-Искупителя

Знаменитый символ бразильского народа находится на самом верху горы Корковаду. Возвышаясь над городом с раскинутыми руками, Христос-Искупитель своим 38-метровым ростом словно обнимает всех жителей мегаполиса, и в то же время уже издалека приветливо встречает гостей.

Строительство монумента приурочено к 100-летней годовщине независимости Бразилии. Средства на постройку собирали все жители страны. Детальное изготовление статуи проходило во Франции.

Тадж-Махал

Вершиной монгольского архитектурного стиля является белоснежный дворец Тадж-Махал, расположенный на берегу Джамны. Два десятка лет велось строительство, было построено к середине ХVII века.

В мавзолее находятся усыпальницы Мумтаз-Махал и Шаха-Джахана, потомка Тамерлана. Нахождение по краям дворца четырех минаретов помогает защитить гробницы от подземных толчков и разрушений.

Колизей

Самый громадный амфитеатр античной эпохи вмещает более 50 тысяч человек. Начало строительства при династии Флавиев длилось 8 лет. В VIII веке из-за внушительного размера стал называться Колизей.

Вначале своего существования на арене амфитеатра упражнялись в своем искусстве гладиаторы. После разграбления варварами и землетрясения ХIV века Колизей буквально растащили по кирпичикам. Только с ХVIII века сооружение взято под охрану как важный архитектурный мегаобъект.

Мачу-Пикчу

Так прозвали город в небе, который расположен в Перу на высоте около 2500 м над морем. Ранее являлся резиденцией императора. Почти нетронутая древняя городская архитектура не пострадала от нападок испанских завоевателей.

Четкая структура города восхищает архитектурным проектом. Однако о городском населении и городе мало что известно.

Петра

Иорданская Петра – город в скале, находится над морем на уровне 900 метров. Дорога к нему проложена через природное ущелье, которое выполняет роль городских стен.

Сохранившиеся руины домов, построенные традиционным каменным методом, протягиваются на километры. Эд-Дейр – 45-метровый монастырь, высеченный в скале. Главная достопримечательность — мавзолей Эль-Хазне — до сих пор хранит легенду о несметных сокровищах. Ранее город выполнял миссию торгового пути, соединяя Дамаск и районы Красного моря.

Обратите внимание: приключенческий фильм Индианы Джонс снят в Петре.

Чичен-Ица

Мексика знаменита легендарным городом под названием, напоминающим по созвучию бобовые, любимые между прочим местными жителями. Чичен-Ица — цивилизацией майя, имеет 24-метровую пирамиду Храм Кукулькана, которая насчитывает 365 ступеней.

Сколько дней в году, столько и ступеней. Находящийся природный колодец — Священный сенот. Глубина его «смертельная» — 50 м. Ранее служил для обряда жертвоприношений. Известно, что в сенот сбрасывали живых людей. Сейчас в нем плавают туристы.

Это интересно: балюстрады лестниц Храма Кукулькана представляют по форме тело змеи с головой у основания пирамиды. В период равноденствия складывается впечатление движения змеи в определенном порядке: весной – вверх, осенью — вниз.

Смена цивилизаций оставляет после себя грандиозное наследие архитектуры, которое частично сбереглось до наших дней. На вопрос — сколько чудес света в мире и какие, теперь можно ответить определенно. Появление новых чудес является свидетельством того, что в мире еще много таинственных мест для изучения и признания их значимости для всего человечества.

Предлагаем Вашему вниманию интересный фильм о семи чудесах света древнего мира:

Семь чудес света

Семь чудес света. Слева направо, сверху вниз: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк Стены Вавилона

Семь чудес света, или Семь чудес Древнего Мира — список самых прославленых сооружений архитектуры. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящён древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины, Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.

Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали учёные и поэты. В тексте одного египетского папируса (текст назван Дильсом Laterculi Alexandrini (P. Berol. 13044); это папирус датируемый I в. до н. э.), представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.

Семь чудес света посещает множество людей, и они считаются главными достопримечательностями в разных городах мира. Впервые чудеса света описал практически неизвестный автор — Филон Византийский в сочинении «О семи чудесах света». Правда, он описывал несколько другие чудеса, а не те, которые принято считать классическими. Филон был математиком, изобретал военные машины.

Эволюция списка

Первый известный вариант списка чудес света появляется у Геродота в его «Истории». Все чудеса, которых Геродот в своём варианте насчитывает три, находились на острове Самос.

Остановился же я несколько подробнее на самосских делах потому, что самосцы воздвигли на своем острове три самых больших сооружения во всей Элладе. Во-первых, они пробили сквозной тоннель в горе высотой в 150 оргий, начинающийся у её подошвы, с выходами по обеим сторонам. Длина тоннеля 7 стадий, а высота и ширина по 8 футов. Под этим тоннелем по всей его длине они прокопали канал глубиной в 20 локтей и 3 фута ширины, через который в город по трубам проведена вода из одного обильного источника. Строителем же этого водопроводного сооружения был Евпалий, сын Навстрофа, мегарец. Это одно из трёх сооружений. Второе — это дамба в море, возведённая вокруг гавани. Дамба эта 20 оргий высотой и более 2 стадий в длину. Третье сооружение — величайший из известных нам храмов (храм Геры — прим.). Первым строителем этого храма был Рек, сын Филея, самосец. Ради этих-то сооружений я и рассказал более подробно о самосских делах.

Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторства Антипатра из Сидона (англ.) (также существует версия, что его написал Антипатр из Салоников (англ.)):

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознёсший до туч,
Всё остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор IV в. н. э. или знаменитый механик III в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка, это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римский период — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и так далее.

Классический список и его последующие интерпретации

Историки связывают этот список с империей Александра Македонского.

В настоящее время в число семи чудес света включают:

Чудо Изображение Время создания Место Создатели Разрушение Причина Назначение сооружения
Пирамида Хеопса XXVI—XXIII век до н. э. Гиза (Египет) египтяне единственное из чудес, сохранившееся до наших дней Гробница, религиозное сооружение
Висячие сады Семирамиды 605 г. до н. э. Вавилон (Ирак, Месопотамия) были возведены по приказу Навуходоносора II I в. до н. э. в 126 году до н. э. разрушен персами. были созданы для жены царя Навуходоносора II
Статуя Зевса в Олимпии 435 г. до н. э. Олимпия (Греция) Фидий V в. сгорела в Константинополе во время пожара на Ипподроме в V в. храмовая статуя в храме Зевса в Олимпии
Храм Артемиды в Эфесе 560 г. до н. э. Эфес (Турция) Херсифрон разработал проект Храма и начал его строить. Пеоний и Деметрий закончили строение 370 г. до н. э.
356 г. до н. э. (Геростратом)
или 262 г. н. э. (готами)
пожар был построен в честь богини Артемиды
Мавзолей в Галикарнасе 351 г. до н. э. Галикарнас (на юго-западе Турции) Пифей 1494 г. землетрясение; сохранились: фундаменты, архитектурные фрагменты; в Британском музее в Лондоне — статуи Мавсола и его жены Артемисии, рельефы, статуи львов был возведён как надгробный памятник карийского правителя Мавсола его женой — царицей Артемисией
Колосс Родосский между 292 и 280 гг. до н. э. Родос (Греция) Харес 224 (или 226) г. до н. э.
бронзовый корпус был демонтирован в 654 г. н. э.
землетрясение был установлен скульптором Харесом для увековечивания памяти о победе Родоса над Деметрием Полиоркетом (304 г. до н. э.) .
Александрийский маяк III век до н. э. Александрия Египетская греки, династия Птолемеев 303 г. до н. э. — XIV в. землетрясение Для судоходства.

В последующее время были неоднократные попытки создать на базе этого списка различные списки достопримечательностей. В конце I века римский поэт Марциал добавил в список свежепостроенный Колизей. Позже, в VI веке, христианский теолог Григорий Турский добавил в список Ноев ковчег и храм Соломона.

Первое упоминание о Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового Времени современный список Семи чудес Древнего мира стал широко известен после выхода книги австрийского архитектора Иоганна Бернгарда Фишера фон Эрлаха (1656 — 1723 годы), «Наброски по истории архитектуры».

> См. также

  • Новые семь чудес света
  • Чудеса света

Примечания

  1. Stanley E. Porter, Wendy Porter, Matthew Brook O’Donnell. Journal of Greco-Roman Christianity and Judaism. Sheffield Phoenix Press (2004).
  2. 1 2 3 4 Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9.
  3. Геродот. История. Книга III «Талия», § 60
  4. Вигасин А. А., Дандамаев М. А., Крюков М. В., Кузищин В. И. История Древнего Востока. — М., 2007.
  5. Рисунок не совсем точен: рука не могла быть вытянута вперёд (хотя скульптор хотел сделать именно так), так как нарушила бы равновесие статуи. Поэтому ладонь «приложили» ко лбу «козырьком», как если бы Колосс смотрел вдаль из-под руки. На самом деле, не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Колосса. Неизвестна не только форма, но даже точное место расположения статуи. Многие рисунки помещают её у входа в гавань Родоса, однако более достоверным выглядит её расположение внутри города или ближе к холмам, поскольку в гавани просто нет места для столь огромной статуи (это подтверждает и история об искусственном холме вокруг статуи).
  6. Miles M. Margaret. A Companion to Greek Architecture. — Chichester, West Sussex, UK: Wiley Blackwell, 2016. — С. 440.

Leave a Comment