Все о микеланджело

Самые известные работы Микеланджело

Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве — итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.

Потолок Сикстинской капеллы

При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года «Охотники за Сокровищами» с Джорджем Клуни в главной роли.

Мучения Святого Антония

Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина «Мучения Св. Антония» – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.

Мадонна Дони

Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи «Моисей» был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре.

Страшный Суд в Сикстинской Капелле

Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.

Распятие Святого Петра, Ватикан

Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу — на самом деле сам художник. Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана.

Микеланджело Буонаротти. Где посмотреть работы мастера в Риме и Флоренции

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂

  • 18 Shares

Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti) – один из величайших гениев человечества за всю историю. Этот знаменитый итальянский скульптор, архитектор, живописец и поэт воплощал собой идеал человека эпохи Возрождения – всесторонне и гармонично развитую личность.

Считая себя только скульптором, Микеланджело создал большое количество живописных шедевров и грандиозных архитектурных проектов, среди которых – купол собора Святого Петра, Сикстинская капелла, площадь Кампидольо в Риме, статуя Давида и библиотека Лауренциана во Флоренции. Его произведения обладают такой мощью и достоверностью, которые трудно не просто превзойти, но даже скопировать.

Микеланджело Буонаротти, Галерея Уффици

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье обедневшего дворянина Лодовико Буонаротти. Место рождения гения – маленький городок Капрезе недалеко от Флоренции (провинция Ареццо). Сегодня городок называется Капрезе-Микеланджело в честь своего великого уроженца.

Капрезе-Микеланджело

Поворотным событием в судьбе Микеланджело сыграла ранняя смерть матери. В возрасте 6 лет ребенка отдали кормилице – жене каменотеса (почти все жители района, где родился Микеланджело, работали на каменных карьерах). Впоследствии Микеланджело придавал большое значение своим первым годам, проведенным среди каменотесов, у которых научился разминать глину и владеть резцом.

Он рано проявил склонность к скульптуре и живописи, и, хотя отец был против занятий сына, считая их недостойными древнего рода Буонаротти, в конце концов Микеланджело полностью посвятил себя служению искусству.

Из молока кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуиМикеланджело Буонаротти

В отличие от Рафаэля, который умер в самом расцвете зрелости, Микеланджело прожил довольно долгую жизнь даже по современным меркам – целых 88 лет. Никто из художников (в широком смысле этого слова) ни до, ни после Микеланджело не проявлял себя столь властно и мощно в трех пластических искусствах – живописи, скульптуре и архитектуре, и не оставил после себя столь разнообразного и выдающегося наследия.

Портрет Микеланджело, автор Даниэле да Вольтерра

Микеланджело был настоящим трудоголиком. Один из биографов писал, что он не снимал сапог, когда ложился спать, чтобы не тратить время на одевание и раздевание. Художник был равнодушен к материальным благам, вел почти пуританский образ жизни, хотя и считался богатым человеком. Его обед мог состоять из куска хлеба, который он жевал, чтобы не отвлекаться от работы. При этом Микеланджело очень гордился своим благородным происхождением, чем могли похвастать очень немногие представители его профессии.

Работы Микеланджело во Флоренции:

  1. Церковь Святого духа (деревянное распятие, одно из самых ранних произведений)
  2. Casa Buonarotti (дом-музей семьи Буонаротти)
  3. Музей Барджелло (статуя Вакха)
  4. Галерея Академии (статуя Давида)
  5. Семейная усыпальница Медичи
  6. Библиотека Лауренциана
  7. Музей палаццо Веккьо (статуя Дух победы)
  8. Музей Опера-дель-Дуомо (флорентийская Пьета)
  9. Галерея Уффици (единственная картина Микеланджело во Флоренции)
  10. Церковь Санта-Кроче во Флоренции (усыпальница Микеланджело)

Работы Микеланджело в Риме:

  1. Сикстинская капелла
  2. Капелла Паолина (Апостольский дворец)
  3. Собор Святого Петра (архитектурный проект)
  4. Cобор Святого Петра (Пьета)
  5. Площадь Кампидольо (проект)
  6. Усыпальница Юлия II
  7. Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва (статуя Христа с крестом)
  8. Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири (проект)

Где посмотреть работы Микеланджело Буонаротти во Флоренции

В 1488 г. в возрасте 13 лет Микеланджело переезжает во Флоренцию и поступает в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников своего времени, где обучается основам фресковой живописи и проходит хорошую школу рисунка.

Учеба у Гирландайо была недолгой. В 1489 г. Микеланджело был приглашен в художественную Академию, основанную правителем Флоренции Лоренцо Медичи (известного в истории под прозвищем Великолепный). Лоренцо Великолепный был так поражен талантами Микеланджело, что позволил ему жить во дворце Медичи на правах сына.

Посмертный портрет Лоренцо Великолепного, автор Джорджо Вазари

В течение своей долгой жизни Микеланджело то покидал, то снова приезжал во Флоренцию, периодически раздираемую политическими беспорядками. За это время он успел создать множество произведений, которые сегодня находятся в различных музеях столицы региона Тоскана.

✅Церковь Святого Духа, распятие / Basilica di Santa Maria del Santo Spirito

Внутри базилики Санто-Спирито можно увидеть одно из самых ранних произведений Микеланджело, которое он создал в возрасте всего 17 лет. После смерти своего покровителя Лоренцо Великолепного Микеланджело переезжает в монастырь Санта-Мария-дель-Санто-Спирито, где занимается анатомическим исследованием трупов, поступающих из больницы монастыря.

Чтобы выразить свою признательность за разрешение на анатомические исследования, важные для творчества скульптора и художника, Микеланджело вырезает распятие для алтаря церкви Санто-Спирито. Интересно, что Христос на распятии изображен хрупким подростком (в более поздних произведениях Микеланджело он гораздо более мускулистый) и без одежды.

Деревянное распятие в церкви Санто-Спирито, 1492 г.

✅Casa Buonarotti

Casa Bouonarotti – музей во Флоренции, расположенный в доме XVI в., принадлежавшем Микеланджело и представителям его семьи. Сам художник в доме не жил, но здесь можно увидеть две его ранние работы – барельефы, выполненные из мрамора: Madonna della Scala («Мадонна у лестницы») и «Битва кентавров». Также в музее находится коллекция предметов искусства (скульптуры, картины, археологические находки), рисунки и эскизы Микеланджело.

Casa Buonarotti

✅Музей Барджелло / Museo nazionale del Bargello

Барджелло – художественный музей во Флоренции, находящийся в здании XIII века, которое ранее служило резиденцией подеста (главы администрации в средневековых итальянских городах), а впоследствии тюрьмой и казармой. В музее представлены четыре работы Микеланджело.

Национальный музей Барджелло

  • Статуя Вакха (изображает бога вина Вакха (Бахуса) в человеческий рост). Дебютным произведением Микеланджело в Риме, куда он уезжал на время политических беспорядков во Флоренции, стало мраморное изваяние Вакха в человеческий рост. Сделанная по заказу кардинала Рафаэля Риарио, статуя впоследствии была приобретена банкиром Якопо Далли, который установил ее своем саду рядом с античными скульптурами. В 1572 году статую приобрели Медичи и перевезли во Флоренцию.

Вакх, 1497 г.

  • Мраморный бюст Брута, убийцы Юлия Цезаря. По мнению некоторых исследователей, этот бюст отражал республиканские и антитиранические взгляды Микеланджело.
  • Круглый мраморный барельеф (тондо) с Девой Марией, младенцем Иисусом и маленьким Иоанном Крестителем, созданный для семейства Питти
  • Давид-Аполлон (двойное название статуи связано с тем, что автор изменил сюжет в процессе работы)

✅Галерея Академии / Galleria dell’Accademia

Галерея Академии – художественный музей, где представлена одна из самых известных скульптур Микеланджело «Давид» и другие его работы, а также произведения флорентийских художников XIV-XVII вв. Это второй по посещаемости художественный музей Италии после Уффици.

  • Статуя Давида. На время политических беспорядков во Флоренции Микеланджело уезжал то в Венецию, то в Болонью, то в Рим. Но в 1501 году он вернулся в родной город, где ему поручают изваять статую Давида. Когда в 1504 г. Микеланджело закончил свою работу, слава его гремела по всей Флоренции еще больше, чем после создании «Пьеты» в Риме. Первоначально статуя предназначалась для украшения флорентийского собора, но специально созванная комиссия решила поставить ее в самом сердце города, на площади Синьории, перед палаццо Веккьо, где пребывало правительство. Это должно было символизировать свободу и независимость Республики.

Давид, Галерея Академии, 1501-1504 гг. Статуя высотой 4,3 м изваяна из монолита чистейшего белого мрамора из Каррары

С 1873 г. оригинальная скульптура Давида была перемещена с площади Синьории и находится в Галерее Академии. Причины перемещения были как в том, чтобы сохранить одну из самых ценных скульптур в мире, так и в том, чтобы создать отдельный музей с работами и рисунками Микеланджело к 400-летию со дня рождения художника.

Копия статуи Давида на площади Синьории перед палаццо Веккьо Бронзовая копия статуи Давида на площади Микеланджело

  • Четыре незавершенные («non-finito») статуи «Рабы», предназначавшиеся для усыпальницы папы Юлия II
  • Скульптурная группа «Пьета» (около 1560 г.), обнаруженная в часовне Барберини в Палестрине (некоторые эксперты сомневаются, что данную скульптурную группу создал именно Микеланджело, а не его помощник или ученик)

✅Базилика Сан-Лоренцо (Святого Лаврентия), семейная усыпальница Медичи / Basilica di San Lorenzo

После смерти Папы Юлия II в 1513 г. на Святом престоле оказался Лев X из семейства Медичи. Он поручил Микеланджело спроектировать фасад церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело долго трудился над проектом, но в итоге реализовать его не удалось по причине дороговизны и последующей смерти Папы-заказчика.

Кардинал Джулио Медичи (будущий Климент VII), желающий в том числе сохранить лояльность художника к своему семейству, поручил ему другую работу – проект семейной капеллы Медичи (Новой сакристии) при церкви Сан-Лоренцо, в котором Микеланджело выступал как скульптор и архитектор.

Гробница Джулиано Медичи (младшего сына Лоренцо Великолепного и брата Льва X) с аллегорическими скульптурами «День» и «Ночь»

Эта работа Микеланджело тоже оказалась длительной по времени и в итоге незавершенной. В ходе восстания во Флоренции Микеланджело поддержал повстанцев, из-за чего его отношения с семьей Медичи сильно испортились. Когда в 1530 г. Медичи овладели городом, Микеланджело бежал, опасаясь за свою жизнь. В итоге часть скульптур для сакристии завершали его ученики.

✅Библиотека Лауренциана / Biblioteca Medicea Laurenziana

А второй важный архитектурный проект Микеланджело во Флоренции – библиотека Лауренциана, задуманная как хранилище для книг и рукописей, принадлежавших семейству Медичи. Этот проект тоже остался незавершенным по тем же причинам – из-за политических разногласий с семьей Медичи, которых Микеланджело не поддержал во время восстания в городе. Строительство началось в 1525 г., а сама библиотека была открыта только в 1571 г.

Читальный зал библиотеки Лауренциана

Отдельного внимания заслуживает вестибюль библиотеки и лестница, ведущая к читальному залу. По замыслу Микеланджело, лестница должна была символизиовать свободный и мощный поток мыслей.

Лестница, библиотека Лауренциана

✅Музей палаццо Веккьо / Museo di Palazzo Vecchio

В музее палаццо Веккьо находится скульптурная группа «Дух победы», которую Микеланджело создал для усыпальницы Юлия II. Статуя так и не была использована для усыпальницы Папы (проект претерпел существенные изменения) и долгое время хранилась во флорентийской мастерской Микеланджело. Затем, по предложению Даниэле да Вольтерра, ее хотели установить на гробнице Микеланджело в церкви Санта-Кроче, но Джорджо Вазари, по проекту которого создавалась усыпальница художника, был против. В итоге статую передали герцогу Козимо I Медичи.

Дух победы, 1532—1534 гг.

✅Музей Опера-дель-Дуомо / Museo dell Opera del Duomo

В музее при соборе Санта-Мария-дель-Фьоре находится «флорентийская Пьета» – одна из поздних работ Микеланджело, в которой он снова возвращается к теме оплакивания Христа. Эту Пьету скульптор начинает создавать в пожилом возрасте, под впечатлением от смерти своего духовного друга и поэтессы Виттории Колонны. Некоторые исследователи считают, что в фигуре Никодима, несущего безжизненное тело Христа, Микеланджело изобразил самого себя.

Пьета (Положение во гроб), 1547-1555

✅Галерея Уффици / Gallerie degli Uffizi

В начале 1500-х гг., находясь во Флоренции, кроме Давида Микеланджело создает еще один шедевр – Тондо Дони. Это единственная картина Микеланджело во Флоренции, и находится она в галерее Уффици. Свое название тондо получило от имени богатого суконщика, заказавшего картину по случаю своего бракосочетания с Маддаленой Строцци, дочерью банкира. Сохранившуюся оригинальную раму украшают головы Христа и пророков, а также герб семьи Строцци. Это единственное произведение, написанное по дереву и бесспорно приписываемое Микеланджело.

Тондо Дони (по центру), ок. 1503-1504 гг.

Где посмотреть работы Микеланджело в Риме

После смерти Лоренцо Великолепного из-за постоянных политических беспорядков и отсутствия заказов во Флоренции Микеланджело переезжает в Рим в 1496 г. Cамым крупным меценатом и покровителем творчества Микеланджело был Папа Римский Юлий II, который сделал очень многое как для упрочнения позиций папского государства, так и для расцвета архитектуры и искусства в Вечном городе.

После смерти Юлия II заказчиками Микеланджело выступали Папы из рода Медичи – Лев X и Климент VII, а также Павел III из рода Фарнезе. В 1534 г. Микеланджело окончательно перебирается в Рим и больше уже не возвращается во Флоренцию.

✅Музеи Ватикана. Сикстинская капелла

Папа Юлий II – самый крупный меценат и покровитель творчества Микеланджело в первые его годы в Риме. Именно он в 1508 г. поручает Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы, иллюстрирующую 9 сюжетов из Книги Бытия (первой книги Ветхого Завета). Именно это произведение Микеланджело считается величайшим примером искусства эпохи Возрождения.

Сикстинская капелла

В промежутке между распалубками свода Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил пророков и сивилл, которые задолго предсказывали появление Мессии для народа Израиля, или Спасителя для мира язычников. Каждый персонаж сидит на троне. Сивилла из древнегреческого города Дельфы была написана первой и является одной из самых прекрасных фигур в росписи Сикстинской капеллы.

В своем прославленном полуобороте Дельфийская сивилла обращает свой взор нас… ее волосы и мантию развевает ветер, получивший название «Духовного дуновения»… Ее мощная левая рука и мускулистая спина ее помощника считаются самыми прекрасными фрагментами живописи на всем плафонеФредерик Харт, американский скульптор Дельфийская сивилла (Сикстинская капелла), 1509 г.

Среди всех гениальных фресок Сикстинской капеллы есть одна, которая выделяется даже на этом исключительном фоне. «Сотворение Адама» – шедевр среди шедевров, наивысший образец вдохновения Микеланджело, после которого трудно было представить по-другому библейский сюжет сотворения человека.

По мнению Джорджо Вазари, Адам Микеланджело написан «таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется, будто он действительно сотворен Создателем, а не кистью по замыслу человека». К первому человеку через бесконечное пространство Вселенной летит Бог в окружении сонма ангелов. Левая рука Адама робко тянется навстречу правой деснице Создателя. Их руки не соприкасаются, но именно в этом небольшом пространстве между их пальцами сосредоточен смысловой центр фрески: кажется, что сейчас произойдет разряд божественной энергии, дарующей жизнь первому человеку.

Сотворение Адама, 1511 г.

В 1534 г. Микеланджело получает новый заказ – на этот раз на роспись алтарной стены Сикстинской капеллы, куда он возвращается спустя 25 лет после росписи плафона. Папа Павел III заказал ему огромную фреску на тему Страшного суда, над которой художник трудился в течение 6 лет (если включить срок для подготовки стены алтаря). Фреска изображает Второе пришествие Иисуса Христа и божественный суд над человечеством.

Роспись поразила и удивила… весь Рим, более того – весь мирДжорджо Вазари

Всего на фреске насчитывается более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были обнаженными. В XVI в. это стало причиной большого скандала. Особо консервативные священнослушители видели только «стену обнаженных тел», а не «заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом».

За несколько недель до смерти Микеланджело было принято решение прикрыть драпировками чресла обнаженных фигур. Эта неблагодарная задача была поручена художнику Даниэле де Вольтеру (который был большим поклонником Микеланджело). За это его в насмешку прозвали Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).

Страшный суд, 1536-1541 гг.

✅Капелла Паолина, Апостольский дворец (Ватикан)

Последние годы жизни Микеланджело довольно много работает для папского двора. Для капеллы Паолина, возведенной по указанию Павла III, мастер создал две фрески – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550). Темы фресок были выбраны самим Папой в честь апостолов Петра и Павла, святых покровителей Рима.

Обращение Савла, 1542-1545 гг.

✅Собор Святого Петра

С 1546 г. Микеланджело занимался проектом собора Святого Петра, одного из самых важных и крупных храмов христианского мира. Строительство началось еще в 1506 г., но постоянно стопорились из-за многочисленных изменений, вносимых в проект. Микеланджело вернулся к идее центральнокупольного сооружения, предложенной когда-то Донато Браманте. Над постройкой должен был возвышаться мощный центральный купол по примеру древнеримского Пантеона.

Микеланджело рассматривал свою работу над куполом собора Святого Петра как одну из величайших в своей жизни, которая дарует ему спасение на небесах. Однако при жизни Микеланджело возвели только центральный барабан купола, а само строительство собора было завершено в 1626 г.

Собор Святого Петра в Ватикане

Купол собора Святого Петра

✅Собор Святого Петра, скульптурная группа «Пьета»

В период между 1498 и 1499 гг. по заказу кардинала Жана Билэра де Лягрола Микеланджело изваял великолепную скульптурную группу «Пьета» (оплакивание Христа Марией). Более других его предыдущих произведений «Пьета» способствовала славе Микеланджело как выдающегося скульптора. Практически сразу же «Пьета» была признана шедевром, вызывающим безмерное восхищение всех, кто когда-либо ее видел.

Когда Микеланджело ее изваял, ему не было и 25 лет, и, конечно, нашлись те, кто усомнился в его авторстве. Как писал биограф Микеланджело Джорджо Вазари, некие миланцы даже утверждали, что это работа их земляка. Тогда Микеланджело, вооружившись светильником и резцом, пробрался ночью к скульптуре и вырезал свое имя на ленте, опоясывающей грудь Мадонны: «Michael Angelus Bonarotus Fiorent(inus) Faciebat» («Сделано Микеланджело Буонаротти, флорентийцем»). Это единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

Пьета, 1499 г.

✅Площадь Кампидольо / Piazza del Campidoglio

Площадь Кампидольо (Капитолийская площадь) расположена на вершине Капитолийского холма, где во времена Древнего Рима находился табуларий (государственный архив). В Средние века, однако, это место пришло в запустение, и его даже использовали в качестве пастбища для коз.

Папа Павел III был недоволен тем, во что превратилась площадь в самом сердце Рима. Также ему хотелось впечатлить императора Карла V, поэтому разработку проекта площади и зданий на Капитолийском холме он поручил самому талантливому на тот момент архитектору – Микеланджело.

Микеланджело придал площади трапециевидную форму и изменил ее ориентацию с Римского форума (символа античного языческого Рима) на базилику Святого Петра, то есть папский Рим и христианство. В центр была помещена конная статуя Марка Аврелия, для которой Микеланджело создал постамент. Это единственная сохранившаяся до наших дней конная статуя римского императора (она сохранилась благодаря тому, что человека на коне приняли за первого христианского императора Константина Великого).

Также Микеланджело разработал новый фасад для обветшалого палаццо деи Консерватори, и создал проект Палаццо Нуово как его зеркальное отражение, тем самым обеспечив баланс и симметричность зданий. Сегодня в обоих палаццо размещаются экспозиции Капитолийских музеев.

Капитолийская площадь

Микеланджело спроектировал не только саму площадь, но и широкую и пологую, напоминающую пандус, лестницу Кордоната (Cordonata), ведущую на нее.

Лестница Кордоната

Хотя на момент смерти Микеланджело работа по переустройству площади не была завершена, в течение следующих 100 лет его рисунки использовались для придания ей окончательного облика.

✅Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, усыпальница Папы Юлия II

В начале XVI в. Папа Юлий II выступал заказчиком многих работ в Ватикане и Риме, приглашая лучших архитекторов, скульпторов и живописцев. К созданию собственной усыпальницы он решил привлечь лучшего из лучших – Микеланджело, поручив ему реализовать грандиозный проект. Усыпальница Юлия II в первоначальном варианте своими размерами и богатствами могла бы затмить все остальные гробницы мира. Она должна была иметь 9 м в ширину и 6 м в длину и три яруса, украшенных 40 статуями размерами выше человеческого роста.

Строительство планировалось завершить через 5 лет, но даже гению Микеланджело такая задача оказалась не под силу. В 1506 г. Юлий II задумал перестроить собор Святого Петра, и новый проект отвлек его от мыслей об усыпальнице. А в 1513 г. Папа умер, и Микеланджело пришлось годами судиться с наследниками, прежде чем была достигнута договоренность о строительстве более скромной гробницы.

Я потратил свою молодость, будучи прикован к этой гробнице. Микеланджело Буонаротти

В итоге работы по созданию усыпальницы для Папы были завершены только спустя 40 лет с момента заказа. От первоначального замысла, который оказался слишком дорогостоящим, практически полностью пришлось отказаться. Микеланджело успел создать лишь статую Моисея (также ведутся споры об авторстве женских фигур Лии и Рахили в нижнем ярусе), остальные были выполнены его помощниками.

Усыпальница Юлия II, церковь Сан-Петро-ин-Винколи, 1545 г.

Статуя Моисея работы Микеланджело

✅Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (входит в маршрут нашего обзорного квеста по Риму) – единственная оригинальная готическая церковь Рима. Здесь находится (слева от алтаря) одна из менее известных работ Микеланджело – мраморная статуя «Христос с крестом». Изначально статуя изображала Христа полностью обнаженным, драпировка была добавлена позднее – в XVII в.

Христос с крестом, 1519—1521

✅Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири / Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана (эти термы были самыми большими в Риме). Довольно сложный проект по перестройке был доверен Микеланджело, и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

Из биографии Микеланджело Буонарроти

Полное его имя – Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни.

Даниеле да Вольтерра «Портрет Микеланджело»

Детство и ранняя юность

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Вскоре семья переехала во Флоренцию.
В семье было много детей, поэтому Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет).
Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец… Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо.

Чезаре Дзоччи «Юный Микеланджело высекает голову фавна» (утрачена)

Начав работать над скульптурами для коллекции Медичи, он привлёк внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 г. он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492 г. Лоренцо Медичи окружил себя выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, и сам Лоренцо был поэтом.
Предположительно в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (смотрите ).

«Мадо́нна у ле́стницы» («Мадо́нна на ле́стнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет.

Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь.
На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину. Мать прикрывает головку ребёнка. Младенец изображён без нимба. Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами.
Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой, исполненной внутренней боли молодой женщиной.

Юность

В 1494-1495 гг. Микеланджело создаёт скульптуры для Арки святого Доминика в Болонье, а затем возвращается во Флоренцию. В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский живописец, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности, имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый»; биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Свою давнюю связь с Савонаролой, неостывающую память о доминиканском бунтаре и неистовце, пошедшем походом во главе флорентийского плебса против стяжательства, тунеядства, хищничества, угнетательства, разврата, роскоши имущих и правящих классов купечества, патрицианства и церкви, Микеланджело сберёг на всю жизнь. Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию, и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А.М. Эфрос «Поэзия Микеланджело»).
В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. В 1496-1501 гг. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету».

Микеланджело «Бахус» (1497). Мрамор. Высота 203 см. Барджелло (Флоренция)

Вакх (Ба́хус, Дио́ни́с) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.
По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.

Зрелые годы

В 1501 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию. Он работает по заказу: создаёт скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давида».

Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5, 17 м. Академия изящных искусств (Флоренция)

Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Статуя предназначена для кругового обзора. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом.
Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука.
В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.

Микеланджело «Святой Пётр». Мрамор. Высота 124 см. Сиенский собор (Сиена)

Апостол Петр ( нём читайте ) изображён держащим книгу в левой руке, а правой рукой поддерживает тяжелые складки плаща. Правая нога чуть согнута, будто он собирается делать шаг. У апостола короткие вьющиеся волосы и борода.
Скульптура расположена на нижнем ярусе алтаря, слева.

Алтарь Пикколомини (Сиена)

В 1503-1505 г. мастер создаёт «Мадонну Дони», «Мадонну Таддеи», «Мадонну Питти» и «Мадонну Брюгге».

Микеланджело «Мадонна Брюгге». Мрамор. Высота 128 см. Церковь Богоматери (Брюгге)

Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как бы размышляя над предначертанной ему судьбой. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей.
В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».
С 1505 по 1508 гг. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

Микеланджело «Лия» (1542). Мрамор. Высота 1,97 м. Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим, Италия)

Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти
В феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы (фрагмент)

А в 1536-1541 гг. по заказу папы Павла III Микеланджело расписывал алтарную стену – фреска «Страшный суд» (подробнее ).

Микеланджело «Страшный суд». 1370х1200 см. Сикстинская капелла. Музей Ватикана (Ватикан)

Ещё в июле 1514 г. Микеланджело получил заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции. В 1516-1519 гг. состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо.
В 1520-1534 гг. скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

Библиотека Лауренцина. Читальный зал

С 1546 г. начинается период жизни великого мастера, больше связанный с архитектурой. Наиболее значительные архитектурные заказы были сделаны именно в это время: для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия.

Палаццо Фарнезе

Но самым важным заказом для Микеланджело было его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Собор святого Петра

Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость собора около 60 000 человек и ещё 400 тыс. человек на площади.
Интересно, что Микеланджело почти не писал портретов. Вазари это объясняет так: «…ему претила мысль рисовать живого человека, если тот не наделён необычайной красотой».

Поэзия Микеланджело

Эта сторона творчества великого мастера известна гораздо меньше. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет.

«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз, и он держал ее на положении Золушки. Он не любил пускать свои стихи в свет. Даже по сей день потомство мало знает их: они наименее раскрыты и наименее ценимы из всего наследия Микеланджело. Современники же почти не знали их совсем. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным; по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения; несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий; одно ответное четверостишие получило широкую огласку. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать. Он предпринял это из того же почтения, какое побудило его издавать их: в подлинном, природном своем виде они, по его разумению, не могли бы быть приняты светом.
На гробнице во флорентийском Санта-Кроче бюст Микеланджело высится над тремя аллегорическими статуями – Ваяния, Живописи и Архитектуры; о поэзии не напоминает ничто. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет.
Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. Он боготворил Данте и любил Петрарку.

Мне сладко спать, а пуще камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье…

Он обращался со словом с той же непреклонностью, как с мрамором, с красками, со строительным камнем, и ощущал свой стих так же весомо и плотно.
Ее основная часть, наибольшее количество стихотворений, дошедших до нас, приходится на вторую половину его жизни, на её преклонные годы <…> Наиболее ранние из дошедших до нас стихов Микеланджело относятся к началу 1500-х годов, между 30 и 40 годами его жизни. Они насчитывают около десятка вещей. Все остальное – около 200 стихотворений – написано им между 45 и 80 годами; в последнее двадцатилетие, после шестидесяти лет от роду, он писал больше всего.
Первый период (1537-1547 гг.) связан с Витторией Колонна – микеланджеловской любви к ней и создания стихов для нее».

Себастьяно дель Пьомбо «Портрет Виттории Колонна»

Здесь мы добавим, что Витто́рия Коло́нна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились, и до дня её смерти). Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.
Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 — 1556 гг.) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело.
«Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека; но только человек этот был великаном, умирал как великан, и слова смерти вырывались у него по-великаньи».
До фрески «Страшный суд» <…> стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Они наполнены противоречиями: в них покорность борется с сопротивлением, признание благостности возврата в божье лоно перебивается нежеланием расстаться со счастьем жить. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело, и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А.М. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).

А теперь – стихи Микеланджело.

50
Вот так же, как чернила, карандаш
Таят стиль низкий, средний и высокий,
А мрамор – образ мощный иль убогий,
Под стать тому, что может гений наш,
Так, мой Синьор, покров сердечный ваш
Скрывает, рядом с гордостью, истоки
Участливости нежной, хоть дороги
Мне к ней еще не открывает страж.
Заклятья, камни, звери и растенья,
Враги недугов, — будь язык у них
О вас сказали б то же в подтвержденье;
И, может быть, я впрямь от бед моих
У вас найду защиту и целенье…

63
Надежная опора вдохновенью
Была дана мне с детства в красоте,
Для двух искусств мой светоч и зерцало.
Кто мнит не так, – отдался заблужденью:
Лишь ею влекся взор мой к высоте,
Она резцом и кистью управляла.
Безудержный и низкопробный люд
Низводит красоту до вожделенья,
Но ввысь летит за нею светлый ум.
Из тлена к божеству не досягнут
Незрячие; и чаять вознесенья
Неизбранным – пустейшая из дум!

88
В ком тело – пакля, сердце – горстка серы,
Состав костей – валежник, сухостой,
Душа – скакун, не сдержанный уздой,
Порыв – кипуч, желание – без меры,
Ум – слеп и хром и полн ребячьей веры,
Хоть мир – капкан и стережет бедой,
Тот может, встретясь с искоркой простой,
Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.
Так и в искусстве, свыше вдохновлен,
Над естеством художник торжествует,
Как ни в упор с ним борется оно;
Так, если я не глух, не ослеплен
И творческий огонь во мне бушует,
Повинен тот, кем сердце зажжено.

(этот сонет посвящён Томмазо Кавальери)

Микеланджело умер 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.
В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 г. в францисканской церкви Санта-Кроче.

Собор Санта-Кроче (Флоренция)

Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

На гробнице Микеланджело в церкви Санта-Кроче изображены три аллегорические статуи муз живописи (Джованни Баттиста Лоренци), скульптуры (Валерио Чоли) и архитектуры (Джованни Баттиста Лоренци), которые оплакивают смерть гения.

Leave a Comment