Завод подводных лодок

Завод по ремонту подводных лодок

В Балаклаве находится сверхсекретный завод — музей по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам. Это самый крупный военный объект из рассекреченных на планете — подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний крымский город Балаклава близ Севастополя на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР.

Запись относится к месту:
Балаклава

Прежде чем рассказывать непосредственно об объекте, несколько слов о самой Балаклаве. Когда находишься на набережной этого чудесного города, испытываешь чувство защищенности и уюта, бухта защищена со всех сторон. Здесь почти всегда спокойное море, вода прозрачная и тихая, мирно ютятся шикарные яхты и стоят на стоянке военные корабли:

На фото Балаклавская бухта, чуть выше на холме знаменитая крепость Чембало

Очень сложно представить, что когда-то Балаклава была одним из самых засекреченных мест Советского Союза. Именно здесь была неприступная база советских подводных лодок. Вот как выглядела бухта в те времена:

Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) — сверхсекретный военный объект времен холодной войны. ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации. В настоящее время — самый крупный из всех рассекреченных военных объектов СССР. На фото схема некогда секретного объекта:

Для начала немного истории:

В период после войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожали друг другу ядерными ударами. Нужно было найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки в случае войны и откуда могли нанести ответный ядерный удар. После продолжительных поисков выбор пал на тихую Балаклаву. В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс, так называемый «Объект 825 ГТС», строился 4 года — с 1957 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Сооружение представляло собой объект противоатомной защиты первой категории, включающий в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта подводных лодок, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода. Со стороны бухты — вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 8 до 12 м. Общая площадь помещений завода превышает 5000м. кв., площадь подземной водной поверхности равна 3000м.кв..

Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения.

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подлодок указных проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие.

Имел проект и недостатки. За время строительства на вооружение стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта просто не вмещавшиеся в каналы. При небольшой качке войти на лодке через выпуск на северной стороне горы тоже было невозможно, входили лодки только со стороны бухты. По этой же причине нахождение одновременно более трёх лодок в каналах было проблематично. Зато при спуске воды с сухом доке, рыбу можно было собирать лопатами, не зря, по одной из версий, название города происходит из турецкого и переводится как «рыбный мешок».

Поскольку завод по ремонту подводных лодок являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность. После закрытия в 90-х большая часть комплекса не охранялась и около семи лет разворовывалась. Сейчас часть завода является музеем. Экскурсии стали водить с 2003 года.

На фото ниже место откуда начинается экскурсия. На первом фото мост на пантонах, который приподнимался под огромным давлением, когда внутрь заходили лодки а также вход в тоннель длинной 600 метров. В правой части второго фото виден ботапорт, который наглухо закрывал вход в тоннель и защищал от взрывной волны.

На площадку у входа в музей выкатили огромную торпеду, выглядит массивно и внушительно

Далее мы входим в сам музей подводных лодок. В то время как на улице температура была +32 градуса, внутри примерно +15. Сразу попадаем в зал, откуда можно попасть в минно-торпедную часть и топливное хранилище.Здесь же коридор, ведущий в глубь комплекса. В начале коридора противоударные двери, это специальные заграждения из двух мощных стальных створок, каждая часть весит 10 тонн, далее шлюзовая камера. В случае ядерного взрыва ворота полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. За шлюзовой камерой точно такие же противоударные двери. В шлюзовой камере размещена небольшая экспозиция по второй мировой войне. На втором фото куртка заключенного немецкого концлагеря. На самой стройке объекта труд заключенных не использовался никогда

Далее идем ко второму залу, здесь тоже небольшая экспозиция – якоря, корпус мины, различная техника

На фото ниже выход в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий. Торпеда погружалась на тележку и тщательно проверялась, после чего доставлялась назад в зал, откуда по рельсам доставлялась на погрузочный причал к подводной лодке

Далее по основному коридору идем к сухому доку, где ремонтировались подводные лодки. Внизу под этим коридором нулевой уровень, где были проложены трубы для подачи топлива и воды. Вверху примерно 130 метров скального грунта, мы находимся внутри горы

Пройдя по коридору попадаем в ремонтный док, где непосредственно происходил ремонт лодок

### страница 2

По мосту через канал идем в следующий самый секретный отсек завода — Арсенал. Те, кто работал в остальных отсеках даже не подозревали о том что происходит здесь, т.к. в Арсенале находилось специальное оружие. К отсеку ведет второй коридор, его длина 280 метров. На арсенале работало 200 человек, из них 150 военнослужащие. Они находились в подчинении закрытого специального управления при министерстве обороны Совесткого Союза Снова массивные створки, приводившиеся в движение специальным мотором. Во время работы объекта створки были закрыты, чтобы обеспечить подходящие условия для ядерных ракет- температура от +10 до + 15 градусов и влажность 50-60%

Идем далее по коридору и видим макет подводной лодки проекта 641, дизель-электрической лодки третьего поколения. Модель в масштабе 1:100. Могла нести до 24 торпед, и находится в астономном плавании более 2х месяцев. В период карибского кризиса несли дежурство у берегов Кубы. В настоящий момент осталось только 3 таких лодки, и одна из них в составе украинского флота(лодка “Запорожье”). Главным недостатком является повышенная шумность при движении под водой

Далее по туннелю — видим сложное сплетение вентиляционных труб, а также запасной коридор

Имеется также модель подводной лодки четвертого поколения. Лодка имеет обтекаемую форму благодаря чему легко преодолевает сопротивление воды, в корме имеется особый электромотор на установках, смягчающих вибрацию. Поверх корпуса находится прорезиненное покрытие. Эти лодки очень сложно обнаружить под водой, поэтому в странах НАТО их называют “Черные Дыры”. Данный макет является радиоуправляемой моделью, выполняет около 40 команд, в том числе погружение на малую глубину. Данный макет участвовал в съемках российского фильма “72 метра”. В период холодной войны на таких лодках всерьез предполагалась установка ядерных боевых зарядов на случай боевых действий. Производились эти заряды в закрытой зоне отсека Арсенал

Далее находится вход в закрытую зону Арсенала (специальный сектор завода по ремонту подводных лодок)

На этой территории готовились специальные боевые заряды. На объекте их разрешалось перевозить только в закрытых контейнерах ручным способом на тележках. Тележка весит 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. Колеса покрыты специальным материалом, при движении не возникает скрипа. На фото ниже именно такая тележка – сохранился также поворотный круг и шифер на стенах для шумоизоляции

Здесь же вход в бывший сборочный цех, слева от входа находятся шкафы-кабины со спецодеждой рабочих рассчетов, с правой стороны в небольших кабинетах находятся сейфы с документами и комплектующими элементами

При работе рассчета готовились боеприпасы, каждый весом в 860 кг, при работе не допускалось ошибок. Каждая операция не только выполнялась в соответствии с командой начальника рассчета, военнослужащий озвучивал все свои действия, а специальный писарь записывал все это в журнал

### страница 3

В настоящее время в помещениях Арсенала находится самая значительная часть музея-завода по ремонту подводных лодок, здесь представлено большинство экспозиций

Далее мы видим контрольный пост и техническую зону завода по ремонту подводных лодок. Внизу, на нулевом этаже, находились холодильные установки, здесь же находятся электрокоммуникации, медицинский пункт и несколько вспомогательных участков. В частности, шкаф для сушки специального силикогеля, который распылялся для поддержки постоянной влажности в 50%

Здесь же сохранилась установка для подачи воздуха, т.н. кондиционер, откуда воздух подавался во все туннели завода. Также в правом нижнем углу находится электромотор, открывавший и закрывавший противоударные двери

Эти двери открывались только тогда, когда через проход ввозили или вывозили боеприпасы, в остальное время их обходили особым коридором, название которого “Людской Ход”

Далее мы выходим за пределы внутренних частей объекта, все здесь говорит о строгой секретности. Экскурсия позволяет осмотреть только 40% всей базы, тем не менее по времени это занимает почти 2 часа. На фото ниже заброшенный тоннель базы, и таких тоннелей там очень-очень много. Постепенно они будут восстанавливатся и становится частью музея

На выходе осталась часть маскировочной сетки тех времен, раньше этой сеткой были покрыты все входы и выходы стоянки подводных лодок

Несколько интерестных фактов из статьи Надежды Светлицкой (газета Сегодня):

Хочешь остаться на свободе — потеряй память
50 человек вооруженной охраны делали завод по ремонту подводных лодок недоступным для посторонних — въезд в Балаклаву был сопряжен с большими сложностями. Сотрудники предприятия очень хорошо знали, что во время регулярных (раз в два месяца) вызовов в особый отдел КГБ на вопросы лучше всего отвечать так: где работаю — не знаю, что делаю — не имею понятия, об условиях ничего не помню. 400 человек гражданских рабочих хорошо осознавали — хочешь оставаться на свободе — потеряй память на время беседы с сотрудником особого отдела. Сергей Перегородиев, сорокачетырехлетний слесарь-судоремонтник, проработал на заводе 11 лет, и все эти годы он не мог рассказать даже своим родным о том, какого рода ремонт выполняет.
— Каждый раз меня сопровождал вооруженный матрос, — рассказывает Сергей Перегородиев. — Он приводил к месту поломки и тщательно следил за моей работой, потом под дулом автомата, выводил из горы. Многие мои товарищи стали намного хуже видеть из-за того, что постоянно испытывали резкие перепады света при выходе из подземелья на яркое солнце.

Дымок, хранивший военную тайну
Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуск во все подразделения. Сергей был одним из них, поэтому за годы работы многое узнал. Сейчас он живет в одном из подсобных помещений при заводе, а в недалеком будущем рассчитывает подрабатывать экскурсоводом, чтобы рассказывать туристам то, о чем не могут знать работники музея. Одну из таких подробностей балаклавцы знают очень хорошо, а шпионы стран времен холодной войны дорого бы дали за такую специфическую информацию. Как только подводная лодка заходила в док, из которого выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили прямо в горе. Струящийся специфический дымок мог служить сигналом того, что очередная советская лодка встала на ремонт.

Некоторые секреты раскроют только через 50 лет
Большинство жителей Балаклавы отрицательно относятся к открытию музея. Многие из них работали на этом заводе, и привыкли воспринимать его как некоммерческий объект. Такая система ценностей идет еще из советских времен, когда Балаклава была военно-морской базой Черноморского флота. Здесь размещалась 155-я бригада подводных лодок. Проект носил кодовое название «Объект 825 ГТС», завод имел возможность проводить ремонт подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Несмотря на сверхсекретность, после закрытия предприятия, здесь побывали высокие гости из Китая, Израиля, Италии, Англии и других стран. Однако до сих пор остаются секретными документы о том, кто проектировал завод, сколько средств было потрачено на его строительство. По мнению сотрудников музея, вся информация станет доступной не ранее, чем через 50 лет.
Архитектурно-художественное решение экспозиции музейного комплекса планируется сохранить в первозданном виде: будут восстановлены цеха функциональной проверки торпед. Водолазы, видевшие ныне затопленный сухой док ремонта подводных лодок, говорят о прекрасно сохранившейся внутренней обстановке. На стенах висят грамоты, в углу можно заметить гирю для физических упражнений, в ряд стоят скамейки для отдыха.

Сверхсекретные подземные заводы Второй Мировой

Вторая Мировая война стала самым кровавым конфликтом в истории человечества. Жизнь всех вовлеченных государств перешла на военные рельсы. А там, где бомбардировки противника стали обыденностью — эти рельсы вели глубоко под землю, в помещения спешно построенных секретных военных заводов.
Прошло уже более 70 лет со дня окончания Второй Мировой, но и сейчас заброшенные подземные заводы являются немым напоминанием о тех страшных днях. Итак, добро пожаловать под землю.

Этот текст был опубликован в нашем новом проекте VDELE пользователем DavyCrockett, и решением администрации удостоился размещения на страницах «​Слова и Дела».

Подземный завод «Ричард» в Литомержице, Чехия

Для Чехословакии Вторая Мировая война началась в 1938 году с установления немецкого протектората над Чехией и Моравией. Германия использовала потенциал чешских заводов для удовлетворения нужд своей армии. Однако некоторые предприятия пришлось упрятать под землю.

Так, ныне заброшенная подземная фабрика «Ричард» выпускала танки, моторы, электронику, средства связи и прочую военную продукцию. Трудились здесь не на совесть, а за страх. Рабочие находились практически на положении заключенных. Смертность среди них была высокой, однако расположенный неподалеку концлагерь Терезина как бы намекал, что с нежелающими работать немцы церемониться не станут.
Подземный авиазавод в Рабштейне, Чехия

Завод был построен трудами 6000 военнопленных для производства чудо-оружия, которое должно было склонить чашу весов в пользу нацистской Германии. 4,5 километра подземных тоннелей, 11 подземных же цехов. Здесь производились наиболее современные на тот момент немецкие самолеты, а так же бомбы и взрывчатые вещества к ним.

После войны система тоннелей использовалась как склад чешской армии, а сейчас там расположен музей.
Секретная подземная фабрика GNK в Бирмингеме, Великобритания

Великобритания подвергалась нацистским бомбардировкам на всем протяжении войны. Конечно, эти удары немецкой авиации не идут ни в какое сравнение с тем, что творилось на Восточном фронте, однако многие английские предприятия вынуждены были перебраться под землю.

Также, как и на немецких подземных заводах, условия работы на секретных предприятиях Британии были ужасными. Однако работали здесь не заключенные концлагерей, а британские женщины. На пике существования бирмингемской фабрики под землей трудились около 4 500 женщин.
Лонгбриджские тоннели, Великобритания

Созданием этой подземной фабрики Британия обязана основателю компании Austin Motors лорду Остину. В полутемных подземных тоннелях сотни женщин клепали авиационные двигатели Rolls-Royce Merlin, которыми снаряжались британские самолеты.

Благодаря работе сети подземных заводов Британия смогла выпускать новый военный самолет каждый час. Однако сам лорд Остин так и не смог оценить своего вклада в победу родной страны, оставив этот мир в 1941 году.
Подземный завод Фау-1 и Фау-2 «Миттельверк», Германия

Первые подземные сооружения на месте будущего завода появились еще в 1934 году, но позже они были расширены ради создания производства ракет Фау-1 и Фау-2. Работы велись силами заключенных лагеря Бухенвальд, впоследствии на всякий случай уничтоженными. Строительство обошлось Германии в 20 000 жизней заключенных, однако жертвами бомбардировок Великобритании стали только 10 000 британцев.

Именно отсюда американские трофейные команды вывезли детали ракет и уже собранные экземпляры, что сильно помогло американской космической программе. Отсюда же начал свой путь в США и Вернер фон Браун.
Фабрика «Ядерная бомба» в Санкт-Георген-ан-дер-Гузен, Австрия

Первой и единственной страной, которая применила ядерное оружие по прямому назначению стали Соединенные Штаты. 6 августа 1945 года японский город Хиросима стал первой жертвой нового оружия. Однако планы по созданию ядерной бомбы вынашивала и Германия.
Ради производства еще одного чудо-оружия Гитлера был выстроен подземный комплекс на севере Австрии. Естественно, работу выполняли заключенные находящегося рядом концлагеря Гузен-II. Предположительно 320 000 человек заплатили за него своими жизнями. Однако построить атомную бомбу немцы, к счастью, не успели.
Подземный завод Доггерстоллен, Бавария, Германия

А вот узники лагеря Флоссенбюрг трудились над созданием завода Доггерстоллен. 4 000 из 9 500 человек, принимавших участие в строительстве, не выжили.

Завод был в общих чертах построен в 1944, но полностью завершить задуманное немцы уже не успели. Предприятие занималось изготовлением авиационных двигателей.
Подземный завод Плесси, Лондон, Великобритания

Этот завод не строился специально. В качестве производственных площадей использовались неоконченные тоннели одной из линий лондонского метрополитена между Ванстедом и Ганцем Хилл.

Как и на других производствах Великобритании, здесь преимущественно работали женщины. Завод выпускал разнообразную электронику, а так же части для знаменитой «Turing Bombe» — машины, с помощью которой британцы взломали шифр «Энигмы».
Завод истребителей Хейнкель He-162 в Хинтербрюле, Австрия

Истребители Хейнкель He-162 должны были стать последним шансом Люфтваффе. Простота и технологичность конструкции позволяла выпускать эти самолеты с огромной скоростью. Однако вся территория Германии к тому времени находилась под прицелом английских и американских бомбардировщиков. Поэтому пришлось переносить производство под землю. Естественно, работы выполняли узники концлагерей, а именно Маутхаузена.
Подземная фабрика Дрейклов, Киддерминстер, Англия

Первоначально эта фабрика предназначалась для производства автомобилей, однако потом она переориентировалась на выпуск авиационных двигателей, которых Британии категорически не хватало.

Однако, в отличие от всех упомянутых выше производств, эта фабрика получила вторую жизнь уже после окончания Второй Мировой. Во времена холодной войны сеть подземных сооружений была переоборудована под секретный бункер британского правительства, необходимый на случай ядерных бомбардировок со стороны Советского Союза.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

>Подземные заводы – опыт мирового строительства

1. Общие положения

1.1. Политика в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) направлена на защиту прав и свобод физических лиц, персональные данные которых обрабатывает ООО «Подземный эксперт», далее именуемая в тексте — Оператор.

1.2. Политика разработана в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных»).

1.3. Политика содержит сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», и является общедоступным документом.

1.4. Политика устанавливает:

  • цели обработки персональных данных;
  • основания обработки персональных данных;
  • категории субъектов персональных данных;
  • сроки обработки и хранения персональных данных;
  • передачу персональных данных третьим лицам;
  • сведения об обработке и обеспечении безопасности персональных данных;
  • права субъектов персональных данных.

1.5. Оператор ведет свою деятельность по адресу: 192102, г. Санкт-Петербург, Фучика улица, д.4, лит. К, помещение 16Н.

1.6. Ответственным за организацию обработки персональных данных назначена Короткова Ольга Евгеньевна (телефон 8(812)3250565, e-mail: korotkova@metrotunnel.ru).

2. Используемые термины и определения

2.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2.2. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.4. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.5. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

2.6. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

3. Цели обработки персональных данных

3.1. Оператор осуществляет обработку персональных для следующих целей:

3.1.1. для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

3.1.2. установления обратной связи для обработки входящих запросов физических лиц с целью оказания информационных и консультационных услуг, услуг рекламного характера, включая направление уведомлений, запросов;

3.1.3. для продвижения информационных услуг Оператора на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных с помощью средств связи;

3.1.4. ведения кадровой работы и организации учета работников Оператора;

3.1.5. привлечения и отбора кандидатов для работы у Оператора;

3.1.6. идентификации посетителя сайта Оператора – https://undergroundexpert.info/;

3.1.7. предоставления посетителю сайта информации о компании и оказываемых услугах;

3.1.8. для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на Оператора функций, полномочий и обязанностей;

5. Категории субъектов персональных данных

5.1. К категориям субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются Оператором относятся:

5.1.1 физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором

5.1.2. физические лица, состоящие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;

5.1.3. субъекты персональных данных, пользующиеся формой обратной связи на интернет сайте Оператора – undergroundexpert.info

5.2. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором в рамках правоотношений с Оператором, урегулированных действующим законодательством Российской Федерации.

5.3. По всем категориям субъектов персональных данных, персональные данные обрабатываются Оператором с согласия субъектов персональных данных, предоставляемого в письменной форме, а также без такового, если персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных, либо при совершении субъектом конклюдентных действий.

5.4. Оператор обрабатывает следующие персональные данные субъектов персональных данных:

5.4.1. Фамилия, имя, отчество;

5.4.2. Тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность;

5.4.3. Дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и информация о выдавшем его органе;

5.4.4. Год рождения;

5.4.5. Месяц рождения;

5.4.6. Дата рождения;

5.4.7. Место рождения;

5.4.8. Адрес;

5.4.9. Номер контактного телефона;

5.4.10. Адрес электронной почты;

5.4.11. Идентификационный номер налогоплательщика;

5.4.12. Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

5.4.13. Семейное положение;

5.4.14. Должность.

5.5. Оператором могут обрабатываться иные персональные данные, непосредственно необходимые для выполнения целей обработки персональных данных, в том числе обезличенные статистические данные о посетителях сайта Оператора, содержащиеся в файлах Cookies веб-браузеров посетителей сайта Оператора.

8. Сведения об обработке персональных данных

8.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.

8.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.

8.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.

8.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.

8.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.

8.6. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Такая обработка персональных данных осуществляется только на основании договора, заключенного между Оператором и третьим лицом, в котором должны быть определены:

  • перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться третьим лицом, осуществляющим обработку персональных данных;
  • цели обработки персональных данных;
  • обязанности третьего лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.

9. Сведения об обеспечении безопасности персональных данных

9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:

9.2.1 обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;

9.2.2 во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;

9.2.3 производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;

9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;

9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;

9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;

9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;

9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;

9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

9.2.10 осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.

11. Заключительные положения

11.1. Используя сайт Оператора (просмотр, чтение текста, отправка или загрузка информации) и предоставляя свои персональные данные, посетитель сайта дает согласие на обработку персональных данных в соответствии с данной Политикой.

11.2.Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных может быть изменена Оператором в одностороннем порядке путем размещения новой редакции в сети Интернет по адресу https://undergroundexpert.info/politika-konfidencialnosti/

Подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС — сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте.
ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.

Объект 825 ГТС («Гидротехническое сооружение»)

Объект 825 ГТС предназначен для проведения заводского ремонта корпуса подводной лодки в сухом доке, проверки технического состояния, механизмов и устройств корабля, устранения неисправностей, ремонт которых на плаву невозможен. Стоимость подземных работ по сооружению объекта составила 57 млн. рублей, а обустройство инженерно-технической инфраструктуры – 65 млн. рублей.

Спеццех судоремонтного завода был спроектирован для докового ремонта малых и средних дизель-электрических подводных лодок проектов А615, 613, 613В, 633, 633РВ, 644. Но особое место в этом списке отводится средним торпедным дизель-электрическим подводным лодкам проекта 613 (конструкторы В. H. Перегудов, Я. Е. Евграфов, 3. А. Дерибин). Эти лодки в течение более чем 20 лет составляли основу советского подводного флота.

Строительство этой самой массовой серии ПЛ началось в 1950 г. на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде). В Украине лодки этого проекта строились в Николаеве. С 1951 по 1957 г. было выпущено 215 лодок проекта 613. По надежности, боеспособности и популярности среди моряков-подводников историки сравнивают их со знаменитой трехлинейной винтовкой образца 1891 г., которая ценилась не одним поколением солдат.

Лодки этого проекта состояли на вооружении Военно-морского флота Советского Союза с 1951 г. и до конца существования СССР, а затем еще три года служили в Черноморском Флоте Российской Федерации – всего 43 года! На их основе были созданы носители крылатых и баллистических ракет, транспорты для подводных пловцов, лодки дальнего радиолокационного дозора, а также проводились множественные эксперименты с образцами нового вооружения.

Вход в объект 825 ГТС и его территория охранялись тремя постами военизированной охраны (ВОХР). Караул ВОХР подчинялся начальнику охраны завода «Металлист» и состоял из 40 человек. На вооружении караула сначала состояли автоматы ППШ, затем пистолеты ТТ. Его посты были расположены: № 1 – на площадке возле входа в спеццех; № 2 – на преддоковой площадке; № 3 – на выходе из канала в сторону моря возле батопорта «Северный».

Пройти на территорию спеццеха можно было только через пост № 1, где необходимо было оставить общий пропуск на судоремонтный завод «Металлист». В пропуске должен был быть проставлен специальный знак, разрешающий доступ на объект 825 ГТС. При выходе из объекта пропуск возвращался. Все работающие на подземном объекте давали подписку о неразглашении военной тайны.

На объекте 825 ГТС работало около 150 военнослужащих, рабочих и служащих. Организационно спеццех состоял из: управления, технологического отдела, производственного цеха (слесаря и сварщики), боцманской команды, узла связи и транспортного отдела. Должности начальника цеха, заместителя начальника цеха, главного инженера, начальника отдела приемки и докмейстера занимали военнослужащие, а все остальные – гражданские лица. Работали в одну смену. Рабочий день начинался с 8 часов утра и заканчивался в 16.00. После обеда каждый час делался перерыв на пять минут. В связи с тяжелыми условиями производства большинство рабочих имело право на повышенные социальные льготы. В работах по ремонту подводной лодки принимал участие и экипаж. Как правило, моряки занимались неквалифицированной работой – очисткой и покраской корпуса, топливных и водяных цистерн лодки.

Вход в спеццех судоремонтного завода и входы во все его помещения перекрывают стальные противоударные и герметические двери, предназначенные для защиты объекта и людей от поражающих факторов ядерного взрыва – ударной волны и проникающей радиации. Проем входа в транспортный коридор (потерну) размером 4,0×5,6 м. ведущий к производственным площадям, закрывают двустворчатые противоударные ворота, общий вес ворот – 20 т.

Двери выдерживают давление 60 атмосфер. Створки приводились в движение дистанционно электромеханическим приводом. В аварийной ситуации двери могли закрываться и открываться вручную.

Большой транспортный коридор (потерна) длиной 296 м был предназначен для прохода людей и проезда электрокаров, перевозящих грузы, необходимые для ремонта подводных лодок, от главного входа до преддоковой площадки спеццеха.

В военное время в потерне разворачивались пункты приема населения и личного состава, пункты выдачи средств защиты и пункты санитарной обработки.

Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док – железобетонный бассейн, длиной – 102 м. шириной – 10 м, глубиной – 8 м, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом).

При постановке подводной лодки в док рабочие боцманской команды с помощью шпиля открывали малый батопорт дока, на швартовых концах вводили корабль в заполненную водой камеру дока, центровали его с помощью реперных точек, после чего закрывали затвор. С помощью мощных насосов, расположенных под преддоковой площадкой, в течение 3-4-х часов из дока откачивали воду. После этого подводная лодка опускалась на кильблоки, в течение дня ее корпус обшивался деревянными лесами, и начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта подводной лодки составляла 3-4 недели.

После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта и наливные клинкеты камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков, и после открытия затвора ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

Преддоковая площадка предназначалась для подвоза и хранения материалов, необходимых для проведения ремонта подводной лодки. На ней располагались: пост ВОХРа, служебные помещения, большой расточной станок для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию, где находились электромоторы и насосы для откачки воды из сухого дока.

На производственных площадях, примыкающих к преддоковой площадке, размещались: станочный парк, стенды по проверке механизмов и оборудования подводных лодок, холодильная установка, компрессорная, складские и служебно-бытовые помещения, пункты зарядки аккумуляторов, а также столовая и медпункт. Вдоль границы сухого дока размещались слесарный и сварочный участки. На втором этаже производственного цеха находились кабинеты руководства цеха и красный уголок.

При необходимости в «недрах» объекта 825 ГТС можно было укрыть от ядерного удара 9 малых или 7 средних дизельных подводных лодок вместе с их экипажами. С 1967 г. на втором этаже в производственной части был оборудован запасной командный пункт (ЗКП) 14-й дивизии подводных лодок ЧФ.

Минно-торпедная часть

Минно-торпедная часть (МТЧ) была введена в эксплуатацию в декабре 1962 г. и представляла собой самостоятельное воинское подразделение, доступ в которое для работников спеццеха был закрыт. МТЧ предназначалась для подготовки и проверки мин и торпед для подводных лодок. На рабочих участках торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность. Для этого в МТЧ имелся бассейн-кессон с подсветкой дна. Разгерметизацию корпуса торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные торпеды принимались подводниками и по малому транспортному коридору доставлялись из минно-торпедной части в склад подготовленных торпед на территорию арсенала.

Перевозка мин и торпед внутри подземного комплекса (доставка их в минно-торпедную часть и к водному каналу) осуществлялась при помощи специальных транспортных тележек по проложенному в потернах рельсовому пути. Транспортные тележки перемещались только вручную, ободья колес, соприкасающихся с рельсами, были сделаны из мягкого металла – латуни, поверхность тележки покрыта листами алюминия (для предотвращения появления искр).

Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент — 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь.
Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина — от 8 до 12 м, а высота арки канала — 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода — 5100 кв. м, водной поверхности под землей — 3 тыс. кв. м. Длина канала — 380 метров, длина дока — 110 метров.

2. Один из технологических выходов. Имеет узкоколейку для возможности транспортировки боевых грузов. Сейчас — выход из музея
Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7-9 подлодок . Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. В некоторых помещениях и сейчас работают осушители, отводя излишнюю влагу из помещений

3. В начале коридора противоударные двери, это специальные заграждения из двух мощных стальных створок, каждая часть весит 10 тонн, далее шлюзовая камера. В случае ядерного взрыва ворота полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. За шлюзовой камерой точно такие же противоударные двери.

4. За шлюзовой камерой сразу попадаем в зал, откуда можно попасть в минно-торпедную часть и топливное хранилище.Здесь же коридор, ведущий в глубь комплекса.
После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.
Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок.
В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

5. Коридор ведет в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий.

6. Плавучая мина на минной тележке
Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ.
Строители работали круглосуточно в три смены. В конце 1955 г. к строительству подключился отряд строителей-метростроевцев, который был направлен в Балаклаву с Кавказа.
Выработка скального грунта из штольни, где проходил канал, составляла 200 тысяч кубометров. В скальной толще западного утёса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята.
С 1957 г. Балаклава потеряла статус города и стала закрытым для свободного въезда районом города Севастополя, въезд осуществлялся по специальному разрешению.
Весь подземный комплекс состоит из ремонтной части (или Спеццех), где проводился ремонт, обслуживание и подготовка лодки к боевому походу, оружейный арсенал, где готовили вооружение для подводных лодок и надводных кораблей.

7. Коридоры Объекта 825 ГТС

8. На полу видно демонтированные рельсы узкоколейки. Впереди снова герметичные запоры
Строительство завода завершилось в 1961 г.
Никита Хрущев осмотрев в 1961 году сооружение собственными глазами, махнул рукой и бросил: «Надо отдать все это виноделам!». Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием «Объект 825 ГТС» (Спеццех завод «Металлист» с 1969 года).

9. При ближайшем рассмотрении поражает толщина и массивность запоров
Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4,0×5,6 м. Ворота представляют собой сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном марки «М 500», подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом. Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн.

10. За стеной ожидаешь увидеть такой же мощный механизм. Но он неожиданно оказывается достаточно «миниатюрным» в сравнении с дверьми
Как правило, лодка заходила на завод ночью, когда город спал. Завод обслуживал лодки проектов 613, 633, 615. С правой стороны при входе в канал находился батопорт (морская задвижка) — он закрывал вход в канал и весил около 150 тонн. Его высота составляла 14 м., ширина — 6 м., длина — 18 м. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.
Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7–9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки). Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6–22 м., глубина 6–8,5 м.
Канал, по которому проходили лодки в ремонтную часть, пронизывает всю гору насквозь, а выход из канала находится напротив выхода из Балаклавской бухты. При выходе из канала также имеется батопорт другой конструкции — состоит из железобетонных наборных плит, которые с помощью кран-балки ставились друг на друга и закрывали выход из канала.
Сухой док — выгородка в канале с габаритными размерами: длина 102 м., ширина 10 м., глубина 8 м. Вход в сухой док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялась его заполнение водой.
Перед поставкой подводной лодки на ремонт, док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта — задвижки, закрывающей вход в док. После выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в стороны, давай возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры.
Средняя продолжительность ремонта подводной лодки составляла 3–4 недели.

11. Доки, где ремонтировали подводные лодки

12.Канал, по которому заходили и выходили лодки

13. Стены дока
В Спеццехе имелся неприкосновенный запас продовольствия, воды, медикаментов. В системе вентиляции находились воздушные фильтры грубой и тонкой очистки воздуха. Люди могли находиться на этом объекте автономно до 30 суток.
Преддоковая площадка — начало производственных площадей завода. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводной лодки, находящейся в сухом доке. На ней располагались: большой расточный станок (длина фундамента 15 метров) для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.
На основных производственных площадях размещались станочный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, а так же пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи.
С 1967 года в производственной части был оборудован защищенный командный пункт (ЗКП) дивизии подводных лодок.

Коридор. ведущий к арсеналу вооружения
15. Кое-где достаточно высокая влажность и объектив камеры моментально запотевает. Снимок сделан как раз таким запотевшим объективом

16. Подходим к Арсеналу вооружения.
Заводская паттерна — большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. Паттерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., ширина 4 м., высота 4,5 м. Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором, предназначенным для доставки торпед из минно-торпедной части к водному каналу.
Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дня использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию схемы торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись в склад подготовленных торпед на территорию арсенальной части комплекса.
Развилка транспортных коридоров завода — паттерн. Основная паттерна длиной 300 м. выводит на территорию производственных площадей. Вторая паттерна, находящаяся напротив входа в штольню, длиной 65 м., связывает топливное хранилище с ремонтной частью.
По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами.
В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек.

17. В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками. Вес тележки 996 кг. Грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележку перемещали только вручную.
Строительство Арсенала (ремонтно-технической базы для подготовки вооружения для подводных лодок и надводных кораблей) началось в 1963 г.
В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а так же производились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий.
Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.
Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.
Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные, предназначены для перекрытия проема размером 3,0х2,8 м. и восприятия давления P = 60 кгс. / кв. см. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М 500». Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10 тонн. Толщина створки 60 см., высота — 3 метра.
Герметичная защитная дверь изготовлена из листовой стали. По периметру она имеет мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Дверь оборудована калиткой для прохождения персонала. Вес двери 480 кг.
Арсенал состоял из локальной и технической зон.
В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий.
В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.
Локальная зона являлась самой секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий, проводились регламентные работы по их обслуживанию.
В хранилище обычных и боевых ядерных зарядов располагается экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины».

18. Верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта

19. Представлены различное оборудование и вооружение

20. Снаряжение боевого дельфина

21. Средства спецзащиты

22. Разрез корпуса подводной лодки. Впечатляет

23. Представлено также и надводное вооружение подводных лодок

24. Экспозиционный зал с перископом в его центре

25. Машинный телеграф
Хранилище обычных и боевых ядерных зарядов для торпед и крылатых ракет состоит из двух совмещенных помещений. В первом помещении хранились обычные заряды для торпед. Контейнеры с ядерными зарядами хранились во втором помещении на специальном постаменте. В хранилище строго соблюдался и поддерживался температурно-влажный режим (5–15 градусов по Цельсию, влажность 50–60%).
Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в сооружении в случае нанесения ядерного удара. В мирное время площадка использовалась только в качестве учебно-тренировочной. Основные работы по погрузке торпед проводились на причале.
Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная паттерна длиной 304 метра.
Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.
Перед входом в сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см., вес двери составляет 300 кг.
Напротив кабинетов-сейфов вдоль стены размещались шкафчики со спецодеждой, в которую переодевался рабочий расчет, состоящий из 6 человек: начальника группы, двух младших офицеров и трех мичманов.
Численность высококвалифицированных работников комплекса достигала сотни человек. Но со временем, не смотря на всю свою уникальность и мощь, подземный завод в Балаклаве начал терять свою стратегическую значимость. Это было связано с переходом Военно-морских сил СССР на подводные лодки других классов, которые были куда более сложными в обслуживании и большими в габаритах. Поэтому завод работал до 1993 года.
В марте 1995 года с балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, а Военно-морская база подводных лодок перестала существовать, оставшись на разграбление.
В декабре 2002 г. Центральный музей Вооруженных сил Украины Военно-морского музейного комплекса «Балаклава», а с 1 июня 2003 года ВММК «Балаклава» начал работать.

26. Погрузочная площадка арсенала
50 человек военизированной охраны делали завод недоступным для посторонних — въезд в Балаклаву был сопряжен с большими сложностями. Сотрудники предприятия очень хорошо знали, что во время регулярных (раз в два месяца) вызовов в особый отдел КГБ на вопросы лучше всего отвечать так: где работаю — не знаю, что делаю — не имею понятия, об условиях ничего не помню. 400 человек гражданских рабочих хорошо осознавали — хочешь оставаться на свободе — потеряй память на время беседы с сотрудником особого отдела. Надпись на следующем фото характерна.

27. Чтобы никто не забыл где он находится

28. Схема Объекта 825 ГТС

Балаклавская «Штольня»

Объект 825 ГТС (К-825) — секретный военный объект времён холодной войны, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок проекта 613 и проекта 633. Был расположен в Балаклавской бухте, использовался с 1961 по 1992 год.

Время после Второй мировой войны было тяжёлым, и гонка вооружений между США и СССР вынуждала обе сверхдержавы строить защитные сооружения, для укрытия своих вооружений и различных стратегических объектов. В конце 40-х годов XX века в СССР была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия». Следуя ей, и с учетом расположения в Балаклавской бухте основной базы подводных сил Черноморского флота, было принято решение о постройке объекта противоатомной защиты 1-й категории. «Объект 825 ГТС» расположился глубоко под скальными породами горы Таврос в Балаклаве. Проект был инициативой Иосифа Сталина, и предназначался для действий в условиях ядерной войны.

Решение о вводе этого объекта в строй было принято в 1947 году. И, только, в 1953 году, после долгих поисков подходящего места, было начато строительство. Нет ничего странного в том, что Балаклава являлась идеальным местом для строительства объекта. Глубина бухты позволяла заходить в нее подводным лодкам в надводном состоянии, близость к оплоту Черноморского флота – Севастополю. Так же на создание базы в этом месте повлияло наличие в горе Таврос большого количество естественных пещер и пустот. Строительство объекта (проект Ленинградского государственного проектного института «Гранит») было утверждено в 1953 году, а полностью завершилось в 1961 г. В первую очередь в 1961 г. была введена ремонтная часть (объект 825 ГТС). Годом позже в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть, еще год спустя — объект 820 «Арсенал» — подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами. За время строительства было вывезено, около, 120 тыс. тонн породы. Вывозили её на баржах под покровом ночи, чтобы не привлекать внимание. Строительство велось круглосуточно, в пять смен, буровзрывным методом. В земной поверхности бурились шурфы — узкие технические выработки. В них закладывался заряд, разрушающий породу на нужной глубине. После вывоза грунта рабочие сооружали металлический каркас, укрепляли его деревянными элементами и заливали бетоном. До 1956 года бетон подавался внутрь людьми. Позже, его стали закачивать в форму с помощью сжатого воздуха. Вначале строили военные, но вскоре, из-за сложности бурения за работу взялись метростроевцы. По окончанию строительства, вход и выход из дока закамуфлировали стальной арматурой и кустарными растениями. Это, и полная незаметность со стороны моря (вход в бухту зигзагообразный) а также многочисленная охрана, помогало полностью скрыть сверхсекретный объект от посторонних глаз. В 1961 году строительство завода чуть было не отменили, после осмотра почти готового объекта Хрущевым. Ему объект показался бесполезным и он решил отдать его под винные погреба, но генералам и адмиралам удалось отстоять объект, да и усложнившаяся ситуация с Кубой внесла свой вклад в дальнейшее возрождение проекта.

Подземный водный канал (длина 602 метра) давал возможность принимать до 7 подводных лодок и осуществлять их обслуживание. Глубина канала — около 8 м, ширина — от 6 до 25 м. высота арки канала — 12 м. Вход в канал закрывался герметичной, стальной, дверью (батопортом) массой до 150 тонн. Общая площадь всего объекта, включая технические помещения и ходы — 9600 кв. м. Внутри объекта располагались казармы для подводников, столовая, кухни, ремонтные цеха. Из бухты подлодка, заходила в начало канала своим ходом, после прохождения батопорта, который после всплывал, двигатели глушились и лодку с помощью лебёдок и тросов перемещали по каналу штольни. Надобность глушить двигатель была определена пагубным влиянием вибрации на стены тоннеля. Воду откачивали, под лодку подводились специальные конструкции, и приступали к ремонту. Одним из самых ответственных секторов объекта был сектор сборки боеприпасов. Ракеты, мины и торпеды хранились в полу разобранном виде и перед погрузкой на лодку требовали сборки. В этом секторе были установлены особые условия работы: все объекты перемещались с помощью тележек вручную (на остальных территориях перемещение грузов осуществлялось при помощи электрокаров), существовал тройной контроль действий. Он заключался в следующем: один человек отдавал команду, второй записывал ее в журнал, третий ее заново проговаривал. После завершения всех технических работ и вооружения, субмарина выходила с другой стороны скалы прямо в открытое море.

После завершения строительства на этом объекте были автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути, прекрасно оборудованные командные пункты, собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые, комнаты отдыха.

Основной целью подземного бункера было сохранить на время атаки основную часть ядерного флота СССР, а тогда в строю Черноморского флота, уже находились торпедные подводные лодки проекта 613 и проекта 633, которые могли нести на борту ядерное оружие. В случае необходимости все входы-выходы перекрывались, и бункер мог выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для сравнения – на Хиросиму сбросили бомбу мощностью всего лишь 20 килотонн. После удара база могла автономно существовать ещё месяц (по непровереным данным до трёх лет), благодаря мощным фильтро-вентиляционным установкам. Герметичность обеспечивалась за счет поднятия давления внутри базы до 1.1 атм. Таким образом, избыточное давление препятствовало проникновению зараженного воздуха внутрь. Укрытие было рассчитано на 3000 человек.

Это самый большой, из когда-либо рассекреченных, военных объектов на планете. Именно из-за него крымский город Балаклава на долгие годы превратился в один из самых охраняемых городов СССР. 400 гражданских работали на этом предприятии и хорошо знали — хочешь оставаться на свободе – забудь о том, где ты работаешь на время беседы с сотрудником особого отдела, которая проходила раз в два года, а то и чаще. Правильный диалог был построен следующим образом: где работаю — не знаю, что делаю — не помню. С начала строительства, Балаклавская> бухта пропала со всех карт. Въезд и выезд в город контролируется особым отделом. Все местные жители прошли по одному, а то и по несколько, собеседований с сотрудниками госбезопасности. На территорию Балаклавы возможно попасть только по прописке в паспорте. Все остальные – по пропускам. Пропуска выдавались на конкретный срок и на конкретного жителя Балаклавы. Т.е. поездка к родственникам в Балаклаву была возможна только при личном присутствии этих родственников на КП. Все окрестные сопки патрулировали людьми в штатском, фотографировать было строго запрещено. Даже жители не знали, что именно строят. Во всех документах стройка числилась как городская телефонная станция. Объектом занималось специально созданное строительное управление № 528.

Интересный факт — после откачки воды в доке было по колено рыбы. Чтобы улов не пропадал, рыбу коптили прямо в штольне. Над горой, порою, поднимался дымок, и знающему человеку это говорило о том, что очередная субмарина стала на ремонт. За время строительства объекта прогресс шагнул вперёд и на вооружение Черноморского флота стали поступать новые дизельные подводные лодки проекта 641, которые просто не вмещались в каналы. Изначально, велись разговоры о расширении канала, но со временем этот проект не был реализован.

В 1992 году охрана объекта 825 была снята и местные жители разграбили всё ценное, что там было. Завод по ремонту подводных лодок превратился в заброшенную, пустую полость внутри горы. Сотни метров силовых кабелей (их сжигали прямо в туннелях), люки, станки и всё, что можно было вынести, было разграблено. После того, как объект разграбили, были неоднократные обращения к президенту Украины, с просьбой что-то предпринять. Но это ни к чему не приводило, и, лишь в 2004 году, объект был взят под охрану МВД Украины. После 8 лет бездействия предприятия, Министерство обороны Украины приняло решение создать военно-морской музейный комплекс, который назвали «Балаклава». До воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в помещениях комплекса демонстрировалась экспозиция музея Военно-морских сил Украины. Также, в одном из помещений функционировала выставка музея Шереметьевых «Крымская война»: мундиры, оружие, награды, монеты, карты и другие предметы времен Крымской войны, переехавшая впоследствии в Михайловскую батарею.

Сейчас Балаклавский подземный музейный комплекс является Главным музеем Балаклавы, называемый иногда «Музеем холодной войны». В музее отображена как история основания и развития Балаклавы, так и история надводного и подводного флотов. Отдельно, в штольне, где хранилось ядерное оружие, демонстрируется современное и историческое военно-морское вооружение.

Leave a Comment