Все каналы мира

Характеристики канала: ширина, длина, глубина, течение

Длина канала, его залива, соединения с морями в общей сложности составляет 173 км. Среди них продолжительность:

  • Суэцкого канала – 161 км.
  • Морского перешейка по дну Средиземноморья – 9 км.
  • Залив возле порта Суэц – 3 км.

Протока имеет 350 м ширины по зеркалу воды, местами есть специальные расширения. Они были специально предусмотрены в случае одновременного пропуска 2 кораблей. Общая глубина канала – 20,1 м, хотя местами она может быть до 60 м.

Такой глубины часто бывает недостаточно для массивных военных танкеров, которых из-за этого могут частично демонтировать и переправлять в полуразобранном состоянии. В 2015 г. открылась еще одна артерия Суэцкого канала. Поэтому сейчас он имеет двустороннее движение.

С географической точки зрения, канал делят на 2 части, центр которых – Большое горькое озеро. Это разделение возникло во время строительства, а сейчас оно влияет на течение вод в протоке.

Дважды в год в Суэцком канале меняется направление течения:

  • Зимой течение идет из горьких озер на север, а летом – наоборот, из Средиземного моря.
  • К югу от озер течение еще менее стабильное – его направление зависит от приплывов и отливов.

История Суэцкого канала в античности

Построить посреди пустыни канал, который бы улучшил торговлю Египта, было целью нескольких фараонов, царей и римских императоров.

Согласно «Истории» Геродота, первые попытки прокопать Суэцкий канал принадлежали фараону Сенусерту III. Эту цель также пытался достичь Рамзес II, но больше всего удалось продвинутся со строительством канала фараону Нехо II. Под его руководством, в VII ст. до н.э., строительство канала значительно продвинулось, но не завершилось.

Только через 2 столетия, новый завоеватель Египта, персидский царь Дарий I, достроил начатое фараоном Нехо. В честь завершения строительства царь приказал возвести в двух местах гранитные стелы – возле берегов Нила и Карбета. Завершение этого канала значительно улучшило торговлю древнего царства.

Наибольший вклад в строительство древнего канала внес царь из династии Птолемеев, Птолемей II Филадельф. Под его руководством, в III ст. до н.э., канал был значительно расширен. Последние реконструкции провел римский император Траян. Во II ст. до н.э. под его руководством канал был углублен, что позволило большим судам заплывать в его воды.

На протяжении 8 столетий, после смерти Траяна, канал практически не использовался, но все же существовал. В плохом состоянии водное соединение Нила и Красного моря просуществовало до 776 г. Тогда новый властитель Египта, арабский завоеватель халиф Мансур приказал засыпать реку Траяна. Этот решение укрепило монополию Халифата на сухопутную торговлю с Ближним Востоком.

Восстановление Суэцкого канала

Суэцкий канал на карте мира вновь начал появляться в конце XVIII ст. Первые идеи восстановления канала появились у Наполеона. Во время его египетской военной кампании в 1798 г., он серьезно обдумывал восстановить засыпанный канал и усилить позиции Франции в регионе.

Под его руководством была создана комиссия для изучения возможности соединения Красного и Средиземного морей. Тогда, кроме порта Суэц, другой порт должен был быть построен возле города Александрии – центрального африканского города в XVIII ст. По результатам работы строительной комиссии, инженер Лепер, представил план соединения морей, с бюджетом в 40 млн франков.

Такая огромная сумма объяснялась необходимостью строить шлюзы из-за 10-ти м перепада уровня воды в морях. Такой непосильный бюджет и французские войны в Европе стали причинами, почему французы не начали строительных работ в регионе.

Ошибки французской инженерной комиссии стали очевидны, когда в 1841 г. британские офицеры, пребывая в Египте вычислили фактический перепад уровня воды в морях.

Этими новыми данными, в 1855 г., воспользовался французский дипломат Фердинанд де Лессепс. Он, по двусторонней договоренности с вице-королем Египта, Саида-Пашой, и при поддержке турецкого султана, взялся осуществлять новый проект создания канала. Этот водный проход должен был стать нейтральной зоной, доступной кораблям всех стран.

Начали строить канал с северной стороны – от Порт-Саида. Когда строительство продвинулось к уже высохшему Горькому озеру, оказалось, что его глубина на 9 м ниже Красного моря. Также было предусмотрено строение 1 фарватера и несколько углубленных водных зон чтобы корабли при необходимости могли разминутся.

Это строительство поглощало огромное количество финансов, физических и технических ресурсов. В сложных условиях пустыни никто не хотел работать. Только для того, чтобы вырыть канал, местами работало одновременно до 40 тис работников одновременно. В основном это были представители бедных сословий египетского общества, которых принудительно отправляли на строительные работы.

17 ноября 1869 г. состоялось помпезное открытие Суэцкого канала. Только это празднования обошлось вице-султану Исмаилу в 28 млн франков. Это было первое в истории торжество в Египте, на котором присутствовали одновременно французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Йосиф I, венгерский министр-президент Андраши, прусский принц и также голландский принц с принцессой.

Создание параллельного канала

Суэцкий канал на карте мира появился в 1869 г. Тогда он перевернул мировую экономику, торговлю и военное дело. Канал пользовался значительным спросом, на его использование корабли стояли в очереди, — лишь бы не плыть вокруг Африки. Медленное передвижение по каналу объяснялось тем, что он имел одностороннее движение, которое значительно затрудняло передвижение.

Поэтому перспектива построить еще одну артерию для этой протоки привлекала всех – как международное общество, так и египетское правительство. Для Египта канал имеет важное экономическое значение – доход от эксплуатации Суэцкого канала есть вторым после туризма источником наполнения государственного бюджета.

В будущем, эта прибыль должна сравнится с той, которую Египет получает от первого источника наполнения бюджета – от туризма (15 млрд).

В 2014 г. президент Египта выступил с заявлением о необходимости построить еще один, Новый Суэцкий канал («Альмах русса» в переводе из арабского «спасаемый»). Это он обосновал тем, что к 2020 г. доходы от его использования вырастут в 3 раза – с 5 млрд дол до 14 млрд в год.

Строительство началось летом 2014 г. и длилось всего 1 год, вместо ожидаемых 3. Длина новой артерии – 72 км. Участие в его сооружении практически проявило все население Египта – солдаты выполняли строительство, а все население сумело собрать огромную для для своей экономики сумму – 8,5 млрд дол.

Официальное открытие состоялось в августе 2015 г. Таким образом пропускная способность канала увеличилась вдвое. Корабли теперь проходят одновременно в двух направлениях – без длинных очередей. Теперь судна плавают по старой протоке с юга на север, и с севера на юг – по новой. В общей сложности это сокращает время прохождения канала из 18 до 11 часов.

История управления Суэцким каналом

С 1855 г. строительство водного прохода между морями управлялось Всеобщей компанией канала. Само управление создано в 1859 г., оно находилось в Порт-Тауфик возле Суэца, потом открылось другая администрация еще в Порт-Фуад, неподалеку от Порт-Саида.

Это предприятие принадлежало нескольким аукционным держателям, среди которых акции принадлежали:

  1. Египту – 44 %
  2. Франции – 53 %
  3. Для желающий приобрести акции выделили 3 %.

Сперва канал был убыточным. Поэтому, в 1875 г. Исмаил Паша, из-за значительных государственных долгов, продал часть египетской доли владения каналом для Британии.

Позднее, в этом же году, Британская империя выкупила значительную часть акций Франции, которая в это время искала быстрых путей восстановить экономику после французско-прусской войны. Больше полувека Суэцким каналом фактически управляла Британия.

Через некоторое время Англия сумела усвоить не только главные рычаги управления и фактически стала единовластным управляющим Суэцкого канала, но и установить свою власть во всем Египте, когда она ввела в Египет войска в 1882 г. Монопольный контроль за Британией в регионе оставался за Британией до 1956 г., даже во время Мировых воен.

Длительная смена властей в регионе начала происходить в 1956 г., когда египетский президент, Гамаль Насер, объявил о национализации канала. Из-за этого произошло вторжение объединённых войск Британии, Израиля и Франции в Египет и началась война, которая длилась неделю.

Результатом совместной оккупации протоки стало частичное разрушение водного прохода, и затопление нескольких судов. Конфликт завершила ООН – были введены миротворческие подразделения, а сам канал и Синайский полуостров объявили нейтральными зонами. Работать начал канал только в 1957 г.

На протяжении 1960-1970-х гг. в результате арабо-израильских войн, протоку закрывали несколько раз. Впервые это случилось после 6-ти дневной войны в 1967 г., тогда 15 кораблей стояли пришвартованы в районе Горького озера 8 лет.

Последствия следующей войны не были такими значительными для существования Суэцкого канала, как после Шестидневной войны, – в 1973 г. канал прекратил работу только на 2 года, пока в регионе размещались американские войска.

В 1972 г. ООН решила спор о принадлежности канала.

Сегодня Суэцким каналом юридически управляет три института египетской стороны:

  1. Компания Суэцкого канала – частное предпринимательство, основанное в 1859 г.
  2. Президентская администрация Египта.
  3. Администрация Суэцкого канала – государственный орган Египта.

Флора и фауна

Суэцкий канал – искусственно созданное водное пространство на карте мира. Поэтому собственной флоры и фауны он не имеет.

Вся представленная в нем живность – это результат активной миграции подводного мира Красного и Средиземного морей.

Хотя ученые-биологи активно исследуют Суэцкий канал как экологический феномен, еще до конца не известно, какие исходы от такого соседства двух разных морей могут получиться.

Сам Суэцкий канал находится между двумя морями, у которых абсолютно разный химический состав воды. Так, например, Красное море – очень солёное (на 1 л приходится 41 г соли), тогда как в Средиземном – только 25 г на литр.

С юга Суэцкого канала представлена флора и фауна Красного моря – это разноцветные кораллы, рыбки и морские ежи. Всего в Красном море обитает около 300 видов кораллов, 1,5 тис рыб и разных медуз.

Вся флора и фауна Суэцкого канала — результат миграции представителей подводного мира из Красного и Средиземного морей.

С севера Суэцкого канала флора и фауна развивается в соответствии с водным миром Средиземноморья. Здесь живой мир не такой богат как с другой стороны канала, и присущи больше водоросли, чем животные. В этой части Суэцкого канала можно встретить 550 видов рыб и только 5 видов беспозвоночных – осьминогов, лангустов, кальмаров, крабов и сепию.

Экономическое и стратегическое значение канала

Создание Суэцкого канала положительно повлияло на мировую и египетскую экономику. Это не только альтернативный, быстрый путь из Европы в Индийский океан, но и центр развития египетской индустриальной промышленности.

Хотя в 1888 г. в Стамбуле подписано первое международное соглашение о нейтралитете Суэцкого канала, фактически эта водная артерия всегда принадлежала кому-то.

Статистика по использованию водных проходов канала в ХХ ст. показывает, его важность для переправки грузовых и военных суден. По своим параметрам, Суэцкого канала достаточно, чтобы переправить грузовой корабль весом в 240 тыс. т, с высотой 68 м, и шириной в 77 м.

Египет, нынешний владелец канала, наполняет государственный бюджет от разрешения эксплуатировать канал другими суднами. Это второй источник, после туризма, по наполнению государственной казны. В 2011 г., согласно с подсчетами Администрации Суэцкого канала, доход от этого водного пути составляет 5,3 млрд дол в год.

Непосредственно возле него, из-за хорошего транспортного соединения, строятся промышленные центры, такие как Исмаилия.

Стратегическое значение Суэцкого канала для мировой экономики – в быстром доступе к отдаленным пунктам предназначения. Только в 2011 г., когда у Суэцкого канала было одностороннее движение, через него прошло 18 тис судов – в среднем 48 судов за день. После того, как открыли новую артерию на Суэцком канале (2015 г.), его пропускная способность увеличилась до 97 судов в сутки.

Суэцкий канал принимает на себя 10% пересечения всех мировых морских маршрутов.

Экология

Создание Суэцкого канала однозначно оказывает экономические и логистические выгоды для развитых индустриальных стран, но еще остаются неизученными экологические последствия от сооружения такого водного пространства.

В мире существует 2 искусственных водных прохода – Суэцкий и Панамский каналы. Своим существованием они создают уникальные процессы обмена флорой и фауной, ранее недоступной друг для друга. В 2014 г. в журнале Biological Invasions была напечатана статья под руководством 18 биологов, в которой оцениваются экологические риски от открытия Суэцкого канала.

Уже доказано, что часть из 700 организмов Средиземного моря, переместилась в Суэцкий канал. Некоторые из них создают опасность для флоры и фауны Красного моря. Так, золотая барабуля вытесняет более ценную барабулю обыкновенную, а некоторые медузы, пока плывут по каналу, попадают в трубы и засоряют техническое оборудование.

И это только пример, как флора и фауна Красного моря и Индийского океана является несовместимой со средой Средиземноморья.

До сих пор не определено влияние от смешивания флоры и фауны региона, которое окажет расширение Суэцкого канала в 2015 г. Известно точно, что на сегодня не существует никаких защитных мер от попадания одних видов морской среды в совершенно другие водные условия.

Интересные факты про Суэцкий канал

Кроме возможности пересечь Суэцкий канал на корабле, сделать это также можно поездом и на машине:

  1. Суэцкий канал в очередной раз стал национальной гордостью египтян в 1981 г. – когда на нем удалось реализовать сложный проект — туннель пересечения канала на автомобиле. В 2001 г. на автотрассе был открыт мост им. Хосни Мубарака, который соединяет Порт-Саид и город Исмаилия.
  2. Благодаря появлению электричества на канале в 1998 г., через несколько лет стало реальным возобновить железнодорожное движение, которое было разрушено ранее в ходе арабо-израильской войны в 1967 г.

Суэцкий канал заслужено и безусловно считают второй, после пирамид, национальной гордостью египтян.

Поэтому, с этим каналом, за последние 149 лет, связано много национальных праздников и событий:

  • Официальное открытие и первый рейс по водной артерии Суэцкого канала, как в 1869 г., так и в 2015 г., происходило на борту одной и той же яхты – «Аль-Махрус».
  • Железнодорожный мост вдоль Суэцкого канала – сложный проект, который смогли реализовать только японские инженеры. Он считается железнодорожным мостом, у которого самые длинные секции для поворотов, каждая из них – в 340 м длинной.

Нереализованные проекты:

  • Во время постройки протоки Суэцкого канала в 1869 г., в италийского композитора Джузеппе Верди, специально было заказано создать оперу «Ария» к открытию канала. Тогда композитор не сделать заказ вовремя, и прозвучала эта опера над водами Суэцкого канала только в 2015 г.
  • Первоначально, символ города Нью-Йорка, статуя Свободы предназначалась для Порт-Саида. Но Египет отклонил подарок из-за дорогой транспортировки и монтажа.

Суэцкий канал все-таки появился на карте мира в XIX столетии, после многочисленных попыток соединить моря. Несмотря на все трудности, он – успешный проект, который приносит значительный доходы в казну Египта, ведь пройти по этой водной артерии сегодня – обойдется не меньше чем в 6 тыс. дол на небольшом судне.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Топ 10 самых больших (длинных) каналов СНГ

1 Каракумский ирригационный канал 1300 км (450 км судоходный)


Канал протянувшийся от Гуан Хана до Ашгабата. В сентябре 1971 года его «судоходная» длина достигла 450 километров. При завершении работ его длина вырастет до 1300 километров.

2 Большой Ставропольский канал 480 км


Ирригационный канал, используется для водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставропольского края России. Канал использует воду рек Кубань, Терек и Кума, которые протекают южнее и в основном собирают воду с северных склонов Кавказа.

3 Беломорско-Балтийский канал (Беломор канал) 227 км


Построенный в 1933 году канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

4 Волго-Каспийский канал 188 км


Канал, соединяющий глубоководный участок реки Бахтемир (рукав Волги) и Каспийское море через дельту Волги. Позволяет морским судам заходить в порты Оля и Астрахань.

5 Канал имени Москвы 128 км


Канал соединяющий реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

6 Северо-Двинский канал 127 км


Соединяет реку Шексна, как часть Волго-Балтийского водного пути и реку Сухона, приток Северной Двины.

7 Ладожский канал 117 км


Водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева.

8 Волго-Донской канал 101 км


Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда.

9 Онежский канал 67 км


Канал вдоль южного берега Онежского озера. Построен в 1818 — 1852 годах в составе Мариинской системы для прохода малых речных судов в обход Онежского озера, где часто случаются штормы.

10 Белозерский канал 66,8 км


Канал для обхода Белого озера, которое часто штормит. Канал был построен всего за три года — в основном силами заключённых.

Leave a Comment