Замок Тоомпеа Таллин

Замок Тоомпеа

Замок Тоомпеа – одно из самых известных сооружений в Эстонии. Он был построен в XIII веке на фундаменте развалин городища Тоомпеа. Замок величественно возвышается над Таллином на просторном 50-метровом холме. Согласно древней легенде этот холм образовался из огромных камней, которые жена великана Калева приносила на его могилу в знак скорби о любимом супруге.

Замок Тоомпеа всегда был самым главным зданием в городе, не зависимо от того, кто правил в стране. Своей резиденцией его делали предводители эстов, датские и шведские короли, немецкие правители и русские императоры. В наши дни здесь заседают главные люди Эстонской республики – парламент Рийгикогу.

Особенности замка Тоомпеа

Нужно сказать, что время и история к замку Тоомпеа в Таллине были весьма благосклонны. Его обошли стороной городские пожары, разрушительные войны и бунтарские восстания. Наоборот, каждый из владельцев замка старался сделать его еще лучше и величественней. Поэтому здание то и дело перестаивалось, дополнялось новыми архитектурными элементами и живописным экстерьером под руководством лучших зодчих и художников.

Таким образом, невзрачная крепость, построенная из местного плитняка более 800 лет назад, сегодня представляет собой уникальный памятник архитектуры и ценный объект национального наследия. Замок Тоомпеа в Эстонии – удивительный пример необычайно гармоничного сочетания множества художественно-архитектурных стилей. Средневековые элементы крепости демонстрируют образцы оборонительного зодчества. Их дополняют сооружения из тесаного камня периода ренессанса. В XVIII веке суровое готическое здание было украшено богатым фасадом в стиле барокко. А новое время сделало замок еще более элегантным за счет добавления в архитектурную композицию ноток экспрессионизма.

Кроме необычной мозаики стилей, замок Тоомпеа еще славится еще своими башнями, которые построили рыцари Ливонского ордена для лучшей защиты крепости. Их сохранилось три:

  • юго-западная башня «Длинный Герман»;
  • круглая башня «Ландскроне»;
  • небольшая башня на северо-западе «Пильштикер».

На юго-востоке раньше была еще одна башня, построенная в виде восьмигранника, – «Штюр ден Кер», но ее снесли при строительстве губернаторского здания в XVIII веке.

Каждое утро на башне «Длинный Герман» торжественно поднимают эстонский флаг под звуки национального гимна.

Экскурсионные программы

Хотите воочию увидеть, как вершится история Эстонской республики? В замке Тоомпеа можно посетить заседание Рийгикогу. Чтобы попасть в парламент, нужно зайти через левый вестибюль и обратиться к сотруднику службы охраны. Пропуски выдаются только после прохождения предварительной регистрации и наличии документов, удостоверяющих личность. Туристы допускаются только на открытые заседания Рийгикогу.

Если вы оказались в Таллине в среду, обязательно посетите замок Тоомпеа. В 13:00 здесь проводится Инфочас, на который также открыт доступ гостям города. В рамках данного собрания министры Правительства Республики отвечают на вопросы представителей Рийгикогу.

Замок Тоомпеа в Эстонии – очень популярное место среди туристов. В прошлом году его посетило более 28 000 человек. В будние дни здесь можно заказать одну из экскурсий:

  • индивидуальная обзорная экскурсия (45 минут);
  • экскурсия для групп до 35 человек «Замок Тоомпеа и работа Рийгикогу» с упором на историю и архитектуру замка (40-60 минут);
  • образовательная экскурсия для учащихся старших классов «Парламентаризм в Эстонии», ориентация на политические аспекты и механизм работы Рийгикогу (40-45 минут);
  • сокращенная экскурсия «Полчаса в Рийгикогу» – обзор основных достопримечательностей замка и принципов работы эстонского парламента;
  • детская экскурсия, проводящаяся в игровой форме только по понедельникам и пятницам (50-60 минут).

Все экскурсии проводятся на трех языках: английском, русском и эстонском.

День открытых дверей в замке Тоомпеа

Ежегодно 23 апреля все гости Таллина могут посетить замок Тоомпеа в день открытых дверей. Дата выбрана не случайно. Именно в этот весенний день в 1919 году состоялось первое заседание Учредительного Собрания, которое положило начало законодательному праву современной Эстонии.

Каждый год программа дня отличается.

Ревельская крепость в Таллине

Кроме традиционных экскурсий по замку и парламентским помещениям, гостей ждет множество увлекательных мероприятий: выставок, мастер-классов, фестивалей, киносеансов. Организовывается специальная развлекательная программа для детей, приглашаются известные деятели культуры. Завершается день открытых дверей в замке Тоомпеа праздничным концертом.

Что еще можно посмотреть в замке?

Хотите еще глубже погрузиться в атмосферу главного парламентского центра страны? Можете посетить следующие локации в замке, в которые открыт доступ для туристов:

  • архив Рийгикогу – здесь хранятся представительские и законодательные эстонские архивы за последние 25 лет, все их можно посмотреть, за исключением государственно важных документов (находится в Доме комендантов, открыт по будням);
  • читальный зал – пройдя несложную регистрацию, можно пользоваться библиотечным фондом, в котором собраны главные национальные справочники и публикации по государственному управлению и законотворчеству, а также литература по истории, праву, философии, экономике, политологии и психологии (расположен в помещении L 177, работает с понедельника по пятницу);
  • парламентский магазин – в ассортименте представлен широкий выбор сувениров и памятных подарков с символикой Рийгикогу (открыт ежедневно летом, в остальное время закрыт по воскресеньям, находится на Тоом-Кооли 3).

Также в замке Тоомпеа по будням с 10:00 до 16:00 в художественном зале можно посмотреть различные выставки. Каждые 45 дней экспозиции меняются. Здесь выставляются фотографии, картины, скульптуры, предметы прикладного искусства, дизайнерские украшения/одежда/аксессуары, и видеоинсталляции.

Как добраться?

Замок Тоомпеа находится в Таллине на Lossi Plats 1a. К нему можно подняться из Старого города по известным улочкам: Lühike jalg (Короткая нога) и Pikk jalg (Длинная нога). Эстонцы в шутку говорят, что Таллин – хромой старик, так как у него одна нога короче другой.

  • Адрес: Lossi plats 1a, 15165 Tallinn, Эстония;
  • Телефон: +372 631 6331;
  • Сайт: riigikogu.ee;
  • Построен: в 1767-1773 гг.

Таллин — достопримечательности:Все достопримечательности Таллин

Все места

МОРСКАЯ КРЕПОСТЬ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

После Русско-японской войны боеспособность российского флота была подорвана.  Балтийский флот не мог на равных тягатся с набиравшим сылу германским флотом.  Понимая, что в будущем  вражеский флот может угрожать с моря Санкт-Петербургу, командованием было принято решение о строительстве  оборонительных сооружений  для защиты береговой линии и акватории Финского залива. Новая стратегия предполагала возложить основную функцию борьбы с кораблями противника не на флот, а на береговую артиллерию и на минные заграждения.

Наиболее подходящим районом для строительства укреплений, получивших название –морская крепость Императора Петра Великого, была позиция на линии Ревель (Эстляндия)-Поркалауд (Финляндия). В этом месте растояние между берегами Финского залива сужалось до 35 км. Это позволяло использовать крупнокалиберную артиллерию расположенную на противоположных берегах , которая могла простреливать этот район, не давая вражеским кораблям прорваться  вглубь залива. В число оборонительных сооружений входило строительство военного порта в Ревеле(Таллинн), возведение морских и противовоздушных батарей, складов, арсеналов, новых путей сообщений на берегах Финского залива. Ревель должен был стать оперативной базой Балтийского флота. В шхерах Або и в проливе Моонзунд (совр. Вяйнамери-пролив отделяющий эстонские острова Эзель(Сааремаа), Даго(Хииюмаа), Моон(Муху) от материка), предполагалось оборудовать базы для подводных лодок и миноносцев.

Рис.1.  План Финского залива и восточной части Балтийского моря(ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).

Согласно проекту, основные береговые батареи должны были располагаться на островах Нарген (Найсаар) и Макилото( Мякилуото).  Чтобы закрыть западный проход к Ревелю, на полуострове Суроп(Суурупи) предполагалось возвести батарею из четырех 356-мм орудий, в задачу которых входил также обстрел бухты Балтийского порта (Палдиски). В центральной части Финского залива планировалось поставить минные заграждения, которые попадали под перекрестеый огонь батарей островов Нарген и Макилото. Для дополнительной защиты Ревельского рейда служили батареи 152 и 120-мм орудий на острове Нарген , п-ове Вимс (Виимси) и Суроп.  Если все-таки  неприятельские корабли сумеют прорваться через центр Ревель-Поркалаудской позиции, то они попали бы под огонь батареи острова Вульф (Аэгна).   Балтийский флот должен был маневрировать восточнее Ревель-Поркалаудской позиции и огнем крупнокалиберной артиллерии поддерживать свои батареи.  Таким образом, в сучае наступления вражеского флота на Санкт-Петербург, он бы попал в жернова береговых батарей и минных заграждений, а его остатки должны были уничтожить корабли Балтийского флота.

Рис. 2.План обороны Ревель-Поркалаудской позиции (ист.http://battal.ee/istoria.html Береговые батареи Таллинна).(картинка увеличивается).

Воплощение в жизнь такого масштабного для того времени проекта началось в 1912 году.
Одними из первых начали возводитть позиции на острове Нарген. Еще с петровских времен на острове, для защиты Ревелской гавани, на южном берегу был  построен шанец с пятью бастионами.  Однако в последствии  эти укрепления были заброшены и пришли в упадок.

В 1912 году на острове Нарген еще проживали рыбаки. В ходе строительства  железной дороги для перевозки крупных частей башенных установок, командование пришло к выводу, что гражданскому населению  не место на острове, и оно было переселено на материк.

Рис.3. План расположения батарей на о-ве Нарген. (ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).

На острове Макилото строительство укреплений продвигалось медленно. В отличае от острова Нарген, Макилото состоял из скальных пород, поэтому для рытья катлованов здесь использовали взрывчатку.

Рис.4. План расположения батарей на о-ве Макилото(ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).

В силу того, что строительством руководили сухопутные артиллеристы, они выбирали места для расположения батарей исходя из наилудшего обзора и угла обстрела, не заботясь о маскировке. В результате часть батарей была расположена слишком близко к кромке воды, что делало их уязвимыми для корабельной артиллерии противника.

Закончить строительство морской цитадели помешала Первая мировая война.  Так как Ревель не был еще достаточно укреплен, основная часть Балтийского флота базировалась в Гельсингфорсе(Хельсинки). Для защиты этой базы от высадки десанта, было принято решение о строительстве оборонительных позиций на островах Оландского архипелага. Согласно Оландской конвенции,  подписанной в 1856 году, после поражения России в Крымской войне, России запрещалось строить военные сооружения на Оландских островах. Первая мировая война заставила Россию нарушить конвенцию. Франция и Англия, сражавшиеся с Россией теперь на одной стороне, закрыли на это глаза.

Рис.5 Або-Оландская позиция (ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).

Рис.6. Схема батареи (ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).

Командование понимало, что основные позиции  крепости Петра Великого, расположенные вокруг Ревеля, необходимо было обезопасить с суши.  Для этого был разработан проект, согласно которому сухопутный фронт крепости проходил в среднем на расстоянии 19-20 км от Ревеля и имел протяжение по обводу около 48 км.  Строительство сухопутных  укреплений началось в 1913 году. Вступление России в войну сказалось на ходе строительства.  По начальному проекту работы по сооружению долговременных бетонных сооруженм были  остоновлены и все силы были брошены на строительство временных полевых позиций.  Во время строительства крепости Петра Велиеого сухопутным позициям придавалось второстепенное значение , что впоследствии оказалось ошибкой.

Рис.7.

Кто основал город Таллин у него вроде раньше другое название было?

Сухопутный фронт крепости Императора Петра Великого (ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).(картинка увеличивается)

Частью цитадели стала летная дружина морской авиации которая базировалась в Ревеле. В 1914 году начальник Главного штаба морского флота представил министру проект летной гавани для самолетов, в котором рекомендовал построить в Ревеле сооружение для спуска на воду самолетов-амфибий и защитный мол. 5 июля 1916 года было официально начато строительство Летной гавани (в настоящее время на территории Летной гавани действует музей www.lennusadam.eu).

Рис.8. 305/52 береговая башенная установка (ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).

В ходе военных действий стало ясно, что германский флот не будет прорываться в Финский залив. Немецкое командование сделало ставку на сухопутные силы, которые длжны были прорваться к Ревелю.  Для того чтобы не дать германскому флоту пройти в Рижский залив и поддержать сухопутные силы с фланга , было принято решение о строительстве батарей для защиты Моонзунда.  Самый крупный остров моонзундского архипелага- остров Эзель(Сааремаа). В южной части острова находиться полуостров  Сворбе(Сырве), который вытянулся в направлении латвийского берега. На самой оконечности полуострова  расположен мыс Церель (Сяяре). Между мысом и материком лежит Ирбенский пролив, отделявший Рижский залив от Балтийского моря. В 1914 году началось строительство  батарей на островах Моонзунского архипелага.
Для того чтобы не допустить прорыва немецких кораблей в Рижский залив, в Ирбенском проливе были поставлены минные загрождения.

Рис.9 Моонзундская оборонительная позиция. (ист. Л.И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого»).

В октябре 1916 года начались работы на самой важной и известной батарее Моонзундской позиции.  Батарея № 43 располагалась у мыса Церель. В ее задачу входила защита Ирбенского пролива.  Первая 305-мм орудийная установка из четырех была готова уже в марте 1917. Но в это время немцы затеяли углубление пролива под самым Курляндским берегом, чтобы обойти батарею. Конструкторам было задание срочно увеличить предельный угол возвышения орудия до 40 градусов. В результате дальность стрельбы была  увеличена до 152 кб. и захватывала не только фарватер, но и сам берег (Л.И.Амирханов 1995).

Готовый батарейный комплекс мыса Церель состоял из четырех открытых позиций 305-мм орудий и двух бронированных капониров. Для снабжения батареи между ней и пристанью Менто была проложена 4,5-километровая узкоколейная железнодорожная ветка. Каждая береговая артиллерийская установка представляла собой внушительное сооружение со стволом пушки длиной 16 метров и весом более 50 тонн. При этом высота установки составляла 6 метров, общий вес — более 120 тонн. Каждую установку обслуживала команда в составе более 120 человек. При этом только вес снаряда составлял 470 кг. Снаряд поднимался на линию подачи ручной лебедкой, и далее 6 человек пробойником досылали его в ствол. Так же вручную досылались и пороховые заряды весом 132 кг. Фугасный снаряд образца 1911 года нес 60 кг взрывчатого вещества, имел начальную скорость 800 м/сек и дальность полета 28  км. http://flot.com/history/imperialwarfleet/tserel/).

Рис.10. Береговая артиллерийская установка 305-52-мм батареи №43 у мыса Церель.

Батарея №43 имела ряд существенных недостатков: установки стояли открыто, без какой бы то ни было броневой защиты. В ущерб маскировки, батарея располагалась слишком близко к проливу.

В октябре 1917 года немецкое командование начало операцию «Альбион», в ходе которой немецкому флоту удалось прорваться в Рижский залив и захватить о-ва Моонзундского архипелага.  Батарея Церель была выведена из строя. Батарею №43  и ее командира Николая Бертеньева увековечил в своем романе  «Моонзунд» В. Пикуль.

По мере продвижения немецких частей к Ревелю, оборонительные сооружения крепости Императора Петра Великого  приводились  в негодность. Большинство береговых батарей ,  так и не сделав ниодного выстрела по неприятелю, при отступлении русских войск было взорвано.

На сегодняшний день  сохранившиеся сооружения морской крепости Императора Петра Великого взяты под охрану Эстонского общества по защите памятников.†

  1. И.Амирханов «Морская крепость Императора Петра Великого» С-Петербург 1995.
  2. Интернет портал http://battal.ee/istoria.html  Береговые батареи Таллинна.
  3. Интернет портал  http://flot.com/history/imperialwarfleet/tserel/    Подвиг на Цереле.
  4. http://milind.livejournal.com/37839.html
  5. http://www.lennusadam.eu

  

Leave a Comment