Зеленые города

Facebook

Разумеется, “зелеными” эти города считаются не в буквальном смысле — они не обязательно утопают в зелени, и до полной экологичности многим еще далеко. Однако все они совершили и продолжают прилагать огромные усилия по улучшению качества жизни своих обитателей, заботе об окружающей среде и экономии ресурсов. У них явно есть чему поучиться.

1. Рейкьявик, Исландия

В английском языке есть поговорка для запоминания, основанная на игре слов: «Greenland is icy and Iceland is green». Вряд ли что-то радикально поменялось в Гренландии, но вот в отношении Исландии последнее время это как нельзя более близко к истине. По улицам Рейкьявика ездят автобусы на водородном топливе, а уникальные геотермальные природные ресурсы используются для отопления и выработки электроэнергии. Власти Исландии намерены перейти исключительно на возобновляемые источники энергии уже к 2050 году, а Рейкьявик сделать самым чистым городом Европы. Исландии (“земля льда”) и Гренландии (“зеленая земля”) пора поменяться названиями )

2. Портленд, штат Орегон, США

Американцы любят давать своим городам прозвища: Нью-Йорк у них — Большое Яблоко, Чикаго — Город ветров, а вот Портленд прозвали Городом роз. И не зря: особое отношение городских властей к планировке города и его микроклимату позволяет отнести его к одному из самых экологичных городов США. Портленд — первый американский город, в котором введена программа жесткого контроля над выбросами СО2 в атмосферу и поддержки экологичного строительства. Также в Портленде действует развитая система легкого метро, скоростных автобусов и велосипедных дорожек, чтобы сделать общественный транспорт привлекательным и снизить число автомобилей. Более 350 км2 “зеленой зоны” и 120 км парковых аллей, троп и дорожек (включая знаменитый Японский сад).

3. Куритиба, Бразилия

Один из самых благоустроенных городов Бразилии, Куритиба может похвастаться образцовой системой городского общественного транспорта — более 75% жителей предпочитают пользоваться именно им, а не личными автомобилями. Здешние скоростные автобусные линии служат примером для всех городов мира! На каждого горожанина в Куритибе приходится 54 квадратных метра зеленых насаждений, а вместо газонокосилок, работающих на бензине, порядок на газонах поддерживают стада живых овец: и экологично, и детям радость. Неудивительно, что 99% жителей Куритибы довольны своим городом.

4. Мальмё, Швеция

Утопающий в зелени и известный своими парками и садами, Мальмё — образец экономного и экологичного городского хозяйствования. Власти третьего по величине города Швеции хотят сделать его образцовым “эко-городом” и уже провели ряд реформ.

5. Ванкувер, Канада

Уникальное расположение Ванкувера, третьего по величине города Канады, — между горами и морем — обуславливает его облик и климат, делая его одним из самых красивых и благополучных городов мира. Недаром британское издание The Economist признавало его “лучшим городом Земли” аж четыре раза! Городские власти разработали 100-летний план улучшения экологического климата города, и строго ему следуют. Уже сегодня 90% электроэнергии Ванкувер получает из возобновляемых источников — гидроэлектростанций, а также использует энергию солнца, ветра и приливов. В городской черте насчитывается более 200 парков и скверов и почти 30 км океанского побережья.

6. Копенгаген, Дания

Датчане научились использовать энергию ветра — в 2000 году недалеко от Копенгагена прямо в проливе Эресунн была построена ветряная электростанция Мидделгрюнден, обеспечивающая более 5% потребности города. Ветроэнергетика Дании считается лучшей в мире, и более 90% энергии идет на экспорт. В Копенгагене уже 10 лет действует новая экологичная система метро, а сам город неоднократно получал награды за лучшую систему экологического менеджмента в Европе. К тому же столица Дании — один из самых “велосипедных” городов Европы: и модно, и экологично, и для здоровья полезно.

7. Лондон, Великобритания

Мэр Лондона Кен Ливингстон также задался целью вывести свой город в число самых экологичных в мире, и недавно принятая им инициатива по контролю за изменением климата — очередное тому доказательство. Согласно плану Ливингстона, 25% потребности Лондона должны покрывать возобновляемые источники, а также в ближайшие 25 лет выбросы СО2 в атмосферу должны снизиться на 60%. Горожанам, решившим перевести свои дома на альтернативные источники энергии, предоставляются большие льготы. Въезд на автомобиле с бензиновым двигателем в центр Лондона теперь платный — так городские власти борются с выбросами выхлопных газов. Особенно дорого лондонцам обходятся внедорожники, а вот гибридные и электрические автомобили могут ездить совершенно бесплатно!

8. Сан-Франциско, штат Калифорния, США

Более половины жителей Сан-Франциско ежедневно пользуются общественным транспортом, ходят пешком или ездят на велосипеде. Более 17% площади города отведено под парки и зеленые насаждения. В 2001 году электорат Сан-Франциско одобрил программу по внедрению энергосберегающих и генерирующих установок на основе солнечной и ветряной энергии стоимостью более 100 млн долларов. Здесь также запрещено использование пластиковых пакетов, непригодных для переработки, детских игрушек из пластика, содержащего потенциально опасные соединения.

9. Байя-де-Каракес, Эквадор

Этот небольшой город с населением всего в 20 тысяч жителей пострадал от природных катастроф в середине 1990-х, но жителям и городским властям удалось не только полностью восстановить его, но и сделать более удобным для жизни. Байя-де-Каракес, получивший титул экогорода в 1999 году, по праву считается самым “зеленым” городом Эквадора, сюда приезжают учиться студенты-экологи и экотуристы. В городе действуют программы сохранения биологического разнообразия, создаются новые зеленые насаждения взамен уничтоженных, предотвращается эрозия почв. Также здесь действует первая в мире сертифицированная органическая ферма по выращиванию креветок.

10. Сидней, Австралия

Между прочим, Австралия стала первой страной, законодательно запретившей использование устаревших ламп накаливания. Но жители Сиднея пошли еще дальше, добровольно отключив электричество во всём городе на один час, — так они хотели привлечь внимание к проблеме глобального потепления. В Сиднее также строго следят за выбросами СО2 в атмосферу и грамотно утилизируют пищевые отходы — таков облик самого “зеленого” в Южном полушарии современного мегаполиса.

11. Барселона, Испания

Барселона славится своей “пешеходностью” — более 37% всех передвижений по городу совершается его жителями на своих двоих. Для автомобилей же созданы специальные условия удобной и экологичной парковки. Солнечный климат Барселоны позволяет обеспечить львиную долю потребности в электроэнергии за счет солнца. Власти города также тщательно следят за равномерным развитием всех районов города, не допуская создания трущоб и кварталов бедноты.

12. Богота, Колумбия

Мы привыкли слышать, что Колумбия — это наркоторговля, трущобы и кофе, не так ли? Пора избавляться от стереотипов! Еще в начале 2000-х годов мэр Боготы пересадил половину населения столицы на общественный транспорт, внедрив выгодную и удобную систему скоростных автобусных линий. Таким образом, нагрузка на дороги снизилась на 40%, а высокие налоги на бензин побуждают население приобретать электрические и гибридные автомобили. Для пешеходов же созданы красивые и безопасные тротуары, велосипедные дорожки и зеленые парки.

13. Бангкок, Таиланд

Когда-то известный своими дымовыми трубами и смогом, Бангкок уверенно движется в сторону светлого (в буквальном смысле) будущего. Мэр города умудрился поставить на службу городу даже кулинарию: теперь жители могут сдавать отходы растительного масла после жарки на переработку — из них сделают биологическое топливо для транспорта. Объем вредных выбросов в атмосферу от транспорта и промышленности постепенно сокращается. И хотя городской воздух все еще далек от идеального, нельзя не отметить столь значительный прогресс Бангкока в области улучшения экологической ситуации.

14. Кампала, Уганда

Этот город столкнулся с типичными проблемами городов в развивающихся странах, но ему удается их спешно преодолевать! Как и многие столицы, Кампала стоит на семи холмах и гордится своими красивыми окрестностями, однако проблему бедности и загрязнения воздуха (ведь гибридные автомобили так дороги!) никто не отменял. Многие жители Кампалы приехали в город из сельской местности, и привычка заниматься земледелием у них в крови. Городские власти сумели найти компромисс, сделав сельское хозяйство в черте города не только эстетически приятным, но и эффективным. Также планируется заменить малоэффективные “маршрутки” на удобную систему скоростных автобусов и установить контроль за выбросами CO2 — словом, столица Уганды развивается в правильном направлении!

15. Остин, штат Техас, США

Горячее техасское солнце сделало Остин крупнейшим центром выработки солнечной энергии в США: обеспечив более 20% потребности города, местная энергетическая компания Austin Energy идет в авангарде всей энергетики штата и внедряет подобные инициативы в других городах. Более 15% территории города занимают парки и зеленые насаждения, а для велосипедистов создано более 50 км велосипедных дорожек. Вот вам и “пустынный штат”!

Рейкьявик хочет стать самым экологически чистым городом в мире

Достижение нейтрального уровня антропогенной эмиссии углекислого газа объявлено главной задачей Рейкьявика до 2040 года. Город уже сейчас сумел минимизировать выбросы CO2 в атмосферу. Достаточно суровый климат требует бесперебойную работу систем теплоснабжения, и оно осуществляется счет геотермальных станций. Работа по их созданию началась в 30-х годах XX века, и к 1971 году 98% зданий исландской столицы отапливались горячей водой, поступающей непосредственно из гео-скважин. В наши дни основным источником загрязнения атмосферы города являются автомобили, поэтому первоочередные усилия будут направлены на модернизацию транспортной сферы. К 2030 году планируется увеличить долю людей, пользующихся общественным транспортом, с нынешних 4% до 12%, что позволит сократить число машин на улицах. К этому же времени весь общественный транспорт перейдет на экологически чистые источники энергии. Помимо того, будет поощряться использование велосипедов, а для электромобилей будет создано множество станций подзарядки. Вся городская инфраструктура будет перестроена таким образом, чтобы людям не приходилось пересекать город ради какого-то занятия или услуги: все необходимое, включая рабочие места, должно находиться в шаговой доступности. Благодаря этому число пешеходов должно вырасти с 19% до 30%. Внести вклад в экологию сможет каждый горожанин: в частности, людям предложат самим выращивать овощи. Специалисты проведут информационную кампанию и научат всех желающих тому, как заниматься сельским хозяйством в городской черте или как получать компост из пищевых отходов каждого домашнего хозяйства. Можно будет заняться и озеленением города: различные программы подразумевают участие в этом жителей всех возрастов начиная со школьников. Узнайте об альтернативной энергетике больше.

Москва заняла 57 место среди ста самых зеленых городов мира. Об этом свидетельствует рейтинг консалтинговой фирмы Arcadis, занимающейся вопросами инфраструктуры и окружающей среды. При составлении списка учитывались экологический, социальный и экономический факторы, при этом 16 из 20 самых зеленых городов мира оказались европейскими.
Первая строчка в рейтинге досталась Цюриху, вторую строчку занимает Сингапур, далее следуют Стокгольм, Вена, Лондон, Франкфурт, Сеул, Гамбург, Прага и Мюнхен. Топ-100 замкнули Найроби, Каир и Калькутта. Впрочем, показатели Москвы пока далеки от идеальных. Недавно министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской назвал столицу в числе городов с худшими показателями по загрязнению воздуха.
А по подсчетам Гринпис, за 15 лет столица лишилась 700 гектаров зеленых насаждений и только на бумаге считается одним из самых зеленых мегаполисов мира. На снимках из космоса зеленые зоны занимают около сорока процентов площади Москвы, но зеленых зон недостает более чем половине жителей, а в центре города зелени в десятки раз меньше, чем положено по нормативам. Устойчивой «традицией» стало нецелевое использование особо охраняемых природных территорий и земель общего пользования, а также бесконтрольная застройка.

Куритиба, Бразилия

История «зеленой» Куритибы берет свое начало еще в семидесятых годах двадцатого столетия. В то время, когдапостальной мир расширял автострады, строил новые развязки и парковки, отдавая предпочтение личному автомобильному транспорту, мэр этого города Жайме Лернер самонадеянно заявил: «Куритиба не для автомобилей!» Имея архитектурное образование, он лично принял участие в разработке нового генерального плана мегаполиса, в котором были заложены принципы развития города на последующие десятилетия.


Зеленый город Куритиба

Этот план был по-настоящему революционным. К примеру, в нем предусматривалось не сокращение, а расширение зеленых зон в городе, в том числе, и в центральной части Куритибы, вторичная переработка отходов, энергетическая эффективность, поддержка производителей и продавцов свежих продуктов и, главное, транспортная реформа.

Зеленый город Куритиба

Результат не заставил себя ждать. В наше время Куритиба считается одним из самых благоустроенных и комфортных городов мира. А хорошо продуманным общественным транспортом в этом городе пользуется ежедневно более 70 процентов пассажиров, что является абсолютным мировым рекордом среди городов с населением выше 1 миллиона человек.

Развитая сеть общественного транспорта является гордостью и визитной карточкой Куритибы

Город настолько зациклен на эффективности даже в самых мельчайших проявлениях общественной жизни, что газоны в городской черте стригут не бензиновые газонокосилки, а живые овцы.

Зеленый город Куритиба

Уникальный опыт преобразования Куритибы стал основой для подобных программ в сотнях городов по всему миру. Лернер и его последователи задали высочайший стандарт, дотянуться до которого практически невозможно.

Ванкувер, Канада

Наиболее близко к бразильской Куритибе приблизился канадский Ванкувер. Этот населенный пункт за последнее десятилетие четыре раза признавался «лучшим городом Земли», что является результатом кропотливой многолетней работы городских властей и местного бизнеса.


Зеленый город Ванкувер

Расположенный на западном побережье Канады Ванкувер, имеет уникальные природные параметры, позволяющие развивать по-максимуму ветряную и солнечную энергию, а также энергию приливов и отливов. А на всех окружающих город реках и речушках построены сотни ГЭС разных размеров. В результате около 90 процентов электричества, используемого Ванкувером, идет из возобновляемых источников.

Зеленый город Ванкувер

Власти Ванкувера всячески поддерживают электрический транспорт, в том числе, и общественный. А общая длина велодорожек в городе приближается к тысяче километров. Использование персонального автомобиля порицается, а велосипеда – всячески поощряется.

Велосипедисты на улицах Ванкувера

Ванкувер известен также своими зелеными насаждениями. В городе насчитывается более двухсот парков и скверов, а длина облагороженной набережной составляет 30 километров.

Рейкьявик, Исландия

Рейкьявику сам Бог велел быть одним из самых экологичных городов мира! Парадоксально, что Исландия является куда более зеленым островом, чем Гренландия, а Гренландия – намного более заснеженной и ледяной, чем Исландия.


Панорама Рейкьявика

В Рейкьявике, как и во многих других местах Исландии, находится множество выходов на поверхность горячих грунтовых вод. Эта природная энергия используется для выработки электричества, подогрева воды, отопления в домах и даже для того, чтобы теплыми в течение всего года были тротуары на городских улицах.

Тротуары в Рейкьявике подогреваются термальными водами

Но жители Рейкьявика не готовы ограничиваться лишь теми благами, которыми щедро их наделяет природа. Городские власти и частные структуры ежегодно инвестируют миллионы долларов в исследования относительно эффективного использования ресурсов, а также на внедрение новых, интеллектуальных технологий.

Бассейн термальных вод в Рейкьявике

Многие считают причиной этих позитивных изменений малый размер города, позволяющий быстро и эффективно внедрять инновации. Но городские власти утверждают, что этот параметр только вредит. Ведь крохотному населенному пункту куда сложнее аккумулировать большую сумму денег на передовой инфраструктурный проект. А их в Рейкьявике немало! В качестве примера можно привести систему городского автобуса, но которой ездит только транспорт на водородных двигателях. Даже в самых богатых городах подобное встречается нечасто.
Еще одним впечатляющим проектом, осуществляющимся в Рейкьявике, является попытка создать внутри города зону площадью 5 квадратных километров с нулевым выбросом углекислого газа в атмосферу.
Кстати, даже полярное сияние в Рейкьявике бывает именно зеленого цвета!

Полярное сияние в Рейкьявике

Портленд, Орегон, США

Соединенные Штаты Америки никогда не отличались особо бережным отношением к экологии. Ведь даже Киотский протокол, ограничивающий выбросы вредных веществ в атмосферу, они не подписали. Но есть в этой стране города и регионы, которые ставят экологическую безопасность в списке приоритетов выше, чем экономику. Одним из них является Портленд.


Панорама зеленого Портленда

Портленд имеет прозвище «Город роз». Ведь именно с этих прекрасных цветов началась любовь горожан ко всему зеленому, чистому и прекрасному. Эта страсть вылилась в то, что сейчас Портленд является самым чистым и экологичным крупным населенным пунктом по всех Соединенных Штатах Америки.

Японский сад в Портленде

В Портленде успешно функционирует система легкого метро и скоростных автобусов. Ежегодно прирастает новыми десятками километров сеть велодорожек. Городские власти установили жесткие нормы выброса углекислого газа в атмосферу. Они значительно снизили налоговую нагрузку для компаний, занимающихся строительством энергетически эффективных зданий, и другому экологически ответственному бизнесу.

Настоящий лес в городской черте Портленда

Зеленые зоны в Портленде занимают 350 квадратных километров, что составляет намного больше половины от общей площади города. Плотность парков, скверов и даже лесов в городской черте настолько высока, что на улицах этого населенного пункта нередко можно встретить зайцев, лис и других диких, но неопасных животных.

Велосипедисты на улицах Портленда

Лондон, Великобритания

Лондон, конечно, пока что не входит в пятерку самых зеленых и экологичных городов мира, но в ближайшие годы непременно там появится. Ведь невозможно не обратить внимание на разительные перемены, которые происходят с британской столицей. Город, который еще столетие назад считался символом бездумной и вредной индустриализации, в котором из-за смога невозможно было нормально дышать, сейчас превратился в пример для других мегаполисов в плане экологических и инфраструктурных инноваций.


В центральной части Лондона

Лондонские власти во главе с неординарным Борисом Джонсоном взяли четкий курс на превращение Лондона в зеленую столицу Европы. Они всячески ограничивают использование в городе персонального автомобильного транспорта и вообще двигателей внутреннего сгорания. К примеру, въезд в центр бензиновых и дизельных машин стоит приличных денег, зато электрические и гибридные авто могут проезжать совершенно бесплатно.

Парк Green Park в центральной части Лондона

Пытается Лондон догнать и обогнать традиционно велосипедные города типа Амстердама и Копенгагена. Этот населенный пункт может в будущем стать первым в мире мегаполисом с шоссе, эстакадами и многоуровневыми развязками для велосипедов, проходящими через весь город. Тем более что за реализацию этого амбициозного проекта взялся лично Норман Фостер.

В Лондоне существует городская сеть общественных велосипедов

Существует в Лондоне и программа, направленная на развитие альтернативных источников энергии. Строители обязаны оснащать абсолютно все новые дома солнечными панелями на крышах, а владельцы уже существующих строений, решившихся на подобную модернизацию, получают от города налоговые и коммунальные льготы.

Мост через Темзу, покрытый солнечными панелями

У каждого города свой путь, как стать зеленым. Некоторым, как Рейкьявику, везет с географическим положением и природными ресурсами. Но все равно основную роль в таком преобразовании несут городские власти. Где-то – энтузиасты-одиночки, решившие перевернуть мир, где-то – команды единомышленников, объединенные стремлением сделать окружающее пространство лучше. При этом опыт показывает, что изменения не стоит ждать на государственном уровне – это всегда должна быть инициатива с места.
Где-то решили сделать свой город «зеленым» еще половину столетия назад, где-то до этой идеи дошли только сейчас. Но тенденция к подобному восприятию мира – очевидна. И чем раньше власти и сами жители населенных пунктов возьмутся за это, тем лучше для всех нас.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Leave a Comment