Здание госпрома в харькове

Реконструкция центра столицы советской Украины

Генплан реконструкции города разработал НИИ Гипроград лишь в 1936 г., но из всех воплощённых в жизнь градостроительных проектов, наимасштабнейшим является ансамбль площади им. Дзержинского (сегодня — пл. Свободы), и в частности здание Госпрома. Между всеми представленными наиболее выделялся проект архитектора В.К. Троценко, со временем — одного из главных зодчих Харькова эпохи конструктивизма. Он разработал идею линейного развития центра Харькова в направлении ул. Сумской. Точкой отсчёта для нового центра стала площадь за Университетским садом, для которой автор определил нестандартную, по тем временам, идею.

Новый стиль получил название «конструктивизма», и не только потому, что отдавал приоритет формирования фасада здания его конструктивной системе, а в основном потому, что «замахнулся» на большее — на конструирование нового стиля жизни, а в итоге — и нового «человека индустриального». Период «жизни» конструктивизма недолог – около 14 лет, но эти годы известны в истории как эпоха архитектурного «жизнепостроения», попытки визуализации форм нового образа жизни. Ясно, что стиль не появился ниоткуда: он явился частью мирового архитектурного течения, функционализма, — воспевания машинной индустрии, олицетворявшей перспективы новых железобетонных и металлических конструкций, новых стройматериалов. Советский конструктивизм поставил перед собой задачу социальных преобразований возможностями архитектуры, она взяла на себя миссию идеологии. Пространство в философии конструктивизма впервые осмысляется как главный архитектурный объект (до этого таким объектом являлась форма как завершённое целое).

Новый стиль перестроил архитектурное мышление, теоретически выявив основные средства архитектурной композиции: объём, плоскость, цвет, пространство и свет. Характерно что в Америке функционализм явился результатом технического прогресса, а на Украине — результатом мечты о светлом будущем на фоне полного технического запущения. Вместе с новыми материалами и новыми формами конструктивизм создал новый тип административных и промышленных зданий: зрелищные здания, «дома-коммуны» с комплексом культурного и бытового обслуживания, рабочие клубы.

Харьковский Госпром, гигант конструктивизма, является, по сути, тем новым типом здания, в котором впервые удалось соединить воедино все управления отраслями промышленности и республиканские тресты. Всемирная архитектурная энциклопедия именно зданием Госпрома иллюстрирует статью «Конструктивизм», потому что

Госпром – это символ стиля и символ Харькова

уникальное здание, входящее в семёрку городских чудес. А это значит, что и сам Госпром отражает характер нашего города — живой и трудовой, конструктивный и динамичный.

А в далёком 1930 г. около 30-ти харьковских трестов создали паевое товарищество для постройки специального здания — Дома Государственной промышленности. Был объявлен конкурс проектов, вызвавший большой интерес и ставший международным. Первая премия была отдана проекту под названием «Незваный гость», авторства ленинградцев С.С. Серафимова, С.М. Кравца и М.Д. Фельгера. По их замыслу Дом Госпромышленности был представлен как частица организованного мира, как фабрика, ставшая дворцом. Композиция Госпрома создана на принципе осевой симметрии, где центральная часть контрастно снижена, пространство будто бы «разрывает» и пронизывает здание, растворяя его в себе. Любопытно, что в пространственном восприятии здания симметрия плавно исчезает. Проект, принятый к воплощению в 1925 г., разрабатывался ударными темпами.

Здание по сложности конструктивного решения и величине в то время не имело аналогов не только в Союзе, но и в Европе.

В его конструкции были использованы многопролётные и многоярусные рамно-железобетонные конструкции, методы расчета которых лишь предстояло разработать при проектировании. Многие сложнейшие инженерные задачи решались специально созванным конструкторским бюро,возглавляемым инженером М.А. Рудником. Начальником строительства назначили опытного инженера П.П. Роттерта. По окончанию строительства в 1929 г. была написана книга по методике расчета сложных статически неопределимых рамных систем.

Гигантское здание Госпрома — самый большой в тогдашней Европе «небоскреб» объёмом 347 тыс. куб.м. из монолитного железобетона пришлось строить примитивными методами: человеческой и лошадиной энергией, помноженной на мощность тачек, носилок, лопат и другой ручной техники. Так строилось здание, призванное олицетворить собой индустриальное могущество первого в мире советского государства.

Пять тысяч рабочих работали в три смены и совершили чудо, объяснимое разве что комсомольским энтузиазмом: строительство невиданного доселе здания-гиганта завершили за 3 года! На него потратили 9 тыс. тонн металла, 1315 вагонов цемента, 3700 вагонов гранита, 40 тыс. м² стекла. Стоимость строительства — 9 млн. 50 тыс. рублей.

Конечно, собранных трестами денег на строительство не хватило. Оставшуюся сумму помог достать Ф.Э. Дзержинский — по его предложению было принято решение о внеочередном финансировании строительства. Харьковчане после смерти Дзержинского дали его имя главной городской площади, на которой расположен Госпром.

Высота здания Госпрома — 63 м, а вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 г., — 108 метров. Полезная площадь помещений — 60 тыс. м², площадь участка застройки 10760 м². В этом здании первоначально было размещено до 30-ти самостоятельных трестов («Химуголь», «Коксобензол», «Югосталь»), химических, металлургических и машиностроительных управлений с общими актовым залом, библиотекой и столовой.

Скоро молва о Госпроме разнеслась по всей стране и далее, по всему миру. В то время как на соседних улицах Харькова еще можно было увидеть глиняные мазанки под соломенной крышей, такое сооружение казалось чем-то сверхестественным, символом эпохи, живым воплощением мечты о новом мире. А.М. Горький, посетивший незаконченное еще строительство, написал: «Это чудесная гармония, выражение могучего духа рабочего класса». Писатель Анри Барбюс несколько раз посещал строительство Госпрома. Его не могли остаить равнодушным не только небывалый масштаб стройки, но и энтузиазм строителей. Вернувшись, он опубликовал в «Монде» статью под названием «Дом-гора», посвященную советскому чуду.

Харьковский Госпром успешно сыграл свою историческую роль: родился новый образ города, символом которого он и стал.

История

Харьковский Дом Государственной промышленности проектировался для «Паевого товарищества строительства и эксплуатации домов госпромышленности в городе Харькове», в которое входили 22 государственных треста, Промышленный банк, Внешторг и Госторг Украинской ССР.

Проект Дома Государственной промышленности был выбран в результате конкурса, который был объявлен 5 мая 1925 года. Авторами конкурсной программы являлись инженер-строитель Я. И. Кенский и профессор Харьковского технологического института А. Г. Молокин. На конкурс было представлено 19 проектов. 1-ю премию получил проект «Незваный гость» ленинградских архитекторов Сергея Саввича Серафимова, Самуила Мироновича Кравца и Марка Давидовича Фельгера.

С. С. Серафимов

Здание построено в рекордно короткие сроки — подготовительные работы начались летом 1925 года, сдача в эксплуатацию — 7 ноября 1928 года, к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции. Весной 1926 года стройку решено было закрыть, однако после личного вмешательства Феликса Дзержинского, который посетил стройку 8 мая 1926 года, строительство продолжилось. На торжественной закладке центрального корпуса, которая произошла 21 ноября 1926 года, зданию присвоили его имя.

Создание такого значительного объекта стало возможно благодаря главному инженеру строительства — П. П. Роттерту. Под его руководством на стройке были разработаны рабочие чертежи уникальной конструкции, проведена механизация работ (до 80 %), подготовлены специалисты — квалифицированные рабочие и инженеры, разработана технология индустриального железобетона и т. д.

После постройки, с 1928 по 1934 год, в здании размещался Совет Народных Комиссаров Украины. 7 июля 1933 года в собственном кабинете в пятом подъезде Госпрома покончил с собой (застрелился) глава правительства УССР, член ЦК ВКП(б) Николай Скрипник.

Во время немецкой оккупации 1941—1943 на первом этаже была устроена конюшня, на других этажах в начале оккупации жили обезьяны, сбежавшие из расположенного рядом со зданием зоопарка. До 23-го августа 1943 в Госпроме дожили три макаки-резуса, которым на 65-ю годовщину освобождения города, в августе 2008, был открыт памятник на территории зоопарка.

Перед отступлением в августе 1943, во время так называемой «очистки» Харькова, немцы заминировали Госпром, как и многие другие здания города, но взрыв был предотвращен неизвестным патриотом, который при этом погиб. Тогда здание подожгли, но железобетонному остову Госпрома это не нанесло вреда.

Здание восстановлено после войны в 1944—1947 годах.

В 1955 году на крыше установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 метров.

В 2000 году Госпром стал одним из двенадцати официальных символов Харькова.

К 350-летию Харькова была начата реконструкция Госпрома, рассчитанная до 2010 года.

Памятник архитектуры ЮНЕСКО

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 1 сентября 2018 года.

В 2004 году в Харькове прошла международная научно-практическая конференция «Конструктивізм в Україні», в рамках которой были высказаны замечания по проводимым на объекте работам. Зарубежные эксперты ИКОМОС член Правления польского комитета ICOMOS, профессор Отделения архитектуры Гданьской Политехники Романа Челатковска (Польша), профессор ЦАИ, ААА, УИА Джеймс Л. Тайтус (США), зав. отделом отечественной и зарубежной архитектуры ХХ, XXI века НИИТАГ, профессор МАРХИ, член московской группы DOCOMOMO Ю. П. Волчок (Россия), зам. директора ГНИМА им. А. В. Щусева, член московской группы DOCOMOMO И. А. Казусь настоятельно рекомендовали руководству ПЭП «Госпром» и городским архитектурным органам пересмотреть концепцию реконструкции.

Остекление, которое составляет более половины поверхности Госпрома, по мнению международных экспертов, было изуродовано окончательно. Дело не в том, что дуб был заменен алюминием, а в том, что двойные интересные рамы — и оконные, и на лестничных витражах — заменены плоскими стеклопакетами. Это очень исказило восприятие Госпрома.
— зав. кафедрой основ архитектуры ХГТУСА, к. арх. н. Александр Буряк.

Экспертная оценка была широко отражена в прессе, были сделаны неверные выводы и проведена кампания, что памятник понёс большие потери и не может быть внесен в список памятников ЮНЕСКО. Это нанесло значительный вред мнению о необходимости подготовки комплекта научно-проектной документации по сохранению памятника и дальнейшему продвижению его в список всемирного наследия.

Исторические факты

Вывоз земли на «грабарках». 1925 Ж/б работы. 1926 Вид на Госпром 1 мая 1930 Вид на Госпром со стороны Шатиловки. 2007 Госпром в дымке. 2008

  • Высота здания Госпрома 63 м. Вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 году, составляет 108 метров.
  • Полезная площадь помещений Госпрома составляет 60 тыс. м², площадь участка застройки 10760 м².
  • Впервые в мире разработаны и применены точные расчёты сложных пространственных рамных железобетонных конструкций. Авторы нового способа (графо-аналитический метод постоянных точек) — харьковские инженеры-конструкторы А. Прейсфрейнд и М. Пайков.
  • В конкурсе на сооружение Госпрома участвовал знаменитый архитектор академик Алексей Бекетов, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма.
  • Решение о строительстве здания и внеочередном финансировании строительства из союзного бюджета принято посетившим Харьков в 1926 году Ф. Э. Дзержинским. Стоимость строительства здания составила девять миллионов рублей.
  • Строители бо́льшей частью вручную выкопали в земле котлован под здание объёмом 20 тысяч кубических метров и вывезли землю на лошадиной тяге на плоских телегах — «грабарках». Позже они выровняли неровное место под будущую площадь Дзержинского.
  • Госпром начинал строиться при помощи человеческой и лошадиной энергии с применением примитивных инструментов и механизмов — лопат, носилок, тачек и т. д. К окончанию строительства работы были механизированы на 80 %. До пяти тысяч рабочих в день (зимой 500—600 человек), половина из которых жила в деревянных бараках, трудились в три смены и завершили строительство менее чем за два с половиной рабочих сезона.
  • В момент постройки это был самый большой в СССР (по другим данным, в Европе) «небоскрёб», который и сейчас впечатляет: его объём 347 тыс. м³. Материал — монолитный железобетон. Израсходовано 1315 вагонов цемента, 9000 т металла, 3700 вагонов гранита и 40000 м² стекла. В здании 4500 оконных проёмов, площадь наружного остекления — 17 гектаров.
  • При рытье котлована 6-го подъезда были найдены кости мамонта. Сегодня кости мамонта находятся в музее естественной истории на ул. Тринклера. Поэт Владимир Маяковский написал по этому поводу стихотворение:
Где вороны бились, над падалью каркав,
в полотна железных дорог забинтованный,
столицей гудит украинский Харьков,
живой, трудовой и железобетонный.
  • Предметы детально разработанного интерьера (стены, окна, лестничные перила, дверные ручки, оконные шпингалеты и т. д.) содержат эксклюзивный рельеф с буквами ДГП.
  • Первоначально, по рекомендации Харьковского НИИ гигиены, ручки на всех дверях Госпрома были медными. Медики предписали использовать медь, обладающую бактерицидными свойствами и, по данным тех лет, убивающую микробов.
  • В 1930-х годах в зимний период на отопление здания расходовалось ежедневно до 25 тонн угля.
  • 7 из 12 лифтов здания работают без замены с начала эксплуатации в 1928 году.
  • Между тремя большими корпусами проходят улицы Юры Зойфера (до 2016 года — Анри Барбюса) и Ромена Роллана. Длина мостовых переходов над улицами — 26 м.
  • Здание Госпрома возведено методом «плавающей опалубки» — прогрессивным на тот момент, — и поэтому представляет собой фактически монолитный массив железобетона. Отсюда высокая прочность здания. Также существует объяснение прочности, основывающееся на том, что Госпром состоит из группы разновысоких башен, соединённых переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения (этот метод применяют в Японии при постройке небоскрёбов в сейсмоопасных зонах).
  • В первоначальном проекте Госпрома внутренние перегородки вдоль здания отсутствовали. Здание фасадом специально направлено на восток так, чтобы заходящее солнце просвечивало его насквозь. Вместе с обширным остеклением это создавало эффект пространства, объёма и воздушности. В заходящих лучах солнца о́кна должны были пылать огнём.
  • Существует легенда, что площадь Дзержинского (Свободы) расчистили на субботнике харьковские чекисты перед приездом тяжело больного Ф. Э. Дзержинского и провели на ней парад в его честь.
  • Первый в мире аэробус, семимоторный самолёт-гигант К-7 был создан на ХАЗе в КБ Калинина в 1933 году. Его называли «воздушный Госпром».
  • В 3 подъезде Госпрома существует его музей, созданный в 1986—1987 годах при участии писателя Э. Звоницкого и академика архитектуры А. Лейбфрейда.
  • Реконструкция Госпрома, проводимая современными методами в 2000-х годах, заняла в несколько раз больше времени, чем всё время его строительства примитивными методами в 1920-х. Госпром был построен за три года; реконструкция продолжается 7 лет и не закончена.
Госпром со стороны проспекта Правды
в 2009 году
Улица Юры Зойфера,
проходящая под переходом Госпрома
Вид на Госпром с площади Свободы, 2006

В литературе и искусстве

Граффити, 2007 Граффити, 2010

  • В произведении Ивана Багряного «Сад Гефсиманский» упоминается посаженный в тюрьму НКВД на Холодной Горе архитектор Госпрома.
  • «Где вороны бились, над падалью каркав, в полотна железных дорог забинтованный, столицей гудит украинский Харьков, живой, трудовой и железобетонный». — Владимир Маяковский, «Три тысячи и три сестры».
  • «Чудесная гармония, выражающая дух рабочего класса». — Максим Горький.
  • «Организованная гора». — Анри Барбюс.
  • «Чудо, увиденное в Харькове». — Теодор Драйзер.
  • «Бетонно-стеклянные солнечные корпуса». — Олесь Гончар.
  • «Железобетонная громада Госпрома — этот первый украинский небоскрёб». — Олесь Гончар.
  • «Уже внизу повёртывался плотным скоплением серых кристаллов харьковский Дворец промышленности». — Валентин Катаев.
  • «Знаменитый Дом». — Анатолий Рыбаков.
  • «В синеве Госпром сияет серый, будто он в Алупке голубой». — Николай Ушаков.
  • «С востока над городом вырастают крылья света, небо розовеет, свежо, лепестково отшумевшим дождём сверкают зелёные кроны деревьев, играют стеклом в отдалении стройные корпуса Госпрома». — Олесь Гончар.
  • «Если конец, то только так, только там, на площади Дзержинского перед Госпромом, влететь и упасть, как падали когда-то гонцы — вестники победы на площадях античных городов…» — Олесь Гончар.
  • В 2004 году НБУ выпустил юбилейную монету достоинством 5 гривен 350 лет Харькову, на оборотной стороне которой отчеканен вид Госпрома сверху со стороны мединститута.
  • В 2004 году Укрпошта выпустила почтовую марку 350 лет Харькову, на которой в центре изображён вид Госпрома со стороны площади Свободы.
  • Госпром присутствует на карте «Харьков» в многопользовательской онлайн-игре «World of Tanks».
Юбилейную монета 350 лет Харькову
номиналом 5 гривен, 2004
Почтовая марка к 350-летию Харькова
с изображением Госпрома, 2004
Почтовая открытка 1930 года

> См. также

  • Площадь Свободы (Харьков)
  • Госпром (станция метро)
  • Список самых высоких зданий Харькова

Примечания

  1. Харьков : Архитектура, памятники, новостройки : Путеводитель / Клейн Б. Г., Лаврентьев И. Н., Лейбфрейд А. Ю. и др.. — 2-е изд., испр. и доп. — Харьков: Прапор, 1987. — 151 с.
  2. Украина. Дом промышленности (недоступная ссылка). Дата обращения 15 сентября 2011. Архивировано 25 августа 2011 года.
  3. Перечень объектов, относящихся к городской символике Утверждён решением Исполнительного комитета Харьковского городского Совета № 384 от 12 апреля 2000 года.
    • 1. Беседка в Сквере Победы Зеркальная струя (Сумская, 34).
    • 2. Благовещенский собор (ул. К. Маркса, 1).
    • 3. Общий вид Площади Конституции.
    • 4. Здание горсовета (пл. Конституции, 7).
    • 5. Успенский собор (ул. Квитки-Основьяненко, 2).
    • 6. Общий вид Площади Свободы.
    • 7. Госпром (пл. Свободы, 5).
    • 8. Памятник Т. Г. Шевченко (ул. Сумская, 35).
    • 9. Железнодорожный вокзал Харьков-Пассажирский (Привокзальная площадь).
    • 10. Покровский собор (ул. Университетская, 8).
    • 11. Киноконцертный зал «Украина» (ул. Сумская, 35).
    • 12. Здание ХАТОБа (ул. Сумская, 25).
  4. Владислав Карнацевич. 100 знаменитых харьковчан. — Харьков: Фолио, 2005. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 966-03-3202-5.
  5. В. Иващенко. Харьковщина. Четыре удивительных маршрута: Путеводитель. — Харьков: Золотые страницы, 2007. — 168 с. — 2 500 экз. — ISBN 978-966-400-022-9.
  6. Путешествие по городам. Харьков. Илл. еженедельник «События», № 32(149), 21-27 августа 2008, стр.30

Дом Государственной промышленности

Дом Государственной промышленности

высотное здание
Госпром
(Дом Государственной промышленности)
(укр.) Держпром
(Будинок Державної промисловості)
На почтовой открытке, 1930 г.
Страна Украина
Город Харьков
Координаты 50°00′24″ с. ш. 36°13′37.5″ в. д. / 50.006667° с. ш. 36.227083° в. д. (G)
Тип здания железобетонный небоскрёб
Архитектурный стиль конструктивизм
Автор проекта С. С. Серафимов,
С. М. Кравец,
М. Д. Фельгер
Строитель П. П. Роттерт
Основатель Ф. Э. Дзержинский
Строительство 21.11.1926—7.11.1928
Известные насельники Н. А. Скрипник
Статус охраняется государством
Состояние эксплуатируется, ремонтно-реставрационные работы 2003—2010
Госпром
(Дом Государственной промышленности) на Викискладе

Госпро́м (укр. Держпром) — Дом Государственной промышленности, построенный на центральной площади города Харькова — площади Дзержинского (с 1996 года — пл. Свободы). Памятник архитектуры в стиле конструктивизм.

Вид на Госпром с вертолёта

5 гривен 2004

  • «Чудесная гармония, выражающая дух рабочего класса». — Максим Горький.
  • «Организованная гора». — Анри Барбюс.
  • «Чудо, увиденное в Харькове». — Теодор Драйзер.
  • «Бетонно-стеклянные солнечные корпуса». — Олесь Гончар.
  • «Железобетонная громада Госпрома — этот первый украинский небоскрёб». — Олесь Гончар.
  • «Уже внизу повёртывался плотным скоплением серых кристаллов харьковский Дворец промышленности». — Валентин Катаев.
  • «Знаменитый Дом» — Анатолий Рыбаков.

«В синеве Госпром сияет серый, будто он в Алупке голубой» — Николай Ушаков.

  • «С востока над городом вырастают крылья света, небо розовеет, свежо, лепестково отшумевшим дождём сверкают зелёные кроны деревьев, играют стеклом в отдалении стройные корпуса Госпрома». — Олесь Гончар.
  • «Если конец, то только так, только там, на площади Дзержинского перед Госпромом, влететь и упасть, как падали когда-то гонцы — вестники победы на площадях античных городов…» — Олесь Гончар.

Так был ли Интернационал?.

Банальный пример риторики мне представила речь экскурсовода, убеждавшего слушателей, что конструктивистская архитектура харьковского Госпрома была инициирована мелодией интернационала. Ход его мыслей вероятно таков: блоки этого здания высотой 4 — 7 — 11 этажей явно обнаруживают закономерность, а гуманитарное образование также позволило вспомнить пифагорейскую пропорцию с именем «кварта», на ум пришло определение «застывшая музыка», вспомнилось, что поэта-футуриста Андрея Белого вдохновляла музыка революции и, замыкает этот ряд ассоциаций утверждение, что академик Серафимов и его ученик Кравец отлили в бетоне форму первых звуков популярной мелодии. Этому верят.

Валентин Горожанкин.

  • В 2004 году НБУ выпустил юбилейную монету достоинством 5 гривен 350 лет Харькову, на оборотной стороне которой отчеканен вид Госпрома сверху со стороны мединститута.
  • В 2004 году Укрпошта выпустила почтовую марку 350 лет Харькову, на которой в центре изображён вид Госпрома со стороны площади Свободы.

Вид на Госпром с площади Свободы.2006

Ссылки и фотографии

Почтовая марка к 350-летию Харькова с изображением Госпрома. 2004

  • Страница здания на SkyscraperPage.com
  • В. Сидорченко. Евроремонт по-харьковски. Еженедельник «2000», 8.08.2008
  • Ю.Артюх. Виды Госпрома днем и ночью
  • А.Радзишевский. Виды Госпрома сверху (не работает)
  • Госпром со спутника. Можно увеличить
  1. Владислав Карнацевич 100 знаменитых харьковчан. — Харьков: Фолио, 2005. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 966-03-3202-5
  2. В. Иващенко Харьковщина. Четыре удивительных маршрута: Путеводитель. — Харьков: Золотые страницы, 2007. — 168 с. — 2 500 экз. — ISBN 978-966-400-022-9
  3. Путешествие по городам. Харьков. Илл. еженедельник «События», № 32(149), 21-27 августа 2008, стр.30
  • В.Эстрович и другие. Госпром и харьковский конструктивизм
  • О. Швыденко. Историография и иконография Госпрома
  • Г. Емец. Строительство Госпрома
  • Легенды харьковского Госпрома
  • Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті /під загальною редакцією Н. Є. Трегуб. Спеціальний випуск за матеріалами Міжнародної науково-практичної конференції «Конструктивізм в Україні», присвячений святкуванню 75-річчя Держпрому. Х: ХДАДМ, № 6/2005, 138 с.
Достопримечательности Харькова
Достопримечательности

Южный вокзал • Метро • Аэропорт • Детская железная дорога • Канатная дорога • Источник Харьковская-1 • Мост влюблённых • Стеклянная струя • Стадион «Металлист» • Ипподром • 13-е кладбище • Мемориал • Планетарий • Цирк • Дельфинарий

Сад Шевченко • Парк Горького • Лесопарк • Парк Победы • Сквер Победы • Ботанический сад • Зоопарк • Алексеевский лугопарк • Журавлёвский гидропарк • Основянский лугопарк • Дробицкий яр • Саржин яр

Площади и улицы

Площадь Конституции • Площадь Дзержинского • Площадь Р.Люксембург • Пролетарская площадь • Привокзальная площадь • Сумская • Пушкинская • Клочковская • Московский проспект • Проспект Гагарина • Проспект Ленина • Полтавский шлях • Улица Дарвина

Заводы и рынки

Завод Малышева • Турбоатом • Авиазавод • Тракторный завод • Завод ФЭД • ХВРЗ • ХВСЗ • Благбаз • Конный базар • Рынок «Барабашова»

Театры и музеи

Оперный театр • Театр Пушкина • Театр Шевченко • Театр кукол • Художественный музей • Исторический музей

Здания

Госпром • Гостиница «Харьков» • Дворянское собрание • Коммерческое училище • Дом «Слово» • Дом с химерами • Дом «Военвед»

ХНУ им. Каразина • ХАИ • НТУ «ХПИ» • Юракадемия • ХАДИ • ХИСИ • ХИРЭ • УФТИ •

Другие интересные объекты

Исторические районы • Памятники • Гостиницы • Реки и озёра • Спортивные сооружения • Транспорт • Известные харьковчане • Карта Харькова

Госпром (Дом Государственной промышленности)

Дом Государственной промышленности был спроектирован для «Паевого товарищества строительства и эксплуатации домов государственной промышленности в городе Харькове». Это товарищество включало в себя двадцать два государственных треста, Внешторг, Госторг, а также Промышленный банк Украинской ССР. Для возведения первого высотного железобетонного здания страны, коим являлся Госпром, было отведено три квартала во внутреннем кольце площади.

5 мая 1925 году был объявлен Всесоюзный конкурс проектов, авторами конкурсной программы выступили профессор Харьковского технологического института А. Г. Молокин и инженер-строитель Я. И. Кенский. Из 19-ти представленных проектов, был выбран один, который назывался «Незваный гость» трио ленинградских архитекторов – С. С. Серафимова, С. М. Кравца и М. Д. Фельгера.

Под надзором известного советского инженера-строителя П. П. Роттерта, которому принадлежали также проекты Управления Южных железных дорог на Привокзальной площади в Харькове, Днепрогес в Запорожье, а также Московский метрополитен, началось грандиозное возведение Дом Государственной промышленности.

Под руководством П. П. Роттерта были разработаны рабочие чертежи уникальных конструкций, была проведена механизация строительства, разработана технология индустриального железобетона и т. д.

Для того чтобы оперативно решать постоянно возникающие вопросы (уточнения рельефа местности, детали фасадов, проектирования интерьера и многое другое) все службы и бюро были размещены в непосредственной близости от строительной площадки в одноэтажном деревянном здании.

Высокая ответственность была вызвана тем, что в Госпроме предстояло разместить 22 республиканских треста, 10 наркоматов, а также правление Промышленного банка и многих других организаций, не говоря уже о залах совещаний и технической библиотеке.

Несмотря на свою грандиозность, здание было возведено в исключительно короткий срок – через три года (в 1928 году) после начала строительства Дом Государственной промышленности был сдан в эксплуатацию.

По завершению работ в Госпроме разместили Совет Народных Комиссаров Украины. Когда в 1934 году столица Украинской ССР стал Киев, правительственные учреждения размещавшиеся в Госпроме выехали, на их место «заселились» облисполком и другие областные организации.

В период Великой Отечественной войны здание уцелело благодаря монолитным железобетонным конструкциям. В период немецкой оккупации Харькова в заброшенном здании Госпрома обитали три сбежавшие из зоопарка макаки-резуса, памятник которым есть в харьковском зоопарке.

К 1947 году Дом Государственной промышленности был полностью восстановлен. В мае 1951 года в здании начала работу первая в Советском Союзе телевизионная станция. На протяжении нескольких лет своей работы телецентр был оборудован аппаратурой созданной энтузиастами. В 1955 году на крыше Госпрома была установлена одна из первых в Союзе телевышек, высота которой составляет 45 метров.

На сегодняшний день в здании Госпрома размещаются управления различных отраслей промышленности и другие учреждения, а само здание постепенно реконструируется. Однако, по мнению экспертов, реконструкция больше причинила вреда нежели пользы, так как поставленные плоские стеклопакеты вместо дубовых двойных оконных рам и лестничных витражей сильно исказили восприятие Госпрома.

Тем не менее Дом Государственной промышленности является не только гордостью и визитной карточкой Харькова, но также и памятником архитектуры мирового значения.

Здание Госпрома

Описание

Источник 1, Источник 2

Госпром (укр. Держпром) — Дом Государственной промышленности, построенный на центральной площади города Харькова — площади Дзержинского (с 1996 года — площадь Свободы).
Памятник архитектуры в стиле конструктивизм, символ данного стиля.

В декабре 1917 г. Харьков стал столицей Советской Украины. Бывший купеческий, банковский, университетский город должен был, несомненно, приобрести новый облик, соответствующий столице индустриальной, трудовой пролетарской республики. С июля 1919 г. Губисполком принял решение о расширении и реконструкции города, освоении новых территорий.

Из всех градостроительных решений, реализованных в Харькове в 1925 — 1936 гг. наибольший интерес представляет ансамбль площади им. Дзержинского (ныне пл. Свободы). В истории её создания отразилась целая эпоха развития советской архитектуры. После революции земля, как известно, стала общенародным достоянием. Впервые появилась возможность реализации глобальных градостроительных замыслов «как можно быстрее стирающих последние черты капитализма с архитектурного лица города».
Реализация этих замыслов сталкивалась как с недостатком средств, так и с недостатком квалифицированных кадров. Решение о реконструкции центральной части города было принято на уровне эскизного проекта. Среди представленных предложений наиболее интересным представилось решение тогда ещё молодого архитектора-самоучки Виктора Карповича Троценко, впоследствии — одного из ведущих архитекторов Харькова эпохи конструктивизма. Он предложил идею Линейного развития центра города в направлении ул. Сумской. Главным узлом нового центра становилась круглая площадь на месте бывшего пустыря за Университетским садом — в то время, практически, окраина, за которой располагался комплекс городской больницы (ныне — Областная больница №1) и бараки военного госпиталя времён I-й Мировой войны.
К сожалению, большинство крупных конструктивистских проектов остались нереализованными. Один из немногих воплощённых в жизнь гигантов конструктивизма — это харьковский Дом Госпромышленности (Госпром). Он является, по сути дела, тоже новым типом здания, соединившим воедино все республиканские тресты и управления отраслями промышленности. Во Всемирной архитектурной энциклопедии именно здание Госпрома иллюстрирует статью «Конструктивизм».

Госпром — символ Харькова и символ стиля. А это значит, что и сам стиль отражает характер нашего города: «живой, трудовой», динамичный, конструктивный.

C 1930 г. около 30-ти трестов переехали в Харьков и расположились в разных приспособленных зданиях, часто неблагоустроенных. Они образовали паевое товарищество для строительства специального здания — Дома Госпромышленности, место для которого было выбрано на новой главной площади, которая, не имея пока названия, называлась «круглой». 21 марта 1925 г. Высшим Советом народного хозяйства был объявлен конкурс на разработку проекта этого здания «нового типа, соответствующего новым задачам социалистического строительства». В качестве подосновы был использован эскиз В.К. Троценко: здание предполагалось включить в радиально-кольцевую систему новой площади.
Конкурс вызвал большой интерес и стал международным. Через 3 месяца было представлено 17 проектов. Первая премия была присуждена проекту под девизом «Незваный гость», авторами которого были ленинградцы С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д. Фельгер.


Сергей Саввич Серафимов (1878 — 1939) был уроженцем г. Трапезунда, сыном капитана дальнего плавания и гречанки. В детстве неудачно сломал ногу и навсегда остался хромым. Закончил художественное училище в Одессе, затем, в 1910 г. — Петербургскую Академию художеств. Проектировал доходные дома, банки, вокзалы в стиле неоренессанса и «елизаветинского» превдобарокко: Всемирная слава ждала его в Харькове. О проекте Госпрома С.С. Серафимов писал: «Дом Госпромышленности я пытался решить, как частицу организованного мира, показать фабрику, завод, ставший дворцом».
В этом здании сосредоточилось до 30-ти самостоятельных учреждений с общим залом собраний, столовой, библиотекой. Композиция его построена по принципу осевой симметрии, но центральная часть контрастно понижена, пространство как бы «разрывает» и пронизывает здание, растворяя его в себе. Интересно, что в пространственном восприятии симметрия практически исчезает.

Соавтор С.С. Серафимова С.М. Кравец (1891 — 1966) также был выпускником Академии художеств в Петрограде 1917 г. В дальнейшем он возглавил разработку рабочих чертежей Госпрома.

Конкурсный проект, принятый к реализации в июне 1925 г., разрабатывался в рабочих чертежах ударными темпами. В специально построенном деревянном бараке работали молодые архитекторы — студенты и выпускники Харьковского Технологического института. Многие прошли здесь хорошую практическую школу. Здание по величине и сложности конструктивного решения в то время не имело аналогов в СССР и в Европе. В его конструкции были применены многоярусные и многопролётные рамные железобетонные конструкции, методы расчёта которых только предстояло разработать в процессе проектирования. Многие сложные инженерные задачи были решены специально созданным конструкторским бюро во главе с инженером М.А. Рудником. По итогам работы в 1929 г. была издана книга по методике расчёта сложных статически неопределимых рамных систем (авторы: А.В. Прейсфрейнд, М.М. Пайков).

Начальником строительства был назначен опытный инженер П.П. Роттерт (1880 — 1957). Он привлекал к работе, в основном, творческую молодёжь не старше 30-ти лет.
Проектное обеспечение, как видно, оказалось отличным, чего нельзя сказать о техническом обеспечении строительства. Через 8 лет после революции гигантское здание — самый большой тогда в Европе «небоскрёб» — объёмом в 347000 куб.м. из монолитного железобетона пришлось строить первобытными методами: при помощи человеческой и лошадиной энергии «умноженной» на мощность лопат, носилок, тачек и прочей подобной техники: Так строилось здание, призванное олицетворять собою индустриальную мощь первого в мире социалистического государства. 5 тысяч рабочих трудились в три смены и совершили чудо, которое можно объяснить только комсомольским энтузиазмом: строительство невиданного доселе гиганта было завершено за 2,5 рабочих сезона (!). На него ушло: 1315 вагонов цемента, 9000 т. металла, 3700 вагонов гранита, 40000 кв.м. стекла. Трудозатраты составили 1 млн. 560 тыс. чел./дней, сметная стоимость строительства — 9 млн. 50 тыс. рублей.

Вывоз земли на «грабарках». 1925

Ж/б работы. 1926

Конечно, собранных трестами денежных средств не хватило. Остальные деньги помог добыть Ф.Э. Дзержинский: по его предложению правительство приняло решение о внеочередном финансировании строительства. Поэтому, после скоропостижной смерти Ф.Э. Дзержинского в 1927 г. Госпрому и площади было присвоено его имя. К 10-летию революции была завершена первая очередь строительства, а в ноябре 1928 г. здание вступило в полную эксплуатацию: в него въехали тресты «Коксобензол», «Химуголь», «Югосталь», металлургические, химические и машиностроительные управления.
Слава о Госпроме скоро разнеслась по всей стране и дальше — по всему миру.
В то время, как на соседних улицах города ещё можно было видеть глинобитные хаты под соломенной крышей, такое сооружение казалось чем-то фантастическим, живым воплощением мечты о Новом мире, символом эпохи.
А.М. Горький, посетивший незаконченную ещё стройку в июле 1928 г., писал: » Это чудесная гармония, выражение могучего духа рабочего класса. Дорогие товарищи, любимые мои люди! Вот так же крепко, высоко, широко продолжайте строить!».
Ещё в ходе земляных работ на месте 6-го подъезда Госпрома был обнаружен скелет мамонта. Очевидно, останки этого мамонта и образ построенного над ними железобетонного гиганта вдохновили поэта В.В. Маяковского, который написал известные строки:

Где вороны вились,
над падалью каркав,
в полотна железных дорог забинтованный
столицей гудит
украинский Харьков,
живой, трудовой, железобетонный..»

Сбылась мечта поэта, высказанная им ещё в 1922 году: «Шарахнем в небо железо-бетон!»
Госпром успешно выполнил свою историческую роль: родился новый образ города, символом которого он стал впредь. Затем последовала и всемирная слава. Французский писатель Анри Барбюс посетил строительство Госпрома несколько раз. Небывалый размах стройки и энтузиазм строителей не оставили его равнодушным. Он опубликовал в журнале «Монд» статью под названием «Дом-гора», в которой отметил, что на строительстве Госпрома были впервые в мире решены многиек архитектурные и инженерные задачи. В 1928 г. американский писатель Теодор Драйзер писал о «чуде, увиденном в Харькове».
Вид на Госпром 1 мая 1930
Предметы детально разработанного интерьера (стены, окна, лестничные перила, дверные ручки, оконные шпингалеты и т. д.) содержат эксклюзивный рельеф с буквами ДГП.

Первоначально, по рекомендации Харьковского НИИ гигиены, ручки на всех дверях Госпрома были медными. Медики предписали использовать медь, обладающую бактерицидными свойствами и, по данным тех лет, убивающую микробов.
В 1930-х годах в зимний период на отопление здания расходовалось ежедневно до 25 тонн угля.
7 из 12 лифтов здания работают без замены с начала эксплуатации в 1928 году.

Между тремя большими корпусами проходят улицы Анри Барбюса и Ромена Роллана. Длина мостовых переходов над улицами — 26 м.

Здание Госпрома возведено методом «плавающей опалубки» — прогрессивным на тот момент, — и поэтому представляет собой фактически монолитный массив железобетона. Отсюда высокая прочность здания. Также существует объяснение прочности, основывающееся на том, что Госпром состоит из группы разновысоких башен, соединённых переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения (этот метод применяют в Японии при постройке небоскрёбов в сейсмоопасных зонах).

В 1934 г. столица Украины была перенесена в Киев. Тресты и управления покинули Госпром. В освободившиеся помещения переехал облисполком и его отделы. В период войны несколько раз производились попытки взрыва Госпрома, но монолитная конструкция устояла. Повреждённое пожарами здание с выбитыми стёклами представляло из себя голый скелет. На первом этаже была устроена конюшня, на других этажах жили обезьяны, сбежавшие из зоопарка.
После войны здание было восстановлено при помощи завода «Свет шахтёра» и получило новую жизнь. В него въехали тресты «Теплоэнергомонтаж», «Электромонтаж», «Южспецстрой», филиал Всесоюзного центра патентных услуг, научно-техническая библиотека, с 1949 г. — первый в СССР любительский телецентр.
7 мая 1951 г. состоялась первая телевизионная передача любительского телецентра. В 1954 г. принято решение о сооружении башни для городской телевизионной антенны.

Так продолжилась мечта конструктивистов: они любили украшать свои проекты различными техническими сооружениями, которых в то время ещё не могло быть. Произошёл тот редкий случай, когда позднейшая надстройка улучшило архитектуру здания: симметричный в плане Госпром получил недостающий элемент асимметрии — вертикальную доминанту высотой 45 м. и его общая высота достигла 108 м. Рядом с «подросшей» окружающей застройкой он вновь стал главным.
Строительство Госпрома стало началом формирования целого ансамбля, задуманного в едином стилистическом духе.

К 350-летию Харькова была начата реконструкция Госпрома, рассчитанная до 2010 года.
В 2004 году в Харькове прошла международная научно-практическая конференция «Конструктивізм в Україні», в рамках которой были высказаны замечания по проводимым на объекте работам. Зарубежные эксперты ИКОМОС настоятельно рекомендовали руководству ПЭП «Госпром» и городским архитектурным органам пересмотреть концепцию реконструкции.
«Остекление, которое составляет более половины поверхности Госпрома, по мнению международных экспертов, было изуродовано окончательно. Дело не в том, что дуб был заменен алюминием, а в том, что двойные интересные рамы — и оконные, и на лестничных витражах — заменены плоскими стеклопакетами. Это очень исказило восприятие Госпрома», — зав. кафедрой основ архитектуры ХГТУСА, к. арх. н. Александр Буряк.
К сожалению, экспертная оценка была широко отражена в прессе, были сделаны неверные выводы и проведена кампания, что памятник понёс большие потери и не может быть внесен в список памятников ЮНЕСКО. Это нанесло значительный вред мнению о необходимости подготовки комплекта научно-проектной документации по сохранению памятника и дальнейшему продвижению его в список всемирного наследия.
По результатам конференции Госпром был внесен в предварительный список памятников ЮНЕСКО. Это означает, что Украина в течение определённого срока должна подготовить памятник к рассмотрению в Комитете всемирного наследия.

Госпром (Харьков)

Госпром (укр. Держпром) — Дом Государственной промышленности, памятник архитектуры в стиле конструктивизм. Высота здания Госпрома 63 м. Вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 году, составляет 108 метров. Полезная площадь помещений Госпрома составляет 60 тыс. м², площадь участка застройки 10760 м². В момент постройки это был самый большой в СССР «небоскрёб»: его объём 347 тыс. м³. Материал — монолитный железобетон. Израсходовано 1315 вагонов цемента, 9000 т металла, 3700 вагонов гранита и 40000 м² стекла. В здании 4500 оконных проёмов, площадь наружного остекления — 17 гектаров.
После провозглашения Харькова столицей Украины встал вопрос о создании нового городского центра столичного масштаба. В 1923 году архитектором Троценко был разработан проект разбивки территории нынешней площади, и объявлен конкурс на её застройку. По итогам конкурса победил проект ленинградских архитекторов Серафимова, Кравца, Фельдгера. Начальником строительства был назначен инженер Роттерт, который впоследствии стал начальником строительства московского метрополитена. Впервые в мире разработаны и применены точные расчёты сложных пространственных рамных железобетонных конструкций. Авторы нового способа (графо-аналитический метод постоянных точек) — харьковские инженеры-конструкторы А. Прейсфрейнд и М. Пайков. При рытьи котлована 6-го подъезда были найдены кости мамонта. Здание Госпрома было построено за два года.
Здание построено в 1928 году и в течении 75 лет ни разу не реставрировалось (в 2003 году — в 350-летию города). Первое в СССР здание с плоской крышей. Одна из главных достопримечательностей Харькова. Здание и его строительство овеяно множеством легенд.
История Проект Дома Государственной промышленности для технических наркоматов и трестов Совнаркома Советской Украины разработан в 1925 году. Авторы проекта — ленинградские архитекторы С. С. Серафимов, С. М. Кравец и М. Д. Фельгер Здание построено в рекордно короткие сроки — закладка произошла 21 ноября 1926 года, сдача в эксплуатацию — 7 ноября 1928 года, к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции. Главный инженер строительства — П. П. Роттерт. После постройки, с 1928 по 1934 год, в здании размещался Совет Народных Комиссаров Украины. Во время немецкой оккупации 1941—1943 г.г. несколько раз производились попытки взрыва Госпрома, но монолитная железобетонная конструкция устояла. На первом этаже была устроена конюшня, на других этажах в начале оккупации жили обезьяны, сбежавшие из расположенного за зданием зоопарка. Здание восстановлено после войны в 1949 году. В 1955 г. на крыше установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 м. К 350-летию Харькова была начата реконструкция Госпрома, рассчитанная до 2010 года.
Интересные факты Высота здания Госпрома 63 м. Вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 году, составляет 108 метров. Полезная площадь помещений Госпрома составляет 60 тыс. м², площадь участка застройки 10760 м². Впервые в мире разработаны и применены точные расчёты сложных рамных железобетонных конструкций. Авторы нового способа (графо-аналитический метод постоянных точек) — харьковские инженеры-конструкторы А. Прейсфрейнд и М. Пайков. Решение о строительстве здания и внеочередном финансировании строительства из союзного бюджета принято посетившим Харьков в 1926 г. Ф. Э. Дзержинским. Стоимость строительства здания составила девять миллионов рублей. Строители большей частью вручную выкопали в земле котлован под здание объёмом 20 тысяч кубических метров и вывезли землю на лошадиной тяге на плоских телегах — «грабарках». Позже они выровняли неровное место под будущую площадь Дзержинского. Госпром в основном строился при помощи человеческой и лошадиной энергии с применением примитивных инструментов и механизмов — лопат, носилок, тачек и т. д. Около пяти тысяч рабочих (зимой несколько меньше), половина из которых жила в деревянных бараках, трудились в три смены и завершили строительство менее чем за два с половиной рабочих сезона. В момент постройки это был самый большой в СССР и во всей Европе «небоскрёб»: его объём 347 м³. Материал — монолитный железобетон. Израсходовано 1315 вагонов цемента, 9000 т металла, 3700 вагонов гранита и 40000 м² стекла. При рытье котлована 6-го подъезда были найдены кости мамонта. Сегодня кости мамонта находятся в музее естественной истории на ул. Тринклера. Поэт Владимир Маяковский написал по этому поводу стихотворение: Там, где вороны бились, над падалью каркав, в полотно железных дорог забинтованный, столицей гудит украинский Харьков, живой, трудовой, железобетонный. Предметы детально разработанного интерьера (стены, окна, лестничные перила, дверные ручки, оконные шпингалеты и т. д.) содержат эксклюзивный рельеф с буквами ДГП. Первоначально, по рекомендации Харьковского НИИ гигиены, ручки на всех дверях Госпрома были медными. Медики предписали использовать медь, обладающую бактерицидными свойствами и, по данным тех лет, убивающую микробов. Некоторые из десяти лифтов здания работают без замены с начала эксплуатации в 1920-х годах. Между тремя большими корпусами проходят улицы Анри Барбюса и Ромена Роллана. Длина мостовых переходов над улицами — 26 м.
Первый в мире аэробус, семимоторный самолёт-гигант К-7 был создан в Харькове в 1933 году. Его называли «воздушный Госпром».
www.youtube.com/watch?v=8BukJtvrSbs
babs71.livejournal.com/132293.html
ngeorgij.livejournal.com/6561.html
dozor.kharkov.ua/themes/kharkov_history/1157166.html

Leave a Comment