Простой трехмерный стол, застланный синим сукном. Не менее простые карточки – без особенных рисунков и даже и без яркого сопроводительного текста. Сложнейшие по местным меркам таймеры событий – мало того, что большие, так еще и рассказывают нам всю нашу историю.
Новенький симулятор культиста сделан для тех, кто любит читать. И, очевидно, не против устроить пару-тройку карточных жертвоприношений древним богам.
Читать, кстати, придется на английском. Я очень сильно удивился, обнаружив Cultist Simulator в рассылке Humble Bundle. Вроде бы, Steam был просто обязан день и ночь рекламировать мне инди-новинку про оккультные приключения, хитро завернутую в карточную игру, но нет. Магазин побоялся подкидывать мне баннеры с развлечением, недоступном на русском языке.
И, надо думать, был как минимум отчасти прав. Без знания главного иноземного наречия – или хотя бы искреннего желания его подучить – здесь делать решительно нечего. Ибо весь геймплей построен по большому счету на том, что ты втянешься в интригу, лаконично рассказываемую тебе картами, захочешь докопаться до самого ее дна, и сам собой додумаешь добрую половину деталей.
Забегая вперед, сразу скажу, что в принципе культистские истории стоят того, чтобы периодически лезть в «Гугл» за переводами слов типа conjuring и sacrifice. Поэтому не стесняемся уровня своих познаний и читаем дальше.
Начинается нисхождение отдельно взятой смертной души очень просто. Нас превращают в молодого, бедного и безработного студента и сажают за вышеупомянутый синий стол вершить свою судьбу. В игре – ровно одна карточка и ровно одно событие. И, как ни странно, это будничная работа, на которую нужно просто взять и явиться. Зато уже буквально на следующем ходу на нас сваливается таинственное наследство, разгребая которое, мы сделаем развернем на столе целый сумасшедший пасьянс, иллюстрирующий жизнь восходящей звезды исследования потусторонних миров.
Система у пасьянса хитрая. Проще всего было бы ее описать, сославшись на настольную игру «Древний ужас», благо и базовые механики у нее практически одинаковые, и тема ровно та же самая.
В распоряжении нашего протагониста есть четыре основных ресурса – его здоровье, его же воображение, разум, а также – куда без них – деньги. Выражаются эти добродетели в привычных условных единицах a la «три здоровья» или «пять рассудка». Захватывать оккультный мир и дополнительные карты сумасшедшего пасьянса мы, соответственно, будем в меру этих сил.
Для того, чтобы стать главным местным оккультистом, необходимо периодически заниматься всякой всячиной. Прежде всего – как ни странно, ходить на работу. Ну или просто добывать деньги за счет своих талантов. Параллельно с общественно полезным трудом уже можно баловаться всяким разным. Например, спать, положив себе под подушку магический артефакт, чтоб для лучшего приема потустороннего сигнала. Или читать полезные в деле вызова Ктулху книжки.
Параллельно с нашими активными подвигами в жизни культиста регулярно и сама собой происходит ерунда. То депрессия накроет, то детективы возьмутся расследовать наши подвиги, то главный герой начнет терять связь с реальностью. Иногда, конечно, выходит и наоборот. Даже любители порабощающих разум щупалец ценят теплые солнечные дни, и когда такое счастье случается на местных улицах, душа черных магов обретает покой, а тело – заряд здоровья.
Чем дальше в лес, тем больше необычных карт появляется на столе. Оккультные книги, для чтения которых требуется сначала выучить какой-нибудь мертвый язык, идейные и не очень подручные, артефакты, оккультные кабаре — все-все-все, что нужно для богатой событиями жизни.
Моя первая история приняла такой оборот. Юный никто из ниоткуда перебивался случайными заработками и не видел особенных перспектив в жизни, пока на его голову не свалилась посылка с деньгами, обещанием большой потусторонней жизни и адресом магазина с оккультными книгами. Юноша быстро замечтал о мировом господстве и даже прикупил пару случайных томиков с тестом на латыни, но нужным языком он не владел, поэтому зашвырнул книги куда-то в самый угол своей квартиры.
Легкие деньги кончились быстро, а внезапно найденная работа бухгалтером героя не возбуждала. Зато, насмотревшись видений и пообщавшись с упомянутой в сопроводительном посылочном письме особой, основал тайное общество числом в целых два человека и начал писать коммерчески успешные картины.
Искусство-то юношу и сгубило. Беда пришла даже не вместе с орденом магического правопорядка, один из членов которого умудрился разглядеть в работах протагониста известный подтекст и начал буквально поедать слухи, распущенные публикой про художника, а от собственно творчества. Не переживая никаких земных невзгод, разбогатевший на своих произведениях герой в конце концов перестал различать мир фантазий и мир реальный и благополучно сошел с ума.
С культом дела вообще как-то не срослись. Богатея на полотнах с местными Ктулху, художник почему-то страшно боялся открыто обсуждать свои видения и свою же коллекцию артефактов. История его последователей показала, что вести себя надо было ровно наоборот. Разговоры о древних богах со случайными встречными вели только ко всяким приятным знакомствам, а вот рисунками типа «Жертвоприношение в полнолуние», как оказалось, интересовались в первую очередь охотники за дурными головами. Но откуда было все это знать помешанному живописцу?
История эта заняла у меня примерно час игры со все прибывающими и прибывающими на стол картами. Потом были приключения с экспедициями в древний храм, армией культистов, встречей с практикующими обильное кровопускание дамами… На два часа, на пять, на целые выходные.
Каждый первый раз добрую половину истории я, конечно, достраивал сам себе. Но в этом, кажется, и кроется главная прелесть Cultist Simulator. Механически-то игра сводится к перетаскиванию карточек с места на место в разных комбинациях. Иногда в контексте головоломок, иногда – чтобы просто наконец потратить накопленные богатства. Ничего особенного. Даже жонглировать картами, стараясь успеть за местными событиями с таймерами — задача скорее формальная, благо всегда можно нажать спасающую нервы кнопку «Пауза» и спокойно прикинуть, какая карточка куда должна уйти.
Зато вот складывающиеся в культистских «Косынках» анекдоты по-настоящему увлекают. Жанр на любителя, но уж любитель-то всей этой оккультной радости начала прошлого века не разочаруется точно.
Единственное, что я бы поругал – это, как ни странно, интерфейс игры. Старались дизайнеры сделать минималистский стол с простыми и свободными карточными манипуляциями и без лишней ерунды, старались, да так и оставили в Cultist simulator пару заноз. Мой главный раздражитель – это периодически прячущиеся друг под друга карты. Появится, бывает, на столе что-нибудь эдакое важное, а ты его не видишь просто потому, что клиент игры решил выложить новинку на стол точно под оду из старых карточек. Просто разглядеть, где именно притаилась карта, нельзя никак. Приходится либо тупо перетряхивать весь стол в поисках замаскировавшегося диверсанта, либо, положившись на собственную память, прикинуть, для какого события нужна схоронившаяся новинка, и попытаться ее с помощью меню этого самого события «подсветить».
Второй вечный раздражитель – это некоторые из местных головоломок. В целом-то в игре все понятно: то, что нужно от тебя симулятору культиста здесь и сейчас, он с радостью подскажет сам и даже иногда намекнет, каких результатов ждать от той или иной комбинации. А вот когда игре хочется съесть какую-нибудь карту, которой у тебя сейчас на столе нет, ты в доброй половине случаев попал. Ищи, друг мой, недостающий элемент головоломки наобум, тыкайся ко все стороны и жди хорошей погоды.
Повторюсь, Cultist Simulator – это скорее не игра в привычном нам понимании, но оживший фантастический роман, сюжет которого мы вольны собрать сами. Да, с обрамлением в виде карточной игры. Только CS тогда уж не с Hearthstone лучше сравнивать, а с настольными развлечениями в стиле «Ярости Дракулы».
Необычный для видеоигр формат, но вполне себе заслуживающий внимания. Лично я потраченных на Cultist simulator денег не пожалел ни разу.
Источник