Замки рейна на карте

Популярные замки долины Рейна

Река Рейн – главная водная артерия центральной Европы и западной Германии. Долгое время она служила в качестве основного торгового пути между севером и югом, и сейчас на Рейне стоит несколько крупных портовых городов. А долина Среднего Рейна даже включена в список культурного наследия ЮНЕСКО – неудивительно, ведь именно здесь разместились самые популярные замки Рейна.

Долина Среднего Рейна представляет собой живописный холмистый регион. На склонах разбиты виноградники, а у их подножья раскинулись крошечные деревушки, словно сошедшие из-под пера детского сказочника. А на вершинах этих холмов гордо разместились старинные средневековые крепости или роскошные неоготические дворцы.

Всего замков долины Рейна насчитывается несколько десятков, причём у каждого своя, уникальная история. К примеру, мощная цитадель Марксбург является единственным средневековым замком, дошедшим до наших дней в первозданном виде. А вот замок Штольценфельс несколько столетий пролежал в руинах, но уже в середине XIX века превратился в роскошную неоклассическую резиденцию прусского короля.

Совершенно необычайным является замок Пфальцграфенштайн – он расположен на крошечном острове посреди Рейна. Особой популярностью пользуются знаменитые парные замки Катц и Маус, известные как «кот» и «мышь». Кстати, они также расположены в непосредственной близости от печально известной скалы Лорелей. Ещё одной любопытной парой замков являются старинные крепости Либенштайн и Штерренберг, связанные между собой трагической легендой.

Помимо долины Рейна интерес могут вызвать также замки, возвышающиеся над соседней рекой – Мозелем. Именно в долине Мозеля находится удивительный замок Эльц, находящийся во владении одной и той же семьи более пятисот лет. Нельзя не посетить и живописный городок Кохем, знаменитый своим роскошным замком, окружённым виноградниками.

ТОП-10 замков Рейна

Дворец Драхенбург

Дворец Драхенбург

Начинать путешествие по долине Рейна лучше с севера, неподалёку от Кёльна или бывшей столицы ФРГ – Бонна. Как раз на противоположном от Бонна берегу Рейна разместился живописный горный регион Зибенгебирге, в состав которого входит знаменитая скала Драхенфельс.

Это место воспето в эпосе Песнь о Нибелунгах. Именно здесь легендарный герой Зигфрид сразил страшного дракона Фафнира. Не зря же эта скала так и называется – драконьей. Согласно другим преданиям, в пещерах в скале Драхенфельс припрятаны несметные сокровища драконов.

Сейчас здесь проходит фуникулёр, самый старый в Германии – он был открыт ещё в 1883 году. Он связывает крошечный городок у подножья холма – Кёнигсвинтер – с роскошным дворцом Драхенбургом, разместившимся на его склонах.

Драхенбург считается шедевром неоготической архитектуры и является крупнейшей постройкой XIX века на территории федеративной земли Северный Рейн-Вестфалия. Любопытно, что это огромное здание, состоящее из множества изящных башенок с остроконечными шпилями, было построено всего лишь за два года. Сейчас вокруг дворца раскинулся парк, плавно перетекающий в ухоженные виноградники.

А на самой вершине скалы Драхенфельс – на высоте в 321 метр над уровнем моря — можно увидеть живописные руины более древнего замка XII века, известного под тем же именем – Драхенфельс.

В неоготическом дворце Драхенбург открыт музей. Подняться на вершину горы Драхенфельс можно пешком по крутой тропе или на удобном старинном фуникулёре. Для детей организуются незабываемые прогулки на осликах.

Замок Штольценфельс

Замок Штольценфельс напоминает дворец из детской сказки. Эта роскошная неоготическая постройка выкрашена в белый цвет. Крепость окружена мощной крепостной стеной, а в самом внешнем виде замка выделяются зубчатые башенки разных размеров.

Главная башня – бергфрид – была построена ещё в 1244 году и состоит из шести этажей. Она многократно достраивалась, но частично сохранилась ещё со времён Средневековья. Тогда замок принадлежал могущественным архиепископам города Трира, а также служил в качестве важного таможенного поста. К сожалению, как и многие другие оборонительные сооружения долины Рейна, замок Штольценфельс был разрушен в ходе Тридцатилетней войны в середине XVII века. С тех пор замок лежал в руинах.

Возрождение замков долины Рейна, в том числе и Штольценфельса, было бы невозможным, если бы не кронпринц Пруссии Фридрих Вильгельм. В юности он был очарован красотами этих мест и покровительствовал знаменитому архитектору Карлу Фридриху Шинкелю, создателю популярного в тот момент стиля исторического романтизма.

За двадцать лет – к 1842 году — на месте полуразрушенных руин вырос роскошный дворец Штольценфельс, чьи очертания повторяли средневековую крепость. Наследный принц, к тому моменту уже ставший королём Фридрихом Вильгельмом IV, сразу же превратил замок в свою резиденцию. Здесь даже состоялась встреча прусского короля со знаменитой королевой Викторией.

При Фридрихе Вильгельме были также возведены более современные постройки, в том числе и небольшой дворец в неоклассическом стиле. Сейчас весь этот комплекс преобразован в музей и открыт для туристического посещения.

  • Помещения главной башни замка Штольценфельс искусно оформлены в неоготическом стиле. Здесь сохранился роскошный интерьер жилых помещений, напоминающих средневековые палаты. А стены украшены картинами Германа Штильке, считающиеся шедевром немецкого романтизма XIX века.
  • Стоит также посетить огромный рыцарский зал. Под его низкими сводчатыми потолками представлены уникальные коллекции старинного оружия и сосудов для питья разных эпох.
  • Остальные комнаты замка Штольценфельс богато украшены картинами из личной коллекции короля Фридриха Вильгельма IV и прочими элементами декора и драгоценностями. Стоит посетить изысканно оформленную неоготическую часовню 1845 года.

Вокруг замка Штольценфельс разбит огромный парк, украшенный декоративными террасами и клумбами. В глубине сада можно наткнуться на романтичный грот и даже монументальный виадук.

Напротив замка Штольценфельс расположился ещё один знаменитый замок долины Рейна – Ланек, также перестроенный в стиле исторического романтизма в конце XIX века.

Замок Ланек

Замок Ланек

Замок Ланек расположился на отвесной скале, возвышающейся над слиянием крошечной речушки Лан и могучего Рейна. Эта романтичная постройка, сооружённая ещё в 1226 году, отличается захватывающей историей.

Первоначально замок Ланек принадлежал могущественному архиепископу Майнца фон Эппштайну и даже принимал в своих стенах короля Германии Адольфа Нассауского. Однако этот король был предательски убит, и Эппштайны начали плести заговор против нового правителя. Заговор раскрылся, владелец замка был казнён.

Существует легенда, что в замке Ланек укрывались несколько тамплиеров, спасшихся бегством после роспуска ордена в 1312 году. В следующих столетьях здесь часто останавливались архиепископы Майнца и многочисленные курфюрсты.

К сожалению, как и многие другие замки долины Рейна, Ланек был разрушен шведскими войсками в ходе Тридцатилетней войны в середине XVII века. С того момента замок Ланек превратился в живописные руины, не потерявшие, впрочем, своей привлекательности. Руины замка Ланек, к примеру, вдохновили великого поэта Гёте на создание нескольких стихотворений.

Самая душераздирающая история, связанная с замком Ланек, случилась в 1851 году. Романтичные руины притягивали к себе множество туристов, и одна из них, юная шотландская девушка, не смогла выбраться из полуразрушенной башни и погибла голодной смертью, всеми забытая. Спустя несколько лет реставраторы обнаружили её скелет, а также путевые заметки, где она описала свои последние дни жизни.

Впрочем, во многом благодаря этой трагедии замок Ланек приобрёл современный вид – в конце XIX века он был полностью перестроен, повторяя очертания средневековой постройки. В его внешнем виде особенно выделяется необычная пятиугольная зубчатая башня, составляющая в высоту 29 метров.

Сейчас замок Ланек принадлежит потомкам адмирала Первой мировой войны Роберта Мишке. Верхний этаж замка является частной собственностью, а на нижних этажах открыт музей.

Замок Марксбург

Замок Марксбург

Замок Марксбург знаменит тем, что это одна из немногих укреплённых построек в Долине Рейна, сохранившихся в первозданном виде ещё со времён Средних Веков. Поэтому его история особенно интересна.

Замок Марксбург начал своё существование ещё в 1100 году, а его современное здание было построено в 1283 году. Тогда он принадлежал могущественным графам фон Катценеленбоген, владевшим многими другими замками в долине Рейна.

Сейчас во внешнем виде замка Марксбург прослеживаются элементы позднероманского и готического стилей. Впрочем, его внешняя стена была перестроена уже намного позже – по мере усовершенствования военной техники и распространению артиллерии. Тогда же появились мощные круглые башни.

Самой древней частью замка Марксбург является его главная башня или бергфрид. Построенная ещё в 1237-1238 годах, она состоит из четырёх этажей, при этом сужаясь кверху. Такое интересное строение способствовало лучшему обзору с вершины башни.

Сейчас замок Марксбург почти полностью открыт для туристического посещения – отдельные комнаты занимает администрация Немецкого общества замков, организации, благодаря которой многие замки Долины Рейна начали новую жизнь и были тщательно отреставрированы.

  • На верхнем этаже замка Марксбург разместились основные жилые помещения – кабинет, спальни и детские. Стоит также посетить роскошный главный зал, выполненный в позднероманском стиле.
  • На вершине башни разместилась уютная капелла святого Марка. Кстати, замок Марксбург получил своё название только в 1437 году, когда эта капелла была освящена. До этого замок именовался как и близлежащий город – Браубах.
  • Особый интерес вызывают служебные помещения: винный погреб с низкими готическими сводами, тёплая кухня с утварью XVIII века. Туристы с железными нервами приглашаются спуститься в камеру пыток.
  • Жемчужиной музейной коллекции замка Марксбург являются экспонаты, представленные в оружейной. Здесь можно увидеть античное оружие, сохранившееся ещё со времён Галльских войн.

Замок Пфальцграфенштайн

Замок Пфальцграфенштайн

Миниатюрная крепость Пфальцграфенштайн считается жемчужиной долины Рейна. Это потрясающее сооружение полностью занимает островок Фалькенау, длина которого чуть больше ста метров.

Замок уникален тем, что он ни разу не был захвачен вражескими войсками. Он был построен ещё в XIV веке в необычной форме – весь замок, с башнями, крепостной стеной, оборонительными укреплениями и прочими постройками напоминает своим внешним видом корабль. Пфальцграфенштайн принадлежал непосредственно императору Священной Римской империи и выполнял функции важного морского таможенного поста.

Кстати, место сооружения крепости неслучайно – в километре от острова Фалькенау проходил речной порог, а через сам Рейн протянулась цепь, вынуждавшая корабли тормозить и заодно выплачивать положенную пошлину. Замок исполнял свои таможенные функции вплоть до 1867 года, а затем был преобразован в маяк.

Замок Пфальцграфенштайн выкрашен в белый цвет. В XVI веке он был дополнительно укреплён мощными башнями, а в 1755 году увенчан изящными крышами, типичными для эпохи барокко.

Сейчас замок Пфальцграфенштайн открыт для туристического посещения. В шестиэтажной башне сохранились старинные интерьеры, также стоит спуститься в пугающую темницу на самом нижнем ярусе башни. В этой тюрьме держались должники и торговцы-мореплаватели, отказавшиеся выплачивать надлежащую пошлину. Впрочем, таких смельчаков было маловато, так как при сильных штормах и наводнениях темница замка Пфальцграфенштайн полностью оказывалась под водой!

Добраться до замка Пфальцграфенштайн можно на пароме из соседнего крупного города Кауба, над которым возвышается ещё один таможенный пост, как и замок Пфальцграфенштайн, подчинявшийся непосредственно императору Священной Римской империи. Таможня размещалась в мощном средневековом замке Гутенфельс, построенном ещё в первой половине XIII века. В конце XIX века он был полностью переделан и модернизирован, и в здании бывшей крепости сейчас разместился роскошный отель, окружённый виноградниками.

Замок Райхенштайн

Замок Райхенштайн

Замок Райхенштайн расположился на отвесном склоне. Он обладает богатой историей, при этом точная дата его постройки так и остаётся неизвестной, но скорее всего в начале XIII века он уже существовал. Забавный факт – в те времена замком владели рыцари-разбойники, вселявшие ужас в торговцев, путешествовавших по долине Рейна.

Впоследствии замок Райхенштайн был отбит и перешёл в руки могущественных архиепископов Майнца. Как и многие другие замки долины Рейна, он был разрушен французскими войсками в 1689 году в ходе войны за Пфальцское наследство. Восстановлен он был уже в начале XX века. Замок Райхенштайн стал последним замком долины Рейна, полностью перестроенным в популярном на тот момент стиле исторического романтизма.

Сейчас замок Райхенштайн открыт для туристического посещения. Вход в замок осуществляется через старинный подъёмный мост. В жилых комнатах замка сохранилась уникальная обстановка прошлых веков, особенно выделяется просторный рыцарский зал с витражами, разместившийся на самом верхнем этаже замка. Помимо старинных интерьеров, ещё здесь можно увидеть коллекцию оружия и доспехов. Стоит также посетить замковую часовню с необычным деревянным алтарём. Кстати, на территории замка разместился ещё и роскошный отель.

Замок Райхенштайн находится ровно посередине между двумя другими любопытными замками:

  • В паре километров к северу разместился монументальный замок Зоонек, построенный одновременно с Райхенштайном. Также разрушенный в 1689 году, он был возведён заново по средневековым канонам благодаря наследному принцу Пруссии Фридриху Вильгельму IV, увлекавшемуся романтизмом. Во внешнем виде замка Зоонек выделяется мощный донжон и высокая зубчатая главная башня – бергфрид. Замок окружён крепостной стеной. Сейчас замок Зоонек открыт для туристического посещения – его залы изысканно оформлены в неоготическом стиле с добавлением более современной мебели эпохи бидермейер. Стены украшены разнообразными ценными полотнами из личной коллекции династии Гогенцоллернов.
  • А в паре километров к югу на отвесной скале разместился романтичный замок Рейнштайн, один из самых древних замков в долине Рейна. Он был построен ещё в X веке, но многократно разрушался и снова перестраивался. Как и замок Зоонек, Рейнштайн был возведён заново в стиле исторического романтизма в середине XIX века, тогда же здесь появилась роскошная неоготическая часовня. Сейчас этот романтичный замок, где останавливались королева Виктория и последняя российская императрица Александра Фёдоровна, особенно популярен в качестве места проведения свадеб.

Замок Штерренберг

Замок Штерренберг

История замка Штерренберг насчитывает почти тысячу лет – первое упоминание о нём относится ещё к XI веку. В 1315 году он отошёл к могущественному курфюрсту Трира, при этом за обладание замком разыгралась самая настоящая дуэль. Впрочем, уже в конце XVI века замок оказался заброшенным и простоял в руинах ещё триста лет. Удивительно, но мощная крепостная стена и главная башня замка – бергфрид остались неповреждёнными и сохранились в первозданном виде.

В семидесятых годах XX века замок Штерренберг был восстановлен, многие помещения были полностью возведены заново. Тогда же открылся роскошный ресторан, обставленный в неоготическом стиле.

А в непосредственной близости от этого замка возвышается ещё одна старинная крепость – замок Либенштайн. Он был построен в конце XIII века владельцами замка Штерренберг для укрепления своих позиций. За прошедшие столетия удалось сохранить только огромную главную башню замка – она состоит из 8 этажей и достигает 17 метров в высоту. Это мощное средневековое сооружение датируется XIV-XV веками.

Сейчас на территории замка Либенштайн открыт уютный парк. От основных замковых построек остались только руины, тщательно облагороженные и вписанные в оформление сада. А в здании средневековой башни открыт элитный отель с рестораном.

Замки Штерренберг и Либенштайн связаны между собой трагической легендой, считается, что в них жили два брата, поссорившиеся на всю жизнь из-за любви к прекрасной даме, которая окончила свои дни в монастыре. Впрочем, согласно историческим документам, никакой вражды между замками Штерренберг и Либенштайн не зафиксировано, более того, они принадлежали одному и тому же владельцу.

А ещё замки Штерренберг и Либенштайн являются важными точками знаменитой Рейнской тропы – пешеходного маршрута, проходящего по холмам и виноградникам вдоль этой необыкновенной реки.

Замок Райнфельс

Замок Райнфельс

Огромный замок Райнфельс считается крупнейшим из всех замков Долины Рейна. При этом в период своего расцвета он занимал ещё большую площадь – примерно раз в пять больше современных масштабов.

Замок Райнфельс – как и расположенный напротив него симпатичный замок Катц – принадлежал могущественным графам фон Катценеленбоген. Он служил в качестве их личной резиденции, а также выполнял функции административного и таможенного центра.

Замок Райнфельс неоднократно укреплялся, чтобы противостоять многочисленным вражеским атакам. В конечном итоге он был полностью разрушен во время Великой французской революции. Сейчас замок Райнфельс преобразован в роскошный замок-отель Romantik Hotel Schloss Rheinfels, однако внушительная часть архитектурного комплекса так и осталась не восстановленной.

Живописные руины составляют музейную часть замка Райнфельс. Вход в музей осуществляется через старинную часовую башню, сохранившуюся ещё с 1300 года. Также для посещения открыт средневековый винный погреб, считающийся крупнейшим во всей Европе. Сейчас это просторное помещение используется в качестве концертного зала – здесь помещается около 400 человек. А в бывшей замковой часовне разместился музей истории замка Райнфельс, там же и представлен макет оригинальной старинной постройки.

Замок Катц и замок Маус

Замок Маус

В отличие от миролюбивых замков Штерренберг и Либенштайн, между замками Катц и Маус была настоящая война. Оба этих замка возвышаются на холмах над Рейном, расстояние между ними чуть превышает три километра. Сами их названия – Катц, что переводится как «кошка» и Маус, что означает «мышь» — говорят о том, что во времена Средневековья здесь кипели нешуточные страсти.

Первым был построен замок Маус – в 1356 году могущественные архиепископы Трира решили застолбить свои права на долину Рейна. Это не понравилось их «конкурентам» — не менее влиятельным графам фон Катценеленбоген, которые уже через пару лет в ответ возвели свой оборонительный форт. С того момента началось соперничество между двумя старинными родами.

Разумеется, у замка Маус было другое название, но оно уже мало кому известно. А в народный фольклор вошло высказывание графа фон Катценеленбоген, сравнившего свою крепость с «котом, нападающим на крошечную мышку». Так на века и сохранились эти два названия – замок Катц (кошка) и замок Маус (мышь).

Впоследствии, впрочем, замку Маус повезло больше – он некоторое время служил в качестве резиденции Трирских курфюрстов и никогда не был захвачен вражескими войсками. А вот замок Катц не устоял под натиском шведских войск и армии Наполеона. Сейчас от средневекового замка Катц осталась только 40-метровая главная башня и полуразрушенная крепостная стена. Замок закрыт для туристического посещения.

Что касается замка Маус, то он был перестроен в начале XX века, сохранив при этом средневековый облик. В его внешнем виде особенно выделяется мощная крепостная стена, над которой возвышается изящная башня, составляющая 33 метра в высоту.

В непосредственной близости от обоих замков расположена окутанная трагическим ореолом скала Лорелей, пользующаяся огромной популярностью среди туристов. Здесь проживала прекрасная Лорелея – легендарная дева Рейна, которая своим волшебным пением очаровывала моряков, и они терпели кораблекрушение. Впрочем, этот романтичный утёс действительно представлял трудности для судоходства, так как располагался в самом узком месте русла Рейна. Сейчас у подножья скалы возведена статуя Лорелеи, а неподалёку находятся многочисленные рестораны и небольшие музеи.

Замки Мозеля

Замок Эльц

Ещё одна важная артерия Германии – река Мозель – является притоком Рейна. Эти две реки вошли в немецкий фольклор как «батюшка Рейн и матушка Мозель». Мозель впадает в Рейн в крупном городе Кобленце, создавая знаменитую стрелку, получившую название Немецкий угол. Долина Мозеля стала известна благодаря своим роскошным виноградникам и, разумеется, старинным замкам, самые популярные из которых – Эльц и Кохем.

Знаменитый во всём мире замок Эльц разместился в живописной долине. Этот огромный комплекс состоит сразу из нескольких замков, построенных в XV-XVII веках и соединённых воедино. Замок Эльц ни разу не был захвачен вражескими войсками и сохранился в практически аутентичном виде. В его внешнем виде выделяются знаменитые фахверковые архитектурные конструкции, а вот внутреннее оформление заслуживает особого внимания – многие залы демонстрируют уникальный интерьер XV века. Здесь, например, можно увидеть роскошные готические кровати, фламандские гобелены, картины Старых Мастеров, старинное оружие и доспехи и даже средневековые туалеты!

Замок Кохем

Мощный замок Кохем возвышается над одноименным городом, связанным с крепостью крутым подъёмом. Во времена своего могущества замок Кохем обладал имперским статусом и принадлежал королевской династии Гогенштауфенов. Во внешнем виде замка выделяется его 40-метровая башня и толстая стена, возраст которой достигает тысячи лет. Впрочем, отдельные части замка были сильно повреждены и поэтому возведены заново в неоготическом стиле уже в XIX веке. Во внутренних помещениях замка представлена мебель в стиле эпохи Ренессанс, старинные доспехи, охотничьи трофеи, восточная керамика и многое другое.

Репортажи

Замки Рейна. Путеводитель от Михалыча
Думать над тем как назвать путеводитель в этот раз мне не пришлось.
Дело в том что именно в таком виде

Замки долины Рейна
эти места на слуху у миллионов русскоязычных, побывавших или собирающихся в Германю.
Маршрут ЗАМКИ РЕЙНА один из самых востребованных.
Если ты пройдёшь по ссылке то и объяснять мне ничего больше не нужно будет. 🙂
Раза 3-4 я ездил с русскими бюро путешествий как турист,
многократно бывал в этих местах самостоятельно,
а с 22 по 26 мая 2016 (4 ночи и 5 дней) был в очередной раз.
причём в этот раз довольно основательно, на автомобиле и с новым Canon 6D + 16-35 mm L 2.8 USM

Rheinschleife bei Boppard
Так что поступлю я так — предложу твоему вниманию уже ранее опубликованные мною материалы,
дам ссылки на первоисточники (на русском и на немецком), кое что переведу.
Но главное — покажу много фото, которые позволят тебе, уважаемый читатель, не только познакомиться с долиной Рейна (или освежить виденное), но и решить — ехать или нет. 🙂

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рейн (нем. Rhein , фр. Rhin , нидерл. Rijn ) —
крупная река в Западной Европе, впадает в Северное море.
Протекает по территории 6 государств: Швейцарии, Лихтенштейна, Австрии, Германии, Франции, Нидерландов.
Длина реки составляет 1233 км.
Берёт начало в Альпах на высоте 2412 м.
Площадь бассейна составляет около 185 тыс. км²
В этом путеводителе речь будет лишь о небольшой части этой замечательной реки.
Мы побываем в городах, замках, скалах….. расположенных примерно на 75-километровом отрезке русла.
Вот карта

Именно эту карту из многочисленных вариантов я выбрал со злым умыслом. 🙂
На ней указаны города/места, которые непосредстаенно к долине среднего Рейна не относятся, но в которых я имел честь быть, сфотографировать и описать.
Так что кроме основного маршрута у тебя будет возможность ПРИ ЖЕЛАНИИ узнать и о других местах.
Итак,о чём же ты, уважаемый читатель, прочтёшь в этом путеводителе:
Справа внизу —

HEIDELBERG
История города,
архитектура,
«русский след»,
мальчишники и девишники и далеко не только описаны в моём рассказе

ХАЙДЕЛЬБЕРГ-город студентов в стиле барокко

Девишник
Так что не теряй времани. 🙂
Продолжить предлагаю так — не соблюдая хронологического порядка (какая разница что именно мы посмотртели во вторник или в четверг) я буду рассказывать о местах, которые есть на карте.

Один из туннелей
И показывать, конечно.
От дома до гостиницы Carat в Рюдескайме 196 км, на спидометре по возвращению было 771.8 km
Учитывая что все достопримечательности от гостиницы довольно близко, 380 km по долине это много.

Zusammenfluss von Rhein und Mosel
Попасть на другую сторону Рейна можно по мосту в городе Кобленц (на карте вверху) или на пароме.

Паром по-немецки Fähre (Это снят в городке Linz am Rhein)
Первый раз в этой поездке мы переправлялись у городка

KAUB
Кауб город в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц.
Входит в состав района Рейн-Лан. Население составляет 870 человек (на 31 декабря 2010)
Меньше тысячи жителей и столько интересного!

Пфальцграфенштайн — таможенный замок на романтическом Рейне
Бург Пфальцграфенштайн (Burg Pfalzgrafenstein) на 546-м рейнском километре считается одним из самых необычных и живописных замков не только Германии, но и всей Европы.
Французский писатель Виктор Гюго (1802-1885) называл его каменным кораблем, навечно вставшим на якорь посреди реки.
Однако в далеком XIV веке строители замка вряд ли думали о писателях и художниках эпохи романтизма или нынешних туристах.
Они руководствовались исключительно прагматическими соображениями.

Звезда и полумесяц на Рейне
Замок должен был производить внушительное впечатление на владельцев и команды торговых кораблей, чтобы те исправно и тихо платили сбор за провоз своих товаров по реке.
Требования в случае разногласий или каких-то недоразумений подкреплялись пушечной пальбой.
Веским и последним аргументом для особо строптивых была массивная цепь между Пфальцграфенштайном и берегом, которую поднимали со дна, преграждая судам дальнейший путь.

Замок посреди Рейна
Карта немецких земель в те времена напоминала лоскутное одеяло, сшитое из территорий множества больших и малых феодальных государств.
Только на 180-километровом участке Рейна между Майнцем и Кельном насчитывалась целая дюжина таких таможенных постов.
Однако лишь один из них находился в крепостном замке посреди реки.
Купцы, торговавшие, например, вином с рейнских и мозельских виноградников, были вынуждены платить пошлины за транспортировку грузов на кораблях, но это было дешевле и надежнее, чем перевозить их по суше.
Вторая достопримечательность городка —

Burg Gutenfels
Вот что о нём пишут
Расположенный на скалах над Кауб (Kaub),

замок Гутенфельс был возведён в далёком 1200 году.
Начиная с 1257 года замок перешёл во владение рода Фалькенштайн (Falkenstein), с фамилией которого неразрывно связана его история и легенды.
С самого момента своего строительства и вплоть до середины ХVII-го века Гутенфельс имел очень большое оборонительное значение для региона, а его стены помнят многочисленные атаки неприятелей. Удобное расположение на выступе горы, мощные внешние стены с расположенными под углом окнами-бойницами, цвингер, наблюдательные башни и защитный ров по всему периметру замка, стали непреодолимым препятствием для многих завоевателей.
До 2006 года в крепости была в крепости расположена

гостиница.
Теперь он в частной собственности и осмотреть его можно только снаружи.
Мы видели это массивное сооружение только снизу

Паром

Фельдмаршал Блюхер
HINGUCKER — хинкукер
В русском аналога этому слову нет.
Означает оно » Кого-то или что-то из ряда вон выходящее, и поэтому привлекающее большое внимание. Притягивающее взгляд»
Несомненно это памятник на набережной, на котором написано
BLUECHER

Ге́бхард Ле́берехт фон Блю́хер, князь фон Вальштад
На страничке рассказывающей о Каубе написано
Кауб на Рейне романтический винный город со средневековым центром.

Он имеет не только самую большую площадь виноградников в долине среднего Рейна, но раньше был штаб-квартирой добычи рейнского Schiefer .

Schiefer (дом слева)
В непосредственной близости от Kaub вы увидите укрепленный замок, расположенный на небольшом острове на Рейне.
«Гордый Пфальц» вошёл историю не только благодаря легендарному форсированию Рейна войсками под командованием фельдмаршала Блюхера.

Непременно прогуляйтесь по историческому центру, выпейте кофе на Marktplatz, зайдите в церковь…
Музей Блюхера будет интересен тем, кто хочет подробнее знать о форсировании Рейна войсками союзников (Пруссия и Россия) в борьбе с Наполеоном.

Diorama des Rheinuebergang bei Kaub 1814
Альбом
Die Feindlichen Brüder —
Burgen Liebenstein und Sterrenberg

Враждующие братья
Замки Либенштайн и Штерренберг
Нажмите под картой на троеточие, затем на «показать оригинал» и найдита справа (примерно посредине) кпомянутеа названия.

Rheintal
Внешне эти расположенные по соседству сооружения особо не впечатляют

Но легенда о них равнодушным не оставляет никого…
На правом берегу Рейна возвышаются два, почти одинаковой высоты, похожие друг на друга, как родные братья, замка. Но в давние времена здесь стояла лишь одна крепость.
И носила она имя ее владельца, благородного рыцаря Вернера фон Стерренберга.
Это был замкнутый, нелюдимый человек, вдовец, воспитывающий двух малолетних сыновей по своим суровым законам и обычаям.
Анжела, не в силах перенести тоску и скорбь, в отчаянии ушла в Борнховский монастырь, где намеревалась прожить всю свою жизнь в молитвах и в печали, но сердце ее оказалось не в силах вынести боль утрат: потери отца и измены возлюбленного.
Силы медленно покидали ее хрупкое тело.
С каждым днем она все гасла и гасла, и вскоре свеча ее жизни догорела дотла.
Год спустя после ее смерти, Генрих, в надежде позабыть Анжелу и, устав от страданий безответной любви, женился на достойной и прекрасной девушке, с которой и прожил до конца своих дней.
Конрад же приказал воздвигнуть между своей крепостью и крепостью брата высокую каменную стену, которая должна была положить конец взаимной ненависти и препятствовать братоубийственному кровопролитию.
Эта стена и сейчас возвышается между руинами двух замков, которые люди с тех давних времен и прозвали замки «Враждующие братья».
Середина душераздирающей истории
Естественно мы не могли на заехать на гору по очень крутой дороге.
Вот что мы увидели.

Гостиница Burg Liebenstein

Был вид снизу, теперь сверху.
Согласно легенды — стена между замками

Burg Sterrenberg
Примерно 100 м над Рейном

Burg Sterrenberg
Но самое эффектное, как впрочем и во многих других местах в долине Рейна — потрясающие виды.

«Занюхивать» можно этим воздухом!

Гостиница burg-sterrenberg

Наш верный Peugeot 5008
Благодаря ему мы многое успеваем.

История замка

Замок расположен над городом Аннвайлер в регионе Пфальц.

На 11 в. приходится предположительное основание замка рыцарем по имени Димар, противником императора и сторонником папы.

Во 2й половине 11 в. замок находится во владении архиепископа Майнца.

В 1081 замок впервые упомянут документально в связи со спора о правах на него между императором Генрихом V и архипескопом Адальбертом.

В 1113 Адальберт арестован императором, вынужден передать Трифельс короне. Сам Адальберт содержится в замке под стражей до 1115.

С 1125 в замке хранятся имперские регалии.

Ок.1190 замок расширяется и перестраивается.

В 1193 в замке содержится в плену король Англии Ричард Львиное Сердце.

4.02.1194 Ричард отпущен на свободу.

В 1194 замок является местом сбора армии императора Генриха VI для похода в Италию.

В 1206 в замке содержится в плену противник короля Филиппа Швабского архиепископ Кельна Бруно фон Сайн.

В 1219 Аннвайлер получает права города, а Трифельс право чеканки монеты.

Ок.1230 происходит вторая реконструкция замка.

В 1298 в замке последний раз хранятся имперские регалии.

С 1310 замок неоднократно закладывается короной различным феодалам.

В 14 в. замок постепенно теряет значение.

В 1410 замок передан герцогу Пфальц-Цвайбрюккен.

В 1602 замок сгорел после удара молнии и частично заброшен.

В 1635 замок окончательно покинут из-за чумы. Продолжает использоваться лишь замковая часовня.

В 1786 последний раз упоминается служба в часовне.

В конце 18 в. замок отдан под каменоломню.

В 1816 замок переходит королевству Бавария

В 1841 возникают первые планы по восстановлению замка.

В 1882 восстановлена верхушка Колодезной башни и сооружена ведущая к ней арка.

В 1935 проводятся раскопки.

В 1937 начато восстановление замка. Нацисты планируют использовать замок как «национальную святыню».

С 1938 ведутся работы по строительству паласа, прерванные войной.

В конце 1950-х завершено строительство реконструированных зданий.

В 1965 надстроен еще один этаж главной башни.

В 1973 обрушилась и была восстановлена часть северной стены.

Описание (см. план замка и разрезы башни)

Замок Трифельс занимает северную из трех вершин горной гряды. На двух других вершинах также находятся замки: Анебос на средней и Шарфенберг на южной. Расстояние по прямой между крайними вершинами около 1 км. Вершина, на которой стоит Трифельс возвышается над долиной, в которой расположен город Аннвайлер, на 270 и над ложбиной между вершинами на 60 м.

Верхний замок, занимающий плато на скале, имеет форму близкую к треугольнику протяженностью 145 и шириной с северной стороны 40 м. В центре на скальном возвышении находится главная башня. Она имеет в плане прямоугольную форму 12,7х9,2 м, высота сейчас составляет 32 м, в т.ч. без надстроенного в 20 в. четвертого этажа 24 м. На втором этаже башни находится замковая часовня. С южной стороны к башни примыкает небольшой двор, в котором имеется цистерна. Далее стояло здание, содержавшее караульное помещение и возможно вход в ядро замка.

С севера к главной башне примыкает большой палас. Современное здание построено на старом фундаменте (ок.16х14 м). Оно содержит в себе большой зал в соответствии с требованиями заказчика, но без учета исторических реалий. Точное количество этажей и высота старого здания неизвестны. В северной части под ним находился высеченный в скале погреб, у юго-западного угла была шахта нужника, заканчивавшаяся высеченным в скале стоком, на нижнем этаже также имелась цистерна для воды, рядом с которой находилась кухня.

Основным источником воды для замка служил колодец, расположенный в вынесенной башне, соединявшейся с ядром замка стеной. Глубина колодца 79 м. Современная арка на месте средневековой стены построена в 1882 г.

Южную часть плато на скале занимает двор и дом, построенный на месте жилой башни 13 в. Возможно постройки находились и на самой южной, очень узкой, части скалы.

Вдоль восточного склона в верхний замок ведет скальная лестница, у основания которой в скале высечена поилка для животных, здесь дорога делает поворот на 180 градусов и через ворота 15 в. выходит в форбург.

В форбурге, расположенном на восточном склоне, также находились жилые постройки. Здесь же в ходе раскопок найдены остатки деревянных построек 11 в.

Как был устроен вход в замок, нам неизвестно. Не исключено, что с западной стороны были ворота и узкий цвингер, огибавший замок с севера.

    Пояснения к плану замка

  1. Бергфрид или Башня часовни
  2. Палас
  3. Шахта нужника
  4. Караульное помещение
  5. Жилой дом
  6. Двор
  7. Восточный цвингер
  8. Северный цвингер
  9. Западный цвингер
  10. Сток нужника
  11. Колодезная башня
  12. Вход в верхний замок
  13. Поилка
  14. Внешние ворота
  15. Форбург
  16. Полукруглая башня
  17. Остатки деревянного замка 10 в.
  18. Жилой дом
  19. Арка Колодезной башни
  20. Цистерна
  21. Кухня и цистерна
  22. Скальный погреб

Исторический очерк

Ранняя история Трифельса почти неизвестна, но, скорее всего, он был выстроен в середине XI века.

Первое письменное упоминание замка Трифельс встречается в дарственной 1081 года, согласно которой замок, находившийся во владении некоего Димара (нем. Diemar; согласно Шпайерским анналам — через мать жены — зять Генриха IV), был передан им антикоролю Герману фон Зальму.

В последующие годы отношения собственности оставались спорными: так, из-за Трифельса и близлежащего Маденбурга летом 1112 года разразился конфликт между Генрихом V и его бывшим сподвижником и канцлером, майнцским архиепископом Адальбертом Саарбрюккенским. Последний, уповая на силу родственных связей (его брат Фридрих состоял в браке с племянницей упомянутого Димара Трифельсского), предъявил свои права на замок и, воспользовавшись неопределённой ситуацией в империи, занял его силой. Генрих V, однако, не смирился с потерей, и под угрозой военного противостояния смог заполучить Трифельс обратно; за чем последовал арест непокорного епископа, и его заточение в спорном замке. Спустя 3 года, в ноябре 1115 года, вследствие восстания в Майнце, вызванного авторитарным стилем правления Генриха, император был вынужден выпустить Адальберта на свободу (конфликт, впрочем, на этом не завершился: на Кёльнском рождественском синоде 1115 года Адальберт отлучил Генриха V от церкви, и в последующие годы занимал открыто антисалическую позицию).

Самым известным пленником Трифельса был, однако, английский король Ричард I Плантагенет, более известный как Ричард Львиное Сердце. В 1192 году, возвращаясь из Третьего Крестового похода в Англию, он был арестован в Австрии, и в начале 1193 года выдан Генриху VI. Король Ричард провёл в плену почти 2 года, из которых как минимум 3 недели он был заточён в Трифельсе (по ряду косвенных данных его трифельсское пребывание продолжалось почти целый год), и был освобождён лишь в феврале 1194 года после унизительной уплаты внушительных отступных.

Другим именитым заключённым Трифельса был кёльнский архиепископ Бруно IV фон Сайн, в 1206 году заключённый под стражу по указанию короля Филиппа Швабского.

В последующий период, с 1125 по 1298 годы Трифельс был частым местом сохранения императорских регалий, в первую очередь в период междуцарствия, либо в период длительного отсутствия императора в Германии. Важную роль при этом играли монахи близлежащего цистерцианского монастыря Ойсерталь, служившие капланами в замке.

Трифельс потерял своё значение в конце эпохи Штауфенов, и с 1410 года принадлежал управлявшемуся Виттельсбахами княжеству Пфальц-Зиммерн-Цвайбрюккен, и затем — княжеству Пфальц-Цвайбрюккен.

В 1602 году вследствие удара молнии замок был почти полностью уничтожен сильным пожаром. Его руины использовались в качестве убежища ещё в начале Тридцатилетней войны, однако в связи с разразившейся в 1635 году эпидемией чумы, Трифельс был оставлен окончательно. Впрочем, по всей видимости, вплоть до конца XVIII века сохранилась и продолжала действовать замковая часовня: именно в ней в 1786 году известный германист и библиофил барон Йозеф фон Лассберг был посвящён в рыцарское достоинство (по его собственному мнению, последним в Империи). С другой стороны, известно, что на рубеже XVIII и XIX веков жители окрестных деревень активно использовали руины Трифельса в качестве каменоломни.

С 1816 года Пфальц принадлежал Баварии, и в 1841 году, очевидно, на волне увлечения средневековой историей, баварское правительство озаботилось судьбой руин Трифельса, проведя первые консервационные работы. В 1866 году было основано Общество Трифельса (нем. Trifelsverein), взявшее на себя заботу о сохранении памятника.

В годы национал-социалистической диктатуры (1933—1945) Трифельс, распознанный как один из важнейших памятников германской истории, был в 1938 году частично реконструирован (в стиле итальянских замков эпохи Штауфенов) по планам Рудольфа Эстерера (англ. Rudolf Esterer, 1879-1965), и использовался как место национальной славы. При этом речь шла не о максимально точном воспроизведении объёмов средневекового строения, сколько о символическом действии, что должно было служить глорификации немецкой истории и, в первую очередь, легитимировать режим «Третьего рейха» путём своего рода восстановления исторической последовательности, когда национал-социалисты объявляли себя наследниками Первого Рейха, то есть средневековой Священной Римской империи. В этом смысле, большинство ныне существующих построек Трифельса не являются, строго говоря, историческими зданиями, но всего лишь вольной реконструкцией: это касается, прежде всего, большого так называемого Императорского зала, в его современном виде не существовавшего в средневековом Трифельсе.

К концу Второй мировой войны работы в замке были остановлены, и возобновились в период 1954—1970 годов.

Сегодня в замке размещается музей с его постоянной экспозицией Власть и миф, разъясняющей не только историю строительства и реконструкции Трифельса, но и предлагающей критический взгляд на политическую теорию и практику Средних веков и Новейшего времени, важную роль в которых довелось сыграть Трифельсу. С оборудованной на скале террасы открывается, кроме того, хороший вид на Пфальцский лес и долину Рейна.

Литература

История замка и всяческие другие интересные исторические факты и домыслы.
Замок Schloss Stolzenfels. Замок Штольценфельс расположен на крутом склоне на левом берегу Рейна к югу от Кобленца.
1.Вид из замка в сторону Кобленца, фотографию можно увеличить.
2.Schloss Stolzenfels Schloss Stolzenfels. Художник Joseph Halenza. 1845

История замка начинается в 13-ом веке, в 1242—1259 годах его отстраивал и укреплял архиепископ Трира Арнольд II фон Изенбург (Arnold II. von Isenburg). Строительство началось напротив возведённого по приказу архиепископа Майнца замка Ланэк, который хорошо виден на другом берегу Рейна. В 14 веке оба замка получили разрешение взымать таможенную пошлину с проходящих мимо судов. Во время 30-летней войны (1618-1648) крепость захватывалась то шведами, то французами, а в 1688-89 годах во время войны за пфальцское наследство после длительной осады войска французского короля Людовика XIV сравняли Штольценфельс с землёй. 150 лет замок лежал в руинах.
В 1802 году, во время французского периода (1794-1814), развалины замка становятся собственностью города Кобленца. Город Кобленц в 1815 году дарит руины наследному принцу Фридриху Вильгельму Прусскому, впоследствии ставшему королём Фридрихом Вильгельмом IV: Friedrich Wilhelm IV (1795 — 1861) — король Пруссии с 7 июня 1840 года из династии Гогенцоллернов. 29 ноября 1823 года Фридрих Вильгельм сочетается браком с Елизаветой Людовикой Баварской. По приказу Фридриха Вильгельма в 1823 году архитектор Johann Claudius von Lassaulx (1781-1848) начинает восстановление замка. Кронпринц отстраивает дворец в стиле классицизма, как свадебный подарок своей молодой жене.
Некоторые части средневекового замка по просьбе Фридриха Вильгельма были сохранены и встроены в новые замковые постройки. Старейшие строения, такие как главная 36-метровая пятистенная башня (Bergfried, так называемая „Raue Turm“ ок. 1244), относятся к середине 13 столетия. Сохранены были также и окружающие замок средневековые стены.
На внешней стене дворца в 1844 году была размещено большое живописное панно, на котором художник August Gustav Lasinsky изобразил сцену встречи архиепископа Трира Вернера (Werner von Falkenstein) с новоизбранным королём Рупрехтом фон дер Пфальц, состоявшуюся в 1400 году:
„der Trierer Erzbischof Werner den neugewählten König Ruprecht empfängt“.
Слева моя фотография, сделанная в июле 2015, стены замка отреставрированы, сейчас цвет штукатурки светло-жёлтый.

Архитектурный комплекс считается образцом позднего рейнского романтизма. И везде в замке мы встречаем изображения бело-голубых флагов, это знак внимания Фридриха Вильгельма к жене, Елизавете Людовике Баварской: Elisabeth Ludovika, Prinzessin von Bayern (1801 — 1873). Даже камины в замке облицованы соответствующей этим цветам плиткой. Цвета немецкого феодального рода Wittelsbacher, с конца XII века и до конца Первой мировой войны правившего Баварией, белый и голубой. Елизавета Людовика принадлежала к роду Виттельсбахов. Чёрно-белая плитка на полу символизирует цвета Пруссии. Баварский лев и прусский орел встречаются на витражах и в декоративных элементах мебели.
Елизавета Людовика отдала своё сердце прусскому кронпринцу ещё будучи 18-летней девочкой, но влюблённым пришлось ждать четыре года, пока взгляды и требования того времени не смягчились. Дело в том, что Елизавета была католичкой, Фридрих протестантом, конфессиональные сложности препятствовали браку, было принято компромиссное решение, позволявшее Елизавете не спешить, нанять учителей и некоторое время изучать протестантизм. В протестантизм она перешла после нескольких лет жизни при прусском дворе, в 1830-ом году, уже будучи женой Фридриха, сменив при этом своё второе имя Ludovika на Louise. Елизавета оказывала влияние на политику Пруссии, стремилась укрепить дружеские отношения между Пруссией и Австрией. Брак Елизаветы с Фридрихом Вильгельмом считается счастливым, несмотря на то, что детей у них не было.

Именно этот портрет украшает роскошную гостиную королевы. В правой руке Елизавета держит медальон, на котором изображен Фридрих Вильгельм. (читайте комментарии чуть ниже ↓, ранее этот портрет находился в гостиной короля).
1. Elisabeth Ludovika, Königin von Preußen, als Braut (в свадебном наряде). Gemälde, um 1823, von Joseph Stieler (1781-1858). Öl/Lw., 68 x 57 cm.
2. Friedrich Wilhelm IV. und Elisabeth in hermelinbesetzten Krönungsmänteln, 1840. Коронация.

Во внутренних покоях дворца запрещено фотографировать (как и в замке Sooneck, и тапочки нужно надеть войлочные Filzpantoffeln). Фото из сети: гостиная и (за шторой) кабинет королевы. Слева виден этот портрет. Окна в покоях королевы выходят на Рейн.
Wohnzimmer und Schreibkabinett der Königin Elisabeth.

На стене гостиной воспроизведена картина «Поклонение волхвов». Художник Stephan Lochner (* um 1400 -1451). Она находится в Кёльнском соборе и представляет из себя складной трёхстворчатый алтарь.В собор этот алтарь был перенесён в 1810-ом году. Первое упоминание об алтаре можно найти в путевых заметках Альбрехта Дюрера.
Dreikönigsaltar auch Altar der Kölner Stadtpatrone oder Kölner Dombild.

Сейчас на столике в кабинете Елизаветы (прямо под небольшим складным алтарём) стоят часы с малахитовым постаментом, это подарок Николая I. Дело в том, что Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen (1798 — 1860) — супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская, приходилась родной сестрой Фридриху Вильгельму IV.

Конечно, внимание Николая I каминными часами не ограничивалось. В Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV были отправлены знаменитые бронзовые кони Клодта, причём Клодту пришлось самому сопровождать крупногабаритный подарок Николая I в столицу Пруссии, где коней установили напротив королевского дворца. Клодт был пожалован званием кавалера прусского ордена Красного Орла III степени и удостоен аудиенции у короля, который одарил скульптора двумя тысячами золотых талеров и табакеркой с бриллиантами. А на открытии Аничкова моста, состоявшемся 20 ноября 1841 года, бронзовые кони находились только на правом берегу Фонтанки, на пьедесталах левого берега временно установили гипсовые раскрашенные копии. В 1845 году Фридрих Вильгельм IV в знак признательности за щедрый подарок передал Николаю I аллегории славы, которые были установлены на колоннах в начале Конногвардейского бульвара.
Очень понравились двери из гостиной в сторону музыкального салона. Их можно видеть на двух представленных выше фотографиях, правда, подробностей не разглядишь, даже если изображение увеличить. Дверной проём украшают два резных ангела, не ангелочка-амурчика, а два взрослых ангела с серьёзными лицами, вытянутые вперёд руки их едва ли не касаются головы проходящего человека, то ли защищая, то ли благословляя…
В музыкальном салоне стоит пианино, на котором музицировал Franz Liszt (на клавиши не посмотреть, увы, крышка инструмента закрыта). Покои королевы и короля встречаются в общей спальне с просторной (2х2 метра) кроватью в стиле барокко, так называемой Himmelbett: кровать оснащена расширенной спинкой, поддерживающей балдахин (Himmel в переводе с немецкого — небо). Окна спальни выходят на галерею с аркадами (Arkadenhalle).
О визите в Stolzenfels английской королевы Виктории напоминают два круглых витражных фрагмента на окнах спальни с изображением льва и единорога. Очень красивые, просто сказочные.
1. Витраж: Wappenscheibe mit den Wappen der Königin Victoria von England und des Prinzgemahls Albert, Schloß Stolzenfels, 1845.
Dieu et mon droit (англ. God and my right — Бог и моё право) — девиз английской (с XVIII века — британской) монархии, указывает на божественность прав монарха на корону. Оригинальное написание девиза — на французском языке.
2. Гостиная королевы, ещё одно фото из сети, это вид от двери в противоположную от кабинета сторону. Причем, если внимательно присмотреться к фотографиям, то можно разглядеть анелов в дверных проёмах. В гостиной королевы две двери рядом (одна ведёт в сторону музыкального салона, вторая — в сторону спальни), то есть раньше ангелы встречали посетителей и там, и там, нынче осталась только одна пара ангелов. Wohnzimmer der Königin.

В сети нашлись и такие фотографии. Интересны они тем, что, во-первых, я обнаружила третью дверь в гостиной королевы, в да-альнем углу салона, а, во-вторых, разглядела складной алтарь в кабинете (как раз под ним стоят часы с малахитовой подставкой). Wohnzimmer und Schreibkabinett der Königin Elisabeth.

Это 2 Foto от Georg Dahlhoff, хорошо видны часы, подарок Николая I. Кабинет королевы, её бело-голубые цвета.

О визите королевы Виктории в замок Штольценфельс.
26-летняя королева Виктория приезжала в Германию с визитом летом 1845 года, конечно, она захотела взглянуть и на только что отстроенный в стиле поздней английской готики замок Stolzenfels. Увлекающийся историей средневковья Фридрих Вильгельм IV время от времени устраивал в замке костюмированные рыцарские турниры или показы соколиной охоты. Именно такие средневековые сценки изображены в акварельном альбоме: Stolzenfels — Album von Caspar Scheuren. (см. ниже) Надо полагать, английским гостям показали всё самое интересное. В честь королевы Виктории в большом рыцарском зале замка состоялся концерт, в котором принимал участие Ференц (Франц) Лист и другие популярные исполнители:
Am nächsten Tag fand im Rittersaal ein Abendkonzert statt. Unter der Leitung des wieder genesenen Giacomo Meyerbeer spielten die Virtuosen Franz List, Vieuxtemps, Batta, Moser. Die schwedische Nachtigal Jenny Lind und drei weitere damals sehr bekannte Sängerinnen und vier Sänger unterhielten die Versammelten. Am Morgen des 16. August wurden die englischen Gäste am Landungssteg unterhalb von Schloss Stolzenfels im Regen verabschiedet (из книги «Elisabeth von Preussen: Königin in der Zeit des AusMÄRZens» автор Dorothea Minkels).
Среди гостей, помимо королевы Виктории и её мужа принца Альберта, также были король и королева Бельгии, король Голландии и другие именитые персоны (Archduke Frederick of Austria, Prince Metternich…). В сопровождении бельгийской и прусской королевских пар английская королева Виктория посетила Siebengebirge и Drachenfels (скалу Дракона, там и по сей день огромный дракон прячется от Зигфрида ). Добиралась Виктория до замка Штольценфельс на пароходе «Der König». Королева Англии посетила Кёльн, затем Бонн, где провёл свои студенческие годы её супруг, принц Альберт. На вечер 12 августа к приезду гостей в Кёльне были запланированы зрелищные фейерверки «Rhein in Flammen“, понтонный мост, освещенный серией фейерверков, снопы блестящих искр, бенгальские огни над Рейном произвели неизгладимое впечатление на зрителей. Виктория осмотрела Кёльнский собор, встретивший английскую королеву мелодичным перезвоном колоколов, а потом в сопровождении прусского короля долго ещё гуляла по лабиринту узких городских улочек, и повсюду за ними следовала толпа любопытствующих зевак. Упоминается также о посещении королевой дворца города Брюль ( Дворец Аугустусбург), где состоялся грандиозный концерт с участием известнейшего композитора XIX века Джакомо Мейербера, шведской оперной певицы Йенни (Дженни) Линд, Ференца (Франца) Листа и др. В честь прибытия гостей в Кобленц с берега палили пушки. Корабль был кратковременно пришвартован в Кобленце, а затем направился в Штольценфельс, четверть мили от города вверх по течению реки. Запланированному представлению с фейерверками на Рейне и вокруг старинного замка несколько помешала дождливая погода. Джакомо Мейербер организовал выступление артистов в театре города Кобленца, но поездка в Кобленц была отменена, концерт в присутствии их величеств и очень небольшого количества приглашенных гостей провели прямо в рыцарском зале замка Штольценфельс. (краткое содержание отчетов, опубликованных в газетах того времени Queen Victorias Rheinreise anno 1845 im Spiegel der internationalen Presse)
Иллюстрации: отъезд королевы 16 августа 1845 года из замка Штольценфельс, дождь, зонтики, кринолины провожающих дам. Путешествие по Рейну, гора Драхенфельс на правом берегу Рейна.
1. Abfahrt von Stolzenfels 1845.
2. Vorbeifahrt der königlichen Yacht am Drachenfels, aus: The illustrated London News.


В замке Штольценфельс находятся великолепные образцы старинной мебели работы голландских и немецких мастеров-резчиков: слева тончайшей работы секретер курфюрста Трира Иоганна VIII ок.1700 г. из палисандра ( Schreibschrank des Trierer Kurfürsten Johann VIII. Hugo von Orsbeck. Im Jahre 1700 fertigte die Werkstatt von Hendrik van Laest „in Antwerpen das Möbel aus Palisanderholz mit Zinnintarsien an“ …). Фридрих Вильгельм очень бережно относился к мебели, опасался даже повредить столешницу, когда писал письма. Искусно декорированные стулья и шкафы на редкость хорошо сохранились.
Притягивают взгляды гостей высокие, украшенные витражами, окна, из которых открывается восхитительный вид на Рейн. Это фотография из сети, одно из дворцовых окон, если не ошибаюсь, в зале, названном гостиной короля, как раз там, где стоит секретер 17-го века.


Как сказал(а) экскурсовод, Фридрих Вильгельм не любил войн. «Взойдя на прусский трон в 1840 году, Фридрих Вильгельм IV завершил реставрационную политику своего отца и положил конец конфликту с католиками, приняв для них некоторые важные послабления… Многие смертные приговоры были отменены, прекращено так называемое «преследование демагогов», а все либеральные мыслители были выпущены из заключения. Сохранялась лишь цензура прессы.» (Tante Wiki ) Фридрих Вильгельм был покровителем искусств. В 1842 году король выступил на празднике строительства соборов, на котором объявил о своём решении продолжить строительство Кёльнского собора, а затем заложил первый камень в продолжение строительства. Модель Кёльнского собора, выполненная из сахара с необыкновенным талантом и старанием, находится в замке Stolzenfels в большом рыцарском зале. Это старые, но не утратившие актуальности, фото большого рыцарского зала в замке Штольценфельс.

Модель собора на столе. Сетчатый свод (Netzgewölbe) поддерживают две изящные колонны, шесть высоких окон на три стороны света и большой камин под охраной средневековых рыцарей.
Автор модели Gustav Philipp von Gericke, воплотил идею в жизнь кондитер H. Mosler. 1841/1842. Макет из сахара был изготовлен до окончания строительства собора, наиболее заметное отличие — это форма и пропорции башенки Vierungsturm. Башенка была разрушена во время Второй мировой войны и восстановлена в 1959–1962.

Настоящие рыцарские доспехи украшают стены большого рыцарского зала, расположенного на первом этаже здания. В коллекции есть даже деревянный щит 1526 года, он висит рядом со входом.
Großer Rittersaal im Schloss Stolzenfels.

О малом рыцарском зале в замке Штольценфельс я уже упоминала в связи с именем короля Рудольфа I, судившего рыцарей-разбойников из соседних замков. Это одна из тем настенной росписи, украшающей стены этого зала. Очень хорошая фотография из сети. Можно представить еще готический звёздчатый свод потолка (Gratgewölbe).
Kleiner Rittersaal im Schloss Stolzenfels.

Берлинский художник Hermann Stilke изобразил шесть сцен, относящихся к рыцарской тематике. Рыцарские добродетели:
Wandbild Standort: Stolzenfels
— Художник Anton Hermann Stilke (1803-1860). Мужество (Tapferkeit). Tod des blinden Johann von Böhmen in der Schlacht von Crécy
— Художник Anton Hermann Stilke. Преданность (Treue). Hermann von Siebeneichen opfert sich für Friedrich Barbarossa
— Художник Anton Hermann Stilke. Правосудие, справедливость (Gerechtigkeit). Rudolf von Habsburg, Gericht haltend über Raubritter. von Josef Kehren-
— Художник Anton Hermann Stilke. Вера (Glaube) Gottfried von Bouillon in der Grabeskirche seine Waffen aufhängend
— Художник Anton Hermann Stilke. Любовь (Minne-любовь (ры́царя) к даме сердца) Kaiser Friedrich II begrüßt seine Braut Elisabeth.
— Художник Anton Hermann Stilke. Поэзия (Poesie). Minnesänger begleiten Philipp von Schwaben bei der Rheinfahrt
Фотографии из сети.

Протестантская часовня была построена на панорамной террасе в 1843-1847 годах. Архитектор Karl Friedrich Schinkel сначала запланировал на этом месте просторную площадку для обзора, но король и королева решили возвести часовню. Они обратились за помощью к архитектору, занимавшемуся строительством Кёльнского собора, Эрнсту Фридриху Цвирнеру ( Ernst Fridrich Zwirner 1802-1861). Строительством часовни завершился период восстановления и расширения замка. Часовню украшают две восьмиугольные башни со шпилями, декорированными крюкообразными элементами Krabbe, выполненными в форме вырезанных из камня закрученных листьев. Вершины башен украшены готическим стилизованным цветком крестоцветом ( Kreuzblume). Очень компактная, уютная и богато украшенная позолоченной росписью на библейские темы часовня. Художник из Дюссельдорфа Ernst Deger обсуждал сюжеты росписи непосредственно с королевской семьёй. Стены часовни украшают сцены грехопадения и бегства из рая, рождения, распятия и воскресения Христа, Адам и Ева, Каин и Авель, король Давид, Троица и др., всего 12 сцен.
Rhein-Terrasse mit Blick auf die Schlosskapelle und den Rhein. Мои фотографии.


Фонтан с отсутствующим орлом и летний холл с видом на этот фонтан. Свод в летнем холле поддерживают две изящные восьмиугольные колонны.

Вид с террасы. За цветами на моих фотографиях спрятан так называемый фонтан с прусским орлом, точнее, цветами замаскировано его временное отсутствие. Кто знает, может орёл надумал поохотиться и взмыл в небо. Вероятно, эта часть фонтана на данный момент времени находится на реставрации, остался только постамент.
Фото из сети 2011 года и акварель 1842 года.
Caspar Scheuren (1810-1887): Die Adlersäule auf der Rheinterrasse in Stolzenfels 1842.

Роспись стен часовни. Мои фотографии. Потрясающие колокольчики)


Совершенно головокружительной красоты чугунная лестница, по которой, увы, нет возможности спуститься в нижнюю часть часовни.

Ещё одна фотография из сети. Нижняя часть лестницы, у посетителей нет возможности спуститься вниз к алтарю (исключение делают только для брачующихся).
Die Wendeltreppe in der Kapelle von Schloss Stolzenfels stammt aus der Sayner Produktion. © Barbara Friedhofen

Орган, находящийся в часовне, был изготовлен фирмой Johannes Adolph Ibach в 1846 году.
От дворцового двора рукой подать до широкой лестницы, ведущей к аллее с аркадами и к саду-беседке Pergolagarten. На территории замка были заложены сады по планам, которые разработали Peter Joseph Lenné, Maximilian Friedrich Weyhe и Wilhelm August Weyhe.
Сад Pergolagarten с фонтаном и восьмиугольным бассейном в окружении газонов и цветников находится на северной стороне между аркадой (Arkadenhalle) и 4-х этажной башней 14 века (Adjutantenturm). Здесь можно увидеть статую Зигфрида, держащего меч. Изящная арка выходит на террасу с фантастическим видом на Рейн.
Мои фотографии.


*

Здание для прислуги, построенное в стиле поздней английской готики, конюшни, сараи находятся за пределами дворцового комплекса, по дороге в гору, проходящей мимо очень симпатичного виадука.

После Первой мировой войны с исчезновением монархии в Пруссии в ноябре 1918 года Stolzenfels перешел во владение Государственного департамента, сегодня он находится в ведении земли Rheinland-Pfalz. Начиная с 2002 года Штольценфельс является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Экскурсия по дворцу в тапках и с экскурсоводом, но прогуляться по террасам и осмотреть часовню можно самостоятельно, поэтому лучше подойти за полчаса до начала экскурсии. В горку нужно подниматься 600 метров.
Вид на замок со стороны Рейна.

Это сувенирная оловянная ложка с изображением замка Штольценфельс.
Мои фотографии. Jahreslöffel 1987 Schloss Stolzenfels (Zinn).


Das Stolzenfels-Album von Caspar Scheuren (1810-1887).
Несколько акварелек из чудесного альбома художника с сайта eifel-und-kunst.de.
Виадук на дороге к замку. Вид со стороны Рейна и на Рейн.
Blick durch den zum Schloß Stolzenfels führenden Viadukt auf den Rhein, 1842
Stolzenfels-Album Blatt 33 Blatt 32

Гостиная королевы, кабинет с письменным столом и угловой салон. В дверном проёме гостиной хорошо видны ангелы, но художник несколько изменил пропорции, и виадук, и потолки на картинах кажутся выше, а одетые в средневековые костюмы человечки, наоборот, слишком маленькие. На самом деле дубовые резные панели на стенах около двух метров высотой. Это стиль поздней английской готики, стиль Тюдоров (Tudorstil), с портретами предков и коллекциями оружия на стенах и широкими светлыми окнами.
Wohnzimmer und Schreibkabinett der Königin Elisabeth, 1847
Der Ecksalon der Königin, das sogenannte Aussichtskabinett
Stolzenfels-Album Blatt 45 Blatt 43

Большой рыцарский зал замка и расположенный на первом этаже летний холл, с широкими дверьми (воротами), выходящими на террасу с фонтаном и часовней.
Der Rittersaal der Burg Stolzenfels mit zahlreichen Figuren, nach 1845
Sommerhalle oder Gartensaal von Stolzenfels, nach 1842
Stolzenfels-Album Blatt 48 Blatt 9

Стремительно пролетая по галерее комнат дворца, не успеваешь сориентироваться в пространстве. Это план 1844 года, на мой взгляд, немного странный, но лучше я не нашла. Я отметила гостиную королевы на плане розовым цветом, а бирюзовым — круглую комнатку, в которую ведёт незамеченная мной по невнимательности третья дверь в гостиной королевы.
На первом этаже под гостиной корлевы находится летний холл.
1.Malten, Heinrich M.: Schloß Stolzenfels am Rheine. Frankfurt am Main: Brönner, 1844. LBZ / Rheinische Landesbibliothek Koblenz
2.Luftaufnahme von Schloss Stolzenfels. (с) Fritz Geller-Grimm

Не могу сообразить, где же тут рыцарские залы. Сопоставимых по размерам помещений на плане не вижу, вероятно, большой рыцарский зал находится прямо под гостиной королевы на втором этаже.
Несколько старинных литографий с видами замка (дворца) найдены на сайте vialibri.
Panorama von Schloss Stolzenfels. Schloßansicht mit Blick ins Rheintal, gegenüber Lahnstein und der Einfluß der Lahn.
Aquatinta von Ruff nach Anton Ditzler bei F.C. Eisen, um 1845, 9 x 52 cm.
Joseph Halenza 1845

Руины замка до того как началось строительство выглядели так.
Aquatinta v. Himely n. Carl Bodmer, um 1830

В дополнение к теме.
Фридрих Вильгельм IV (Friedrich Wilhelm IV: 1795 — 1861) в силу своих романтических наклонностей слыл поклонником Средневековья и крепостей Среднего Рейна, как и его кузен и тёзка принц Фридрих Вильгельм Людвиг Прусский (Friedrich Wilhelm Ludwig von Preußen: 1794–1863).
Об охотничьем замке Зоонэк Фридриха Вильгельма IV, находившемся неподалёку от летней резиденции Штольценфельс:
Burg Sooneck. Замок Зоонэк. Романтический Рейн.
http://n-dank.livejournal.com/72355.html
О моём любимом замке Райнштайн, который отстраивал кузен и тёзка Фридриха Вильгельма IV принц Фридрих Вильгельм Людвиг Прусский.
Мой рассказ и фотографии. Burg Rheinstein. Замок Райнштайн.

Замок Штольценфельс

Всего в нескольких километрах от центра Кобленца на левом берегу величественного Рейна возвышается замок Штольценфельс, который был возведен в XIX веке на руинах заброшенной крепости XIII века. Этот замок считают одним из значимых достижений прусско-рейнской романтической архитектуры.

Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels)

Всего в нескольких километрах от центра Кобленца на левом берегу величественного Рейна возвышается замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels), который был возведен в XIX веке на руинах заброшенной крепости XIII века. Этот замок считают одним из значимых достижений прусско-рейнской романтической архитектуры.

В 1823 году муниципалитет города Кобленца сделал прусскому кронпринцу Фридриху Вильгельму необычный подарок – руины средневековой крепости Штольценфельс. Кронпринц этот подарок использовал сполна. С 1823 по 1847 год развалины превратились в место строительных работ, и на их месте возник нынешний замок.

Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels)

В 1842 году строительство главного здания было закончено и началась закладка парковой и садовой зоны. А 14 сентября кронпринц, будучи в то время уже королём Фридрихом Вильгельмом IV, провозгласил замок своей новой летней резиденцией в долине Рейна. В этот день монарх организовал пышную процессию в средневековых костюмах от реки к замку, где был устроен праздник, увенчавший это событие. Замок Штольценфельс был любимым детищем Фридриха Вильгельма на протяжении всей его жизни.

Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels)

После правления Фридриха Вильгельма IV из-за разрушительного действия времени пять садов в стенах замка и окружающий парк заросли, деформировались и одичали. Фасад, стены и даже подземелья замка тоже обветшали. Поэтому Фонд культурного наследия федеральной земли Рейнланд-Пфальц в начале XXI века инициировал восстановление замка Штольценфельс.

Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels)

Сегодня его посетители могут наслаждаться тем, что задумал в свое время Фридрих Вильгельм – романтическое сочетание здания замка с его садами, парком и живописными рейнскими пейзажами. Реконструированные или специально оборудованные пещеры, водопады и пруды идеально вписываются в зелень парков и шедевров прусской архитектуры. А завораживающие виды на долину Рейна дополняют картину.

Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels) Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels) Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels) Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels) Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels) Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels) Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels) Замок Штольценфельс (Schloss Stolzenfels)

Leave a Comment