Замок шамбор внутри

Основные данные о замке Шамбор

Шамборский замок принадлежит к числу архитектурных сооружений Луары. Многих заинтересует, где находится резиденция королей, так как ее нередко посещают во время пребывания во Франции. Быстрее всего сюда добраться из Блуа, преодолев расстояние в 14 километров. Замок расположен у реки Беврон. Точный адрес не сообщается, так как строение стоит особняком в парковой зоне, вдали от городской местности. Впрочем, упустить его из вида невозможно, поскольку он довольно массивный.

В эпоху Ренессанса дворцы строились с размахом, поэтому сооружение может удивить своими характеристиками:

  • длина – 156 метров;
  • ширина – 117 метров;
  • капители со скульптурами – 800;
  • помещения – 426;
  • камины – 282;
  • лестницы – 77.

Посетить все комнаты замка невозможно, но основные архитектурные красоты будут показаны сполна. Кроме того, огромной популярностью пользуется главная лестница с удивительной винтовой конструкцией.

Рекомендуем посмотреть на замок Бомарис.

Отдельное внимание следует уделить прогулкам по долине лесного типа. Это крупнейший в Европе огороженный парк. Для посетителей доступно около 1000 га, на которых можно не только отдохнуть под открытым небом, но и познакомиться с флорой и фауной здешних мест.

Интересные факты из истории

Возведение замка Шамбор началось в 1519 году по инициативе короля Франции Франциска I, пожелавшего поселиться вблизи со своей возлюбленной графиней Тури. Потребовалось 28 лет, чтобы этот дворец заиграл своим очарованием в полной мере, хотя его владелец и до завершения строительства уже посещал залы и встречал в нем гостей.

Работа над замком была непростой, так как его начали строить в болотистой местности. В связи с этим необходимо было больше внимания уделить основанию. Сваи из дуба погружались глубоко в почву, на расстояние 12 метров. Более двух сотен тысяч тонн камня привезли к реке Беврон, где 1800 рабочих день за днем трудились над изысканными формами одного из крупнейших дворцов эпохи Возрождения.

Несмотря на то, что Шамборский замок чарует своим величием, Франциск I посещал его редко. После его смерти резиденция потеряла свою популярность. Позднее Людовик XIII подарил дворец брату – герцогу Орлеанскому. С этого периода сюда стала съезжаться французская элита. Даже Мольер не раз ставил свои премьеры в замке Шамбор.

С начала 18 века дворец нередко становился пристанищем для армейских сил во время различных войн. Многие архитектурные красоты были испорчены, предметы интерьера распроданы, но в середине 20 века замок стал туристическим объектом, за которым стали следить с большей тщательностью. Частью Всемирного наследия Шамборский дворец стал в 1981 году.

Архитектурное величие эпохи Возрождения

Ни одно описание не передаст истинных красот, которые можно увидеть, прогуливаясь внутри замка или по его окрестностям. Симметричное исполнение с множеством капителей и скульптур делает его сказочно величественным. Никто не может с точностью сказать, кому принадлежит идея общего вида замка Шамбор, но по слухам над его конструкцией работал сам Леонардо да Винчи. Подтверждением этому является главная лестница.

Многие туристы мечтают сделать фото на изящной винтовой лестнице, которая раскручивается по спирали и переплетается таким образом, что подымающиеся и спускающиеся по ней люди не встречаются между собой. Сложная конструкция выполнена по всем законам, описанным да Винчи в своих работах. К тому же всем известно, насколько часто он использовал спирали в своих творениях.

И хотя внешне строение замка Шамбор не кажется удивительным, на картинках с планами можно увидеть, что основная зона состоит из четырех квадратных и четырех круглых залов, представляющих собой центр конструкции, вокруг которой формируется симметрия. В ходе экскурсий этот нюанс обязательно упоминается, ведь он является архитектурной особенностью дворца.

Французский город Шамбор знаменит лишь одной достопримечательностью одноименным замком. Но эта одна стоит многих! Одни говорят, что замок уступает по пышности только Версалю. Другие убеждены, что замыслом и размахом он даже затмил резиденцию рода Бурбонов в Париже. Понятно, почему Шамбор второй в рейтинге посещаемости (после Версаля) во Франции.

История создания

Поместье Шамбор, окруженное лесами, было приобретено герцогами Орлеанскими еще в 14 веке. В конце 15 столетия герцог Орлеанский из ветви Валуа стал королем (называемым Людовиком XII). Охотничья усадьба, соответственно, перешла во владение короны.

Франциск I (преемник Людовика XII), вдохновленный победой при Мариньяно и впечатленный увиденным в Италии, решил построить грандиозный дворец, свидетельствующий о могуществе французских монархов. Знакомство с художником и ученым Леонардо да Винчи усилило желание Франциска создать нечто грандиозное. Гений да Винчи согласился переехать во Францию и разработать проект дворца.

Для осуществления амбициозной идеи было решено снести прежнее поместье Шамбор и возвести на его месте настоящий дворец в ренессансном стиле. В 1519 году начался демонтаж. Через 18 лет на изгибе реки Коссон вырос архитектурный шедевр!

Он свидетельствовал о мощи короны, служил охотничьим поместьем короля и его свиты, а также местом встреч Франциска I с графиней Тури его возлюбленной. Замок продолжал совершенствоваться вплоть до 1685 года. Король Людовик XIV, страстно любивший охоту, предпочитал его Амбуазу.

Что посмотреть в замке

Первое, что впечатляет архитектура. Силуэт сооружения выполнен в стиле готики, а роскошная отделка в стиле раннего итальянского Возрождения. Говорят, что французский замок впечатляет не меньше, чем индийский Тадж-Махал. Шамбор одна из визитных карточек Франции. Размеры здания 156 метров в длину и 177 в ширину.

По завершении осмотра интерьеров, можно подняться на смотровые террасы крыши, чтобы созерцать и впечатляться природой поместья. С площадок открываются потрясающие виды, которые непременно следует увезти в фото.

В июле и августе посещение дворца-музея можно совместить с просмотром ночного спектакля 50-минутного цифрового видео-шоу с применением аудиоэффектов. С мая по сентябрь ежедневно устраивается 45-минутное конное шоу «В лесу истории».

С апреля по сентябрь в одном из залов функционирует экспозиция работ Джамеля Тата (современное искусство). Шамбор окружен парком-заповедником лесного типа. Его площадь составляет 5441 га (1000 га из которых доступны посетителям). Лесопарк, в свою очередь, обнесен стеной. Протяженность стены, опоясывающей лес, 32 километра, высота 2,5 метра! На территории угодий водятся олени, муфлоны, косули и кабаны.

Практическая информация

Адрес: Château, 41250 Шамбор, Франция.

Дворец-музей открыт к посещениям все дни в году (кроме 25 декабря, 1 и 31 января):

3 ноября — 25 марта — 9.00-17.00.

26 марта — 2 ноября — 9.00-18.00.

Стоимость — 11 €.

Прокат лодки (р.Коссон):

31 марта — 30 сентября — 10.00-19.00.

Стоимость аренды лодки — 12-30 € зависимо от вида (гребная, электромоторная), количества посадочных мест и времени аренды.

Прокат велосипеда, велоприцепа, квадроцикла:

31 марта — 30 сентября — 10.00-19.00.

Стоимость — 4-20 € (зависимо от вида транспорта и времени аренды).

Прогулка в экипаже с гидом (французский язык):

12 апреля — 28 сентября

Стоимость прогулки:

До 6 лет — бесплатно.

6-17 лет — 8 €.

Взрослые — 11 €.

Билет комбинированный (замок+экипаж) — 20 €.

Ночной спектакль «Шамбор — мечты и огни»:

9 июля — 27 августа

Стоимость:

Билет на спектакль — 13 €

Билет комбинированный (замок+спектакль) — 18 €

Конное шоу «В лесу истории»:

15 июля — 15 августа — два раза в день ежедневно — 11.45 и 16.00.

1 мая — 16 августа — также, но понедельник выходной.

Стоимость:

До 6 лет — бесплатно.

6-17 лет — 9 €.

Взрослые — 12.50 €.

Билет (замок+шоу) — 21 €.

Способы проезда из Парижа:

Автомобиль: начать движение по магистрали А10, а затем свернуть в сторону Блуа, либо Мера.

Поезд. Прямой рейс: станция d’Austerlitz (Аустерлиц) — станция Blois (Блуа). Далее поездом TGV.

Рейс с пересадкой: вокзал Montparnasse (Монпарнас) — пригород Saint-Pierre-des-Corps. Затем электричкой TER до станции Blois (Блуа).

От ж/д станции Blois (Блуа) до замка:

  • на такси (ежедневно);
  • автобусом 18 — подстроен под график прибытия поездов (с апреля до начала сентября);
  • маршрутным автобусом 2 — с собственным расписанием (ежедневно).

Замок Шамбор во Франции: история постройки

В 1519 году король Франциск I велел построить охотничью резиденцию на берегу реки Луары. Здесь и огромная территория, и лес по соседству, и широкие поля – лучшего места не сыскать. Нет ни единого источника, где указывается имя архитектора, поэтому до сих пор неизвестно, кто автор постройки 16 века.

На строительство замка ушло 28 лет, над его возведением трудились до двух тысяч рабочих. Чтобы укрепить фундамент, потребовалось высушить близлежащие болота и забить дубовые сваи на глубину 12 метров. В те времена началась эпидемия лихорадки, что скосила немало рабочих в таких условиях труда.

Франциск I так и не дожил до окончания строительства замка, но все работы были завершены в том же году, когда умер король (1547). Некоторое время Шамбор был заброшен, а позже стал переходить от одного хозяина к другому.

Обитатели замка в разные времена

В 1670 году в стенах замка Шамбор для короля Людовика XIV была впервые презентована пьеса «Мещанин во дворянстве», автором которой являлся Жан Батист Мольер. В 18 веке в замке несколько лет проживал Станислав Лещинский – свергнутый польский король.

В 1750-х годах комнаты замка Шамбор были предоставлены графу Сен-Жермену для проведения алхимических опытов. А во времена франко-прусской войны его стены служили полевым госпиталем.

Замок Шамбор на протяжении столетий менял своих хозяев, пока в 1930 году не был выкуплен под государственную собственность Франции за 11 млн. франков. С тех пор он считается туристическим объектом, а с 1952 года здесь проводят вечернее свето-музыкальное шоу для туристов.

Интерьеры замка Шамбор и лестница Леонардо да Винчи

Центральным сооружением является 5-этажный донжон с восточным и западным крылом. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых комнаты. Интерьеры замка Шамбор выполнены в духе французского Ренессанса. В замке внушительных размеров размещено всего 426 комнат, но практически все они пусты. Лишь в нескольких залах сохранилось средневековое убранство.

Самая примечательная деталь в интерьере замка Шамбор — винтовая лестница в виде двойной спирали. Существует версия, что автором идеи считается известный Леонардо да Винчи. Главная особенность в том, что поднимающиеся вверх и опускающиеся вниз по лестнице, не пересекутся между собой. По одной из легенд, такой ход строительства был придуман по прихоти короля. Франциск I славился своими любовными историями и дабы его любовницы случайно не встретились в замке, многочисленные лестницы создают некий лабиринт. Действительно, в замке всего 77 лестниц, в которых можно запутаться и даже заблудиться.

Площадь территории, которую занимает замок Шамбор, составляет 5440 гектаров. В парковых лесах, что были изначально предназначены для охоты, по сей день водится дичь – птица, олени и кабаны. Охотиться здесь не запрещено, но эта привилегия доступна только для местной элиты. Для туристов лес – закрытая территория, окруженная 32-километровой стеной. Есть короткий период, когда можно посетить лесную зону в сопровождении экскурсовода (в конце сентября – начале октября).

Где находится и как попасть в замок Шамбор

Шато де Шамбор расположен в 16 км от города Блуа, здесь же можно забронировать отель. С Блуа ежедневно курсируют автобусы по Замкам Луары. Также можно заказать такси (стоимость примерно 30 евро). Вход на территорию парка замка Шамбор – бесплатный.

График работы: ежедневно.

  • Низкий сезон: 9:00 – 17:00 (с 30 октября по 31 марта).
  • Высокий сезон: 9:00 – 18:00 (с 1 апреля по 29 октября).

Выходные дни: 25 декабря, 31 декабря и 1 января.

Цена посещения (замок + сады):*

  • полный билет – 13 €;
  • льготный билет – 11 €;
  • детям до 18 лет – бесплатно.

* Информация актуальна по состоянию на декабрь 2017, изменения в цене можно проследить на официальном сайте замка Шамбор.

Всего в часе езды от замка Шамбор находится живописный городок Бордо с интересными достопримечательностями. Здесь вы можете посетить Большой театр и насладиться театральными представлениями.

Замок Шамбор — жемчужина французского Ренессанса

Адрес: Франция, в 16 км на восток от города Блуа
Начало строительства: 1519 год
Окончание строительства: 1547 год
Архитектор: неизвестен
Основные достопримечательности: винтовая лестница, архитектура замка
Координаты: 47°36′57.6″N,1°31′1.2″E

На берегах Луары — одной из самых красивых французских рек — раскинулись старинные замки и дворянские усадьбы. Самый величественный из них — замок Шамбор — возвышается посреди густого леса, богатого дичью.

Как и в эпоху Возрождения, до сих пор здесь охотятся представители местной элиты.Изначально Шамбор строился королём Франциском I в качестве охотничьей резиденции. Находившаяся на месте Шамбора небольшая укреплённая крепость была снесена, а на освободившемся участке начали возводить сооружение, которое воплотило бы в себе черты ренессанса и традиционной французской архитектуры.

Центральный, северо-западный фасад замка

Кроме того, Франциск I хотел быть поближе к своей возлюбленной — графине Клод де Тури, которая проживала с мужем неподалёку, а также стремился произвести впечатление на своего соперника — Карла V, могущественного императора Священной Римской империи.

Для реализации замысла Франциск I пригласил во Францию Леонардо да Винчи. В 1517 году великий итальянец приступил к работе, но в 1519 году, за несколько месяцев до начала строительства умер, так и не успев осуществить проект.

Замок Шамбор с высоты птичьего полёта

18 тысяч рабочих трудились над возведением охотничьей резиденции — осушали болота, на глубину 12 метров забивали дубовые сваи фундамента, доставляли каменные блоки. Король не дожил до финала, и к 1547 году Шамбор достроили его наследники. На протяжении столетий Шамбор переходил из рук в руки.

В 1670 году в его стенах Жан Батист Мольер поставил для Людовика XIV спектакль по мотивам своей знаменитой пьесы «Мещанин во дворянстве». Известно, что в 1750–х годах Людовик XV предоставил замок в распоряжение графа Сен-Жермена для занятий алхимическими опытами.

Юго-восточный фасад замка

Лишь в 1930 году французское государство выкупило Шамбор у тогдашнего владельца Элии Бурбонского за 11 млн. франков золотом.

Шамбор — замок поистине королевского размаха

Сегодня Шамбор гол и внушителен. Его интерьеры почти пусты, а ценители антикварной мебели и рыцарских доспехов будут слегка разочарованы. Впрочем, в Шамборе есть несколько залов, сохранивших средневековое убранство.

Винтовая лестница

В замке открыт Музей охоты и природы, где представлены охотничьи трофеи, оружие, живописные полотна и прочие предметы искусства, посвящённые охоте. Но главное достоинство Шамбора — это его архитектура, гармонично вписанная в ландшафт.

Многочисленные шпили и башни, сгруппированные на крыше, издали напоминают игрушечный городок. Весь замок изрезан каменным кружевом и узорами из кровельного сланца. В центре высится мощная башня-донжон, а по бокам — грозные башни-стражи. «Изюминкой» Шамбора является винтовая лестница, к созданию которой приложил руку Леонардо да Винчи.

Вид на замок Шамбор

Выполненная в виде двойной спирали, она позволяет посетителям подняться наверх, не заметив друг друга. Своды лестницы украшены скульптурными саламандрами, а её вершину венчает терраса-беседка, с которой открываются изумительные виды на островерхую ажурную кровлю замка. Цифры красноречиво говорят о королевском размахе Шамбора: в нём 440 комнат и 365 каминов (по количеству дней в году), обогревающих опочивальни. 77 лестниц образуют сложный, запутанный лабиринт.

Двойная, винтовая лестница в центре замка

Площадь парка (5440 га), окружающего замок, равна половине площади Парижа (10 540 га). Наверное, поэтому Карл V так был поражён величием Шамбора, что назвал его «сосредоточием всего самого прекрасного, на что способен творческий гений».

>Замки Луары

Рейтинг достопримечательности

>Замок Шамбор

Замок Шамбор (Château de Chambord)

Замок Шамбор — второй по посещаемости дворец во Франции, после Версаля. Замок расположен на изгибе реки Коссон – небольшого притока Бёврон, впадающей в Луару, в 6 км от левого берега Луары и в 14 км к востоку от города Блуа. Шамбор строился с 1519 по 1547 год, по приказу короля Франциска I, который хотел жить недалеко от дамы сердца – графини Тури. Архитектором был сам Леонардо да Винчи, который на протяжении 2 лет готовил проект дворца, однако смерть великого творца в 1519 году оставила короля без одного из лучших умов своего времени. Поместье Шамбор состоит из двух частей: самого замка и окружающего его парка-заповедника площадью 100 га, по которому приятно прогуляться или покататься на велосипеде. Самым известным элементом архитектуры замка Шамбор является двойная лестница – наследие Леонардо да Винчи. Лестница образована двумя спиралями таким образом, что спускающиеся и поднимающиеся люди могли избежать личной встречи. В замке Шамбор также стоит подняться на смотровую площадку, чтобы оценить размеры усадьбы, и посетить очаровательную часовню.

Château de Chambord (Замок Шамбор) — один из самых великолепных замков во Франции и крупнейший замок в Долине Луары. Расположенный в самом большом в Европе огороженном лесистом парке, Chambord представляет из себя жемчужину архитектуры эпохи Ренессанса. Он был построен для короля Франциска I в виде охотничьего имения, а также чтобы он мог быть поближе к своей любовнице. Это один из самых узнаваемых замков в мире благодаря своей отчетливой французской ренессансной архитектуре, которая представляет из себя смесь традиционных для Франции средневековых элеменетов с чистой Ренессансной структурой.

История замка Шамбор:

Замок Шамбор был построен по приказу приказу молодого короля Франциска I, окрыленного победой в битве при Мариньяно. Замок задумывался как постоянная резиденция французского монарха, символ королевской власти, который с удовольствием показывали послам и правителям другим государств. Этот замок — редкий пример архитектуры, дошедший до нас практически в первозданном виде.

Строительство замка Шамбор

Работы по строительству начались в 1519 году, на месте снесенного старого замка графов Блуа, но так и не были до конца завершены при жизни Франциска I. Строительство временно приостановилось после поражения Франциска I в битве при Павии против его испанского соперника Карла V и последующего пленения французского монарха в Мадриде. Возобновились работы в 1526 году, тогда же король подкорректировал план замка: к центральному донжону были добавлены два боковых крыла, в одном из которых планировалось разместить королевские покои.

Донжон был завершен в 1539 году, а королевское восточное крыло достроили в 1544 году. В 1545 году к королевскому крылу добавили наружный ход и двойную винтовую лестницу.

В декабре 1539 года Франциск пригласил Карла V, притехавшего с визитом во Францию, посетить свой новый замок. Императору был оказан роскошный прием, и он, преисполненный восхищением от увиденного, назвал донжон Шамбора «сосредоточием всего , на что способен человеческий гений».

Франциск I внимательно следил за ходом строительства в период своего правления, но прожил в замке всего лишь несколько дней. К моменту смерти Франциска I в 1547 году замок так и не был полностью достроен.

Дальнейшее стрительство в западном крыле возобновилось при короле Генрихе II, но вновь приостановилось в связи с его смертью в 1559 г. Долгое время французские монархи не интересовались Шамбором, крайне редко приезжая сюда. Строительство этого шедевра завершилось только при Короле-Солнце, Людовике XIV, который неоднократно останавливался в замке со своими придворными. Обычно его поездки сопровождались охотой и пышными увеселительными мероприятиями.

Королевская резиденция

В 1669 и 1670 годах монарха в его поездке в Шамбор сопровождал Мольер, организовавший в замке первые постановки двух своих пьес – «Господин де Пурсоньяк» и «Мещанин во дворянстве»,– которые с успехом прошли на сцене временного театра, устроенной в вестибюле второго этажа донжона.

При Людовике XV замок Шамбор перестал быть королевской резиленцией, с 1730 по 1733 год в нем проживал его тесть, свергнутый польский король, Станислав Лещинский, а позже замок был передан в качестве компенсации за свою победу в битве при Фонтенуа (1745 г.) маршалу Морицу Саксонскому. Маршал провел здесь последние два года своей жизни, занимаясь обустройством замка и создание французского сада на северной и восточной стороне замка.

Во время Французской революции замок разграбили, но все-таки не разрушили. Долгое время он находился в запустении, пока Наполеон не передал его в дар маршалу Бертье в благодарность за верную службу в 1809 г. Замок Шамбор и окружающее его имение тогда переименовали «Княжество Ваграмское» по названию места сражения, в котором маршал одержал победу. Правда, сам Бертье пробыл здесь совсем недолго. После смерти маршала его вдова немедленно продала этот огромный замковый комплекс, находящийся в запустении.

Графы Шамборские

В 1821 году замок перешел в руки герцогу Бордо, внуку короля Карла Х, но в ходе бурной политической жизни Франции он оказался в ссылке, не успев пожит в Шамборе. Первый его визит — в качества графа Шамборского — случился лишь в 1871 году и продлился только три дня. В ходе его пребывания в замке им был составлен знаменитый «Манифест», в котором он призывал к отказу от трехцветного флага и восстановлению монархии. Даже на расстоянии граф Шамборский пытался поддержать порядок в замке, он назначил управляющего и занялся реставрацией замка, в том числе открыл его для публики. В 1883 году после смерти графа замок Шамбер перешел по наследству герцогам Бурбон-Пармским, его племянникам.

Однако герцоги Бурбон-Пармские были гражданами Австрии, в 1915 году государством был наложен секвестр на владение Шамбора. А в 1930 году Château de Chambord по праву преимущественной покупки он был выкуплен государством. Власти снесли мансарды нижнего пояса укреплений, пристроенных при Людовике XIV, вернув тем самым замку первоначальный облик эпохи Ренессанса.

Замок Шамбор был внесен в первый список исторический памятников уже в 1840 году.

Архитектура замка Шамбор:

Замок Шамбор — это искусное сочетание традиционных элементов французского Средневековья и итальянского Ренессанса. От Средневековья в замке присутствует массивный донжон, обрамленный башнями, с наружным ходом и нижним поясом укреплений, ров с водой и готическая форма шпилей. Но центрированный план замка, двойная спиральная лестница, симметричность построек, геометрическая и декоративная лаконичность фасадов, кесонные своды на третьем этаже и отделка проемов уже соответствуют новому тогда стилю Ренессанс.

Автор этого уникального проекта неизвестен. Выдвигались разные теории, включая сотрудничество мастеров Франции и Италии. В начале XX века впервые была озвучена идея возможного посредничества Леонарда да Винчи: характерными для великого гения эпохи были центрированный донжон, лестница с двойной спиралью и изолированные террасы, а также система канализации с двойной ямой сливания и отдущиной, однако Леонардо умер в 1519 году, так что мог быть только идейным вдохновителем, но сам участвовать в проекте не мог.

Интерьер замка Шамбор:

Крестообразный план также разграничивает четыре жилых пространства донжона, абсолютно идентичных на каждом этаже. Отличаются только два противоположных крыла: восточное «королевское» крыло и западное крыло с часовней. В эти части замка можно попасть из внутреннего двора по сквозным угловым лестницам или через верхние галереи.

Таким образом, ваш маршрут может включать посещение трех этажей донжона (двигайтесь вверх по большой центральной лестнице) и крыльев замка, а также осмотр галерей, которые соединяют два крыла замка с донжоном. С террас замка открывается прекрасный панорамный вид на корестности Шамбора.

Покои Франциска I

На втором этаже королевского крыла можно увидеть покои Франциска I: спальню, несколько отдельных примыкающих к ней кабинетов (гардеробная, рабочий кабинет) и ораторий, в котором особого внимания заслуживает сводчатый кессонный резной потолок. В этом крыле также находится большой старинный зал, именуемый «Советным», который в XVII веке был разделен на несколько помещений Гастоном Орлеанским, решившим переоборудовать его под свое жилище.

Своды

На третьем этаже донжона можно посмотреть еще один пример уникального декора замка: каждую из опор венчает внушительный кассетный свод в виде опущенной арки, украшенной эмблемами Франциска I. На ней изображены монограмма «F», саламандры, выпускающие струи воды для тушения «злого огня» и глотающие воду для поддержания «доброго огня», а также витые пояса с узлами. Повторяющиеся сотни раз, эти объемные символы свидетельствуют о желании монарха обозначить собственную власть с помощью эмблем, нанесенных на потолок донжона. Эти мощные своды выдерживают вес мощеных террас, расположенных на верхнем уровне. Они также оснащены замысловатой системой отвода дождевой воды.

XVIII век

Во многих покоях замка Шамбор сохранился интерьер 18-го века, когда здесь жили родственнико короля Людовика XV и гувернеры (парадная комната маршала Саксонского, покои принцев Конти, лавровые покои, комната гувернеров). Уют в этот период создавали за счет низких потолков, обитых тканью, изыщными паркетными полами, стенами, обшитыми деревом. Большие залы разделили деревянными перегородкампи на отдельные комнаты — спальни, кабинеты, ванные комнаты… Тогда же в замок привезли роскошую мебель.

Шамбор – французский замок, расположенный в коммуне Шамбор департамента Луар-е-Шер (Loir-et-Cher) в регионе Центр – Долина Луары. Построен в окружении самого большого закрытого лесного парка Европы (около 50 квадратных км, огороженных стеной длиной 32 км). Это самый большой из замков Луары. Его сад и парк для охоты являются историческими памятниками.

История замка Шамбор

Первоначально эта земля принадлежала графам де Блуа. Здесь они построили феодальный замок, который в 1397 г. вместе со всеми графскими владениями перешел герцогам Орлеанским. В 1498 г. Луи Орлеанский стал королем Франции Людовиком XII, и земля вместе с маленьким укрепленным замком оказались во владениях французского королевского дома. Замок, который мы видим сейчас, был построен в 16 в. под непосредственным руководством французского короля Франциска I.

В 1516 г. Франциск I, король Франции с 1515 г., одержал блестящую победу над миланским герцогом у города Мариньяно. Там, в Италии, молодой король увидел произведения итальянского Возрождения, был впечатлен ими и решил способствовать распространению идей Ренессанса у себя на родине. Там же Франциск познакомился с великим Леонардо да Винчи, предложил ему переехать во Францию, и с тех пор до самой смерти Леонардо был придворным архитектором короля.

Под впечатлением от своей победы Франциск захотел увековечить успех строительством замка посреди изобилующего дичью леса Шамбор. Замысел короля заключался в том, чтобы построить с учетом новейших изысканий гуманистов и архитекторов новый город Роморантэн, который стал бы новой столицей государства, и большой замок в неоплатоновском стиле в Шамборе. В частности, проект основывался на разработанных Альберти принципах архитектуры Ренессанса: геометрии, математических расчетах и ритмичности.

Официальная дата рождения Шамбора – 6 сентября 1519 г. С того дня в Шамборе разворачивается масштабная стройка. Сначала замок должен был стать просто охотничьей резиденцией: примитивный план предлагал только донжон посреди огороженной прямоугольной крепостной стеной площади. Донжон по плану на каждом этаже украшался 4 круглыми башнями и 4 залами, образующими крест. Это новое «чудо света» должно было увековечить имя создателя – Франциска I, «принца-архитектора». Развитие планов не сохранилось в архивах, но, возможно, Леонардо да Винчи, обустроившийся неподалеку в Амбуазе в конце 1516 г., принимал в них участие, так же как и архитектор Доменико Барнаби да Кортона.

Строительство началось с разрушения множества построек, среди которых старый замок графов де Блуа и городская церковь, и возведения фундамента квадратного донжона, окруженного 4 башнями. В 1526 г. король изменяет свой план, присоединив к первоначальному донжону два боковых крыла, в одном из которых должны были находиться его покои. На стройке работало 1800 рабочих.

Донжон был уже закончен, когда в 1539 г. замок посетил император Св. Римской империи Карл Кэн, большой соперник Франциска. Для императорского кортежа устроили бал, залы замка были украшены цветами.

Королевское крыло было завершено в 1544 г. Внешняя галерея с аркадами и спиральной лестницей пристроены к 1545 г. Франциск умер в 1547 г., проведя в замке в общей сложности 72 дня.

Работы по постройке крыла с часовней продолжились при правлении Генриха II, но были прерваны после его смерти в 1559 г. В последующий период королевское присутствие в замке становилось все более редким, хотя здание продолжало вызывать восторги его посетителей. Косметические работы были предприняты в 1566 г. Карлом IX, но Шамбор уже не представлял интереса для двора, т.к. был слишком удален от мест его обычного пребывания в ту эпоху. Генрих III, Генрих IV там не бывали. Людовик XIII останавливался в замке лишь 2 раза.

С 1639 г. замок занят сосланным братом короля Гастоном Орлеанским. Он получил в удел графство Блуа в 1626 г. и предпринял реставрационные работы в замке и обустройство парковой зоны. Но часовня до тех пор оставалась без крыши.

Шамбор был достроен лишь при правлении Людовика XIV. Король-Солнце понял символический смысл Шамбора – символ могущества королевской власти в камне и во времени. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар в 1680-1686 гг. заканчивает западное крыло, часовню, нижнюю крепостную стену с помещениями для проживания прислуги. Людовик XIV несколько раз был в Шамборе, иногда в сопровождении трупы Мольера, которая давала в замке представления. Но после появления Версаля Людовик в Шамбор больше не приезжает.

Король Людовик XV размещает в замке своего тестя, Станисласа Лещинского, польского короля, бывшего в изгнании в 1725 – 1733 гг. После его отъезда Шамборский замок остается необитаемым в течение нескольких лет, пока, наконец, в 1745 г. Людовик XV не отдает его в управление маршалу Саксонскому. Маршал строит там казармы для своего полка и живет в нем до самой смерти в 1750 г. Череда управляющих проходит через замок затем.

Во время Французской революции жители соседних деревень грабят замок и его владения: срубаются деревья, уничтожаются животные, в садах пасут скот. Грабеж достигает таких масштабов, что правительство отправляет армию для восстановления порядка. В 1792 г. революционное правительство продает уцелевшую мебель.

При Наполеоне в замок отправляется генерал Ожро, который восстанавливает ограду, запирает ворота в парк, чтобы хоть как-то спасти владения. Сам император решает открыть в замке школу для девочек, но это намерение не воплощается в жизнь. В 1809 г. владение передается маршалу Луи-Александру Бертье, принцу Нёшательскому и Ваграмскому за его заслуги перед императором. Бертье приезжает в замок только один раз – на охоту. После смерти маршала владения выставлены на продажу. Его покупает государство, чтобы подарить внучатому племяннику Людовика XVIII, молодому Генриху д’Артуа, герцогу Бордо. Позднее он получит имя «графа Шамборского». Сменяющиеся режимы Июльской монархии, Второй империи не позволяют Генриху жить на родине, но он внимательно относится к поддержанию в порядке своего замка и парка, следя за владением через управляющего и тратя немалые деньги на ремонт, реставрацию зданий и благоустройство охотничьих угодий. Замок официально открывается публике. Во время франко-прусской войны в нем располагается военный госпиталь, а в 1871 г. его кратко посещает хозяин – «граф Шамборский». Именно в нем он составляет манифест-обращение к французам с призывом восстановить монархию. После его смерти в 1883 г. замок по наследству переходит его племянникам – принцам Бурбонским-Пармским.

В первую мировую войну владение Шамбор попадает под арест. В 1930 г. французское государство покупает его у принца Эли Бурбонского. Замок передается в государственное управление.

В начале Второй мировой войны замок становится центром по хранению сокровищ национальных музеев Парижа и севера Франции, перевезенных сюда с целью спасения от немецких бомбардировок. Сама Джоконда провела в Шамборе несколько месяцев.

В 1947 г. начинается долгая история по реконструкции замка и его парков.

В 1981 г. владение включено в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Шамбора

Спроектирован по средневековой модели крепостей с поясом укреплений и толстыми угловыми башнями, замок задуман в готическом стиле (верхние части – дымоходы и башенки – устремлены ввысь), но обладает специфичным очертанием, благодаря которому становится шедевром архитектуры Возрождения. 156 метров фасада, 56 м в высоту, донжон в 44 м, 426 комнаты, 77 лестниц, 282 дымохода и 800 скульптурных капителей. Многие архитекторы приняли участие в строительстве Шамбора, но не осталось никаких документов о первых архитекторах, кроме упоминания имени Франциска I, который лично участвовал в разработке планов строительства. Возможно, в работу был включен сам Леонардо да Винчи, который в то время был придворным архитектором; он умер через несколько месяцев после начала строительства. Среди его рисунков нашли изображения присутствующих в замке двойных винтовых лестниц и структуры в виде греческого креста – два основных элемента первоначального проекта замка. Возможно также, что ассистент да Винчи, Доминик де Кортон, также участвовал в строительстве.

Строительство Шамбора стало одним из самых значительных в эпоху Ренессанса. Центральный план замка состоит из квадрата в форме греческого креста, характерного для большинства итальянских церквей того времени. Однако в ту эпоху он еще редко применялся для строительства нерелигиозных зданий. Эта центральная часть стала называться донжоном, хотя никогда не имела назначения защитного сооружения. Франциск I по ходу строительства добавил два крыла и крепостную стену, ориентируясь на модель средневековых крепостей. Особенностью Шамбора стала строгая ориентация диагоналей донжона по осям север-юг и восток-запад; его башни расположены строго по 4 сторонам света.

Аномалия в симметрии плана донжона долгое время вызывала споры ученых. Считалось, что она стала результатом ошибок при строительстве. Однако археологические изыскания в начале XXI в. показали, что эти аномалии были спроектированы изначально: проект сразу был с асимметричным фасадом, но с центральной симметрией вокруг большой лестницы в виде крыльев мельницы. Вполне возможно, что в этом спиралевидном здании должна была быть центральная лестница с четырьмя крыльями. Леонардо да Винчи работал над водными турбинами, и этот динамичный план, революционный для того времени, мог бы быть его детищем и первым проектом Шамбора. Археологические изыскания показали, что после окончания работ над фундаментом донжона от первоначального плана отказались в пользу строительства крыльев здания и крепостной стены.

Внутри донжона располагаются пять жилых уровней. На каждом уровне находятся 4 квадратных покоев и 4 – в круглых башнях. Между покоями — четыре коридора, идущие от 4 сторон света к двойной винтовой лестнице в центре. В западном крыле обустроена часовня, ее вход находится на востоке. Для того времени такое расположение часовни было нетипичным, т.к., чтобы показать, что король обладает духовной властью в своем королевстве, он должен был бы разместить часовню ближе к Иерусалиму, т.е. в восточном крыле.

В центре здания находится двойная винтовая лестница, похожая на два переплетенных ствола , символизирующих дерево жизни в Средние века. Два человека, которые идут по двум пролетам лестницы, могут видеть друг друга через отверстия, но не могут встретиться. На каждом этаже лестница выходит в 4 вестибюля, образующих крест. Наверху лестница приводит на большую террасу (также изобретение Леонардо), которая идет вокруг донжона, и с нее открывается вид на монументальные дымоходы. Над лестницей возвышается башня-фонарь, хорошо видимая снаружи и похожая на колокольню часовни.

Третий этаж замечателен своими четырьмя залами, в которых сохранились следы первоначальных позолоты и живописи. В каждом зале кессонный потолок из 80 скульптурных ячеек с символами королевской власти: саламандр, иногда окруженных факелами в форме лилий, монограммы » F » с короной. Саламандры Шамбора иллюстрируют девиз Франциска I nutrisco et extinguo (Я вскормлюсь благим огнем и потушу огонь плохой).

Башня-фонарь возвышается на 32 м и превосходит все дымоходы Шамбора. На ее вершине находится флер де лис (геральдическая лилия) – символ французской монархии. Террасы окружены башенками, потолочными окнами, инкрустированными мозаикой из туфа и сланца. Башни, башенки, ложные колокольни и потолочные окна украшены медальонами, ромбами, квадратами, полукругами и треугольниками из сланца, похожими на инкрустации из черного мрамора в Шартрёз де Пави, где Франциск I находился во время плена.

Основной материал, использованный при строительстве замка, — белый туф.

Leave a Comment