Зимний Дворец В Петербурге


Зимний дворец

Санкт-Петербург

Зимний дворец

Зимний дворец

Зимний дворец – один из известнейших символов Санкт-Петербурга. Вместе с Дворцовой площадью, Александровской колонной, зданиями Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса Зимний дворец составляет центральный ансамбль исторической части города. Величественный дворец с колоннами, пышной декоративной отделкой производит сильное впечатление на зрителей. Однако мало кто знает, что дошедшее до нас здание Зимнего дворца является четвертым по счету, построенным на этом месте.

Первый Зимний дворец назывался Зимний дом. Он был построен в 1711 году по приказу Петра I к востоку от современной Зимней канавки (она была прорыта в 1718-1720 годах). Второй Зимний дворец был построен в 1719-1721 годах на месте современного Эрмитажного театра по проекту архитектора Г. Матарнови. В 1732-1735 годах архитектор Франческо Бартоломео Растрелли построил третий зимний дворец. Однако в 1754-1762 годах он его полностью перестроил, так что в итоге получилось новое здание. Его размеры в несколько раз превышают размеры всех предыдущих дворцов, а пышная отделка ставит Зимний дворец в ряд лучших архитектурных сооружений в стиле барокко.

Зимний дворец в плане представляет собой четырехугольное здание, внутри которого расположен обширный двор. Парадные фасады дворца обращены на Неву и на Дворцовую площадь. В центре площади Ф.Б. Растрелли планировал установить конную статую Петра I, но этим планам не суждено было сбыться. Вместо конной статуи в центре площади в 1834 году была установлена Александровская колонна в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Зимний дворец построен в стиле барокко. Его фасад визуально разделен на два яруса (нижний – первый этаж, верхний – второй и третий этажи), каждый из них пышно декорирован колоннами ионического и композитного ордеров, богатой лепкой. Над парапетом и фронтонами расположены декоративные статуи и вазы. В центре фасада, который выходит на Дворцовую площадь, расположены три арки. Они ведут в парадный двор, к центральному входу во дворец в северном корпусе. В северо-восточном углу дворца находится парадная Иорданская лестница, которая ведет к анфиладе парадных залов, в юго-западной части – дворцовый театр.

В 1762 году внутренняя отделка дворца еще не была закончена. Над ней работали помощники Ф.Б. Растрелли С.И. Чевакинский и Ю.М. Фельтен, а также архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. В 80-90-х годах XVIII века во дворце работали Д. Кваренги и И.Е. Старов. Они создали новую анфиладу залов с видом на Неву, убрали Тронный зал и дворцовый театр. В 20-х годах XIX века во дворце появилась Военная галерея 1812 года, созданная К.И. Росси, в 30-х годах были перестроены некоторые парадные залы.

Пышная отделка Зимнего дворца была уничтожена во время пожара в декабре 1837 года. Но уже к концу 1839 года большинство помещений дворца было восстановлено под руководством В.П. Стасова и А.П. Брюллова. Некоторые залы были отреставрированы в соответствии со старыми чертежами и планами, другие же заново оформлены. Наибольшую художественную и историческую ценность представляют Георгиевский зал (Большой тронный), Военная галерея 1812 года, Иорданская лестница, Петровский, Концертный, Александровский залы и другие.

Зимний дворец стал свидетелем многих исторических событий:

  • с момента его постройки и до июля 1917 года он являлся резиденцией российских императоров;
  • 5 февраля 1880 года во дворце прогремел взрыв, который должен был убить императора Александра II;
  • 9 января 1905 года перед дворцом была расстреляна мирная рабочая демонстрация; с июля по ноябрь 1917 года здесь располагалось Временное правительство;
  • в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года Зимний дворец был захвачен Красной гвардией.

Только в 1922 году Зимний дворец перестал играть роль политического объекта. Здание было передано Государственному Эрмитажу.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

С тех пор Зимний дворец и Эрмитаж неразрывно связаны друг с другом. Современный Государственный Эрмитаж располагается в пяти зданиях: в Зимнем дворце (1754-1762), Малом Эрмитаже (1764-1775), Старом Эрмитаже (1770-1787), Новом Эрмитаже (1842-1851), Эрмитажном театре (1783-1787). Филиалы музея расположены также в восточном крыле здания Главного штаба и Меншиковском дворце.

В Государственном Эрмитаже хранятся богатейшие коллекции, рассказывающие о первобытной культуре, культуре и искусстве античного мира, западноевропейском искусстве, культуре и искусстве Востока, русской культуре. Например, западноевропейский отдел посвящен искусству Италии, Испании, Голландии, Франции, Англии, Германии и других европейских стран. Здесь представлены картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо, Эль Греко, Д. Веласкеса, А. Ван Дейка, Ван Гога, Клода Моне, Поля Сезанна, Пабло Пикассо и многих других мастеров живописи. В отделе русской культуры представлено более 300 тысяч экспонатов, рассказывающих о культуре и искусстве России, начиная со времен Древнерусского государства и заканчивая началом XX века.

Не каждый может отправиться, например, на отдых в Тайланд и полюбоваться на произведения искусства этой страны. Но в Эрмитаже есть экспозиция, посвященная культуре и искусству Востока, которая занимает более 50 залов и представляет около 180 тысяч экспонатов. Это богатые коллекции памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Византии, Китая, Японии, Таиланда. В Эрмитаже будет интересно посетить галерею драгоценностей и своими глазами увидеть золото скифов, греческое золото, драгоценные предметы эпохи Киевской Руси и Средневековой Европы, предметы церковной утвари XV-XIX веков, ювелирные украшения Востока и Западной Европы.

В экспозициях Эрмитажа представлены не только произведения изобразительного искусства и скульптуры, но и произведения народно-прикладного искусства, оружие, монеты, медали, книги, археологические находки, египетские мумии, античная керамика и многие другие предметы, представляющие историко-культурную и художественную ценность.

Зимний дворец является грандиозным памятником архитектуры XVIII века, а расположенный в нем Эрмитаж – памятником культуры и искусства.

А р т — г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Зимний дворец

1754-1762

Растрелли строил четвертый Зимний дворец исходя из его градообразующего положения в сердце города и империи. Колоссальное каре дворца замкнуто, как и подобает ядру космоса, и одновременно раскрыто на все четыре стороны, что соответствует его сущности энергетического средоточия огромной страны.
Планировка здания парадоксальна: изнутри монолит оборачивается свободным пространством внутреннего двора, а основные смысловые и формообразующие блоки — тронный зал, храм, театр, парадная лестница — разнесены по углам здания, согласно излюбленному Растрелли принципу связывания композиции по диагонали.
Растрелли, вынужденный, согласно заказу, замкнуть здание дворца, в художественную концепцию дворца закладывает совершенно иную идею. Здание пульсирует, подобно сердцу, включаясь в ритмы бесконечных просторов земли русской. Оно сосредоточивает энергию массы в формирующиеся на наших глазах, соподчиненные главному объему кубические монолиты по углам, которые активно наступают на окружающее пространство. Одновременно соединяющие их анфилады отступают, втягивая пространство в малые парадные дворы с запада и востока. Эти фасады своей раскрытостью объемлют воздушные пространства.

План зимнего дворца

Главный южный фасад, обращенный на парадную площадь города, которую предполагалось оформить полукругом колоннад наподобие площади св.

Петра в Риме, – единственный фасад, в котором с помощью выступающего ризолита мощно выделено главенство центра. Это фасад, обращенный к тверди земной, в нем всё, как должно, устойчиво и стабильно, ибо он воплощение порядка и власти. Противоположный же северный фасад, выходящий к Неве, наоборот, прогибается по центру, следуя некоему внешнему ритму великой реки, чьим стихийным бегом правит бесконечность. Разомкнутая волнообразная пульсация белоснежных, расположенных в два яруса колонн особенно впечатляюща со стороны Дворцового моста — в дальней перспективе колонны сливаются в пенный прибой, затем следует отлив и спокойная гладь изумрудных стен, а к углу вновь учащенный ритм колонн/валов и… вы падаете в воздушную бездну объятий западного фасада.

Схема Зимнего дворца

Чтобы увидеть всю панораму дворца, зритель вынужден все время отступать к мосту, к стрелке Васильевского острова или к центру необозримой глади водного пространства, где и находится истинный космический, а не человеческий центр имперского города.

На взгляд всплывшего из морских пучин божества рассчитывал Растрелли масштаб дворца. Математически вычерченное и выверенное здание в силу своей колоссальности и необозримости начинает вести себя как природная стихия, что соответствует, с одной стороны, духу барокко, всечасно переживающего Вселенную, а с другой — «воле целой цивилизации, обширной, пространственной и привычной к громадным расстояниям пограничной цивилизации Евразии, которая усердно и вдохновенно осваивает европейскую размеренность, логичность, обозримость» (А. Якимович).

Архитектура барокко / Россия

Второй Зимний дворец

Строительство нового, так называемого Второго Зимнего дворца, началось в 1716 г. по проекту архитектора Георга Матарнови. Старый дворец частично разобрали, оставшиеся от него 6 комнат вошли в состав нового дворца и использовались как личные покои царя Петра I. В 1716 г. был заложен фундамент, в 1717 г. строили стены, в 1718 г. штуктурили и отделывали фасад. После смерти Матарнови в 1719 г.

строительством дворца руководил молодой архитектор Ф. Б. Растрелли. К 27 декабря 1720 г. постройку завершили, и вскоре во дворце устроили первую ассамблею.

Дворец, судя по чертежам Маттарнови, был относительно незамысловатый и небольшого размера. Лишь фасад, выходящий на набережную, в центре был украшен пилястрами, треугольным фронтоном с декоративной скульптурой. Из жилых комнат, отделанных голландскими изразцами, выход вел в небольшой паттерный садик, к которому, в вою очередь, примыкала миниатюрная гавань.

Второй Зимний дворец.1716-1720 гг.
Слева: Проект фасада И. Маттарнови.
Справа: Гравюра Е.Т. Виноградова по рис. М.И. Махаева, 1753 г.

Этот дворец был построен и отделан, судя по всему, по личным предпочтениям Петра I, большого поклонника Голландии, в нем царь и скончался 28 января 1725 г.

Екатерина I, вскоре после восшествия на престол заказала архитектору Доменико Трезини перестройку Зимнего дворца, с целью расширить его втрое. Старое здание вошло в состав нового дворца, так называемого Зимнего дворца Екатерины I, как западный ризалит, а восточный ризалит зеркально его повторял. В центральной части дворца был возведен торжественный портал. Среди дворцов петровских придворных на набережной, Второй Зимний дворец Трезини выделяется особенной торжественностью.

После смерти Екатерины I весной 1727 г. во дворце устраивались палаты для Петра II, однако он начал строительство своего дворца на Васильевском острове. Анна Иоанновна после переезда из из Москвы в 1732 г. поселилась в доме Апраксина. Так Зимний дворец Екатерины I не стал царской резиденцией, он использовался для различных императорских нужд, в нем жили придворные. При Елизавете I, дочери Петра I, размещалась особо любимая императрицей лейб-кампанская рота, которая способствовала ее воцарению.

На месте дворца в конце XVIII в. был возведен Эрмитажный театр (25, стр. 24-26).

Второй Зимний дворец после перестройки Д. Трезини в 1726 г..
Слева: Фрагмент рисунка Х. Марселиуса. Конец 1720-х гг.
Справа: Чертеж середины XVIII в.

Список использованной литературы

на главную

Leave a Comment