Замок ангела Рим

Замок Святого Ангела

Мавзолей

Замок Святого Ангела/Мавзолей Адриана

Castel Sant’Angelo

41°54′11″ с. ш. 12°27′59″ в. д.HGЯOL

Страна

Италия Италия

Город

Рим, Lungotevere Castello, 50, 00193

Строитель

Адриан

Дата основания

1906 и 137

Строительство

135—139 годы

Статус

Список топографических объектов и памятников Древнего Рима

Высота

48 м

Сайт

Замок Святого Ангела на Викискладе

Замок Святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo, лат. Castellum Sancti Angeli) — римский архитектурный памятник, также известный как Мавзолей Адриана (лат. Mausoleum Hadriani), иногда называемый Печальный Замок, представляющий собой высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра. Донжон-усыпальница, квадратный двор с окружающей его стеной и мост через реку, украшенный скульптурами, образуют городской ансамбль. Когда-то считался самым высоким зданием в Риме.

Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла, позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. Замок внушал римлянам всю безграничную мощь Святого Престола и являлся неотъемлемым атрибутом папской власти. После того, как в 410 году крепость захватили вестготы, Сант-Анджело был полностью разорён. Варвары рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. То немногое, что осталось, впоследствии прибрал к рукам Ватикан.

В XIV веке крепость стала замком, снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции. Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса — роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно, знаменитый итальянский учёный и философ.

В настоящее время Сант-Анджeло является архитектурным памятником — Военно-историческим музеем, одним из самых посещаемых в Италии.

История

Попытка реконструкции мавзолея Адриана в Музее римской цивилизации

Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером. В те времена замок выглядел совсем по-другому. Согласно хроникам, всё строение было облицовано белым мрамором, и имело отличную от сегодняшней форму. С наступлением тяжёлых времён мавзолей укрепляли, в конечном итоге превратив его в неприступную крепость с крепостными стенами. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.

Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто, укрепленным коридором. Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим. В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось.

Большой вклад в реставрацию замка, равно как и всей жилой части Ватикана, внёс папа Александр VI Борджиа. Именно при нём были созданы многие настенные и потолочные рисунки, а также обустроен дворик имени папы. В этом дворике проходили театральные представления специально для папы Борджиа и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично.

В общем плане, с эпохи Ренессанса и до наших дней облик замка и его планировка существенно не изменились. В XVIII—XIX веках на фасадной стороне строения, прямо над балконом с мраморными колоннами, располагались часы, которые затем были убраны. Также на тыльной стороне замка до XVII века не было балкона с похожими на фасадные колоннами. С появлением широких автомобильных дорог планировка крепостных стен замка претерпела определённые изменения.

Строение

План Замка и ближайшей части города Модель Мост и замок Святого Ангела на картине А. П. Брюллова, 1823—1826. Мост и замок Святого Ангела на картине С. Ф. Щедрина, 1823—1825.

Естественно, что сооружение, существующее почти две тысячи лет, неоднократно перестраивалось и его помещения относятся к разным эпохам.

Спиралеобразная галерея, датируемая временем Адриана, вела к залу, где находились погребальные урны.

Дворик Ангела получил такое название, поскольку в нём поместили мраморную статую XVI в., которая до XVIII столетия находилась на вершине замка. От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII в.

В зале Правосудия (Sala della Giustizia) в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Папская резиденция

Ещё со времён папы Григория Великого (VI—VII век н. э.) замок Святого Ангела пребывал в статусе твердыни, неприступной крепости прямо в Ватикане. В такой крепости можно было в любой момент укрыться в случае нападения вражеских армий, что в Средневековье было явлением довольно частым. В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок.

Именно по этой причине ряд римских пап выбрал Сант-Анджело в качестве своей официальной резиденции. Латеранский дворец оказался в запустении, а строительство Апостольского должно было начаться только через 100 лет.

Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий к сегодняшнему вид.

Однако, не все преемники папы Борджиа пожелали жить в апартаментах, где происходило кровосмешение, отравления и т. п. Уже Юлий II, пришедший к власти в 1503 году, отказался использовать замок в качестве резиденции. Вновь вернулись к Латеранскому дворцу, а вскоре началось строительство Апостольского, или Ватиканского дворца, который вот уже более четырёх столетий служит официальной резиденцией для Его Святейшества.

Замок Святого Ангела остаётся молчаливым свидетелем многовековой истории, а также напоминанием о том, как могуч был Святой Престол несколько столетий назад.

История замка Святого Ангела

Изначально на месте замка была воздвигнута усыпальница по заказу римского императора Адриана Публия (Publius Hadrianus) примерно в 135 году нашей эры. Именно сюда был помещен прах императора Адриана с урнами его супруги Сабины и сына в 138 году.

Цилиндрическая усыпальница имела роскошное убранство. На плоской крыше сооружения был устроен декоративный сад, в центральной части которого красовалась позолоченная квадрига. Для соединения центра Рима с мавзолеем через реку был возведен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo).

Строительство мавзолея было завершено в 139 году уже при правлении Антонина Пия, а последнее захоронение в замке произошло в 217 году, когда умер император Каракалла.

Военная крепость

К 5 веку, во времена нападения варваров на Древний Рим, замок служил в качестве военной крепости для римских пап. После захвата крепости варварами, усыпальница императоров была разграблена и пришла в упадок. Значительная часть украшений из бронзы, скульптур и урн были украдены.

Резиденция римских пап

К 14 веку, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была полностью отреставрирована и приобрела статус замка Святого Ангела. Там, где раньше находились гробницы императоров, были размещены богато украшенные апартаменты для глав Ватикана. Таким образом, замок стал резиденцией римских пап.

Во времена правления Николая III (Nicolaus III) замок был соединен с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) посредством коридора Пассето (Passetto di Borgo).

Когда в 1527 году войска Карла V (Carolus V) вторглись в Рим, замок стал убежищем римского папы Климента VII (лат. Clemens VII). Позднее, на территории усыпальницы были устроены комфортные покои для римских пап на случай нового нападения.

Тюрьма

На нижних же этажах замка находились тюремные камеры, организованные там католической церковью. Самыми известными узниками этой тюрьмы были Джордано Бруно (Giordano Bruno), заточенному на 6 лет, и Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Таким образом, некогда бывшая императорская усыпальница с течением веков превратилась в неприступный замок первых лиц Ватикана и самую строгую тюрьму для неугодных в Риме, тем самым провозглашая непревзойденную папскую власть.

К слову сказать, тюрьма в замке Святого Ангела была действительно самой неприступной, из которой сбежать было невозможно. Это удалось единственному человеку, известному своим побегом из тюрьмы Сант-Анджело, — скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини.

Современное время

С 1901 года замок Сант-Анджело представляет собой военно-исторический музей (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo) и удивительнейший памятник архитектуры, обязательный для посещения всеми туристами в Риме.

Архитектура замка Святого Ангела

Замок имеет внушительный внешний вид и отличается необычной формой – его невозможно не заметить, если вы прогуливаетесь по набережной, например, со стороны Ватикана. А мост Святого Ангела, который соединяет замок с противоположным берегом, также славится уникальным историческим прошлым и является не менее значимой достопримечательностью, чем сама крепость.

Фасад замка

Замок Святого Ангела конструктивно представляет собой громадную цилиндрическую крепость, имеющую под собой квадратное основание, облицованное мрамором. Возвышающиеся круглые башни замка были названы в честь четырех апостолов: Святого Иоанна, Святого Луки, Святого Матфея и Святого Марка.

Верхняя часть замка выполнена из вулканического камня. С внешней стороны сооружение имеет облицовку травертином и декоративное обрамление в виде пилястров, изображающих головы крупного рогатого скота.

В дальнейшем, когда строение стало использоваться в виде военного бастиона, оно было укреплено дополнительными стенами.

Конечно, вид современной крепости очень отличается от первоначально построенного мавзолея. От богатого украшения усыпальницы, белого мрамора и облицовочного камня уже мало что осталось, а сам замок уже не выглядит таким неприступным, как во времена сражений. Хотя внешняя форма замка осталась прежней.

Внутри замка

Во внутренней части сооружения до наших дней не сохранились старинные усыпальницы императора и его семьи, а также других императоров — Антония Пия, Марка Антония. Гробницы и урны были разграблены и разрушены во времена нападения варваров.

А в Средневековье, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была соединена с последним специальным коридором и использовалась в качестве убежища для римских пап. С другой стороны, они же внесли огромный вклад в реставрацию замка и его сохранения вплоть до наших дней.

Во времена правления папы Бонифация IX (Bonifacio IX) в замке была устроена капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo), а также усилены стены сооружения и возведены бастионы. Этими работами руководил архитектор Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti).

В дальнейшем работы по укреплению замка проводились архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) по приказу папы Александра VI (Alessandro VI) в 15 веке. В резльтате было возведено еще четыре бастиона и вырыт ров. Внутри замка появились апартаменты для папы римского, украшенные фресками Пинтуриккьо (Pinturicchio).

В целях последующего укрепления замка, Урбан VIII (Urbano VIII) в 17 веке разрушил значительную часть военных бастионов для устройства еще более мощного сооружения.

Статуя архангела Михаила

На самом верху крепости с 16 по 18 век размещалась мраморная статуя архангела Михаила с мечом, выполненная Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) по мотивам легенды. В дальнейшем скульптура была перенесена во дворик Ангела, который соорудили в 17 веке. А на крыше замка установили бронзовую статую архангела Михаила работы скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) 18 века.

Изначально на мосту Святого Ангела, который ведет к замку, не было скульптур ангелов. Их установил в 1667 году Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), работавший над созданием 10 статуй на протяжении двух лет.

Что посмотреть в замке

Если вы думаете о том, идти внутрь замка или нет, то ответ очевиден — конечно, идти! Если даже вам придется постоять в очереди за билетом в летний сезон, то этого стоит. Ведь на территории замка хорошо сохранились папские апартаменты, многочисленные залы, в которых вершились исторические события, а также интересны коллекции оружия.

Залы замка

В замке сохранились папские апартаменты: залы Александра VI, Климента VII, Климента VIII, комнаты Пия IV (Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II) работы Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), а также лоджии Павла III и Павла IV. Зал Климента III (Clemens III) украшен изумительным камином, также здесь интересная внушительная резная дверь.

В числе других сохранившихся помещений — зал Сокровищ, библиотека Павла III, Секретный архив. Сокровищница представляет собой круглую комнату, в которой располагались богатства римских пап в 16 веке.

В тройных комнатах когда-то располагались апартаменты графа Калиостро. Коридор Помпеано, находящийся между залом Аполлона и библиотекой украшен росписью на потолке. Еще одна достопримечательность — комната смотрителя замка времен 18 века.

В зале Правосудия обратите внимание на пушки и ядра времен средневековья. Здесь находится часть фрески с изображением ангела. Именно в этом зале в 16 веке решалась судьба заключенных.

Зал Аполлона служил для проведения светских приемов. Не забудьте заглянуть в капеллу святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano). Во дворике Александра VI есть глубокий колодец. Также стоит посетить дворик и часовню Льва X (Leone X).

Примечателен зал Персея, украшенный сценами из легенды, а также зал Амура и Психеи, зал Паолины. Залы Адрианео и Гирлянд украшены разнообразными фресками работы 16 века.

Великолепная купальня Климента VII оформлена знаменитым Джованни да Удине (Giovanni da Udine).

Знамена итальянской пехоты в настоящее время хранятся в колонном зале, возведенном по приказу Бенедикта XIV. Если вы пройдете через круглый зал, то окажетесь на Террасе Ангела (Terrazzo dell’Angelo). Именно оттуда можно полюбоваться панорамным видом Ватикана и всего Рима.

Другие помещения замка

Прекрасна старинная спиралеобразная галерея эпохи императора Адриана, некогда служившая для прохода к гробницам императоров. Также интересна закрытая галерея, предназначавшаяся в средние века для прохода паломников к Папе Римскому.

Кроме того, на территории замка стоит посмотреть Дворик Спасителя, рабочий кабинет Бонифация XI, часовню Святого распятия, где молились осужденные насмерть и внутренний дворик, служивший для проведения казней узников.

Рядом с лоджией Павла IV располагаются тюремные помещения, которые современному человеку больше напоминают дыру в стене, нежели полноценную камеру.

В замке находится военный арсенал, где представлена коллекция оружия с 15 по 20 век.

Прогуливаясь по лабиринтам замка, вы как-будто переноситесь в прошлые века. А поднявшись на вершину замка – на его террасу — вы сможете полюбоваться захватывающим видом на современный город.

Мавзолей императоров Рима

В 125 году правящий император Адриан велел построить на правом берегу Тибра монументальную усыпальницу, которая должна была стать последним пристанищем для всех членов его императорского рода. В те времена запрещалось хоронить умерших жителей Рима в черте города, для этого использовались окраинные земли за рекой. Тем не менее, выбор места не был случайным: по преданию, неподалеку находилось захоронение одного из учеников Иисуса Христа – апостола Петра, замученного императором Нероном.

Это интересно!

Достоверно известно, что проект грандиозного сооружения разработал древнеримский архитектор Деметриано по образу и подобию мавзолея Октавиана Августа. Однако при жизни Адриана гробница так и не была достроена. Ее возведение завершил преемник императора – Антонин Пий – в 139 году, спустя год после смерти своего предшественника.

Усыпальница императора поражала современников своими исполинскими размерами и красотой. По углам кубического основания, отделанного светлым мрамором цвета восходящей Луны, размещались группы бронзовых статуй, изображавших лошадей, застывших в движении, и их наездников. Поднимающееся над ним сооружение цилиндрической формы с насыпным курганом было украшено садом вечнозеленых растений. Вершину мавзолея венчала позолоченная бронзовая колесница с императором Адрианом в образе бога Гелиоса.

Мавзолей Адриана и мост Элио

Еще при жизни императора, в 134 году, оба берега Тибра объединил великолепный мост Элио, задуманный императором как образные врата для входа в усыпальницу. Построенный, также, по проекту Деметриано, сегодня он широко известен как Мост Ангелов с размещенными на нем изваяниями ангелов, несущих орудия Страстей Христовых. Скульптуры были разработаны Джованни Лоренцо Бернини и выполнены учениками его школы.

Мост Святого Ангела

На протяжении многих лет Мавзолей использовался по своему прямому назначению. В нем были помещены многочисленные урны с прахом особ императорских династий, в том числе:

  • жены Адриана – Сабины Вибиа;
  • приемного сына Адриана – Луция Элио;
  • императора Антонина Пия и его супруги Фаустины Маджоре;
  • императора Марка Аврелия Комодо;
  • императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей – Гета и Каракаллы.

Билеты он-лайн

ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА — БЕЗ ОЧЕРЕДИ

Неприступный бастион

Свое первоначальное предназначение возведенный Адрианом Мавзолей потерял в 403 году, когда Флавий Онорио, император Западной Римской Империи, объединил его со стеной, построенной Аврелианом в 271 году. С этого времени постройку начали использовать как фортификационное сооружение – его превратили в неприступный бастион, предназначенный для обороны города с севера.
Троекратная осада Рима, проводившаяся королем Аларико I на протяжении 408 — 410 гг, обозначила ключевое значение крепости как оборонительного комплекса для отражения нашествия вестготов.

Осада Замка Святого Ангела 537 — 538 года. Работа Lodovico Pogliaghi, 1886

Однако наибольшие разрушения крепость претерпела во время осады варварами под предводительством Гензерико в 455 году, когда защитники Рима сбрасывали на головы нападавших все, что находилось под рукой – камни, запас которых довольно быстро иссяк, урны с прахом императоров и даже статуи. Одна из них была найдена в 1620-х годах во рву, окружавшем крепость. Известная как Fauno Barberini или Пьяный Сатир, сегодня она находится в Глипотеке Мюнхена, в Германии.

Пьяный Сатир. Скульптура неизвестного мастера. Около 200 в. до н.э.

Во второй половине десятого века управление городом перешло в руки семьи Кресченци, и за крепостью Святого Ангела на протяжении последующих столетий закрепилось новое название – Castrum Crescentii, которое также сохранилось при правлении семей Перлеони и Орсини.

На протяжении почти четырех веков сооружение многократно перестраивалось и укреплялось в оборонительных целях. Наиболее масштабной реконструкции крепость подверглась в 1395 году. Папа Бонифаций IX поручил архитектору Никколо Ламберти восстановить оборонительную структуру замка, разрушенную населением Рима, восставшего против французского гарнизона в 1379 году. Этим проектом предусматривалось оставить единственный вход через подъемный мост, а на самом верху здания построить часовню Архангела Михаила.
Папа Николай V за время своего понтификата (1447 – 1455гг.) впервые сделал замок своей резиденцией. При нем были дополнительно построены три наружные башни по углам четырехугольного основания.

Замок Святого Ангела. Stefano Du Perac, 1575

Дальнейшие фортификационные работы продолжил папа Александр VI Борджиа (1431 – 1503гг.). Возведенные его предшественником башни архитектор Антонио да Сангалло укрепил бастионами пятиугольной формы, окружил стены более глубоким рвом и заполнил его водой из Тибра. По указанию папы Борджия была возведена еще одна круглая башня на входе в крепость.
Спустя 32 года это позволило папе Клименту VII семь месяцев противостоять осаде войскам ландскнехтов Карла V, начавшейся 6 мая 1527 года.

Осада Рима 1527 года. Картина Johannes Lingelbach, 17 век

Последние масштабные работы по укреплению Замка святого Ангела проводились при понтификате папы Павла IV (1555 – 1559гг.). Военный инженер Франческо Лапарелли закончил возведение грандиозного пятиугольного бастиона вокруг крепости Сант Анджело.

Замок Святого Ангела после реконструкции Франческо Лапарелли

Постепенно крепость утратила свое оборонительное значение. При Урбане VIII башни, включая башню Борджия между мостом Ангелов и замком Сант Анджело, были разрушены. Не единожды доказав свое ключевое предназначение в обороне города, мощные стены крепости многие годы служили надежным убежищем для понтификов, обустроивших в них свою резиденцию.

Легенда о спустившемся ангеле

Свое нынешнее название – Кастель Сант Анджело, мавзолей Адриана получил в 590 году. В это время на Рим обрушились многие беды: разлившийся Тибр затопил бо́льшую его часть, а эпидемия страшной чумы опустошила город, некогда бывший столицей мира. Папа Григорий I призвал блуждающих в руинах граждан совершить трехдневный покаянный Крестный ход и молиться, чтобы вызвать Божью милость.

Согласно легенде, 29 августа 590 года процессия, проходя мимо стен мавзолея, увидела над ним яркий фиолетовый силуэт Архангела Михаила, вкладывавшего огненный меч в ножны. Видение было истолковано как признак скорого избавления от напасти, обрушившейся на город, что и произошло на самом деле. О случившемся чуде до сих пор напоминает статуя Ангела, венчающего здание, и давшая свое нынешнее название замку.

Это интересно!

Первоначальное изваяние, выполненное из дерева, не сохранилось до наших дней. Второй ангел, высеченный из камня, был разрушен при осаде Рима в 1379 г. и заменен лишь в 1453 г. мраморной статуей с бронзовыми крыльями. Однако и она простояла недолго – в 1497 г. Ангел сильно пострадал при взрыве пороховой бочки, в которую попала молния. Взамен была изготовлена новая статуя из позолоченной бронзы, но в 1527 году и она была переплавлена на пушки.

В 1563 году очередную статую вновь водрузили на прежнее место. Ее изваял из мрамора Рафаэлло да Монтелупо (1504–1566гг.). Фигуру в образе Архангела Михаила с бронзовыми крыльями и сейчас можно увидеть во внутреннем дворике замка.

Статуя Архангела Михаила работы Рафаэлло Монтелупо

Сегодня Замок Cвятого Ангела венчает скульптурная композиция фламандского архитектора Peter Anton von Verschaffelt(1710 – 1793гг.), изготовленная им в 1753 году из бронзы.

Скульптура Святого Ангела работы Peter Anton von Verschaffelt, 1753

Резиденция понтификов

Как уже отмечалось выше, первые жилые апартаменты в Замке Святого Ангела принадлежали папе Николаю V. Отказавшись от традиционной резиденции в Латеранском дворце, он выбрал крепость в качестве наиболее безопасного места для представительства Святой церкви. Здесь же, в 1451 году он начал собирать коллекцию материалов, связанных с управлением Престола, привлекая к сотрудничеству для написания заметок многих гуманистов того времени. Этим дальновидным решением было положено начало будущей библиотеки Ватикана, которая на момент смерти понтифика, в 1455 году, насчитывала уже более 1200 документов.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)

Около пятидесяти лет спустя Папа Александр VI Борджиа (1492 – 1503гг.) заказал для себя строительство новых апартаментов. Стены, расписанные художником Бернардино ди Бетто, более известным как Пинтуриккио, превратили замок в роскошный дворец с садами и фонтанами. Послы иностранных держав здесь принимались с большой помпой, а банкеты следовали один за другим практически без перерывов. К сожалению, сегодня в крепости ничто не напоминает о былой роскоши резиденции Борджиа, разрушенной в 1628 году Папой Урбаном VIII.
Сегодня в одной из частей замка можно видеть две комнаты Папы Климента VII, в которых он находил убежище на протяжении семи месяцев во время осады крепости ландскнехтами.

Фрагмент потолка

До наших дней хорошо сохранилось лишь великолепие папских апартаментов эпохи Возрождения, полностью реализованное во время понтификата Павла III (1543 – 1549гг.). Выполненная флорентийским художником Перин дель Вага и его учениками роспись стен и потолков замка, полностью преобразовала военный форт в аристократическую резиденцию.

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:

  • Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

  • Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю;

  • Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников;

  • Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого;

  • Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на 27 декабря 1789 года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

  • Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;
    • Замок Святого Ангела. Фотография 1878 года Fratelli Alinari

      Booking.com

      Музей, донесший дыхание столетий

      За небольшой промежуток времени, в течение которого замок находилось в военном ведомстве, инфраструктура сооружения и его многочисленные помещения начали постепенно приходить в упадок. Исправила положение инициатива начальника гарнизона полковника Луиджи де ла Пенне, собравшего вокруг себя бригаду специалистов из военных инженеров под руководством капитана Мариано Боргатти, историка-любителя военной архитектуры. Разработанный проект предусматривал восстановление первоначального внешнего вида здания и создания в нем музея военной техники.

      Замок Святого Ангела. 1901 год

      Начавшаяся в 1901 году реконструкция была завершена через пять лет. В начале 1906 года король Виктор Эммануил III торжественно открыл новый музей. Найденные при реставрации крепости древние артефакты, дополненные монетами, керамикой и редкими фотографиями, оформили в отдельную экспозицию, которая заняла несколько залов.
      Коллекцию экспонатов расширили к 1911 году, приурочив открытие новых залов к пятидесятилетнему юбилею объединения Италии и проводимой в Риме крупнейшей Всемирной выставке. Министерство образования и культуры, проявив свой интерес, способствовало приобретению для Замка Святого Ангела древних скульптур из Римского Национального музея. В результате, к концу выставки в июне 1912 года, все здание замка перешло под управление этого министерства, оставив оборонному ведомству лишь нижнюю часть памятника с садом.

      Популярные экскурсии в Риме:

      Все экскурсии в Риме (143)

      В 1916 году римский коллекционер Марио Менотти пожертвовал коллекцию старинных картин и мебели для зала Амура и Психеи. Аналогичное пожертвование было сделано, также, Викторией и Алессандро Контини Бонакосси для обустройства пяти папских апартаментов.

      Папское ложе

      Клавесин

      Билеты он-лайн

      ЗАМОК И МОСТ СВЯТОГО АНГЕЛА. ЭКСКУРСИЯ

      Королевским указом от 4 мая 1925 года Замок Святого Ангела приобрел официальный статус Национального музея. Его первым директором стал тот самый Мариано Боргатти, историк-любитель, внесший неоценимый вклад в восстановление и популяризацию Замка Сант Анджело. Дожив до 80 лет, он умер в Риме 5 апреля 1933 года в ранге генерала армии, оставив потомкам в наследство дыхание столетий, воплощенное в обновленных им стенах крепости.

      История создания

      Римский император Элий Адриан был, как и все римские правители, не чужд любви к самому себе и, имея немалый административный ресурс, выражал её путём строительства помпезных сооружений. Одним из них был мавзолей Адриана, построенный по его приказу на берегу Тибра.

      Ну а чтобы предоставить восхищенным подданным возможность поклоняться богоподобному Адриану был построен мост, ведущий от Марсово поля на одной стороне реки до мавзолея Адриана на другой стороне реки. Официальное окончание постройки датируется 134 годом нашей эры.

      Подробная информация о Мавзолее Адриана (он же замок Святого Ангела) в этой статье: torome.ru/zamok-svyatogo-angela

      Жителя Рима стали называли постройку мостом Элия. Эта постройка, проект которой тиражировался по всей Римской империи – массивное каменное сооружение, опирающееся на несколько арочных пролётов и облицованное белым мрамором.

      Перед въездом на мост стояла столь же триумфальная арка. Но больше поражали характеристики моста Элия, как инженерного сооружения: пять арочных пролётов, длина 106 метров и ширина 20.

      Но как бы не была интересна постройка, со временем она могла быть разрушена, что и случилось с большинством достопримечательностей Рима, но мост вел к стратегически важному мавзолею Адриана, который позже использовали и как базилику, и как Папскую резиденцию, и как крепость, и как тюрьму и как музей (в последние годы).

      Именно поэтому мост Элио был столь нужен. Уже позже, вслед за мавзолеем наименования моста часто меняли, но, в конце концов, устоялась название «мост Святого Ангела». Но почему же именно Святого Ангела?

      Мост Святого Ангела на картине Сильвестра Щедрина

      Мрачные страницы моста Святого Ангела

      Мост Святого Ангела – весьма своеобразное имя для сооружения, на перилах которого в Средние века вешали преступников в назидание жителям Рима. Однако всему есть объяснение. С V по XIV века постройка называлася мостом Святого Петра, поскольку вёл к одноимённой базилике (бывший мавзолей Адриана), крупнейшему в средневековой Европе христианскому храму. В середине XIV века Европа была на грани вымирания из-за эпидемии чумы. Народ тихо сходил с ума от безысходности и неизбежности смерти.

      И тут Папе Григорию I привиделся на вершине мавзолея Адриана ангел, убирающий меч в ножны. Этот знак был трактован как Божественная милость, избавляющая людей от мора. Мавзолей тут же переименовали в Замок Святого Ангела, а в последующем его башню увенчали бронзовой фигурой архангела Михаила. Заодно стали точно так же звать и мост у его подножия.

      Так что ангелы, стоящие на его парапете, – всего лишь позднейшее подтверждение статуса. Стоит сказать, что после этого чума действительно оставила город в покое.

      Современный облик моста

      На протяжении истории мост Святого Ангела не раз перестраивали, реконструировали и добавляли новые детали. Во времена ренессанса он подвергся нескольким последовательным модернизациям, придавшим ему весьма помпезный вид:

      • Во-первых, в 1450 году снесли римскую триумфальную арку, которая мешала проходу паломников, что однажды привело к давке и гибели людей. Вместо них поставили скульптуры апостолов Петра и Павла.
      • Во-вторых, в 1669 году, повелением Папы Климента IX, архитектор Бернини с учениками украсил мост десятью статуями ангелов. Фигуры получились действительно шедевральными. Но из-за того, что все они изображали «Страсти Христовы» – ангелы в развевающихся одеждах держат в руках то терновый венец, то копье, которым Спаситель был умерщвлён, а также гвозди, кнут и прочие инструменты казни и поношения – эту скульптурную группу остроумные жители Рима обозвали Breezy maniacs («маньяки на ветру»).

      Сегодня мост Святого Ангела в Риме – это пешеходная зона. Ничто не помешает вам полюбоваться деталями каждого ангела или сделать селфи на их фоне. За прогулку по мосту денег не берут.

      Скульптура ангела с крестом на мосту

      Мост Святого Ангела

      Мост Святого Ангела

      Мост Святого Ангела (итал. Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост через Тибр в Риме, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом. Мост соединял центр города с мавзолеем Адриана и позднее вошёл в состав уже замка Сант-Анджело. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана, римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». Облицован мраморными плитами.

      Вид на мост Святого Ангела из замка Мост Святого Ангела

      В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; множество пилигримов погибло. В ответ папа велел снести древнюю триумфальную арку, которая якобы перекрывала выход с моста. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра (работы Лоренцетто, 1530) и Павла (работы Паоло Романо, 1463), к которым с подачи Бернини добавилось ещё десять статуй ангелов.

      Две статуи ангелов (оригиналы) хранятся в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.

      > В культуре

      Мост можно увидеть в видеоигре Assassin’s Creed: Brotherhood. В начале XVI века мост являлся единственным путём в Ватикан и замок Святого Ангела.

      > Литература

      • O’Connor, Colin (1993). Roman Bridges. Cambridge University Press, pp. 65f., ISBN 0-521-39326-4
      • На Викискладе есть медиафайлы по теме Мост Святого Ангела

      Мосты Рима

      Древний Рим
      (возведены до VI века)

      • Свайный (Sublicius)
      • Эмилиев (Aemilius, или Ротто, Поломанный)
      • Мильвийский
      • Фабрициев
      • Цестиев
      • Аврелиев (Aurelius)
      • Неронов (Триумфальный)
      • Св. Ангела

      Папская область
      (VIII—XIX века)

      Современность
      (с 1870 года)

      Мосты через Аньене

      Из истории

      В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.

      Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.

      Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.

      Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.

      Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку – скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.

      Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.

      Теперь тюрьма является главной приманкой крепости,, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.

      Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.

      Замок Святого ангела — название

      Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.

      По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение – фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant’Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.

      В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния. А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci. Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.

      Замок Святого ангела — один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.

      >Замок Святого Ангела (Рим)

      Замок Святого Ангела в Риме (мавзолей Адриана) — подробное описание, история, фото, часы работы, расположение на карте.

      История

      История замка Святого Ангела многолика и интересна. На протяжении тысячелетий он менял роли от императорский гробницы, до укрепленного форпоста, папской резиденции и даже тюрьмы, но несмотря на все потрясения дошел к нам практически не повреждённым.

      История данного сооружения начинается в первой половине 2 века н.э. Император Адриан (отстроивший буквально треть Рима) задумал его как усыпальницу для себя и своей семьи. Мавзолей достроили уже после его смерти. В нем были размещены погребальные урны Адриана и Септимия Севера. Последним погребённым в нем был Каракалла.

      Согласно историческим хроникам мавзолей имел вид отличный от сегодняшнего. Он был облицован мрамором и имел совершенно другую форму. С течением времени его постоянно укрепляли, превратив в настоящую крепость. Уже при Аврелиана мавзолей был включен в городские стены и стал исполнять защитные функции.

      Замок Святого Ангела ночью

      После распада Римской Империи Папы прибрали его к рукам. По легенде в конце 6 века, во время чумы, римский папа Григорий увидел на вершине архангела Михаила. С того времени данное сооружение стали называть замком Святого Ангела.

      В средние века замок строился и расширялся. С Ватиканом его соединил укреплённый коридор — пассетто. Папы превратили замок не только в крепость, но и свою резиденцию.

      С эпохи Ренессанса структура замка практически не менялась.

      Описание

      Замок Святого Ангела представляет собой высокое цилиндрическое здание, которое на протяжении своей истории не только примеряло разные роли, но и изменялось и перестраивалось.

      Современный замок — это в первую очередь музей. Он разделяется на 5 этажей и несколько секций: мавзолей Адриана — старейшая часть, собственно замковая часть и папские апартаменты.

      В замке св. Ангела вы можете прикоснуться к Античности, полюбоваться фресками эпохи Ренессанса и посмотреть коллекции оружия.

      Схема мавзолея Адриана

      Пояснения к схеме:

      1. Atrio romano — Римский атриум
      2. Rampa diametrale — Спиральная лестница
      3. Rampa Elicoidale — Винтовая лестница
      4. Sala delle Urne — Зар Урн
      5. Аmbulacro — гульбище (терраса по периметру)

      Мавзолей Адриана

      Старейшая часть данного сооружения. В этих старинных помещениях сохранилась древняя отделка, а стены буквально «дышат» историей. В римском атриуме воссозданы исторические реконструкции мавзолея. Раньше там была установлена гигантская статуя императора. Пройдя по спиральной лестнице можно попасть в сердце мавзолея — Зал Урны.

      Замковая часть

      Пояснения к схеме:

      1. Rampa diametrale — Спиральная лестница
      2. Giretto scoperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
      3. Giretto coperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
      4. Bastione di San Luca — Бастион Сан-Лука
      5. Bastione di San Matteo — Бастион Сан-Маттео
      6. Bastione di San Marco — Бастион св. Марка
      7. Pasetto di Borgo — Пассетто Борго (укрепленный коридор)
      8. Marcia ronda — Зубчатая ​​дорожка по периметру
      9. Bastione di San Giovanni — Бастион Сан-Джованни

      Укреплённый коридор, соединяющий Ватикан и замок

      Замковая часть даёт нам понять, что это в первую очередь хорошо укрепленный форпост. Занимая чрезвычайно выгодное стратегическое положение, мавзолей был вскоре переоборудован в замок. При этом он не только защищал Ватикан, но и контролировал всю северную часть Рима. Здесь можно проследить как замок перестраивался и изменялся, превращаясь в мощное укрепление. Подходы к замку защищают четыре бастиона, а укреплённый коридор соединяет его с Ватиканом, при осаде которого Папа мог укрыться за мощными стенами данной крепости. Что случилось однажды.

      Папские апартаменты

      Пояснения к схеме:

      1. Sala del Perseo — Зал Персея
      2. Sala della Biblioteca — Библиотека
      3. Sala del Tesoro — Комната сокровищ
      4. Comdoio pompeiano — Зал в помпейском стиле
      5. Loggia di Giulio II — Лоджия Юлия II
      6. Cortile dell’Angelo — Двор Ангела
      7. Capella di Leone X — Капелла Льва X
      8. Sala dell’Apollo — Зал Аполлона
      9. Stufetta di Clemente VII — Ванная комната Клемента VII
      10. Sala di Amore e Psiche — Зал Амура и Психеи
      11. Cortile del Teatro — Двор Театра
      12. Sala Paolina — Зал Паолина

      Папские апартаменты

      Замок Святого Ангела также выполнял функцию укрепленной папской резиденции. В этой части можно полюбоваться на роскошные залы понтификов, расписанные фресками эпохи Ренессанса и Возрождения.

      Мост Святого Ангела — это пешеходный мост через Тибр, построенный ещё при Адриане. Римляне часто называют его мостом Адриана или Элия.

      Мост Святого Ангела

      В 16 веке на мосту были установлены статуи Петра и Павла. При содействии Бернини к ним добавилось 10 скульптур ангелов. Также в 16 веке на мосту вывешивали казнённых преступников.

      История

      Мавзолей Адрина

      Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу, совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.

      Упадок

      К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность, поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.

      Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны. Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.

      Еще один любопытный факт: в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!

      Крепость, папская резиденция и тюрьма

      К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

      🇮🇹Подпишитесь на наш инстаграм🇮🇹

      Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

      Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

      Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

      С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

      Архитектура

      Еще при императоре Адриане сложился основной архитектурный ансамбль Замка Святого Ангела. Мощное кубическое основание было облицовано дорогостоящим мрамором. Сверху на пьедестале возвышалась «шайба» мавзолея, исполненная из вулканического камня. Снаружи строение было облицовано травертином и украшено резными пилястрами в виде голов крупного рогатого скота (Bucrani). Усыпальница была окружена стеной, имевшей декоративное и фортификационное назначение.

      В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом — утеряны.

      Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение — капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

      В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александр VI служил для роскошных приемов и торжеств.

      В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

      Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.

      В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

      Со смотровой площадки замка открываются потрясающие виды на Рим. Приглашаю вас на мою авторскую экскурсию в собор Петра и замок Ангела на рассвете.

      Что посмотреть

      Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:

      1. Дворик Спасителя, рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик, в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия, служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум — древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
      2. Коридор и зал, в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения, кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла — универсального средства на случай осады.
      3. Дворик Ангела, зал Климента III (лат. Clemens III) — красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене — часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона — место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII, дворик Александра VI, снабженный колодцем, дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
      4. Крытая галерея, по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал, в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III, находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины — часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.
      5. Сокровищница — круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека, начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
      6. Круглый зал, колонный зал, построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.
      • Адрес: Lungotevere Castello, 50
      • На метро: линия А (станции: Lepanto, Ottaviano-San Pietro).
      • Автобусом: №62,40,23,271,982,280 (остановка: Piazza Pia), №34 (остановка: via di Porta Castello), №49,87,926,990 (остановка: пересечение Piazza Cavour и via Crescenzio), №46,64 (остановка: Santo Spirito).
      • Часы работы: с 9:00 до 19:30; касса закрывается в 18:30.
      • Цена билета: 10 евро, льготный для граждан Евросоюза с 18 до 25 лет — 5 евро. Для групп, начиная с 20 человек, предусмотрено бронирование в размере 1 евро с каждого посетителя.
      • Первое воскресенье каждого месяца посещение музея в Замке Святого Ангела — бесплатное.
      • Телефон: +39 06 32810
      • Официальный сайт: www.castelsantangelo.com

      ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Leave a Comment